История Эннеаграммы. Георгий Гурджиев. Энеаграмма, реальная и бредологическая типология Эннеаграмма гурджиева расшифровка

Издания

116

Благодарности

118

Предисловие

118

Предисловие к первому изданию

119

Виденье целого

124

Преодоление риска

133

Работа на кухне

139

Производственный процесс

150

Человек как трансформатор энергии

160

Воплощение красоты

164

165

Второй процесс - Обучение

166

Третий процесс Искусство m узыки

168

Трансформация человека

170

Симбиоз Биосферы

175

Семья

179

Национальные общества

180

Цивилизации

181

Эпохи

183

Человечество

184

Одухотворение

184

- Участок роста

185

Доминирующая форма жизни в Биосфере

185

Планетарная Эннеаграмма

187


ОТ РЕДАКТОРА РУССКОЯЗЫЧНОГО ИЗДАНИЯ

Эта небольшая по объему, но очень важная по содержанию работа Джона Годолфина Беннетта является, как бы, естественным продолжени­ем "Элементарной Систематики". Она целиком посвящена одной един­ственной многочленной системе - девятичленной эннеаде. Хотя среди двенадцати многочленных систем, рассмотренных Беннеттом в "Драма­тической Вселенной" нет более и менее важных, роль систем, начинаю­щих каждую новую четверку, то есть монады, пентады и эннеады, субъ­ективно воспринимается, как особенная. Каждая из них начинает один из трех уровней существования - Гипономный, Автономный или Гипер-номный, являясь для него опорой, или фундаментом. Мы вправе ожи­дать именно от эннеады особых качеств, так как она открывает дверь в необусловленный мир, который нарушает детерминированность Сферы Факта, внося в существование неопредленность и риск.

Эннеада сочетающая в себе качества триады и гексады, то есть дина­мизма и воли (триада) с повторением и сохранением тождественности (гексада), не только обращает наше внимание на реальность неопреде­ленности и риска, но и дает нам средства к их преодолению. Многообра­зие свойств эннеады представлено в ее геометрическом символе, извест­ном, как эннеаграмма. Она изображена на обложке нашей серии, вклю­ченная в круг, олицетворяющий змею, хронос, пожирающую свой хвост в бесконечном круговороте времени.

Этому символу много тысяч лет, но в западную духовную тради­цию он был принесен только в двадцатом веке Георгием Ивановичем Гурджиевым. Символ отражает долгие поиски человеком секрета вечно­го самообновления и, действительно, может быть использован для пред­ставления любого самообновляющегося процесса, включая саму жизнь. Таким образом, с изучением эннеаграммы мы связываем надежды на преодоление кажущихся фатальными неопределенности и риска и полу­чение средств описания и понимания любых самообновляющихся завер­шенных процессов, от работы кухни до эволюции Земли. С помощью эннеаграммы мы можем определить и способность к самоподдержанию (выживаемости) любой организации, выявить ее слабые места, исследо­вать, каким образом возникает руководство, сотрудничество, субордина­ция, предвидение и находчивость. Все эти важные качества, необходи­мые для любой успешной работы, могут быть ассоциированы с соответ­ствующими линями эннеграммы и соотнесены с нуждами задачи в целом. Конечно, изучению эннеады должно предшествоать изучение систем меньшего порядка. Это поможет понять, как на каждом шагу, от монады до октаты, обретаются качества, позволяющие затем эннеаде демонстри-

ровать то, чем она является. Частично этот пробел заполняется элемен­тарной систематикой, но для серьезного изучения мы отсылаем читателя к "Драматической Вселенной", в которой дан максимально подробный анализ многочленных систем.

В нашем мире, где неопределенность и риск являются неотъем­лемыми свойствами существования, такими же, как трехмерность про­странства или необратимость времени, ни один процесс, будь он причин­ными или целеполагающим, или и тем, и другим вместе, не имеет шансов на завершение, кроме как в искусственно созданных условиях. Эти тре­буемые (искусственные) условия должны включать, по меньшей мере, две независимые линии актуализации: одну - чтобы задавать исходные направления, и другую - чтобы производить соответствующую коррек­цию и адаптацию. Таким образом, мы получаем три независимых про­цесса, взаимно поддерживающих друг друга в определенных точках, без чего каждый бы из них потерял свое направление и превратился бы в свою противоположность.1 Это и отражает эннеаграмма. Все три про­цесса, входящие в нее в точках разрыва соответствующих октав должны иметь разную природу, но быть сопоставимыми друг с другом. В соот­ветствии с фундаментальной триадой "Функция, Бытие, Воля", пронизы­вающей любой опыт, первый процесс должен протекать в неживом мире (гипономном) и иметь функциональный характер. Второй - в верхней части автономного, то есть уровня жизни, и быть связанным с Бытием, а третий - в духовном (гиперномном), или необусловленном мире, то есть имеет отношение к воле.

Итак, эннеаграмма показывает нам, что, хотя природа Существо­вания пронизана неопределенностью и риском, существуют внедренные в нее средства, позволяющие их преодолевать. Важность этого понима­ния едва ли может быть преувеличена. Как пишет в "Драматической Вселенной" Беннетт, это дает нам ключ к мировой драме, благодаря че­му, трагедия, внешне безысходная, разрешается и переходит в Триумф.

1 См . Теорию октавы Гурджиева в "Драматической Вселенной" или в книге "В поисках чудесного".

благодарности

Я крайне признателен Элизабет Беннетт за разрешение использовать следующие материалы из книг Дж. Г. Беннетта: Эннеаграмма (работа представлена в главах 1,3,5,7,9 настоящей книги); Драматическая Все­ ленная, том 3 (Кумб Спрингс Пресс, 1976), стр. 64-9, стр. 109-14, стр. 276-86; Общины нового века (Кумб. Спрингс Пресс, 1977 г.) стр. 81-93. Я также благодарен Ученому совету Института сравнительного изучения истории, философии и наук за разрешение использовать материалы жур­нала Систематика: "Систематика производственного процесса", том. 1, №2, 1963 г.; "Структура научного эксперимента", том 3, №4, 1966 г.1

А. Г Е. Блэйк

предисловие

Принцип Эннеаграммы овеян глубокой тайной, однако именно он может привести нас к реальности. Это отображение структуры целена­правленного, эффективного и трансформирующего действия, которое необходимо в любой действительно стоящей работе. Это метод привне­сения в работу истинной ценности и ее воплощения. Это Бог, гуру и ученик, гармонично сочетающиеся друг с другом.

Хотя все в реальности происходит в соответствии с принципом Эн­неаграммы, природа этого принципа практически никому не известна. Поэтому осознание даже самых незначительных его аспектов заставляет нас изумляться тому, как на самом деле все устроено. Каждый пример реализации этого принципа, входя в наш опыт, оставляет у нас впечатле­ние преимущественно о его содержании, тогда как сущность примера ускользает от нашего внимания. Время от времени появляются чудо­творцы и наставники, направляющие процесс трансформации человече­ства; люди прославляют и превозносят их, но никто не понимает и даже не пытается понять принцип лежащий в основе всех их достижений.

Изучая Эннеаграмму, мы, как бы, всматриваемся в пустоту. То, что, казалось бы, начинает просматриваться, моментально растворяется в воздухе. И, в то же время, здесь же мы находим источник силы, творя-

1 см. J. G Bennett, The Enneagram, The Dramatic Universe (Coombe Springs Press, 1976); Needs of a New Age Community (Coombe Springs Press, 1977); Systematics " The Systematatics of a Manufacturing Process", "Structured Process in Scientific Experiment".

щей вселенные. При этом приведенные в настоящей книге примеры и разъяснения - это всего лишь пища, которую еще нужно переварить, для чего вам потребуется надежная пищеварительная система.

Дж. Г. Беннетт потратил очень много времени на изучение Эннеа­граммы. И тем не менее, из того, что осталось нам после его смерти, ста­новится ясным, что он лишь приоткрыл эту дверь, как он сам нам все время и говорил. Даже из того, что рассказывал об Эннеаграмме сам Гурджиев, можно вынести лишь очень отрывочное впечатление об этой великой тайне. Может быть, сегодня некая великая сила в нашем мире желает чуть шире приоткрыть завесу для тех, кто этого действительно жаждет.

Основная часть вошедших в настоящую книгу материалов уже изда­валась в 1974 году и представлена в нечетных главах, 1,3,5,7 и 9. Кроме того, мы дополнили книгу выдержками из книг Дж. Г. Беннетта Драма­ тическая Вселенная и Общины нового века, а также из журнала Систе­ матика, чтобы собрать в одной книге все, что мы можем рассказать об Эннеаграмме на данный момент. При этом статьи Кинга и Пледжа, по­жалуй, составляют наиболее ценное дополнение. Нам бы очень хотелось включить в книгу также и материалы, разработанные группами, не свя­занными с Беннеттом, но эту задачу пришлось отложить на будущее. Я пишу об этом с сожалением, потому что опубликованные материалы об Эннеаграмме представляют всего лишь часть всех знаний.

Знания об Эннеаграмме исходят от источника очень высокого уровня и ни в коем случае не являются исключительным достоянием Гурджиева и его последователей. Немногие люди на Западе получили это новое знание, но оно должно быть передано другим в практической форме, по­средством настоящей внутренней работы. Другими словами, те, кто дей­ствительно хочет понять принцип Эннеаграммы, вне всяких сомнений, найдут нужные знания, и настоящая книга может послужить им опорой в дальнейших поисках.

А Г. Е Блэйк Даглингворт, декабрь 1979 ?

предисловие к первому изданию

Мы живем в мире тел и энергий. Такие небесные тела, как планеты, звезды и туманности, огромны по сравнению с нашими собственными телами, но от этого они являются телами не в меньшей степени. Атомы ничтожно малы, но и это тоже тела с соответствующими размерами,

формами, длительностью во времени и положением в пространстве. Все эти тела постоянно обмениваются энергиями и трансформируют их, но делают это очень по-разному.

Вполне четко прослеживаются различия между живыми организмами и неживыми телами. Неживые тела всегда находятся в состоянии посте­пенного разрушения и исчезновения, тогда как для живых организмов характерно состояние самообновления или динамического равновесия. Неживые объекты могут существовать длительное время, но их судьба предрешена изначально - рано или поздно их существование закончится. Живые организмы тоже не существуют вечно, и их жизнь может даже быть очень короткой и полной превратностей, но в течение всей своей жизни они способны поддерживать свое существование на более высо­ком энергетическом уровне, чем окружающая среда.

Мы, люди, относимся к живому миру, но нас не устраивает короткое и полное забот существование. Мы хотим существовать всегда. Некото­рые хотят бессмертия или бесконечной загробной жизни. Другие видят продолжение своего существования в детях и потомках. Многие живут так, чтобы потомки помнили их или восхищались их произведениями. Наконец, некоторые просто хотят отсрочить наступление смерти.

Похоже, человек всегда стремился найти секрет постоянного самооб­новления. Мы обнаруживаем подтверждение этому даже в одной из наи-" более древних сохранившихся легенд, истории о шумерском герое Гиль­гамеше и его странствиях в поиске секрета бессмертия. Приблизительно тогда же, когда на основе еще более древней песни был составлен эпос о Гильгамеше, то есть 4,500 лет назад, в Месопотамии было основано брат­ство мудрецов, открывших космический секрет постоянного самообнов­ления. Этот секрет передавался из поколения в поколение и долгое вре­мя хранился в Вавилоне, а затем, 2,500 лет назад был открыт Зороастру, Пифагору и другим великим мудрецам, собравшимся в Вавилоне в пери­од правления Камбиса (персидского царя, завоевавшего Египет в 524 го­ду до Р. Х.). Затем хранители традиции переселились на север и около тысячи лет назад оказались в Бухаре, переправившись через Аму-Дарью (Оксус).1

В пятнадцатом веке математики, обучавшиеся в школах этой тради­ции, открыли смысл числа ноль и создали десятичную систему исчисле­ния, которой теперь пользуется весь мир. Тогда же было замечено, что при делении единицы на три или семь получается новая разновидность числа. Сегодня мы называем его периодическим десятичным числом.

При делении единицы на тройку получается бесконечная последова­тельность троек:

1 Подробнее об этом см. Дж. Г Беннетт, Учителя Мудрости (прим ред).

1/3=0,33333. . или 0,3(3)

Если прибавить к этому числу еще одну треть, то получится беско­нечная последовательно шестерок:

1/3 + 1/3 = 2/3=0,66666... или 0,6(6)

В результате прибавления еще одной трети получается бесконечный ряд девяток:

1/3 + 1/3 + 1 /3 = 3/3 = 0,99999... или 0,9(9)

Таким образом, мы можем символически представить единицу как бесконечное повторение числа 9.

При делении же единицы на число семь получается еще более слож­ный набор чисел, в который не входят тройки, шестерки и девятки:

1/7 = 0,... или 0,142857(142857)

Причем последовательное прибавление 1/7 воспроизводит тот же пат­терн, каждый раз начинающийся с другой цифры: 2/7 = 0,285714(285714) 3/7 = 0,428571(428571) 4/7 = 0,571428(571428) 5/7 = 0,714285(714285) 6/7=0,857142(857142)

При прибавлении же следующей седьмой части эта последователь­ность снова заменяется повторяющимися девятками: 7/7 = 0,9(9)

Все эти особенности были объединены в одном символе, а в послед­ствии было выявлено и его удивительное значение. Его можно исполь­зовать для отображения любого самообновляющегося процесса, и в том числе, безусловно, самой жизни. Поскольку символ включает в себя де­вять линий, его назвали Эннеаграммой.

Шесть из этих линий основаны на результате деления единицы на семь, а остальные - деления единицы на три. Точки, в которых эти ли­нии соприкасаются с кругом, пронумерованы от 1 до 9 (см. рис. 1). Сам круг символизирует ноль.

Наверное, каждый, кто так или иначе знаком с идеями Гурджиева, знаком также и с изображением Эннеаграммы, которое многие школы и братства, включая наш Институт сравнительного изучения, взяли в каче­стве эмблемы.

В некоторых странах Азии Эннеаграмму используют для предсказа­ния судьбы, то есть интерпретации паттерна грядущих событий. По сло­вам Гурджиева, для некоего Всемирного Братства Эннеаграмма служит кладезем наиболее важного тайного знания, и члены этого братства уме­ют не только узнавать друг друга по Эннеаграмме, но и определить, кто из двух людей выше по уровню и должен взять на себя роль учителя.

Рисунок 1 Символ Эннеаграммы


Эннеаграмма также может служить для отображения жизни любого вида растений или животных, включая человека. Более того, ее можно использовать для оценки любой организации, на предмет ее жизнеспо­собности, а также для выявления ее слабых сторон и недостатков. В на­стоящей книге мы будем обсуждать различные способы, посредством которых люди решают те или иные задачи, включая такие аспекты, как лидерство, взаимодействие, подчинение, дальновидность и изобрета­тельность. Все эти качества, необходимые для успешной работы можно изобразить в виде линий Эннеаграммы, что, в свою очередь, позволит нам соотнести их с задачей в целом.

Здесь будет уместным вспомнить о том, что Гурджиев использовал гамму в качестве символа процесса трансформации. На основе свойства вибрации звука, заключающегося в том, что тот же самый тон, или каче­ство звука, повторяется каждый раз при увеличении или уменьшении частоты вибрации в два раза, в свое время был выделен так называемый диапазон (в переводе с греческого: "все, шаг за шагом"), или октава. Около 2500 лет назад было обнаружено, что изменение тона звука на четверть, треть или половину различимо для человеческого уха. Осно-

вываясь на этом открытии, Пифагором и рядом других людей было сформулировано то, что мы сегодня называем семитональной октавой, а пять веков назад Гидо Д"Ареццо дал названия семи нотам (до-си-ля-соль- фа-ми-ре). Причем, практически с самого начало было замечено, что ин­тервалы между фа и ми отличаются от остальных пяти, поскольку им соответствует изменение высоты тона всего лишь приблизительно напо­ловину. Так возникло понятие полутонов. Причем, греки не придавали особого значения этому феномену, а в Центральной Азии в нем увидели космический смысл. Гурджиев познакомился с этой традицией и позднее отвел ей центральную роль в своей системе. В своей книге Рассказы Вельзевула1 он собирательно называет интервалы до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля и ля-си термином Гарнель-Миацнель и утверждает, что они соот­ветствуют принципу: "высшее и низшее смешиваются, образуя среднее, и, таким образом, соответственно повышают или понижают свой уровень по сравнению с исходным" (см. Рассказы Вельзевула, стр. 751).2 Интер­валы ми-фа и си-до обозначены в книге термином Миднел-Ин, и названы участками, на которых процесс должен получить "помощь извне". Это отображено на Эннеаграмме точками 3, 6, 9, символизирующими Мид­нел-Ин для трех предшествующих октав. Точка соль, наиболее удален­ная от ближайших до, называется Гарнель Аут. По словам Гурджиева, в этой точке процесс "дисгармонизуется".

Для более детального изучения "Закона Семи" я порекомендовал бы вам обратиться к моей книге Гурджиев - Путь к Новому Миру3 Только на собственном опыте можно убедиться в том, что гурджиевские "интер­валы" действительно объясняют, почему те или иные саморегулирую­щиеся процессы протекают правильно или неправильно.

Настоящая книга основана на лекциях, прочитанных в 1973 и 1974 годах в Шерборн Хаусе. Поскольку слушатели лекций уже были знако­мы с идеями Гурджиева, я несколько адаптировал материал, чтобы книга оказалась полезной для любого читателя, заинтересованного в понима­нии эзотерической традиции.

Вы, вероятно, обнаружите, что идеи, изложенные в главе о планетар­ной Эннеаграмме, во многом совпадают с "Общинами нового века", но особое значение они имеют для тех групп, которые стремятся подгото­вить себя к грядущим тяжелым временам. И какими бы разными ни бы­ли взгляды этих групп на сегодняшнюю ситуацию, какими бы конфлик­тующими ни казались детали их теорий, они, все равно, должны знать

1 см. , Все и вся, или рассказы Вельзевула своему внуку.

3 Дж. Г. Беннетт, Гурджиев - Путь к Новому Миру, Москва, 2001 г.

друг о друге и, насколько это возможно, делиться своим опытом и пони­манием. Не существует единственного пути к истине; нет даже лучшего пути, хотя каждый из нас, наверное, думает, что есть. Работа, подобно природе, производит на свет огромное множество семян и повсюду раз­брасывает их, чтобы быть уверенной в урожае, даже если большая часть семян не даст всходов. Мы должны заботиться о своих семенах, но не пренебрегать при этом и чужими.

Дж. Г. Беннетт, 1974

виденье целого

Гурджиев однажды сказал: "Знать - значит знать все; не знать всего - значит не знать. Чтобы знать все - достаточно знать очень немного, но чтобы знать это немногое, нужно сначала узнать очень много". Эннеа­грамма, как раз, и несет в себе опыт этого немного, но для ее понимания нужен очень большой опыт. Для каждого из нас она может стать бездон­ным источником понимания и вдохновения, поскольку дает нашему мышлению возможность формироваться соответственно структуре мира и нашей собственной структуре. Это инструмент, позволяющий нам оп­ределять, когда и каким образом события подчиняются космическим за­конам и, следовательно, видеть, что возможно, а что невозможно для че­ловека.

Эннеаграмма как инструмент предназначена для содействия в разви­тии триадического восприятия и мышления. Тогда как наше обычное мышление линейно и последовательно, мир, в котором мы живем, триа-дичен. Согласно учению Гурджиева, триадичность является одним из "фундаментальных Священных Космических Законов", и как таковой подлежит обязательному изучению всеми, кто хочет понять себя и окру­жающий мир.1

Нам трудно воспринимать все происходящее в нас и вокруг нас в це­лом, поскольку мы мыслим линейно, то есть наши мысли либо следуют какой-то одной линии, либо движутся от ассоциации к ассоциации. В итоге мы пропускаем важные моменты и не можем понять, почему тот или иной процесс протекает так, а не иначе. Когда же что-то идет не так, как нам бы хотелось, мы редко знаем, где и как вмешаться в процесс, чтобы поставить все на свои места. Наш образ мышления не так уж плох

1 Подробно о фундаментальной триаде Функция-Бытие-Воля см. Дж. Г. Беннетт, Драматиче­ ская Вселенная (прим. ред.).

применительно к процессам, которые сами по себе линейны, а к числу последних относится большинство процессов материального мира. Од­нако мы оказываемся в тупике, когда пытаемся думать о человеке и пу­тях, которым он может следовать, поскольку это уже не линейная об­ласть. Человек очень сложен, и его жизнь всегда складывается из раз­личных процессов, выделить которые по отдельности без искажения не представляется возможным. Для того чтобы плодотворно думать о че­ловеке, мы должны уйти от линейного мышления, что позволит нам уви­деть внутреннюю связность. Дело в том, что духовный мир полностью выходит за рамки линейности, и именно поэтому мы не можем размыш­лять о нем обычным образом. Следовательно, мы должны искать аль­тернативные способы мышления. Однако, меняя свой образ мышления, мы, прежде всего, должны понять, что задача не состоит в том, чтобы одновременно отслеживать сразу несколько линий - нужно просто опре­делить структуру предмета наших размышлений. Эта структура может оказаться несовершенной, но если бы ее не было вообще, мы бы не смог­ли понять абсолютно ничего.

Давайте теперь рассмотрим все это на примере приготовления обеда на нашей шерборнской кухне. По вполне понятным причинам мы, веро­ятно, прежде всего, подумаем о пище, и назовем процесс приготовления обеда процессом трансформации пищи. Это, конечно же, так, но это еще не все, поскольку и на самой кухне тоже что-то происходит. Кухня должна быть определенным образом подготовлена, после чего в ней нач­нутся изменения. Кто-то всегда должен следить за состоянием кухни. Нельзя просто ограничиться поварами: кто-то должен исполнять обязан­ности поварят и уборщиков, задача которых заключается в том, чтобы создавать условия для приготовления пищи. Кроме того, отдельная по­мощь требуется для подготовки овощей и других продуктов. Мы обычно воспринимаем все это как само собой разумеющееся и не замечаем важ­ности этих процессов, поскольку наши мысли текут в одном направле­нии. Мы начинаем обращать внимание на все это, только когда что-то идет не так, как надо, и тогда повар начинает присматривать за работой поварят, а те, в свою очередь, начинают задумываться о процессе приго­товления пищи.

Если думать линейно, то кажется, что единственно важным является процесс непосредственной готовки пищи, а все остальное - порядок на кухне, чистота посуды и приборов и вообще обеспечение процесса всем необходимым - практически не имеет значения. Тем не менее, весь про­цесс приготовления обеда не ограничивается даже этими двумя различ­ными потоками событий, то есть, во-первых, изменениями, происходя­щими с самой кухней, и, во-вторых, изменениями, которые происходят с

пищей. Определенные изменения происходят также и с людьми, и это тоже необходимо учитывать. Рассматривая приготовление обеда, в осо­бенности, если он готовится для достаточно большого коллектива , когда все эти различия в функциях особенно очевидны, приходится учитывать очень много людей: поваров, поварят, тех, кто сервирует стол и всех тех, для кого готовится этот обед. Все, что происходит с каждым из этих лю­дей, также составляет важную часть общего процесса. Очень важно, чтобы эти люди правильно общались друг с другом, понимали что нужно каждому из них, а при необходимости даже менялись ролями. Те, кто готовит пищу, также будут и есть ее. И, опять же, все это по вполне по­нятным причинам крайне важно, но мы не придаем этому особого значе­ния, до тех пор, пока процесс не нарушается, и только тогда мы начинаем говорить о "плохом взаимодействии" между поварами и поварятами, вследствие чего все сошло с рельсов. Или же люди предварительно не оговорили, каким должен быть обед: не составили список блюд, не поду - мали о том, кто сможет, а кто не сможет прийти, чтобы не приготовить слишком много или, наоборот, слишком мало. Что-то идет не так, как надо, но мы не связываем это "идет не так, как надо" с приготовлением пищи как таковым. Если мы посмотрим на приготовление обеда как на единое целое, то увидим, что, хотя о трех составляющих эти события процессах можно размышлять линейно, каждый из них по своей природе отличается от двух остальных. Так, если вы спросите: "Смогли бы вы приготовить обед без кухни, без кухонной утвари или огня?" ответ будет: "Нет, невозможно готовить, если бы все перечисленное выше не присут­ствовало в той или иной форме". Даже если это пикник на открытом воздухе, вам все равно потребуются определенные условия и инструмен­ты. Понятно также, что невозможно готовить без пищи, и что вы не смогли бы или, вернее, не стали бы готовить, если бы не было тех, кто стал бы это есть. Таким образом, пища и ее потребители, будучи незави­симыми элементами, в то же время являются взаимно необходимыми. То есть не может быть никакого приготовления обеда, если нет кухни или пищи, или гостей. Эти три элемента тесно связаны между собой, и каж­дый из них определяет состояние других. Однако то, как именно они бу­дут влиять друг на друга, вовсе не очевидно, и, как правило, только с опытом мы постепенно начинаем понимать, что нужно делать.

Эннеаграмма личности – популярное направление практической психологии, основанное известным философом, мистиком . Путешествуя по затерянным монастырям и школам суфиев, он случайно наткнулся на древнеперсидские и раннехристианские источники, содержащие изображения странного вида девятиконечных звезд, вписанных в окружность.

Рисунки сопровождало подробное описание типов личности, соответствующих каждому из лучей звезды. Гурджиева настолько вдохновила эта древняя теория, что позднее, вернувшись с Востока, он основал во Франции свою школу духовного развития и посвятил разработке учения об эннеаграмме всю свою жизнь.

В 70-х годах эннеаграммой заинтересовался философ родом из Боливии Оскар Ичазо, он внес значительный вклад в совершенствование теории и дал ей второе рождение. Позже его последователь, психолог Клаудио Наранхо соединил учение об эннеаграмме с наработками теории и привел его к современному виду. Эннеаграмма впитала в себя наработки других психологических течений, она гармонично сочетается с классической теорией , используется в качестве дополнительного инструмента психотерапии.

В настоящее время эннеаграмма широко используется коучерами в качестве инструмента для работы с ценностями, бессознательными убеждениями человека, для открытия внутренних источников личностного роста и развития. В США эннеаграмма введена в учебные программы для управленцев, чтобы им дать представление о типологии человеческого мышления, а также об эффективных инструментах воздействия на каждый тип личности.

Такие интернациональные гиганты, как Shell, CocaCola, Kodak, Toyota, Sony и многие другие, не только тестируют с помощью эннеаграммы кандидатов при приеме на работу, но и проводят постоянное обучение сотрудников этой технике, чтобы сформировать профессиональную, слаженную команду, способную эффективно работать в любой ситуации. Также эннеаграмма является отличным инструментом для самоанализа, воспользовавшись которым любой желающий может получить ответ на конкретный вопрос без излишнего погружения в скучные талмуды по психологии.

Что представляет собой учение

Как объясняет эннеаграмма, типы личности и стратегии поведения человека в различных ситуациях определяются его глубинной мотивацией, а также базовыми страхами, пережитыми в раннем детстве. Учение дает нам ключи к пониманию скрытых мотивов тех или иных поступков окружающих, к налаживанию гармоничного общения с ними, помогает лучше понять себя, повысить собственную эффективность и успешность, снизить внутреннюю напряженность, преодолеть бессознательные страхи.

Согласно классификации учения, есть три центра и способа мышления, которым соответствуют девять основных типов личности:

1 группа. Интеллектуальный ум, центром мышления здесь является голова (5, 6, 7 эннеатипы). С точки зрения эннеаграммы, у этих типов преобладают холодный рассудок, практичность, расчетливость. Их конек – планирование и анализ ситуации, генерирование идей; когда они ощущают присутствие внутреннего «менеджера», то спокойны и уверены в себе. Их не стоит пугать неизвестностью, так как они мгновенно превращаются в растерянных и ничего не понимающих людей, оставшихся без четкого плана действий.

2 группа. Инстинктивный ум соответствует центру тела (8, 9 и 1 эннеатипы). Такие индивиды обладают почти животной интуицией и воспринимают мир таким, какой он есть. Они всегда полны энергии и деятельны, однако очень быстро раздражаются и гневятся по любому, даже малейшему поводу. С точки зрения эннеаграммы, важнейшая задача для них – овладеть навыками самоконтроля и не допускать вспышек агрессии.

3 группа. Эмоциональный ум соотносится с сердцем (2, 3, 4 эннеатипы). Для этих эннеатипов характерна адекватная самооценка, умение чувствовать других людей и налаживать с ними контакт. Они необычайно гармоничны, но обладают болезненным чувством собственного достоинства, поэтому его лучше не задевать. Людей этих типов не стоит стыдить и укорять, сравнивать с другими или вызывать их враждебность.

В эннеаграмме все эннеатипы соединены между собой окружностью, поэтому находятся под постоянным влиянием друг друга. Свойство, когда соседние типы перенимают характерные черты других, получило название «крыльев». Например, если в эннеаграмме на первый тип сильно влияет пятый, то человек стремится все спланировать заранее, предусмотреть любые варианты развития событий, подстраховаться на все случаи жизни. Если рядом находится второй тип, то возобладают внимание к внешнему миру, другим людям, потребность быть нужным.

Стрелки на линиях эннеаграммы показывают, как разные типы личности изменяются в условиях комфортной или дискомфортной обстановки. Состояние снижает способность человека сопротивляться неблагоприятным обстоятельствам, он начинает приобретать свойства того типа, на который в эннеаграмме указывает стрелка. Если индивид полон сил и энергии, то движение происходит в направлении от стрелки.

Характеристика эннеатипов первой группы

Созерцатель (5 эннеатип) сочетает в себе черты несколько замкнутого в общении, но восприимчивого ко всему новому человека, склонного к глубокому анализу и логическому мышлению, часто обладает талантом видеть тайное. Эннеаграмма определяет базовый страх как бесполезность, ненужность, а базовое желание — компетентность, способность принимать решения.

Созерцатели прекрасно умеют слушать, но одиноки по своей природе и стремятся заполнить внутреннюю пустоту знаниями и увлечениями, например коллекционированием. «Пятерки» искренне уверены, что интеллектуальное превосходство может защитить их от любых неприятностей, но если ситуация перерастает в открытый конфликт, они отстраняются от действительности, замыкаясь в себе, отчего кажутся высокомерными, неприветливыми.

Лоялист-скептик (6 эннеатип) нуждается в безопасности и может, согласно эннеаграмме, впадать в две крайности: быть преданным, ответственным энтузиастом или стать мнительным, недоверчивым субъектом. Для этого эннеатипа важно ощущать постоянную принадлежность к чему-нибудь большому, важному, чтобы приглушить базовый страх оказаться один на один со своими проблемами без поддержки и помощи.

Неоспоримый талант «шестерок» – умение быть преданными, ловкими, предприимчивыми, отважными; они всегда в поисках ответа на свои вопросы, их часто можно увидеть на семинарах, курсах повышения квалификации. Представителям эннеатипа стоит поработать над своими страхами, перебороть постоянное ожидание худшего, которое, с их точки зрения, непременно должно случиться.

Энтузиаст-авантюрист (7 эннеатип) . Эннеаграмма характеризует этот тип как энергичную, оптимистичную личность, находчивую, но немного рассеянную, стремящуюся избегать боли и любых неудобств. Базовое желание — быть счастливым, ради этого энтузиаст готов на все!

Эннеаграмма определяет мотивацию «семерок» как стремление доставлять удовольствие себе или окружающим; они могут быть щедрыми и очаровательными либо самовлюбленными и безответственными. Люди этой группы подвержены искушениям, а также разного рода слабостям; они очень любят преувеличивать, поэтому эннеаграмма советует им соблюдать умеренность в желаниях и поступках.

Характеристика эннеатипов второй группы

Перфекционист (1 эннеатип). С точки зрения эннеаграммы, находится под постоянным «присмотром» внутреннего критика, склонен делать то, что правильно, а не то, что ему хочется на самом деле. «Единица» постоянно улучшает все и вся вокруг, в том числе и себя; его базовый страх – показаться окружающим хуже, чем есть на самом деле.

Эннеаграмма выделяет такую особенность представителей этой группы, как высокие моральные ценности, стремление к правде и справедливости, пунктуальность, скрупулезность, обязательность; они прекрасные педагоги, способные воспитать в своих учениках лучшие качества. Скрытая мотивация «единиц» – гнев, испытываемый ими по причине несовершенства мира, однако внутренний контроль мешает им правильно выражать эмоции, что приводит к неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Бросающий вызов (8 эннеатип) – сильный, уверенный, бросающий вызов любым трудностям борец, обладающий железной волей. Согласно эннеаграмме, базовый страх «восьмерок» – подчиниться воле другого, а базовая потребность – защититься от чужого контроля, самому распоряжаться своей судьбой.

Люди этого типа не стремятся быть образцом добродетели, но и злодеями их тоже не назовешь; они вполне могут защитить слабого, но презирают трусость и мягкотелость. «Восьмерки» не любят, когда ими пытаются манипулировать, а в делах предпочитают здоровую конкуренцию с коллегами, будут с азартом бороться за первое место.

Миротворец (9 эннеатип) – приятные особы с легким, уравновешенным характером, природные дипломаты, стремящиеся к миру и согласию даже в ущерб собственным интересам. Как объясняет эннеаграмма, их базовый страх – оказаться изолированными от окружающих, а базовое желание – ощущать стабильность и внутренний комфорт, избегать конфликтных ситуаций любой ценой.

«Девяткам» недостает решимости, поэтому часто они, как страусы, прячут голову в песок от накопившихся проблем; особый дар этого эннеатипа – умение тактично, но твердо высказывать горькую правду любому, вне зависимости от социального статуса. Представители эннеатипа склонны принижать свои достоинства; могут казаться робкими, но, как объясняет эннеаграмма, на самом деле просто опасаются раскрыть свои таланты на людях.

Характеристика эннеатипов третьей группы

Помощник (2 эннеатип) . С точки зрения эннеаграммы, тип больше характерен для представительниц слабого пола, испытывающих потребность в заботе, любви, внимании, а также гармонии с окружающим миром. «Двойки» довольно эмоциональны, они могут неожиданно поддаться чувствам; у них много знакомых, но вот попасть в круг их близких друзей очень непросто: сначала претендентов будут тщательно проверять, не раз испытывая на верность.

Согласно эннеаграмме, люди этого типа будут помогать другим в ущерб собственным интересам, а в личной жизни предпочтут более слабого партнера, который будет от них зависеть. «Двойки» склонны подавлять негативные эмоции и отчаянно скрывать тот факт, что сами нуждаются в защите или помощи.

Достигатель (3 эннеатип) . Эннеаграмма утверждает, что «тройке» нужен успех, статус, престиж; этот тип способен двигаться вперед, несмотря ни на какие трудности, ведь главное – чувствовать себя важным, продуктивным. Согласно эннеаграмме, представители этой группы черпают энергию в своих победах, а окружающие часто недолюбливают «троек», считая их выскочками.

Они способны полностью растворяться в работе, достаточно тщеславны и самолюбивы. Эннеаграмма утверждает, что в делах и личной жизни не стоит слепо верить «тройкам»: они, как театральный актер, создают красивую видимость, за которой может быть искусно скрыта коварная ловушка.

Индивидуалист (4 эннеатип) . Отдельное место в эннеаграмме занимают «четверки», ведь их стремление выделиться, стать особенным трудно не заметить; часто к этому типу относятся представители богемы. Этим типом движет желание создавать прекрасное, пробуждать высокие чувства у окружающих, они стремятся быть привлекательными и сексуальными, могут «высасывать» энергию из представителей других эннеатипов.

Эннеаграмма утверждает, что «четверки» могут скандалить, чтобы вызвать реакцию общественности, выступать за радикальные, непопулярные идеи; эннеаграмма указывает на то, что нарушить запрет для «четверок» – особое удовольствие. Внутри у каждой «четверки» сидит ребенок – бунтарь, отвергающий все обыденное, привычное, серое; рядом с ними должны быть родные люди, которые поддержат их, поймут, пожалеют. Автор: Наталья Иванова

Джон Годолфин Беннетт (John Godolphin Bennett, 1897-1974) - мыслитель, ученый, самый талантливый ученик Г.И. Гурджиева.

Они познакомились после мировой войны, в Турции, где Беннетт представлял британскую разведку. Ему было всего 23 года, он говорил на многих языках и к нему за советом обращались важные люди Оттоманской империи. Способности к языкам и восточной дипломатии очень пригодились Беннетту в жизни. Беннетт стал посредником между Западом и Востоком. Но он не был простым передаточным механизмом - рупором или переводчиком. На Западе он был уважаем как человек деятельный и практичный, а на Востоке ценили его понимание и доверяли знание, прежде недоступное европейцам.

Всю свою жизнь Беннетт учился и учил других. Он был очень самостоятельным и трезвым человеком и обладал талантом совмещать традицию и постоянный поиск. Читать его книги полезно - он мыслил сложно и громоздко, но излагал последовательно и точно. Самые трудные для восприятия вещи предстают у него разъятыми на простые части. Простота эта обманчива, но притягивает ум и сердце.

Именно Беннетт пригласил в Англию Пака Субуха, и приложил много усилий для распространения СУБУДа по всему миру. Католическое вероисповедание не помешало ему помогать Идрису Шаху, который был послан на Запад суфийскими шейхами. «Твердые» гурджиевцы воспринимали это как измену общему делу, так же после думали субудские люди. Умирая, Гурджиев оглядел учеников, столпившихся у его постели, и сказал только: «Ну и влипли же вы!...»

Возможно, Беннетт правильнее всех истолковал последние слова учителя. Гурджиев был свободный человек, и завещал жить свободно и бдительно. Беннетта невозможно втиснуть в рамки одного или даже нескольких учений. Безусловно, что это один из важнейших людей ХХ века, но истинные масштабы его деятельности пока не вполне проявлены, даже в Англии о нем знают недостаточно.

Книги (10)

Учителя мудрости

Книга посвящена исследованию традиции Учителей Мудрости, несущих человечеству грандиозное послание о смысле и целях жизни на Земле.

"Духовная Психология" - это наука, посвященная Человеку и его тотальной природе. Написанная языком, принятым научной мыслью XX века, она ясно и корректно описывает сложную структуру материальной и духовной природы человека и фундаментальных понятий тела, души и духа.

Вместе с книгой "Драматическая Вселенная", она показывает возможности согласования на практике для отдельного человека науки и религии.

О Субуде

«Работая над этой книгой, я иногда ощущал себя путешественником, рассказывающим о жизни страны после того, как провел в ней всего лишь неделю в качестве туриста. Я новичок в Субуде, и это вообще относится к жителям западных стран. Мое личное участие насчитывает чуть менее полутора лет, и я согласился писать о Субуде отчасти, чтобы исправить неверное представление, которое может сложиться на основе газетных статей, а отчасти потому, что обязанность делиться с другими людьми тем, что ценишь, может быть исполнена, только если рассказываешь о своем опыте».

Для чего мы живем?

В книге «Для чего мы живём?» Джон Беннет не только даёт ответ на этот вопрос, который, по его словам, может удовлетворить и наши умы, и наши чувства, но также ясно и точно объясняет, почему мы, - люди - таковы, какие есть, почему мы никогда не смотрим правде в глаза, и в чём состоит эта правда.

Драматическая Вселенная. Том 1

«Драматическая Вселенная» - это эпохальный труд, значение которого трудно переоценить. Построенная в нем целостная картина мира подводит итог всему накопленному за тысячелетие сознательного существования человечества опыта как в Сфере Факта, так и в Сфере Ценности, или Духовной Сфере. Эта Вселенная знания и понимания должна постепенно стать достоянием образованной части человечества. Скорее всего, на это уйдут многие десятки, а, может быть, и сотни лет, ибо проникновение в Духовную Сферу и обретение понимания требуют соответствующего уровня бытия, а не только ума или образованности.

Драматическая Вселенная. Том 2

Второй том вводит нас в Сферу Ценностей или Духовную Сферу, в которой, как пишет Беннетт, в отличие от Сферы Факта, где все познается, ничего не может быть знаемо, где мы не можем опираться на привычные для нас способности чувственного восприятия и ментального конструирования, но и из-за того, что любая попытка ответить на такой предельный вопрос, как «в чем смысл и значение существования человека на Земле?» не может иметь простых решений. Поэтому не отчаивайтесь - читать такое трудно всем.

Впрочем, в чем-то второй том легче первого. Он продолжает тему многочленных систем, но если в первом томе они введены как бы абстрактно или формально, что затрудняло восприятие, здесь они обретают удивительную фактуру, шаг за шагом вводя нас в фундаментальные представления.

Драматическая Вселенная. Том 3

Картина эта, конечно, отмечена неполнотой и дефектами; однако она должна быть важна как демонстрация того, что тотальная картина определенного типа является возможной. Эта возможность приводит к изменению прежних взглядов на пространство, время и материю, а также на жизнь, эволюцию и сознание, причинность и цель, на «Познаваемый Мир» и «Абсолютную Реальность», которых придерживались и все еще придерживаются, хотя и менее интенсивно, большинство философов, ученых и теологов.

Сергей БАРСУКОВ

Этой публикацией мы открываем цикл статей по технике самопознания и самоизменения человека, разработанных современными психологами на основании тех знаний, которые Западный мир получил от одного из самых интересных Учителей XX века Георгия Ивановича ГУРДЖИЕВА. Его идеи о типах человека не были представлены им как отдельное учение, но он использовал его на практике при работе с группой. Отдельные идеи, разбросанные в его работах и работах его учеников и последователей П.Д.Успенского, Родни Коллина, Оскара Ичазо, были сложены в теорию девяти типов личности, которую давно и активно разрабатывают в своей практической деятельности западные психологи.

ЭННЕАГРАММА ГУРДЖИЕВА

Что такое суфизм, нашему читателю объяснять не нужно. Но далеко не все знают о том, что еще в IX веке великие исламские мистики Зу-н-Нун аль-Мисри и Абу Абдаллах аль-Мухасиби создали учение о так называемой суфийской рефлексии, или самонаблюдении суфия. Исходя из предпосылок этого учения, каждый суфий должен постоянно и подробно отслеживать соотношение между своими реальными поступками и своими самыми тайными помыслами, дабы ежемгновенно быть глубинно искренним перед Господними очами.

И вот, в процессе совершенствования суфийского самоанализа возникло то, что Георгий Гурджиев назвал эннеаграммой - неким визуальным, или знаково-зрительным психологическим подспорьем, позволяющим более точно выявить подсознание суфия. Конечно, то, что вы сейчас прочитали, выражено в современной терминологии, но, по словам того же Гурджиева, учение об эннеаграмме являло собой глубоко традиционную форму передачи тайного суфийского знания непосредственно от учителя-мюршида к ученику-мюриду. Поэтому никаких письменных свидетельств о такого рода духовных практиках не существует.

Что же такое эннеаграмма?

Это слово состоит из двух греческих корней: «эннеа» - «девять» и «грамма» - существительное от глагола «графо», означающего «черчу», «описываю», «привожу в письменное состояние». Так что в дословном переводе эннеаграмма - это «начерченный девятиконечник» или «девятерик». Чертеж его представляет собой правильную окружность, в которую вписаны равносторонний треугольник и разомкнутый внизу шестиконечник, состоящий из двух усеченных самой окружностью треугольников с перекрещивающимися между собой сторонами (если продолжить их за линию окружности, они тоже образовали бы два правильных равносторонних треугольника, во всем подобных первому).

Итак, эннеаграмма - это окружность, в которую вписаны равносторонний треугольник и разомкнутый внизу шестиконечник, причем вписаны так, что все их девять углов, соприкасаясь с окружностью, делят саму окружность на девять равных частей.

По словам Гурджиева, каждой точке, обозначенной на окружности одним из углов девятерика, у суфиев соответствовали определенный склад ученической личности и тот род психологической практики, которую следовало применять мюршиду при работе с конкретным мюридом. Возможно, эти принципы духовной работы восходят еще к доисламской древности: ведь «эннеадами», то есть «девятками», в античном мире именовались священные девятерицы древнеегипетских богов. Самой первой такой эннеадой считаются девять богов города Гелиополь, располагавшегося в низовьях Нила; вот их божественные имена: Атун, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида.
Но почему же именно Гурджиев ввел в современный мир эти древние знания? Думаю, чтобы понять это, нужно рассказать кое-что о самом Георгии Ивановиче.

УЧЕНИКОВ ОН ДЕРЖАЛ В ЭКСТАЗЕ

Родился Гурджиев в 1873 году в кавказском городке Александрополе в греко-армянской семье. По некоторым (непроверенным) сведениям, учился в той же самой тифлисской духовной семинарии, что и Иосиф Джугашвили - будущий товарищ Сталин, с которым Гурджиев якобы там встречался.

Среди учеников Гурджиева было в ходу внешне незамысловатое, но значительное по сути предание о том, что в детстве маленького Георгия больше всего на свете поразила одна древняя песня, которую пел ему его отец, - о мудром герое Гильгамеше, сравнявшемся в конце концов с богами. Хотите верьте, хотите нет, но содержание песни совпало с текстами клинописных табличек, найденных при раскопках в Ниневии и расшифрованных намного позднее отцовского исполнения. Подросший уже Георгий прочел об этом в каком-то журнале и поразился тому, насколько живучей оказалась устная традиция.

Именно после этого случая жизнь его обрела удивительную целостность, и он решил посвятить ее всю, целиком и без остатка, поискам эзотерического, тайного знания, передаваемого из века в век и из уст в уста - только посвященным.
Обрел ли он это знание? Судить не нам. Однако в 1920 году, будучи уже отнюдь не юношей, Гурджиев организовал в замке Приере в Фонтенбло, неподалеку от Парижа, Институт гармоничного развития человека.

«Хоть тело человека и бодрствует, но человеческое «я» в нем спит», - заявляет Гурджиев и, собрав вокруг себя учеников (а заодно и всех желающих), начинает пробуждать в них это самое вечно спящее «я». В чем конкретно заключались практические техники духовного пробуждения в системе психологического тренинга у Гурджиева - сейчас сказать трудно. «Я ничем не могу продвинуть вас дальше, я могу только создать условия, при которых вы начнете двигаться вперед сами», - говорил он ученикам.

«Это было черт знает что, - вспоминает писательница, ученица Гурджиева Маргарет Андерсон. - Попробуйте описать все возможные явления природы, и это будет Гурджиев. Его метод невозможно сравнить ни с психоанализом, ни с какой-либо другой интроспекцией. Это было скорее очищение от самого себя опустошением самого себя и новое наполнение самим же собой. Он очень точно видел и понимал любого находящегося перед ним человека, а главное, знал, как ему помочь: с одной стороны - достаточно медленно, чтобы тебя вконец не разрушить, а с другой - достаточно быстро, чтобы не дать тебе опомниться. Он все время держал тебя каким-то лишь ему одному известным способом одновременно и в удивлении, и в потрясении, в муке, в шоке, в наслаждении, часто почти в экстазе».

Свой способ трансформации психики ученика в некую новую, более гармоничную структуру сам Гурджиев называл «четвертым путем». По его классификации, первый путь - это путь факира (суфия), второй - путь йога, третий - монаха. А четвертый, гурджиевский - это «творческий путь искусного человека».

Что конкретно он имел в виду? Один из ближайших учеников Гурджиева, Петр Успенский, толкует положение о «четвертом пути» как возможность человека преобразить себя, оставаясь, как говорится, «в миру» и не уходя ни в какую закрытую общину, в то время как остальные три пути как раз предполагают уход от мира. Впрочем, сам Гурджиев никогда и никому ничего не объяснял, так что здесь уместны любые догадки.

ОККУЛЬТИЗМ - НАУКА ТОЧНАЯ

Для начала вспомним, что все человечество делилось Гурджиевым на три основные категории: людей физического, эмоционального (душевного) и интеллектуального типов; между ними «болтаются» туда-сюда типы смешанные. Но ведь и древняя эзотерика могла «работать» на трех уровнях: магическом, мистическом и оккультном. Эти уровни в какой-то мере соответствуют гурджиевским «человеческим» категориям.

Магическое знание (умение колдовать) и связанные с ним ритуалы всегда были предметными и осуществлялись в реальном физическом пространстве, где использовались законы природы и физические процессы, подчиняемые воле мага. Мистическое миропостижение предполагает уже совсем другой подход: с одной стороны, «мистерион» по-гречески «тайна» или «таинство», с другой - «мистикос» означает «чувственный», то есть возникающий в процессе чувствования, и никакое мистическое знание не может быть получено рациональным путем. Ученик любой мистической школы прежде всего практикует уход от внешнего, вещественного, трехмерного состояния в глубины собственной души, в точку внутреннего энергетического сосредоточения, чтобы на следующем этапе вырваться из самого себя, как из ненужной клетки, оставив далеко позади вместе с собственным замертво лежащим телом и весь остальной тварный мир.

Уважающему себя мистику и в голову не придет двигать на расстоянии какие-нибудь (не самые чистые) предметы или читать чьи-то (нередко грязные) мысли - он устремлен в запредельную реальность. Что же касается оккультистов, то для них первостепенное значение имеют научные эксперименты, математические расчеты, изучение мертвых языков и толкование написанных на них древнейших текстов вкупе с еще более древними символами.

Если вернуться к категориям Гурджиева, то, упрощая ситуацию, можно сказать, что для человека физического типа на первом этапе внутреннего саморазвития, наверное, подошла бы магия; для эмоционального человека с его непропорционально большим «чувствилищем» - что-нибудь мистическое, а для интеллектуала, конечно же, математически-оккультная игра ума.

Итак, за символикой гурджиевских категорий скрываются три различных пути трансформации непробужденного человеческого сознания в постоянно действующее осознанное состояние. А что же тогда такое «четвертый путь», провозглашенный Гурджиевым?

В своей практике он использовал бесконечную физическую муштру и обязательную для всех трудотерапию (по возмущенному заявлению одного из несостоявшихся поискантов: «бесконечные принудительные работы, как в солдатской казарме или на строгой каторге»). И большинство учеников выполняли все физические задания без особого недовольства.

Кроме того, все проживавшие и собиравшиеся в замке Приере занимались музыкой и танцами, которые Гурджиев без зазрения совести называл «священными плясками суфиев». Некоторые ученические группы довели эту гурджиевскую хореографию до такого уровня, что впоследствии с большим успехом и за немалые по тем временам деньги выступали на сценах Нью-Йорка, Чикаго и Сан-Франциско...

И вот теперь мы потихоньку подобрались к самому интересному: танцевали-то гурджиевские ученики именно внутри и по кругу огромной эннеаграммы, которая была нарисована на полу одного из залов замка Приере. Священнодействуя с этой рисованной девятиконечной звездой, ученики Гурджиева какими-то им одним доступными ритмами и телодвижениями выявляли в себе те самые девять типов человеческой личности, каковые в средние века выволакивали на свет Божий из глубин подсознания своих мюридов суфийские мюршиды на глазах у Всевидящего и Всемилостивейшего Аллаха.

И не только они. Платон, ученик Сократа (а Сократ и Гурджиев, как мне представляется, во многом схожи по своей жизненной и учительской миссии), тоже различает девять типов души. По его классификации, в мире есть души мудрецов, царей, государственных деятелей, врачей, прорицателей, поэтов (художников), ремесленников, софистов и тиранов. Причем Платон предлагает - в «Законах» - государству самому осуществлять воспитание добропорядочных граждан, то натягивая, то ослабляя законодательным путем соответствующие «нити» их душ.

Что ж, все мы отличаемся друг от друга не только физическим сложением или силой ума и характера, но прежде всего способом восприятия и интерпретации получаемых нами впечатлений. И еще - теми не менее индивидуальными и еще менее уловимыми процессами, из которых состоят наше мышление, реакции нашей нервной системы и наше глубинное внутреннее бытие. Причем сумма знаний о «несхожести разных человеков» (по выражению нашего, восточнославянского, философа Григория Сковороды) была научно закреплена на рубеже XIX-XX веков, что и послужило причиной невероятных темпов развития европейской психологической науки. Это одна из самых сложных научных дисциплин, и ее практическое применение в качестве психологической (или тем более психиатрической) помощи человеку требует скрупулезных знаний. И нужно не только знать все имеющиеся в наличии лекарственные психотерапевтические препараты, но и обязательно владеть самыми различными техниками контакта с пациентом. А значит, и опыт Георгия Ивановича Гурджиева может быть тут весьма полезен.

Поделиться