Что такое анализ в психологии. Анализ и синтез. Методологический анализ понятия стресс

Научная психология за время своего развития достигла немалых результатов. Сформулировано закономерности психического развития человека, в разных теориях дано обоснование причин поведения людей, их психологических особенностей и типов. Кроме того, создан научный подход к способам получения всей этой информации. Об одном из методов получения данных о человеке, анализе продуктов его деятельности, - далее.

Анализ продуктов деятельности в психологии

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (АПД) - исследования человека путем изучения продуктов его трудовой или творческой деятельности. В отличие от основных психологических методов (наблюдения и эксперимента), АПД проводится опосредованно, т. е. без непосредственного общения психолога и его клиента. Специалист изучает продукты графического, музыкального, драматического творчества человека и на их основании делает выводы о его психологических особенностях.

Анализ продуктов деятельности в психологии чаще всего используется в работе с детьми разного возраста, поэтому приобрел такую "популярность" в педагогической практике.

Архивный, или праксиметрический метод

Для данного психологического метода существует и другое название - архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого.

В отечественной психологии более распространено название "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический (от греч. "праксис" - "действие"). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

Анализ продуктов детской деятельности

АПД очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом - изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, написать в сочинении. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком.

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных:

  • продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр;
  • продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда;
  • продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее;
  • продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

В каких случаях применяется метод?

Метод психологического анализа продуктов деятельности - эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

  • психические процессы (мышление, внимание, память и др.);
  • психические состояния (настроение);
  • психические свойства (характер, способности - все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях - для выявления причин неуспеваемости школьника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности.

Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Какие условия должны быть соблюдены?

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель - что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Каким образом проводится анализ?

Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее отыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее.

Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее.

Этапы проведения исследования

Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов:

  • подготовительный - сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа;
  • непосредственно исследование - психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости - дополнение его другими методами;
  • заключительный этап - систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов.

Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Достоинства метода

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает:

  • Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка.
  • Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д.
  • Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно.
  • Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка - от степени развития внимания до характера.

Недостатки анализирования продуктов деятельности

Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат. Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям:

  • Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования.
  • Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя.
  • Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Разновидности методов исследования продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть - в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека.

Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся "Пятна Роршаха", "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек" и другие.

Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания.

Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным.

Контент-анализ как смежный метод

Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся:

  • отдельные слова;
  • фразы (словосочетания);
  • тема;
  • сообщение в целом.

Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей.

Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Анализ педагогической документации

Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это документации.

Современный или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся учеников. Это различная документация:

  • характеристики;
  • медицинские анамнезы;
  • автобиографии;
  • журналы оценивания знаний;
  • протоколы собраний;
  • школьные дневники учеников;
  • приказы и распоряжения руководства.

Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии - эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

Анализ

Процесс расчленения целого предмета или явления на составные части - в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он - одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Анализ Этимология.

Происходит от греч. analysis - разложение, расчленение.

Категория.

Познавательный процесс.

Специфика.

Расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное исследование.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АНАЛИЗ

(от греч. analysis - разложение, расчленение) - рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные , определении входящих в целое элементов , разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., - , с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.

Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин А. стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение. Методы А. одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.

В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия : в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы .

У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма - мыслительный , или абстрактно-логический, А. Эта форма А. возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "анализ" в других словарях:

    анализ - подтвердил субъект, оценка, регистрация анализ позволил возможность, субъект, модальность анализ показал субъект, демонстрация анализ показывает субъект, демонстрация анализ проводится действие, пассив на ся анализ проводить действие… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Анализ - (др. греч. ἀνάλυσις разложение, расчленение) операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно практической … Википедия

    анализ - – исследование, а также его метод и процесс, имеющие целью установление одной или нескольких характеристик (состава, состояния, структуры) вещества в целом или отдельных его ингредиентов. Словарь по аналитической химии атомно абсорбционный… … Химические термины

    АНАЛИЗ - (от греч. разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения);… … Философская энциклопедия

    АНАЛИЗ - (от греч. analyein разбирать). 1) разбор, разложение па составные части, элементы, расчленение. 2) способность ума разделять познаваемое понятие на составные части по его признакам. 3) анализ математический Учение о переменных величинах. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    анализ - а м. analyse f. нем. Analysis < , ср. лат. analysis. 1. Способ научного рассмотрения предметов или явлений путем разложения их на первичные, простейшие элементы, основания. Сл. 18. Сделать Анализ и речи. Ян. 1 136. Без анализа мы вечно бродили … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    анализ - Разложение, разбор, расследование. Ср … Словарь синонимов

    анализ - 1) Метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части. 2) Химический анализ совокупность операций, имеющих целью установить, из каких веществ состоит исследуемый объект (качественный анализ)… … Справочник технического переводчика

    АНАЛИЗ - (от греч. analysis разложение) метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей … Экономический словарь

    АНАЛИЗ - АНАЛИЗ, в математике область применения таких понятий, как сходимость, НЕПРЕРЫВНОСТЬ, ИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ И ИНТЕГРИРОВАНИЕ. Математический анализ заключается в приложении этих понятий к действительным числам и функциям действительных чисел.… … Научно-технический энциклопедический словарь

    АНАЛИЗ - АНАЛИЗ, анализа, муж. (греч. analysis). 1. Метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления; ант. синтез (филос.). Подвергнуть анализу понятие причинности. 2. Разложение какого нибудь вещества на составные его… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Анализ. , Шварц Л.. Изложение характеризуется глубоким взаимопроникновением методов классическогои функционального анализа, современной алгебры и топологии. Следует отметить также блестящий стиль курса, умение… Купить за 1892 руб
  • Анализ и моделирование глобальной динамики. Проблемы социально-экономических циклов. Модели демографических и экономических процессов. Сообщество , Коротаев А.В.. Анализ и моделирование глобальной динамики - многоаспектное современное научное направление, включающее в себя исследование экономических, технологических, демографических, экологических и…

от греч. analysis - разложение, расчленение) - расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное исследование.

АНАЛИЗ

Analysis; Analyse), юнгианский - форма психотерапии, специализирующаяся на неврозах и стремящаяся привести бессознательные содержания в сознание, часто называемая аналитической терапией.

Принципиально идеи (юнгианского) анализа разработаны Юнгом и объединены им в систему, получившую название аналитическая (или комплексная) психология.

Как и в психоанализе вообще (школа Фрейда и др.), в аналитической психологии анализ - это долгосрочное, насыщенное динамизмом и диалектикой взаимоотношение между аналитиком и пациентом (клиентом).

"Эти взаимоотношения направлены на исследование бессознательного пациента, на изучение содержаний и самих процессов этого бессознательного с целью облегчения психического состояния, которое не является удовлетворительным, поскольку препятствует нормальному течению сознательной жизни (Э. Сэмьюэлс, Б. Шортер, Ф. Плот. Критический Словарь аналитической психологии" К. Г. Юнга. М., 1994. Далее - КСАП).

Нацеленный на ликвидацию невротического расстройства, анализ включает в себя индивидуационную практику - личностный анализ, который направлен на возникновение процесса индивидуации. Строго говоря, анализ психотерапией не является, поскольку не обещает непременного облегчения. Анализ предлагает благоприятную возможность, некий удачный шанс увидеть и ощутить себя в ином (новом) образе действия, другом способе существования и предоставляет возможность свободного выбора. Традиционно залогом выздоровления в психотерапии выступает фигура психотерапевта; в анализе таким залогом оказываются идеи, способность переформулировать исходную для пациента - поддерживающую симптом - картину мира. Широкая публика слабо представляет себе специфику аналитического подхода вообще (уже не говоря о специфике фрейдовского или юнговского направления) и обычно сводит его либо к психиатрии, либо к суггестивной психотерапии. Для краткости, ситуация такова: если у вас затруднения со специфической проблемой, адресуйтесь к психотерапии. Если же вы хотите узнать что-то о себе, то тогда отправляйтесь к аналитику. Технологически анализ отличается от психотерапии по критериям интенсивности, глубины, частоты сеансов и продолжительности работы, включая оценку психологических возможностей и ограничений пациента.

"[Анализ] - всего лишь средство для устранения камней с дороги развития, а не метод <...> встраивания в пациента тех вещей, которых в нем до того не было. Лучше отказаться от любой попытки давать указания и попытаться просто использовать все то, что анализ выносит на свет, с тем чтобы пациент мог сам видеть выносимое более ясно и на этой основе приходить к соответствующим выводам и решениям. Все то, чего человек не достиг сам, в нем долго не удерживается, а перенятое у влиятельного источника оставляет личность в состоянии инфантильности. Речь же идет о том, чтобы привести человека в такое состояние, когда он мог бы взять свою жизнь в собственные руки. Искусство анализа лежит в следовании за пациентом во всех его блужданиях и, таким образом, в собирании вместе всех его заблудших овец" (CW 4, par. 643).

"Существует широко распространенный предрассудок, что анализ - это что-то вроде "лечения", которому человек подвергается в течение некоторого времени с целью разрядки. Эта ошибка неспециалистов сохраняется с ранних дней существования психоанализа. Аналитическое лечение можно охарактеризовать как перестройку психологической установки, достигаемую с помощью доктора. [Но] не существует такого изменения, которое будет безусловно действительным сколь-нибудь долгое время" (CW 8, par. 142).

Аналитическая процедура несет в себе, среди прочего, многозначное символическое содержание. Здесь Юнг различает аналитико-редуктивные и синтетико-герменевтические подходы. Аналитико-редуктивный подход устанавливает, что интерес, или либидо, пациента устремляется регрессивно назад к инфантильным реминисценциям и там закрепляется. Это соответствует психоаналитическому взгляду Фрейда. Синтетико-герменевтический подход, или интерпретация, утверждает, что некоторые аспекты личности, способные к развитию, оказываются как бы в эмбрионической форме, представляя собой потенциал для дальнейшего роста и развития. В конце 20-х годов Юнг пришел к четырехстадийной форме анализа. Первую стадию он назвал осознанием, или катарсисом, проводя аналогии с древней практикой церковной исповеди или обрядами инициации. Человек высказывает все, что "накопилось" в его душе, тем самым весь "неприемлемый" материал выводится наружу. Происходит прорыв сквозь личностную защиту, границу и невротическую изоляцию, создающий терапевтический эффект и прокладывающий путь к новому росту и иному состоянию. Вторую стадию Юнг назвал разъяснением, или интерпретацией. Здесь раскрываются и узнаются связи с бессознательными процессами, в частности интерпретируется перенос и инфантильное психическое. Также на этой стадии индивид приносит жертву со стороны своей гордыни - сознательного интеллекта. Технологически совпадает с классическим психоанализом. Третья стадия - обучение или образование, т. е. приспособление к социальным требованиям, нуждам и потребностям. Здесь отрабатывается новая ответная стратегия. Здесь аналитик ведет себя как учитель, инструктирующий ученика относительно новых способов адаптации. Эта стадия близка психоаналитическому процессу проработки. В заключительной четвертой стадии, названной трансформацией, или изменением, преобразованием, индивидуацией, анализанд раскрывает и развивает свой собственный индивидуальный паттерн. На практике линейная последовательность стадий не соблюдается, и все четыре наличествуют в одно и то же время, - аналитик сам фокусируется на той или иной по мере надобности. Одним из условий подготовки аналитического психолога по настоянию Юнга было введение личностного анализа для обучающихся.

АНАЛИЗ

процесс расчленения целого предмета или явления на составные части - в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он - одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.

АНАЛИЗ

от греч. analysis - разложение, расчленение) - рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., - синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.

Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин А. стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение. Методы А. одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.

В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия", в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы.

У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма - мыслительный, или абстрактно-логический, А. Эта форма А. возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

Рассматривая проблемы формирования психологического анализа, мы исходим из представлений об анализе как способе познания. Психологический анализ есть специфический метод рационального познания, основанный на изучении продуктов психической деятельности. При изучении психологического анализа как метода познания необходима опора на логико-философские знания, на принципы материалистической логики, такие как принцип объективности, единства теории, эксперимента и практики, принцип системности и целостности, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности и т. д.

Термин «анализ» был введен Аристотелем и связан с логическими знаниями, которые выступают как учение о словесном выражении, то есть рассуждении вообще. В логике анализ ограничивается строгими силлогистическими, то есть доказательными рассуждениями. Анализ и синтез -логические операции. Их разделение прослеживается у Лейбница, Юма и др. У И. Канта смысл термина «анализ» изменяется и становится частью его трансцендентной философии, содержащей начало рассудочного знания. Анализ толкуется как расчленение самой способности рассудка, то есть гносеологический анализ рассудочного познания. Позитивисты истолковывали аналитические истины как основанные на конвенциально устанавливаемых правилах языка, не содержащих знание о мире.

Широкое толкование понятие анализа рассматривает его через операцию разделения, разложения целого на части, систему на ее элементы, а также обоснования правомерности того или иного деления. Проблема анализа как способа познания имеет принципиальное значение. Это создало предпосылки возникновения в XX в. аналитического направления в философии - аналитической философии, а также аналитической психологии.

Без аналитического метода невозможен процесс формализации, а значит, и целый спектр познания, основанный на систематизации, когда рассматривается, как выделенные элементы не только взаимодействуют, но и координируют друг друга.

Анализ есть свойство сознания выделять, вычленять и изучать особенности взаимодействия элементов, объединяющихся в систему. Как свойство сознания оно само по себе интересно для психологии, но поскольку сознание есть психологическое явление, то его структура, функции и особенности функционирования служат объектами психологического изучения. Психологии, выделившейся из недр философии, необходимо более четко определять специфику психологического анализа. Это важнейшая научная задача, которая в той или иной степени выполняется, оказывая воздействие на гуманитарное знание и практику воспитания и обучения.

В психологии анализ - метод изучения, опирающийся на различные единицы, которые различаются по качеству и размеру. Например, анализ составляющих психических процессов восприятия или памяти, опознания или воспроизведения. Единицей психологического анализа может быть судьба человека с момента его рождения до последнего дня жизни, а также его значение для жизни следующих поколений. За единицу психологического анализа можно принимать определенный отрезок времени, например, встречу собеседников или раздумья над своей судьбой. Это может быть определенный этап в решении проблемы и т. д. При этом вычленяются определенные психологические составляющие, их происхождение, формы существования и особенности изменения.

Школа Фрейда, безусловно, сделала крупный вклад в развитие психологического анализа. Именно титанические усилия Фрейда, а затем его последователей сделали возможным создание одной из самых прогрессивных школ в психологии - школу психоанализа.

Первоначально в трактовке его основателя психоанализ являлся «одним из методов лечения нервнобольных». Обычно, когда больного начинают лечить новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика, и уверить в успехе лечения. Фрейд считал совершенно оправданным использование такого метода, с помощью которого можно повысить шансы на успех. При лечении невротика методом психоанализа психоаналитик действует иначе. Он говорит ему о трудностях лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же касается успеха, то его нельзя гарантировать, поскольку он зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки.

Таким образом, психоанализ возник как один из методов психотерапевтического лечения больных. Г. Гринвальд во введении к сборнику «Знаменитые случаи из практики психоанализа» пишет, что поучительно и логично представлять историю психоанализа посредством описания случаев из психоаналитической практики, поскольку в них, как и во всяком искреннем произведении, отчетливо обнаруживается стремление понять человеческую природу, которое является корнем психоанализа как такового. Какие бы изящные теории не ткались психоаналитиками, истинность и ценность этих теорий основывается на результатах, полученных в консультационном кабинете.

Фрейд был неудовлетворен результатами, получаемыми в ходе лечения невроза физиологическими методами, которые практиковались врачами его времени. Он обратился за возможным решением к психологии (кстати сказать, что редко делают даже современные психиатры и психотерапевты), вследствие чего и возникли теория сознания и метод лечения его расстройств. После этого Фрейд стал рассматривать психические заболевания как результат борьбы между потребностью индивида удовлетворить свои инстинктивные желания и запрещением, налагаемым обществом на их удовлетворение. Осуждение обществом этих инстинктивных побуждений, по его мнению, было столь сильным, что индивид часто не мог себе позволить даже осознавать их и тем самым переводил их в обширную бессознательную часть психической жизни. Эту бессознательную часть психической жизни Фрейд обозначил как Оно, или бессознательное. Еще одна область - пред-сознательное - была названа Сверх-Я. Это так называемое «скрытое сознание, которое пытается контролировать Оно. Рациональная часть сознания получила название Я, которое и стремится решить непрекращающийся конфликт между Оно и Сверх-Я.

Психическое заболевание, согласно Фрейду, и есть результат неудачи стремлений Я разрешить этот конфликт. Лечение заключалось в том, чтобы попытаться довести до сознания пациента ту подчас страшную борьбу, которая неистовствовала между Оно и Сверх-Я, чтобы усилить способность Я разрешить конфликт.

Суть классического метода Фрейда заключалась в перенесении массивов бессознательного в сознание путем использования свободных ассоциаций, толкования сновидений и интерпретацией отношений между аналитиком и пациентом по мере их развития в процессе анализа. Этот метод используют и до сих пор, хотя процесс и результаты интерпретируются по-разному.

К. Абрахам - один из наиболее ранних последователей Фрейда, в большей степени изучал стадии индивидуального развития и поиски удовлетворения, а также роль фетишизма и механизмы вытеснения, как исключение из сознания чувств и мыслей, неприемлемых для разума.

Т. Райх стал первым лауреатом Почетной премии в области психоанализа, учрежденной 3. Фрейдом. Его интересы выходили за рамки медицинской практики, и он распространял идеи психоанализа на литературу, философию, право. Блестящий литературный талант Рай-ха принес ему славу писателя-психоаналитика. Р. Линднер, испытавший сильное влияние Райха, благодаря своему литературному таланту, а также опыту в работе с людьми, страдающими навязчивым стремлением к поглощению пищи, и работе с преступниками, познакомил с психоанализом многие тысячи людей. Огромную роль в распространении психоанализа сыграли ученые, создавшие свои направления, истоком которых был классический психоанализ. Это К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливен, К. Роджерс, Э. Фромм и др.

А. Адлер основал направление психоанализа, ориентированное на индивидуальную психологию, и стал известным через разработанное им понятие «комплекс неполноценности», которое вошло в широкое употребление. Адлер много сделал для развития психоанализа в США, распространяя его на область воспитания, криминологии, права и, в частности, оказал влияние на практикующих психоаналитиков Э. Фромма, К. Роджерса, К. Хорни, Г. Салливена.

Важный вывод, к которому пришел Адлер, заключается в том, что чувства, вызванные неполноценностью, неизбежно развивают стремление к превосходству. Единственной подлинной и естественной компенсацией комплекса неполноценности, считал Адлер, является не стремление к превосходству, а социальный интерес и чувство общности. Интерес Адлера состоял в понимании того, как человек организует свою жизнь, чтобы компенсировать свое чувство неполноценности.

Роджерс создал одно из самых влиятельных направлений американской психологии, а на него, в свою очередь, значительное влияние оказал О. Ранк. Это так называемая «индирективная», или «центрированная на клиенте», терапия. К. Роджерс, будучи по образованию не врачом, а психологом, внес значительный вклад в исследования природы психотерапевтического процесса и его результатов, в частности, достижение и развитие инсайта - понимание причин своих затруднений.

Салливен основной акцент в психоаналитической практике сделал на межличностных отношениях, считая, что личность нельзя отделить от межличностных ситуаций, и единственное, что поддается интерпретации, это межличностное поведение. Подлинным объектом исследования Салливен считал не индивидуума как такового, а его взаимодействие с окружающими.

К. Юнг - автор огромного числа работ, основавший в психологии собственное признанное направление, считал, что проблемы пациентов до сорока лет могут быть успешно разрешены с помощью применения техники Фрейда и Адлера, однако пациенты старше сорока нуждаются в ином подходе, поскольку страдают больше от бессмысленности и бесцельности жизни. Юнг пишет: «Мир, в котором нам довелось родиться, груб и жесток, в то же время он божественно прекрасен. Что перевешивает - смысл или бессмысленность, зависит от темперамента. Если бессмысленность, то жизнь, чем дальше, тем больше теряет всякое значение... Я льщу себя надеждой, что преобладает смысл, и что смысл выиграет эту битву».

Э. Фромма относят к реформаторам психоанализа. Он - основатель неофрейдизма, исследовавший неосознаваемые мотивы поведения социальных групп и предсказавший, что широкие массы Германии не окажут сопротивления нацистскому режиму. Первая книга Фромма - «Бегство от свободы» - стала классикой социологической мысли XX в. Его последующие работы: «Человекдля самого себя», «Революция надежды», «Искусство любить», «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть» и др., посвященные развитию учения о социальном характере, имеют огромное значение не только для социологии, психологии, но и для всей мировой культуры.

Пожалуй, ни одна из психологических школ не вызывала столь бурного интереса, как школа психоанализа. Психоанализ оказал величайшее влияние на развитие гуманистической мысли, исходя из переживаний и боли людей, не осознающих причин своей боли и переживаний. В настоящее время психоанализ неотделим от всего комплекса наук о человеке, от общественного сознания и культуры.

К числу методов психоанализа относятся три основных: анализ свободных ассоциаций, анализ снов и толкование сновидений, анализ и толкование различного рода ошибочных действий (оговорок, описок и т. д.). Основной терапевтической задачей психоанализа являлось выявление неосознаваемой психической травмы и коррекции неосознаваемого психологического конфликта как чрезмерного столкновения либидо и вытеснения.

Психологический анализ психических явлений, по мнению Фрейда, должен раскрыть психическое явление в динамическом аспекте - как результате взаимодействия различных психических сил, топическом - определяющем его точное местонахождение и энергетическом - как результате функционирования свободной и связанной психической энергии, вовлеченной в конкретные процессы.

Подавленные желания, аффективные переживания и воспоминания о травматических событиях не исчезают, а вытесняются из сознания в бессознательное, оказывая травмирующее действие и проявляясь в виде травмирующих симптомов. Работа психоаналитика состоит в том, чтобы создать для пациента возможности изжить травматические импульсы и вернуть состояние психики к устойчивому равновесию.

Фрейд показал необходимость изучения психики во всех ее проявлениях, а не только в проявлениях сознания. «Психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Вспомните, что мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное. Именно сознание считается у нас основной, характерной чертой психического, а психология - наукой о содержании сознания... Пока еще непонятно, по какому праву столь абстрактное положение, как „психическое есть сознательное", я считаю предрассудком, вы, может быть, также не догадываетесь, что могло привести к отрицанию бессознательного, если таковое существует, и какие преимущества давало такое отрицание. Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному, или же оно гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке». Это положение Фрейд считал первым положением психоанализа.

В соответствии со вторым положением, «влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смысле слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать... Мы считаем, что культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества».

В заключение своих лекций по психоанализу Фрейд сказал, что «психоанализ не способен создать свое особое мировоззрение. Ему и не нужно это, он является частью науки и может примкнуть к научному мировоззрению. Учение психоанализа еще несовершенно, не претендует на законченность и систематичность. Научное мышление очень молодо и многие проблемы еще не может решить. Мировоззрение, основанное на науке, кроме утверждения реальности внешнего мира, имеет существенные черты отрицания, как, например, ограничение истиной, отказ от иллюзий. Кто из наших современников недоволен этим положением вещей, кто требует для своего успокоения на данный момент большего, пусть приобретает его, где найдет. Мы на него не обидимся, не сможем ему помочь, но не станем из-за него менять свой образ мыслей».

С тех пор прошло много десятилетий, и Э. Фромм выражается более определенно о состоянии души современного человека. Он пишет, что с началом промышленного прогресса, замены энергии животного и человека механической, а затем ядерной энергией до замены человеческого разума электронной машиной мы чувствовали, что находимся на пути к неограниченному производству и, следовательно, к неограниченному потреблению; что техника сделала нас всемогущими, а наука - всезнающими. Мы были на пути к тому, чтобы стать богами, высшими существами, способными создать второй мир, используя мир природы лишь в качестве строительного материала для своего нового творения.

Фромм считает, что мужчины и все в большей и большей степени женщины испытывали новое чувство свободы... Нужно наглядно представить себе всю грандиозность Больших Надежд, поразительные материальные и духовные достижения индустриального века, чтобы понять, какую травму наносит людям в наши дни сознание того, что эти Большие Надежды не оправдались. Ибо индустриальный век действительно не сумел выполнить свои Великие Обещания, и все большее число людей начинают осознавать, что:

Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия. Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации. Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается;

Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности - или обе вместе - способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле. Но все больше людей, живущих на планете Земля, осознают свое место в мире, и есть надежда, что сознание и разум восторжествуют над агрессивным иррациональным, и психоанализ способствует этому.

Возникновение трансактного анализа связано с американским психотерапевтом психоаналитического направления Эриком Берном. Впервые о трансактном анализе узнали из двух книг «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» и «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы».

Сущность трансактного анализа состоит в том, что за единицу анализа принимаются не элементарные психические явления, такие как ощущение, восприятие и т. д., не элементы бессознательного, а трансакты - разнообразные акты человеческого общения.

Из разнообразия актов общения были выявлены три основные подструктуры психики, обозначенные очень конкретно: «Ребенок», «Родитель», «Взрослый». Это стало чрезвычайно важным открытием, о котором сам Э. Берн писал, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я: Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.

Анализ высказываний привел к важным диагностическим выводам. Многие высказывания людей можно отнести к соответствующим состояниям. Например, есть рассуждения, сходные с рассуждениями одного из родителей (или того, кто его заменял). В этом случае человек использует в общении те же позы, жесты, слова, испытывает чувства, близкие к тем, которые он замечал у родителей. В этом случае психоаналитик отмечает: «Вы сейчас рассуждаете так же, как обычно рассуждал один из ваших родителей». Слова «Это Ваш взрослый» означают: « Вы только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в непредвзятой манере излагаете ход ваших размышлений, формулируете свои проблемы и выводы, к которым вы пришли». Выражение «Это Ваш Ребенок» означает: « Вы реагируете так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ребенок».

Трансактный анализ исходит из трех основных положений:

1) У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Иначе говоря, «каждый носит в себе Родителя».

2) Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния Я, то есть в каждом человеке есть Взрослый.

3) Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку».

Каждое из состояний нашего Я, в свою очередь, проявляется теми или иными способами, например, активное или пассивное, естественное или приспособленное и т. д. Каждое из состояний имеет то или иное значение в жизни человека.

Кроме того, к ключевым понятиям трансактного анализа относят трансакции как единицы общения, трансактные стимулы - проявление осведомленности присутствия субъектов общения, а также транс-актные реакции в ответ на стимулы.

Ситуации общения структурируются в разнообразные схемы, включающие социальный и психологический уровни, а также различные виды трансакций, среди которых бывают скрытые, пересекающиеся и т. д. Серии следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом Берн обозначил термином «игра». Помимо игр выявляются «процедуры», «ритуалы» и «времяпрепровождения». Но игра, в отличие от них, имеет два компонента: скрытые мотивы и наличие выигрыша. Берн считает, что «процедуры» бывают успешными, «ритуалы» - эффективными, а «времяпрепровождение» - выгодным.

Игры, в которые играют люди, имеют множество видов. Они связаны со сценариями, а сценарии часто определяют судьбу. Игры могут быть между двумя или несколькими людьми, связанными семейными узами, а могут отличаться социальным масштабом, например, войны. Сюда же мы можем отнести и крупномасштабные общественные преобразования, такие как революции, перевороты, избирательные кампании и т. д.

Берн рассматривает тезаурус игр, среди которых имеют место «супружеские игры», «игры преступного мира», «игры на всю жизнь» и т. д. Каждая из игр имеет свое название, например: «Гость-растяпа», «Загнанная домохозяйка», «Изъян», «Они будут счастливы, что знали меня» и т. д. Анализ игровых ситуаций, способы предсказания развязок игр и сущность выигрыша предоставляют психологу мощный инструмент для практической работы.

Развитие личности Берн представляет как непрерывность, содержащую единственное состояние Я, которое все время изменяется под влиянием нарушения или адаптации. Существует естественный ритм психологических периодов, характеризующихся подъемами активности, которые вклиниваются в периоды относительного покоя. В обычное время психика подвергается в течение дня постоянным воздействиям, внутренним и внешним, которые не могут быть все ассимилированы сразу же. Ассимиляция осуществляется во сне. С полным правом можно рассматривать день как единицу измерения Я.

Можно проиллюстрировать генезис патологической личности с помощью простой метафоры, сравнивая опыт каждого дня, то есть каждой единицы Я, с монетой, которая выходит необработанной из-под матрицы и полируется в течение ночи. В идеале жизнь, исключающая травматизмы, представляла бы собой стопку монет, каждая из которых имеет оттиск одной личности; все монеты обработаны таким образом, что стопка получается ровная, плотная и устойчивая. Травмированное состояние Я, как испорченная монета, искривит всю стопку, даже если все остальные монеты обработаны по правилам. Если травмы носят одинаковый характер и повторяются с какой-то последовательностью, вся стопка будет наклоняться в одну сторону, пока не обрушится. Если травматизм носит разнообразный характер, стопка будет наклоняться то влево, то вправо и держаться вертикально очень неустойчиво.

По мнению Берна, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом.

Современная психология и психотерапия достигли такого уровня, что кроме сложных научных текстов, сугубо специальных, которые пишутся для специалистов, все больше создается работ, которые могут быть прочитаны широким кругом людей. Работы специалистов все более и более превращаются в достояние массового сознания, поскольку уже многие ученые могут излагать сложнейший материал на доступном языке. Например, американская исследовательница и психолог-консультант Л. Кэмерон-Бэндлер пишет в книге под названием «С тех пор они жили счастливо», что предлагаемый набор возможностей - «терапевтическое руководство, которое каждый может использовать для решения проблем и для того, чтобы сделать свою жизнь все более похожей на то, чем бы хотелось ее видеть». И судя по этой книге - это не пустая декларация в целях рекламы, а свидетельство, с одной стороны, успеха науки о человеке и, с другой - огромного опыта работы автора и таланта в его изложении.

Издаются и переиздаются множество книг с названиями, внушающими оптимизм: «Из лягушек в принцы» Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, «Рожденные выигрывать» М. Джеймса и Д. Джонгвард, «Лечение самогипнозом» Л. Лекрона, «Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни» К. и С. Саймонтонов, «Опыт преодоления кризисов жизни» Г. Мира и др. Изобилие такого рода литературы - свидетельство возможностей практической психологии и психотерапии оказывать влияние на состояние людей, формировать позитивное отношение к жизни, к себе и к людям, читая определенные тексты.

Действительно, многие современные технологии психотерапевтического воздействия становятся достоянием практики широкого масштаба, уже не знающей границ, как географических, так и профессиональных. И тем заманчивей провести научный анализ современных психотерапевтических технологий, найти в них общее и различное, выявить существенные особенности каждого из методов.

Мы попытаемся осуществить такого рода анализ, исходя из представлений о структуре и состоянии сознания, а также способах адаптации человека к жизнедеятельности, поскольку серьезные нарушения в процессе адаптации и состоянии сознания и приводят людей на консультации к психологам и психотерапевтам. Собственно причины всех обращений к психологам-консультантам можно свести к нескольким (на них указывают сами клиенты): 1) неудовлетворенность своим состоянием; 2) неудовлетворенность состоянием своих близких; 3) неудовлетворенность взаимоотношениями с людьми.

Психологи и психотерапевты в основном занимаются оказанием помощи именно в этих трех направлениях. Мы же рассмотрим специфические особенности некоторых способов воздействия при оказании психологической помощи людям.

Общим лозунгом для всех психотерапевтических технологий является призыв быть самим собой. Ведь каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрывать в жизни. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает. Каждый имеет свои индивидуальные возможности - способности и ограничения. Каждый может быть значительным, думающим, осознающим и творческим человеком - продуктивной личностью, выигрывающим.

Слова «Выигрывающий» и «Проигрывающий» имеют много значений. Когда мы говорим о личности-победителе, мы имеем в виду не того, кто заставляет кого-то проигрывать. Для нас Выигрывающий - это тот, кто аутентично (подлинно) реагирует на все как личность и как член общества, проявляя доверие, заботу, ответственность и искренность. Проигрывающий - это тот, кому не удается быть аутентичным (быть самим собой).

Проигрывающие редко живут в настоящем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредотачиваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. Тоскуя по прошлому, Проигрывающие или цепляются за то, как «могли бы» произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную судьбу. Проигрывающие жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неудовлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себя является частой ролью Проигрывающих.

Можно ли перестроиться, изменить психологию, стать не «Проигрывающим», а «Выигрывающим»? Возможно ли положение, чтобы Победителями стали все? Исходя из многочисленных приемов и методов работы современных психологов, на этот вопрос можно дать утвердительный ответ. Практическая работа по обучению позитивному мировосприятию также показала, что это возможно, однако у каждого к победе будет свой путь.

Психоаналитическая школа - одна из самых жизнеспособных. Психоанализ внес огромный вклад в развитие психологической науки и оказывает мощное влияние на развитие мировой культуры и по сей день. Работы исследователей психоаналитической школы бесценны. Каждое поколение ученых будет все глубже постигать психические явления, обращаясь к классическому и современному наследию психоаналитиков.

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Психологический анализ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - разновидность научного анализа, подобного философскому, математическому и др. Характерной особенностью психологического анализа является то, что объектом его изучения является психическая реальность, психические процессы, состояния, свойства человека. А также различные социально-психологические явления, возникающие в группах, коллективах: мнения, общение, взаимоотношения, конфликты, лидерство и др. Методологической основой психологического анализа могут выступать философские системы, общенаучные принципы познания, а также общепсихологические положения о субъекте, связи внутреннего и внешнего, специфичности психологических закономерностей, которым подчинен тот или иной вид деятельности. Например, психологический анализ самообразования предполагает изучение целей, мотивов, способов самостоятельной работы по приобретению, углублению, расширению и совершенствованию знаний, навыков, умений, а также ее особенностей в условиях общего и специального образования.

Список случайных тегов:
,
Галлюцинация - Галлюцинация — восприятие реально отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия. Возникает, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной изоляции.
,
Перцептивные действия - Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.
,
Цигун - ЦИГУН - система, направленная на предупреждение болезней и продление жизни. Она тысячелетиями разрабатывается в Китае. Система предусматривает использование 2 видов энергии: жизненной энергии, передаваемой от родителей при зачатии плода, силы, поддерживающей физиологические функции органов и тканей, и энергии, содержащейся во вдыхаемом воздухе, воде и пище. Цигун - комплекс физических упражнений, направленных на достижение этой энергии. В основе традиционной китайской медицины лежит принцип рассмотрения тела как единой системы и воздействия на эту систему в комплексе. Пользуясь методикой цигун, человек тренирует психику, дыхание и тело. Это он может делать самостоятельно и с помощью врачей.

Поделиться