Дэвид Бом о сознании и материи. Голографическая вселенная дэвида бома Новый вид поля

Гипотеза о том, что Вселенная являет собой колоссальную голограмму, принадлежит выдающемуся физику 20-го века Дэвиду Бому. В чём суть концепции Бома, мало кем понятой и принятой, более того, сильно навредившей его безупречной до этого репутации физика-теоретика?

Дело в том, что Дэвид Бом не мог согласиться с достаточно безумной, но общепринятой интерпретацией квантовой механики, принадлежащей Нильсу Бору, согласно которой реальность зависит от наличия (отсутствия) наблюдателя: есть наблюдатель – есть реальность, нет наблюдателя – ни о какой реальности речи не идёт.

Бом же, с полным на то основанием, полагал: реальность – объективна, то есть существует всегда, вне зависимости от того, видит ли ее кто-нибудь или нет. Но он пошёл ещё дальше: за пределами доступной измерению реальности Бора, существует более глубокая реальность. Понимал Бом и то, что эта новая реальность являет собой некое неделимое целое, то есть нечто нелокальное.

Следующее, что подводило Бома к мысли о голографичности Вселенной, это то, что скрытый («импликативный» - по Бому) порядок новой глубокой реальности аналогичен импликативному порядку голограммы, нуждающемуся в расшифровке, в развертывании в пространстве в виде объемного изображения с помощью луча света - дешифратора.

На этом стоило бы поставить точку: Вселенная - голографична, она (на «глубоких» уровнях реальности) – нелокальна, целостна, обладает скрытым, импликативным порядком. Реальность нашего уровня – это экспликативный, раскрытый порядок. Связь между двумя описанными уровнями реальности – это связь между голограммой и голографическим изображением: по Бому наш вещественный мир как раз и является объемным голографическим изображением.

На минуту отвлечёмся от голографической темы и отметим, что концепция Бома – это первая последовательная иерархическая картина мира… К сожалению, всего лишь двухуровневая, как и вся квантовая механика. Эта картина содержит в себе все основные моменты иерархического миропонимания:

Относительную независимость двух уровней (импликативного и экспликативного);

Динамическая связь между уровнями (порядками);

Неравноценность уровней.

Но «голографический» взгляд на Вселенную ещё богаче: он предполагает, кроме иерархических свойств, способность нашего уровня реальности «сворачиваться» в другой, более глубокий, и, наоборот, способность глубинного, импликативного уровня разворачиваться «в обратном направлении».

Единственное, с чем нельзя согласиться в концепции Бома (кроме ограничения иерархии всего двумя уровнями реальности), это то, что нашу реальность (вещественный мир – в терминологии данной книги) Бом считает всего лишь голографическим изображением. И здесь сразу же возникает вопрос: изображением чего? Голография – это всегда три объекта: два «вещественных» (первый – изображаемый объект, служит основой голограммы – с него «считывается» информация, второй – сама голографическая фотография – кристалл, пластинка) и один почти «идеальный»: объемное изображение объекта.

Поскольку в рассмотрении Бома присутствуют всего два уровня, возникает вопрос: где «третий лишний» - объект или его изображение? Представляется, что «лишним» является изображение – оно необязательно. Есть объект (вещественный мир), есть полная голографическая информация о нем (мир свободного ЭМП) – это первичное. Изображение – вторично, необязательно, хотя и всегда может быть получено из голограммы.

Эта книга, как и любая, создана коллективным усилием, когда каждый вносит свой вклад. И хотя попросту невозможно перечислить всех, кто участвовал в ее подготовке, я все же назову несколько имен, заслуживающих особой благодарности. Среди них:

прежде всего - Дэвид Бом и Карл Прибрам, которые щедро поделились своими идеями и временем и без которых само появление этой книги было бы попросту исключено;

а также: Барбара Бреннан, Ларри Досси, Бренда Дюнн, Элизабет Фенске, Гордон Глобус, Джим Гордон, Станислав Гроф, Фрэнсин Хоулэнд, Валери Хант, Роберт Джан, Рональд Вонг Джу, Мэри Орсер, Дэвид Пит, Элизабет Раушер, Беатрис Рич, Питер Ройцевич, Эбнер Шимони, Берни Сигел, Т. М. Шринавасан, Уитли Стрибер, Рассел Тарг, Уильям Тиллер, Монтегю Ульман, Лайал Уотсон, Джоэль Уиттон, Фред Алан Вольф и Ричард Зарро; им я также обязан множеством ценных указаний, не говоря об отнятом времени.

Кеннета Ринга - за многие часы, проведенные с ним в увлекательных беседах, а также за совет ознакомиться с работами Генри Корбина;

Стэнли Криппнера - за телефонные мне звонки или записки всякий раз, когда ему в голову приходило что-нибудь новое касательно голографической теории;

Терри Ольсона - за то, что он выкроил для меня пару часов и разрешил использовать его схему «человечка в ушной раковине»;

Майкла Гроссо - за плодотворные беседы и помощь в поиске нескольких работ по паранормальным явлениям;

Брендана О"Регана из Института духовных наук - за его немаловажный вклад в исследования паранормальных явлений и за помощь в поиске нужных публикаций;

моего старого друга Питера Брунхес - за его университетские связи, которые помогли мне найти несколько редких публикаций;

Джудит Хупер - за любезно предоставленную мне возможность пользоваться ее огромным собранием материалов по голографической теории;

Сьюзан Каулс из Музея голографии в Нью-Йорке - за помощь в поиске иллюстраций для книги;

Керри Брэйс - за то, что он указал мне связь между голографической теорией и индийской философией, а также натолкнул на мысль начать книгу эпизодом из фильма «Звездные войны»;

Мэрилин Фергюсон, основателя бюллетеня «Brain/Mind», которая одна из первых осознала значимость голографической теории и посвятила мне множество часов для ее уяснения. Искушенный читатель заметит, что завершающее вторую главу описание вселенной на основе выводов Бома и Прибрама является, по сути, скрытой цитатой из бестселлера Фергюсон «Заговор Водолеев». Для исчерпывающего описания и определения голографической теории я попросту не мог подобрать лучших слов, и это говорит о замечательном писательском таланте Мэрилин;

коллектив Американского общества психических исследований - за помощь в уточнении ссылок, авторов и источников;

Марту Виссер и Шэрон Шуйлер - за помощь в рецензировании книги;

Росса Ветцстеона из журнала «Village Voice», попросившего меня написать статью о голографической теории, с чего все и началось;

Клэр Зайон, сотрудницу издательства «Simon & Schuster», которая первая предложила мне из статьи сделать книгу;

Люси Кролл и Барбару Хогенсон, оказавшихся незаменимыми литературными агентами;

Лоренса Ашмида, сотрудника издательства «Harper Collins» - за неизменную поддержку; а также Джона Мишеля - за бережную и вдумчивую редактуру.

Если я кого-нибудь нечаянно пропустил - пожалуйста, простите. Всем вам, названным и неназванным, моя сердечная благодарность.

В настоящее время мы располагаем новыми научными данными, имеющими огромное значение для будущего. Они в состоянии полностью перевернуть наши представления о человеческой психике, ее патологии и перспективах лечения. Некоторые из этих данных по своей значимости выходят за рамки психологии и психиатрии и бросают вызов всей ньютоно-декартовской парадигме, лежащей в основании западной науки. Они могут радикально изменить наше понимание человеческой природы, культуры и истории, да и самой реальности как таковой.

Д-р Станислав Гроф

о голографических явлениях в книге «Путешествие в поисках себя»

Введение

В фильме «Звездные войны» приключения главного героя, Люка Скайуокера, начинаются с того момента, как робот, орудуя лучом света, создает в воздухе миниатюрное трехмерное изображение принцессы Леи. Люк смотрит как завороженный на призрачное существо, призывающее на помощь некоего Обиван Киноби. Такое изображение носит наименование голограмма - трехмерная картинка, построенная с помощью лазера. Технология ее создания, можно сказать, граничит с чудом. Но как еще более ошеломляющую следует расценить гипотезу некоторых современных ученых, согласно которой сама наша вселенная подобна колоссальной голограмме. Другими словами, они считают, что мир, в котором мы живем, в действительности может представлять собой удивительно тонкую и сложную иллюзию, не более реальную, чем образ принцессы в кино, пленивший главного героя.

В самом деле, имеется немало данных, позволяющих предположить, что наш мир и все, что в нем находится, - от снежинок и листьев клена до электронов и комет, - всего лишь призрачные картинки-проекции, спроецированные из некоего уровня реальности, который находится далеко за пределами нашего обычного мира - настолько далеко, что там исчезают сами понятия времени и пространства.

Главными творцами этой удивительной идеи являются два выдающихся мыслителя нашего времени: Дэвид Бом, профессор Лондонского университета, любимый ученик Эйнштейна, один из наиболее выдающихся специалистов в области квантовой физики, - и Карл Прибрам, нейрофизиолог при Стэнфордском университете, автор книги «Языки мозга» - классического труда по нейропсихологии. Работая в различных областях науки, Бом и Прибрам пришли к сходным выводам. Бом стал приверженцем голографической теории вселенной после разочарования в общепринятых теориях, не способных дать удовлетворительное объяснение явлениям квантовой физики. Прибрам убедился в справедливости этой теории после того, как понял примерно то же самое в отношении общепринятой теории деятельности мозга, которая совершенно так же не в состоянии раскрыть множество нейрофизиологических загадок.

Однако после того, как Бом и Прибрам убедились в справедливости голографической теории вселенной, они увидели, что данная теория способна пролить свет на множество иных загадок, встречающихся в природе: например, объяснить способность угадывать направление звука тем, кто слышит только на одно ухо, или, скажем, нашу способность моментально узнавать знакомое лицо по прошествии многих лет, даже если облик знакомого изменился «до неузнаваемости».

Но самым поразительным в отношении голографической модели вселенной оказалось то, что она вдруг открыла природу и механику многих явлений, ранее ускользавших от объяснения, - таких, например, как телепатия, предсказания, мистическое чувство единства со вселенной и даже психокинез, то есть способность психики перемещать физические объекты на расстоянии.

Все больше ученых убеждается в том, что с помощью голографической модели можно объяснить практически все паранормальные явления и любой мистический опыт; в последние годы мы являемся свидетелями значительного расширения исследований в этой области. Можно привести следующие примеры.

В 1980 году в университете штата Коннектикут д-р Кеннет Ринг с помощью голографической модели дал толкование феномену клинической смерти. Ринг, который избран президентом Международной Ассоциации по изучению явлений клинической смерти, считает, что подобный опыт, да и сама смерть, представляет собой не что иное, как перемещение сознания человека с одного уровня голографической реальности на другой.

Дэвид Бом (очерк Сергея Санько)

Дэвид Бом родился 20 декабря 1917 г. в Уайлс-Беррэ штата Пенсильвания в еврейской семье. Его детство было не из легких. Мать страдала душевным расстройством и воспитывал его преимущественно отец, владелец мебельного магазина и помощник местного раввина. Мир отца был чужд Дэвиду и он искал вдохновения в мире своих собственных мыслей и чаяний. И в дальнейшем, ступив на путь научных изысканий, он больше полагался на интуицию, нежели на математику. Уже тогда, в юношеские годы, у него сложились основные компоненты его будущего мировоззрения, чем-то напоминающего средневековый герметизм с его максимой о подобии макрокосма (Вселенной) и микрокосма (человека). И это чувство всеобщей взаимосвязи всего сущего, включая материю и разум, не покидали его до конца жизни. Но именно это мировоззрение определило его будущую карьеру как физика-теоретика.

Однако можно представить себе тот дискомфорт, который молодой Бом ощутил в суетливых университетских кампусах, где, как ему казалось, все было закручено только вокруг решения каких-то частных проблем, могущих давать реальный практический эффект. И ему самому не удалось избежать необходимости заниматься такими проблемами. Однако и тут он находил возможность удивляться глубинной гармонии сущего. Так, уже получив степень доктора в 1943 году, он приступает к занятиям физикой плазмы и с удивлением для себя обнаруживает, что электроны в плазме больше не ведут себя как отдельные частицы, а, скорее, как часть какого-то большего, взаимосвязанного целого. Как свидетельствует его друг и коллега Дэвид Пратт, позднее он часто делился своим впечатлением и отмечал, что электронное море казалось ему в некотором смысле живым. Это впечатление возникло у него и немного позднее, когда он перешел в 1947 году в Принстон и занялся изучением поведения электронов в металлах.

В значительной степени поворотным для Бома стало начало 50-х. В 1951 году он пишет свой классический труд "Квантовая теория", по праву считающийся одним из лучших изложений ортодоксальной, копенгагенской интерпретации квантовой механики. А. Эйнштейн, получив экземпляр книги, восторженно заявил, что никогда не видел столь ясного представления квантовой теории. Но сам Бом, еще когда только завершал свой труд, стал очень сильно сомневаться в справедливости именно такой интерпретации квантовой механики. Его сомнения укрепились после продолжительных обсуждений этой темы с Эйнштейном, который, как известно, был непримиримым оппонентом лидера копенгагенской школы Нильса Бора. И уже через год Бом публикует две статьи с изложением основных идей того, что позднее получило название причинной интерпретации квантовой механики, которая, как он сам говорил, "открывала двери для созидательного действия подлежащих, более тонких уровней реальности". Эту теорию еще называют квантовой теорией с локальными скрытыми переменными.

Эта была первая теоретическая манифестация его глубокой, почти мистической веры в то, что за всеми случайностями феноменального мира стоит некая скрытая, более тонкая, гармонизирующая целое Вселенной реальность. И над этой идеей в тех или иных вариантах он продолжал работать до конца своей жизни. Отвергая индетерминизм ортодоксальной квантовой теории, Бом полагал, что частицы двигаются по вполне однозначным траекториям, но определяемым не только обычными физическими законами, но и тем, что он назвал "квантовым потенциалом", управляющим движением частицы посредством так называемой "активной (или действующей) информации" обо всем окружении данной частицы, т.е. о Вселенной в целом. Бом сравнивал такое движение с кораблем, ведомым с помощью радара. Важным свойством квантового потенциала является то, что он не зависит от расстояния и, таким образом, обеспечивает прямую взаимосвязь между квантовыми системами. Это было, пожалуй, первым введением информации в саму ткань физической теории, что в настоящее время представляет собой фактически постулат квантовой теории информации и вычислений.

Но в начале 50-х, как раз во время работы над своей "Квантовой теорией", Бом был уличен в приверженности марксизму сторонниками сенатора Маккарти и вынужден был покинуть Принстон. Он перебирается в Бразилию, где занимает кафедру профессора физики университета Сан-Паулу. Но ненадолго. Судьба забросит его еще в Израиль, где он будет преподавать в Высшей технической школе Хайфы. И лишь затем, в 1957 году, он оказывается сначала в Бристольском университете, а затем в Лондоне, в знаменитом Birkbeck College Лондонского университета, где проработал профессором теоретической физики вплоть до своей отставки в 1984 году. Здесь же он будет в 1990 г. избран действительным членом Английского Королевского общества. Здесь же в 1992 г. встретит свой конец.

В 1959 году, еще работая в Бристоле, Бом и его студент Якир Ааронов открывают замечательный пример квантовой взаимосвязанности, эффект, получивший название эффекта Ааронова-Бома. Его суть заключается в том, что при определенных условиях электроны способны как бы "чувствовать" наличие магнитного поля, даже двигаясь в зонах, где само поле было нулевым. Эффект был подтвержден многочисленными экспериментами, но скептицизм многих физиков в отношении его не преодолен до сих пор.

Предложенная Бомом причинная интерпретация квантовой механики имела далеко идущие последствия не только на дальнейшее развитие его собственных взглядов, но и на развитие квантовой физики в целом. Причина в том, что, в отличие от множества других интерпретаций квантовой механики (например, волновой механики Шрёдингера или матричной механики Гейзенберга-Борна), просто надстраивающихся над существующим формализмом теории, теория Бома предполагала не только иной взгляд на саму квантовую реальность, но и иной способ ее описания, а, стало быть, и детектируемые экспериментальные следствия, отличные от предсказываемых обычной квантовой механикой. Необходим был "решающий эксперимент".

Теорию такого эксперимента предложил в 1964 году Дж.С. Белл из ЦЕРНа, выведя свои знаменитые неравенства, которые позволяли однозначно делать выбор в пользу одной или другой теории. Были проведены многочисленные эксперименты, в том числе действительно "решающий" эксперимент 1982 года группы Алена Аспекта, которые показали, что справедлива обычная квантовая механика, а не теория с локальными скрытыми переменными.

Работа Белла и его последователей, а также проведенные эксперименты, по сути, положили конец любым попыткам спасти локальную причинность квантовой механики. Локальные скрытые переменные не имеют никакого отношения к локальной причинности! Квантовая механика существенно нелокальна. Это, в частности, имеет то, для нас уже эпохальное, последствие, что две квантовые системы, взаимодействовавшие в какой-то момент времени (т.е. образовывавшие в этот момент единую квантовую систему), будут продолжать оказывать взаимное влияние и в последующие моменты, независимо от того, как далеко друг от друга они будут находиться (хоть на бесконечности). Такие состояния получили названия "спутанных" состояний (entangled states) и именно они лежат в основе современных квантовой криптографии, коммуникации, телепортации, вычислений.

Правда, позднее было осознано, что неравенства Белла, в принципе, не запрещают существование нелокальных скрытых параметров. И, возможно, это одна из причин того, что, начиная с 60-х годов, Бом все активнее углубляется в разработку своей теории импликативных (неявных, implicate) и экспликативных (явных, explicate) порядков как аспектов единой целостности (wholeness) сущего. Любопытно отметить, что именно в это время во Франции исключительно близкие идеи высказывает один из оригинальнейших постмодернистских философов Жиль Делёз. Совпадения в ряде случаев даже терминологические: emplication и explication; сворачивание и разворачивание. В литературе подобного рода схождения стали обсуждаться только в последнее время, что само по себе удивительно. Так, кроме отмеченной А. Плотницким линии Деррида (боровской) и линии Делёза (бомовской) в постмодернизме (2001), можно отметить еще эссе Тимоти Мерфи "Квантовая онтология" (Film-Philosophy, Vol. 5, No. 32, 2001). Однако в литературе постмодернистский поворот в научном мышлении почти однозначно связывают с Дэвидом Бомом. В целом же, можно говорить именно о парадигме Делёза-Бома в постмодернизме.

С годами чувство сопричастности целостности бытия у Бома только углублялось, доходя до мистических прозрений. Его и считали ученым-мистиком. Один из его прежних студентов высказался так: "Он может быть охарактеризован только как светский святой". Не случайно его близкое и продолжительное знакомство с индийским мистиком Кришнамурти в 70-е годы. Однако доверие к последнему было подорвано, когда после его смерти выяснилось, что, несмотря на обет безбрачия, он имел любовницу, которая сделала несколько абортов. У Бома это обстоятельство вызвало сильнейшее душевное потрясение. В 80-е Бом со своей женой Сэрэл устанавливают связь с тибетским Далай Ламой, с которым Бом имеет продолжительные беседы...

Умирают люди по-разному, сообразно строю своей души. Одни распадаются на первоэлементы, чтобы опять увлечься в эволюционные цепи. Другие меняют порядки своего существования: экспликативный на импликативный.

Вечером 27 октября 1992 года Дэвид Бом еще раз поправил почти завершенную рукопись в своем кабинете в Birkbeck College и в начале седьмого позвонил жене, чтобы сказать, что уже выезжает. При этом прибавил: "Ты знаешь... Я чувствую, что я на рубеже чего-то". Через час, когда такси уже подъехало к дому, у Бома случился острый сердечный приступ, и он ушел...

Оставленная в рабочем кабинете рукопись - совместная с Бэзилом Хайли книга "Неделимая Вселенная: онтологическая интерпретация квантовой теории".

Сергей САНЬКО,
[email protected]

Бом Дэвид Джозеф
Bohm David Joseph (20.12.1917-27.10.1992), один из выдающихся физиков ХХ столетия, оригинальный мыслитель, внесший значительный вклад в развитие и интерпретацию квантовой механики.

Был учеником Эйнштейна и Оппенгеймера.

Степень бакалавра получил в 1939 г. в университете штата Пенсильвания, степень доктора наук по физике - в 1943 г. в Калифорнийском университете в Беркли. В этом же университете работал в качестве исследователя в области теории плазмы и теории синхротрона и синхроциклотрона вплоть до 1947 г. С 1947 по 1951 преподавал в Принстонском университете в качестве ассистент-профессора и параллельно занимался физикой плазмы, теорией металлов, квантовой механикой и теорией элементарных частиц.

В 1990 г. был избран действительным членом Английского Королевского общества.

Д. Бом автор многих известных книг, таких, как "Квантовая теория" (1951), считающаяся классическим изложением копенгагенской интерпретации квантовой механики, "Причинность и изменение в современной физике" (1957), "Специальная теория относительности" (1966), "Целостность и неявный порядок" (Wholeness and the Implicate Order, 1980), "Разворачивание смысла" (Unfolding Meaning, 1985), "Наука, порядок и созидательность" (Science, Order and Creativity, 1987), "Неделимая Вселенная" (совместно с Б. Хайли, 1993) и "Мысль как система" (1994).

Умер Дэвид Бом в 1992 г. в Лондоне.

известный учёный-физик, знаменитый своими работами по квантовой физике, философии и нейропсихологии.

Смерть Дэвида Бома 27 декабря 1992 года стала огромной потерей не только для научного мира, Дэвид Бом был одним из самых выдающихся физиков теоретиков своего поколения, он был бесстрашным противником научной ортодоксии.

Его интересы простирались далеко за пределы физики и затрагивали биологию, психологию, философию, религию, искусство, а также будущее общества.

В основе его инновационного подхода ко многим вопросам была фундаментальная идея, о том, что за гранью видимого и материального мира, глубже, лежит импликативный порядок неделимого единства.

Дэвид Джозеф Бом родился в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, в 1917 году. Он заинтересовался наукой в ранние годы; будучи еще мальчиком, он изобрел чайник, не проливающий мимо ни капли воды, его отец, преуспевающий бизнесмен, уговорил его заработать на этом денег. Но после того как он узнал, что ему необходимо провести исследование и выяснить будет ли этот товар востребован на рынке, его интерес к бизнесу сразу же увял, и вместо этого он решил стать физиком теоретиком.

В 1930-х годах, он поступил в Колледж штата Пенсильвания, где глубоко заинтересовался квантовой физикой, физикой субатомного мира. После окончания колледжа он поступил в Калифорнийский Университет в Беркли. В то же самое время он работал в Радиационной Лаборатории им. Лоуренса, где после получения степени доктора в 1943 году, он начал свою поворотную работу в своей карьере над плазмой (плазма это газ, содержащий в себе повышенную концентрацию электронов и позитивных ионов).

Бом удивился, обнаружив, что когда электроны находятся в плазме, они прекращают вести себя как индивиды, и начинают действовать как часть большей и взаимосвязанной целостности. Позже он отметил, что он у него часто возникало впечатление, что море электронов было в каком-то смысле живым.

В 1947 году, Бом занял место ассистента профессора в Принстонском Университете, где он расширил свое исследование электронов в металлах. И снова на лицо были, казалось бы, случайные передвижения отдельных электронов, каким-то образом создавали высокоорганизованные общие результаты. Инновационная работа Бома в этой области, упрочила его репутацию как физика теоретика.

В 1951 году, Бом написал классический учебник озаглавленный «Квантовая Теория», в которой он представил ясную оценку ортодоксии Копенгагенской Интерпретации квантовой физики.

Копенгагенская Интерпретация была сформулирована Нильсом Бором и Вернером Хейзенбергом в 1920-х годах, и по-прежнему имеет сильное влияние сегодня. Но даже еще до публикации книги, Бома одолевали сомнения о постулатах, заложенных в основе общепринятого подхода.

Он испытывал трудности в принятии того, что субатомные частицы не существовали в реальности, а принимали определенные свойства, только тогда, когда физики пытались проводить их наблюдение и измерение.

Ему также было трудно поверить в то, что квантовый мир характеризовался абсолютной непредсказуемостью и случаем, и что все вещи происходили безо всякой причины. Он начал подозревать, что могут быть более глубокие причины, скрывающиеся за видимостью случайной и сумасшедшей природы субатомного мира.

Бом отправил копии своего учебника Нильсу Бору и Альберту Эйнштейну. Бор не ответил, а вот Эйнштейн позвонил ему и сказал ему, что хотел бы обсудить с ним его работу. В итоге это обернулось шестимесячной серией оживленных бесед, Эйнштейн с энтузиазмом рассказывал Бому, что он никогда видел квантовою теорию, представленную так ясно, и признался, что тоже не удовлетворен ортодоксальным подходом.

Они оба восхищались способностью квантовой теории предсказывать события, однако они не могли принять мнение, что она закончена, и что представляется невозможным прийти к полному пониманию происходящего в квантовом царстве.

Пока он писал «Квантовую Теорию», у него возник конфликт с Маккартизмом. Его вызвали, чтобы предстать перед Комитетом по Антиамериканской Деятельности с целью дачи показаний против своих коллег и товарищей. Будучи человеком принципа, он отказался.

Результаты не заставили себя долго ждать, вскоре его контракт с Принстоном был аннулирован, и он был лишен возможности найти работу в США. Сначала он поехал в Бразилию, затем в Израиль, и наконец в 1957 году он приехал в Британию, где работал в Бристольском Университете и позже Профессором Теоретической Физики в Беркбек-Колледже, при Лондонском Университете, вплоть до своей отставки в 1987 году.

Бома будут помнить превыше всего за две радикальные научные теории:

Свободную интерпретацию квантовой физики;

Теорию импликативного порядка и неделимого единства;

Так же стоит упомянуть и о других работах этого знаменитого ученого:

  • Манхэттенский проект,
  • Диффузия Бома,
  • Эффект Ааронова - Бома,
  • Приближение случайных фаз,
  • Голографическая модель мозга,
  • Бомовский диалог.

В 1952 году, спустя год после дискуссий с Эйнштейном, Бом опубликовал два исследования, которые затем назовут свободной интерпретацией квантовой теории, и он продолжил развивать и совершенствовать свои идеи до конца своей жизни.

«Свободная интерпретация, — говорил Бом, — открывает дверь в творческий процесс скрытых и более тонких уровней реальности». По его точке зрения, субатомные частицы, такие как электроны не простые, бесструктурные частицы, а весьма сложные и динамичные объекты.

Он отклонял мнение о том, будто бы движение этих частиц, полностью неопределенно и изменчиво; наоборот они следуют по точной и определенной траектории, но это происходит не только за счет действия обычных физических сил, но и при участии едва уловимой силой, которую он называл квантовым потенциалом.

Квантовый потенциал руководит движением частиц, обеспечивая их «активной информацией» обо всей окружающей среде. В качестве примера, Дэвид Джозеф Бом приводит корабль, который ведется с помощью радаров; радарный сигнал несет в себе информацию обо всем, что окружает корабль, и дает ему направление движения, энергия которого производится более мощной, но бесцельной, силой его двигателей.

Квантовый потенциал пронизывает собой весь космос и обеспечивает прямые соединения между квантовыми системами.

В 1959 году, Бом и молодой студент-исследователь Якир Ахаронов, обнаружили важный пример, иллюстрирующий квантовую взаимосвязанность. Они установили, что в определенных условиях электроны способны «чувствовать» присутствие ближайшего к ним магнитного поля, даже если они путешествуют в тех регионах пространства, где сила поля равна нулю.

Этот феномен известен сегодня как эффект Ахаронова-Бома, и когда было впервые объявлено об открытии, многие физики отреагировали скептически. Даже сегодня, несмотря на подтверждение эффекта в бесчисленных экспериментах, время от времени появляются публикации, утверждающие, что его не существует.

В 1982 году, в Париже, исследовательской командой под руководством физика Алена Аспекта, был поставлен выдающийся эксперимент, с целью протестировать квантовую взаимосвязанность. В его основе был мысленный эксперимент (известный также как «парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена»), предложенный в 1935 году, Альбертом Эйнштейном, Борисом Подольским и Натаном Розеном.

Но еще больше в его основе было фундаментальной теоретической работы, проделанной Дэвидом Бомом и одним из его, приверженцев-энтузиастов физиком Джоном Беллом из ЦЕРНА, Европейской организации по ядерным исследованиям вблизи Женевы.

Результаты эксперимента показали, что субатомные частицы, находясь, далеко друг от друга, способны обмениваться информацией путями, которые невозможно объяснить передачей сигналов идущих со скоростью света, или медленнее.

Многие физики считают эти «нелокальные» соединения обладают молниеносной скоростью передачи данных. Альтернативная точка зрения гласит, что здесь вовлечены более тонкие, нефизические энергии, способные двигаться быстрее света, однако у этой точки зрения, мало сторонников, поскольку до сих пор, большинство физиков убеждено, что ничто не может передвигаться быстрее скорости света.

Свободная интерпретация квантовой теории, с самого начала столкнулась с равнодушием и враждебностью со стороны других физиков, которые не одобряли могучие вызовы, которые, Бом бросал всеобщему консенсусу. Однако, в последние годы его теория стала набирать «респектабельность».

Представляется вполне возможным, что подход Бома будет развиваться в разных направлениях. Например, большое количество физиков, включая Жана-Пьера Вигиера и еще нескольких физиков из Института Анри Пуанкаре в Париже, описывают квантовый потенциал в терминах флуктуаций эфирного поля.

В 1960-х, Бом начал внимательней присматриваться к идее о порядке. Однажды в одной телевизионной программе он увидел устройство, которое разожгло огонь его воображения. Оно состояло из двух стеклянных концентрических цилиндра, пространство между ними было заполнено глицерином, крайне вязкой жидкостью. Если добавить чернильную каплю в жидкость, и затем перевернуть внешний цилиндр, то капля вытянется в тонкую нить и в конце концов станет настолько тонкой, что исчезнет из виду; частицы чернил сворачиваются в глицерине.

Но если цилиндр перевернуть в противоположном направлении, то нитеобразная форма появиться снова и обратно превратиться в каплю; весь процесс происходит вспять. Бом осознал, что когда чернила рассеиваются в глицерине, то они не находятся в состоянии «беспорядка», нет, однако они находятся в состоянии скрытого, невидимого порядка.

По мнению Бома, все видимые объекты, частицы, структуры и события в окружающем нас мире, это относительно автономные, стабильные и временные «подединства», являющиеся проекциями более глубокого, импликативного порядка, неделимого единства.

Бом приводит в качестве примера текущий поток:

В потоке можно увидеть постоянно меняющийся узор водоворотов, ряби, волн, брызг и т.д., и с виду кажется, что у него нет независимости как таковой.

Скорее всего, они абстрагируются от общего движения потока, появляясь и исчезая во всеобщем процессе течения. Подобное мимолетное существование, которое присуще этим абстрактным формам, подразумевает лишь относительную независимость или автономию, нежели абсолютно самостоятельное существование как абсолютных сущностей.

Мы обязаны научиться видеть во всем «Неделимое Единство в Текущем Моменте». Другая метафора, которую использовал Бом, чтобы проиллюстрировать импликативный порядок – это голограмма. Чтобы создать голограмму, нужно расщепить лазерный свет на два луча, один из которых будет отражаться от фотографируемого объекта на пленку, где оба луча соединяются и создают интерференционную картинку.

Для невооруженного глаза сложнейшие завитки интерференционного узора ни чего не значат, и выглядят как беспорядочная масса.

Но подобно чернилам, растворенным в глицерине, узор обладает скрытым, свернутым порядком, и когда на пленку направляется лазерный луч, то возникает трехмерное изображение первоначального объекта, которое можно рассмотреть с любого угла. Отличительной чертой голограммы, является то, что можно разрезать пленку с изображением на множество маленьких частей, и каждая будет содержать в себе оригинальное изображение, однако, чес меньше будет кусочек, тем мутнее будет становиться картинка.

Это происходит, поскольку форма и структура всего объекта закодирована по всей поверхности фотографической записи.

Бом предположил, что вся вселенная представляет собой, своего рода гигантскую, текущую голограмму, или голодвижение, как он называл это, в котором всеобщий порядок содержится в каждой, отдельно взятой части пространства и времени.

Скрытый порядок является проекцией более высоких уровней реальности, и видимое постоянство и твердость объектов и частиц, создается и поддерживается благодаря нескончаемому процессу свертывания и развертывания, в котором субатомные частицы постоянно растворяются и рекристаллизуются в импликативном порядке.

В свободной интерпретации постулируется, что квантовый потенциал соотносится с импликативным порядком. Но Бом предполагал, что квантовый потенциал в свою очередь управляется и формируется супер квантовым потенциалом, представляющий собой второй импликативный порядок или супер импликативный порядок.

Более того он полагал, что может быть бесконечная череда серий, или иерархий, импликативных (или «порождающих») порядков, некоторые из них могут являться замкнутыми системами, а некоторые нет. Вышестоящие импликативные порядки создают нижестоящие, которые затем оказывают влияние на еще более низшие и так далее.

Верил, что жизнь и сознание лежат где-то глубоко в порождающем порядке и соответственно они представлены на разных уровнях материи, включая такие «неживые» субстанции как электроны и плазма. Он наводил на мысль о том, что в материи может быть своего рода«проторазум», отсюда следует, что новые эволюционные модели развития не появляются случайным образом, а творчески создаются и интегрируются из импликативных уровней реальности.

Мистический смысл идей Бома подчеркиваются в его замечании, что импликативная сфера «может быть в равной степени названа идеализмом, духом, сознанием. Разделение на два – материи и духа – не более чем абстракция. Основа всегда одна и та же».

Как и у всех подлинно великих мыслителей, философские идеи Дэвида Бома нашли свое отражение в его характере и стиле жизни. Его студенты и коллеги описывали его как абсолютно не эгоистичного и неконфликтного человека, всегда готового делиться своими последними идеями с другими, открытого свежим идеям, и всецело преданного страстному исследованию природы реальности. Или словами одного из его бывших студентов, «Его можно охарактеризовать лишь как светского святого».

Бом считал всеобщую тенденцию индивидов, социальных групп, наций, рас и т.д., к дифференциации и разделению, главным источником всех конфликтов на планете. Он надеялся, что однажды люди осознают естественную взаимосвязанность всех вещей и объединятся с целью построить единый и гармоничный мир.

Нельзя придумать лучшей дани памяти Дэвиду Бому, его жизни и работе, чем принять это послание как можно ближе к сердцу и сделать идею о вселенском братстве основным принципом нашей жизни.

Дэвид Бом, человек, живший в прошлом веке, понял, что атом есть устойчивая сила, из фрагментов которой состоит солнечный свет. Он понял, что вспышка света происходит в результате столкновения позитронов и электронов. Это столкновение вызывает взрыв, а каждый такой взрыв порождает один фотон света. И ещё он открыл, что в этой реальности существуют частицы, которые никогда не остаются в покое. Он говорил, что эти частицы имеют мерцающий вид: такая частица вспыхивает, гаснет и вновь вспыхивает в совершенно ином месте. Эту реальность он назвал «неявным порядком». Дэвид Бом ничего не знал о семи уровнях организации сознания и энергии. Ученые пришли к выводу, что существует некое «нулевое пространство», однако никто не в состоянии постичь его природу. Что, если на короткий момент допустить, что Бом в своих исследованиях натолкнулся на третий уровень, или уровень света? Наблюдая за тем, как частицы вспыхивают и гаснут, он заключил, что они проявляются из некоего «неявного» порядка и переходят в порядок «явный».

Чего Дэвид Бом не знал об этих частицах, которые вспыхивают и гаснут? Они просто возникают и исчезают. Может ли это быть в каждом случае одна и та же частица? Если бы такая частица была куском дерева и таких кусков было много, то могли бы мы построить из них дом или алтарь для поклонения Богу? Можно ли было бы сделать из них ящик? А мост? Можно ли было бы построить дорогу? Можно ли было бы сделать слона? Можно ли было бы сделать птицу? Чего нельзя было бы сделать из этого куска? Когда Дэвид Бом изучал неявный порядок, он рассматривал вспыхнувшую, погаснувшую и вновь вспыхнувшую в другом месте частицу как одну и ту же. А возможно, в первый раз это был обычный кусок дерева, а потом дом и алтарь Бога.

Почему это статическое поле не оставалось устойчивым и непрерывным? Почему в нем возникали виртуальные частицы, вспыхивающие и как бы говорящие нам: «привет, я сейчас нахожусь в явном порядке, а теперь меня нет»? Почему они так делали? Почему они не оставались статичными, как все остальные частицы? Многие ли из вас могут понять, почему, согласно идее Бома о неявном порядке, выпадение таких частиц в явный порядок было неустойчивым? Причина именно в том, что эти частицы принадлежали неявному порядку.

Неявный порядок, на самом деле, подразделяется на четыре отдельных уровня сознания и энергии. Открытые Бомом частицы, существуют в неявном порядке, потому, что не могут поддержать своё существование в области света, где частицы, чтобы существовать, должны вращаться. Эти частицы не вращаются, потому что они не поляризованы. Тех из вас, кто поймет великую тайну неявного порядка, можно считать счастливыми людьми.

Итак, что такое эти частицы, которые вспыхивают в одном месте, затем гаснут и вспыхивают в другом месте, причем ученые-физики считают, что это одна и та же частица? Ученые пытаются определить спин частицы, то есть определить направление её вращения. Если они его определят, то у них появится достаточно информации, чтобы рассчитать массу частицы на основании скорости её появления в другом месте. Проблема усложняется тем, что ученым приходится фокусировать внимание на одной частице, в следующий момент в другом месте появляется другая, причем первая частица ускользает от их внимания, однако она остается в математических расчетах. Так у них появляется возможность рассчитать массу частицы и её скорость в квантовом поле.

Ученые-физики, изучающие линейные взаимодействия, исследуют распад отдельных атомных структур в терминах времени, расстояния и пространства. Физики-ядерщики изучают ядра атомных структур. Квантовые физики изучают частицы, находящиеся вне атомных структур. Астрофизики изучают крупные образования в пространстве и траектории их движения. Иными словами, астрофизики изучают, например, млечный путь - составляющие его созвездия, их движение, гравитационные взаимодействия и влияние друг на друга. У астрофизиков и квантовых физиков есть нечто общее, они изучают движение частиц, просто у этих частиц разные размеры.

Бом, при помощи своего гуру, начал понимать нечто очень важное. Его гуру сказал, что неявный порядок есть Хроники Акаши. Вы все в той или иной мере попадали под влияние невежественных гуру, которые заявляли, что способны читать Хроники Акаши. В древней индии санскритское слово акаша обозначало просто «пространство». Когда Бом рассматривал неявный и явный порядок, он видел пространство. Его гуру сказал: «ты рассматриваешь эфир, который мы называем хрониками акаши». После этих слов Бом расходился во взглядах со своим гуру, он говорил: «если это хроники акаши, то я должен потратить остаток своей жизни, объясняя карму этих виртуальных частиц, которые вспыхивают и гаснут, причем я не в состоянии узнать ни их траекторию, ни массу, ни их свойства, ни их скорость». Что вы думаете ответил на это его гуру? Он сказал:»просто поверь моим словам»

Бом пережил своего гуру, однако репутация его оказалаь подпорчена. Единственное, чем запомнился людям этот блестящий ум, одержимый яркими предрассудками, - это то, что Бом пытался понять открытую им сферу реальности в терминах кармы и хроник акаши. Однако разум физика-теоретика мог понять только математические описания траекторий частиц. В самом деле, Бом заключил, есть такие частицы, он позже назовет их «виртуальными», потому, что они проявляются на краткий миг и затем исчезают, никогда не оставаясь в покое.

Перед смертью Бом хотел узнать, на чем должен сфокусироваться наблюдатель чтобы привести эту неуловимую виртуальную частицу в постоянную форму в рамках света и материи, где такой наблюдатель должен находиться. В конце жизни Бому пришлось расстаться со своим гуру, потому, что этот гуру не мог даже представить, каким крошечным должен быть наблюдатель виртуальных частиц. Гуру просто понимал их как хроники акаши, то есть хранилище информации. А Дэвид Бом сказал: «Возможно это и правда, но какова природа частицы, которая задает развернутое квантовое поле? Если это хроники акаши для всего сущего, то скажите как их читать? Вы можете разобрать для меня точки и тире, чтобы прочесть их, как азбуку Морзе?»

В конце концов Бом лишился репутации как ученый-физик, потому, что его смог ввести в заблуждение гуру-манипулятор - причем явно невежественный, не понимавший поведение частиц как проявление бесконечной жизни. Бом, так и не понявший, что эти частицы есть жизнь, как бы остановился со своими представлениями о явном и неявном порядках на мосту к тому, что мы называем светом и что составляет наше тело - большое, массивное тело, которое сегодня у нас есть.

Грубая материя состоит из атомных структур, причем атомы в них совершенно не обязательно должны быть одного и того же типа. Возьмем, например, кусок дерева, то атомы составляющие его, окажутся набором самых разных видов атомов с самыми разнообразными связями меж ними.

Нет «атомов дерева», но есть много разных атомов, совокупность которых создаст у нас иллюзию древесности. Если мы уберём из дерева любую из его составляющих-углерод, воду, золу, - то дерево перестанет быть деревом. Итак дерево не есть лишь один вид атомов.

Вы полагаете, что царство небесное есть пирамида, однако на самом деле пирамида-есть просто шаблон, помогающий понять взаимодействие разнуых уровней сознания, энергии и времени, а так же природу квантовых чатиц. Каждая из этих частиц-живая. Они существуют ни как песчинки в песчанной буре, а как живые, разумные существа. Да, вам это трудно себе представить.

Рис. 1 Модель реальности соглачно Рамте


Когда вы пытаетесь свести свой большой и тяжелый мир к миру малому, возникает вопрос: как здесь вообще оказалась возможна жизнь в её первоначальном виде и в том, что вы воспринимаете как «время»? Если царство настолько мало, то как возможно его постоянное расширение? В этом вопросе проявляется ваше невежество.

В ходе творения жизни Бог не создавал никакого конца, ибо в божественном разуме понятие конца и завершения отсутствует. Пытаясь создать аналогический разум, Бог вдыхал жизнь во всё, что создавал. В этих царствах ничто не умирает-всё, что существует, есть лишь разворачивающаяся жизненная форма. Всё развивается и разворачивается. Это значит, что всё одновременно становится новым, причем обнавление протекает с абсолютной точностью. Отсюда можно заключить, что смерти нет. Кто-то из вас задаст вопрос: «возможно ли чтобы эти элементарные частицы ели друг друга»? На самом деле речь идёт не о питании, поскольку никакой идеи пищи для частиц не существует. Потребление пищи не имеет ничего общего с поддержанием их жизнедеятельности. В их атмосфере происходит поглащение не пищи, а электрического поля.

Что в таком случае не является Богом?

Если Бог великий творец, великий садовник, есть живые поля цветов, плодов и семян, если он есть поля животных, то что же тогда ВОЗВРАЩАЕТСЯ к Богу? К Богу возвращается Божественный разум Творение есть дар жизни, а деятельная сила этой жизни, которая называется разумом, и есть то, что возвращается к Богу. Кто или что не является Богом?

Есть ли такая жизненная форма, которая бы не возвратилась в божественный разум? Можем ли мы представить, что где-то живут люди, напуганные тем, что нет никакого «завтра», или угрожающие покончить с собой, чтобы наказать окружающих? Как могли бы вы, живущие в напряженной борьбе за жизнь, осознать, что ваше мышление возвращается к Богу, а вы не превратитесь в Ничто? Всё, что Бог сотворил, во что вдохнул жизнь, принадлежит Богу. А как мы существуем в божественном разуме? Мы столь же индивидуальны и великолепны, как и каждое мгновение времени, ибо как только Бог оставляет своё творение, мы начинаем потреблять Бога. Даже бактерии суть Бог, и они потребляются, чтобы давать жизнь. Такова цель их существования. Какова же их награда? А награда в том, что они будут жить вечно.

Поделиться