Деятельность всегда направлена на что. Деятельность человека, ее основные формы. Коллективная деятельность и ее примеры

  • Цель урока - освоить следующие понятия: деятельность, общение, поведение, познание, общество, основные сферы жизни общества, социальные номы, для формирования у учащихся навыка аргументировать собственные позиции в вопросе «роль человека в общественном развитии».

  • Человек существо активное (человек не только реагирует на окружающий мир, но и преобразует его).

  • Активность выражается в 3-х основных формах: поведение, общение, деятельность.


  • Поведение животных: инстинкты, географические условия

  • Поведение людей:

  • Человек может жить в разных климатических условиях;

  • Поведение человека многообразно (один и тот же человек в разных условиях ведет себя по разному: дома, в школе, в магазине)

  • Поведение человека определяется не инстинктами, а нормами, правилами, обычаями(свадьба, похороны)


  • Общение животных: инстинкты работают для выживания вида.

  • Общение людей: определяется правилами и нормами, которые сложились в обществе. У человека есть представление что такое плохо, хорошо. Общение происходит с помощью речи, голоса, взгляда, жестов.


Деятельность

  • Деятельность направлена на достижение цели.

  • Цель – это конечный результат, это образ того, что должно быть получено в результате работы.

  • Средства – это то, что помогает, обеспечивает достижение цели.

  • Этапы деятельности – последовательность действий

  • Результат –конечный итог

  • Виды деятельности : познавательная, оценочная, игровая, учебная, трудовая.


А. По участникам

  • А. По участникам . Любая деятельность предполагает наличие:

  • Субъекта(человека) с его целями, ценностями, знаниями, навыками

  • Средств и операций с ними, с помощью которых осуществляется деятельность

  • Объектов на которые направлена деятельность субъектов в процессе этих операций. В качестве субъектов могут выступать и люди. Например человеческое тело объект медицинских действий.


Б. По актам

  • Б. По актам . Структура деятельности по актам, из которых она складывается можно обозначить формулой:

  • Д=д+д+д+…. д= оп+оп+оп+…..

  • Где Д деятельность, д – действия, оп –операции

  • Деятельность состоит из действий, действия из операций. Операции могут переходить на уровень автоматизма и выполняться бессознательно. Деятельность в целом всегда носит осмысленный характер.


В. По этапам.

  • В. По этапам. Любая деятельность начинается с возникновения какой-либо

  • Потребности – нужды. Затем человек ставит

  • Цель удовлетворения этой потребности. Под целью понимается представление о результате. Для достижения цели выбираются какие-то

  • Средства и с ними совершаются необходимые действия. Усилия человека завершаются

  • Результатом или продуктом деятельности

  • При постановке цели, выборе средств и действий, оценке результата человек прибегает к мышлению


Деятельность

  • Деятельность – это мотивированное достижение сознательно поставленной цели с помощью осознанно выбранных средств.


А.По объектам.

  • А.По объектам. Выделяют материальную и духовную деятельность.

  • Материальная (практическая) деятельность связана с созданием товаров для удовлетворения потребностей.

  • Духовная деятельность – связана с созданием идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей (книги, картины, идеи).



  • Познание: чувственное и рациональное

  • I этап познания(чувственный): нос, глаза, уши, кожа, язык(они улавливают воздействие внешнего мира). Воздействие внешней среды преобразуются в нервные сигналы в результате человек слышит музыку, различает цвета, вкусовые ощущения, обоняет запахи. Отдельные ощущения объединяются и мы получаем целостные образы предметов.

  • II этап познания(рациональный ):начинается работа мышления: сравнение предметов, выявление сходства и различия.

  • Т.О. в нашем сознании знания о мире собраны в понятиях(«Дерево») и выражаются в речи.


Б. По целям.

  • Б. По целям. Деятельность подразделяют на созидательную и разрушительную (строительство жилья, война).

  • В. Некоторые виды универсальных действий надо выделить особо. Это сущностные характеристики самого человека, без них он не может:

  • Игра (процесс игры важнее ее цели, в процессе игры ребенок социализируется);

  • Учение (познание нового);

  • Труд;

  • Общение (при общении

  • происходит обмен идеями и эмоциями);

  • Творчество (создание нового)


  • К действию человек побуждается потребностями.

  • Основой любой потребности является нужда.

  • Виды мотивов:

  • Мотивы разделяют на:

  • Внутренние (от самого человека);

  • Внешнее (исходящее от общества);

  • Подлинные (сон, еда, отдых);

  • Мнимые (алкоголь, наркотики);

  • Высокими (альтруистическими);

  • Низкими (эгоистическими);


Нужда – это желание в чем-либо.

  • Нужда – это желание в чем-либо.

  • Потребность это нужда в определенной форме.

  • НАПРИМЕР: голод можно удовлетворить варенной картошкой, а можно и жаренной курицей.

  • Пирамида Маслоу. Потребности бывают:

  • Первичные(врожденные) : физиологические и экзистеннциальные

  • (лат.exsistentia – существование) (1,2)

  • Вторичные (приобретенные ) (3,4,5,6,7,)

  • Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)




  • Биологические (еда, вода, холод, сон);

  • Социальные (быть с людьми, быть нужным людям, заботиться об окружающих, занять достойное место в обществе);

  • Духовные (познание окружающего мира, потребность в знаниях, познать самого себя, творить, преобразовывать мир).


Лекция: Деятельность и мышление

«Животное полагает, что все его дело - жить,

а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать».

А. И. Герцен

Деятельность - способ существования людей

Учащимся предлагается выполнить задание "путаница": из предложенных букв восстановите слово, которое будет определяющим на нашем сегодняшнем уроке.

теьлянедтьсо (деятельность), шелымиен (мышление)

Задание 1. Каждая пара показывает выполнение какой-либо работы (копать, стрелять, рисовать, кидать камни, разговаривать, строгать брусок, вбивать гвозди и т. д.).

Что вы делали?

Зачем вы это делали?

Можем ли мы жить и ничего не делать?

Осознаем ли мы то, что делаем?

Отличается ли деятельность человека от «деятельности» животных?

Присуща ли деятельность животным?

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда. Но только человеку присуща деятельность.

Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

Деятельность – это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.

Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.

Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Деятельность человека: основные характеристики

Задание 2. Самостоятельно или используя текст § 5, охарактеризовать каждую черту деятельности.

Кратко напомним отличия человеческой деятельности от поведения животных. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер . Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит её результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер . Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для её осуществления человек создаёт и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер : в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвёртых, в деятельности человека проявляется её общественный характер , так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Структура деятельности и её мотивация

Работа со схемой.

Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность .

Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Задание3. Прочитав текст, ответьте устно на вопросы.

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

Вопросы:

    Каковы были цели помещика?

    Какие он выбрал средства для их достижения?

    Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы.

Итог беседы: Структура деятельности

действия

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как её сознательный характер. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ нового здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания - предвосхищаемый результат.

Достичь желаемого результата помогают определённые средства деятельности . Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определённые продукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

Мотивы деятельности.

Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? (мотивы.)

Прочитайте притчу:

«Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»

О чем притча?

Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его побуждают к этому мотивы . «Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек», - объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий (1917-1991).

Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.)

Как вы думаете, что движет деятельностью человека? (Мотив-это побудительная причина, повод к какому–либо действию).

Какие мотивы вы знаете?

    потребности

    интерес

    идеалы

    убеждения

    социальные установки

Мотив связан с удовлетворением потребностей. Какие группы потребностей человека вам известны?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

Естественные, социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Описывая потребности, А. Маслоу характеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости» потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана советским психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности , выделив в ней цель, средства и результат.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким-либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, композиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Любая деятельность предстаёт перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт деятельности называют действием . Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, проведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что деятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в реальной жизни процесс деятельности выводит её из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся результат деятельности оказывается беднее или богаче начального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определённых общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те времена земля, кто и какими орудиями её обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о её конкретноисторическом характере .

Многообразие деятельности

Задание 4. Работа в парах. Прочитайте текст и выпишите классификации видов деятельности.

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную . Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность .

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность .

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность , которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую . Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - её правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение - установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через неё реализуется. Это важно учитывать при рассмотрении связи деятельности и сознания.

Классификация видов деятельности

I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру:

а) практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества);

б) духовная (связана с изменением сознания людей).

II. В зависимости от хода истории, общественного прогресса:

а) прогрессивная деятельность;

б) реакционная деятельность;

в) созидательная деятельность;

г) разрушительная деятельность.

III. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам:

а) законная,

б) незаконная,

в) моральная,

г) аморальная.

IV. В зависимости от социальных форм объединения людей:

а) коллективная,

б) массовая,

в) индивидуальная.

V. В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления:

а) однообразная, шаблонная, монотонная деятельность;

б) инновационная;

в) изобретательская, творческая.

VI. В зависимости от общественных сфер:

а) экономическая;

б) политическая;

в) социальная;

г) духовная (культурная).

VII. В соответствии с процессом становления личности:

а) игровая деятельность;

б) учение;

в) труд.

VIII. В зависимости от особенностей проявления:

а) внутренняя деятельность (происходит посредством умственных действий);

б) внешняя деятельность (проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами).

Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Вопрос к студентам: Как вы думаете, мышление дается человеку от рождения или формируется при жизни? (выслушиваются ответы учащихся).

Приводится пример детей «маугли».

Известны случаи, когда человеческие дети вырастали среди животных. Их поведение ничем не отличались от звериного, и в дальнейшем почти не удавалось научить их говорить, уже не говоря о том, чтобы рассуждать и анализировать. То есть у новорожденных есть зачатки мышления, предпосылки его возникновения, но их надо развивать, чтобы человек стал человеком. Причем развиваются мыслительные способности только до определенного возраста, в дальнейшем приходится пользоваться уже сформированными умениями сравнивать, анализировать, рассуждать. Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни.

Таким образом, мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения.

В качестве примера упражнений для тренировки мышления предлагается решить головоломку со спичками («Корова на лугу»):

У этой коровы есть голова, тело, рога, ноги и хвост. Она смотрит влево. Передвиньте 2 спички так, чтобы корова смотрела вправо.

Особенности мышления:
первобытного человека - чувственная конкретность и предметность;
современного человека - большие обобщающие способности.

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Типы мышления: составление кластера

1) Образное - задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) - задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое - обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Сознание и деятельность

На протяжении веков проблема сознания является предметом острых идеологических споров. Представители разных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования. Естественно-научный подход противостоит в этих спорах религиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники естественно научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов , наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» - его производной.

Но, несмотря на различия в трактовке природы сознания, и те и другие отмечают, что оно связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. О том, каково сознание, что оно собой представляет, свидетельствуют язык людей и предметы культуры - результаты труда, произведения искусства и т. п.

Основываясь на естественно-научном подходе, отечественная психология разработала учение о формировании устойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми. Согласно этому учению, каждый человек в ходе индивидуального развития приобщается через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию. И благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Так, человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных предшествующими поколениями. В результате общения с другими людьми он обучается целенаправленному использованию этих предметов.

Именно потому, что человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью , чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

Обосновывая единство деятельности и сознания, отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека. Слово «ведущая» подчёркивает, во-первых, то, что именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Во-вторых, в русле ведущей деятельности развиваются все другие её виды.

Например, у ребёнка до поступления в школу ведущий вид деятельности - игра, хотя он уже немного учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Ведущий вид деятельности школьника - учение. Но, несмотря на то что в его жизни важное место занимает труд, в свободное время он всё так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в его жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность - труд, но вечерами он может учиться, а свободное время посвящать спортивным или интеллектуальным играм, общению.

Словарь

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.

Практические выводы

1. Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придаёт деятельности сознательный характер, позволяет контролировать её ход и вносить, если это нужно, определённые коррективы.

2. Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдалённые цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на пол пути, не достигнув цели.

3. Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.

4. Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.

Документ

Из работы современного российского психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности».

Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале - сознание, потом - деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность - это процесс и что её можно наблюдать со стороны или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами самого человека. Всё так и есть, пока мы не принимаем в расчёт продвижение человека к уже принятой цели... Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что всё сказанное о её строении теряет отчётливость... Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо... процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»... вместо того чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем- то вторичным, выводимым из деятельности... И всё это в силу тенденций собственного движения, саморазвития деятельности...

Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь... Независимо от того, оказывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществлённых действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.

Вопросы и задания к документу

1. Опираясь на текст источника, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкретные примеры объектов и субъектов различных видов деятельности.

2. Найдите в тексте источника строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?

Вопросы для самопроверки

1. Что такое деятельность? 2. Какие черты присущи деятельности человека? 3. Как связаны деятельность и потребности? 4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека? 5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры. 6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека? 7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие. 8. Как связаны деятельность и сознание?

Задания

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Мысли мудрых

«Деятельность - единственный путь к знанию».

Б. Шоу (1856-1950), английский писатель

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя . Деятельность является формой реализации отношения субъекта к миру объектов, можно выделить разные типы таких отношений, реализуемые в разных формах деятельности: практической, познавательной, эстетической и т.д. Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями. Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач. Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида. Все это - типы человеческой деятельности.

Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов - мотивов: общение, игра, учение и труд.

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребёнка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряжённостей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путём.

Игры бывают: индивидуальные (игрой занят один человек), групповые (с несколькими людьми), предметные (связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов), сюжетные (разворачиваются по сценарию, в основных деталях), ролевые (в игре человек ведёт себя согласно роли, которую берёт на себя) и игры с правилами (регулируются системой правил). Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют развивающее значение, для взрослых же - разряжающее.

Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (в специальных образовательных учреждениях) и неорганизованным (в других видах деятельности как побочный, дополнительный результат). Учебная деятельность служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Это основные характеристики видов деятельности.

В школе А.Н. Леонтьева выделяют две формы деятельности субъекта (по характеру ее открытости для наблюдения): внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью обычно имеются в виду различные формы предметно-практической деятельности (например, забивание молотком гвоздя, работа на станке, манипуляции игрушками у маленьких детей и т. п.), где происходит взаимодействие субъекта с четко представленным для внешнего наблюдения объектом. Внутренняя деятельность -- это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов (например, теоретическая деятельность ученого по решению какой-либо математической задачи, работа актера над ролью, протекающая в форме внутренних обдумываний и переживаний, и т.п.). Соотношение внешних и внутренних компонентов не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход от внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при её восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращённый, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми .

Деятельность отличается от поведения (поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определённого продукта, зачастую носит пассивный характер) и имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру, средства. О мотивах и целях мы говорили в параграфе 1.1., поэтому сразу перейдём к третьей характеристике - предмет деятельности. Предметом деятельности называется всё то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является информация, учебной - знания, умения и навыки, трудовой - создаваемый материальный продукт.

Деятельность имеет сложную иерархическую структуру. Она срстоит из нескольких "слоев", или уровней. Это особенные деятельности (или особые виды деятельности); затем уровень действий; следующий - уровень операций; наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций. Особенные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая деятельности.

Действие - это основная единица анализа деятельности. Действие - одна из основных "образующих" деятельности. В этом понятии, как в капле воды, отражены основные исходные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями.

1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания).

2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3.Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4.Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий. Это можно продемонстрировать на любом примере.

Предположим, человек хочет позвонить в другой город. Чтобы осуществить это действие (I порядка), ему нужно совершить ряд частных действий (II порядка): отправиться на переговорный пункт, найти подходящий автомат, занять очередь, приобрести телефонные жетоны и т. п. Попадая в кабину, он должен осуществить следующее действие в этом ряду: соединиться с абонентом. Но для этого ему придется выполнить ряд еще более мелких действий (III порядка): опустить монету, нажать кнопку, дождаться гудка, набрать определенную цифру и т. д.

Теперь мы обращаемся к операциям, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень.

Операцией называется способ выполнения действия. Перемножить два двузначных числа вы можете в уме и письменно, решая пример "в столбик". Это будут два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия, или две разные операции. Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется "техникой", ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций. Характер операций зависит от условий совершаемого действия. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под "условиями" подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

Наиболее точный психологический признак, различающий действия и операции - осознаваемость/неосознаваемость, в принципе может быть использован, однако, далеко не всегда. Он перестает работать как раз в пограничной зоне, вблизи границы, которая разделяет слой действий и операций. Чем дальше от этой границы, тем достовернее данные самонаблюдения: относительно представленности (или непредставленности) в сознании очень крупных или очень мелких актов субъект обычно не сомневается. Но в пограничной зоне становится существенной ситуативная динамика деятельностного процесса. И здесь уже сама попытка определить осознаваемость какого-либо акта может привести к его осознаванию, т. е. нарушить естественную структуру деятельности.

Единственный путь, который сейчас видится,- это использование объективных индикаторов, т. е. поведенческих и физиологических признаков, деятельного уровня текущего процесса.

Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности - психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

Вернёмся к характеристикам деятельности, и последняя характеристика - средства осуществления деятельности. Это те инструменты, которыми пользуется человек, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведёт к её совершенствованию, в результате чего она становится более продуктивной и качественной.

И в заключение параграфа подчеркнём главные отличия деятельности человека от деятельности животных:

1.Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма .

    Сущность мотивации. Мотив и стимул. Основные теории мотивации.

Мотивация - это некий процесс побуждения себя или других к деятельности и достижения определённых целей. Стимул, стимулирование включает в себя ещё и материальную сторону, это своего рода обещание вознаграждения, вознаграждение, которое так же служит побуждением к деятельности, достижению целей. Мотивация - это внутренний процесс. Стимулирование - внешний. Мотив подразумевает внутреннее побуждение или устремление индивида вести себя определенным образом для удовлетворения потребностей. А стимул захватывает ещё и материальный аспект. Теории мотивации: Содержательные: модель мотивации А. Маслоу на основе иерархии потребностей: первичных, социальных, уважения и самовыражения, самореализации через последовательную их реализацию; модель мотивации Д. Мак-Клелланда с использованием потребностей власти, успеха и признания в группе, причастности к ней; модель мотивации Ф. Херцберга с использованием гигиенических факторов (условия труда, межличностные отношения и др.) в сочетании с «обогащением» самого процесса труда: ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей; Процессуальные: модель мотивации на основе теории ожидания В.Врама: человек направляет свои усилия на достижение цели тогда, когда будет уверен в удовлетворении своих потребностей. Мотивация является функцией фактора ожидания по схеме: «затраты труда -> результаты -» вознаграждение»; модель мотивации на основе теории справедливости: личные затраченные усилия люди сравнивают с вознаграждением, сопоставляя его с вознаграждением других за аналогичную работу. Если труд недооценивается, усилия уменьшаются.

    Понятия «руководства» и «лидерства», особенности этих форм воздействия.

Руководство – это целенаправленно воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Лидера характеризует: способность воспринимать общие нужды и проблемы коллектива и принимать на себя определенную долю в решении этих проблем; способность быть организатором совместной деятельности: он формулирует задачу, волнующую большинство членов коллектива, планирует совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива; чуткость и проницательность, доверие к людям, он – выразитель общих для коллектива позиций его членов. Основные различия между руководством и лидерством: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе «по вертикали», т.е с точки зрения отношений доминирования и подчинения; руководство есть закономерный и необходимый элемент процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; руководство выступает как процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организаций, а лидерство – процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью; руководитель есть посредник социального контроля и власти, а лидер – субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в личностных отношениях. Руководитель-лидер не командует, не призывает и «не давит» на работников, а ведут людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем.

    Общие и специальные функции управленческой деятельности.

Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами. Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. Общие функции управления :- осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;- присущи управлению любой организации;- разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;- относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.К таким функциям, в частности, в менеджменте относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль.Конкретные (специфические) функции - представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части.Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Специальные функции - являются подфункциями конкретной функции (например, специальной функцией управление основным производством является оперативно-календарное планирование основного производства).

Основные категории ПУ - деятельность и труд. Деятельность - активность, реализующая потребности человека, её характеристика - внешняя сторона (используемые орудия труда, технологии, соц.роли, языки, нормы и ценности), внутренняя сторона(выражается в обусловленности психики прошлым опытом, потребностями, мотивами и целями).Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и более или менее определенную структурную и функциональную организацию. Ее состав многокомпонентен. В ее осуществление вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разного уровня сложности. В зависимости от целей эта деятельность может длиться годами или даже всю жизнь. Однако какой бы сложной она ни была, как бы долго она ни длилась, ее можно описать, используя универсальные единицы, в которых отражается не содержательный, а именно структурно-уровневый подход к ее описанию. Единицами деятельности, представляющими собой ее более мелкие фрагменты, но в то же время сохраняющими специфику ее психологического содержания, являются те ее элементы, которые закреплены в понятиях действие и операция. Целенаправленную активность, связанную с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, принято в психологии называть действиями. Операция – та конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий (например, физическими свойствами объекта, местоположением, ориентацией в пространстве, доступностью и т. д.). Проще выражаясь – операция является способом выполнения действия. Операции формируются через подражание (копирование) и путем автоматизации действий. В отличие от действий, операции малоосознаваемы.

    Принцип единства психики и деятельности; двухэтапность исследования психологии деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности - основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в т.ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Психика, сознание «живет» в деятельности, которая составляет их «субстанцию», образ является «накопленным движением», т.е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними», т.е. сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность - она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней.Принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа - анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй - с анализом субъективного, собственно психологического содержания.

    Основные функции управления: планирование, мотивирование и др.

В настоящее время широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс^ Основные виды управления Планирование - процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на три вопроса: · где организация находится в настоящее время; · куда она хочет двигаться; · как организация собирается сделать это. ^ Организация. Этапы: 1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций; 2. организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве). Мотивация - максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу. Этапы: 1. определение потребности работников; 2. предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу. Контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели. Этапы: 1. установление стандартов; 2. измерение того, что было фактически достигнуто и сравнение достигнутого с намеченными стандартами; 3. определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.

    Основные психологические требования к эффектному менеджеру.

Множество существующих подходов к определению нормативной модели эффективного руководителя можно объединить в 3 основные группы:

1. Ситуационный;

2. Личностный;

3. Ситуационный.

1. Функциональный подход. Основным моментом для выработки требований к

эффективному менеджеру является определение его функций. При этом основной для выделения функций выступает саруктура деятельности менеджера.

В большинстве случаев функциональные характеристики деятельности менеджеров связаны с осознанием и формулированием миссии организации, постановки цели, управлением ресурсами, контролем процессов во внешней и внутренней среде организации.

Можно назвать 12 отражающих структуру и специфику профессиональной деятельности менеджера функций:

1. Познания - познание человека, группы, организации, ее среды, актуальной ситуации управления;

2. Прогноза - определение основных направлений и динамики развития управляемых переменных;

3. Проектирования - определение миссии, целей и задач организации, программирования и планирование деятельности;

4. Коммуникативно-информационную - формирование, структурирование, сохранение коммуникационных сетей, сбор, преобразование и направление в коммуникационные сети необходимые для управления информации;

5. Мотивация - рациональное воздействие на совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности субъекта и объекта управления;

6. Руководства - принятие ответственности за предлагаемые решения и их последствия на основе нормативных актов или соглашений внутри организаций;

7. Организации - реализация целей и задач управления;

8. Обучения - передача необходимых знаний, навыков, умений персоналу;

9. Развития - целесообразное изменение психологических переменных личности и группы;

10. Оценки - формирование и применение норм и стандартов деятельности;

11. Контроля - отражение соответствия актуального состояния организаций целям управления;

12. Коррекции - внесение необходимых изменений в цели и программы управления.

При проведении процедур профессионального отбора руководителей с позиций функционального подхода оценивается готовность претендентов эффективно выполнить именно те функции, которые являются характерными для предполагаемой должности.

2. Личностный подход. Основывается на допущении, что эффективная управленческая деятельность связано с обладанием менеджером некоторых множеством личностных черт.

Профиль эффективного менеджера, согласно которому успешного руководителя характеризуют следующие особенности:

Поиск возможностей и инициативность; упорство и настойчивость;

Ориентация на эффективность и качество; вовлеченность в рабочие контакты;

Целеустремленность;

Информированность;

Способность убеждать и устанавливать связи; независимость и уверенность в себе.

3. Ситуационный (поведенческий) подход. Успешное руководство зависит от:

1. ожиданий и потребностей руководимых лиц;

2. структуры группы и специфики ситуации;

3. Культурной среды, в которую включена группа;

4. истории организации, в которой осуществляется руководящая деятельность;

5. возраста и опыта руководителя, его стажа;

6. Психологического климата в группе;

7. личностных особенностей подчиненных.

Ситуационный подход позволяет выделить ряд особенностей личности менеджера, которые свидетельствуют о готовности менеджера к продуктивной активности в широком диапазоне ситуаций. К ним можно отнести, в частности, способность к гибкому изменению стиля руководства, устойчивость к неопределенности, отсутствие жестких стереотипов.

Таким образом, можно заключить, что сверх задачей профессионального отбора менеджеров является установления соответствия личностных особенностей претендента особенностям организации, структуре и функциям деятельности, актуальным и прогнозируемым состоянием профессиональной среды.

    Сущность управленческой деятельности, два основных плана ее характеристики.

Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).Деятельность предполагает два основных плана характеристики - внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нею. Условия труда - система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

    Механизм исполнения решений и его роль в управленческой деятельности. Модель принятия решений как круговой процесс, его этапы.

Этапы процесса принятия решений:1) Выявление проблемы – первичное различение в той или иной противоречивой ситуации проблемы, требующей разрешения. Обнаружившееся расхождение между реальным и желаемым состоянием организации.2) Анализ, диагностика проблемы на основе сбора фактического материала, относящегося к возникшей проблеме. Обнаружив проблему нужно ее правильно квалифицировать, что является второй задачей процесса разработки управленческого решения. Диагностика призвана установить характер проблемы, ее связь с другими проблемами, степень ее опасности, сбор и анализ фактов.3) Определение сущности проблемы, ее главного содержания. На этом этапе результаты проведенного анализа используются для выработки вариантов решений. Таких вариантов должно быть много, чтобы путем их сопоставления можно было выбрать наилучший, наиболее обоснованный.4) Выбор оптимального варианта решения и доведение его содержания до исполнителей. Такой выбор предполагает рассмотрение всех вариантов предполагаемого решения и исключение субъективных моментов в его содержании. Оптимальным будет тот вариант, который наилучшим образом учитывает сущность возникших проблем, приемлем по объему необходимых для его осуществления расходов и наиболее надежен с точки зрения возможности его осуществления.5) Практическое осуществление под контролем руководителя путем использования механизма обратной связи. Выполнение принятого решения включает в себя все основные фазы управленческого цикла – планирование, организацию, мотивацию и контроль.

    Единоличные и согласованные решения, условия для их принятия . Необходимость принятия решения возникает в том случае, когда невозможна привычная, стереотипная реакция на полученную информацию. Руководитель может принимать решения как единолично, так и согласовано с трудовым коллективом.Единоличные решения принимаются руководителем в основном при минимальном коммуникативном пространстве – например, решения, принимаемые в чрезвычайных условиях, или решения значение которых не велико.Но есть и такие решения, которые лучше принимать согласованно, с учетом мнения коллектива, либо с учетом мнения фирм, с которыми сотрудничает данное предприятие например, об изменении сроков поставки продукции.

    Роль обратной связи в системе управленческой коммуникации.

Обратная связь - оперативная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; это информация (в вербальном и невербальном оформлении), которая отсылается назад к отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоении и согласии с ним. Обратная связь позволяет отправителю не только узнать результат акта коммуникации, но и скорректировать следующее сообщение для достижения большего эффекта. Если результат передачи сообщения достигнут, говорят, что действует положительная обратная связь; в противном случае действует отрицательная обратная связь. Налаживание обратной связи в организации - достаточно сложная задача. Особенно это касается вертикальных, властных коммуникаций при контроле через принуждение, когда получатель информации испытывает страх перед возможными санкциями и специально искажает сообщение, поступающее через каналы обратной связи.

    Методы психологических исследований: общенаучные и специальные; неэкспериментальные и экспериментальные.

Не экспериментальные методы: наблюдение; анкетирование; беседа; архивный метод" или изучение продуктов деят-ти (В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деят-ти могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деят-ти). Экспериментальные методы: естественный (условия организует не экпериментатор, а сама жизнь, оценивается естественное поведение человека); моделирующий (испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого); лабораторный (проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных усл, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбор). Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа. Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

Деятельность

Дополнительные материалы по теме "Деятельность - как средство существования".

Многообразие деятельности.

Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек — продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов — «второй природы».

Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер . Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям.

Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:

субъект — тот, кто осуществляет деятельность;

объект — то, на что направлена деятельность;

цель —ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества).

Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.

Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

Основные понятия:

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Основное содержание деятельности состоит в изменении и

преобразовании мира, создании того, чего нет в природе. Деятельность человека проявляется в различных сферах и имеет разнообразный характер. Она является непременным условием существования и развития человека и общества.

Деятельность мыслительная (мышление) - процесс познавательной деятельности человека, движение мыслей; отражение сознанием человека окружающего мира в представлениях, понятиях, суждениях, теориях и т. п., способность человека создавать новые идеи, планировать свои действия, предвидеть события.

Деятельность политическая включает в себя государственное управление,

воздействие политических партий на ход общественных процессов, принятие государственных решений, различные формы участия широких народных масс в политической жизни общества.

Деятельность практическая - деятельность, направленная на преобразование реальных объектов природы и общества.

Труд - деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.

Общение - преобразование информации в процессе взаимодействия. Процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей.

Учеба - изучение опыта предшествующих поколений

Творчество - деятельность человека, создание нечто нового, ничего ранее не существовавшего.

Игра - деятельность, характеризующаяся выполнением реальных действий воображаемыми средствами

Поделиться