Дробные уравнения одз. Как найти область определения функции? Как? Примеры решений

Шамшурин А.В. 1

Гагарина Н.А. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я начал работу с того, что в Интернете пересмотрел множество тем по математике и выбрал эту тему, потому что уверен, что важность нахождения ОДЗ играет огромную роль в решении уравнений и задач. В своей исследовательской работе я рассмотрел уравнения, в которых достаточно только нахождения ОДЗ, опасность, необязательность, ограниченность ОДЗ, некоторые запреты в математике. Самое главное для меня хорошо сдать ЕГЭ по математике, а для этого надо знать: когда, зачем и как находить ОДЗ. Это и подтолкнуло меня к исследованию темы, целью которой, стало показать, что овладение данной темой поможет учащимся правильно выполнить задания на ЕГЭ. Чтобы достичь этой цели, я исследовал дополнительную литературу и другие источники. Мне стало интересно, а знают учащиеся нашей школы: когда, зачем и как находить ОДЗ. Поэтому я провёл тест по теме «Когда, зачем и как находить ОДЗ?» (было дано 10 уравнений). Количество учащихся - 28. Справились - 14 %, опасность ОДЗ (учли) - 68 %, необязательность (учли) - 36 %.

Цель : выявление: когда, зачем и как находить ОДЗ.

Проблема: уравнения и неравенства, в которых нужно находить ОДЗ, не нашли места в курсе алгебры систематического изложения, возможно поэтому я и мои сверстники часто делаем ошибки при решении таких примеров, уделив много времени их решению, забыв при этом об ОДЗ.

Задачи:

  1. Показать значимость ОДЗ при решении уравнений и неравенств.
  2. Провести практическую работу по данной теме и подвести её итоги.

Я думаю полученные мною, знания и навыки помогут мне решить вопрос: искать ОДЗ или не надо? Я перестану делать ошибки, научившись правильно делать ОДЗ. Получится ли у меня это, покажет время, точнее ЕГЭ.

Глава 1

Что такое ОДЗ?

ОДЗ - это область допустимых значений , то есть это все значения переменной, при которых выражение имеет смысл.

Важно. Для нахождения ОДЗ мы не решаем пример! Мы решаем кусочки примера для нахождения запретных мест.

Некоторые запреты в математике. Таких запретных действий в математике очень мало. Но их не все помнят…

  • Выражения, состоящие под знаком чётной кратности или должно быть>0 или равно нулю, ОДЗ:f(x)
  • Выражение, стоящее в знаменателе дроби не может быть равно нулю, ОДЗ:f(x)
  • |f(x)|=g(x), ОДЗ: g(x) 0

Как записать ОДЗ? Очень просто. Всегда рядом с примером пишите ОДЗ. Под этими известными буквами, глядя на исходное уравнение, записываем значения х, которые разрешены для исходного примера. Преобразование примера может изменить ОДЗ и, соответственно ответ.

Алгоритм нахождения ОДЗ:

  1. Определите вид запрета.
  2. Найти значения, при которых выражение не имеет смысла.
  3. Исключить эти значения из множества действительных чисел R.

Решить уравнение: =

Без ОДЗ

С ОДЗ

Ответ: х=5

ОДЗ: => =>

Ответ: корней нет

Область допустимых значений оберегает нас от таких серьёзных ошибок. Честно говоря, именно из-за ОДЗ многие «ударники» превращаются в «троечников». Считая, что поиск и учёт ОДЗ малозначимым шагом в решении, они пропускают его, а потом удивляются: «почему учитель поставил 2?». Да потому и поставил, что ответ неверен! Это не «придирки» учителя, а вполне конкретная ошибка, такая же как неверное вычисление или потерянный знак.

Дополнительные уравнения:

а) = ; б) -42=14х+ ; в) =0; г) |x-5|=2x-2

Глава 2

ОДЗ. Зачем? Когда? Как?

Область допустимых значений - есть решение

  1. ОДЗ представляет собой пустое множество, а значит, исходный пример не имеет решений
  • = ОДЗ:

Ответ: корней нет.

  • = ОДЗ:

Ответ: корней нет.

0, уравнение не имеет корней

Ответ: корней нет.

Дополнительные примеры:

а) + =5; б) + =23х-18; в) =0.

  1. В ОДЗ находится одно или несколько чисел, и несложная подстановка быстро определяет корни.

ОДЗ: х=2, х=3

Проверка: х=2, + , 0<1, верно

Проверка: х=3, + , 0<1, верно.

Ответ: х=2, х=3.

  • > ОДЗ: х=1,х=0

Проверка: х=0, > , 0>0, неверно

Проверка: х=1, > , 1>0, верно

Ответ: х=1.

  • + =х ОДЗ: х=3

Проверка: + =3, 0=3, неверно.

Ответ: корней нет.

Дополнительные примеры:

а) = ; б) + =0; в) + =х -1

Опасность ОДЗ

Заметим, тождественные преобразования могут:

  • не влиять на ОДЗ;
  • приводить к расширенному ОДЗ;
  • приводить к сужению ОДЗ.

Известно также, что в результате некоторых преобразований, изменяющих исходное ОДЗ, может привести к неверным решениям.

Давайте поясним каждый случай примером.

1) Рассмотрим выражение х +4х+7х, ОДЗ переменной х для этого есть множество R. Приведём подобные слагаемые. В результате оно примет вид x 2 +11x. Очевидно, ОДЗ переменной x этого выражения тоже является множество R. Таким образом, проведенное преобразование не изменило ОДЗ.

2) Возьмем уравнение x+ - =0. В этом случае ОДЗ: x≠0. Это выражение тоже содержит подобные слагаемые, после приведения которых, приходим к выражению x, для которого ОДЗ есть R. Что мы видим: в результате проведенного преобразования произошло расширение ОДЗ (к ОДЗ переменной x для исходного выражения добавилось число нуль).

3) Возьмем выражение. ОДЗ переменной x определяется неравенством (x−5)·(x−2)≥0, ОДЗ: (−∞, 2]∪∪/Режим доступа: Материалы сайтов www.fipi.ru, www.eg

  • Область допустимых значений - есть решение [Электронный ресурс]/Режим доступа: rudocs.exdat.com›docs/index-16853.html
  • ОДЗ - область допустимых значений, как найти ОДЗ [Электронный ресурс]/Режим доступа: cleverstudents.ru›expressions/odz.html
  • Область допустимых значений: теория и практика [Электронный ресурс]/Режим доступа: pandia.ru›text/78/083/13650.php
  • Что такое ОДЗ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.cleverstudents.ru›odz.html
  • Что такое ОДЗ и как его искать - объяснение и пример. Электронный ресурс]/ Режим доступа: cos-cos.ru›math/82/
  • Приложение 1

    Практическая работа «ОДЗ: когда, зачем и как?»

    Вариант 1

    Вариант 2

    │х+14│= 2 - 2х

    │3-х│=1 - 3х

    Приложение 2

    Ответы к заданиям практической работы «ОДЗ: когда, зачем и как?»

    Вариант 1

    Вариант 2

    Ответ: корней нет

    Ответ: х-любое число, кроме х=5

    9х+ = +27 ОДЗ: х≠3

    Ответ: корней нет

    ОДЗ: х=-3, х=5. Ответ:-3;5.

    у= -убывает,

    у= -возрастает

    Значит, уравнение имеет не более одного корня. Ответ: х=6.

    ОДЗ: → →х≥5

    Ответ:х≥5, х≤-6.

    │х+14│=2-2х ОДЗ:2-2х≥0, х≤1

    х=-4, х=16, 16 не принадлежит ОДЗ

    Убывает, -возрастает

    Уравнение имеет не более одного корня. Ответ: корней нет.

    0, ОДЗ: х≥3,х≤2

    Ответ: х≥3,х≤2

    8х+ = -32, ОДЗ: х≠-4.

    Ответ: корней нет.

    х=7, х=1. Ответ: решений нет

    Возрастает, - убывает

    Ответ: х=2.

    0 ОДЗ: х≠15

    Ответ: х- любое число, кроме х=15.

    │3-х│=1-3х, ОДЗ: 1-3х≥0, х≤

    х=-1, х=1 не принадлежит ОДЗ.

    Ответ: х=-1.

    Тип задания: 13

    Условие

    а) Решите уравнение 2(\sin x-\cos x)=tgx-1.

    б) \left[ \frac{3\pi }2;\,3\pi \right].

    Показать решение

    Решение

    а) Раскрыв скобки и перенеся все слагаемые в левую часть, получим уравнение 1+2 \sin x-2 \cos x-tg x=0. Учитывая, что \cos x \neq 0, слагаемое 2 \sin x можно заменить на 2 tg x \cos x, получим уравнение 1+2 tg x \cos x-2 \cos x-tg x=0, которое способом группировки можно привести к виду (1-tg x)(1-2 \cos x)=0.

    1) 1-tg x=0, tg x=1, x=\frac\pi 4+\pi n, n \in \mathbb Z;

    2) 1-2 \cos x=0, \cos x=\frac12, x=\pm \frac\pi 3+2\pi n, n \in \mathbb Z.

    б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие промежутку \left[ \frac{3\pi }2;\, 3\pi \right].

    x_1=\frac\pi 4+2\pi =\frac{9\pi }4,

    x_2=\frac\pi 3+2\pi =\frac{7\pi }3,

    x_3=-\frac\pi 3+2\pi =\frac{5\pi }3.

    Ответ

    а) \frac\pi 4+\pi n, \pm\frac\pi 3+2\pi n, n \in \mathbb Z;

    б) \frac{5\pi }3, \frac{7\pi }3, \frac{9\pi }4.

    Тип задания: 13
    Тема: Область допустимых значений (ОДЗ)

    Условие

    а) Решите уравнение (2\sin ^24x-3\cos 4x)\cdot \sqrt {tgx}=0.

    б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие промежутку \left(0;\,\frac{3\pi }2\right] ;

    Показать решение

    Решение

    а) ОДЗ: \begin{cases} tgx\geqslant 0\\x\neq \frac\pi 2+\pi k,k \in \mathbb Z. \end{cases}

    Исходное уравнение на ОДЗ равносильно совокупности уравнений

    \left[\!\!\begin{array}{l} 2 \sin ^2 4x-3 \cos 4x=0,\\tg x=0. \end{array}\right.

    Решим первое уравнение. Для этого сделаем замену \cos 4x=t, t \in [-1; 1]. Тогда \sin^24x=1-t^2. Получим:

    2(1-t^2)-3t=0,

    2t^2+3t-2=0,

    t_1=\frac12, t_2=-2, t_2\notin [-1; 1].

    \cos 4x=\frac12,

    4x=\pm \frac\pi 3+2\pi n,

    x=\pm \frac\pi {12}+\frac{\pi n}2, n \in \mathbb Z.

    Решим второе уравнение.

    tg x=0,\, x=\pi k, k \in \mathbb Z.

    При помощи единичной окружности найдём решения, которые удовлетворяют ОДЗ.

    Знаком «+» отмечены 1 -я и 3 -я четверти, в которых tg x>0.

    Получим: x=\pi k, k \in \mathbb Z; x=\frac\pi {12}+\pi n, n \in \mathbb Z; x=\frac{5\pi }{12}+\pi m, m \in \mathbb Z.

    б) Найдём корни, принадлежащие промежутку \left(0;\,\frac{3\pi }2\right].

    x=\frac\pi {12}, x=\frac{5\pi }{12}; x=\pi ; x=\frac{13\pi }{12}; x=\frac{17\pi }{12}.

    Ответ

    а) \pi k, k \in \mathbb Z; \frac\pi {12}+\pi n, n \in \mathbb Z; \frac{5\pi }{12}+\pi m, m \in \mathbb Z.

    б) \pi; \frac\pi {12}; \frac{5\pi }{12}; \frac{13\pi }{12}; \frac{17\pi }{12}.

    Источник: «Математика. Подготовка к ЕГЭ-2017. Профильный уровень». Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.

    Тип задания: 13
    Тема: Область допустимых значений (ОДЗ)

    Условие

    а) Решите уравнение: \cos ^2x+\cos ^2\frac\pi 6=\cos ^22x+\sin ^2\frac\pi 3;

    б) Укажите все корни, принадлежащие промежутку \left(\frac{7\pi }2;\,\frac{9\pi }2\right].

    Показать решение

    Решение

    а) Так как \sin \frac\pi 3=\cos \frac\pi 6, то \sin ^2\frac\pi 3=\cos ^2\frac\pi 6, значит, заданное уравнение равносильно уравнению \cos^2x=\cos ^22x, которое, в свою очередь, равносильно уравнению \cos^2x-\cos ^2 2x=0.

    Но \cos ^2x-\cos ^22x= (\cos x-\cos 2x)\cdot (\cos x+\cos 2x) и

    \cos 2x=2 \cos ^2 x-1, поэтому уравнение примет вид

    (\cos x-(2 \cos ^2 x-1))\,\cdot (\cos x+(2 \cos ^2 x-1))=0,

    (2 \cos ^2 x-\cos x-1)\,\cdot (2 \cos ^2 x+\cos x-1)=0.

    Тогда либо 2 \cos ^2 x-\cos x-1=0, либо 2 \cos ^2 x+\cos x-1=0.

    Решая первое уравнение как квадратное уравнение относительно \cos x, получаем:

    (\cos x)_{1,2}=\frac{1\pm\sqrt 9}4=\frac{1\pm3}4. Поэтому либо \cos x=1, либо \cos x=-\frac12. Если \cos x=1, то x=2k\pi , k \in \mathbb Z. Если \cos x=-\frac12, то x=\pm \frac{2\pi }3+2s\pi , s \in \mathbb Z.

    Аналогично, решая второе уравнение, получаем либо \cos x=-1, либо \cos x=\frac12. Если \cos x=-1, то корни x=\pi +2m\pi , m \in \mathbb Z. Если \cos x=\frac12, то x=\pm \frac\pi 3+2n\pi , n \in \mathbb Z.

    Объединим полученные решения:

    x=m\pi , m \in \mathbb Z; x=\pm \frac\pi 3 +s\pi , s \in \mathbb Z.

    б) Выберем корни, которые попали в заданный промежуток, с помощью числовой окружности.

    Получим: x_1 =\frac{11\pi }3, x_2=4\pi , x_3 =\frac{13\pi }3.

    Ответ

    а) m\pi, m \in \mathbb Z; \pm \frac\pi 3 +s\pi , s \in \mathbb Z;

    б) \frac{11\pi }3, 4\pi , \frac{13\pi }3.

    Источник: «Математика. Подготовка к ЕГЭ-2017. Профильный уровень». Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.

    Тип задания: 13
    Тема: Область допустимых значений (ОДЗ)

    Условие

    а) Решите уравнение 10\cos ^2\frac x2=\frac{11+5ctg\left(\dfrac{3\pi }2-x\right) }{1+tgx}.

    б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие интервалу \left(-2\pi ; -\frac{3\pi }2\right).

    Показать решение

    Решение

    а) 1. Согласно формуле приведения, ctg\left(\frac{3\pi }2-x\right) =tgx. Областью определения уравнения будут такие значения x , что \cos x \neq 0 и tg x \neq -1. Преобразуем уравнение, пользуясь формулой косинуса двойного угла 2 \cos ^2 \frac x2=1+\cos x. Получим уравнение: 5(1+\cos x) =\frac{11+5tgx}{1+tgx}.

    Заметим, что \frac{11+5tgx}{1+tgx}= \frac{5(1+tgx)+6}{1+tgx}= 5+\frac{6}{1+tgx}, поэтому уравнение принимает вид: 5+5 \cos x=5 +\frac{6}{1+tgx}. Отсюда \cos x =\frac{\dfrac65}{1+tgx}, \cos x+\sin x =\frac65.

    2. Преобразуем \sin x+\cos x по формуле приведения и формуле суммы косинусов: \sin x=\cos \left(\frac\pi 2-x\right), \cos x+\sin x= \cos x+\cos \left(\frac\pi 2-x\right)= 2\cos \frac\pi 4\cos \left(x-\frac\pi 4\right)= \sqrt 2\cos \left(x-\frac\pi 4\right) = \frac65.

    Отсюда \cos \left(x-\frac\pi 4\right) =\frac{3\sqrt 2}5. Значит, x-\frac\pi 4= arc\cos \frac{3\sqrt 2}5+2\pi k, k \in \mathbb Z,

    или x-\frac\pi 4= -arc\cos \frac{3\sqrt 2}5+2\pi t, t \in \mathbb Z.

    Поэтому x=\frac\pi 4+arc\cos \frac{3\sqrt 2}5+2\pi k,k \in \mathbb Z,

    или x =\frac\pi 4-arc\cos \frac{3\sqrt 2}5+2\pi t,t \in \mathbb Z.

    Найденные значения x принадлежат области определения.

    б) Выясним сначала куда попадают корни уравнения при k=0 и t=0. Это будут соответственно числа a=\frac\pi 4+arccos \frac{3\sqrt 2}5 и b=\frac\pi 4-arccos \frac{3\sqrt 2}5.

    1. Докажем вспомогательное неравенство:

    \frac{\sqrt 2}{2}<\frac{3\sqrt 2}2<1.

    Действительно, \frac{\sqrt 2}{2}=\frac{5\sqrt 2}{10}<\frac{6\sqrt2}{10}=\frac{3\sqrt2}{5}.

    Заметим также, что \left(\frac{3\sqrt 2}5\right) ^2=\frac{18}{25}<1^2=1, значит \frac{3\sqrt 2}5<1.

    2. Из неравенств (1) по свойству арккосинуса получаем:

    arccos 1

    0

    Отсюда \frac\pi 4+0<\frac\pi 4+arc\cos \frac{3\sqrt 2}5<\frac\pi 4+\frac\pi 4,

    0<\frac\pi 4+arccos \frac{3\sqrt 2}5<\frac\pi 2,

    0

    Аналогично, -\frac\pi 4

    0=\frac\pi 4-\frac\pi 4<\frac\pi 4-arccos \frac{3\sqrt 2}5< \frac\pi 4<\frac\pi 2,

    0

    При k=-1 и t=-1 получаем корни уравнения a-2\pi и b-2\pi.

    \Bigg(a-2\pi =-\frac74\pi +arccos \frac{3\sqrt 2}5,\, b-2\pi =-\frac74\pi -arccos \frac{3\sqrt 2}5\Bigg). При этом -2\pi

    2\pi Значит, эти корни принадлежат заданному промежутку \left(-2\pi , -\frac{3\pi }2\right).

    При остальных значениях k и t корни уравнения не принадлежат заданному промежутку.

    Действительно, если k\geqslant 1 и t\geqslant 1, то корни больше 2\pi. Если k\leqslant -2 и t\leqslant -2, то корни меньше -\frac{7\pi }2.

    Ответ

    а) \frac\pi4\pm arccos\frac{3\sqrt2}5+2\pi k, k\in\mathbb Z;

    б) -\frac{7\pi}4\pm arccos\frac{3\sqrt2}5.

    Источник: «Математика. Подготовка к ЕГЭ-2017. Профильный уровень». Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.

    Тип задания: 13
    Тема: Область допустимых значений (ОДЗ)

    Условие

    а) Решите уравнение \sin \left(\frac\pi 2+x\right) =\sin (-2x).

    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку ;

    Показать решение

    Решение

    а) Преобразуем уравнение:

    \cos x =-\sin 2x,

    \cos x+2 \sin x \cos x=0,

    \cos x(1+2 \sin x)=0,

    \cos x=0,

    x =\frac\pi 2+\pi n, n \in \mathbb Z;

    1+2 \sin x=0,

    \sin x=-\frac12,

    x=(-1)^{k+1}\cdot \frac\pi 6+\pi k, k \in \mathbb Z.

    б) Корни, принадлежащие отрезку , найдём с помощью единичной окружности.

    Указанному промежутку принадлежит единственное число \frac\pi 2.

    Ответ

    а) \frac\pi 2+\pi n, n \in \mathbb Z; (-1)^{k+1}\cdot \frac\pi 6+\pi k, k \in \mathbb Z;

    б) \frac\pi 2.

    Источник: «Математика. Подготовка к ЕГЭ-2017. Профильный уровень». Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.

    Тип задания: 13
    Тема: Область допустимых значений (ОДЗ)

    Условие

    а) Решите уравнение \frac{\sin x-1}{1+\cos 2x}=\frac{\sin x-1}{1+\cos (\pi +x)}.

    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку \left[ -\frac{3\pi }{2}; -\frac{\pi }2 \right].

    Показать решение

    Решение

    а) Найдём ОДЗ уравнения: \cos 2x \neq -1, \cos (\pi +x) \neq -1; Отсюда ОДЗ: x \neq \frac \pi 2+\pi k,

    k \in \mathbb Z, x \neq 2\pi n, n \in \mathbb Z. Заметим, что при \sin x=1, x=\frac \pi 2+2\pi k, k \in \mathbb Z.

    Полученное множество значений x не входит в ОДЗ.

    Значит, \sin x \neq 1.

    Разделим обе части уравнения на множитель (\sin x-1), отличный от нуля. Получим уравнение \frac 1{1+\cos 2x}=\frac 1{1+\cos (\pi +x)}, или уравнение 1+\cos 2x=1+\cos (\pi +x). Применяя в левой части формулу понижения степени, а в правой — формулу приведения, получим уравнение 2 \cos ^2 x=1-\cos x. Это уравнение с помощью замены \cos x=t, где -1 \leqslant t \leqslant 1 сводим к квадратному: 2t^2+t-1=0, корни которого t_1=-1 и t_2=\frac12. Возвращаясь к переменной x , получим \cos x = \frac12 или \cos x=-1, откуда x=\frac \pi 3+2\pi m, m \in \mathbb Z, x=-\frac \pi 3+2\pi n, n \in \mathbb Z, x=\pi +2\pi k, k \in \mathbb Z.

    б) Решим неравенства

    1) -\frac{3\pi }2 \leqslant \frac{\pi }3+2\pi m \leqslant -\frac \pi 2 ,

    2) -\frac{3\pi }2 \leqslant -\frac \pi 3+2\pi n \leqslant -\frac \pi {2,}

    3) -\frac{3\pi }2 \leqslant \pi+2\pi k \leqslant -\frac \pi 2 , m, n, k \in \mathbb Z.

    1) -\frac{3\pi }2 \leqslant \frac{\pi }3+2\pi m \leqslant -\frac \pi 2 , -\frac32 \leqslant \frac13+2m \leqslant -\frac12 -\frac{11}6 \leqslant 2m \leqslant -\frac56 , -\frac{11}{12} \leqslant m \leqslant -\frac5{12}.

    \left [-\frac{11}{12};-\frac5{12}\right] .

    2) -\frac {3\pi} 2 \leqslant -\frac{\pi }3+2\pi n \leqslant -\frac{\pi }{2}, -\frac32 \leqslant -\frac13 +2n \leqslant -\frac12 , -\frac76 \leqslant 2n \leqslant -\frac1{6}, -\frac7{12} \leqslant n \leqslant -\frac1{12}.

    Нет целых чисел, принадлежащих промежутку \left[ -\frac7{12} ; -\frac1{12} \right].

    3) -\frac{3\pi }2 \leqslant \pi +2\pi k\leqslant -\frac{\pi }2, -\frac32 \leqslant 1+2k\leqslant -\frac12, -\frac52 \leqslant 2k \leqslant -\frac32, -\frac54 \leqslant k \leqslant -\frac34.

    Этому неравенству удовлетворяет k=-1, тогда x=-\pi.

    Ответ

    а) \frac \pi 3+2\pi m; -\frac \pi 3+2\pi n; \pi +2\pi k, m, n, k \in \mathbb Z;

    б) -\pi .

    Источник: «Математика. Подготовка к ЕГЭ-2017. Профильный уровень». Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.

    (\sin x-\cos 2x)\cdot (\sin x+\cos 2x) и

    \cos 2x=1-2 \sin ^2 x, поэтому уравнение примет вид

    (\sin x-(1-2 \sin ^2 x))\,\cdot (\sin x+(1-2 \sin ^2 x))=0,

    (2 \sin ^2 x+\sin x-1)\,\cdot (2 \sin ^2 x-\sin x-1)=0.

    Тогда либо 2 \sin ^2 x+\sin x-1=0, либо 2 \sin ^2 x-\sin x-1=0.

    Решим первое уравнение как квадратное относительно \sin x,

    (\sin x)_{1,2}=\frac{-1 \pm \sqrt 9}4=\frac{-1 \pm 3}4. Поэтому либо \sin x=-1, либо \sin x=\frac12. Если \sin x=-1, то x=\frac{3\pi }2+ 2k\pi , k \in \mathbb Z. Если \sin x=\frac12, то либо x=\frac\pi 6 +2s\pi , s \in \mathbb Z, либо x=\frac{5\pi }6+2t\pi , t \in \mathbb Z.

    Аналогично, решая второе уравнение, получаем либо \sin x=1, либо \sin x=-\frac12. Тогда x =\frac\pi 2+2m\pi , m \in \mathbb Z, либо x=\frac{-\pi }6 +2n\pi , n \in \mathbb Z, либо x=\frac{-5\pi }6+2p\pi , p \in \mathbb Z.

    Объединим полученные решения:

    x=\frac\pi 2+m\pi,m\in\mathbb Z; x=\pm\frac\pi 6+s\pi,s \in \mathbb Z.

    б) Выберем корни, которые попали в заданный промежуток с помощью числовой окружности.

    Получим: x_1 =\frac{7\pi }2, x_2 =\frac{23\pi }6, x_3 =\frac{25\pi }6.

    Ответ

    а) \frac\pi 2+ m\pi , m \in \mathbb Z; \pm \frac\pi 6 +s\pi , s \in \mathbb Z;

    б) \frac{7\pi }2;\,\,\frac{23\pi }6;\,\,\frac{25\pi }6.

    Научный руководитель:

    1. Введение 3

    2. Исторический очерк 4

    3. «Место» ОДЗ при решении уравнений и неравенств 5-6

    4. Особенности и опасность ОДЗ 7

    5. ОДЗ – есть решение 8-9

    6. Нахождение ОДЗ – лишняя работа.

    Равносильность переходов 10-13

    7. ОДЗ в ЕГЭ 14-15

    8. Заключение 16

    9. Литература 17

    1. Введение

    Уравнения и неравенства, в которых нужно находить область допустимых значений, не нашли места в курсе алгебры систематического изложения, возможно поэтому мои сверстники часто делают ошибки при решении таких примеров, уделив много времени их решению, забыв при этом об области допустимых значений. Это и определило проблему данной работы.

    В настоящей работе предполагается исследовать явление существования области допустимых значений при решении уравнений и неравенств разных типов; проанализировать данную ситуацию, сделать логически корректные выводы в примерах, где нужно учитывать область допустимых значений.

    Задачи:

      Опираясь на имеющийся опыт и теоретическую базу, собрать основные сведения об области допустимых значений и её использовании в школьной практике; Проанализировать решения разнообразных типов уравнений и неравенств (дробно-рациональных, иррациональных, логарифмических, содержащих обратные тригонометрические функции); Проверить ранее полученные при решении различных уравнений и неравенств результаты, убедиться в надёжности способов и методов их решения; Определить «место» области допустимых значений при решении уравнений и неравенств; Применить полученные материалы исследования в ситуации, которая отличается от стандартной, и использовать их при подготовке к ЕГЭ.

    При решении этих задач использованы следующие методы исследования : анализ, статистический анализ, дедукция, классификация, прогнозирование.

    Исследование начато с повторения известных функций, изучаемых в школьной программе. Область определения многих из них имеет ограничения.

    Область допустимых значений встречается при решении: дробно-рациональных уравнений и неравенств; иррациональных уравнений и неравенств; логарифмических уравнений и неравенств; уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции.

    Прорешав множество примеров из различных источников (пособий по ЕГЭ, учебников, справочников), выделили решение примеров по следующим принципам:

    · можно решить пример и учесть ОДЗ (самый распространённый способ)

    · можно решить пример, не учитывая ОДЗ

    · можно только учитывая ОДЗ прийти к правильному решению.

    Изучен анализ результатов ЕГЭ за прошедшие годы. Много ошибок было допущено в примерах, в которых нужно учитывать ОДЗ. Практическое значение работы заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы в преподавании математики в школе, при подготовке к итоговой аттестации школьников 9 и 11 классов.

    2. Исторический очерк

    Как и остальные понятия математики, понятие функции сложилось не сразу, а прошло долгий путь развития. В работе П. Ферма «Введение и изучение плоских и телесных мест» (1636, опубл. 1679) говорится: «Всякий раз, когда в заключительном уравнении имеются две неизвестные величины, налицо имеется место». По существу здесь идёт речь о функциональной зависимости и её графическом изображении («место» у Ферма означает линию). Изучение линий по их уравнениям в «Геометрии» Р. Декарта (1637) также указывает на ясное представление о взаимной зависимости двух переменных величин. У И. Барроу («Лекции по геометрии», 1670) в геометрической форме устанавливается взаимная обратность действий дифференцирования и интегрирования (разумеется, без употребления самих этих терминов). Это свидетельствует уже о совершенно отчётливом владении понятием функции. В геометрическом и механическом виде это понятие мы находим и у И. Ньютона. Однако термин «функция» впервые появляется лишь в 1692 у Г. Лейбница и притом не совсем в современном его понимании. Г. Лейбниц называет функцией различные отрезки, связанные с какой-либо кривой (например, абсциссы её точек). В первом печатном курсе «Анализа бесконечно малых для познания кривых линий» Лопиталя (1696) термин «функция» не употребляется.

    Первое определение функции в смысле, близком к современному, встречается у И. Бернулли (1718): «Функция - это величина, составленная из переменной и постоянной». В основе этого не вполне отчётливого определения лежит идея задания функции аналитической формулой. Та же идея выступает и в определении Л. Эйлера, данном им во «Введении в анализ бесконечных» (1748): «Функция переменного количества есть аналитическое выражение, составленное каким-либо образом из этого переменного количества и чисел или постоянных количеств». Впрочем, уже Л. Эйлеру не чуждо и современное понимание функции, которое не связывает понятие функции с каким-либо аналитическим её выражением. В его «Дифференциальном исчислении» (1755) говорится: «Когда некоторые количества зависят от других таким образом, что при изменении последних и сами они подвергаются изменению, то первые называют функциями вторых».

    С начала XIX века уже всё чаще и чаще определяют понятие функции без упоминания об её аналитическом изображении. В «Трактате по дифференциальному и интегральному исчислению» (1797-1802) С. Лакруа говорится: «Всякая величина, значение которой зависит от одной или многих других величин, называется функцией этих последних». В «Аналитической теории тепла» Ж. Фурье (1822) имеется фраза: «Функция f(x) обозначает функцию совершенно произвольную, то есть последовательность данных значений, подчинённых или нет общему закону и соответствующих всем значениям x , содержащимся между 0 и какой-либо величиной x ». Близко к современному и определение Н. И. Лобачевского: «…Общее понятие функции требует, чтобы функцией от x называть число, которое даётся для каждого x и вместе с x постепенно изменяется. Значение функции может быть дано или аналитическим выражением, или условием, которое подаёт средство испытывать все числа и выбирать одно из них, или, наконец, зависимость может существовать и оставаться неизвестной». Там же немного ниже сказано: «Обширный взгляд теории допускает существование зависимости только в том смысле, чтобы числа одни с другими в связи понимать как бы данными вместе». Таким образом, современное определение функции, свободное от упоминаний об аналитическом задании, обычно приписываемое П. Дирихле (1837), неоднократно предлагалось и до него:

    у есть функция переменной х (на отрезке https://pandia.ru/text/78/093/images/image002_83.gif" width="95" height="27 src=">. Возведя обе части уравнения в квадрат, мы избавимся от иррациональности. Но обратим внимание на то, что возведение в квадрат, вообще говоря, не равносильное преобразование, и при возведении в квадрат мы можем получить лишние корни. Если корни получились целые, то несложно произвести проверку. Но в некоторых случаях производить проверку неудобно. Тогда используют сведение данного уравнения к равносильной системе:

    .

    В данном случае нет необходимости находить ОДЗ: из первого уравнения следует, что при полученных значения х выполняется неравенство: https://pandia.ru/text/78/093/images/image005_34.gif" width="107" height="27 src="> является система:

    Поскольку в уравнение и входят равноправно, то вместо неравенства , можно включить неравенство https://pandia.ru/text/78/093/images/image010_15.gif" width="220" height="49">

    https://pandia.ru/text/78/093/images/image015_10.gif" width="239" height="51">

    3. Решение логарифмических уравнений и неравенств.

    3.1. Схема решения логарифмического уравнения

    Но проверить достаточно только одно условие ОДЗ.

    3.2..gif" width="115" height="48 src=">.gif" width="115" height="48 src=">

    4. Тригонометрические уравнения вида равносильны системе (вместо неравенства в систему можно включить неравенство https://pandia.ru/text/78/093/images/image025_2.gif" width="377" height="23"> равносильны уравнению

    4. Особенности и опасность области допустимых значений

    На уроках математики от нас требуют нахождения ОДЗ в каждом примере. В то же время по математической сути дела нахождение ОДЗ вовсе не является обязательным, часто не нужно, а иногда и невозможно - и все это без какого бы то ни бы­ло ущерба для решения примера. С другой стороны, часто случается такое, что решив пример, школьники забывают учесть ОДЗ, записывают её как конечный ответ, учитывают лишь некоторые условия. Обстоятельство это хорошо из­вестно, но «война» продолжается каждый год и, похоже, будет идти еще долго.

    Рассмотрим, к примеру, такое неравенство:

    Здесь ищется ОДЗ, и неравенство решается. Однако при реше­нии этого неравенства школьники иногда считают, что вполне можно обойтись без поиска ОДЗ, точнее, можно обойтись и без условия

    В самом деле, для получения верного ответа необходимо учесть и неравенство , и .

    А вот, например, решение уравнения: https://pandia.ru/text/78/093/images/image033_3.gif" width="79 height=75" height="75">

    что равносильно работе с ОДЗ. Однако и в этом примере такая работа излишняя - достаточно проверить выполнение только двух из этих неравенств, причем любых двух.

    Напомним, что всякое уравнение (неравенство) может быть сведено к виду . ОДЗ - это просто область определения функции в левой части. То, что за этой об­ластью надо следить, вытекает уже из определения корня как числа из области определения данной функции, тем самым - из ОДЗ. Вот забавный пример на эту тему..gif" width="20" height="21 src="> имеет областью опреде­ления множество положительных чисел (это, конечно, договоренность - рассматривать функцию при, , но разум­ная), а тогда -1 не является корнем.

    5. Область допустимых значений – есть решение

    И наконец, в массе примеров нахождение ОДЗ позволяет получить ответ без громоздких выкладок, а то и вовсе устно.

    1. ОД3 представляет собой пустое множество, а значит, исход­ный пример не имеет решений.

    1) 2) 3)

    2. В ОДЗ находится одно или несколько чисел, и несложная подстановка быстро определяет корни.

    1) , х=3

    2) Здесь в ОДЗ находится только число 1 , и после подстановки видно, что оно не является корнем.

    3) В ОДЗ находятся два числа: 2 и 3 , и оба подходят.

    4) > В ОДЗ находятся два числа 0 и 1 , и подходит только 1 .

    Эффективно может использоваться ОДЗ в сочетании с анали­зом самого выражения.

    5) < ОДЗ: Но в правой части неравенства могут быть только положительные числа, поэтому оставляем х=2 . Тогда в неравенство подставим 2 .

    6) Из ОДЗ следует, что, откуда имеем ..gif" width="143" height="24"> Из ОДЗ имеем: . Но тогда и . Так как, то решений нет.

    Из ОДЗ имеем:..gif" width="53" height="24 src=">.gif" width="156" height="24"> ОДЗ: . Так как, то

    С другой стороны,. Равенство возможно только тогда, когда каждая часть уравнения равна 0 , т. е. при х=1 . После подстановки этого значения х убеждаемся, что решений нет.

    ОДЗ:. Рассмотрим уравнение на промежутке [-1; 0).

    На нем выполняются такие неравенства https://pandia.ru/text/78/093/images/image072_0.gif" width="68" height="24 src=">.gif" width="123" height="24 src="> и решений нет. При функции и https://pandia.ru/text/78/093/images/image077_0.gif" width="179" height="25">. ОДЗ: х>2 . При этом . Значит, исходное ра­венство невозможно и решений нет.

    А теперь приведём пример, который был предложен учителем на уроке алгебры. Решить его сразу нам не удалось, но когда мы нашли ОДЗ, всё стало ясно.

    Найдите целочисленный корень уравнения https://pandia.ru/text/78/093/images/image080_0.gif" width="124" height="77">

    Целочисленное решение возможно лишь при х=3 и х=5 . Проверкой находим, что корень х=3 не подходит, а значит ответ: х=5.

    6. Нахождение области допустимых значений – лишняя работа. Равносильность переходов.

    Можно привести примеры, где ситуация ясна и без нахож­дения ОДЗ.

    1.

    Равенство невозможно, ибо при вычитании из меньшего выраже­ния большее должно получатся отрицательное число.

    2. .

    Сумма двух неотрицательных функций не может быть отрицатель­ной.

    Приведу также примеры, где нахождение ОДЗ затруднено, а иногда просто невозможно.

    И, наконец, поиски ОДЗ являются очень часто просто лишней работой, без которой прекрасно можно обойтись, доказав тем са­мым понимание происходящего. Тут можно привести громадное число примеров, поэтому выберем только наиболее типичные. Главным приемом решения являются в этом случае равносиль­ные преобразования при переходе от одного уравнения (нера­венства, системы) к другому.

    1.. ОДЗ не нужна, ибо, найдя те значения х , при которых х2=1 , мы не можем получить х=0 .

    2. . ОДЗ не нужна, ибо мы выясняем, когда выполняется равенство подкоренного выражения положи­тельному числу.

    3. . ОДЗ не нужна по тем же сооб­ражениям, что и в предыдущем примере.

    4.

    ОДЗ не нуж­на, ибо подкоренное выражение равно квадрату некоторой функ­ции, а потому не может быть отрицательным.

    5.

    6. . ОДЗ не нужна, так как выражение всегда положительно.

    7. Для решения до­статочно только одного ограничения для подкоренного выражения. В самом деле, из записанной смешанной системы следует, что и другое подкоренное выражение неотрицательно.

    8. ОДЗ не нужна по тем же соображениям, что и в предыдущем примере.

    9. ОДЗ не нужна, так как достаточно, чтобы были положительны два из трех выражений под знаками логарифма, чтобы обеспечить положительность третьего.

    10. .gif" width="357" height="51"> ОДЗ не нужна по тем же соображениям, что и в предыдущем примере.

    Стоит, однако, заметить, что при решении способом равно­сильных преобразований помогает знание ОДЗ (и свойств функ­ций).

    Вот несколько примеров.

    1. . ОД3 , откуда следует положительность выражения в правой части, и возможно записать уравнение, рав­носильное данному, в таком виде . Полученный ре­зультат надо проверить по ОДЗ.

    2. ОДЗ: . Но тогда , и при решении этого неравенства не надо рассматривать случай, когда правая часть меньше 0.

    3. . Из ОДЗ следует, что , а потому случай, когда , исключается.

    В целом эффективность способа равносильных преобразова­ний вроде бы ясна. С их помощью мы добираемся до ответа и без поисков ОДЗ. Значит ли это, что имеется некий универсальный способ и осталось только научиться им пользоваться? Но это не совсем так. Тому несколько причин. Теорем о равносиль­ных преобразованиях довольно много, они непросты для запоми­нания, и уверенное владение ими – дело не простое. Часто, пользуясь равносильными преобразованиями, начинаешь ставить этот знак при любых переходах от одного уравнения к другому, как действительно равносильных, так и не являющихся таковыми. Теоремы же эти быстро забываются.

    Еще одна сложность - при записи равносильности мо­жно забыть выписать все условия, ее гарантирующие, но на ответе это может никак не отразиться. Вот два таких примера:

    1. Переход в общем виде выглядит так:

    В данном примере выражение под знаком логарифма, стоящего справа, всегда положительно. Поэтому применительно к этому примеру та часть условий равносильности, которая записана в ви­де совокупности, ничего не добавляет. Но дав такое решение, можно просто забыть об этой совокупности.

    Возможны два случая: 0<<1 и >1.

    Значит, исходное неравенство равносильно следующей совокупности систем неравенств:

    Первая система не имеет решений, а из второй получаем: x<-1 – решение неравенства.

    Понимание условий равносильности требует знания некоторых тонкостей. Например, почему равносильны такие уравнения:

    Или

    И наконец, возможно, самое существенное. Дело в том, что равносильность гарантирует правильность ответа, если совер­шаются какие-то преобразования самого уравнения, но не исполь­зуется при преобразованиях только в одной из частей. Сокращение, использование различных формул в одной из частей не попадают под действие теорем о равносильности. Некоторые примеры такого вида были приведены в работе. Рассмотрим еще примеры.

    1. Такое решение естественно. В ле­вой части по свойству логарифмической функции перейдём к выражению . В результате получим уравнение . Оно равносильно такой системе

    Решив эту систему, мы получим результат (-2 и 2), который, однако, не является ответом, так как число -2 не входит в ОДЗ. Так что же, нам необходимо установить ОДЗ? Нет, конечно. Но раз мы в решении использовали некое свойство логарифмической функции, то мы обязаны обеспечить те условия, при кото­рых оно выполняется. Таким условием является положительность выражений под знаком логарифма..gif" width="65" height="48">.

    2. ..gif" width="143" height="27">.gif" width="147" height="24">добавить условие , и сразу видно, что этому условию отвечает только число https://pandia.ru/text/78/093/images/image129.gif" width="117" height="27">) продемонстрировали 52% сдающих. Одной из причин таких низких показателей является тот факт, что многие выпускники не произвели отбор корней, полученных из уравнения после его возведения в квадрат.

    3) Рассмотрим, например, решение одной из задач С1: "Найдите все значения x, для которых точки графика функции лежат выше соответствующих точек графика функции . Задание сводится к решению дробного неравенства, содержащего логарифмическое выражение. Приемы решения таких неравенств нам известны. Самым распространенным из них является метод интервалов. Однако при его применении сдающие допускают разнообразные ошибки. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки на примере неравенства:

    1. Выпускники правильно находят ОДЗ, решая систему неравенств:

    откуда x . Далее, умножая обе части неравенства на общий знаменатель, получают неравенство: lg(23 - 10x

    2..gif" width="124" height="29">. Далее они получают x – 10 +; . Решая это уравнение и учитывая условие , выпускники делают вывод – уравнение не имеет решений.

    3. Сдающие верно преобразовывают уравнение к виду

    и рассматривают два случая: x 10 и x < 10. Они отмечают, что в первом случае решений нет, а во втором – корнями являются числа –1 и . При этом выпускники не учитывают условие x < 10.

    8. Заключение

    В данной работе мы постарались исследовать явление существования области допустимых значений при решении уравнений и неравенств разных типов, проанализировали данную ситуацию, сделали логически корректные выводы в примерах, где нужно учитывать область допустимых значений. Для меня тема «Область допустимых значений» казалась очень сложной и непонятной, да и в школьных учебниках этой теме не отводится должного места, она практически не освещена, хотя в заданиях ЕГЭ присутствуют задачи на решение уравнений и неравенств, в которых необходимо найти область допустимых значений. В процессе работы мы столкнулись с тем, что литературы по данной теме недостаточно для полного и систематического изучения. Мы думаем, что эта тема требует пристального внимания учёных-математиков и методистов.

    Прорешав множество примеров из различных источников, мы можем подвести некоторый итог: уни­версального метода решения уравнений и неравенств нет. Каждый раз, если хочешь понять, что делаешь, а не действовать механически, думаешь: а какой способ решения выбрать, в частности, искать область допустимых значений или не надо? Мы считаем, что полученный опыт поможет решить эту дилемму. Школьники перестанут делать ошибки, научившись правильно использовать область допустимых значений. Получится ли у нас это, покажет время, точнее предстоящий ЕГЭ 2010.

    Надеемся, что представленная работа будет интересна и полезна педагогам и учащимся, и ОДЗ перестанет быть «каким-то нехорошим ОДЗ» для школьников.

    9. Литература

    1. , и др. «Алгебра и начала анализа 10-11» задачник и учебник, М.: «Просвещение», 2002.

    2. «Справочник по элементарной математике». М.: «Наука», 1966.

    3. Газета «Математика» №46,

    4. Газета «Математика» №

    5. Газета «Математика» №

    6. «История математики в школе VII-VIII классы». М.: «Просвещение», 1982.

    7. и др. «Самое полное издание вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009/ФИПИ» - М.: «Астрель», 2009.

    8. и др. «ЕГЭ. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ» - М.: «Интеллект-центр», 2009.

    9. и др. «Алгебра и начала анализа 10-11». М.: «Просвещение», 2007.

    10. , «Практикум по решению задач школьной математики (практикум по алгебре)». М.: Просвещение, 1976.

    11. «25000 уроков математики». М.: «Просвещение», 1993.

    12. «Готовимся к олимпиадам по математике». М.: «Экзамен», 2006.

    13. «Энциклопедия для детей «МАТЕМАТИКА»» том 11, М.: Аванта +; 2002.

    14. Материалы сайтов http://www. ***** , http://www. ***** .

    Интернет-портал Википедия http://ru. wikipedia. org/wiki/Числовая_функция (Дата просмотра 05.03.2010).

    , «Практикум по решению задач школьной математики (практикум по алгебре)». М.: Просвещение, 1976, с.64.

    Вопрос школьника на Ответы@***** http://otvet. *****/question/8166619/ (Дата просмотра 22.03.2010)

    Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании математики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» http://www. ***** (Дата просмотра 17.12.2009)

    Область допустимых значений квадратного корня. Квадратный корень из четной степени. Подкоренное выражение должно быть _____________________. ? 0. Извлечение квадратного корня из отрицательного числа ______________________________. ? 0. ? 0. При извлечении квадратного корня из четной степени не забывать ________________. Так как корень арифметический, то его значение должно быть _______, следовательно, значение корня должно быть __________________ .

    Картинка 3 из презентации «Квадратный корень из числа» к урокам алгебры на тему «Корень»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока алгебры, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Квадратный корень из числа.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 254 КБ.

    Скачать презентацию

    Корень

    «Арифметический корень натуральной степени» - Сравните. Повторение. Решите уравнения. Точка. Вычислить. Решите уравнение. Самостоятельная работа. Неотрицательное число. Арифметический корень натуральной степени. Арифметический корень.

    «Квадратный корень из числа» - Таблица основных степеней. Корень из дроби. Арифметический квадратный корень. Вычисление квадратных корней. Корень квадратный. Запомни. Вычисление корня. Извлечение квадратных корней путем разложения на множители. Область допустимых значений квадратного корня. Свойства квадратных корней. Извлечение корня из четной степени.

    «Квадратный корень урок» - Самостоятельная работа. Повторить определение арифметического квадратного корня. Оцени себя сам: Здравствуйте, ребята! Мы рассмотрели доказательство теоремы об извлечении квадратного корня из произведения. Выражение. 1. Как называется выражение. 5. Итак, Повторим: 4. Вывод: Затем Вам будут предложены задания для самопроверки.

    «Арифметический квадратный корень» - 1.Сформулируйте определение арифметического квадратного корня. Новые понятия. Решаем вместе. Тема: Квадратный корень.Арифметический квадратный корень. Помощь учебника. При каком а не имеет смысла Найди формулу. Подведение итогов. Решение. Как называют а? Примеры разберите в учебнике и приведите свой пример.

    «Арифметический корень» - Величина корня не изменится, если показатель корня и показатель подкоренного выражения умножить на одно и тоже число. Определения. Таллинн Ласнамяэская гимназия. Свойства арифметических корней. Арифметическим корнем называется неотрицательное значение корня из неотрицательного числа. Корень чётной степени считают арифметическим (неотрицательным).

    «Свойства арифметического квадратного корня» - Несколько значений х. Упростите выражение. Загадка. Проблемные ситуации. Свойства арифметического квадратного корня. Теоретический опрос. Теоретический устный опрос. Расшифруйте поговорку. Исключите ненужное словосочетание. Найди ошибку. Преобразуйте выражение.

    Всего в теме 14 презентаций

    В уравнениях и неравенствах вида , , , , пересечение областей определения функций и называют областью допустимых значений (ОДЗ) переменной, а также ОДЗ уравнения или неравенства соответственно.

    При решении уравнений (неравенств) с одной переменной, когда встает вопрос – находить ли ОДЗ, часто можно услышать категоричное «да» и не менее категоричное «нет». «Сначала нужно найти ОДЗ, а затем приступать к решению уравнения (неравенства)», - утверждают одни. «Незачем тратить время на ОДЗ, по ходу решения будем переходить к равносильному уравнению (неравенству) или к равносильной системе уравнений и неравенств или только неравенств. В конце концов, если это уравнение, то можно сделать проверку», - утверждают другие.

    Так находить ли ОДЗ?

    Конечно, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Нахождение ОДЗ уравнения или неравенства не является обязательным элементом решения. В каждом конкретном примере этот вопрос решается индивидуально.

    В одних случаях нахождение ОДЗ упрощает решение уравнения или неравенства (примеры 1-5), а в ряде случаев даже является необходимым этапом решения (примеры 1, 2, 4).

    В других случаях (примеры 6, 7) от предварительного нахождения ОДЗ стоит отказаться, так как оно делает решение более громоздким.

    Пример 1. Решить уравнение .

    Возведение обеих частей уравнения в квадрат не упростит, а усложнит его и не позволит избавиться от радикалов. Нужно искать другой способ решения.

    Найдем ОДЗ уравнения:

    Таким образом, ОДЗ содержит только одно значение , а, следовательно, корнем исходного уравнения может служить только число 4. Непосредственной подстановкой убеждаемся, что – единственный корень уравнения.

    Пример 2. Решить уравнение .

    Наличие в уравнении радикалов различных степеней – второй, третьей и шестой – делает решение сложным. Поэтому, прежде всего, найдем ОДЗ уравнения:

    Непосредственной подстановкой убеждаемся, что является корнем исходного уравнения.

    Пример 3. Решить неравенство .

    Конечно, можно решать это неравенство, рассматривая случаи: , , но нахождение ОДЗ сразу же упрощает это решение.

    ОДЗ:

    Подставляя это единственное значение в исходное неравенство, получим ложное числовое неравенство . Следовательно, исходное неравенство не имеет решения.

    Ответ: нет решения.

    Пример 4. Решить уравнение .

    Запишем уравнение в виде .

    Уравнение вида равносильно смешанной системе т.е.

    Конечно, здесь нахождение ОДЗ излишне.

    В нашем случае получим равносильную систему т.е.

    Уравнение равносильно совокупности Уравнение рациональных корней не имеет, но оно может иметь иррациональные корни, нахождение которых вызовет у учащихся затруднения. Поэтому поищем другой способ решения.

    Вернемся к первоначальному уравнению, запишем его в виде .

    Найдем ОДЗ: .

    При правая часть уравнения , а левая часть . Следовательно, исходное уравнение в области допустимых значений переменной х равносильно системе уравнений решением которой является только одно значение .

    Таким образом, в данном примере именно нахождение ОДЗ позволило решить исходное уравнение.

    Пример 5. Решить уравнение .

    Так как , а , то при решении исходного уравнения нужно будет избавляться от модулей (раскрывать их).

    Поэтому, сначала имеет смысл найти ОДЗ уравнения:

    Итак, ОДЗ:

    Упростим исходное уравнение, воспользовавшись свойствами логарифмов.

    Так как в области допустимых значений переменной х и , то , а , тогда получим равносильное уравнение:

    Учитывая, что в ОДЗ , перейдем к равносильному уравнению и решим его, разделив обе части на 3.

    Ответ: − 4,75.

    Замечание.

    Если не находить ОДЗ, то при решении уравнения необходимо было бы рассмотреть четыре случая: , , , . На каждом из этих промежутков знакопостоянства выражений, стоящих под знаком модуля, нужно было бы раскрыть модули и решить полученное уравнение. Кроме того еще и выполнить проверку. Мы видим, что нахождение ОДЗ исходного уравнения значительно упрощает его решение.

    Пример 7. Решить неравенство .

    Так как переменная х входит и в основание логарифма, то при решении этого неравенства необходимо будет рассмотреть два случая: и . Поэтому отдельно находить ОДЗ нецелесообразно.

    Итак, представим исходное неравенство в виде и оно будет равносильно совокупности двух систем:

    Ответ: .

    Поделиться