Информационная депривация. Что такое когнитивная депривация. Б. Экспериментальные исследования сенсорной депривации

Уже давно показано, что развитие человека идет более гармонично в условиях постоянного общения с внешним предметным миром. Потребность в новых впечатлениях, как считает Л. И. Божович, выступает одной из ведущих в психическом развитии младенца и на третьей-пятой неделе жизни является базой для формирования потребности в общении с близкими людьми.

Если по какой-либо причине возникают препятствия для взаимодействия с окружающей средой, то человек страдает от недостатка стимулов. В 1956 г. психологами университета Мак-Гилла (Канада] было проведено изучение последствий изоляции от окружающей среды - «сенсорной изоляции». В эксперименте добровольцев ограждали от внешних влияний, помещая их в специальную, максимально изолированную от среды камеру. Испытуемые не смогли выдержать более 2-3 дней в этих условиях, жаловались на видения и непонятные звуки (галлюцинации], требовали выпустить их наружу. Самый первый и основной вывод эксперимента - организм человека для своего равновесия нуждается в постоянном притоке информации из внешней среды.

Однако такое поведение испытуемых является следствием не только изоляции. Ж. Годфруа, описывая эти опыты, показывает условия изоляции (лежачее положение, муфты на руках, затемненные очки, постоянный гул мотора кондиционера], которые сами по себе как, например, неестественное положение, навязчивый раздражающий шум, могли вызвать яркое и неприятное до невыносимости ощущение замкнутости со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Изоляция человека от окружающего мира имеет различную степень выраженности: от крайней до частичной. Крайняя степень, описанная Я. А. Коменским, К. Линнеем, А. Робером, Р. Зин-гом и др., в природе встречается у так называемых «волчьих» и «одичавших» детей. Ученые предположили, что при крайней изоляции от внешней среды в течение длительного периода основные психические потребности, не нашедшие полного удовлетворения, развиваться не будут и останутся на самом первоначальном рудиментарном уровне.

В контексте нашей проблемы для определения степени нарушений естественных биосоциальных условий жизни и деятельности мы будем применять термины Дж. Боулби «полная депривация» и «частичная депривация». Полная депривация соответствует условиям развития воспитанников детского дома, с самого рождения или с раннего детства (до трех лет] лишенных возможности взаимодействовать с близкими людьми и не имеющих контактов с родственниками. Р. Шпиц назвал данную ситуацию развития - «госпитализм», Й. Лангмейер и З. Матейчек, используя терминологию Д. Гевирца, - «привация».

Для определения частичной степени изоляции в виде ситуаций, в которых дети длительное время, например из-за болезни либо отдаленности местожительства от населенных пунктов, вынуждены проживать изолированно от общества, Дж. Боулби использует понятие «частичная депривация», которое охватывает те ситуации развития, в которых связи между матерью (родственниками] и ребенком полностью не прерваны, но при этом их отношения обеднены и неудовлетворительны. Г. Харлоу [Цит. по: 54] при обозначении данных условий развития применяет термин «скрытая» или «маскировочная» депри-вация, различая нарушенные и недостаточные отношения матери к ребенку. Частичная депривация - это условия развития и тех воспитанников детского дома или другого общественного учреждения, которые имеют возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми, а также детей и подростков из асоциальных семей.

В последние годы в изучении проблем проявлений и следствий сенсорной депривации (изоляции) развитие получил экспериментальный подход, позволивший найти ответ на целый ряд вопросов, касающихся ранних и поздних проявлений переживаний изоляции (депривации), критического возраста для последствий ситуации лишений, соотношения сенсорной и социальной депривации и т. д.

Экспериментальные исследования с животными внесли ценный вклад в решение проблемы соотношения врожденного и приобретенного в поведении человека и животного в изолированных от внешней среды условиях. Выржиковский и Мойо-ров [Цит. по: 54], содержа в изоляции щенят, ограничивали поток раздражителей к ним. Выйдя из клетки, щенята оказались боязливыми и подверженными внешнему торможению. Интересны опыты Д. Хебба с сотрудниками, в которых одномесячных шотландских терьеров 7-10 месяцев содержали в среде с ограниченным притоком раздражителей из внешней среды. Щенки в затемненном ящике чувствовали себя хорошо и были активными, в отличие от контрольных взрослых собак, которые в клетке проявляли вялость, малоподвижность и характеризовались нарушениями в развитии. Последующие наблюдения за щенками шотландских терьеров в обычной среде показали выраженные и долго сохраняющиеся последствия ранней изоляции. Собаки проявляли неспособность к обучению, эмоциональную незрелость и гиперактивность. Их поведение отличалось манежностью, приступообразным бегом, аутоагрессивностью и сопровождалось тревожным вытьем и ворчанием.

Исследователи предположили наличие задержки развития у депривированных собак в связи с отсутствием в раннем возрасте достаточной возможности для создания перцептивных схем, в которые бы можно было включать новые раздражители и выстраивать на этом фоне адекватное условиям поведение. В других опытах Ниссен с сотрудниками молодому шимпанзе в течение 431 недель ограничивали осязательный и манипулятивный опыт, помещая его конечности в картонные цилиндры. После снятия цилиндров у шимпанзе на протяжении четырех месяцев отмечались нарушения в различении раздражаемых точек тела и замедление моторных актов, отсутствие лазающих действий.

Важный вклад в развитие знания о сенсорной психической депривации внесли крупные исследования лаборатории Калифорнийского университета (Д. Крех, М. Розенцвейг, Е. Беннет, М. Даймонд]. Крыс (одного типа, возраста и пола] распределили в две группы. Первая содержалась с 25-го по 105-й день после прекращения материнского кормления в обогащенной среде (просторная клетка с лестницами, каруселями, коробками, лабиринтами], вторая - в обедненной среде изолированных клеток с минимумом сенсорного обеспечения, без возможности видеть другое животное и прикасаться к нему. В опытах наблюдали анатомические и биохимические последствия различного раннего опыта. Выяснилось, что выраженные изменения у крыс имелись в массе коры мозга. Вес коры был у животных из обогащенной среды примерно на 4 % выше, чем у депривирован-ных животных, при этом кора мозга имела большую толщину серого вещества и больший диаметр капилляров. Самые большие различия наблюдались в визуальном участке (6 %]. Последующие опыты показали, что в зависимости от различного сенсорного обогащения можно менять вес разных участков мозга. Биохимические исследования выявили в коре мозга животных из обогащенной среды повышение активности энзима ацетил-холинэстеразы и энзима холинэстеразы.

Подвергать детей как детенышей животных таким исследованиям недопустимо. Группа Хебба, Менделсон и Фоули из Гарвардского университета провели исследование на добровольцах. При ограничении доступа сигналов к студентам-добровольцам они наблюдали следующие последствия изоляции: затруднения при сосредоточении, расстройства в направленности мышления, захват мышления фантазиями и мечтами, расстройства ориентации во времени, физические иллюзии и обман, беспокойство и потребность в активности, головные боли, боли в спине, затылке, в глазах, бредовые идеи, галлюцинации, тревогу и страх, клаустрофобические жалобы [Там же].

Сегодня не вызывает споров научный факт, свидетельствующий, что для нормального созревания головного мозга в раннем онтогенезе необходима внешняя стимуляции организма. Н. М. Щелованов с сотрудниками показали, что в участках мозга, не получающих достаточной порции раздражителей, затормаживается процесс нормального развития, в экстремальных случаях последний прекращается и нервная ткань атрофируется. Н. М. Щелованов писал, что пребывание ребенка в условиях сенсорного дефицита влечет замедление и отставание в развитии всех сторон психики. Ярким подтверждениям этого выступают слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие дети, у которых часты расстройства когнитивной и других сторон психики. И эмоциональное развитие ребенка тесно связано с внешними влияниями на организм ребенка, и их ограничение тормозит появление позитивных эмоций.

Проявления сенсорной дефицитарности характерны и для детей из неблагополучных семей, а также воспитанных вне ее. Обеднение окружающей среды в «семьях риска», ограничение поступления информации в связи с недостаточностью разнообразных и глубоких контактов с внешним миром в условиях воспитания в Доме ребенка и в интернате может повлечь сенсорную и когнитивную психическую депривацию.

Основными проявлениями сенсорной депривации выступает замедление и дезорганизация развития психических процессов, задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения, в крайних случаях - дизонтоге-нетическое развитие. Апатия, низкий уровень активности у детей в условиях депривации также объясняются недостаточностью глобальной внешней стимуляции.

Неизбежное следствие сенсорной депривации - когнитивная психическая депривация в виде снижения познавательных интересов и возможностей, а также затруднений в понимании и предвосхищении событий (другими словами - дисгармония интеллектуального развития), нарушений поведенческой регуляции.

Проведенное нами исследование депривированных подростков показало, что они, в отличие от сверстников из семей, отличаются низким уровнем и уровнем ниже среднего развития интеллектуального потенциала. Далее представлена картина развития интеллектуальных разноплановых возможностей подростков, полученная с использованием теста структуры интеллекта.

Вербальный интеллект. Подростки имеют ниже среднего и низкие способности оперировать словами как сигналами и символами (индуктивное речевое мышление]. Способность к обобщению и абстрагированию у четвертой части подростков находится у отметки среднего уровня развития, половина подростков имеет возможности ниже средних, остальные - низкие возможности такого рода мыслительной деятельности. Комбинаторные способности еще менее развиты у подростков. Так, одна вторая часть подростков демонстрирует показатели уровня ниже среднего, почти треть подростков имеет низкий уровень, остальные - средний. Средний уровень развития способности выносить суждения и обобщать характеризует десятую часть подростков, остальных - уровень ниже среднего и низкий (чаще] развития способности.

Практическое математическое мышление и процесс программирования у подростков имеет еще более низкое, чем вербальное, развитие. При решении арифметических задач девять из десяти подростков демонстрируют низкие возможности, остальные - возможности ниже среднего. Подобное развитие имеет теоретическое индуктивное мышление - способность оперировать числами. Лишь в единичных случаях воспитанники демонстрируют средний уровень развития процесса программирования.

Конструктивные способности теоретического и практического плана, т. е. наглядно-образное мышление, способности решать геометрические задачи, пространственное представление, а также умения не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения более, в сравнении с развитием математических способностей и процесса программирования, сформированы у воспитывающихся вне семьи подростков. Среди них меньше подростков с низкими показателями развития этой способности, есть те, у кого развитие комбинаторных способностей и пространственного воображения достигают среднего и выше среднего уровней развития.

Мнемические возможности, отражающие способности подростков к запоминанию материала, его сохранению, логическому осмыслению и воспроизведению, в большинстве случаев имеют низкий уровень развития. Некоторые подростки отличаются уровнем ниже среднего и средним уровнем развития мнемических способностей.

Таким образом, в ситуации сенсорной изоляции или воспитания в условиях депривации психическое состояние отличается дисгармонией его сенсорного и когнитивного компонентов.

1

В статье представлено обоснование проблемы недостаточной изученности феноменологии депривации и концепции об информации как главном, ключевом, кристаллизующем факторе в целостной картине ее развития. Выдвигается определение информационной депривации как психического образования, сформировавшегося в условиях дефицита информации обедненной среды, проявляющееся в депривационном симптомокомплексе. Описываются итоги контент-аналитического исследования научных источников. В соответствии с рассматриваемыми гипотезами по результатам дедуктивного и индуктивного контент-анализа доказывается представление об информационной природе депривации и наличии объединяющего основания между различными ее видами. По результатам эмпирического исследования, где демонстрируется и интерпретируется существование обратной корреляционной связи между информацией и другими элементами депривации в ее структуре, информация представлена как главный, ключевой, кристаллизующий фактор в целостной картине развития депривации.

депривационный симптомокомплекс.

дефицит информации

психическое образование

информационная депривация

1. Астоянц М.С. Социокультурная обусловленность личностных характеристик несовершеннолетнего в условиях депривации // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - №2. – С. 50-52.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи // Записки детского психиатра. – М., 1988.

3. Кибальченко И.А. Интеграция учебного и познавательного опыта обучающихся: структура, динамики, технология. Дис. д.псх. н. – Р/н Д., 2011.

4. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2010. – Вып. 10. С. 141–144.

5. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. [Текст]. – Прага, 1984.

6. Федорова Н.В. Депривация в семье как фактор деликлентного поведения подростков. Дис. к. псх. н. – Омск, 2007.

7. Шабалина С. А. Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей // Вестник Чувашского гос. Пед. университета имени И.Я. Яковлева – 2011. - №4. – Ч.2. – С. 203-208.

8. Шабалина С. А. Причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в интернатных учереждениях в условиях материнской депривации // Вестник Чувашского гос. Пед. университета имени И.Я. Яковлева. – 2012. - №1. – Ч. 1. – С. 176-181.

9. Ярославцева И.В. Психическая депривация: причины, проявления и механизм развития // Сибирский психологический журнал. – 2013. - №47. – С. 33-40.

Введение

Актуальность исследования проблемы депривации в её психологическом аспекте как состояния сознания личности и результата лишения, потери, утраты или недополучения чего-либо состоит в недостаточной изученности феноменологии этого состояния, что следует из наиболее известных публикаций, где описываются отдельные его аспекты, тогда как практически все авторы отмечают многоплановое влияние депривации на личностное развитие, психическое здоровье и социализацию личности. При этом очевидно, что различные виды и аспекты депривации не проявляются разновременно. Этот факт отмечается исследователями Й. Лангмайер, Н.Б. Федорова, С.А. Шабалина, М.С. Астроянц, И.В. Ярославцева, М.И. Буянов, Н.Б. Куровский, Г.Н. Пяткина и другие .

В процессе контент-анализа нами было обнаружено около 30 различных терминов, описывающих понятие депривации: сенсорный, эмоциональный, информационный дефицит, обедненность эмоциональной среды, недостаточность внешних стимулов, отсутствие заботы, ласки, понимания, обедненные жизненные условия, отвержение родителями, ограничение возможностей для усвоения социальной роли, неудовлетворение жизненно важных потребностей, отсутствие материнской заботы и т. п. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были выдвинуты предположения о том, что:

1. Феномен депривации имеет информационную природу

Информационная депривация может быть представлена как психическое образование, сформировавшееся в условиях дефицита информации в обеднённой среде, проявляющееся в депривационном симптомокомплексе.

Под информацией мы понимаем: совокупность реальных (объективных) раздражителей (стимулов); результат информационных взаимодействий на уровне субъект-субъектных отношений; знания, которыми должен располагать субъект для своего развития и достижения жизненных целей.

Под депривационным симптомокомплексом понимается совокупность личностных проблем субъектов, проявляющихся в форме: низкой самооценки (А.Н. Пронина, С.А. Шабалина, К.В. Солоед, И.О. Спесивцева и др.); отрицательного самопринятия (У.В. Ульенкова, M. Murrey); склонности к психосоматическим заболеваниям (Н.Б. Римашевская, Л.Ф. Кремнева); использования неадаптивных защитных механизмов (А.С. Тысячнюк); затруднений в социализации личности (И.В. Ярославцева) и другие.

2. Информация является главным, ключевым, кристаллизующим фактором в целостной картине развития депривации.

3. Существует обратная связь между информацией и другими элементами депривации в ее структуре.

Нами была осуществлена попытка контент-аналитического исследования научных источников с целью обобщения представления о феномене депривации и на предмет нахождения объединяющего основания между различными видами депривации. Выборку составили полные тексты и статьи с описанием этого явления в различных аспектах. При проведении контент-анализа использовались 2 этапа на основе инструкции и гипотез .

В ходе дедуктивного варианта контент-анализа публикаций были выполнены следующие процедуры:

  • было составлено 384 карточки с индикаторами, характеризующими различные стороны депривации;
  • «чистка» повторяющихся по содержанию карточек, в результате чего из 384 исходных карточек сначала осталось 250.
  • образование на этой основе путем обобщения и укрупнения 7 ключевых (смысловых) единиц и обобщение их в три суммарные группы категории анализа.

Всего было проанализировано 75 источников 63 авторов.

В соответствии с содержанием гипотезы о депривации, априорно были выделены ключевые (смысловые) единицы и 7 категорий анализа (Таблица 1).

Таблица №1.

Частоты встречаемости ключевых (суммарных) категорий по итогам проведения дедуктивного варианта контент-анализа

Ключевые (смысловые) единицы как категории анализа

Дедуктивный анализ

Частоты встречаемости

Общие сведения о депривации

Предпосылки к формированию депривации у детей

Взаимодействие различных видов депривации, системный характер депривации

Объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации

Развитие депривации

Структура депривации

Информация в структуре депривации

Феноменология явления депривации (1, 3, 4, 6)

Динамика и факторы формирования депривации (2, 5)

Информация в структуре депривации (7)

Категории анализа определились по 17 дробным элементам − подкатегориям (частным понятиям, раскрывающим смысловое содержание ключевых единиц), на основе которых непосредственно и производилась кодировка текста.

Проверка валидности, обоснованности выделения и группировки смысловых единиц и категорий анализа проводилась методом компетентных судей (4 специалиста кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ТТИ ЮФУ). Участникам процедуры было предложено по единой инструкции, независимо друг от друга оценить сгруппированные в три группы выделенные индикаторы по проблеме содержания понятия информационная депривация, которые соответствуют выдвинутой нами гипотезе. В итоге эксперты оценили группировку по 3х бальной системе.

Степень совпадения их оценок находится в диапазоне - от 75 % (по группе С), 83,33 % (по группе В) до 91,6 % (по группе А). В среднем оценка экспертов совпала с предложенным вариантом на 83,33 %. Это превышает необходимый минимум в 75 % совпадений.

Дедуктивный контент анализ выявил наиболее общие тенденции представлений различных авторов относительно феномена депривации.

Следующим этапом работы было проведение индуктивного контент анализа по расширенному списку источников (113 источников, из них 38 новых) и проведение анализа «сцепок» между категориями.

Основные цели проведения индуктивного анализа:

  • проверка и уточнение исходных гипотез, так как возможно появление новых смысловых единиц в процессе анализа;
  • анализ структуры взаимосвязи категорий между собой;

Задача анализа структуры взаимосвязей категорий осуществлялась с помощью корреляционного и факторного анализа. В исследовании определялись степень и характер статистической связанности 7-ми первичных ключевых единиц. Учет связей между категориями позволяет перейти к системному представлению компонентов депривации и проверить наличие теоретического обоснования в исследованиях по проблеме депривации для предложенной гипотезы об информационной природе депривации.

Результаты факторного анализа:

В ходе факторного анализа пересечения «сцепок» категорий по методу главных компонент с последующим Varimax-normalised вращеним были получены 2 значимых фактора общностью 86,757%. Факторные нагрузки представлены в таблице 2.

Таблица № 2

Факторная структура взаимосвязей ключевых единиц депривации в компоненты

Ключевые единицы

Компоненты

1.Общие сведения о депривации

4.Объединяющие основания

5.Развитие депривации

6.Структура депривации

Таким образом, факторный анализ структуры ключевых (смысловых) единиц и суммарных категорий по итогам 113 источников демонстрирует, что в изучении содержания понятия «информационная депривация» преобладают тенденции, отраженные в факторах.

В первом факторе взаимосвязаны категории, характеризующие:

№2 «Предпосылки к формированию депривации у детей»;

№3 «Взаимодействие различных видов депривации, системный характер депривации»;

№6 «Структура депривации»;

№7 «Информация в структуре депривации».

Этот фактор можно назвать «информационное опосредование депривации». Он является самым нагруженным, так как в него входят 4 элемента. В таблице полной объяснительной дисперсии на этот фактор приходится 48,244% из 86,757% кумулятивного процента нагрузок вращения, таким образом, его можно охарактеризовать как ключевой, кристаллизующий, главный, что отражает второе предположение (рисунок 1).

Рисунок 1. Соотношение компонент факторного анализа

Во втором факторе объединены категории:

№1 «Общие сведения о депривации»;

№4 «Объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации»;

№5 «Развитие депривации».

Второй фактор можно охарактеризовать как «целостное развитие депривации». На этот фактор приходится 40,513% кумулятивного процента нагрузок вращения. В матрице повернутых компонент 3 и 4 элементы (системный характер депривации и объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации) имеют весомую нагрузку по величине значения в обоих факторах и на уровне тенденций являются «мостиком» между двумя факторами, обеспечивая переход от одного фактора к другому. Иными словами информационное опосредование депривации обеспечивает ее целостное развитие. Что подтверждает вторую гипотезу. В результате факторного анализа все категории вошли в факторы, ни одна из них не «выпала», что подтверждает значимость выбранных категорий.

2. В матрице корреляций (таблица 3) наибольший показатель корреляции (-0.925) соответствует обратной взаимосвязи категории «информация» и «предпосылки к возникновению депривации». Между 2, 3, 4 и 6 элементами депривации в ее структуре и категорией «информация» наблюдается значимая прямая корреляция, что отражает формирование структуры депривации на базе предпосылок. Обратная значимая корреляционная связь с переменной №7 (Информация в структуре депривации) доказывает зависимость формирования структуры депривации от ее кристаллизующего основания - информации, когда ее дефицит усиливает формирование депривации и наоборот.

Факторная структура подтверждает наши предположения об информационной природе депривации и отражает детерминирующую функцию информации в структуре депривации.

Таблица №3

Матрица корреляций между элементами депривации

Названия элементов депривации

1.Общие сведения о депривации

2.Предпосылки к формированию депривации у детей

3.Системный характер депривации

4.Объединяющие основания

5.Развитие депривации

6.Структура депривации

7.Информация в структуре депривации

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Проведенный дедуктивный и индуктивный контент-анализ подтверждают предположение об информационной природе депривации.

2. В качестве рабочего определения выдвинуто, что информационная депривация является психическим образованием, сформировавшимся в условиях дефицита информации обедненной среды, проявляющимся в депривационном симптомокомплексе в форме: низкой самооценки; отрицательного самопринятия; склонности к психосоматическим заболеваниям; использования неадаптивных защитных механизмов; затруднений в социализации личности.

3. Информация является главным, ключевым, кристализующим фактором в целостной картине развития депривации.

4. Перспективой исследования является изучение депривационного симптомокомплекса.

Рецензенты:

Непомнящий А.В., д.п.н., профессор, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-Технологическая Академия Южного федерального университета» в г. Таганрог.

Кибальченко И.А., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-Технологическая Академия Южного федерального университета» в г. Таганрог.

Библиографическая ссылка

Тен Л.Г., Кибальченко И.А. К ПРОБЛЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕПРИВАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12337 (дата обращения: 27.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность. К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого. Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое. И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями. Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог. Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е., человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет. И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным. Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так. Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее. Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо. Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать. А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали. Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника. И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация. Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е., если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье. Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня. Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте. И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам. У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень. Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому. Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость. Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация. И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится. Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях. Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы. Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом. И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера. Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит. А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам. Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений. Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности. Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами. Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта.

Депривация в психологии - это состояние психики, вызванное невозможностью обеспечения основных жизненных потребностей и нужд (сон, прием пищи, жилье, общение, половые отношения и так далее), или же утратой благ, привычных для индивида. В данной статье мы с вами познакомимся с понятием "депривация" в психологии, и ее основными видами. Кроме того, в конце статьи мы узнаем, как этот явление проявляется и как с ним бороться.

Определение

В психологии депривация - это потеря или лишение. Это понятие происходит от английского термина «Deprivation», который обладает ярким негативным смыслом и отрицательной направленностью, неся в себе не просто утрату, а именно лишение чего-то жизненно необходимого.

Другими словами, в психологии депривация - это недостаток сенсорных возбудителей и социальных мотивов, лишение живых ощущений, общественных контактов и природных впечатлений. Данное понятие, с точки зрения содержательно-психологического смысла, является родственным с термином «фрустрация». По сравнению с фрустрационной реакцией, депривированное состояние является более тяжелым, болезненным и нередко даже разрушающим личность. Оно определяется максимальным уровнем жесткости и постоянства. Во всем многообразии жизненных ситуаций, депривированными могут оказаться совершенно разные потребности.

Изучением разнообразных сторон и форм развития психики в неблагоприятных условиях занимается такая наука, как специальная психология. Депривация является одним из факторов нарушений в развитии человека, который выступает объектом данной науки. Кроме того, особый научный интерес специальной психологии связан с так называемым «запасом прочности» развития, то есть устойчивостью психики во время реализации основных функций по отражению окружающего мира. Проблема депривации в специальной психологии является неотъемлемой частью изучения того самого «запаса прочности».

Виды

Чаще всего выделяют такие виды депривации в психологии: сенсорная (она же стимульная), когнитивная, эмоциональная и социальная. Таким образом, депривированные состояния классифицируются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Сенсорная депривация в психологии - это пониженное количество сенсорных мотивов или их ограниченная вариативность. Ее часто называют «обедненной средой», то есть средой, в которой индивид не получает то количество зрительных, осязательных, звуковых и прочих возбудителей, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности. Такая среда может сопутствовать человеку с детства или формироваться в обыденной взрослой жизни.

Когнитивная депривация, или, как ее еще называют, депривация значений, может возникнуть вследствие слишком изменчивого и хаотичного устройства внешнего мира, который сложно постигать и предугадывать, из-за отсутствия упорядочения и конкретики. Еще одно название когнитивной депривации - информационная. Она мешает формированию в мировоззрении индивида социально адекватного восприятия окружающей действительности. Не получив нужные представления о связях между событиями и предметами, человек создает «ложные связи», на основе которых у него формируются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация в психологии - это дефицит возможности установления интимно-эмоциональных отношений с другой личностью, или распад ранее созданной связи. С этим видом депривированного состояния человек может столкнуться в любом возрасте. Применительно к детям используют термин «материнская депривация», выражающий важность эмоциональной связи ребенка с матерью, отсутствие или недостаток которой, может привести к серьезным психологическим расстройствам. Недостаток общения с отцом называют «патернальной депривацией».

Социальная депривация, которую еще называют депривацией идентичности, заключается в невозможности освоения индивидом независимой социальной роли. Такому типу лишения сильно подвержены воспитанники детских домов, пенсионеры, изолированные от социума лица и так далее.

В повседневной жизни виды депривации встречаются в синтезе друг с другом. Кроме перечисленных видов, есть и другие. Например, двигательная депривация возникает у тех, кто вследствие перенесения тяжелой травмы или заболевания столкнулся с ограничением в движениях. Несмотря на то что такое состояние не относится к психологическому, оно сильнейшим образом воздействует на психику индивида.

Формы

Практически всегда человек, находящийся в условиях ограничений, склонен к агрессии, которая может быть направлена как на окружающих, так и на его самого. Отсюда возникают попытки суицида и аутоагрессия, выражающаяся во вредных привычках и соматических заболеваниях.

Борьба

Чтобы полностью избавиться от относительной формы описываемого состояния, нужно обнаружить и устранить его истинные причины. Сделать это можно при длительной работе с психологом. Гораздо сложнее справиться с абсолютной формой депривации - она устраняется только путем предоставления человеку тех благ, в которых он испытает дефицит, или помощи в их самостоятельном достижении.

Кроме того, есть способы, позволяющие на время отключить депривационные механизмы. Выработку агрессии, вызванной лишениями можно приглушить путем интенсивной физической нагрузки. Последствия двигательных и сенсорных лишений компенсируются творческой деятельностью. С материнской депривацией дела обстоят более серьезно. При этом чем раньше человек испытал эти ограничения, тем сильнее будут негативные последствия от них.

Заключение

Сегодня мы с вами выяснили, что такое депривация и рассмотрели ее основные виды, имеющие место быть в современном мире. Согласно научному словарю, депривация в психологии - это состояние психики, возникающее при продолжительном неудовлетворении тех или иных потребностей человека.

Термин «когнитивная депривация» используется для обозначения информационного голода. Помимо этого, этот термин нередко используется для характеристики хаотичности и изменчивости информации, что мешает выстроить адекватную модель среды обитания человека. Подобные препятствия к продуктивному взаимодействию с окружающим миром, могут вызывать множество различных психологических нарушений. Отсутствие необходимой информации в профессиональной сфере, может стать причиной различных ошибок, что скажутся на достижении поставленных целей. Если рассматривать информационный голод в повседневной жизни, то можно сказать о том, что когнитивная депривация может стать «ложным звеном» в логической цепочке восприятия различных событий, происходящих в жизни человека.

Когнитивная депривация понимается как дефицит информации

Для начала следует обратить внимание, что правдивые, но недостаточно развернутые сведения, поступающие человеку, могут привести к созданию неправильной картины окружающего мира. Причина развития этой ситуации объясняется тем, что человеку свойственно интерпретировать различные события, основываясь на собственных личностных качествах. Именно поэтому вся поступающая информация рассматривается сквозь линзу личных интересов, что приводит к субъективному оцениванию различных фактов. Подобные особенности человеческого восприятия являются основной причиной развития недопонимания между людьми.

По мнению специалистов, дефицит адекватного анализа поступающих сведений, может стать причиной как личностных конфликтов, так и профессиональных неурядиц.

По мнению психологов, информационная депривация имеет наибольшую выраженность в экстремальных ситуациях. Специалисты подразделяют сведения, поступающие человеку от окружающей среды, на три условных группы:

  1. Личная – имеющая тесную взаимосвязь с конкретным индивидуумом, его родственниками или близкими друзьями.
  2. Специальная – информация, имеющая определенное значение в пределе общественной группы.
  3. Массовая – распространяющаяся благодаря средствам массовой информации.

Примеры когнитивной депривации

Информационный голод ярко проявляется в определенных жизненных условиях. Сотрудники космических и антарктических станций, а также экипажи круизных лайнеров, испытывают ярко выраженный информационный голод. Так как общение с «большим» миром имеет определенные ограничения и подразумевает только профессиональную беседу, человек ощущает постоянно увеличивающуюся потребность в получении различных сведений.

Многие люди, находящиеся в отдалении от своей семьи, негативно воспринимают различные события. Их разум часто одолевают мысли о возможной супружеской неверности, смерти близких родственников и других проблемах. Наличие негативных мыслей, не подкрепленных доказательствами, приводит к снижению активности, появлению чувства тревожности, депрессии и бессоннице. Под влиянием собственных чувств, люди начинают испытывать проблемы с концентрацией внимания, что значительно снижает продуктивность труда.


Дефицит информации в профессиональной деятельности приводит к ошибкам, препятствует принятию продуктивных решений

Согласно обнародованным данным, в экстремальных условиях информационный голод может привести к развитию психических отклонений, требующих терапевтического вмешательства. Получение сведений, вызывающих интерес (даже негативного характера), позволяет частично устранить невротические симптомы, а иногда и полностью их ликвидировать.

Многие моряки дальнего плавания в своих дневниках пишут о том, что они испытывают потребность в знаниях о том, как проводит вечера их семья, чем занимаются друзья и родственники, а также о событиях, происходящих в мире. Представители подобных профессий говорят о том, что их интересуют даже различные мелочные ситуации, случающиеся со знакомыми им людьми.

Когнитивная депривация может наблюдаться и в межличностных отношениях. Данные нарушения проявляются в виде информационной истощенности собеседников. При длительном контакте наедине друг с другом, люди перестают вызывать интерес у второго участника беседы. Особую выраженность этот феномен имеет в экстремальных условиях. В качестве примера исследователи приводят факт из профессиональной жизни сотрудников подводных лодок.

На этапе формирования команды, моряки, знакомясь друг с другом, обмениваются различными сведениями. Чаще всего на этом этапе люди обмениваются биографическими сведениями. Чуть позже разговоры охватывают многие сферы жизни. Люди начинают обсуждать события, которые происходили в их личной жизни, прочитанные книги и просмотренные киноленты. На определенном этапе общения, информационный обмен снижается, так как люди просто исчерпывают темы для ведения беседы. Об этом факте также говорят многие путешественники, которые странствуют по миру вместе с небольшой группой единомышленников. Каждый из участников такого похода, получает возможность и время высказаться, однако на определенном этапе у людей просто пропадает желание говорить с окружающими.

Существуют специальные методики борьбы с когнитивной депривацией в условиях экстремальных ситуаций. Один из примеров устранения потребности в различных сведениях, чтение специальных лекций. Также следует отметить факт, что у группы людей, отлученных от внешнего мира, наблюдается стихийная смена собеседников. Чаще всего подобная ситуация происходит в течение первых трех месяцев вынужденной изоляции. В частных случаях, решением данной проблемы может стать интернет. Благодаря этому виду получения информации, многие люди получили возможность получать сведения о происходящих событиях, даже находясь в удалении от других людей.


В условиях повседневной жизни недостаток информации не только вызывает скуку, но и приводит к более серьезным последствиям

Заключение

В заключение необходимо сказать о том, что когнитивная форма депривации имеет тесную взаимосвязь с сенсорной, так как оба вида «голода» имеют общие причины возникновения. Помимо этого, эти формы расстройства имеют схожие последствия для человеческой психики.

Поделиться