Акустические признаки голоса от чего зависят. Диагностики и коррекции нарушений. Основные функции голоса. Характеристика разговорного голоса

Речь – это сложный психофизический процесс, результат работы мышц, связок, дыхания, центральной и периферической нервной системы.

Нарушение голоса может носить врождённый характер или приобретённый (в результате травм, операций, нервно-психических, инфекционных, соматических заболеваний). Кроме диагностики этих состояний, к акустическому анализу голоса нередко прибегают люди творческих профессий, чья деятельность связана с голосом (вокалисты, дикторы, актёры). Это исследование также широко применяется у детей с задержкой или нарушениями речевого развития (хотя диагностика у детей всегда происходит сложнее из-за недостаточной критичности ребенка и естественных затруднений в вербализации жалоб). В диагностике нарушений голоса важное значение имеет отношение самого пациента к имеющемуся дефекту речи. Также отмечено, что на голос в значительной степени влияет текущее психофизическое состояние человека. В связи с этим рекомендуется проводить акустический анализ голоса не на первом приёме, а только после достижения доверительного, не вызывающего волнения контакта между врачом и пациентом.

2. Критерии оценки голоса

  • громкость;
  • атака звука;
  • охриплость;
  • падение силы звучания;
  • прорывы в звучании;
  • напряжение мышц шеи.

Поскольку голос неразрывно связан со слухом, рекомендуется в диагностику включить и проверку слухового восприятия. Это помогает дифференцировать расстройства речи, причиной которых стало искажённое слуховое восприятие.

Специфическое фонационное аэродинамическое исследование включает:

  • длительность времени звучания;
  • голосовой выдох;
  • мощность сигнала;
  • частоту основного тона;
  • ёмкость легких;
  • давление воздуха при звукоизвлечении;
  • сопротивление связок;
  • оценку эффективности использования возможностей голоса.

В настоящее время все большее распространение получает метод анализа голоса посредством т.н. фотокинетической регистрации. Суть метода – в многоканальной записи и автоматической оценке нескольких ключевых параметров голоса одновременно. Анализируются глубина и объем дыхания, амплитудно-частотные характеристики голоса, сокращения и вибрации двенадцати голосовых мышц гортани, особенности координации между дыханием и звукопорождением.

Иногда достаточно провести звуковой анализ, чтобы выявить проблему, негативно влияющую на голос. Однако, речь может быть нарушена по иным причинам – когда параметры отдельных звуков соответствуют норме, а нарушена связность интонированной речи.

3. Методы диагностика акустических параметров речи

Диагностика акустических параметров речи проводится следующими методами:

  • обратная звуковая связь;
  • анализ нарушений артикуляции;
  • компьютерная диагностика голоса;
  • моделирование звукоизвлечения и восприятия;
  • проведение электроглоттографии в режиме реального времени;
  • оценка высоты в режиме реального времени;
  • звуковая спектрограмма в режиме реального времени;
  • анализ механизмов дыхания, звукообразования и ударения;
  • исследование фонетической структуры речи;
  • цифровая ларингеальная стробоскопия.

Как правило, обращение для акустического анализа голоса мотивировано тем, что сам человек сознает нарушения речи. Исследование выявляет, какие именно голосовые параметры страдают в данном случае. Однако, этот анализ не всегда помогает установить причину таких состояний. Для точной диагностики и выбора верной корректирующей схемы акустический анализ голоса и речи проводится в совокупности с общей проверкой голоса.

4. Выявления голосовых особенностей

  • проверка диапазона голоса;
  • выявление звуковых отклонений;
  • анализ невосприимчивости к звуковым оттенкам;
  • изучение индивидуальных тембровых особенностей;
  • выявление возможных заболеваний связок, горла, дыхательной системы, органов слуха;
  • обследование нервно-психического статуса;
  • анализ причин усталости голоса;
  • проверка функционирования мышц гортани;
  • оценка пригодности голоса для конкретного вида профессиональной деятельности.

В современной медицине существует целый комплекс исследований голоса, а также методики восстановления голоса и поддержания его в рабочем состоянии. Это особенно актуально для профессионалов; но и для людей, не связанных с разговорными профессиями, нарушения речи могут стать серьёзным неудобством. Следует внимательно относиться к изменениям в голосе, к развитию голоса и речи у детей, обращаться за медицинской помощью при значительных изменениях или потере голоса в результате инфекционных заболеваний.

Под звуком в акустике понимается распространение волн, т.е. колебаний в упругой среде.

Звук распространяется по разным средам: когда человек говорит или поёт – звук распространяется не только по воздушным путям в наружное пространство, но и распространяется по тканям организма.

Акустическим источником певческого звука являются голосовые складки, которые, будучи сближены и напряжены, начинают колебаться, что является причиной периодических сгущений и разряжений, происходящих между ними вследствие повышенного подскладочного давления воздушной струи.

Звук распространяется по воздуху, заключенному в голосовой трубке по акустическим законам, а воздух протекающей по ней – по аэродинамическим. При этом принятое в вокальной педагогике понятие «озвученное дыхание» в действительности в науке не существует: любой человек может сказать несколько слов на вдохе, и, не смотря ни на что это слова будут слышны, так как звук, распространяется по надставной трубе и выходит изо рта в окружающую среду, несмотря на то, что воздух будет идти в обратном направлении, засасываясь лёгкими.

Распространяясь от источника колебания во всех направления, звук сильно убывает обратно пропорционально квадрату расстояния.

Тоновые звуки рождаются при колебании источника звука периодически с определённой частотой, имеют определённую высоту.

Шумовые звуки – непериодические колебания, не имеют определённой высоты.

Все гласные звуки имеет тоновый характер. Глухие согласные – шумовой.

Л.Б. Дмитриев утверждает, что всё бесконечное разнообразие, которое мы различаем в музыкальных звуках и голосе, с т.з. акустики является изменением во времени только трёх характеристик: частоты колебания, амплитуды колебания и состава сложного звука , его спектра, – которые мы воспринимаем соответственно как высоту, силу и тембр .

Высота звука – субъективное восприятие частоты колебательных движений (чем чаще совершается колебательное движение, тем выше для нас звук).

Качество высоты звука зарождается в голосовых складках: сколько смыканий и размыканий осуществят они в процессе своих колебаний – столько порций сгущённого подскладочного воздуха они пропустят – такова будет частота рождённого звука, т.е. высота тона .

Скорость распространения звука в атмосферном воздухе при температуре +18С – 342 м/с.

Расстояние между двумя соседними гребнями волнами, то есть сгущениями или разрешениями носит название длины волны .

Длина волн и частота колебаний находятся в обратно пропорциональной зависимости. Их произведение всегда равно 342 м/с. Таким образом, длина волны с точки зрения акустики выражает то же самое качество звука – его высоту .

Длина волны выражается в метрах и сантиметрах и т.д., а частота колебания в количествах полных колебаний (периодов) – герцах (Гц).

Человеческое ухо воспринимает частоту от 16 до 20 000 Гц.

Звуковой диапазон певца – от 60-70 Гц (низкие ноты баса) до 1200-1300 Гц (высокие ноты сопрано), что соответствует длине волны от 5,7-4,8 м до 0,26-0,28 м.

Сила звука – субъективное восприятие размаха колебательных движений, его амплитуды, которая не зависит от частоты. Сила звука рождается в гортани и растёт с ростом подскладочного давления: чем с большим напором прорывается через голосовую щель порции воздуха, тем больше энергия, которую они несут, больше степень сгущения и следующего за ним разряжения, т.е. сильнее амплитуда колебания частиц и соответственно сильнее их давление на барабанную перепонку уха.

Подскладочное давление – энергетический резервуар, питающий возникающую в голосовой щели энергию, а голосовые складки играют роль периодические открывающегося со звуковой частотой крана, выпускающего в ротоглоточный канал порции сжатого воздуха.

Сила родившихся в голосовой щели звуковых волн быстро убывает. Коэффициент полезного действия голосового аппарата очень мал. По Юссону 1/10-1/50 часть энергии, родившейся в гортани, выходит из голосового отверстия. Основная масса поглощается тканями организма, вызывая их вибрацию.

Сила звука измеряется в децибелах (дБ).

Так как кпд голосового аппарата очень мал возрастает значение механизмов его повышающих, исходя из этого постановка голоса и есть, в значительной степени приобретение навыка использования данных механизмов, когда при наименьших затратах энергии певцы получают значительный акустический эффект.

Тембр – наиболее сложное качество голоса, его сложный состав .

Музыкальные тоны, как и большинство тонов нас окружающих – тоны сложные, состоящие из множества колебаний различной силы и частоты.

В составе сложного звука выделяют основной тон , по которому определяют высоту звучания сложного звука и частичные тоны , сумма которых создает совершенно определённый тембр – характер звучания.

Так как источником звука, как правило, является какое-либо упругое тело, которое колеблется не только всей своей длиной, но и своими частями, то эти колебания частей и рождает обертоны. Все колебания происходят одновременно.

Амплитуда колебаний уменьшается с увеличением порядка обертона.

Все частичные колебания называются гармоническими , т.к. они гармоничны основному тону: октава, квинта через октаву и т.д.

Негармонические колебания возникают в результате колебания упругого источника звука неравномерной толщины и формы.

Если графические по порядку изобразить в виде столбиков все обертоны сложного звука (амплитуду колебания каждого обертона) – получим спектр сложного звука , где крайний левый – высота основного тона, а далее располагаются обертоны звука в порядке увеличения их частоты.

Рис. 6. Спектр сложного звука: f A

Спектр колебания упругой струны будет выглядеть именно таким образом.

Но если мы попытаемся изобразить спектр амплитудных колебаний звуков человеческого голоса или каких-либо музыкальных инструментов, мы получим иную картину: часто основной тон имеет амплитуду меньшую, чем обертоны – такое явление изменения исходного спектра источника колебания называется резонансом .

Рис. 7. Спектр музыкального звука: f (ось абсцисс) – частота колебания обертонов, A (ось ординат) – амплитуда колебания обертонов.

Резонанс.

Резонанс – механизм изменения первоначального звучания источника звука; является причиной усиления различных групп обертонов .

В отношения звука музыкальных инструментов можно сказать, что резонанс – есть раскачка струн одного инструмента под влиянием второго инструмента. Например, под влиянием звучания второго фортепиано все звуки первого фортепиано выйдут из равновесия, однако под влиянием серии звуковых волн раскачивается лишь та струна, частота собственных колебаний которой будет совпадать с частотой подходящих к ней волн, при этом резонанс сильнее при совпадении не только основного тона, но и обертонов.

Откуда в колеблющейся в процессе резонанса струне первого инструмента возникает колебательная энергия? Сначала она накапливается при переходе из воздуха в механические колебания данной струны (раскачка), затем данная струна отдаёт эту энергию – совершается переход механической энергии струны в колебания воздуха. Данные колебания суммируются и усиливают колебания струны второго инструмента.

Таким образом, при резонансе новой энергии не возникает, но происходит усиление звучания.

В акустике под резонатором понимается определённый объем воздуха, заключённый в упругие стенки и имеющий выходное отверстие . Следовательно, высота звука, рождающаяся в резонаторе зависит от объёма заключенного в нём воздуха, формы резонатора и размеров выходного отверстия .

Принцип вокального резонанса .

Трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие придаточные полости имеют упругие стенки, одни из которых не измены по своим форме и размерам от природы в процессе звукообразования, следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны и порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки и могут быть использованы для усиления определённого рода обертонов (например, нос и его придаточные полости). Другие легко меняют свою форму и размеры – ротовая полость, глотка, надскладочная полость гортани и могут использоваться в широких пределах для усиления определённых групп обертонов.

При явлении вокального резонанса механизм исходного тембра не связан с вибрациями груди, нёбного свода или каких-либо ещё частей организма, изменение исходного тембра гортани зависит только от резонаторных явлений развивающихся в полостях голосового аппарата .

Отражение и обтекание звуковых волн.

Собирание, концентрирование звука подобно собиранию светового пучка в лупе или отражение его зеркалом.

Особая отражательная роль отводится в этом смысле нёбному своду . Однако закон светового луча «угол падения равен углу отражения» в данном случае не применим: данный закон может быть применён лишь тогда, когда размеры препятствия звука сравнимы или превышают длину волны. В обратном случае происходит обтекание препятствия волной.

С данной точки зрения стенки ротоглоточной трубки и нёбный свод не могут отражать основной тон звука, так как длина его волны измеряется (например, у мужчин) в метрах, а площадь поверхности небного свода не превышает 10-15 см. Поэтому с данной точки зрения ни концентрация, ни направление, ни закономерное отражение звуковых волн в надставной трубке невозможно.

Выйдя изо рта такой звук, хорошо отрежется от больших и твёрдых поверхностей , что и используется в акустике архитектуры.

Отражение звуков от нёбного свода и стенок надставной трубки возможно лишь для части звуковой энергии , которая заложена в высоких обертонах певческого голоса : чем выше обертоны голоса, тем полнее они отражаются от стенок ротоглоточного канала и нёбного свода.

При попытке человека сказать ту или иную гласную голосовая щель издает однородный тон, который имеет пищащий характер. Гортань родит звук индифферентный, не имеющий формы того или иного гласного, а характер речевого звук приобретает, пойдя через надставную трубу, т.е. по ротоглоточному каналу.

Форманта гласного звука – форма гласного звука, обретаемая им в ротоглоточном канале.

Каждый гласный звук содержит в своём обертоновом составе две относительно усиленные области обертоновых частот – характеристические тоны Гельмгольца, по которым человеческое ухо и различает гласные звуки. Они и называются формантами .

У каждого гласного их две : одна рождается благодаря резонансу глотки , вторая – резонансу ротовой полости (именно этим обусловлена необходимость смены положения языка в ротовой полости при переходе от одного гласного к другому, язык, перемещаясь, образует необходимые для различных формант объёмы воздуха).

Форманты гласных русского языка по Фанту:

А – 700 и 1000 Гц,

О – 535 и 780 Гц,

У – 300 и 650 Гц,

Е – 440 и 1800 Гц,

И – 240 и 2250 Гц.

Объёмы глоточной и ротовой полостей находятся в обратно пропорциональном отношении: ротовой увеличивается при переходе от и к у , глоточной уменьшается при переходе от и к е и а , но при этом на о и у вновь увеличивается.

Таким образом, переход от звука к звуку – тембральное изменение, обусловленное резонансом ротоглоточных полостей.

Всё остальное разнообразие звуковой палитры голоса связано с внеформантными образованиями обертонов – всеми остальными кроме верхней и нижней.

Всё вышесказанное характерно для речи человека. Согласно акустическим исследованиям, у всех певцов с поставленными голосами, независимо от высоты тона и типа гласного, для спектра певческих гласных характерно наличие ещё двух певческих формант – высокой и низкой.

В 1927 году отечественными учёными Н.П. Казанским и С.Н. Ржевкиным была открыта нижняя певческая форманта у мужских вокальных голосов, она определялась областью усиления обертонов с частотой 517 Гц.

В 1934 г. немецким ученым В. Бартоломью область усиления обертонов была выделена и верхнем диапазоне певческого голоса и названа высокой певческой формантой. Для низких голосов она составляет 2 500-2 800 Гц, для высоких доходит до 3 200 Гц.

Низкая певческая форманта характеризует округлое, полное, мягкое звучание голоса, высокая добавляет голосу блеск, металличность, полётность, блеск, силу звучания.

Таким образом, если в речи у каждой произносимой гласной усиливаются две области звучания, то в пении этих областей становится четыре. Чем интенсивнее звук, тем большую роль играют певческие форманты и тем меньшую роль – форманты гласных звуков. Поэтому при большой мощности звука гласные становятся менее различимы, и поэтому тем важнее становится момент формирования звука, который и определяет в нашем слуховом представлении характер гласного звука.

К интонационным характеристикам голоса относится его звуковой диапазон , расположенный на шкале частот. В целом объём голоса и его расположение на шкале частот на всём своём протяжении неоднородны, особенно у необученных певцов. Это связано с образованием регистров голоса.

Вследствие различного анатомического строения и физиологических возможностей мужской и женской гортани регистровое строение мужского и женского голоса разное.

В диапазоне женских – три: грудной, средний и головной.

Ноты находящиеся как бы на переходе называют переходными нотами.

Грудной от субъективного ощущения певца во время пения, когда тот ощущает отзвук, дрожание грудной клетки (у необученного тенора – до 1 -ми 2).

Переходные ноты объективно могут быть спеты как в одном, так и в другом регистре, что связано с механизмом работы голосового аппарата (у необученного тенора ми 2 - фа 2 - фа# 2).

При фальцетном – черпаловидные хрящи плотно прижимаются друг к другу, а между голосовыми складками образуется веретенообразная щель, колеблются края голосовых складок (чем выше звук, тем меньше просвет голосовой щели между складками).

Р. Юссон объясняет смену регистров певческого голоса зависимостью от скорости проведения импульсов по нервному волокну возвратного нерва и типов его работы: однофазной, двухфазной, трёхфазной.

Смешивание регистров – обретение единообразного микстового звучания у мужчин, как правило, связано с техникой прикрытия , которая собственно сочетает (по Л.Б. Дмитриеву) два технических приёма: собственно смешивания физиологических принципов грудного и фальцетного голосообразования и увеличений импеданса (сопротивления) надставной трубы – затемнения звука.

Регистры женского голоса имеют ту же природу, что и регистры мужского – зависят от изменения работы голосовых складок: в грудном – по грудному типу, в центральном – по смещенному, на флажолетных предельных звуках – близкому к фальцетному.

У женщин смешанный регистр существует от природы

Работа артикуляционного аппарата в пении.

У некоторых певцов от природы слово и певческий звук сочетаются органично, в таких случая вокальный процесс не дробится и воспитывается на упражнениях и произведениях с текстом.

В других случаях, по мнению большинства педагогов, ученика необходимо лишить на время произведений с текстом и сосредоточить его внимание на правильной артикуляции отдельных гласных звуков.

Работа артикуляционного аппарата в речи .

Речь человека – чередование звуков, где также присутствует мелодика, которая участвует в передаче смысла слова – интонация. При помощи интонации передаётся различный смысл одинаковых слов.

Звуки речи делятся на гласные и согласные, их формирование производится голосовым аппаратом: многочисленными мышечными органами ротоглоточного канала, а также мускулатурой, двигающей нижнюю челюсть. Главным артикуляционным органом является язык, который, обладая разнонаправленными мускулами, может принимать различные формы. Его перемещение в ротоглоточном канале меняет размеры глоточной и ротовой полости. Корень языка прикреплён к подъязычной кости, поэтому движения языка передаются через систему мышц этой кости, а через неё гортани, что имеет большое значение для её работы.

При образовании гласных звуков, воздух свободно проходит по ротоглоточному каналу, не встречая препятствий в виде сильного сужения или полного перекрытия. В зависимости от формы и объёма глоточной и ротоглоточной полости, на различных гласных звук приобретает характерные усиления – обертоны-форманты, по которым наше ухо отличает один гласный от другого.

Все полости ротоглоточного канала оказывают взаимное воздействие друг на друга. Так, например, при прикрытии ротового отверстия или удлинения его за счёт вытягивания губ вперёд все форманты понижаются, при раздвижении рта и увеличении ротового отверстия – все форманты повышаются.

Также для распознавания гласных звуков имеет значение и динамическая форманта гласного : каждый звук имеет своё начало, фазу полного звучания и окончание звучания, при этом сила и тембр звучания звука на разных этапах различна, кроме того, данные изменения во времени, характеризующие каждый конкретный звук не одинаковы для всех гласных и также являются его индивидуальной и характеристикой . В полной форме гласный звучит тогда, когда он находится под ударением или в слове, которое выделяется в речи интонацией, во всех остальных случая гласный редуцируется , что является требованием языка.

Согласные звуки в речи формируются за счёт включения в работу шумового возбудителя звука – сужения или затвора в ротоглоточном канале. По месту своего образования согласные также сильно разнятся: губы, разные части ротовой полости.

Как и при образования гласных звуков, в процессе образования согласных, артикуляционный аппарата и гортань связаны друг с другом механически – в силу анатомического строения и посредством акустических и дыхательных механизмов.

В воздействии согласных на формирование гласных, а также в воздействии гласных на работу самого голосового затвора и положение гортани заключается фонетический метод воспитания голоса.

Артикуляция при переходе от речи к пению .

Артикуляционные уклады в речи и пении, как правило, не совпадают.

Основным отличием установки голосового аппарата в речи и в пении является положение гортани: гортань занимает стабильное и независимое от артикуляционных движений голосового аппарат положение – гортань и артикуляционный аппарат работают независимо друг от друга.

Данный феномен объясняется тем, что в пении все звуки должны быть равновокальны – в равной степени содержать все характерные особенности певческого тембра голоса (высокую и низкую певческие форманты, постоянное, ровное вибрато).

Естественно, что в таких условиях артикуляционному аппарату приходится перестраиваться для того, чтобы выполнить свою функцию: изменяется длина надставной трубы, при этом органы артикуляционного аппарата, и в первую очередь язык выстраивают необходимые для формирования гласных звуков объёмы глоточной и ротоглоточной полостей – певческий уклад языка не совпадает с речевым.

Положение губ в пении не отличается от речевого.

Таким образом, верно тембрально оформленный профессиональный певческий звук требует особого положения и приспособления гортани, определённой длины ротоглоточного канала, определённого открытия рта и такой формы ротоглоточных полостей, которые бы соответствовали наилучшему выведению звуковой энергии в окружающее пространство.

Вопросы и задания

    Охарактеризуйте звук как физическое явление.

    Назовите три основные физические характеристики звуковой волны. Каким качественным характеристикам звука они соответствуют.

    Дайте характеристику основным качественным характеристикам звука.

    Что такое форманта гласного звука? Сколькими формантами обладает каждый гласный звук? В чём причина их существования?

    Раскройте понятия резонанса.

    Раскройте понятие резонанса в пении.

    Раскройте принципы работы артикуляционного аппарата в речи и в пении, выделите принципиальные различия.

Основная

    Бучель, В.Н. Технология мембранно-резонансного пения [Монография] / В.Н. Бучель. – М., 2007. – 64.: нот.

    Емельянов, В.В . Практический метод воспитания голоса / В.В. Емельянов. – М., 2006. – 342 с.

    Карулина, З.В. Основы вокальной безопасности. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 64 с.

    Постановка голоса и вокальный ансамбль: Методические указания и рекомендации для самостоятельной работы студентов заочников специальности 051300 «Музыкальное искусство эстрады» квалификация «Артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель» / Сост. И.В. Сахнова. – М.: МГУКИ, 2007. 26 с.

Дополнительная

    Алиев, И.Ю. Основы преподавания сольного пения. Методология теории и практики художественно-дидактической системы вокально-педагогического процесса / И.Ю. Алиев. – М.: «Гном и Д», 2003. – 192 с.

    Алиев, И.Ю. Основы вокальной педагогики. Методология теории и практики творческой организации художественно-педагогического процесса [Монография] / И.Ю. Алиев. – М.: Педагогика, 2001. – 252 с.

    Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2004. – 366 с. : ил., нот.

    Ермолаев, Л.А. Руководство по фониатрии / Л.А. Ермолаев, В.П. Морозов, Н.Ф. Лебедева. – Л.: Медицина, 1970. – 369 с.

    Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 158 с.

    Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт-К, 1998. – 368 с.

    Морозов , В.П . Искусство резонансного пения . Основы резонансной теории и техники: [Учеб.-методол. изд. для вокалистов] / В.П. Морозов . - М., 2002. - 494, с. : ил., портр. - (Искусство и наука).

    Стулова, Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: [Учебное пособие для студентов высших учебных заведений]. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 152 с.; ил.

    Сборник научно-методических статей

    ... вокала XX века существовали также многочисленные вокальные ансамбли ... знаниями теории, но и специальными методологическими знаниями ... Музыкально -педагогическая ... как совокупность тех принципов , приемов, методов педагогической работы ... принцип в преподавании ...

  1. Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г)

    Документ

    ... ансамбле ); мотивация; понимание задач предмета «фортепиано» как суммы всех музыкально - теоретических знаний . В ходе планирования педагогического ... . Отсюда необходимость межъязыковых связей как важнейший методологический принцип . Сегодня, в период все...

    Документ

    Из педагогического ... методологиче­ских принципов создания эстрадного номера. Номер и его исполнитель как ... эстрады в преподавании теоретических дисциплин... вокальный ансамбль ... музы­кальным , веселым... Представление построено как путешествие в Страну знаний ...

Изучение интенсивности звучания: Используется аппаратура: шумометр, измерительные приборы типа “Vocal 2”, “Видимая речь” и др. (приборы, позволяющие анализировать частоты). Записывается звучание голоса, неоднократно, с интервалами 3 – 5 минут, вычисляются средние показатели.

Измерение частоты фонации: Также используется компьютерная программа “Видимая речь” (модули “Высота” и “Спектр”). Испытуемый длительно произносит заданный звук. На экране дисплея в зависимости от высоты голоса “ртуть на градуснике” поднимается при изменении высоты звучания. Индикатор фиксирует границы частотного диапазона.

Спектральный анализ гласных звуков: Проводится с использованием электроакустических методов – спектрометрии. Первоначально проводится запись голоса на высокочувствительную магнитную пленку в звукоизолированном помещении, после чего речевой материал подвергается спектрографическому анализу, когда дается оценка разных параметров звука. Для оценки интонационных особенностей речи используется прибор интонограф . Магнитофонные записи пропускают через осциллограф.

Одним из методов исследования голоса является определение профиля речевого голоса или голосового поля. Его сущность заключается в регистрации уровня звукового давления в зависимости от изменения интенсивности голоса, что дает представление о динамическом диапазоне. Динамический диапазон служит важнейшим показателем владением голосом. Изменение интенсивности и высоты основного тона определяют такие качества, как гибкость и мелодичность. Известно, что монотонная речь затрудняет восприятие слушателями и является частой причиной более быстрого перенапряжения голоса.

Исследование проводиться в помещении с нормальной акустикой, фоновый шум не превышал 40 дБ. Интенсивность речевого голоса или уровень звукового давления (УЗД) определяется с помощью прибора SM O3 фирмы «Atmos» (Атмос). При проведении исследования испытуемый находится в вертикальном положении, стоя, микрофон расположен на расстоянии 30 см от губ. Согласно инструкции к прибору необходимо начать беглый счет с цифры двадцать. Вначале числа произносятся тихо, затем постепенно увеличивается интенсивность голоса до максимально громкого произнесения. При этом дисплее точечного сигнала высвечиваются данные уровня звукового давления, которые заносятся на специальный бланк фонетограммы. Линия, соединяющая полученные координаты, образует профиль речевого голоса. Графический рисунок (фигуру) называют голосовым полем. Он показывает основные акустические параметры певческого голоса: тоновый диапазона, динамический диапазон и площадь голосового поля как характеристику голосовых возможностей исследуемого. Площадь данной фигуры напрямую связано с функциональным состоянием голосового аппарата: чем меньше площадь, тем ниже возможности голоса, а при заболеваниях голосового аппарата – выражение нарушение.



Другой вариант проведения методики (кроме счета до 20): пропевать гланую “а” длительностью не менее 2 секунд. Тихое пение (panissimo) перед очень громким (fortissimo). При исследовании тон задается на пианино. Испытуемый воспроизводит заданный тон с соответствующей частотой насколько возможно тихо. Затем задается следующий тон, который пропевается аналогичным образом, и так продолжают до пределов диапазона, присущего голосу исследуемого. Таким же образом исполняется данный звукоряд в пределах диапазона насколько возможно громко. При этом на цифровом и точечном дисплее прибора высвечиваются данные уровня звукового давление. Исследование провододится на гласной «а». Это объясняется тем, что звук «а» позволяет лучше всего расслабить голосовой аппарат от излишнего напряжения, обладает наибольшей интенсивностью, и поэтому его образование требует наименьших усилий. Помимо этого, гласный «а» является самым распространенным звуком, с которого большинство вокальных педагогов начинают воспитывать голос.

Логопедическое обследование

При определении характерных особенностей голоса особое вниманиме обращается на:

Его интенсивность – сильный, нормальный, слабый, иссякающий

Тональность звучания – низкий, нормальный, высокий, фальцет



Тембр – чистый, хриплый, напряженный, дрожащий, глухой, назализованный.

Логопед изучает качество звучания измененного голоса – охриплость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывов звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания. По характеру звучания голоса опытный логопед может определить этиологию и механизмы нарушения.

Исследование проводят с использованием различного речевого материала:

Изолированных звуков, слогов, слов, предложений

Вопросно-ответной формы речи

Чтения ритмизированных и произаических текстов.

Обследование детей требует особого подхода. Дошкольники и даже младшие школьники обычно не осознают нарушений своего голоса, они как бы «не слышат» себя и никаких жалоб не предъявляют, ничего определенного о развитии своего дефекта рассказать не могут. Не всегда нарушенный голос ребенка замечают родители и педагоги.

Зависимость голоса человека от его эмоционального состояния не требует доказательств, поэтому и о голосе ребенка можно получить наиболее полное представление только при условии хорошего контакта с ним, его доверия к логопеду и заинтересованности в занятиях. Многократные и разнообразные по форме приемы обследования позволяют выявить картину функционального состояния голосового аппарата.

Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании. Принимая во внимание тесную связь голосовой и психической функций, следует учитывать настроение детей, знать особенности их обычного поведения. Если ребенок вял, плаксив, обследование в такой момент проводить не стоит.

Экспериментальные задания предлагаются ребенку в игровой форме, которая должна соответствовать его возрастным возможностям и интересам. Выполняя их, дети демонстрируют звучание голоса при произнесении гласных, слогов, слов, отдельных предложений, в свободном рассказе, при повторении стихотворений, во время участия в организованных инсценировках. Речевой материал для выявления состояния голоса должен содержать максимальный набор гласных, сонорных и звонких согласных звуков.

В.И. Филимонова (1990) предложила методику исследования состояния голоса дошкольников:

Изолированные гласные предлагаются в следующей последовательности: [а, о, у, э, и]. Именно при такой последовательности увеличивается плотность смыкания голосовых складок (на [а] охриплость может не появиться, а на [и] – появится). Кроме того, увеличивается возвратный импеданс – соотношение надскладочного и подскладочного давления воздушной струи.

Изучение особенностей произнесения звуков происходит в условиях их многократного звучания (например, укачивания куклы «а-а-а» и т.п.), во время которого легко выявляется интонационная характеристика голоса:

[а] – проверяется при выполнении ребенком инструкции: «Как нужно укачивать куклу!». В случае если он не может самостоятельно выполнить задание, логопед показывает необходимые движения и произносит «а-а-а», затем просит ребенка повторить их;

[о] – в ответ на инструкцию: «Покажи, как стонет человек, у которого что-нибудь болит»;

[у] – при выполнении задания: «Покажи, как звучит самолет в воздухе»;

[э] – при повторении вслед за логопедом коротких слов эй, это, эхо;

[и-а] – в ответ на просьбу: «Покажи, как кричит маленький ослик».

Аналогичным способом проверяются характеристики голоса при выполнении следующих инструкций – «Покажи,

как рычит собака, если ей что-нибудь не нравится» – [р];

как звенит комар – [з];

как жужжит жук весной – [ж];

как лает собака, когда не подпускает чужих к дому – [ав];

как вздыхает старенькая бабушка – [ох];

как мычит корова – [му];

как мычит теленок, который потерял маму –(жалобно) [ме];

как пищат мышки (тихо) [пи];

как мурлычет взрослый кот – [мурр];

как мяукает маленький котенок – [мяу];

как кричит петушок –[ку-ка-ре-ку];

как тикают часики –[тик-так].

В каждом случае, когда ребенок затрудняется в выполнении задания, логопед показывает ему образец.

2. Произнесение слов, обозначающих название той или иной предметной картинки. При выборе картинок учитывается максимальный набор в их названиях гласных и сонорных: мак, малина, мыло, машина, лимон, дом, самолет, юла, лиса, мел.

3. Повторение за логопедом коротких фраз типа: Мама мыла Милу. Мила любила молоко. Нина ела малину. Мама купила лимон.

4. Произнесение тех же фраз с различной интонацией – утвердительной, вопросительной и восклицательной.

5. Произнесение тех же фраз с вопросительной интонацией с логическим ударением на разных словах. Например: Мама мыла Милу? Мама мыла Милу? Мама мыла Милу ?

6. Чтение наизусть коротких стихотворений:

Мама мыла Милу мылом, Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло не любила. Мила мыло уронила,

Уронила Мила мыло, Уронила Мила мыло,

В мыльной пене утопила. Мишку Мила не домыла.

Маланья-болтунья Марину и Милу

Болтала, выбалтывала, Малина манила,

Да не выболтала. Марине и Миле

Малина мила.

Ла-ла-ла Лу-лу-лу Ул-ул-ул

Мила пол мела. Слава взял пилу. Михаил уснул.

7. Инсценирование сказок с целью проверки умения детей передавать голосовыми реакциями характер персонажей и интонационно оформлять собственную речь. Можно использовать русские народные сказки «Три медведя», «Волк и козлята», сказку В. Сутеева «Кто сказал мяу?» и др. Между детьми распределяются роли: они в соответствии с сюжетной последовательностью рассказывают сказку, при этом каждый должен имитировать голос персонажа.

Очень важные сведения о состоянии голоса ребенка и о владении им интонацией дают наблюдения за его поведением и во время собственно логопедических занятий, и в среде сверстников – в процессе игр, на прогулках, в различные режимные моменты, т. е. в любой непринужденной ситуации и в беседах на различные доступные ребенку темы.

При достаточно большом количестве известных в настоящее время инструментальных и объективных методов исследования, аудитивный метод оценки голоса по-прежнему остается главным и ведущим . Тренированное ухо специалиста способно улавливать малейшие оттенки нарушенного голоса, по которым ставится диагноз, часто более точный, чем при клиническом обследовании.

Изучение дыхания

Тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной) – при наблюдении в процессе общения. Тип фонационного дыхания выявляли по преобладающим движениям различных участников грудной клетки (верхнее-, средне- или нижнереберное дыхание) во время звучания голоса. При затруднении визуального определения клали кисти рук последовательно на верхние, средние и нижние отделы грудной клетки. Также обращается внимание, в какой фазе – вдоха или выдоха – проговариваются слова, отмечалась продолжительность ротового выдоха.

Координированность вдоха и выдоха

Их характер (через нос или рот, частоту вдохов)

Распределение силы выдыхаемого воздуха во время речи

Для оценки фонационного дыхания, выносливости голоса определяется время максимальной фонации. Этот простой и легко выполнимый тест позволяет судить о состоянии голосовой щели. Известно, что продолжительность тона зависит, с одной стороны, от дыхания, а с другой – от тонуса голосовых складок. Время нормальной фонации – от 15 секунд. Уменьшение времени фонации свидетельствует о снижении тонуса голосовых складок, несформированности дыхательной опоры.

Определение времени максимальной фонации проводилось следующим образом: испытуемому предлагалось после вдоха длительно и без напряжения фонировать гласные на удобном для него уровне громкости и высоты. Измерение проводилось при помощи электронного секундомера последовательно для гласных «а», «о», «и» . Результат оценивался по средним данным.

Изучение речевого слуха (Е.Л. Черкасова – электрон. хрестоматия ):

1. восприятие ритмов и темпов

2. различение звукокомплексов, слогов по таким акустическим характеристикам, как громкость, высота, длительность (фонетический слух)

Хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться», если услышишь громкие звуки,

Движения руки, соответствующие понижению или понижению голоса учителя-логопеда,

3. развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:

Речевого темпа: выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слов учителем-логопедом,

Тембра речевых звучаний: определение тембра мужского, женского и детского голосов,

4. фонематический слух

Обследование строение артикуляционного аппарата и его моторик и. Описывается состояние губ, зубов, языка, твердого и мягкого неба, наличие или отсутствие напряжения, истощаемость движений, объем, изменение темпа и плавности, появление синкинезий. Для обследования двигательной функции артикуляционного аппарата используются общеизвестные логопедические пробы. На этих же заданиях проверяется умение найти предложению позу (по речевой инструкции, по подражанию, перед зеркалом) и умение удержать заданную позу. При отсутствии анатомо-физиологических нарушений отмечается, что артикуляционный аппарат в норме.

Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембр голоса — неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Благозвучность голоса — чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять c благозвучием речи.

Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов c несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Тон голоса — эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего, его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создаётся c помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузами, ускорением или замедлением темпа речи.

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.

При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Изучение интенсивности звучания: Используется аппаратура: шумометр, измерительные приборы типа “Vocal 2”, “Видимая речь” и др. (приборы, позволяющие анализировать частоты). Записывается звучание голоса, неоднократно, с интервалами 3 – 5 минут, вычисляются средние показатели.

Измерение частоты фонации: Также используется компьютерная программа “Видимая речь” (модули “Высота” и “Спектр”). Испытуемый длительно произносит заданный звук. На экране дисплея в зависимости от высоты голоса “ртуть на градуснике” поднимается при изменении высоты звучания. Индикатор фиксирует границы частотного диапазона.

Спектральный анализ гласных звуков: Проводится с использованием электроакустических методов – спектрометрии. Первоначально проводится запись голоса на высокочувствительную магнитную пленку в звукоизолированном помещении, после чего речевой материал подвергается спектрографическому анализу, когда дается оценка разных параметров звука. Для оценки интонационных особенностей речи используется прибор интонограф. Магнитофонные записи пропускают через осциллограф.

Одним из методов исследования голоса является определение профиля речевого голоса или голосового поля. Его сущность заключается в регистрации уровня звукового давления в зависимости от изменения интенсивности голоса, что дает представление о динамическом диапазоне. Динамический диапазон служит важнейшим показателем владением голосом. Изменение интенсивности и высоты основного тона определяют такие качества, как гибкость и мелодичность. Известно, что монотонная речь затрудняет восприятие слушателями и является частой причиной более быстрого перенапряжения голоса.

Исследование проводиться в помещении с нормальной акустикой, фоновый шум не превышал 40 дБ. Интенсивность речевого голоса или уровень звукового давления (УЗД) определяется с помощью прибора SM O3 фирмы «Atmos». При проведении исследования испытуемый находится в вертикальном положении, стоя, микрофон расположен на расстоянии 30 см от губ. Согласно инструкции к прибору необходимо начать беглый счет с цифры двадцать. Вначале числа произносятся тихо, затем постепенно увеличивается интенсивность голоса до максимально громкого произнесения. При этом дисплее точечного сигнала высвечиваются данные уровня звукового давления, которые заносятся на специальный бланк фонетограммы. Линия, соединяющая полученные координаты, образует профиль речевого голоса. Графический рисунок (фигуру) называют голосовым полем. Он показывает основные акустические параметры певческого голоса: тоновый диапазона, динамический диапазон и площадь голосового поля как характеристику голосовых возможностей исследуемого. Площадь данной фигуры напрямую связано с функциональным состоянием голосового аппарата: чем меньше площадь, тем ниже возможности голоса, а при заболеваниях голосового аппарата – выражение нарушение.

Другой вариант проведения методики: пропевать гласную “а” длительностью не менее 2 секунд. Тихое пение (panissimo) перед очень громким (fortissimo). При исследовании тон задается на пианино. Испытуемый воспроизводит заданный тон с соответствующей частотой насколько возможно тихо. Затем задается следующий тон, который пропевается аналогичным образом, и так продолжают до пределов диапазона, присущего голосу исследуемого. Таким же образом исполняется данный звукоряд в пределах диапазона насколько возможно громко. При этом на цифровом и точечном дисплее прибора высвечиваются данные уровня звукового давление. Исследование проводится на гласной «а». Это объясняется тем, что звук «а» позволяет лучше всего расслабить голосовой аппарат от излишнего напряжения, обладает наибольшей интенсивностью, и поэтому его образование требует наименьших усилий. Помимо этого, гласный «а» является самым распространенным звуком, с которого большинство вокальных педагогов начинают воспитывать голос.

Поделиться