Атомистическое учение демокрита. Атомизм Демокрита: основные положения

Демокрит (ок. 460-370 до Р.Х.) - древнегреческий философ, родом из Абдер. Он много путешествовал, побывал в Египте, Персии, Индии и приобрел значительное количество знаний. За свою долгую жизнь сделался многогранным ученым и написал свыше 70 работ по самым различным областям знания - физике, математике, риторике, философии. Он был учеником Левкиппа, и основные положения атомистической теории заимствовал у него, но развил их дальше. Следуя за Левкиппом, Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью.

По мнению Демокрита, в мире существует бесконечное множество атомов. Также бесконечно и число форм атомов. Одновременно Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве. Он был убежден, что существует множество миров, постоянно возникающих и погибающих.

Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством столкновения атомов. Движение выступает основным источником развития. Демокрит считает, что первичного движения, первого толчка никогда не было, так как движение - способ существования атомов.

Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов. Как пишет Диоген Лаэртский, у Демокрита «все детерминировано: причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь он называет необходимостью». Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину, а это значит, что оно не может быть случайным. Даже такое явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит называет необходимым, так как и здесь к этому событию привела причинная цепь явлений. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения Виц Б.Б. Демокрит.

С формой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах, или «математическом атомизме Демокрита». Демокритовская математика отличалась от общепринятой. Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику». Она основывалась на анатомических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из которых ничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Но физический атом не совпадал с математической точкой. По Демокриту, атомы имели разные размеры и формы, фигуры, одни были больше, другие меньше. Он допускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые, изогнутые - иначе бы не сцеплялись бы друг с другом. Демокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них можно выделить части - точки, которые нельзя отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тоже являются протяженными. Это не нулевая, а минимальная величина, дальше неделимая, мысленная часть атома - «амера». Согласно некоторым свидетельствам, в самом мелком атоме было семь амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина. Это была математика, согласная с данными чувственного восприятия, которые говорили, что, как бы мало ни было физическое тело - например, невидимый атом, - такие части в нем всегда можно вообразить, делить же до бесконечности даже мысленно невозможно.

Из протяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них - плоскости. Конус, например, по Демокриту, состоит из тончайших чувственно не воспринимаемых из-за своей тонкости кружев, параллельных основанию. Так, путем складывания линий, сопровождающегося доказательством, Демокрит открыл теорему об объеме конуса, который равен трети объема цилиндра с тем же основанием и равной высотой, так же он высчитал объем пирамиды. Оба открытия признал Архимед Основы философии.

Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически и теоретически, но последняя точка зрения ведет к большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, она возродилась в школе Эпикура.

Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно. Этот принцип «не более так, чем иначе», который иногда называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения пространства и времени. По Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит их к встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи.

О вечном движении говорили уже ионийские философы. Мир находится в вечном движении, ибо он в их понимании - живое существо. Иначе решает этот вопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены. Вечное движение это сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов, вызванное первоначальным вихрем. У атомов имеется свое первичное движение, не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать». Последнее понятие не было развито, его не заметил Эпикур, когда корректировал демокритовскую теорию движения атомов, введя произвольное отклонение атомов от прямой.

Движение Демокрит считал вечным естественным состоянием Космоса. При этом движение истолковывалось строго однозначно как механическое перемещение атомов в пустоте.

Итак, суть учения Демокрита сводилась к двум основным положениям:

  • 1) Атомы вечно движется в окружающей их пустоте. По отношению к атому место, занимаемое им, совершенно случайно.
  • 2) Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяясь, образуют вещи. Когда атомы разъединяются, вещи гибнут.

В своей картине строения материи Демокрит исходил из принципа, выдвинутого предшествующей философией - принципа сохранения бытия «ни что не возникает из нечего». Он связывал его с вечностью времени и движения, что означало определенное понимание единства материи (атомов) и форм ее существования. И если элейцы считали, что этот принцип относится только к «истинно сущему», то Демокрит относил его к реальному, объективно существующему миру, природе Виц Б.Б. Демокрит. Атомистическая картина мира не сложная, но она грандиозна. Учение об атомном строении было самым научным по своим принципам и самым убедительным из всех, созданных философами ранее. Оно отметало решительным образом массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления - это простейшая модель причинного взаимодействия. Демокритовская картина мира - это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.

Демокрит придавал большое значение чувственному познанию. Он выдвинул теорию истечения для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств. По этой теории из предметов истекают так называемые образы, подобия этих предметов. Когда они попадают в глаз, то появляются представления о предмете. Чувственное познание, по мнению Демокрита, не является достоверным познанием. Познание при помощи чувств он называет «темным», оно не истинно. Подлинной формой познания выступает лишь познание при помощи рассуждений.

Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того, чтобы производить в движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются.

Демокрит придерживался атеистических воззрений, о чем свидетельствует Платон. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений.

По своим политическим взглядам Демокрит был горячим защитником греческой демократии, выступавшей против аристократии за рабовладельческую форму правления. Он писал: «Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства». В этике Демокрит исходит из индивидуалистического принципа. Для него главное - это «достижение доброй мысли». «Человек добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и законным действиям, во бдении и во сне весел, здрав и спокоен». Основным средством этического воспитания Демокрит считал убеждение.

«Лучшим стимулятором окажется тот, кто употребляет возбуждающую и убеждающую речь, чем тот, кто прибегает к закону и насилию» Виц Б.Б. Демокрит.

Философия Демокрита сыграла огромную роль для всей последующей философии.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множеству, движению и изменению. «Атом» - по-гречески то, что не делится. Основатель атомизма - Левкипп (сер. V в. до н. э.) - считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании. Продолжателем атомизма является Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.) - философ и ученый, рассматривавший множество вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся. Таким образом они производят все прочие сложные тела, в том числе и наши тела, их состояния и ощущения.

Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.

Коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны и из них образованные миры. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклично, бесконечно.

Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) - результат взаимодействия атомов - не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, божественные) - гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание - результат контакта атомов тел с нашими чувствами.

Учение Демокрита о жизни и душе

Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводятся к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и хранили там запасы, затем познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество - совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. Демокрит не осуждает накоплений, но осуждает приобретение их дурными способами. .....................................

«Люди сотворили себе кумира из случая
как прикрытие для присущего им недомыслия»

Демокрит

Демокрит, решая вопрос о возможности движения, ввёл новое , по сравнению с предшественниками, допущение: не только бытие, но и небытие существует.

При этом он мыслил бытие как атомы, а небытие как пустоту.

«Демокрит первый ввёл в науку понятие атомов, неделимых частиц материи. Атомы беспрерывно движутся в пустоте. Они неизменны, неделимы, но отличаются по форме, размерам и положению относительно друг друга. Однородные атомы притягиваются друг к другу, образуя различные предметы окружающего нас мира, в том числе и людей. Атомы огня, например, очень малы и шарообразны: они вечно движутся и, попадая в промежутки между другими атомами, приводят их в движение. Земля, воздух и вода - смесь различных атомов. При увеличении промежутков между однородными! атомами твердая материя становится жидкой, а дальнейшее разрежение превратит её в газ.

Демокрит считал, что в основе познания лежат ощущения. Однако чувства дают нам лишь искажённое, «незаконнорождённое» познание. То, что одному кажется светлым, другому представляется тёмным. В действительности существуют лишь атомы и пустота. Когда мы видим, обоняем, осязаем или пробуем что-либо на вкус - это атомы, отделяющиеся от поверхности тел, касаются наших органов чувств. Если форма их острая, у нас создаётся впечатление острого вкуса, цвета или запаха, а если атомы круглые, то и ощущения от них мягче. Только проверяя показания чувств выработанным в себе разумом, можно исключить ошибку, получить познание истинное.

Демокрит считал, что нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. В учении его не оставалось места для вмешательства сверхъестественных сил в явления мира. Материя вечна, утверждал он, и её возникновение не нуждается в объяснении: объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.

«Малый мирострой» Демокрита был посвящен происхождению и истории человека. Демокрит считал, что жизнь на земле произошла путём самозарождения («мухи, говорил он, заводятся в гнилом мясе, а черви - в иле»). В результате приспособления к условиям жизни и выживания наиболее приспособленных существ возник человек, но на нём развитие не должно остановиться. Причиной объединения людей была нужда: другим способом они не могли бы защитить себя от превосходящих их силой диких животных. Эта же необходимость вызвала и появление речи.

Сперва люди обозначали предметы различно, потом, сговорившись, приняли общее название для вещей. Сговаривались люди, жившие по соседству, поэтому и сейчас сохраняются разные языки. Потребности общественной жизни вызвали появление нравственности. Хотя человек и стремится избегать страданий и получать удовольствия, но, умея рассчитывать будущее, он должен иногда жертвовать своими радостями. Быть дурным в конечном счйте невыгодно, разумнее подчинять свои интересы нуждам государства и соблюдать законы».

Ботвинник М.Н., Греческая культура VII-IV веков до н.э. / История древнего мира. Расцвет древних обществ, Книга 2, М., «Наука» 1989 г., с. 266-267.

Демокрит

Атомистическая теория Демокрита. Во второй половине V века в Греции появляется — город Абдера. В этом городе в 460 г. до нашей эры родился Демокрит. Он был современником великого философа-математика Пифагора. Главную цель своей философии Демокрит видел в обосновании материалистического мировоззрения и опровержении скептической теории познания старшего поколения софистов, а также в утверждении того, что наука и знание возможны как достоверное, истинное знание. Как и все другие философы Древней Греции, Демокрит много путешествовал, бывал во многих восточных странах — Египте, Вавилоне, Персии. В своей философии он был учеником Левкиппа, тесно общался с великим афинским философом Анаксагором. Свидетели подчеркивают, что Демокрит находился в общении со многими деятелями культуры Древней Греции, в частности в Абдере в его время жили такие выдающиеся философы как Протагор и Гиппократ. По своему происхождению Демокрит был из богатого и знаменитого рода. Поскольку он много путешествовал и много тратил на приобретение знаний, его упрекали в расточительном расходовании своих средств. Растрата наследства в Абдерах преследовалось в судебном порядке, по законам он лишался права погребения на родине. На суде вместо своей защиты философ зачитал отрывки из своего произведения «Великий Мирострой», ознакомил людей со своими достижениями и тем самым сумел вернуть их уважение. Демокрит был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги не были потрачены зря. Мыслитель, как отмечают биографы, отличался жаждой знаний. Он написал много философских и научных трудов. Сохранился огромный список произведений, автором которых является великий Демокрит.
В своей философии Демокрит, прежде всего, обосновал атомистическую теорию, согласно которой в основе всего сущего лежат неделимые атомы и пустота. Атом и пустота, согласно философу, являются исходным началом всего мира и космоса. Атом в понимании мыслителя -мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», философ явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия.
По мнению Демокрита, мельчайшим атомам, из которых состоят все тела и предметы, присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, образованных благодаря сцеплению атомов между собой, происходят колебательные движения. В своем философском учении Демокрит, как и его современники, Анаксагор и Эмпедокл, пытался разрешить апории Зенона. Философ не обосновывает движение атома, ибо движение, по его мнению, изначально присуще атомам, является их первоначальным свойством. Мыслитель сделал допущение, что все состоит из атомов и пустоты, поскольку, если вещи двигаются, сжимаются, то это значит, что между вещами существует пустота. Согласно Демокриту, атомы двигаются в пустоте, атомы малы, и их нельзя воспринимать органами чувств. Философ допускал как существование крупных, так и мельчайших атомов.
Свое учение об атомах древнегреческий мыслитель дополнил учением о формах. В отличие от платоновской идеи форма Демокритом трактуется как телесная форма. По мнению философа, атомы бесконечно малы, однако, они имеют те же свойства, что и другие физические тела. Атомы друг от друга отличаются по форме, по размерам и по положению в пространстве. Поскольку друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве), вследствие этого составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.
С точки зрения мыслителя, в мире существует бесконечное количество атомов, а также бесконечное количество их сцеплений. Демокрит категорически опроверг элейскую философию, согласно которой отрицалась мыслимость множества, а также мыслимость движения.
Греческий философ одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения; «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле — атомы и пустота». Следовательно, согласно мыслителю, такие чувственные свойства как запах, цвет, теплота не существуют объективно. По Демокриту, разу атомов неткачеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества выводятся из формально-количественных различий атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» — горьким, и т.д. Качества образуются входе нашего восприятия, причина их возникновения — взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета. Таким образом, в отличие от субъективных свойств (запаха, вкуса, цвета) качества атомов являются истинными. Демокрит, по существу, является родоначальником известной концепции о двух качествах.
Духовные явления философ также пытался объяснить, исходя из своей атомистической теории. Душа, по его мнению, состоит из наиболее подвижных, шарообразных атомов, из которых состоит также и огонь, поэтому душа придает телу тепло и движение. Согласно мыслителю, атомы не только движутся в пустом пространстве, но также существуют в вечном времени. Важнейшим достижением философии Демокрита является признание порядка и необходимости в движении атомов, хотя в своей атомистической теории он также допускал момент случайного отклонения в движении атома. Философ, таким образом, пытался рассмотреть диалектическое взаимоотношение категорий случайности и необходимости. Греческого философа часто обвиняют в фатализме, суть которого в утверждении предзаданности происходящего в мире. На самом деле, метод причинного объяснения, на котором настаивает философ, позволяет считать его первым последовательным детерминистом. Детерминизм — это позиция, согласно которой все происходящее в мире определяется
какими-то причинами.
Общеизвестен пример Демокрита, доказывающий всеобщий характер причинной зависимости. Речь идет о лысом человеке, убитым орлом, сбросившим ему на голову черепаху. Можно посчитать это событие случайным, но философ раскрывает здесь цепь причин; 1) поиск орлом большого камня, о который можно было разбить панцирь черепахи; 2) лысина человека, принятая им за камень. Эти совпадения и привели к трагическому событию. Таким образом, если считать случаем происходящее без всякой причины, то, с точки зрения Демокрита, убийство лысого человека орлом не случайно и такие «беспричинные» случаи невозможны, хотя случай как стечение причин и обстоятельств всегда имеет место.
По мнению греческого философа, люди сотворили себе кумира из случая, называя случайными события, причины которых они просто не знают. В отличие от мифа, где случай является рукою рока, выступает в роли орудия судьбы, мыслитель считает, что все в мире происходит по необходимости, он не признает фатума. Следовательно, хотя у Демокрита все происходит по необходимости, но при этом ничто не преодоп-ределено к тому, чтобы быть именно таким, а не иным, и в этом смысле все в мире случайно. Подобное понимание диалектики случайного и необходимого связано у философа с его атомистической теорией, с представлениями о строении мира. Демокрит также систематически разработал учение о космологии и космогонии. Как и Анаксагор, он обосновывает в своем учении, идею бесконечности вселенной, а также учение о бесконечности миров. В средние века эту идею развивал и пытался обосновать Джордано Бруно, за что был сожжен на костре инквизицией.
Наш космос, по Демокриту возни к благодаря «Вихрю»: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.
В области теории познания философ обосновывал способность человека достоверно, истинно познать окружающий мир. В этом отношении он противопоставлял свое учение зарождающемуся скептицизму. Анализируя роль чувственного и рационального познания, мыслитель чувственное восприятие объяснял с помощью «истечений» от тел. По его мнению, от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается — так возникают наши представления, Демокрит не проводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления философ объяснял также через «отпечатывание образов». Тем не менее, Демокрит подчеркивал ограниченность чувственного познания, согласно мыслителю, познать природу атомов, форм их сцепления и движения можно только посредством ума, человеческого мышления, разума.
Древнегреческий философ разработал также серьезное учение об обществе. Он был сторонником демократической формы правления, хотя при этом подчеркивал большое значение и роль государства. По мнению Демокрита, интересы государства должны быть выше интересов отдельных граждан, он даже предлагал в качестве наказания в случае нарушения гражданами законов государства, подрыва его устоев, изгнание виновных или предание их смерти. Демокрит большое внимание уделял изучению нравственных вопросов. В своей нравственной концепции греческий философ утверждал, что цель и смысл жизни, в конечном счете, заключается в сохранении хорошего расположения духа. Поэтому этика Демокрита носит оптимистический характер.
Этика является своеобразным продолжением атомистической физики Демокрита: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья философ придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «атараксия» (невозмутимость). Центральное понятие его этики — благодушие, которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием мудрец умеет радоваться тому, что имеет; не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам; он трудится в меру сил, однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в об щественных делах». Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов.

Коллеги мыслителя Демокрита в большей степени тяготели к определенному течению философской мысли, изредка отвлекаясь на сопутствующие теории. Жизненная установка Абдерского философа была абсолютно противоположной – мудрец пытался разобраться во многих загадочных явлениях, высказывал весомое мнение о противоборствующих дисциплинах, интересовался широким спектром наук. Поэтому философия Демокрита представляет собой ценный вклад в развитие древнегреческого общества, является основой для последующих мировых интеллектуальных концепций.

Жизненный путь мудреца

Говоря о биографии античных философов, следует помнить, что достоверные факты об их жизни, дошедшие до нашего времени, практически сведены к нулю. Речь идет о тысячелетиях древней истории, когда не было ультрасовременных устройств, способных сохранить важную информацию (которая к тому же на тот момент, не была таковой). Делать выводы мы можем на основании баек, пересказов, легенд, которые в какой-то степени интерпретируют действительность. Биография Демокрита не исключение.

Античные рукописи утверждают, что родился древнегреческий философ в 460 году до н.э. на восточном побережье Греции (город Абдер). Его семья была богатой, так как большую часть жизни мыслитель был занят путешествиями и размышлениями, которые требовали немалых расходов. Он побывал во многих странах Азии, Африки, Европы. Повидал уклады разных народов. Сделал из тщательных наблюдений философские умозаключения. Демокрит мог просто так без видимой на то причины разразиться хохотом, за что его принимали за умалишенного. Однажды за такие проделки его даже отвели к знаменитому лекарю Гиппократу. Но врач подтвердил полное эмоциональное и физическое здоровье пациента, а также отметил исключительность его ума. Просто обыденная суета горожан казалась мудрецу смешной, поэтому его прозвали «смеющимся философом».

В конечном итоге состояние семьи было растрачено, за что в древней Греции полагалось судебное разбирательство. Мыслитель предстал пред судом, произнес оправдательную речь и был помилован, судья посчитал, что отцовские деньги были израсходованы не напрасно.

Демокрит прожил солидную жизнь, умер 104 летним старцем.

Атомистический материализм глазами Демокрита

Предшественник Демокрита Левкипп был не слишком известен в научном пространстве, но он выдвинул теорию об «атоме», которую позже развил абдерский философ. Она стала его самым значимым трудом. Сущность учения сводится к изучению самой маленькой неделимой частицы , которая обладает уникальным естественным свойством – движением. Атомы, философ Демокрит, рассматривал, как бесконечность. Мыслитель, будучи одним из первых материалистов, считал: благодаря хаотичному движению атомов, разнообразию форм, размеров комбинируются тела. Отсюда исходит атомистический материализм Демокрита.

Ученый предполагал наличие природного междуатомного магнетизма: «Атом неделим, целостен. Все, что не имеет пустоты внутри себя обладает хотя бы малой долей пустоты снаружи. Из вышесказанного делают вывод, что атомы все равно немного отталкиваются друг от друга, одновременно с этим и притягиваются. Это есть материалистический парадокс».

По выражению материалистически настроенного мудреца атомы есть «что», вакуум «ничто». Из этого следует – предметы, тела, ощущения не имеют цвета, вкуса, запаха, это всего лишь следствие разнообразного соединения атомов.

Принцип отсутствия достаточного основания – изономия

Демокрит в своем атомистическом учении опирался на методологический принцип изономию, то есть отсутствие достаточного основания. Подробнее формулировка сводится к следующему – любое возможное явление уже когда-нибудь было или когда-нибудь будет, потому что нет логической доказанности того, что любое явление существовало в установленной форме, а не какой-либо другой. Из демокритского атомизма вытекает следующий вывод: если конкретное тело имеет возможность существовать в различных формах - эти формы реальны. Изономия Демокрита предполагает:

  • Атомы обладают немыслимо разными размерами и формами;
  • Каждая космическая точка вакуума равноправна по отношению к другой;
  • Космическое движение атомов имеет разностороннее направление и скорость.

Последнее правило изономии означает – движение самостоятельное необъяснимое явление, только его изменения подлежат объяснению.

Космология «смеющегося философа»

Демокрит называл космос «Великой пустотой». По теории ученого первозданный хаос породил в великой пустоте вихрь. Результатом вихря стала асимметрия Вселенной, в последствии появление центра и окраин. Тяжелые тела, вытесняя легкие, скапливаются в середине. Космическим центром, как считал философа, является планета Земля. Земля состоит из тяжелых атомов, верхние оболочки из легких.

Демокрита считают приверженцем теории множественности миров. Концепция подразумевает бесконечное их количество и величину; тенденцию роста, остановку и уменьшение; различную плотность миров в различных местах великой пустоты; наличие светил, их отсутствие или множественность; отсутствие животного, растительного миров.

Так как наша планета и есть центр вселенной, то ей нет необходимости в передвижении. Хотя в предыдущей теории Демокрит полагал, что она находилась в движении, но по определенным причинам остановила свой путь.

Космолог предположил наличие у Земли центробежной силы, препятствующей обрушению на нее небесных тел. Научный взгляд мыслителя рассматривал связь между удалением небесных объектов от Земли и замедлением их скорости.

Именно Демокрит высказал предположение – Млечный Путь есть не что иное, как скопление огромного количества микроскопических звезд, находящихся в такой близости друг к другу, что образуют собой единое свечение.

Этика Демокрита

Философы древней Греция по-особенному относились к этике, каждый останавливался на собственной излюбленной добродетели. Для Абдерского мыслителя ею стало чувство меры. Мера отображает манеру поведения личности, основывающуюся на его внутреннем потенциале. Удовлетворение, измеряемое мерой, перестает быть чувственным ощущением, перерастает в благо.

Мыслитель полагал: для достижения обществом гармонии, личность должна испытывать эвтюмию – состояние безмятежного, лишенного крайностей расположения души. Идея эвтюмии способствует чувственным наслаждениям, превозносит благостную умиротворенность.

Еще греческий философ считал – важным аспектом обретения счастья является мудрость. Мудрость можно достичь только путем приобретения знаний. Злоба, ненависть, прочие пороки плодятся в незнании.

Демокрит и его теория атомов

Атомистический материализм древнего ученого-атомиста исходит из его теории атомов, которая поразительно отображает умозаключения материалистов ХХ века.

Способность античного мыслителя построить теорию о строении элементарных частиц, не имея возможности подтвердить ее научными исследованиями, вызывает восхищение. Насколько талантлив, гениален был этот человек. Живя тысячи лет назад, он практически безошибочно проникнул в одну из трудно обосновываемых загадок мироздания. Атом, молекула, находясь в беспрерывном беспорядочном движении внутри космического пространства, способствуют образованию ураганных вихрей, материальных тел. Разность их свойств объясняется форменным, размерным разнообразием. Демокрит выдвинул теорию (не имея эмпирически возможной доказуемости) об изменениях в человеческом организме при воздействии на него атомарных излучений.

Атеизм, значение души

В древности объяснение загадочных явлений люди отводили божественному участию, неспроста олимпийские Боги прославились на цивилизованный мир. К тому же конкретная сфера человеческой деятельности ассоциировалась с определенным мифологическим героем. Для Демокрита такие легенды носили субъективный характер. Будучи образованным материалистом, он с легкостью развенчивал подобные недоразумения, объясняя их неосведомленностью, пристрастием к легкому объяснению сложных вопросов. Убийственным аргументом учения было сходство небожителей с простыми людьми, из чего следует искусственность созданных божеств.

Но «атеизм» ученого не так уж очевиден. Философ не имел серьезных проблем с многоликим духовным сообществом, не противостоял государственной идеологии. Это связано с его отношением к душе. Демокрит верил в ее существование, по-своему. Как считал мыслитель, душа представляла собой скопление атомов, сращение с физическим телом, и покидающее его в период затяжной болезни, старости, либо перед смертью. Душа бессмертна, так как энергетическим сгустком бесконечно странствует по вселенной. Кратко говоря, Демокрит предположил закон сохранения энергии.

Атараксическая философия Демокрита

Ранее описано, что древнегреческий мудрец проявлял интерес ко многим областям человеческой деятельности, медицина не стала исключением.

Понятие атараксии было животрепещущим для философа. Атараксия определяется, как психическое состояние личности, отличающееся абсолютным бесстрашием на фоне эмоциональной встряски. Такое состояние души Демокрит относил к приобретению человеком мудрости, опыта. Его можно добиться с помощью стремления к самосовершенствованию, проникновению в загадки мироздания. Философские античные школы заинтересовались атараксической философской мыслью мыслителя (эпикурейская, скептическая, стоическая школы).

Но Демокрит предлагает не только учиться, познавать, самосовершенствоваться, но и думать. Он сопоставляет мыслительный процесс со знанием, где первый все-таки главенствует.

Атараксия философа аргументированно объясняет закономерность событий. Учит пользоваться умением молчать, которое приоритетно над говорливостью. Перечисленные догмы справедливы.

Поделиться