Все о профессии социальный педагог. Социальный педагог в школе Профессия соц педагог

Социальная педагогика - отрасль, рассматривающая процесс воспитания через призму характерных для общества. Каждая отдельно взятая личность развивается в определенной среде, где имеются свои устои, стереотипы, приоритеты. Человек не может существовать отдельно от социума, более того, он активно влияет на окружающих, внося в ближайший "микромир" свое мироощущение. Процесс этот обоюдный и взаимосвязанный. Личность может подчиниться требованиям среды, либо окружению придется принять человека таким, какой он есть.

Социальный педагог - это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью. Это определение показывает идеальную картину в плане воспитания, то, к чему должны стремиться все специалисты, работающие с детьми. На практике же социальный педагог - это человек, который в школе занимается мониторингом неблагополучных семей и среди детей. Цель этой работы - научить ребят сопротивляться дезорганизующим условиям.

Деятельность и других учебных заведениях заключается в изучении определенной семьи, выявлении проблем в этой ячейке общества, нахождении путей решения трудных ситуаций, а также в координировании работ по заданному маршруту. Опять-таки, речь идет о должностных обязанностях, прописанных в положении образовательного учреждения. В реальной жизни картина несколько иная.

В действительности социальный педагог - это человек, который становится в решении многих проблем. С одной стороны, профессиональные обязанности и ожидания общества, связанные с достижением определенных целей. С другой, полное нежелание конкретной неблагополучной семьи решать свои проблемы. Ведь контингент, с которым работает специалист, - это асоциальные семьи с пьющими родителями, половина из которых уверена, что они глубоко несчастные люди, обиженные жизнью. Другая половина из разряда "непутевых", которым на все наплевать, включая своих детей. Понятно, что детей из этой среды сравнимо с подвигом, потому что ребенок, проживающий в этих условиях, считает их нормальными и часто идет по стопам родителей. Только единицы адекватно осознают свое положение и стараются его исправить. Самое интересное, что они часто достигают больших результатов, поскольку мотивация - вещь очень мощная.

Опускать руки нельзя ни в коем случае: если не бороться с негативными социальными явлениями, они поглотят общество целиком. Если удается нормализовать жизнь хотя бы нескольких семей - это победа.

Социальный педагог - это человек, работу которого нельзя оценить оценками в журнале, нельзя наглядно показать ее эффективность. Это ежедневный приносящий плоды только через длительное время. Но начальству это не докажешь, они требуют наглядности и цифр.

Отчет социального педагога входит в перечень номенклатуры дел специалиста. К ней относятся федеральные, региональные законодательные акты, регламентирующие данный вид деятельности; должностные обязанности; перспективный план работы (куда же без него), в который включено планирование групповой и индивидуальной работы; программы действий по определенным ситуациям, профилактике правонарушений; картотека на детей, с которыми работает специалист; рекомендации для родителей и учителей.

Любая из специализаций предполагает, что социальный педагог, помимо общепрофессиональной будет иметь и определенную специальную подготовку для выполнения конкретных социально-педагогических задач. Подготовка социальных педагогов различных специализаций может осуществляться как в высших учебных заведениях, так и в рамках дополнительного профессионального образования.

Социальный педагог -- организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал недостаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса.

Классный же воспитатель имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Если ученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.

К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:

  • * разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;
  • * организация досуговой работы со школьниками;
  • * социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;
  • * социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;
  • * привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;
  • * методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;
  • * индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;
  • * взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;
  • * взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.

Социальный педагог -- организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой университета культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.). Объектом деятельности социального педагога -- организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:

  • * организация досуга с различными категориями школьников;
  • * подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;
  • * помощь учителю в подготовке и проведении классных досуго-вых мероприятий;
  • * привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;
  • * организация художественной самодеятельности;
  • * организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;
  • * организация досуга учителей;
  • * взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.

Социальный педагог -- педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе -- выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:

  • -- школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный, «группы риска»);
  • -- классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы;
  • -- учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями;
  • -- учительский коллектив;
  • -- родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем;
  • -- родительский коллектив. В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:
  • * первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностику в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;
  • * взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррек-ционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;
  • * направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;
  • * взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий;
  • * социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом;
  • * психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.

При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным психологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более коррекции психологических проблем.

Социальный педагог -- социолог. Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-психологических проблем в школьном и классных коллективах, их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной. Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы:

  • -- школьный коллектив;
  • -- классный коллектив;
  • -- отдельная группа школьников;
  • -- учительский коллектив;
  • -- родительский коллектив.
  • * изучение социально-психологических явлений;
  • * выявление направленности явлений и оценку их влияния на социум;
  • * выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;
  • * прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме).

Следует подчеркнуть, что социальный педагог -- социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы.

Социальный педагог -- социальный работник. Данная специализация получила наибольшее распространение. Это обусловлено тем, что в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника много общего. Кроме того, в реальной практике на социального педагога, должность которого введена во многих школах, очень часто возлагаются функции социального работника, штатная единица которого в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствует. В этом случае деятельность социального педагога включает в себя весь комплекс вопросов, связанных с защитой прав ребенка, оказанием ему помощи в разрешении социальных проблем, о которых речь уже шла выше при рассмотрении функциональных обязанностей социального работника школы.

Социальный педагог -- методист. Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважением у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Социальным педагогом -- методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.

Объектом профессиональной деятельности социального педагога -- методиста являются:

  • * учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);
  • * по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;
  • * коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;
  • * коллектив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы;
  • * школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.

Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:

  • * помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдельными учениками для достижения определенных учебных целей;
  • * проведение методических семинаров с учителями по проблемам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;
  • * проведение социально-педагогических лекториев для родителей;
  • * помощь родителям в социально-педагогической работе со своим ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершенствования и др. (по данным интернет-источника

В настоящее время вузы и продолжают вести подготовку будущих специалистов по специальности «Социальный педагог». Для того чтобы получить данную профессию, необходимо пройти обучение по программе, предусмотренной учебным заведением. Как правило, полный срок образовательной подготовки данной специальности составляет 5 лет.

Предусматриваются такие формы обучения как очно-заочная, заочная, очная и дистанционная. В целом, сроки и образования между различными образовательными учреждениями различаются в зависимости от установленных в них порядков и правил.

Анализ практики данной специальности говорит о том, что эффективность деятельности социального педагога зависит от уровня подготовки в учебном заведении. Также значение имеют личностные качества специалиста. Социальный педагог необходим категории людей, которой требуется психологическая поддержка и социальная помощь. Потому для будущего специалиста профессионально значимыми являются такие качества как: эмпатия, коммуникабельность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, выдержка.

Деятельность социального педагога

Социальный педагог осуществляет работу с детьми и подростками из неблагополучных семей, их родителями и иными лицами, нуждающимися в защите их прав и свобод. Он работает в реабилитационных центрах, школах-интернатах, детских домах, больницах. Педагог ведет деятельность в тесном сотрудничестве с полицией, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.

Так, социальный педагог работает с теми, кто перенес психологическую травму в результате насилия, потери близких людей, противоправных действий. Его деятельность в работе с проблемными детьми и подростками направлена на установление с ними доверительного контакта, обнаружение их проблем и оказание поддержки.

Педагог участвует в разрешении проблемных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, выявляет его потребности и разрабатывает меры поддержки, привлекая соответствующие органы, например, по опеке и попечительству.

Специалист старается создать для них комфортную психологическую обстановку, для того чтобы такие ребята ощущали себя в безопасности. Безусловно, социальному педагогу необходимо обладать психической устойчивостью, ведь в работе придется непрерывно сталкиваться с трудностями. Не исключено, что дети и подростки из неблагополучных семей имеют психические расстройства и отклонения в развитии. Их поведение может носить асоциальный характер, а потому нуждается в корректировке и адаптации. Задача педагога - оказывать помощь, применяя знания и опыт в области воспитания, обучения и развития личности. Социальному педагогу необходимо умение слушать и понимать, сопереживать, общаться с людьми разных категорий.

Данная профессия появилась совсем недавно, а потому ее смысл понятен далеко не всем. Социальный педагог занимается созданием «правильных» условий для развития учащихся, защищает права детей, помогает наладить отношения семьи со школой, организует работу учителей, помогает повысить успеваемость детей и многое другое.

До нынешнего момента функции социального педагога отчасти выполнялись преподавателями или классными руководителями. В сложных или нестандартных случаях работали штатные или приглашенные психологи .

Места работы

В основном, должность социального педагога присутствует в:

  • школах;
  • детских садах;
  • социальных службах;
  • приютах и учреждениях, работающих с несовершеннолетними.

История профессии

Изменение жизни и экономики, развитие технологий, обострение социальных и политических противоречий создало необходимость менять устройство государственного воспитания и обучения детей. Профессия социального педагога появилась в России примерно в 2000-х годах и к нынешнему времени прижилась.

Отчасти эта профессия была создана, чтобы уменьшить рост преступности, количество неблагополучных детей и иные проблемы.

Обязанности социального педагога

Основными должностными обязанностями социального педагога являются:

  • анализ проблем учащихся для оказания им социальной помощи;
  • разработка программ адаптации учащихся к окружающим условиям;
  • консультирование детей, родителей и учителей.

В зависимости от специфики учреждения в обязанности социального педагога могут входить:

  • координация взаимодействия работников школы и привлеченных специалистов;
  • помощь в трудоустройстве учащихся;
  • проведение обучающих мероприятий для учителей.

Требования к социальному педагогу

Обычно требования к социальному педагогу таковы:

  • высшее профессиональное образование;
  • опыт методической работы;
  • знание законодательства, касающегося социальной сферы;
  • навыки организации и проведения мероприятий.

Как стать социальным педагогом

Стать социальным педагогом можно единственным способом — получить высшее образование, без которого на работу просто не возьмут. Дальнейшие шаги — либо трудоустройство по специальности, либо работа учителем в школе или воспитателем в детском саду и последующий рост в профессионализме и положении.

Образец резюме социального педагога

Зарплата социального педагога

Размер заработной платы социального педагога невелик, размер колеблется от 15 до 30 тысяч рублей в месяц. Приятным дополнением могут быть премии за выслугу лет и льготы для работников государственных предприятий.

Средняя зарплата социального педагога находится в районе 20 тысяч рублей в месяц и расти в ближайшие годы, скорее всего, не будет.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия (СНТА) и ряд её курсов по направлению « ».

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления « ».

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации « » и выдаёт диплом и сертификат.

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению « » (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.


Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств - образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

Учреждения образования;
- учреждения комитетов по делам молодежи;
- учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);
- учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.); - учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.

Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).
Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.

В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).

В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением).
Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

Изложенное выше показывает, что социально-педагогическая деятельность - многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.


Поделиться