Эчмиадзин — сердце армянской церкви. Священный город вагаршапат Гор эчмиадзин армянской сср

Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.

По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.

В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.

В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.

Эчмиадзин — неприступная скиния

Как и над всей Арменией, над Эчмиадзином много раз нависала опасность уничтожения. Так, во время драматических событий русско-персидской войны монастырь, где укрывались раненые русские солдаты, был осажден персами. С Божьей помощью русский отряд А. Красовского вместе с армянскими ополченцами победил превосходящие в 15 раз силы персов в битве при Ошакане и вступил в Эчмиадзин. Во время битвы архиепископ Эчмиадзина Нерсес Аштаракеци вместе со всем духовенством, жителями и солдатами на коленях молился за победу перед Святым копьем.

В 1828 г. Восточная Армения освобождена от персов. В 1918 г., во время армянско-турецкой войны, турецкие полчища стояли в считаных километрах от Эчмиадзина и собирались довершить геноцид армян. Несмотря на смертельную опасность, Католикос всех армян Геворг V Суренянц отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился вооружить духовенство для участия в битве против турок: отряд, в котором сражались священнослужители, насчитывал 300 человек.

21-24 мая 1918 г. состоялась битва при Сардарапате, в которой армяне разбили врага и отбросили его от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен: Армения была спасена от гибели и 28 мая 1918 г. возродила свою государственность после почти 600-летнего перерыва.

За кафедральным собором и созданным вокруг него монастырем закрепилось название Эчмиадзин, что переводится со староармянского языка как «место Сошествия Единородного». Первоначально собор представлял собой деревянную базилику. В V-VII веках храм перестроили в камне, после чего он приобрел крестовокупольную форму. Современный купол выполнен в XVII веке, в это же время к собору была пристроена колокольня.

В начале XVIII века над росписью интерьера собора работал Овнатан Нагаш — основатель выдающегося армянского рода талантливых живописцев Овнатанянов. Впоследствии его потомки продолжили работы по отделке храма. В 1782-1786 гг. Овнатан Овнатанян обновил и дополнил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более 100 картин с обликом Иисуса Христа, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор.

Позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В прошедшем столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915-1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых в 2015 г.

Главный алтарь, как и во всех армянских церквях, расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе существует еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда Господь ударил золотым молотом.

Эчмиадзин сам по себе святыня армянской церкви и символ Армении. Неслучайно в ее календаре существует уникальный день кафедрального собора. Праздник, который отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 дня после Пасхи. Во время Святой Литургии звучит шаракан (духовный гимн) «Сошел Единородный», рассказывающий о видéнии Григория Просветителя и об основании храма. Шаракан написан еще в VIII веке.

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.

В сокровищнице также представлены:

  • частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
  • частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
  • мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
  • святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.

В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.

Что еще посмотреть в окрестностях Эчмиадзинского монастыря

На территории Эчмиадзинского монастыря находятся многочисленные здания — памятники архитектуры.

  • Напротив входа в кафедральный собор расположена резиденция Католикоса всех армян (1738-1741).
  • Духовная семинария Эчмиадзина — крупнейшее высшее учебное заведение армянской церкви: ее студенты живут и обучаются в Эчмиадзинском монастыре. В указанной семинарии учился Комитас — величайший армянский композитор начала XX века, получивший сан архимандрита. Памятник Комитасу находится на главной площади Вагаршапата.
  • Эчмиадзинская типография, возведенная в 1772 г.
  • Церковь Святых Архангелов построена недавно — в 2011 г.

От главных ворот, заложенных на месте дворца царя Трдата и носящих его имя, к Эчмиадзинскому собору ведет аллея старинных хачкаров (камни в форме крестов), привезенных из разных регионов исторической Армении. Прилегающие площади монастыря прекрасно озеленены: здесь разбит уютный парк.

Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине

В окрестностях Эчмиадзинского монастыря расположены храмы Святой Рипсимэ (618 г.) и Святой Гаянэ (630 г.), построенные на тех местах, где святые нашли свою мученическую смерть. В криптах церквей покоятся мощи святых дев, особо почитаемых армянами, а также христианами других стран.

Рипсимэ, Гаянэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря Святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Узнав о красоте Рипсимэ, император Диоклетиан хочет взять ее в жены, однако она не подчиняется ему и сохраняет верность Христу. Монахини бежали в Египет, а оттуда — в Армению. Эту страну в видéнии Рипсимэ указала Пресвятая Богородица.

Царь Трдат, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из инокинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в ее решении, и тогда Трдат приказывает казнить девушек. Они перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате: лишь двум монахиням удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. Нунэ больше известна как святая Нина — просветительница Грузии.

Смерть мучениц открыла Армении путь к принятию христианства, и сейчас в дни памяти святых дев Рипсимэ и Гаянэ проводятся Святые Литургии. Святой Григорий обнаружил мощи святых дев, и на месте их захоронения построил деревянные часовни, перестроенные в VII веке в каменные церкви и сохранившиеся в Эчмиадзине до нашего времени. В 1694 г. возведен храм Сурб-Шогакат.

Церкви поражают своей монументальностью и удивительной простотой, возвращающей нас в раннехристианские времена. Храмы стали воплощением в камне той любви к Богу, которая победила жестокость и гордыню. Строгие камни церкви Святой Рипсимэ преисполнены тепла тысячелетних молитв, и это тепло согревает душу настолько, что даже в сильный мороз в храме не чувствуешь холода.

Звонница была пристроена к храму по армянским меркам «недавно» — в конце XVIII века. Церковь Святой Гаянэ была дополнена притвором — аркадой со звонницами — в XVII веке. Когда находишься в этом храме, кажется, что изнутри он еще больше, чем снаружи, и его массивные своды вместо того, чтобы подавлять своим масштабом, уносят ввысь — к куполу, пронизанному светом, непостижимым образом проникающим через небольшие узкие окна, но способным осветить и освятить даже самые темные уголки естества вошедшего сюда человека.

Достичь такого эффекта только лишь за счет точных расчетов невозможно, что и выделяет армянскую архитектуру среди других архитектурных традиций. В Армении архитектура по-настоящему стала не самоцелью, а средством передачи духовных ценностей и духовного общения.

Кафедральный собор Эчмиадзин, храмы Святой Гаянэ и Святой Рипсимэ включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одной из самых древних святынь и исторических реликвий Армении является Эчмиадзин. Это духовный центр и сердце христианства, куда стремится попасть каждый армянин, даже если он живет вдалеке от исторической родины.Город Эчмиадзин был основан при правлении Вагарша I - царя, правившего в Великой Армении в 116-144 годах новой эры и относящегося к династии Аршакидов. Вагарш перестроил древний город Вардкесаван и назвал его в свою честь Вагаршапатом. Почти триста лет город был столицей древней Великой Армении.

Современный - это в первую очередь исторический центр, куда стремятся попасть многочисленные туристы и паломники. Здесь находятся святыни Армянской церкви - резиденция ее главы Католикоса Всех Армян, Эчмиадзинский кафедральный собор (303), базилика Гаяне (630), храм Рипсиме (618), церковь Шокагат (1694). Несмотря на то, что сам город достаточно небольшой по размеру, а его население составляет около шестидесяти тысяч человек, Эчмиадзин имеет достаточное количество культурных и научных заведений. Это филиал государственной картинной галереи Армении, университет «Григор Лусаворич», при котором действуют лицей и медицинский колледж, клубно-библиотечный техникум. В Эчмиадзине родились известные композиторы, поэты, художники и ученые Армении. В городе действуют музей композитора С.Г.Комитаса и дом-музей И.М.Иоаннисяна - знаменитого армянского поэта.

В конце девятнадцатого века в Эчмиадзине была основана духовная академия, которая долгое время оставалась единственным учебным заведением, занимающимся подготовкой священников для Армянской церкви. В Эчмиадзине есть прекрасная библиотека, в которой хранятся древние рукописи и книги. Часть книг в начале двадцатого века перешла на хранение в Ереванский Матенадаран, но в библиотеке осталось более тридцати тысяч бесценных экземпляров.

Необыкновенно красив и гармоничен Кафедральный собор Святого Эчмиадзина, представляющий собой прекрасный образец древнеармянского зодчества. Крестообразное сооружение с центральным куполом, имеет массивные гладкие стены из туфа и создает впечатление незыблемой твердыни, являющейся олицетворением христианской веры. За долгие годы своего существования собор несколько раз перестраивался, а в восемнадцатом веке, внутри него были сделаны настенные росписи.

В состав Эчмиадзинского монастыря входит церковь Святой Рипсиме, являющаяся достоянием всемирного наследия ЮНЕСКО. Она была построена в 618 году на месте, где приняла мученическую смерть Святая Рипсиме. Красивая легенда, рассказывающая об истории основания Эчмиадзинского монастыря, повествует о тридцати семи девушках-христианках, живших в монастыре Святого Павла. Одна из них (Рипсиме), не согласилась стать женой армянского царя Трдата III, сказав, что она принадлежит только Христу, и царь в ярости повелел убить всех монахинь. После этой казни Трдатом III овладело безумие, от которого его излечил Григорий Просветитель. Исцелившись, царь уверовал в христианство и крестился, а Георгий Просветитель увидел сон, в котором ему явился Христос, указавший место для строительства храма. Позже в монастырский комплекс вошла церковь Святой Рипсиме и базилика Гаяне, которая являлась настоятельницей монастыря Святого Павла.

С давних времен Эчмиадзин являлся не только центром христианской веры Армении, он был и остается центром всей армянской культуры, местом, где зародилась армянская письменность, а многие поколения духовенства, жившие здесь, оставили после себя огромное наследие, в виде памятников литературы и живописи. В Эчмиадзине зарождались и развивались науки: медицина, философия, богословие, астрономия, математика. Здесь появлялось и развивалось армянское искусство - литература, живопись, армянская миниатюра, музыка и поэзия. Древнейший культурный и духовный памятник - Эчмиадзин - является бесценным сокровищем не только для Армении, но и для всего мира.



Святой Эчмиадзин является историческим центром Армянской Апостольской Церкви. Здесь же находится Престол Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян.
Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в начале четвертого века, в 303 году, сразу после провозглашения христианства государственной религией в Армении.

Кафедральный собор св. Эчмиадзина был построен в 303 г. в традициях древнеармянского зодчества и представляет крестообразное центрально-купольное сооружение. В течение веков собор неоднократно подвергался реконструкциям. Значительные изменения в архитектуру собора были внесены в 484 г., в период правления князя Вагана Мамиконяна. В 1658 г. при Патриархе Пилипосе была возведена центральная колокольня у западной стены собора, в 1869 г. при Патриархе Геворке Четвертом с восточной стороны собора была пристроена его музейная часть.
Росписи внутри собора были сделаны в стиле школы художников Овнатанянов в XVIII веке, в период персидского владычества.

В VII веке недалеко от Кафедрального собора были построены монастыри св. Рипсимэ и св. Гаянэ (618 и 630 гг.), которые исторически связаны с Католикосатом св. Эчмиадзина и являются классическими памятниками достигшей своего совершенства армянской архитектуры.
В 1956--1966 гг. Кафедральный собор, монастыри Рипсимэ и Гаянэ были реставрированы усилиями Его Святейшества Католикоса Васкена Первого.
На территории монастыря находятся также несколько исторических сооружений: "Врата царя Тиридата" (VII век), монастырская трапезная "Казарапат" (XVII век), старые (бывшие) Патриаршие покои (начало XVIII века), монашеские кельи "Еремян" (XIX век), здание Духовной Академии (начало XX века). новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958--1962 гг.
За время 25-летнего патриаршества Его Святейшества Васкена Первого (1955--1980) на территории монастыря появились новые сооружения: Главные ворота монастырского двора и окружающие его стены, здание типографии, башня с часами, монастырская гостиница и здание музея "Алекс--Мари Манукян".
В музее Кафедрального собора хранится коллекция произведений армянского церковного искусства XIV--XIX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, иконы, образцы художественной вышивки, гравюры на меди и на серебре, большие церковные занавеси.
Значительная часть этих ценностей была доставлена в св. Эчмиадзин беженцами из Западной Армении, спасшимися от геноцида 1915 г., развязанного Оттоманской Турцией. Св. Эчмиадзин располагает также ценной коллекцией древних армянских монет, армянских ковров и картин, являющихся произведениями как советских, так и зарубежных армянских художников.
Эчмиадзинский Кафедральный собор, один из древнейших в мире христианских памятников, которому приблизительно тысяча семьсот лет, отличается самобытным архитектурным стилем. В то же время это святыня и место паломничества для семи миллионов армян, проживающих как в Армении, так и за рубежом.
Первыми проповедниками христианства в Армении стали в первом веке святые апостолы Фаддей и Варфоломей. Тогда же зародились первые христианские общины, которые распространялись во втором и третьем веках. Христиане часто подвергались гонениям, так как официальной религией армян считалось в те времена многобожие, приближающееся в какой-то степени к эллино-римской религии.
В условиях новых исторических и политических событий, а также благодаря проповедям св. Григория Просветителя, армянский царь Тиридат Третий принимает со своей семьей св. Крещение и христианство, провозглашая его в 301 году государственной религией.
По преданию, св. Григорию Просветителю было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенная затем церковь была названа "Эчмиадзином", что на армянском языке означает "Сошел Единородный", т. е. Иисус Христос. Св. Григорий Просветитель считается основателем армянской церкви, которая по христианскому вероисповеданию является одной из пяти древневосточных христианских церквей.
Св. Григорий Просветитель был первым Патриархом Армянской Церкви, а ныне здравствующий Святейший Гарегин II является сто тридцать вторым Патриархом.
С самого начала и далее в течение многих веков св. Эчмиадзин являлся также центром армянской культуры и письменности. Здесь в начале V века (406 г.) св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит и совместно с католикосом св. Сааком перевел св. Писание с греческого на классический армянский язык.
Многие поколения духовенства, жившие и творившие в св. Эчмиадзине, оставили после себя замечательные литературные и художественные произведения, являющиеся национальным духовным наследием. Здесь же развивались армянская литература, миниатюра, медицина, живопись, астрономия, богословие и философия.
В Духовной Академии св. Эчмиадзина обучались ряд выдающихся деятелей армянской культуры, такие как основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян, поэт Аветик Исаакян, писатели Дереник Демирчян, Левон Шант, Аксел Бакунц, литературоведы Манук Абегян и Арсен Тертерян, композитор Спиридон Меликян и многие другие.
В св. Эчмиадзине получил образование и создавал свои произведения классик армянской музыки, талантливый композитор архимандрит Комитас.
Св. Эчмиадзин неоднократно выступал защитником родины и народа, часто возглавлял национально-освободительные движения. Так было, например, в V веке, в 451 и 483 гг., когда Персия, напав на Армению, пыталась насадить в ней маздаизм (религию Зороастра) и навязать свое политическое иго. Армянский народ причислил к лику святых героя Аварайрской битвы (451 г.) полководца Вартана Мамиконяна.
Такой же патриотический дух св. Эчмиадзина проявился также в 1918 г., в дни Сардарапатской битвы, когда турецкая армия потерпела поражение и Восточная Армения была спасена от полного уничтожения. Образовавшаяся в ноябре 1920 г. Армянская Республика вошла в качестве равноправного члена в СССР, обретя таким образом мир и безопасность.

Город Эчмиадзин (более 45 тыс. жителей), расположенный в центральной части Араратской равнины, является одним из самых популярных достопримечательных мест Армении, бл

Город находится в 20 км от Еревана и доехать до него можно на маршрутке, автобусе или такси. При въезде можно увидеть памятник десницы Св. Григория Просветителя, который был установлен в этом году.

В Эчмиадзине действуют пять церквей. Первую церковь, которую можно увидеть при въезде - Сурб Рипсиме. Построена она в 618 году и перестроена в 1741.


Могила Рипсиме находится в склепе, под алтарем, а легенду о ее смерти знает каждый местный житель.


Невдалеке от церкви Сурб Рипсиме находится церковь Сурб Шогакат.


Церковь построена лишь в XVII в., она воспроизводит черты древних купольных церквей.

В городе горит Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне. Единственный мною увиденный в Армении, который был действующим. Даже в Ереване не горел, что меня удивило.


Свернем с главной дороги туда, где обычно не бывает туристов. Очень часто встречаются дома, где ведутся строительные работы. А вот с дорожным покрытием здесь ни очень хорошо. Зимой например в городе не чистят дороги, чтобы не повредить асфальт:)


В Эчмиадзине родился знаменитый армянский певец Арам Асатрян. Это его дом, а рядом дом его брата. Певец похоронен на кладбище около Храма Звартноц.


На столбах не редко можно встретить аистов.


Кроме аистов в городе есть и страусы. Этим птенцам еще 4 месяца, но ростом они под 2 метра:)

Так как в городе не сильно развит общественный транспорт, его заменяет многочисленные такси сервисы. Тариф по городу 400 драм, это примерно 33 рубля.


Основная жизнь кипит в окрестностях центрального рынка. Сюда каждый день из соседних сел приезжают торговцы, чтобы хоть что-то продать. Между прочим цены здесь ниже, чем в России:).


Рядом с рынком еще одна церковь - Сурб Аствацацин, которая была построена в 1796 году. Позднее, в 1956г., католикос Вазген I пристроил к ней трехэтажную колокольню. Но она не популярна среди гостей города, даже не знаю почему.


В центральной части масса различных памятников. Вот этот - Месропу Маштоцу, основателю армянского алфавита.


Центр города. Здесь находится мэрия, краеведческий музей, здание АрменТела.


Современное армянское искусство.


Безусловно главным символом Эчмиадзина является Кафедральный Собор, о котором можно почитать у меня в журнале:)


По пути встречаем древнее кладбище. Справа видна белоснежная вершина Арарата.


К югу от Кафедрального Собора находится церковь Сурб Гаяне. Построена в 630 году на месте, где согласно легенде была погребена Гаяне, воспитательница Рипсиме. В 1652 году церковь была капитально перестроена. В 2000 году включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и другие храмы города.


Над входом в церковь сохранилась стенопись XVII века на тему рождения Христа. В южном приделе покоятся мощи св. Гаяне.


Так как город находится вблизи аэропорта, здесь часто пролетают самолеты.


А на этой оптимистичной фотке закончу сей пост.

Перемещаемся на Араратскую равнину, в Эчмиадзин, высший духовный центр Армении, чтобы осмотреть древние храмы, увидеть торжественный выход к народу главы армянской церкви Католикоса Вазгена Первого и понаблюдать за тем, как совершается обряд освещения соли - матах.
О том, как выглядел Эчмиадзин в 1979 году, расскажут слайды, сделанные моим отцом Анатолием Сиротой ( turnepsik ).


Ныне этому городу, основанному во 2 веке до н.э., расположенному в 20 километрах от Еревана, снова возвращено его исконное название Вагаршапат. В 1945-1995 годах город назывался по имени находящегося в нем монастыря Эчмиадзин. Такая смена названия в атеистические советские времена казалась странной: Эчмиадзин по-армянски означает "Сошествие Единородного" и напоминает о принятии христианства в Армении. Вот как рассказывает об этом предание.


В конце 3 - начале 4 века н.э. в Вагаршапате, в ту пору столице Армении, правил царь Трдат III, преследовавший христиан. Он приказал забросать камнями 40 девушек-христианок, которые пришли в Армению из Рима, спасаясь от гонений императора Диоклетиана. После мученической смерти христианских дев царь лишился рассудка. Вещий сон указал ему путь к спасению: он должен был освободить томившегося 17 лет в яме христианского проповедника Григория и выслушать его проповедь. Освобожденный из заточения Святой Григорий Просветитель (Сурб Григор Лусаворич) вернул царю разум и обратил его в христианство. Примеру Трдата III последовали все его подданные, и в 301 году Армения стала первой в мире страной, провозгласившей христианство государственной религией.


Эчмиадзин. Кафедральный собор. 4-19 вв.

Место для главного храма Армянской апостольской церкви, нынешнего кафедрального собора Эчмиадзина, по преданию, указал Григорию Просветителю сошедший на землю Иисус. Отсюда и название, о котором говорилось выше: "Сошествие Единородного" - Эчмиадзин. На местах мученической кончины христианских дев, канонизированных как святые, были в 6-7 веках построены церкви Сурб Гаяне, Сурб Рипсиме и Сурб Шогакат. И поныне эти храмы остаются величайшими святынями армян.


Эчмиадзинский собор, один из древнейших христианских храмов, первоначально был деревянным и лишь в VII веке его заново перестроили в камне. В XVII веке над ним возвели новый современный купол и трёхъярусную колокольню, а в XVIII веке с трех сторон пристроили шестиколонные ротонды. В ХХ веке перестройки и украшение соборного интерьера продолжались.


Фрагмент оформления входа в собор


Фрагмент оформления входа в собор

Недалеко от собора, на территории Эчмиадзинского монастыря находится резиденция Католикоса всех армян - преемника Григория Просветителя, Верховного патриарха Армянской апостольской церкви и духовного лидера армянского народа во всем мире. Возглавляемая им церковь - одна из старейших христианских церквей. Вместе с коптской, эфиопской и некоторыми другими церквями она относится к так называемой Древневосточной ветви христианства, отличающейся в догматике и обрядах от католицизма, православия и протестантизма.


Торжественный выход из резиденции Католикоса всех армян Вазгена Первого (в центре)

Католикоса пожизненно избирает в Эчмиадзине тайным голосованием Национально-церковное собрание, которое состоит из духовенства и мирян, представляющих все епархии и общины Армянской апостольской церкви в мире (около 300—400 человек).
Роль Католикоса как духовного главы всего армянского народа со временем возрастала, поскольку Армения несколько раз за свою историю лишалась государственности и сейчас более двух третей армян живет за пределами страны.



Католикоса сопровождают шатиры - почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках.



Сопровождающие Католикоса священники


Сопровождающие Католикоса священники

Католикос - первый среди равных, поэтому он одет так же, как и сопровождающие его священники, за исключением нескольких знаков отличия, таких как бриллиантовый крест на клобуке (виден на следующем фото).


Католикос всех армян Вазген Первый

В 1979 году, когда мы побывали в Эчмиадзине, Католикосом всех армян был выходец из Румынской епархии Вазген Первый (1908 — 1994), избранный в 1955 году. В списке Патриархов-Католикосов Эчмиадзинского католикосата, который ведется со времен Григория Просветителя, он 132-й.




Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Посмотреть, как Католикос шествует из своей резиденции в собор, съехались в тот жаркий августовский день тысячи людей. Удивляюсь, как нам удалось пробраться в первые ряды и сделать несколько фотографий.


Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Храмы Эчмиадзина не складываются в общий ансамбль, они стоят довольно далеко друг от друга, каждый по отдельности, на фоне полей и далеких гор.
Церковь Сурб Рипсиме построена в 618 году, по преданию, на месте мученической смерти прекрасной девушки-христианки, которая не желала уступить царю-язычнику Трдату. Рипсиме сумела бежать из его дворца, но царские слуги догнали ее и и убили.



Церковь Сурб Рипсиме, 618 год

Церковь хорошо сохранилась до наших дней без серьезных переделок, ее называют лучшим образцом крестово-купольного храма в средневековой Армении, шедевром раннехристианского зодчества. Авторы путеводителя по Армении А. Григорян и Н. Степанян (Москва, "Искусство", 1985) так пишут о церкви Сурб Рипсиме: "Высокие архитектурные и конструктивные достоинства этого храма отмечаются во всех трудах по раннехристианской архитектуре Кавказа. Декоративное убранство здесь предельно скромно, но в этом памятнике "чистой" архитектуры проявляются свойства пластического мышления, основополагающего для всего армянского средневекового искусства. Его объем отличается редкой мощью и простотой.


Церковь Сурб Рипсиме

Рипсиме - произведение глубок новаторское Фасады мощные, гладкие, приобретают особую выразительность от двух высоких ниш, идущих через всю стену к основанию. Глубокие тени, которые ложатся в ниши, придают храму характер скульптуры. Так он и высится на холме, полностью соответствуя понятию "памятник" . Медлительная, но непреложная логика развития каменных масс, их смена, чередование углов и ниш составляют то совершенство, которое и сделало этот храм в Армении образцом для бесконечного варьирования, создав обширный ряд построек "типа Рипсиме"." (текст приводится в сокращении)


Церковь Сурб Рипсиме


Церковь Сурб Рипсиме


В 1776 г. церквь Сурб Рипсиме была ограждена стенами с башнями из необожженного кирпича.

Гаяне была наставницей красавицы Рипсиме и разделила ее судьбу. Храм Сурб Гаяне построен в 630 году, так же, как и церковь Сурб Рипсиме, на месте гибели мученицы (сохранился склеп с мощами). К сожалению, храм не дошел до нас в своем первоначальном виде - он был частично переделан в конце 17 века, тогда же с запада к нему был пристроен арочный притвор - место погребения иерархов армянской церкви.



Церковь Сурб Гаяне, 630 год. Восточный фасад.


Церковь Сурб Гаяне, западный фасад с арочным притвором 17 века.


Церковь Сурб Гаяне, арочный притвор.



Церковь Сурб Гаяне, свод арочного притвора



Церковь Сурб Гаяне, надгробные плиты в арочном притворе.

Во дворе перед храмом Сурб Гаяне священники совершают старинный обряд Армянской апостольской церкви матах (буквально «поднести соль»): освящение соли для приготовления благотворительной трапезы по случаю важного события в жизни семьи. Когда мы осматривали пустующие уединенные храмы в ДИЛИЖАНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ , то видели остатки жертвоприношений - петушиные головы и лапки. Тогда, в 1979 году, матах часто искажался. Главный смысл обряда не в жертвоприношении, а в оказании милости неимущим. Однако вместо того чтобы принести соль для освящения в церковь и затем использовать ее для благотворительной трапезы, жители приносили в жертву петухов, устраивая жертвенники близ заброшенных храмов. В Эчмиадзине мы впервые наблюдали, как проводится обряд матах в изначальном виде, как освящается соль в самой прозаической магазинной упаковке и ждут своей участи коричневые петухи, которым вскоре суждено отправиться в кастрюлю.



Обряд матах


Обряд матах



Обряд матах


Обряд матах


Обряд матах

Трапеза, приготовленная с освященной солью, устраивается по разным поводам: в благодарность Богу за милость (например, за выздоровление), с молитвой о помощи, во исполнение данного обета, по случаю церковного праздника.



Праздничная трапеза после обряд матах

Для приготовления благотворительной трапезы закалывают быка, барана, чаще всего - домашнюю птицу мужского пола. Мясо, которое варится в воде с добавлением освящённой соли, не должно оставаться на следующий день. Совершившие обряд устраивают застолье у себя дома и раздают мясо неимущим: мясо быка - в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома.


Этот барашек явно ждет совершения обряда матах(

Церковь Сурб Шогакат была построена в 6 веке. Название Шогакат связано с видением Григория Просветителя и означает «ниспадение луча». Считается, что на этом месте были убиты девы-рипсимянки - спутницы Рипсиме и Гаяне. Первоначальный храм не сохранился. Новая церковь была возведена в 1694 году в традиционных для армянской архитектуры формах.



Церковь Сурб Шогакат


Фрагмент старинной резьбы

В монастырском дворе выставлены древние хачкары - крест-камни, покрытые сложным орнаментом. Они устанавливались в честь знаменательных событий.


Хачкар 9 века


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар

Эчмиадзин с его храмами, постренными на месте мученической кончины дев-рипсимянок, - прекрасное и печальное место. Здесь несколько старинных кладбищ. В конце 1970-х годов они были в некотором запустении, придававшем Эчмиадзину грустную поэтичность.


Надгробия близ церкви Сурб Гаяне

Все слайды сделаны Анатолием Сиротой (

Поделиться