Гибель императорского флота японии. Корабли на лесоповале С револьвером в одной руке и с камнем - в другой

До начала Второй мировой войны, зная, что они не могут конкурировать с численностью ВМС США, Императорский флот Японии тайно приступил к строительству двух крупнейших военных кораблей в истории войны «Мусаси» и «Ямато».

Происхождение этих двух гигантов можно проследить до выхода Японии из Лиги Наций в 1934 году. Среди прочего, это позволило Японии игнорировать правила, установленные Вашингтонским морским соглашением от 1922 года и Лондонским морским договором от 1930 года, оба из которых были нацелены на то, чтобы ограничить размер линкоров, а также права стран-участниц на их строительство.

Почти сразу же после выхода Японии из Лиги Наций команда, работавшая на Японский военно-морской технический департамент под руководством инженера по имени Кейджи Фукуда, представила проекты для класса линкоров, которые превосходили по размерам и огневой мощи всё, что когда-либо было создано.

И хотя первоначально планировалось построить пять таких линкоров, в итоге были завершены только два из них, а третий был преобразован в авианосец в середине строительства.

Два завершённых корабля, «Мусаси» и «Ямато», весили около 73 тысяч длинных тонн при полном оснащении. Для сравнения: американские линейные корабли типа «Айова», созданные примерно в то же время, имели такую же длину, однако весили на 40% меньше.

Как писал один японский офицер Наоёси Исида: «Какой же он огромный! Когда вы заходите внутрь, вы видите стрелки, указывающие, где передняя часть корабля, а где задняя в противном случае вы не разберётесь. За пару дней я так и не успел запомнить путь до своей каюты. И я был не один такой Я понимал, что это был очень мощный линкор. Пушки были огромными».

Линейные корабли «Мусаси» и «Ямато» также обладали девятью крупнейшими в мире орудиями с 460-миллиметровыми стволами, каждое из которых весило 3000 тонн. Все девять пушек, вместе взятых, весили примерно столько же, сколько и американские линкоры типа «Вайоминг», «Нью-Йорк» и «Невада».

Эти орудия были способны стрелять снарядами, которые весили 1450 килограмм иными словами, столько, сколько весит типичный полноразмерный седан. Они были способны поразить цель на расстоянии более 40 километров, при этом они стреляли со скоростью примерно один раз в 40 секунд.

Ударная волна, создаваемая одним из таких орудий, как отмечалось, была достаточно мощная, чтобы сорвать кожу с тела человека, которому не повезло оказаться в 15 метрах от него без надлежащей защиты. Эта ударная волна также могла повредить близлежащие зенитные орудия, которые, ввиду этого, нуждались в специальной брони.

Если говорить о зенитных орудиях, то в конечном итоге эти корабли были оснащены примерно 150 25-миллиметровыми пушками. Помимо них, линкоры также имели шесть 155-миллиметровых и 24 127-миллиметровых пушки.

Кроме того, в случае, если не было необходимости поражать корабли, находившиеся на расстоянии, 460-миллиметровыми пушками, эти линкоры могли использовать так называемые «улейные снаряды». В двух словах, эти снаряды были заполнены почти тысячей зажигательных трубок и сотнями стальных осколков. Снаряд также включал фитиль и взрывчатку. После взрыва воспламенялись зажигательные трубки, создавая стену из пламени и расплавленной стали для полного уничтожения вражеских самолётов. По сути, идея заключалась в том, чтобы превратить эти орудия в нелепые огромные пушки, способные подстрелить в воздухе любую вражескую «птичку».

Что касается брони, каждый корабль имел внешний защитный слой толщиной около 40 сантиметров.

В то время как вы можете подумать, что всё это, вместе взятое, сильно замедляло корабли, оказывается, они могли развивать максимальную скорость до 31 километра в час. И хотя это был не самый быстрый линкор в мире, его, к примеру, можно было сопоставить с вышеупомянутыми военными кораблями класса «Айова», которые весили на 40% меньше, но могли двигаться всего на шесть узлов быстрее.

Несмотря на внушительную мощь и полную уверенность японских военачальников в том, что каждый корабль был «несравнимым и непотопляемым», ни один из них так и не был опробован в бою. На самом деле «Ямато» провёл так много времени, защищая японские порты, что его прозвали «Отелем Ямато».

Нежелание японского военно-морского флота принимать на вооружение любой из кораблей было мотивировано как нехваткой топлива в Японии во время войны, так и тем фактом, что военное руководство считало, что потеря этих линкоров нанесёт огромный удар по моральному духу армии страны.

Конечно, в последние месяцы Второй мировой войны, когда её силы были практически полностью уничтожены, Япония неохотно начала подключать оба линкора к военно-морским сражениям. К сожалению, на тот момент вражеские линкоры во много раз превосходили эти супер-корабли по численности в сражениях, поэтому они в основном функционировали как сидячие утки.

В частности, они были особенно уязвимыми для воздушных атак. Даже вышеупомянутые «улейные снаряды», которые, по мнению японцев, должны были истреблять авиацию на раз, оказались не более чем визуальным сдерживающим фактором.

Более того, на тот момент у Японии осталось очень мало боевых самолётов, которые не могли обеспечить хорошее воздушное прикрытие и защитить массивные линкоры.

В конечном счёте, «Мусаси» был потерян во время битвы в заливе Лейте в октябре 1944 года. Потребовалось 19 торпед и 17 бомбовых ударов, чтобы потопить его.

Что касается «Ямато», то его последний бой состоялся в апреле 1945 года. Это была операция «Тен-Го», которая оказалась преднамеренной самоубийственной миссией. «Ямато» был последней надеждой на то, чтобы отразить американское наступление. Его экипажу было приказано посадить корабль на мель вблизи Окинавы и использовать его как основную батарею для уничтожения как можно большего количества сил вторжения. По сути, корабль должен был функционировать как база на острове, а члены экипажа численностью около 3000 человек должны были вести наземный бой с противником.

Однако план миссии изначально содержал много недочётов и был встречен протестом со стороны военнослужащих японского флота, которые отметили, что они не смогут даже достичь целевого острова ввиду отсутствия поддержки с воздуха и времени суток, когда они должны были выполнить задание (средь бела дня).

Они были правы: 7 апреля 1945 года «Ямато» и горстка сопровождавших его кораблей были полностью и быстро уничтожены в результате атаки шести крейсеров, 21 эсминца, семи линкоров и нескольких сотен самолётов.

Один из оставшихся в живых членов экипажа «Ямато», младший офицер Йосида Мицуру, так высказался о битве, которая была самоубийственной миссией с самого начала: «Сколько раз во время учений мы проводили такой мониторинг Меня охватила иллюзия, что мы уже сталкивались с такими же условиями, с такими же боевыми позициями и даже с таким же настроем.

То, что происходит на моих глазах, бесспорно, является настоящим боем но как я могу убедить себя в этом факте

Яркие точки на экране радара это не воображаемый враг, а враг, готовый убивать. Местоположение: не наши тренировочные воды, а враждебные воды.

Более сотни вражеских самолётов атакуют нас! Это кричит навигационный офицер

Битва начинается

Моё тело охватывает трепет, я наблюдаю за собственным возбуждением; стиснув зубы, я расплываюсь в улыбке. Матрос, который стоял рядом со мной, убит шрапнелью. Посреди оглушительного шума я различаю звук его черепа, ударяющегося о перегородку; посреди запаха пороха вокруг я чувствую запах крови

Торпеды оставляют красивые белые следы на поверхности воды; они летят на Ямато с разных направлений и бесшумно пересекаются. Оценивая расстояние и угол, мы меняем курс, и нам едва удаётся уворачиваться от них.

Сначала мы справляемся с ближайшей и наиболее срочной угрозой; когда мы избегаем столкновения с одной торпедой, мы переходим к следующей. Это требует бдительности, правильных расчётов и принятия чёткого решения То, что эти пилоты повторяли свои атаки с точностью и хладнокровием, было явным проявлением непостижимой, невообразимой силы наших врагов».

В конце концов, американским войскам потребовалось всего два часа, чтобы уничтожить самый мощный корабль, построенный во время Второй мировой войны, а также большую часть крошечного флота, сопровождавшего его. Когда дым рассеялся, оказалось, что японцы потеряли около 4000 человек, в то время как количество погибших со стороны Америки составляло всего около десятка.

Бонусный факт:

В начале Второй мировой войны Императорский флот Японии планировал построить линкоры, которые были бы ещё больше, чем «Ямато» и «Мусаси», и принадлежали бы к классу кораблей под названием «Супер Яматос». Эти корабли, если бы их построили, обладали бы 510-миллиметровыми пушками, весили бы до 82 тысяч тонн и двигались бы со скоростью, приближающейся к 30 узлам. Однако нехватка ресурсов помешала Японии построить эти корабли.

«Я умру на палубе «Нагато», и к этому времени Токио будет разбомблен 3 раза»
- адмирал Исороку Ямамото


Поражение Японии во Второй мировой войне представляется настолько закономерным, что здесь не может быть каких-либо вариантов и разночтений. Тотальное превосходство США в природных, людских и промышленных ресурсах, помноженное на могучую экономику и высокий уровень развития науки - в таких условиях, победа Америки в войне становилась лишь вопросом времени.

Если с общими причинами поражения Японской империи все предельно очевидно, то неподдельный интерес представляет чисто техническая сторона морских боёв на Тихом океане: Императорский флот Японии, некогда один мощнейших флотов в мире, погибал под ударами численно превосходящих сил противника. Погибал в страшной агонии, страданиях и муках. Корежилась броня, и вылетали заклёпки, лопалась обшивка, и потоки хлынувшей воды сталкивались в ревущем водовороте на палубах обреченного корабля. Японский флот уходил в бессмертие.

Тем не менее, перед своей трагической гибелью, японские моряки отметились рядом ярких побед. «Второй Перл-Харбор» у острова Саво, погром в Яванском море, дерзкий рейд авианосцев в Индийский океан…

Что касается знаменитого нападения на ВМБ Перл-Харбор, то роль данной операции в значительной мере преувеличена американской пропагандой: руководству США потребовалось сплотить нацию перед лицом врага. В отличие от Советского Союза, где каждый ребенок понимал, что страшная война идет на территории его собственной страны, Соединенным Штатам предстояло вести морскую войну на чужих берегах. Вот здесь и пригодилась сказка об «ужасном нападении» на американскую военную базу.


Мемориал на корпусом погибшей "Аризоны" (линкор был спущен на воду в 1915 году)


В реальности Перл-Харбор стал чистым провалом японской палубной авиации – весь «успех» заключался в потоплении четырех дряхлых линкоров времен Первой мировой (два из которых были подняты и восстановлены к 1944 году). Пятый поврежденный линкор – «Невада» был снят с мели и возвращен в строй уже к лету 1942 года. Всего в результате японского налета были потоплены или повреждены 18 кораблей ВМС США, при этом, значительная часть «пострадавших» отделалась лишь косметическими дефектами.

В то же время, ни одна бомба не упала на:

Электростанцию, судоремонтные предприятия, портовые краны и механические мастерские. Это позволило янки начать восстановительные работы уже через час после окончания налета.

Гигантский сухой док 10/10 для ремонта линкоров и авианосцев. Непростительная ошибка японской палубной авиации станет роковой во всех последующих сражениях на Тихом океане: с помощью своего супердока американцы будут в считанные дни восстанавливать поврежденные корабли.

4 500 000 баррелей нефти! Ёмкость резервуаров заправочного пункта ВМС США в Перл-Харборе на тот момент превышала все топливные запасы Императорского флота Японии.

Топливо, госпитали, причалы, хранилища боеприпасов – японские летчики «подарили» ВМС США всю инфраструктуру базы!

Существует легенда об отсутствие в Перл-Харборе в день нападения двух авианосцев ВМС США: дескать, если бы японцы потопили «Лексингтон» и «Энтерпрайз», исход войны мог быть иной. Это абсолютное заблуждение: за годы войны промышленность США сдала флоту 31 авианосец (многим из которых даже не пришлось участвовать в боях). Уничтожь японцы все авианосцы, линкоры и крейсера в Жемчужной гавани, вместе с Перл-Харбором и Гавайскими островами – исход войны был бы прежним.

Следует отдельно остановиться на фигуре «архитектора Перл-Харбора» - японском адмирале Исороку Ямамото. Спору нет, это был честный военный и грамотный стратег, не раз предупреждавший руководство Японии о бесперспективности и губительных последствиях грядущей войны с США. Адмирал утверждал, что даже при самом благоприятном развитии событий, Императорский флот Японии продержится не более года – далее последует неминуемый разгром и гибель Японской Империи. Адмирал Ямамото остался верен своему долгу – если Японии суждено погибнуть в неравном бою, он сделает все, чтобы память об этой войне и подвигах японских моряков навечно вошли в .

Японские авианосцы на пути к Гавайям. На переднем плане - "Дзйкаку". Впереди - "Кага"


Некоторые источники называют Ямамото одним из самых выдающихся флотоводцев – вокруг фигуры адмирала сформировался образ «восточного мудреца», чьи решения и поступки преисполнены гениальности и «непостижимой вечной истины». Увы, реальные события показали обратное – адмирал Ямамото оказался совершенно бездарен в тактических вопросах управления флотом.

Единственная спланированная адмиралом успешная операция – нападение на Перл-Харбор – продемонстрировала полное отсутствие логики при выборе целей и отвратительную координацию действий японской авиации. Ямамото планировал «оглушающий удар». Но почему оказались нетронутыми топливохранилище и инфраструктура базы? – важнейшие объекты, уничтожение которых могло действительно затруднить действия ВМС США.

«Они не держат удар»

Как и предрекал адмирал Ямамото, японская военная машина неудержимо двигалась вперед в течение полугода, яркие вспышки побед одна за другой освещали Тихоокенский ТВД. Проблемы начались позже – непрерывное усиление ВМС США замедлило темпы японского наступления. Летом 1942 года ситуация едва не вышла из-под контроля – тактика адмирала Ямамото с дроблением сил и выделением «ударных» и «противокорабельных» групп палубной авиации привела к катастрофе при Мидуэе.

Но настоящий кошмар начался в 1943 году – японский флот терпел поражения одно за другим, все острее сказывался дефицит кораблей, самолетов и топлива. Дала о себе знать научно-техническая отсталость Японии – при попытке прорваться к эскадрам ВМС США, японские самолеты осыпались с небес, словно лепестки вишни. В это же время, американцы уверенно летали над самыми мачтами японских кораблей. Не хватало радаров и гидроакустических станций – все чаще японские корабли становились жертвами американских подлодок.

Трещал по швам японский оборонительный периметр – колоссальные резервы позволяли американцам высаживать десанты одновременно в разных регионах Тихого океана. А тем временем … на просторах Тихоокеанского ТВД появлялись все новые и новые корабли – промышленность США ежедневно сдавала флоту по паре новых боевых единиц (эсминцев, крейсеров, подлодок или авианосцев).

Открылась безобразная правда об Императорском флоте Японии: ставка адмирала Ямамото на авианосный флот потерпела крах! В условиях тотального превосходства противника, японские авианосцы гибли, едва достигнув зоны боевых действий.

Японская палубная авиация добивалась заметных успехов в набеговых операциях - рейд на Цейлон или Перл-Харбор (если не принимать во внимание упущенные возможности). Фактор неожиданности и большой боевой радиус действия авиации позволяли избежать ответного огня и вернуться на базу после успешного выполнения задания.

Японцы имели равные шансы на победу в эскадренных с ВМС США (Сражение в Коралловом море, Мидуэй, Санта-Крус). Здесь все решало качество подготовки летчиков, экипажей кораблей и, самое главное, Его Величество Случай.

Но в условиях численного превосходства противника (т.е. когда вероятность попасть под ответный огонь была равна 100%) японский авианосный флот не имел даже призрачной надежды на сколь-нибудь благоприятный исход ситуации. Принцип «побеждать не числом, а умением» оказался бесполезен – любой огневой контакт заканчивался скорой и неминуемой смертью авианосного корабля.

Оказалось, что некогда грозные авианосцы совершенно «не держат удар» и топятся, как щенки, даже при слабом воздействии огня противника. Порой, для потопления авианосца было достаточно нескольких попаданий обычных авиабомб. Это был смертельный приговор Императорскому флоту – авианосцы и палубная авиация оказались крайне неэффективны в оборонительной войне.

Об отвратительной живучести авианосцев лучше всего поведало сражение при атолле Мидуэй: прорвавшаяся группа из 30 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» под командованием капитана Мак-Класки буквально за минуту сожгла два японских ударных авианосца «Акаги» и «Кага» (выгоревшие насквозь коробки корпусов затонули к вечеру). Аналогичная участь постигла в тот же день авианосцы «Сорю» и «Хирю».


Американский ударный авианосец "Беллоу Вуд" после атаки камикадзе


Все познаётся в сравнении: в октябре 1944 года японская эскадра из 12 линкоров и крейсеров шла несколько часов под непрерывными атаками более чем 500 американских палубных самолетов. Без какого либо воздушного прикрытия и с примитивными системами ПВО. Результатом стала лишь гибель крейсера «Судзуя» и тяжелые повреждения пары других кораблей. Остальная часть эскадры адмирала Такэо Куриты благополучно покинула зону действия американской авиации и вернулась в Японию.

Даже страшно представить, что бы случилось, будь на месте линкоров «Ямато» и «Нагато» крупные авианосцы – град мелкокалиберных бомб вызвал бы неконтролируемые пожары на полетной и ангарной палубах, а затем скорую гибель кораблей от внутренних взрывов.


Причина плохого состояния надстроек "Нагато" - ядерный взрыв мощностью 23 кт.
Старый японский линкор оказался сильнее ядерного огня!


Эскадра адмирала Куриты счастливо избежала гибели. А в это время на просторах Тихого океана происходила настоящая бойня:

19 июня 1944 года был потоплен тяжелый авианосец «Тайхо». Единственное попадание торпеды с подлодки «Альбакор» не причинило значительных повреждений, но вызвало разгерметизацию топливной магистрали. Мелкая незаметная проблема обернулась катастрофой – через 6,5 часов после торпедной атаки «Тайхо» был разорван в клочья взрывом паров бензина (1650 погибших моряков).
Фокус заключался в том, что новенький авианосец «Тайхо» был уничтожен в своем первом боевом походе, всего через три месяца после спуска на воду.

Через сутки, 20 июня 1944 года, при аналогичных обстоятельствах погиб ударный авианосец «Хийо». С той лишь разницей, что роковую торпеду сбросил палубный самолет.

Фантастическое потопление суперавианосца «Синано» спустя 17 часов после своего первого выхода в море – всего лишь обычный курьез в истории морских сражений. Корабль был не достроен, переборки не герметизированы, а экипаж не обучен. Впрочем, в каждой шутке есть доля шутки – очевидцы докладывали, что одно из торпедных попаданий пришлось точно в район цистерн авиатоплива. Возможно, экипажу авианосца крепко повезло - в момент потопления «Синано» шел порожняком.


Кажется, у авианосца "Секаку" проблемы с полетной палубой


Впрочем, авианосцы выходили из строя и по менее значимым причинам. В ходе сражения в Коралловом море три авиабомбы надолго вывели из игры тяжелый авианосец «Сёкаку».

Песнь о быстрой гибели японских авианосцев была бы не полной без упоминания их противников. Американцы столкнулись с одинаковой проблемой – малейшее воздействие огня противника вызывало страшные пожары на борту авианосных кораблей.

В октябре 1944 года всего от попадания двух 250-кг авиабомб полностью сгорел легкий авианосец «Принстон».

В марте 1945 года был тяжело поврежден авианосец «Франклин» - в корабль попало всего две 250-кг авиабомбы, что стало причиной одной из самых крупных по количеству жертв трагедий ВМС США. Бомбы упали в центре полетной палубы – пожар мгновенно охватил 50 полностью заправленных и готовых к вылету самолетов. Результат: 807 погибших, полностью уничтоженное авиакрыло, неконтролируемые пожары на всех палубах корабля, потеря хода, 13-градусный крен на левый борт и готовность к затоплению авианосца.
«Франклин» спасли лишь благодаря отсутствию поблизости основных сил противника – в реальном бою корабль был бы непременно затоплен.


Авианосец "Франклин" еще не решил - остаться ему на плаву или затонуть
Выжившие пакуют чемоданы и готовятся к эвакуации


Камикадзе достали авианосец "Интерпид"


Пожар на авианосеце "Сент-Ло" в результате атаки камикадзе (корабль погибнет)

Но настоящее безумие началось с появлением японских камикадзе. Падающие с неба «живые бомбы» не могли повредить подводную часть корпуса, но последствия их падения на уставленную самолетами полетную палубу были просто ужасны.

Хрестоматийным стал случай на ударном авианосце «Банкер Хилл»: 11 мая 1945 года корабль был атакован двумя камикадзе близ берегов Окинавы. В страшном пожаре «Банкер Хилл» потерял все своё авиакрыло и более 400 человек экипажа.

Из всех этих историй следует вполне очевидный вывод:

Императорский флот Японии был обречен – постройка тяжелого крейсера или линкора вместо авианосца «Тайхо» не имела бы никакого значения. Противник имел 10-кратный численный перевес, вкупе с подавляющим техническим превосходством. Война была проиграна уже в тот час, когда японские самолеты нанесли удар по Перл-Харбору.

Тем не менее, можно предположить, что имея высокозащищенные артиллерийские корабли вместо авианосцев, Императорский флот, в той ситуации, в которой он оказался к концу войны, мог продлить свою агонию и причинить дополнительный ущерб противнику. Американский флот с легкостью громил японские авианосные группировки, но всякий раз, при встрече с тяжелым японским крейсером или линкором, ВМС США приходилось изрядно «повозиться».

Ставка адмирала Ямамото на авианосные корабли оказалась губительной. Но почему же японцы продолжали строить авианосцы до самого конца войны (даже перестроили последний линкор типа «Ямато» в авианосец «Синано»)? Ответ прост: умирающая промышленность Японии не могла построить ничего сложнее авианосца. Прозвучит невероятно, но 70 лет назад авианосец конструктивно был довольно прост и дешев, гораздо проще, чем крейсер или линкор. Никаких электромагнитных суперкатапульт или ядерных реакторов. Простейшая стальная коробка для обслуживания таких же маленьких и простых самолетов.

Правда, авианосное корыто потонет даже от бомб мелкого калибра, но экипаж авианосца надеется, что им придется воевать только против заведомо слабого и неподготовленного противника. Иначе – манёр «оверкиль».

Эпилог

Низкая живучесть заложена в самой идее авианосца. Авиации нужен ПРОСТОР – вместо этого её загоняют на тесные палубы качающегося корабля и заставляют проводить взлетно-посадочные операции при длине ВПП в три раза короче потребной. Плотная компоновка и скученность авиатехники неизбежно служит источником повышенной аварийности авианосца, а общий недостаток защищенности и постоянная работа с легковоспламенимыми веществами приводят к закономерному результату – авианосцу противопоказан серьезный морской бой.

8-часовой пожар на борту авианосца «Орискани» (1966 год). Взрыв магниевой сигнальной ракеты (!) привел к объёмному пожару в ангаре, с гибелью всей находящийся в нем авиатехники и 44 моряков из экипажа корабля.

Страшный пожар на авианосце «Форрестол» (1967 год), ставший самой крупной трагедий по числу жертв в послевоенной истории ВМС США (134 погибших моряка).

Повторение аналогичных событий на борту авианосца «Энтерпрайз» (1969 год).

Были экстренно приняты меры по повышению живучести авианосных кораблей, появилось автоматические системы орошения палуб и пр. спецоборудование. Казалось бы, все беды позади.

Но … 1981 год, неудачная посадка самолета РЭБ EA-6B «Праулер». На полетной палубе атомного авианосца «Нимиц» гремят взрывы, языки пламени поднимаются выше надстройки корабля. 14 жертв, 48 раненых. В огне, помимо самого «Праулера» и его экипажа, сгорели три перехватчика F-14 «Томкэт». Серьезно повреждены десять штурмовиков «Корсар II» и «Интрудер», два F-14, три противолодочных самолета «Викинг» и вертолет «Си Кинг». «Нимиц» в один момент лишился трети своего авиакрыла.


Аналогичный случай на авианосце "Мидуэй"


Неискоренимая проблема с безопасностью и живучестью будет преследовать авианосцы до тех пор, пока существует цирк под названием «палубная авиация».

Япония всегда привлекала к себе пристальное внимание своей самобытностью. С учетом географического положения, большое значение в этой островной стране придают развитию военно-морского флота.

Общие данные

Всего в составе японского флота служит немногим более 45,5 тыс. военных и 3,7 тыс. гражданских лиц. Из них в состав морской авиации входит 8000. В качестве постоянного резерва приписаны 1100 добровольцев, покинувших военную службу по окончании контрактов либо выслуге лет. Около 12 тыс. человек работают в Управлении безопасности моря (УБМ).

Как небольшое островное государство, довольно мощным флотом обладает Япония. ВМФ, фото отдельных единиц которого можно увидеть в статье, имеет на вооружении внушительное количество судов и подводных лодок. Из боевых кораблей основного класса составлены эскадры, базирующиеся в основном на главной военно-морской базе Йокосука.

  • В эскадру с эскортными кораблями входят четыре флотилии, где приписаны миноносцы.
  • В подразделение с подводными лодками включены 2 группы субмарин.
  • Местом базирования двух флотилий минных тральщиков, кроме базы Йокосука, служит также военно-морская база Куре.
  • Флотилии, занимающиеся охраной береговых вод, дислоцируются на военных базах: Йокосука, Куре, Сасебо, Майдзуру и Оминато. Таких подразделений всего пять. Туда входят устаревшие эсминцы и фрегаты, десантные корабли, боевые катера, вспомогательные судна.

Учеба новобранцев проводится на учебных кораблях.

В ВМФ Японии сегодня входит в общей сложности 447 единиц различных типов судов и подводных лодок. Это боевые и патрульные корабли, катера и суда обеспечения, расположенные, как уже отмечалось, на главных военно-морских базах - Йокосука, Сасебо, Кюре, и вспомогательных - Майдзуру, Оминато и Ханшин.

Морские силы самообороны Японии содержат также авиацию. Это самолеты - 190 единиц, и вертолеты - 140 штук. Из них 86 патрульных и противолодочных самолетов Р-3С «Орион», а также 79 вертолетов SH-60J Seahawk.

Историческая справка

До 1945 года существовал императорский флот Японии. Он был расформирован, когда окончилась Вторая мировая война и Японские острова оказалась под влиянием оккупации со стороны объединенных союзных сил. Япония, ВМФ которой был вновь воссоздан только в 1952 г., имела право содержать его лишь в качестве сил самообороны.

Существовавший с 1869 года императорский флот Японии активно проявил себя в японско-китайской (1894-1895 гг.), русско-японской (1904-1905 гг.), Первой и Второй мировых войнах.

Перед Второй мировой войной у Японии был самый мощный на планете авианосный флот, состоящий из 9 авианосцев, тогда в Североамериканском флоте их было только семь, из которых четыре дислоцировались в Атлантическом океане. Водоизмещение японских линкоров класса «Ямато» было самое большое в мире. В то же время Япония, ВМФ которой обладал самым современным на тот период истребителем «Зеро» для палубной авиации, все же значительно отставала от Соединенных Штатов Америки по числу линкоров и других типов кораблей в составе флота, кроме авианосцев. Промышленные возможности Японии также были значительно ниже американских. Всего в 1941 году Япония имела на вооружении 10 линкоров, 9 авианосцев, 35 крейсеров, 103 эсминца и 74 подводные лодки. Соответственно, американские и британские ВВС и ВМФ против Японии сумели предъявить во Второй мировой войне значительно более мощные силы.

Полностью процесс ликвидации японского императорского флота после поражения в войне был завершен к 1947 году.

Задачи вновь созданного флота

Созданный в рамках сил самообороны японский военно-морской флот предназначался для того, чтобы:

  • вести боевые действия с корабельными и авиационными группировками противника для получения господствующего влияния на морской и океанской акваториях у побережья Японии;
  • блокировать проливные зоны в Охотском, Восточно-Китайском и Японском морях;
  • проводить морские десантные операции и оказывать поддержку сухопутным частям на приморском направлении;
  • защищать морские коммуникации, оборонять военно-морские базы, пункты базирования, порты и побережье.

В мирные дни корабли ВМФ Японии охраняют государственные территориальные воды, поддерживают благоприятный оперативный режим в тысячемильной океанской зоне и несут дозорную службу, совместно с Управлением морской безопасности.

Особенности японского военно-морского флота

Японская конституция на сегодняшний день запрещает силам самообороны обладать единицами техники наступательного вооружения (авианосцами, крылатыми ракетами и проч.). В то же время военно-политической элите страны рамки, установленные по результатам войны, становятся тесными.

Наличие территориальных споров с такими соседними государствами, как Россия и Китай, провоцируют японцев к созданию полноценного военно-морского флота, который был бы оснащен всем современным вооружением. Конечно, данному факту придается максимум маскировки со стороны японского руководства.

Сегодня явно интенсивно наращивается и обновляется корабельный состав и вооружение ВМФ Японии. Внедряются современные оружейные комплексы, произведенные в Северной Америке либо унифицированные, с находящимся на вооружении у американских военно-морских сил.

Япония: ВМФ (структурный состав)

Руководителем японских военно-морских сил является командующий, он же - начальник штаба, имеющий звание адмирала.

Структурно ВМС Японии состоит из штаба, флота, пяти военных морских районов, учебного авиационного командования, а также соединений, частей и учреждений, находящихся в центральном подчинении. Местонахождение штаба - административный комплекс в столице государства, где также располагаются пункты управления другими родами войск и Министерство обороны.

Всего в штате штаба числится 700 сотрудников, из которых около шестисот - офицеры и адмиралы.

Флот состоит из:

  • штаба, расположенного на военно-морской базе Йокосука;
  • трех командований - эскортного, подводного и авиационного;
  • флотилии тральщиков;
  • группы разведки;
  • опыт-группы;
  • подразделения океанографии;
  • патрульного отряда спецназначения.

В корабельном составе флота имеется немногим более сотни боевых кораблей. Вот список некоторых позиций:

  • дизельные подводные лодки - 16 штук;
  • эскадренные миноносцы - 44 штуки;
  • фрегаты - 8 шт.;
  • десантные корабли - 7 шт.;
  • минные тральщики - около 39 шт.

Флот находится под командованием вице-адмирала.

Структура эскортных сил

Эскортными силами, находящимися под командованием вице-адмирала, руководит штаб, дислоцирующийся на территории военно-морской базы в Йокосуке.

В подчинении у него имеются:

  • флагманский корабль;
  • четыре флотилии с эскадренными миноносцами, располагающимися на базах Йокосуке, Сасебо, Куре и Майдзуру;
  • шесть отдельных дивизионов эсминцев или фрегатов;
  • подразделения с десантными кораблями;
  • транспорты снабжения;
  • корабли, обеспечивающие боевую подготовку;
  • учебная группа.

Во главе флотилий стоят контр-адмиралы, которым подчиняются соответствующие штабы и по 4 эсминца, объединенные в дивизионы, разбитые на два типа.

Дивизион первого типа состоит из:

  • эскадренного миноносца-вертолетоносца;
  • эсминца с управляемым оружием;
  • двух обычных эсминцев.

Во второй тип включены три рядовых эсминца и один с управляемым ракетным зарядом.

В отдельных дивизионах имеется от двух до пяти судов. Место дислокации кораблей, входящих в подразделение фрегатов (эсминцев) - одна из военно-морских баз.

Для судов, включенных в дивизион транспорта по снабжению, допускается дислокация на различных базах.

Отдельные группы десантных кораблей оснащены вертолетными судами-доками «Осуми», которые располагаются на базе Куре. Кроме того, в каждый дивизион входят по шесть катеров, имеющих воздушную подушку и предназначенных для десантирования.

В учебную группу входит штаб, расположенный в Йокосуке, и пять учебных отрядов, расформированных по различным базам.

Состав подводных сил

Командующий подводными силами имеет звание вице-адмирала и руководит следующими военными единицами:

  • штабом на базе Йокосуке;
  • двумя флотилиями с подводными лодками, располагающимися там же и на базе Куре;
  • учебным центром подводников и учебным дивизионом.

Каждая флотилия находится под командованием контр-адмирала, которому также подчиняются все военнослужащие в штабе, на флагманском корабле-плавбазе подводных лодок, в двух-трех дивизионах подлодок (в каждый входит 3-4 субмарины).

Структура авиационных сил

Месторасположение авиационного командования - авиабаза Ацуги.

Структурно она состоит из таких подразделений:

  • штаба;
  • семи авиационных крыльев;
  • трех отдельных эскадрилий;
  • трех отрядов: двух авиаремонтных и отряда по управлению воздушным движением;
  • одной мобильной инженерной роты, расположенной на авиабазе Хатинохе.

Командующий авиационными силами носит звание вице-адмирала. Начальник штаба и командиры авиакрыльев - контр-адмиралы.

Авиационные крылья состоят из:

  • штаба;
  • четырех эскадрилий: патрульной, поисково-спасательной, подразделения противолодочных вертолетов и радиоэлектронной борьбы;
  • группы по инженерному и авиационному обеспечению и снабжению;
  • отряды по аэродромно-техническому обеспечению.

31-му авиакрылу подчиняется специальный отряд, содержащий беспилотные летательные аппараты-мишени. В авиационной эскадрилье имеется от одного до трех авиа- и технических отрядов. Находящиеся в каждом авиакрыле патрульные авиаэскадрильи, вооружены базовыми самолетами Р-3С «Орион». В эскадрильях с противолодочными вертолетами дислоцируются модели SH-60. В поисково-спасательных эскадрильях находятся до трех отрядов с вертолетами UH-60J.

Структура флотилии тральщиков

Флотилия тральщиков подчиняется командующему - контр-адмиралу. Она состоит из штаба, четырех дивизионов (три - базовые и один - морских тральщиков), двух плавбаз минно-тральных кораблей и отряда по обеспечению минно-тральных работ. В состав каждого дивизиона включено от двух до трех кораблей.

Структура остальных групп

Опыт-группой командует контр-адмирал.

Состав подразделения следующий:

  • штаб в Йокосуке;
  • дивизион судов;
  • три центра: первый - по разработке и проектированию судов, второй - по системам управления и связи, третий - испытательная лаборатория по корабельному вооружению с полигоном в Кагосиме.

В океаническую группу, кроме штаба, центра по противолодочной обороне, группы по метеорологическому обеспечению и двух береговых гидроакустических станций, входят также корабли для гидрографических исследований, гидроакустических наблюдений и кабелеукладчики.

В группу разведки входит штаб и три отдела (по сбору оперативной информации, ведению информационно-аналитической деятельности, разведке радиоэлектронными средствами).

У патрульного отряда спецназначения следующие задачи:

  • задерживать и досматривать суда, нарушающие территориальные береговые границы;
  • бороться с террористическими и диверсионными группами;
  • проведение разведывательной деятельности и диверсий.

Флот Японии vs ВМФ России

Многие специалисты пытаются сделать сравнительный анализ японского и российского флотов. При этом учитывается, что Япония имеет около сотни кораблей и находится на втором месте по числу эсминцев. В частности имеется два ракетных эсминца (10 тыс. тонн водоизмещения) и вертолетоносец Izuto (27 тыс. тонн). Япония, ВМФ которой носит миротворческую направленность, имеет специализацию - противолодочная и противовоздушная оборона. Общее водоизмещение японского флота - 405,8 тыс. тонн.

Российский флот с водоизмещением 927 120 тонн имеет на вооружении корабли, оставшиеся со времен Советского Союза. Самый новый эсминец имеет двадцатилетний возраст, самый старый - пятидесятилетний, но все подлодки прошли модернизацию, и их оснастили современной военной техникой. К сожалению, больше половины корабельного состава подлежат модернизации и замене.

23–26 октября 1944 года в заливе Лейте флот Японии потерпел сокрушительное поражение от американских эскадр, и начался обратный отсчет до окончательного разгрома империи. На фото – линкор «Ямато» под бомбовым ударом авиации США, 24 октября 1944 года


После боя в заливе Лейте японский флот проводил лишь тактические операции. Во время одной из них линкор «Ямато» попал под удар 227 самолетов флота США, получил 3 авиабомбы и до 20 торпедных попаданий и взорвался. Столб огня взметнулся на 2 километра вверх, а дымный гриб высотой 6 километров немногим уступал атомному. На фото – взрыв линкора «Ямато», 7 апреля 1945 года

Последний поход «Ямато» ознаменовал и конец организованных действий Японии на море. После этого японские корабли добивали там, где они попадали в прицел. На фото – линейный крейсер «Харуна», затонувший в гавани Куре, октябрь 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Легкий крейсер «Оедо», лежащий на боку в акватории базы ВМС в Куре. Фото сделано с самолета американского авианосца «Уосп». «Оедо» затонул 28 июля 1945 года после восьми попаданий бомб


И все же война, уже не имевшая стратегического смысла, продолжалась. Западных историков ставит в тупик отчаянная решимость японцев сражаться до последнего человека, до последнего самолета и корабля. На фото – линейный крейсер «Харуна» в боевом походе


Пока император не отменил приказ сражаться – Япония сражалась. Когда он приказал сложить оружие – нация подчинилась, невзирая на рекордное количество случаев самоубийств среди военных. На фото – линкор «Исэ» в боевом походе

Источник: Kure Maritime Museum


Тяжелый крейсер «Тонэ» затонул неподалеку от Хиросимы 23 июля 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Эсминец «Акисимо», погибший в гавани Манилы под ударами авиации США 13 ноября 1944 года


Эскортный авианосец «Кайо» в заливе Беппу. Уничтожен бомбардировщиками В-25 «Митчелл» с авианосца «Тикандерога» 24 июля 1945 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Авианосец «Амаги». Атакован при налете на Куре 28 июля 1945 года, затонул 29 июля

Источник: U.S. Naval Historical Center


Авианосец «Амаги» в лесах перед разборкой на металл. 1 июня 1946 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Линкор «Нагато» на рейде Йокосуки. Был захвачен американцами в качестве трофея и отправлен к атоллу Бикини для участия в испытаниях ядерного оружия – подводного взрыва в рамках операции «Кроссроад» («Перекресток»). Фото 1946 года

Источник: U.S. Naval Historical Center


Взрыв 40-килотонной атомной бомбы на глубине 27 метров у атолла Бикини. У подножия водяного «гриба» видны силуэты кораблей. Столь зрелищно не погибал даже «Ямато»

115 лет назад началась Русско-японская война 1904-1905 гг. Война, оставшаяся в тени последующих переломных в истории России событий, - нескольких революций, Первой мировой войны и войны Гражданской. Катаклизмы ХХ столетия привели к тому, что память об участниках войны на Дальнем Востоке стала активно восстанавливаться только в наши дни.

1126 павших

Всего тогда погибли и умерли 52,5 тысячи русских солдат и офицеров. Среди них более тысячи ста офицеров армии и Отдельного корпуса пограничной стражи. На протяжении целого столетия имена многих из них оставались забытыми. И только в 2018 году, наконец, удалось увековечить память практически всех офицеров, павших на Русско-японской войне в биографическом справочнике, а, по сути, в полноценной Книге Памяти 1 . Историки, краеведы, генеалоги, потомки участников тех событий получили уникальное справочное издание, меняющее представления о событиях того конфликта.

Произошло это благодаря кропотливой работе специалистов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) - главного хранилища документов по истории Русской императорской армии. Ведущая роль в проекте принадлежит исследователю истории Русско-японской войны и героической обороны Порт-Артура, автору "Родины" Дмитрию Николаеву. Работа потребовала больших усилий и растянулась на несколько лет, причем в подготовке книги приняли участие даже потомки офицеров.

Это не просто новое, общественно значимое справочное издание. Это настоящая книга судеб целого поколения носивших погоны образованных людей начала прошлого столетия. Всего в справочнике приведены биографии 1126 офицеров.

Архивные поиски

Идентификация офицеров напоминала детективное расследование. После войны в 1907-1909 гг. на страницах журнала "Военный сборник" публиковались списки погибших, но они содержали множество неточностей, вплоть до того, что некоторые из упомянутых оказались живы, а у других были искажены имена. Еще одну сложность представляло установление личных данных некоторых офицеров. Как правило, в документах того времени указывались лишь чин офицера и фамилия, что при наличии однофамильцев вело к ошибкам. Составители справочника сумели исправить неточности, подготовили полные биографические справки на каждого, а, кроме того, обнаружили 47 ранее неизвестных офицеров. Немаловажно и то, что более пятисот биографий павших офицеров снабжены портретами, что позволяет представить образы погибших участников войны. Часть портретов ранее не была известна даже специалистам, эти изображения удалось обнаружить в фондах РГВИА и в семейных архивах потомков. К сожалению, в справочник не вошли сведения об офицерах флота (таковых в Русско-японскую войну погибло и умерло 284 человека 2).

Показателем востребованности книги стало то, что после ее выхода составители начали получать отклики потомков и различные дополнения, в том числе более трех десятков новых портретов. Сбор и систематизация сведений продолжаются.

Смерть выбирала молодых

Офицеры на той неудачной для нас войне проявили настоящую жертвенность. После выхода справочника появились точные цифры, ярче всего свидетельствующие об этом. Всего в войне приняли участие не более 10 000 офицеров, следовательно, погибли 11,2% из них. Общие же потери сухопутных сил составили 5,9% от участвовавших в боевых действиях 3 .

Тщательный анализ, который провели авторы справочника, позволил составить коллективный портрет погибших офицеров. В значительной степени это были люди дворянского происхождения или дети обер-офицеров, не имевших прав потомственного дворянства. Около половины были холостяками. Подавляющее большинство служило в пехоте (85,8%), меньшая часть погибших - артиллеристы и представители казачьих и иррегулярных частей.

Появилась возможность оценить, как же распределялись потери. Погибли в боях 725 офицеров, умерли от ран 286, пропали без вести 115. Чаще всего смерть находила самых молодых - обер-офицеров. Именно они обычно оказывались на передовой. Средний возраст погибших 33,4 года. Самым молодым - 19, самым пожилым - 57-58 лет. В списках погибших есть и семь генералов, но только шесть из них погибли от рук японцев. Одного из генералов, инспектора госпиталей 3й Маньчжурской армии В.М. Тимофеева, жестоко убили собственные солдаты (ранен двумя пулями и штыком), когда при отступлении от Мукдена он пытался остановить разграбление армейских складов 4 . Самым кровопролитным сражением войны стало Мукденское, которое унесло жизни практически трети офицеров. Почти столько же погибло в боях на реке Шахэ.

"Моя рука нанесла ему смертельный удар..."

За каждой цифрой - человеческая судьба, принятое или непринятое решение, а нередко - подвиг, самопожертвование.

Сотник 2го Читинского полка Забайкальского казачьего войска Александр Александрович Зиновьев, 24 года, сын петербургского губернатора, выпускник Пажеского корпуса, офицер гвардейской кавалерии, добровольцем пошел на войну в обычный казачий полк. Убит 10 мая 1904 г. в стычке с японцами. Как вспоминал очевидец, "сотник Зиновьев задался целью во что бы то ни стало разведать главные силы японцев под Фынхуанченом, и есть два его донесения, показывающие, что, действительно, ему удалось заглянуть дальше сторожевого охранения. Разъезд был дважды обстрелян; тогда офицер пошел пешком с двумя казаками, приказав остальным рассеяться и собраться вне сферы [огня] противника; сам он все-таки прорвался через линию охранения, но затем был окружен со всех сторон... японцы устроили на него облаву... Зиновьев был обнаружен, отстреливался из револьвера и был убит... разъезд уцелел благодаря заботливости его начальника; рискуя собой, он не хотел напрасно терять меньшую братию... Слава и вечная память настоящему герою! Как сейчас вижу перед собой его благородное лицо... Для этого человека не было компромиссов; начальство приказало разведать, и он мог только или исполнить, или погибнуть" 5 .

О Зиновьеве вспоминал и его однокашник Б.А. Энгельгардт: "Молодой конногвардеец с серьезным бледным лицом. Он тоже отправится на войну в Маньчжурию добровольцем и наденет забайкальский чекмень 6 .

Пойдет в разведку и... не вернется.

Это была своеобразная и трогательная история.

Казаки, бывшие с ним, рассказывали, что сотник поднялся один на сопку, там раздались выстрелы, они не знают, что с ним случилось...

Его родители всеми силами старались собрать сведения о его судьбе, обращались в различные посольства, к православному духовенству в Японии, в Международный Красный Крест...

Неожиданно пришла посылка: ящичек из черного дерева японской работы, а в нем свиток-письмо от японского солдата Миномидани Сатаро: "Ваш сын умер смертью героя - нас было много, он был один и не захотел сдаваться.

Моя рука нанесла ему смертельный удар, но я имел честь быть раненным рукой героя..."

Одновременно пришло письмо от родителей Сатаро. Они тоже писали о доблестной смерти русского воина, выражая уверенность, что его душа, душа героя, обрела на небе заслуженный покой и счастье. Они прислали роскошный, шитый золотом покров, который японцы по обычаю кладут на алтарь, молясь за души убитых на войне.

Наконец, через некоторое время пришла фотография могилы, обнесенной оградой, в горах Маньчжурии и сообщение, что могила находится под покровительством императора и осквернение ее карается смертной казнью" 7 . Тело героя было перевезено в Россию и похоронено в имении в селе Копорье Санкт-Петербургской губернии.

Российский излом начала прошлого века не пощадил эту семью. Младший брат героя, Георгий, погиб в бою под Каушеном в самом начале Первой мировой. Отец и четверо других братьев эмигрировали из России после Гражданской войны. Еще один из братьев покончил с собой.

С револьвером в одной руке и с камнем - в другой

Поразительны обстоятельства гибели штабс-капитана 34го Восточно-Сибирского стрелкового полка Александра Алексеевича Самойлова, отца двоих детей, убитого 18 августа 1904 г. под Ляояном. Рота Самойлова не получила приказ об отступлении, батальон же, в который она входила, отошел. Стрелки оказались в окружении. Самойлов "будучи уже с утра ранен в ногу и в челюсть, не покинул своего поста, не покинул своей роты, остатки которой, в числе 20 человек, оставались в своих окопах, не зная, что окружены неприятелем. Увидя себя отрезанным, шт[абс]-кап[итан] Самойлов приказал своим стрелкам идти за ним - ударить на неприятеля в штыки, и 20 русских стрелков, имея впереди себя дважды раненного офицера, пошли в штыки на сотенные массы врага. Шт[абс]-кап[итан] Самойлов первым выскочил из окопа и бросился вперед с револьвером в одной руке и [с] камнем - в другой, стрелки кинулись за ним, тотчас шт[абс]-кап[итан] Самойлов упал, потом схватился, поднялся, выхватил шашку и опять упал и мертвым покатился в окоп. Японцы, не ожидавшие присутствия в окопах наших стрелков, лежали за бруствером окопа 12-й роты и стреляли по отходившим за гребень остаткам 3-го батальона 34-го В[осточно]-С[ибирского] стр[елкового] полка, поэтому, когда против них вышла горсть наших солдат, сначала крайние попятились, но волна подошедшей пехоты поглотила кучку наших храбрецов" 8 .

Герои забытой войны, благодаря этой удивительной и очень нужной книге, обретают свое место в нашей памяти.

1. Офицеры русской армии, погибшие в войне с Японией 1904-1905 гг. Биографический справочник. Сост. Д.К. Николаев, О.В. Чистяков, М.В. Абашина, Н.Г. Захарова, С.А. Харитонов. М.: Старая Басманная, 2018. 772 с.: табл., ил.
2. Назаренко К.Б. Закат царского флота. Морские офицеры Первой мировой войны. М., 2018. С. 266.
3. Офицеры русской армии. С. 17.
4. Там же. С. 21.
5. Там же. С. 231.
6. Чекмень - мундир казачьего офицера.
7. Энгельгардт Б.А. Воспоминания камер-пажа / публ. В.А. Авдеева // Военно-исторический журнал. 1993. N 12. С. 57.
8. Офицеры русской армии. С. 554.

Поделиться