Характеристика социально-культурная анимации как технологии социальной работы с молодежью. Курсовая работа процесс социально-анимационных услуг Социально культурная анимация в театре

Термин «анимация» имеет теологическое происхождение, оно проникло во французский язык в XIV веке. В академическом издании «Сокровища французского языка. Словарь языка XIX - XX веков» «анимация» определяется как «действие, направленное на то, чтобы наделить жизнью, вдохнуть жизнь».

Конечно, эти смыслы «анимации» как «передачи жизненной энергии», «оживления» во многом утрачены, но суть их сохраняется - задачей анимации осталось пробуждение потенциальных возможностей личности, её «воодушевление».

Возникновение социокультурной анимации обусловлено введением закона о создании различных неполитических организациях во Франции в 1901 году. В связи с сокращением рабочего времени, стало появляться больше свободного времени у рабочих граждан, стали популярны любительские объединения.

Социокультурная анимация во Франции формировалась в сфере народного воспитания, которая в дальнейшем трансформировалась в систему дополнительно образования детей и взрослых. . В 70- х годах 20 столетия Правительство Франции, после проведенных многочисленных социологических исследований, которые касались внеучебного времени детей и подростков, приняло решение о создании первоочередной программы воспитания нации.

Жак Фридман, который разработал данную программу, говорил о создании гармонии единства ребенка и среды его развития. В результате работы данной программы к концу 20 века социально-культурная анимация стала представлять собой самостоятельное явление в сфере досуга. До 60-х годов ХХ века социально-культурная анимация не имела научного осмысления. Р. Лабури и П. Бернар пишут о сложности разграничения пространства анимации, выделяют множество направлений анимационной деятельности. Французские социологи, изучавшие анимационную деятельность, увидели в ней основополагающую роль культуры, стремление приобщить к её ценностям максимальное число граждан. Анимация - это «всеобщее социальное явление», пишут они, её нельзя просто отнести к одной из множества профессиональных областей.

Исследование, проведенное Е.Б. Мамбековым, показывает, что в основе социально - культурной анимации во Франции лежит не жесткая централизованная система управления социально-культурной деятельностью и не деятельность социальных институтов, а неформальные общественные объединения людей, не поддающиеся какому-либо упорядочению и структуризации. Общественные объединения имеют возможность учитывать интересы каждой конкретной личности, дают возможность каждому человеку реализовать себя в личностно - значимой деятельности. Именно в них зарождаются инициативы, которые оформляются в дальнейшем в добровольные ассоциации, приобретающие структуру и юридический статус. Местные общины, муниципальные учреждения объединяют и поддерживают добровольные ассоциации. Со временем они могут приобретать статус крупных общественных движений, имеющих общенациональное значение. И только в последнюю очередь в этом процессе участвуют государственные органы, которые финансируют некоммерческие учреждения, координируют их работу, содействуют развитию социально-культурной сферы общества в целом.

Сейчас, как отмечают французские социологи, анимация входит в досуговую культуру Франции, будучи особым и вполне самостоятельным элементом социально-культурной деятельности.

В отечественной истории немало примеров социально-культурной анимации, как технологии воспитания, хотя таковое название эта деятельность не носила. В России ещё в ХIX в. стала развиваться система, которую можно считать подобием социально-культурной анимационной деятельности - это внешкольное образование детей и взрослых. В её основе лежала частная инициатива, которая являлась одним из наиболее значимых источников организации и смыслового наполнения социально-культурной деятельности в конце ХIХ - начала ХХ века.

В процессе развития анимационной деятельности и общественно-педагогического движения, по мнению Р.В. Соколова, видны две противоречащие друг другу тенденции: первая - неформальная, «оживляющая» отношения; вторая - формализующая, «убивающая» спонтанный творческий характер общественных движений. Тоталитарная власть боролась и почти уничтожала все формы новых общественных движений. Так, анимационная деятельность в России ХХ столетия не была поддержана жесткой тоталитарной властью. В.А. Чарнолуский пишет об огромном значении свободных объединений людей.

Таким образом, социально-культурная анимация имеет глубокие традиции в России, не смотря на то, что термин «социально-культурная анимация» впервые на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков только в начале 90-х годов ХХ века.

Интерес к анимации в России был связан с поиском новых подходов к организации культурно-просветительной работы, оказавшейся с распадом СССР, идеологически устаревшей.

Среди российских ученых социально-культурная анимация изучается с разных позиций и получает разное толкование. Во-первых, её связывают с культурно-досуговой деятельностью. М.А. Ариарский считает, что социально-культурная анимация является одним из прикладных направлений культурологи. В концепции Н.Н. Ярошенко социально-культурная анимация названа одной из молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, и обозначена как «педагогика социально-культурной деятельности».

В настоящее время в России анимационная деятельность получает всё более широкое распространение. Анимационной деятельность используется в таких направлениях: в деятельности учреждений культуры; учреждениях дополнительного образования; средств массовой информации; реабилитационных центров; туризма и т.д.

На сегодняшний день социально-культурная анимация является одной из молодых отраслей науки. В современном российском обществе социально-культурная анимация становится актуальной и на это, по мнению многих социологов, есть ряд причин, таких как:

  • - изменение мировоззренческих взглядов современного российского общества;
  • - потребность в формировании гражданского общества;
  • - изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;
  • - изменение мировоззренческих взглядов в организации педагогической деятельности.

Что же представляет собой социально-культурная анимация сегодня? Существует довольно много различных определений понятия социально-культурная анимация, одно из них дает Н.Н. Ярошенко. Анимация (animation -- anim: душа -- одушевление, оживление) -- особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и т.п.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

М. Симоно дает такое определение: «Социально-культурная анимация - это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов» М. Симоно.

Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

  • - как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях;
  • - как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;
  • - как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

В современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики отношений.

Французская исследовательница Анн-Мари Гурдон писала о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами.

Р. Лабури расширяет понятие социально-культурной анимации в социальную, он видит её как: «Деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие содержание и целенаправленную социальную, культурную и воспитательную деятельность за пределами рабочего времени».

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой -- обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного со-участием, со-чуствием, со-действием).

Социально-культурная анимация может рассматривать как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с социально-культурной деятельностью.

Но главное отличие социально-культурной анимации от социально-культурной деятельности, как пишет Тарасов Л.В., состоит в том, что в социально-культурной деятельности общество формирует личность, а в социокультурной анимации личность формирует общественные процессы.

Современный досуг, по мнению Ж.Р. Дюмазедье, не является «приложением» к труду, как прежде - отдыхом от него и подготовкой к нему. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг - свидетельство коренных изменений в образе жизни общества, особенно молодежи.

По мнению В.Г. Бочаровой, анимация может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с организацией творческого поиска деятельностей в сфере свободного времени; с обеспечением процесса развития организованной группы и ее членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Под общественными отношениями подразумевается установление межличностных контактов между индивидами и общественных связей между различными социальными институтами. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, при этом понятие «культура» получает самое широкое звучание. В свете данной перспективы социальные и культурные функции аниматора сближаются, и он эффективно реализует процесс социализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и их жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживление и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать её сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности, по мнению Н.Н. Ярошенко, может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых отношений.

Р. Лабури выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход - педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию, как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, то есть важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой - анимация - способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация - это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы.

Второй подход - социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации в разблокировании общественных связей, установление тёплых, доверительных отношений. Другие видят её функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.

Специфическая задача социально-культурной деятельности состоит в создании психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н.Н. Ярошенко выделяет следующие:

  • - человек должен изучаться и приниматься в его целостности;
  • - каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
  • - человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;
  • - человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • - человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
  • - человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;
  • - человек - это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Среди направлений анимации Н.Н. Ярошенко выделяет:

  • - анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности;
  • - деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация);
  • - формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия).

Социально-культурная анимация, как деятельность, являясь системой , имеет определенное структурное построение элементов своей деятельности. Функциональная основа социокультурной анимации является частью этой системы.

В исследованиях В.А. Квартального, Л.В. Курилко, Е.М, Приезжаевой, Б. Стойковича анимационная деятельность определяется как качественная характеристика способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. По мнению И.И. Шульги, анимационная деятельность направлена на активное содействие гармоничному развитию личности человека, на формирование мотивации к различным способам самодеятельности, включая поиск новых форм свободного творческого времяпрепровождения.

Е.Б. Мамбеков в своем исследовании представляет структуру функций, предложенную французскими исследователями П. Бернаром и Р. Лабури:

  • - функция приспособления и включения;
  • - рекреалогическая функция
  • - воспитательная функция;
  • - корректирующая функция;
  • - критическая функция;
  • - культурная функция.

И.И. Шульга выделяет функции педагогической анимации:

  • - релаксационная - восстановление затраченной энергии, психосамотическое расслабление, отдых, эмоциональная разрядка;
  • - культурно-познавательная - приобретение знаний, неизвестных ранее;
  • - воспитательная функция - этико-эстетическое воздействие, приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям;
  • - креативная - творческое развитие.

Н.Н. Ярошенко обозначает два функциональных аспекта социально-культурной анимации. Освободительный аспект имеет глубинную экзистенциональную природу, который основан на стремлении к свободному социальному творчеству. Регулятивный аспект социокультурной анимации предполагает установление взаимоотношений личности с деятельностью социальных институтов, где возникает необходимость функции социального контроля, способствующего использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

Н.В. Трубачева дает следующую структуру функций курортной анимации:

  • - адаптационная - позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
  • - компенсационная - позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни, а стабилизирующая - создавать положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;
  • - оздоровительная функция анимации, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленного в повседневной трудовой жизни.

Е.М. Приезжаева рассматривает социально-педагогические функции анимационной деятельности в туризме, которые трактуются как:

  • - производство, накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;
  • - воспроизводство духовного процесса через продвижение его преемственности;
  • - коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
  • - создание социализированной структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, что является одновременно содержанием анимационной деятельности.

Взаимодействие в сфере анимационной деятельности носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется, тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Вывод дать определение социокультурной анимации, что такое технологии что такое социокультурная анимация как технология социальной работы, какой алгоритм имеет эта технология.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии. Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Социально-культурная анимация зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом социально-культурной анимации всегда была и остаётся личность как уникальная целостная система, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо -плохо»), оказание помощи в определении и осознании того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения (что получится в изменившейся ситуации).

Создание и чередование долгосрочных «сквозных» развлекательных программ в учреждениях досуга предполагает последовательное развитие активности участников игровых, зрелищных, ритуально-праздничных, спортивных и других акций. На службу рекреации (восстановлению) поставлены методы биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, арттерапии и другие. В музыкально-медита-ционных и театрально-оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов - святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.

Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга - изучением предпочтений досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятий, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.

Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.

Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздорови-тельного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией. Кроме того, отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или на туристическом маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер. Относительно стабильную группу составляют лишь медицинский и обслуживающий персонал оздоровительных учреждений, коренные жители курорта. Именно эти категории населения образуют основной «костяк» организаторов и участников долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, творчества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий.

Информационно-развивающая, просветительная функция досуговой деятельности ставит целью информацию и организацию познавательной активности людей, распространение комплекса разнообразных социально-гуманитарных знаний, санитарное просвещение, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомление с лечебными возможностями здравниц и их наиболее рациональным использованием.

Рекреативные функции досуга

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищ-ное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т. д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т. д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.

В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.

Важной частью культурно-массовой работы является и библиотечное обслуживание. При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля - справочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Одновременно с индивидуальной работой с читателями организуются литературные чтения, литературные вечера, читательские конференции и обсуждения книг, проводятся обзоры книг по определенной тематике и библиографические обзоры, книжные выставки, оформляются газетные витрины, вывешиваются плакаты. Главным становится набор активных рекреационных занятий в сквозных досуговых программах, отличающихся сравнительно большой продолжительностью и предполагающих последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т. д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреа-ционно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седа-тивных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т. д.

Педагогические игровые технологии

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Как свидетельствует педагогическая практика, любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность аудитории. Есть технологии, где эти средства составляют главную идею и основания для оценки эффективности результатов. Именно к таким технологиям относятся педагогические игровые технологии.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, её участник также свободно может из неё выйти. Это «игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д.

Другими словами, рекреативные, по существу, игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А.Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга (49, с.67-69):

Методы игры и игрового тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. Ш.Амонашвили предвидел, что к концу нашего столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; «морской кают-компании»; русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета; дня рождения коллектива; «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»; «праздничного вечера» и т.д. и т.п.

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространённым в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах эрудитов, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победы над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа «игра - маскарад».

6. Образовательные технологии

Социально-культурная анимация является одной из относи­тельно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельно­сти, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Социологи отмечают рост бюджета сво­бодного времени и изменение в связи с этим интересов и по­требностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского творчества, общественной самодеятельности.

Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педаго­гических проектах.

Термин «анимация» (от лат. animation - оживлять, вооду­шевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ас­социаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

В российском обществе тенденция инициации общественных движений в сфере досуга в настоящее время является весьма актуальной. Поэтому важно обращение к мировому опыту организации целесообразной, доступной и ненавязчивой социально-культурной деятельности. Изучение теоретических идей и тех­нологий французской социально-культурной анимации актуализируется целым рядом типично российских причин, среди кото­рых необходимо выделить следующие:

    изменение духовно-мировоззренческих оснований в орга­низации педагогической работы в социуме;

    изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;

    потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

    переориентация социально-культурной деятельности на мно­гообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

К концу XX столетия социально-культурная анимация уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация (animation) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдель­ных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е. Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Со­циокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации (учреждения, предприятия ) социокультурной деятельности: как совокупность элемен­тов (учреждений, государственных органов, организаций, ауди­торий), находящихся в постоянных отношениях, которые харак­теризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессио­нальные или добровольные, обладающие специальной подготов­кой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Далее Мамбеков ссылается на исследования Р. Лабури, кото­рый отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии, и идеологией освобождения через участие: «Большин­ство определений, данных анимации, выражает педагогический проект роста самосознания, участия и социального творчества: за этими намерениями, выражающими большие планы социаль­ного и культурного оздоровления, стоит определенная идеоло­гия на двух уровнях.

Первый - уровень воспитательной социологии: для одних - возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслужи­вания посетителей, укрепления положения профессиональных работников, т. е. важность воспитательной технологии; для дру­гих анимация - в меньшей степени создание аппарата и в боль­шей - появление группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный со­циальный проект.

Второй - уровень, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии.

Для одних функция анимации заключается в разблокирова­нии общественных связей, установлении теплых, доверитель­ных отношений. Другие видят ее, функцию (в соответствии с традициями французской культуры), в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики. В марксистском понимании анимация видится в перспективе расширения человеческого сознания, рассматриваемого как полное освобождение; она открывает возможности для критики существующих институтов и преобразования экономических и политических структур».

Анимация в туризме представляет собой целостный про­цесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформаль­ного лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культур­но-творческие потребности и интересы участников данного про­цесса, создаются условия для формирования социально актив­ной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Такое развернутое определение в целом справедливо отража­ет специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анима­ции - ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, дос­таточно точно характеризовать цели социокультурной деятель­ности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий харак­тер, а с другой - обозначать собственно духовный (anime - ду­ ша) аспект взаимоотношений субъектов педагогического про­цесса (особые способы общения, диалога, наполненного под­линным сочувствием, сопереживанием, содействием), основан­ных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Таким образом, основные направления анимационной рабо­ты - преодоление личностных тенденций к социальной дезинте­грации (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состоя­ний личности; помощь в творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людь­ми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладны­ми технологиями, определяющими процесс оптимизации меж­личностных и межгрупповых взаимоотношений.

  1. Понятие «анимация» и «социально-культурная анимация»
  2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

ВТуристском терминологическом словареИ.В. Зорина и В.А. Квартальнова Анимация – это комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени.

Анимационная деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересный и развивающий досуг. Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. Активное же освоение личностью общественных и производственных отношений зависит напрямую от культурного и нравственного развития. Здесь особое значение приобретает досуг. В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Поэтому специалисту, имеющему дело с организацией свободного времени человека, необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации и растущее количество возможностей организации досуга. Одной из таких молодых отраслей социальной психологии и педагогии становится социально-культурная анимация.

Во второй половине ХХ века термин «анимация» (от латинского anumation – оживлять, воодушевлять, одухотворять) сразу стал использоваться в нескольких значениях:

1) Анимация – художественная деятельность по созданию мультфильмов;

2) Анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности, направленной на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Как видно из приведенных определений, одним и тем же термином обозначаются совершенно разные виды деятельности, что ведет к некоторой путанице. Возможно, есть смысл оставить термин «анимация» для создателей анимационных фильмов, а в сфере социально-культурной деятельности использовать понятие «социально-культурная анимация», которое предполагало бы деятельность по формированию, продвижению и реализации досуговых программ разного назначения: от релаксационно-оздоровительных до культурно-образовательных и творческих.

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей социально-культурной деятельности.

Социально-культурная анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Так основной целью социально-культурной анимации станет преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма др.), реабилитация критических состояний личности и помощь творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества (театр, хореография, пластические искусства), в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет сегодня признать социально-культурную анимацию наиболее прогрессивным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Педагогический аспект социально-культурной анимации заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

‑ целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

‑ стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

‑ создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

Как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

Как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время,

Как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.

Существует довольно много различных определений понятия социально-культурная анимация, одно из них дает Н. Н. Ярошенко. Социокультурная анимация (animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

М. Симоно дает такое определение: «Социально-культурная анимация – это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов».

Проанализировав определения социально-культурной анимации вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод о том, что объединяющими элементами всех этих определений являются:

Общественные группы или индивиды общества;

Различные методы (социальные, педагогические, психологические и т.д.);

Социальное поведение людей.

Данные элементы свидетельствуют о том, что социально-культурная анимация связана, прежде всего, с социализацией.

И здесь, анимация выступает как своеобразная услуга по организации досуга, преследующая цель ‑ повышение качества обслуживания потребителей досуговых услуг, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения на предприятия социально-культурной сферы.

Социально-культурная анимация охватывает широкое поле деятельности :

Анимационные программы во время приема пищи в условиях проведения стилизованных, уходящих корнями в историю и национальные традиции обедов и банкетов;

Анимационные программы во время экскурсий;

Спортивно-оздоровительные анимационные программы;

Анимационные программы во время туристских походов;

Культурно-исторические праздники, массовые театрализованные зрелища, фестивали, ярмарки и карнавалы;

Музейные анимационные программы с широким спектром возможностей: от культурных инсценировок до исторических реконструкций;

Анимационные программы при организации семейных и корпоративных праздничных мероприятий;

Туристская и гостиничная анимация.

2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

Опираясь на сущностные свойства социально-культурной анимации, на их содержательные характеристики, можно определить базовую структуру функций социально-культурной анимации:

Функция рекреации – предполагает восстановление и развитие физических и духовных сил человека в процессе отдыха;

Функция релаксации отвечает за восстановление энергетических затрат личности, снятие стрессов, напряжения, за возвращение в состояние душевного равновесия;

Функция коммуникации реализуется как способ «оживления» и «одухотворения» межличностных и межгрупповых отношений, формирует продуктивное общение, обогащает опытом взаимодействия в социуме;

Функция адаптации реализуется как процесс психологического приспособления к новым условиям жизни, социальным нормам и правилам, системе ценностей, способствует развитию навыков ориентирования в социальной среде;

Функция коррекции предполагает реализацию механизма «исправления» внутреннего состояния, а также преодоления отрицательных настроений и эмоций, аномалий в развитии личности;

Функция регенерации реализуется в процессе социокультурной анимации посредством восстановления и накопления положительных эмоций, создания и сохранения хорошего настроения;

Функция реконструкции реализуется посредством воссоздания и воспроизведения забытых ощущений, эмоциональных состояний души; способствует возрождению комфортных состояний души в процессе анимации, а также возобновлению социально-духовных связей личности с обществом [Курило Л.В., с.67].

Среди основных принципов , на основе которых выстраивается анимационная работа, Н. Н. Ярошенко выделяет следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

Человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Помимо принципов социально-культурной анимации Н. Н. Ярошенко выделяет также ее задачи :

Комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

Помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

Подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

Выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

Помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

Подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций.

Социально-культурная анимация позволяет решить задачи обеспечения условий для всестороннего свободного развития личности, её творческого самовыражения, а также создает условия для эффективного контроля в сфере культуры.

Программное анимационное воздействие на человека во время его досуга в комплексе решает проблему становления, развития, сохранения и восстановления его здоровья: соматического физического, психического и нравственного. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений социокультурной анимации, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Типология направлений социокультурной анимации

В каждом из вышеперечисленных типах анимационных программ можно использовать различные формы анимационной деятельности, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Типология анимационных занятий

Данные виды анимационных программ имеют экономический и социальный эффект, который включает в себя:

1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счет сокращения пребывания в больнице и поликлинике.

2. Сокращение временной нетрудоспособности за счет профилактики заболеваемости;

3. Возрастание объема производства и национального дохода за счет:

Увеличения производительности труда;

Снижения смертности в трудоспособном возрасте.

Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:

а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;

б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)

в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности (социометрия, интерперсональная диагностика Т. Лири и др.);

г) ценностно-смысловых отношений личности.

д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)

Таким образом, социально-культурная анимация выполняет роль стимулирования полноценной рекреационной, досуговой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы посредством воодушевления, одухотворения. Этот вид деятельности уже стал неотъемлемой частью жизни современного человека.


Лекция: «Рекреативно-анимационные программы: Сущность и типология»

Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, то есть конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий. Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

В «Энциклопедии туризма» рекреация определяется как «1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; З) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды».

Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».

Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека (например, медики считает наиболее продуктивным отдыхом сон). Таким образом, досуг является лишь частью отдыха, поскольку не включает время на сон и другие непреложные затраты, которые можно назвать отдыхом.

В человеческой деятельности интерес представляет культурный досуг , который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный.

С понятием «досуг» в наше время очень тесно связано понятие «анимация».

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: Поэтому можно говорить об анимационных программах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и в учебных заведений. Здесь мы будем говорить о рекреационной, туристской и гостиничной анимации, поэтому разграничим эти понятия.

Рисунок 1 – Типология анимации

Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская анимация –это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т.д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как национальность, возраст, пол, численность (индивидуальная, групповая, массовая), а также активность участия туристов.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

Первый тип. Анимационные туристские маршруты –целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие программы предназначены для индивидуальных туристов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (профессиональным, хобби).

К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

Второй тип. Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах – программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных курортах и т.д.

Третий тип. Гостиничная анимация –комплексная рекреационная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном их участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Этот вид анимации преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания – повышения качества и предоставления услуг и уровня удовлетворенности туриста отдыхом. В маркетинговой стратегии гостиницы такая анимация используется как одна из основных привлекательных услуг.

Гостиничная анимация – понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это наиболее значимая часть туристской анимации. Анимационные программы различаются при разной организации отдыха (в клубах, гостиницах разной целевой направленности и разной величины).

Виды анимации как элементы анимационных программ.

С точки зрения системного подхода туристская анимация – это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл: для одних отдых – это путешествие, для других – чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т.д. Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

- анимация в движении –удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

- анимация через переживание –удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение –удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

- анимация через успокоение –удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

- культурная анимация –удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация –удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ. Поэтому мы вправе называть их рекреативно-анимационными программами. Рекреативно-анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимация – это своеобразная услуга по организации и проведению досуговых программ, преследующая цель – повышение качества обслуживания, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых в социально-культурные учереждения.

Конечной целью анимации является удовлетворенность человека отдыхом – его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции анимации.

На протяжении всей истории существования человечества прослеживаются связи развлечений и досуговой деятельности, от самых древних времен до наших дней, но предпосылками возникновения рекреативно-анимационных программ в их современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации, в соответствии с рисунком 2.

Реалии повседневной жизни (повседневности) Последствия повседневности Реакция людей на повседневность как источник рождения туристского спроса на анимационные услуги
Индустриализация Урбанизация Повсеместное техническое окружение Экологическое загрязнение Монотонность труда Увеличение жизненных нагрузок Физическая и психическая утомляемость Нехватка времени и сил на творчество и любимое дело Повышенная плотность населения Разрыв с природой Усталость от городской суеты Множественность случайных связей Желание: – уехать из города на природу; – разнообразить впечатления, прикоснуться к духовным ценностям; – познать и увидеть новых людей; – двигаться и развиваться; – общения, соревнования и т.д.

Рис. 2. Предпосылки возникновения анимации

«Следствием быстрого технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби). Урбанизация также создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественности случайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого – повышенный спрос на такие услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные прогулки, экскурсионно-развлекательные программы, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги. Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современного человека, характера его трудовой деятельности в связи с индустриализацией и урбанизацией привело к изменению его потребностей в отдыхе и, соответственно, к изменению содержания досуга.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (рекреативно-анимационных программ), которые бы отвлекали человека от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни».

Итак, рекреативно-анимационные программы – это комплексные досуговые программы, которые дают возможность отдохнуть от повседневных жизненных проблем, проводят эмоциональную разрядку, нейтрализуют негативные стороны повседневной жизни, посредством использования различных видов анимации.


Рекреационная анимация
Досуговая анимация (с местными жителями) Туристская анимация
Познавательная анимация Ценностно-ориентированная анимация Практически-преобразующая анимация Творческая анимация

Рис. 3. Типология досуговой анимации

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т.д.

Ценностноориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций досуговой анимации реализуется в зависимости от реального состояния конкретного социально-культурного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой. Структура государственного устройства определяет ценностноориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т.е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Досуговая анимация является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки. Поскольку досуговая анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

Из трех главных рекреационных функций досуговая анимация призвана выполнять прямым образом две функции – спортивно-оздорови-тельную и познавательную. «В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции анимации:

1. Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой.

2. Компенсационную , освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни.

3. Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность.

4. Оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни.

5. Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.

6. Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире.

7. Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование.

9. Гедонистическую (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Такое разнообразие функций анимационного сервиса обусловило и многообразие видов досуговой анимации, а также большую разновидность анимационных программ и мероприятий» .

Социальные функции досуговой анимации таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, досуговая анимация влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие досуговой анимации следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Современный специалист социально-культурного учреждения – «это высокопрофессиональный организатор досуга». Прежде всего, следует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т.д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии. Умение стимулировать, направлять деятельность людей, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности – основа профессионального мастерства.

Практическая деятельность социально-культурного учреждения строится по направлениям работы, при этом используются различные средства достижения цели. Исходя из этого, можно назвать функции, направления и средства. Осуществляя эти функции, социально-культурное учреждение выполняет свое общественное предназначение. Этот процесс не что иное, как осуществление определенным образом упорядоченных досуговых анимационных программ, создаваемых по определенной тематике, с глубоким общественно значимым содержанием.

Выполняя ту или иную функцию, социально-культурное учреждение, во-первых, выступает как пространственно-организационная база информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организует и проводит воспитательно-просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном отношении именно эта отрасль деятельности социально-культурного учреждения наиболее многопланова и содержательно насыщенна. Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию, на которой «замыкается» деятельность не только социально-культурного учреждения, но и всех организаций, заинтересованных в создании конкретной анимационной программы.

Создание, консолидация организационных, творческих, исполнительских, пропагандистских, поисково-исследовательских и иных задач, которые не могут быть строго «уложены» в перечисленные функции, но также весьма важны. Это относится в первую очередь к праздничным и обрядовым программам. Их задача – «общественное оформление узловых точек» на жизненном пути личности или коллектива.

Целостную систему досуговой анимации следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система досуговой анимации включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть социально-культурных учреждений разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Самым эффективным институтом в досуговой анимации является социально-культурное учреждение клубного типа. В учреждениях культуры клубного типа досуговая анимация становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловленное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в досуговой анимации личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.

Читайте также:
  1. A) Средство организации связи между удаленными абонентами
  2. Автобус как средство передвижения. Организация автобусных туров, их география, известные туроператоры.
  3. Б-12. Видеозапись как средство фиксации криминалистически значимой информации. Применение видеозаписи при производстве следственных действий.
  4. Вексель как средство расчетов и кредитования. Понятие, признаки, виды. Вексельная ответственность. Протест векселя.
  5. Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
  6. Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
  7. Вопрос 63. СКТ эффективное средство формирования культурной среды.
  8. Вопрос: Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Обучение как средство умственного воспитания

Социально-культурная анимация - это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.

Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.

При этом речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и многих других категорий населения. Все это заставляет аниматоров - социальных работников, социальных педагогов, специалистов социально-культурной деятельности - находить эффективные педагогические технологии преодоления проблем социокультурной дезадаптации.

Социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

В социально-культурной анимации решаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.

Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума.

Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Принципы социокультурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;



Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

Задачи социокультурной анимации. Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусства.

Выделяются три взаимосвязанных процесса в анимации:

Процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

Процесс установления межличностных отношений;

Процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение.

Социокультурная анимация - реабилитационная технология из области общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения межличностных и коллектив­ных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется посредством разнообразных видов деятельности.
Феномен анимации несет двоякое значение, являясь одновремен­но методом приспособления, социальной терапии и идеологией осво­бождения через участие в социальном творчестве. Функции анимации, с одной стороны, заключаются в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений. С другой стороны, - в обучении и овладении языками мышления, эстетики, поэтики. Предмет анимации - оживление отношений между индивидуумами и социальными группами. Целевая направленность социокультурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в куль­туре общества, в сложной структуре общественных отношений.
Анимационная деятельность проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Среди форм организации анимационной терапии следует выделить клубы общения, широко использующие технологии социокультурной реабилитации. Их деятельность может содержать элементы групповой психотерапии и пси­хологические тренинги, релаксационные программы, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре и разыгрывании ролевых ситуа­ций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий, ассоциаций и др.
Участие в таких видах деятельности позволяет членам анимацион­ной группы выступать одновременно в роли и активного участника, и наблюдателя, предоставляет возможность для тренинга эмоциональной сферы, проведения интеллектуального анализа, поиска и выбора под­ходящей модели поведения.
Ведущим методом анимационной терапии (наряду с рекреационной, игровой, развивающей деятельностью и другими) является художественное творчество. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются средствами анимации.
Основной принцип - искусство для участника, а не искусство для зрителя, то есть главная цель - доставить эстетическое и нравствен­ное удовлетворение участнику, а не публике. Это является терапевтичес­ким моментом для реабилитанта, который может проявить себя в разных ролях - исполнителя, автора, ассистента, организатора.
Реализация программ социокультурной анимации (например, работа с населением территориального образования, анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с одаренными инвалидами и др.) предполагает:
-определение наиболее емких и практически применимых кри­териев «отклонений от социальной нормы»;
-разработку планов и программ на основе социального, социаль­но-психологического и педагогического анализа аномальных процессов социализации личности, проведенного на основе критериев «отклонений от социальной нормы»;
-организацию взаимодействия с учреждениями социокультур­ной сферы в процессе реализации программ анимационной деятельности;
-анализ результатов анимационной деятельности.

Поделиться