Катастрофы бедствия. Самые страшные природные катастрофы в истории. Самая страшная авиакатастрофа

Ниже представлен список десяти самых крупных стихийных бедствий в истории человечества. Рейтинг составлен исходя из количества погибших.

Землетрясение в Алеппо

Количество погибших: около 230 000

Открывает рейтинг самых крупных стихийных бедствий в истории человечества землетрясение в Алеппо магнитудой 8,5 балла по шкале Рихтера, произошедшее в несколько этапов близь города Алеппо в северной Сирии 11 октября 1138 года. Его часто называют четвёртым землетрясением в истории по количеству погибших. Согласно упоминаниям дамасского летописца Ибн аль-Каланиси в результате этой катастрофы погибло приблизительно 230 000 человек.

Землетрясение в Индийском океане в 2004 году


Количество жертв: 225 000–300 000

Подводное землетрясение, произошедшее 26 декабря 2004 года в Индийском океане у западного побережья Северной Суматры, в 250 километрах к юго-востоку от города Банда-Ачех. Считается одним из сильнейших землетрясений XX–XXI веков . Его магнитуда по разным оценкам составила от 9,1 до 9,3 балла по шкале Рихтера. Возникнув на глубине около 30 км, землетрясение вызвало ряд разрушительных цунами, высота которых превышала 15 метров. Эти волны привели к огромным разрушениям и забрали жизни, по разным оценкам, от 225 тысяч до 300 тысяч человек в 14 странах. Наибольше от цунами пострадало побережье Индонезии, Шри-Ланки, Индии и Таиланда.


Количество погибших: 171 000–230 000

Дамба Баньцяо - плотина на реке Жухэ, провинция Хэнань, Китай. 8 августа 1975 года вследствие мощного тайфуна «Нина» плотина была разрушена, вызвав тем самым наводнение и огромную волну шириной 10 км и высотой 3–7 метров. Эта катастрофа по разным оценкам унесла жизни от 171 000 до 230 000 человек, из которых около 26 000 погибли непосредственно от наводнения. Остальные умерли от последующих эпидемий и голода. Кроме того, 11 миллионов человек потеряли свои дома.


Число жертв: 242 419

Таншаньское землетрясение магнитудой 8,2 балла по шкале Рихтера является самым смертоносным землетрясением XX века. Оно произошло 28 июля 1976 года в китайском городе Таншань в 3:42 по местному времени. Его гипоцентр находился недалеко от промышленного города-миллионера на глубине 22 км. Повторные толчки мощностью 7,1 нанесли ещё больше вреда. По данным правительства Китая количество жертв составило 242 419 человек, но согласно другим источникам погибло около 800 000 жителей, ещё 164 000 были тяжело ранены. От землетрясения также пострадали населённые пункты, находящиеся на расстоянии 150 километров от эпицентра, среди них Тяньцзинь и Пекин. Более 5 000 000 домов были полностью разрушены.

Наводнение в Кайфыне


Число погибших: 300 000–378 000

Наводнение в Кайфыне - техногенная катастрофа, которая в первую очередь обрушилась на Кайфын. Этот город, расположен на южном берегу реки Хуанхэ в китайской провинции Хэнань. В 1642 году город затопило водами «Жёлтой реки», после того как армия династии Мин открыла дамбы, чтобы предотвратить наступление войск Ли Цзычэна. Тогда от наводнения и последующего после него голода и чумы погибло около 300 000–378 000 человек.

Индийский циклон – 1839


Количество погибших: более 300 000

Пятое место в рейтинге крупнейших стихийных бедствий в истории занимает Индийский циклон – 1839. 16 ноября 1839 года 12 метровая волна, вызванная мощным штормом, полностью уничтожила крупный портовый город Коринга, в штате Андхра-Прадеш, Индия. Тогда погибло более 300 000 человек. После катастрофы город так и не был восстановлен. Ныне на его месте находится небольшой посёлок с населением (2011) - 12,495 жителей.


Число погибших: приблизительно 830 000

Это землетрясение магнитудой примерно в 8 баллов произошло 23 января 1556 года в китайской провинции Шэньси, во времена правления династии Мин. От него пострадало более 97 округов, на площади в 840 км всё было разрушено, а в некоторых районах погибло 60% населения. Всего Китайское землетрясение унесло жизни приблизительно 830 000 человек - больше, чем любое другое землетрясение в истории человечества. Огромное количество жертв обусловлено тем, что преимущественная часть населения провинции обитала в лёссовых пещерах, которые были разрушены либо затоплены селевыми потоками сразу после первых толчков.


Количество жертв: 300 000–500 000

самый разрушительный тропический циклон в истории , поразивший территории Восточного Пакистана (сейчас Бангладеш) и индийского штата Западная Бенгалия 12 ноября 1970 года. По оценкам от него погибло 300–500 тыс. человек, в основном в результате штормового прилива высотой 9 м, который затопил множество низкорасположенных островов в дельте Ганги. Наиболее от циклона пострадали подокруги Тхани и Тазумуддин, в них погибло более 45% населения.


Число погибших: около 900 000

Это разрушительное наводнение произошло 28 сентября 1887 года в провинции Хэнань, Китай. Виной всему стали проливные дожди, шедшие здесь в течении многих дней. Из-за дождей уровень воды в реке Хуанхэ поднялся и разрушил дамбу, недалеко от города Чжэнчжоу. Вода быстро распространилась по всей северной части Китая, на территорию приблизительно в 130 000 кв. км, забрав при этом жизни около 900 тыс. человек, и оставив без крова приблизительно 2 млн.


Количество жертв: 145 000–4 000 000

Самым крупным стихийным бедствием в мире является наводнение в Китае, а точнее серия наводнений, произошедших в 1931 году на территории Южно-Центрального Китая. Этой катастрофе предшествовала засуха, которая длилась с 1928 по 1930 года. Однако следующая зима выдалась очень снежной, весной выпало много осадков, к тому же в течение летних месяцев, страна страдала от проливных дождей. Всё эти факты поспособствовали тому, что три крупнейшие реки Китая: Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ вышли из берегов, забрав жизни по разным данным от 145 тысяч до 4 миллионов человек. Также крупнейшее стихийное бедствие в истории вызвало эпидемии холеры и тифа, а ещё привело к голоду, во время которого фиксировались случаи детоубийства и каннибализма.

Поделится в соц. сетях

Об аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon человечество никогда не забудет. Взрыв и пожар случились 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана, на месторождении Макондо. Разлив нефти стал крупнейшим в истории США и фактически загубил Мексиканский залив. Мы вспомнили крупнейшие техногенные и экологические катастрофы мира, некоторые из которых чуть ли не страшнее трагедии Deepwater Horizon.

15 крупнейших техногенных катастроф мира катастрофы, техногенные катастрофы

Источник: therichest.imgix.net

Можно ли было избежать аварии? Техногенные катастрофы часто происходят как следствие природных катастроф, но кроме того - из-за изношенного оборудования, жадности, халатности, невнимательности... Память о них служит важным уроком для человечества, потому что природные катастрофы могут повредить людям, но не планете, а вот техногенные несут угрозу абсолютно всему окружающему миру.

Разлив раскаленной стали - 35 жертв

18 апреля 2007 года 32 человек погибли и 6 получили ранения, когда ковш, содержащий расплавленную сталь, упал на заводе Qinghe Special Steel Corporation в Китае. Тридцать тонн жидкой стали, раскаленной до 1500 градусов по Цельсию упал с подвесного транспортера. Жидкая сталь прорвалась через двери и окна в соседнее помещение, где находились рабочие дежурной смены.

Пожалуй, самый ужасный факт, обнаруженный в ходе исследования этой катастрофы в том, что ее можно было бы предотвратить. Непосредственной причиной аварии стало неправомерное использование некондиционного оборудования. Следствие пришло к выводу, что имел место целый ряд недостатков и нарушений безопасности, которые способствовали аварии.

Когда аварийные службы добрались до места катастрофы, их остановил жар расплавленной стали, и они долго были не в состоянии добраться до жертв. После того, как сталь начала охлаждаться, они обнаружили 32 жертвы. Удивительно, но 6 человек чудом пережили эту аварию, и с тяжелейшими ожогами были доставлены в больницу.

Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик - 47 жертв


Взрыв состава с нефтью произошёл вечером 6 июля 2013 года в городке Лак-Мегантик в канадском Квебеке. Поезд, принадлежащий компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway и перевозивший 74 цистерны с сырой нефтью, сошёл с рельсов. В результате несколько цистерн загорелись и взорвались. Известно о 42 погибших, ещё 5 человек числятся пропавшими без вести. В результате пожара, охватившего город, примерно половина зданий в центре города были уничтожены.

В октябре 2012 года на тепловозе GE C30-7 #5017 при ремонте двигателя, чтобы поскорее завершить ремонт, были применены эпоксидные материалы. В последующей эксплуатации эти материалы разрушились, тепловоз стал сильно дымить. Вытекающие горюче-смазочные материалы скапливались в корпусе турбокомпрессора, что привело к возгоранию в ночь крушения.

Поездом управлял машинист Том Хардинг. В 23:00 поезд остановился на станции Нант, на главном пути. Том связался с диспетчером и сообщил о неполадках с дизелем, сильном чёрном выхлопе; решение проблемы с тепловозом было отложено до утра, и машинист уехал ночевать в гостиницу. Поезд с заведённым тепловозом и опасным грузом был оставлен на ночь на необслуживаемой станции. В 23:50 в службу 911 поступило сообщение о пожаре на головном тепловозе. В нем не работал компрессор, и давление в тормозной магистрали снижалось. В 00:56 давление упало до такого уровня, что ручные тормоза не смогли удерживать вагоны и неуправляемый поезд ушёл под уклон к Лак-Мегантику. В 00:14 поезд на скорости 105 км/ч сошёл с рельсов и оказался в центре города. Вагоны сошли с рельсов, последовали взрывы и горящая нефть разлилась вдоль железной дороги.

Люди в ближайшем кафе, ощутив толчки земли, решили что началось землетрясение и спрятались под столами, в итоге они не успели убежать от огня... Эта железнодорожная катастрофа стала одной из самых смертоносных в Канаде.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - не менее 75 жертв


Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - промышленная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года - "черный день" российской гидроэнергетики. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, производство электроэнергии приостановлено. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.

На момент аварии ГЭС несла нагрузку в 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9. В 8:13 местного времени 17 августа произошло разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок и увидел выброс мощного столба воды.

Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших ГА произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя.

Неочевидность причин аварии (по словам министра энергетики России Шматко, «это самая масштабная и непонятная авария гидроэнергетики, которая только была в мире») вызвала ряд версий, не нашедших подтверждения (от терроризма до гидроудара). В качестве наиболее вероятной причины аварии называют усталостные разрушения шпилек, возникшие в период работы гидроагрегата № 2 с временным рабочим колесом и недопустимым уровнем вибраций в 1981-83 годах.

Взрыв на "Пайпер Альфа" - 167 жертв


6 июля 1988 года платформа по добычи нефти в Северном море под названием "Пайпер Альфа" была разрушена в результате взрыва. Платформа “Пайпер Альфа”, установленная в 1976 году, бала самой большой конструкцией на площадке “Пайпер”, принадлежащей шотландской компании “Оксидентал Петролеум”. Платформа располагалась в 200 км к северо-востоку от Абердина и служила центром управления нефтедобычей на площадке.На платформе находилась вертолетная площадка и жилой модуль для 200 нефтяников, работающих посменно. 6 июля на “Пайпер Альфе” произошел неожиданный взрыв. Пожар, охвативший платформу, не дал персоналу даже возможности послать сигнал SOS.

В результате утечки газа и последующего взрыва погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Понадобилось 3 недели, чтобы погасить огонь, при сильнейшем ветре (80 миль в час) и 70-футовых волнах. Окончательную причину взрыва установить так и не удалось. Согласно самой популярной версии, на платформе случилась утечка газа, в результате чего для пожара хватило малой искры. Авария на платформе Piper Alpha привела к серьезной критике и последующему пересмотру норм безопасности работ по добыче нефти в Северном море.

Пожар в Тяньцзине Биньхай - 170 жертв


В ночь на 12 августа 2015 года два взрыва вспыхнули на участке хранения контейнеров в порту Тяньцзинь. В 22:50 по местному времени начали поступать сообщения о пожаре на расположенных в порту Тяньцзиня складах фирмы «Жуйхай», занимающейся транспортировкой опасных химических веществ. Как выяснили позднее следователи, его причиной послужило самовозгорание высохшей и нагревшейся на летнем солнце нитроцеллюлозы. В течение 30 секунд после первого взрыва, произошел второй - контейнер с нитратом аммония. Местная сейсмологическая служба оценила мощность первого взрыва в 3 тонны тротилового эквивалента, второго - в 21 тонну. Прибывшие на место пожарные долго не могли остановить распространение огня. Пожары бушевали несколько дней и случилось еще 8 взрывов. Взрывы создали огромный кратер.

Взрывы привели к гибели 173 человек, 797 раненых, и 8 человек числятся пропавшими без вести. . Тысячи автомобилей Toyota, Renault, Volkswagen, Kia и Hyundai были повреждены. 7,533 контейнеры, 12,428 автомобилей и 304 здания были разрушены или повреждены. Помимо смерти и разрушения, ущерб составил $ 9 млрд. Выяснилось, что три многоквартирных дома были построены в радиусе одного километра от склада химических веществ, что запрещено китайским законодательством. Власти предъявили обвинения 11 чиновникам из города Тяньцзинь по делу о взрыве. Их обвиняют в халатности и злоупотреблении полномочиями.

Валь-ди-Ставе, прорыв плотины - 268 жертв


На севере Италии над деревней Ставе, рухнула плотина Валь-ди-Ставе 19 июля 1985 года. Авария уничтожила 8 мостов, 63 здания, погибло 268 человек. После катастрофы, в ходе расследования было установлено, что имело место плохое техническое обслуживание и малый запас эксплуатационной безопасности.

В верхней из двух плотин, из-за осадков труба для дренажа стала менее эффективной, она была засорена. Вода продолжала поступать в резервуар и давление в поврежденной трубе возрастало, также это вызвало давление на береговую породу. Вода начала проникать в почву, сжижаться в грязь и ослаблять берега, пока, наконец, не произошел размыв. Буквально за 30 секунд вода и грязевые потоки верхней плотины прорвались и хлынули в нижнюю плотину.

Обрушение террикона в Намбийи - 300 жертв


К 1990 году Намбийя, шахтерский поселок на юго-востоке Эквадора имел репутацию "агрессивной экосреды". Местные горы были изрыты горняками, пронизаны отверстиями от добычи полезных ископаемых, воздух влажный и наполненный химическими веществами, токсичные газы из шахты и огромный террикон.

9 мая 1993 года, большая часть горы угольного шлака в конце долины рухнула, и под оползнем погибли около 300 человек. 10,000 человек жили в поселке на площади около 1 квадратную мили. Большинство домов города были построены прямо на въезде в туннель на шахту. Специалисты давно предупреждали, что гора стала практически полой. Они говорили, что дальнейшая добыча угля приведет к оползням, и после нескольких дней проливных дождей почва размягчилась, и худшие прогнозы сбылись.

Техасский взрыв - 581 жертва


Техногенная катастрофа случилась 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах.

В результате трагедии погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены - имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.

Суд признал Федеральное правительство виновным в преступной халатности, совершенной правительственными агентствами и их представителями, вовлечёнными в производство, упаковку и маркирование аммиачной селитры, усугубленной грубыми ошибками в ее транспортировке, хранении, погрузке и противопожарных мерах. Было выплачено 1,394 компенсации общей суммой около $17 млн.

Бхопальская катастрофа -до 160,000 жертв


Это одна из самых страшных техногенных катастроф произошла в индийском городе Бхопал. В результате аварии на химзаводе, принадлежащем американской химической компании Union Carbide, и производящем пестициды, произошёл выброс ядовитого вещества метилизоцианата. Он хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 000 литров жидкости.

Причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал, находящийся в 2 км.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертв в современной истории, повлёкшая немедленную смерть по крайней мере 18 тыс человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тыс - в последующие годы. По другим данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек. Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием жителей об аварии, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Union Carbide, ответственная за эту трагедию, в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам $ 470 млн в обмен на отказ от претензий. В 2010 индийский суд признал семерых бывших руководителей индийского отделения компании Union Carbide виновными в халатности, повлекшей гибель людей. Осуждённые были приговорены к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 100 тыс рупий (примерно $ 2,100).

Трагедия на дамбе Баньцяо - 171 000 погибших


В этой катастрофе даже нельзя упрекнуть конструкторов плотины, она была рассчитана на сильные наводнения, но данное было совершенно беспрецедентным. В августе 1975 года в западной части Китая, во время тайфуна прорвало дамбу Баньцяо- погибло около 171,000 человек. Плотина была построена в 1950-х годах для производства электроэнергии и предотвращения наводнений. Инженеры разработали ее с запасом прочности на тысячу лет.

Но в те роковые дни в начале августа 1975 года, тайфун "Нина" сразу же произвел более 40 дюймов осадков, что превысило ежегодное общее количество осадков в этой области всего за один день. После нескольких дней еще более сильных дождей, плотина не устояла и была размыта 8 августа.

Прорыв дамбы вызвал волну высокой 33 футов, 7 миль в ширину, которая шла со скоростью 30 миль в час. В общей сложности более 60 плотин и дополнительных резервуаров были уничтожены из-за разрушения плотины Banqiao. Наводнение разрушило 5,960,000 зданий, сразу погубило 26,000 человек и еще 145,000 умерли позже в результате голода и эпидемий из-за стихийного бедствия.

Об аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon человечество никогда не забудет. Взрыв и пожар случились 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана, на месторождении Макондо. Разлив нефти стал крупнейшим в истории США и фактически загубил Мексиканский залив. Мы вспомнили крупнейшие техногенные и экологические катастрофы мира, некоторые из которых чуть ли не страшнее трагедии Deepwater Horizon.

Можно ли было избежать аварии? Техногенные катастрофы часто происходят как следствие природных катастроф, но кроме того - из-за изношенного оборудования, жадности, халатности, невнимательности... Память о них служит важным уроком для человечества, потому что природные катастрофы могут повредить людям, но не планете, а вот техногенные несут угрозу абсолютно всему окружающему миру.

15. Взрыв на заводе удобрений в городе Уэст - 15 жертв

17 апреля 2013 года произошел взрыв на заводе по производству удобрений в техасском городе Уэст. Взрыв прогремел в 19:50 по местному времени и он полностью уничтожил завод, который принадлежал местной компании Adair Grain Inc. Взрывом были разрушены расположенные рядом с заводом школа и дом престарелых. Серьёзно пострадали около 75 зданий города Уэст. В результате взрыва погибли 15 человек, около 200 человек получили ранения. Изначально на заводе произошёл пожар, а взрыв случился в тот момент, когда пожарные пытались справиться с огнём. По меньшей мере 11 пожарных погибло.

По словам очевидцев, взрыв был настолько сильным, что его было слышно примерно в 70 км от завода, а Геологическая служба США зафиксировала колебания почвы магнитудой 2,1. "Это было похоже на взрыв атомной бомбы", - говорили очевидцы. Жителей ряда районов рядом с Уэстом эвакуировали из-за утечки аммиака, используемого при производстве удобрений, власти предупредили всех об утечке токсичных веществ. Над Уэстом была введена бесполётная зона на высоте до 1 км. Город напоминал район военных действий...

В мае 2013 года по факту взрыва было заведено уголовное дело. Расследование показало, что компания хранила химические вещества, которые вызвали взрыв, с нарушение требований безопасности. Комитет по химической безопасности США установил, что компания не предприняла необходимых мер для предотвращения пожара и взрыва. Кроме того, на тот момент не существовало правил, которые запрещали бы хранение нитрата аммония вблизи населенных пунктов.

14. Затопление Бостона патокой - 21 жертва

Затопление Бостона патокой случилось 15 января 1919 года после того, как в бостонском районе Норт-энд взорвался гигантский резервуар с мелассой, и волна сахаросодержащей жидкости пронеслась по улицам города с большой скоростью. Погиб 21 человек, около 150 попали в больницы. Катастрофа произошла на алкогольном заводе Purity Distilling Company во времена «сухого закона» (ферментированная меласса в то время широко использовалась для получения этанола). Накануне введения полного запрета владельцы старались успеть сделать как можно больше рома...

Видимо, из-за усталости металла в переполненном резервуаре с 8700 м³ патоки разошлись соединённые заклёпками листы металла. Земля дрогнула, и на улицы хлынула волна патоки высотой до 2 метров. Давление волны было настолько велико, что сдвинуло с путей грузовой состав. Близлежащие здания были затоплены на метровую высоту, некоторые обрушились. Люди, лошади, собаки вязли в липкой волне и гибли от удушья.

В зоне катастрофы был развёрнут передвижной госпиталь «Красного креста», в город вошло подразделение ВМС США - спасательная операция длилась неделю. Патоку убирали с помощью песка, который впитывал вязкую массу. Хотя владельцы фабрики винили во взрыве анархистов, горожане добились от них выплат общей суммой в $ 600 тыс (сегодня это примерно $ 8,5 млн). По словам бостонцев, даже сейчас в знойные дни от старых домов исходит приторный запах карамели...

13. Взрыв на химзаводе Phillips в 1989 -23 жертвы

Взрыв на химзаводе Phillips Petroleum Company случился 23 октября 1989 года, в Пасадене, штат Техас. Из-за оплошности сотрудников произошла крупная утечка горючего газа, и произошёл мощнейший взрыв, эквивалентный двум с половиной тоннам динамита. Бак с 20 000 галлонами газа изобутана взорвался и цепная реакция вызвала еще 4 взрыва.
Во время планового технического обслуживания, на клапанах случайно закрыли воздуховоды. Таким образом, в диспетчерской отображалось, что клапан открыт, в то время как он был как закрытым. Это привело к образованию облака пара, которое взорвалось от малейшей искры. Первоначальный взрыв зарегистрирован равным 3,5 баллам по шкале Рихтера и осколки взрыва были найдены в радиусе 6 миль от взрыва.

Многие из пожарных гидрантов вышли из строя, сильно упало давление воды в оставшихся гидрантах. Пожарным потребовалось более десяти часов, чтобы взять ситуацию под контроль и полностью потушить пламя. Погибло 23 человека, ещё 314 получили ранения.

12. Пожар на пиротехнической фабрике в Энсхеде в 2000 - 23 жертвы

13 мая 2000 года в результате пожара на на пиротехнической фабрике S.F. Fireworks в голландском городе Энсхеде (Enshede) случился взрыв, погибли 23 человека, в том числе четверо пожарных. Пожар начался в центральном здании и распространился на два полных контейнера с фейерверками, незаконно хранящихся за пределами здания. Несколько последующих взрывов произошло с самым большим взрыв чувствовал себя так далеко, как 19 миль.

Во время пожара сгорела и была разрушена значительная часть района Ромбек - сгорели 15 улиц, повреждено 1500 домов, и уничтожено 400 домов. В дополнение к гибели 23 человек, 947 человек получили ранения и 1250 человек остались без крова. Пожарные расчеты прибыли из Германии, чтобы помочь в борьбе с огнем.

Когда S.F. Fireworks построили пиротехническую фабрику в 1977 году, она была расположена далеко от города. По мере того как город рос, новое недорогое жилье в окружило склады, что и повлекло ужасные разрушения, травмы и смерти. Большинство местных жителей не имели ни малейшего представления, что они жили в такой непосредственной близости от пиротехнического склада.

11. Взрыв на химзаводе в Фликсборо - 64 жертв

В городе Фликсборо, Англия 1 июня 1974 года произошел взрыв, погибли 28 человек. Авария случилась на заводе «Нипро», который занимался производством аммония. Катастрофа причинила материальный ущерб на колоссальную сумму - 36 миллионов фунтов стерлингов. Такой катастрофы английская промышленность еще не знала. Химический завод в Фликсборо практически перестал существовать.
Химический завод около поселка Фликсборо специализировался на выпуске капролактама - исходного продукта для получения синтетического волокна.

Авария случилась так: разорвался обходный трубопровод, соединявший реакторы 4 и 6, и пар начал вырываться из отводов. Образовалось облако паров циклогексана, содержащее несколько десятков тонн вещества. Источником возгорания облака послужил, вероятно, факел водородной установки. Из-за аварии на заводе в воздух была выброшена взрывоопасная масса разогретых паров, для воспламенения которых достаточно было малейшей искры. Через 45 минут после аварии, когда грибообразное облако достигло водородной установки, произошел мощный взрыв. Взрыв по своей разрушительной силе был эквивалентен взрыву 45 т тротила, подорванного на высоте 45 м.

Около 2000 зданий, находившихся за пределами предприятия, были повреждены. В деревне Амкоттс, находящейся на другом берегу реки Трент, из 77 сильно пострадало 73 дома. Во Фликсборо, расположенном на расстоянии 1200 м от центра взрыва, из 79 домов разрушилось 72. От взрыва и последующего пожара погибло 64 человека, 75 человек на предприятии и вне его получили травмы различной степени тяжести.

Инженеры завода под давлением хозяев компании "Нипро" нередко шли на отступления от установленного технологического регламента, игнорировали требования безопасности. Печальный опыт этой катастрофы показал, что на химических заводах необходимо иметь быстродействующую автоматическую систему пожаротушения, позволяющую не позднее чем через 3 секунды ликвидировать вогорания твердых химических веществ.

10. Разлив раскаленной стали - 35 жертв

18 апреля 2007 года 32 человек погибли и 6 получили ранения, когда ковш, содержащий расплавленную сталь, упал на заводе Qinghe Special Steel Corporation в Китае. Тридцать тонн жидкой стали, раскаленной до 1500 градусов по Цельсию упал с подвесного транспортера. Жидкая сталь прорвалась через двери и окна в соседнее помещение, где находились рабочие дежурной смены.

Пожалуй, самый ужасный факт, обнаруженный в ходе исследования этой катастрофы в том, что ее можно было бы предотвратить. Непосредственной причиной аварии стало неправомерное использование некондиционного оборудования. Следствие пришло к выводу, что имел место целый ряд недостатков и нарушений безопасности, которые способствовали аварии.

Когда аварийные службы добрались до места катастрофы, их остановил жар расплавленной стали, и они долго были не в состоянии добраться до жертв. После того, как сталь начала охлаждаться, они обнаружили 32 жертвы. Удивительно, но 6 человек чудом пережили эту аварию, и с тяжелейшими ожогами были доставлены в больницу.

9. Крушение состава с нефтью в Лак-Мегантик - 47 жертв

Взрыв состава с нефтью произошёл вечером 6 июля 2013 года в городке Лак-Мегантик в канадском Квебеке. Поезд, принадлежащий компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway и перевозивший 74 цистерны с сырой нефтью, сошёл с рельсов. В результате несколько цистерн загорелись и взорвались. Известно о 42 погибших, ещё 5 человек числятся пропавшими без вести. В результате пожара, охватившего город, примерно половина зданий в центре города были уничтожены.

В октябре 2012 года на тепловозе GE C30-7 #5017 при ремонте двигателя, чтобы поскорее завершить ремонт, были применены эпоксидные материалы. В последующей эксплуатации эти материалы разрушились, тепловоз стал сильно дымить. Вытекающие горюче-смазочные материалы скапливались в корпусе турбокомпрессора, что привело к возгоранию в ночь крушения.

Поездом управлял машинист Том Хардинг. В 23:00 поезд остановился на станции Нант, на главном пути. Том связался с диспетчером и сообщил о неполадках с дизелем, сильном чёрном выхлопе; решение проблемы с тепловозом было отложено до утра, и машинист уехал ночевать в гостиницу. Поезд с заведённым тепловозом и опасным грузом был оставлен на ночь на необслуживаемой станции. В 23:50 в службу 911 поступило сообщение о пожаре на головном тепловозе. В нем не работал компрессор, и давление в тормозной магистрали снижалось. В 00:56 давление упало до такого уровня, что ручные тормоза не смогли удерживать вагоны и неуправляемый поезд ушёл под уклон к Лак-Мегантику. В 00:14 поезд на скорости 105 км/ч сошёл с рельсов и оказался в центре города. Вагоны сошли с рельсов, последовали взрывы и горящая нефть разлилась вдоль железной дороги.
Люди в ближайшем кафе, ощутив толчки земли, решили что началось землетрясение и спрятались под столами, в итоге они не успели убежать от огня... Эта железнодорожная катастрофа стала одной из самых смертоносных в Канаде.

8. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - не менее 75 жертв

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - промышленная техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа 2009 года - "черный день" российской гидроэнергетики. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, производство электроэнергии приостановлено. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.

На момент аварии ГЭС несла нагрузку в 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9. В 8:13 местного времени 17 августа произошло разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок и увидел выброс мощного столба воды.
Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших ГА произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя.

Неочевидность причин аварии (по словам министра энергетики России Шматко, «это самая масштабная и непонятная авария гидроэнергетики, которая только была в мире») вызвала ряд версий, не нашедших подтверждения (от терроризма до гидроудара). В качестве наиболее вероятной причины аварии называют усталостные разрушения шпилек, возникшие в период работы гидроагрегата № 2 с временным рабочим колесом и недопустимым уровнем вибраций в 1981-83 годах.

7. Взрыв на "Пайпер Альфа" - 167 жертв

6 июля 1988 года платформа по добычи нефти в Северном море под названием "Пайпер Альфа" была разрушена в результате взрыва. Платформа “Пайпер Альфа”, установленная в 1976 году, бала самой большой конструкцией на площадке “Пайпер”, принадлежащей шотландской компании “Оксидентал Петролеум”. Платформа располагалась в 200 км к северо-востоку от Абердина и служила центром управления нефтедобычей на площадке.На платформе находилась вертолетная площадка и жилой модуль для 200 нефтяников, работающих посменно. 6 июля на “Пайпер Альфе” произошел неожиданный взрыв. Пожар, охвативший платформу, не дал персоналу даже возможности послать сигнал SOS.

В результате утечки газа и последующего взрыва погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Понадобилось 3 недели, чтобы погасить огонь, при сильнейшем ветре (80 миль в час) и 70-футовых волнах. Окончательную причину взрыва установить так и не удалось. Согласно самой популярной версии, на платформе случилась утечка газа, в результате чего для пожара хватило малой искры. Авария на платформе Piper Alpha привела к серьезной критике и последующему пересмотру норм безопасности работ по добыче нефти в Северном море.

6. Пожар в Тяньцзине Биньхай - 170 жертв

В ночь на 12 августа 2015 года два взрыва вспыхнули на участке хранения контейнеров в порту Тяньцзинь. В 22:50 по местному времени начали поступать сообщения о пожаре на расположенных в порту Тяньцзиня складах фирмы «Жуйхай», занимающейся транспортировкой опасных химических веществ. Как выяснили позднее следователи, его причиной послужило самовозгорание высохшей и нагревшейся на летнем солнце нитроцеллюлозы. В течение 30 секунд после первого взрыва, произошел второй - контейнер с нитратом аммония. Местная сейсмологическая служба оценила мощность первого взрыва в 3 тонны тротилового эквивалента, второго - в 21 тонну. Прибывшие на место пожарные долго не могли остановить распространение огня. Пожары бушевали несколько дней и случилось еще 8 взрывов. Взрывы создали огромный кратер.

Взрывы привели к гибели 173 человек, 797 раненых, и 8 человек числятся пропавшими без вести. . Тысячи автомобилей Toyota, Renault, Volkswagen, Kia и Hyundai были повреждены. 7,533 контейнеры, 12,428 автомобилей и 304 здания были разрушены или повреждены. Помимо смерти и разрушения, ущерб составил $ 9 млрд. Выяснилось, что три многоквартирных дома были построены в радиусе одного километра от склада химических веществ, что запрещено китайским законодательством. Власти предъявили обвинения 11 чиновникам из города Тяньцзинь по делу о взрыве. Их обвиняют в халатности и злоупотреблении полномочиями.

5. Валь-ди-Ставе, прорыв плотины - 268 жертв

На севере Италии над деревней Ставе, рухнула плотина Валь-ди-Ставе 19 июля 1985 года. Авария уничтожила 8 мостов, 63 здания, погибло 268 человек. После катастрофы, в ходе расследования было установлено, что имело место плохое техническое обслуживание и малый запас эксплуатационной безопасности.

В верхней из двух плотин, из-за осадков труба для дренажа стала менее эффективной, она была засорена. Вода продолжала поступать в резервуар и давление в поврежденной трубе возрастало, также это вызвало давление на береговую породу. Вода начала проникать в почву, сжижаться в грязь и ослаблять берега, пока, наконец, не произошел размыв. Буквально за 30 секунд вода и грязевые потоки верхней плотины прорвались и хлынули в нижнюю плотину.

4. Обрушение террикона в Намбийи - 300 жертв

К 1990 году Намбийя, шахтерский поселок на юго-востоке Эквадора имел репутацию "агрессивной экосреды". Местные горы были изрыты горняками, пронизаны отверстиями от добычи полезных ископаемых, воздух влажный и наполненный химическими веществами, токсичные газы из шахты и огромный террикон.

9 мая 1993 года, большая часть горы угольного шлака в конце долины рухнула, и под оползнем погибли около 300 человек. 10,000 человек жили в поселке на площади около 1 квадратную мили. Большинство домов города были построены прямо на въезде в туннель на шахту. Специалисты давно предупреждали, что гора стала практически полой. Они говорили, что дальнейшая добыча угля приведет к оползням, и после нескольких дней проливных дождей почва размягчилась, и худшие прогнозы сбылись.

3. Техасский взрыв - 581 жертва

Техногенная катастрофа случилась 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах.

В результате трагедии погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены - имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.

Суд признал Федеральное правительство виновным в преступной халатности, совершенной правительственными агентствами и их представителями, вовлечёнными в производство, упаковку и маркирование аммиачной селитры, усугубленной грубыми ошибками в ее транспортировке, хранении, погрузке и противопожарных мерах. Было выплачено 1,394 компенсации общей суммой около $17 млн.

2. Бхопальская катастрофа -до 160,000 жертв

Это одна из самых страшных техногенных катастроф произошла в индийском городе Бхопал. В результате аварии на химзаводе, принадлежащем американской химической компании Union Carbide, и производящем пестициды, произошёл выброс ядовитого вещества метилизоцианата. Он хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 000 литров жидкости.
Причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал, находящийся в 2 км.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертв в современной истории, повлёкшая немедленную смерть по крайней мере 18 тыс человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тыс - в последующие годы. По другим данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек. Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием жителей об аварии, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Union Carbide, ответственная за эту трагедию, в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам $ 470 млн в обмен на отказ от претензий. В 2010 индийский суд признал семерых бывших руководителей индийского отделения компании Union Carbide виновными в халатности, повлекшей гибель людей. Осуждённые были приговорены к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 100 тыс рупий (примерно $ 2,100).

1. Трагедия на дамбе Баньцяо - 171 000 погибших

В этой катастрофе даже нельзя упрекнуть конструкторов плотины, она была рассчитана на сильные наводнения, но данное было совершенно беспрецедентным. В августе 1975 года в западной части Китая, во время тайфуна прорвало дамбу Баньцяо- погибло около 171,000 человек. Плотина была построена в 1950-х годах для производства электроэнергии и предотвращения наводнений. Инженеры разработали ее с запасом прочности на тысячу лет.

Но в те роковые дни в начале августа 1975 года, тайфун "Нина" сразу же произвел более 40 дюймов осадков, что превысило ежегодное общее количество осадков в этой области всего за один день. После нескольких дней еще более сильных дождей, плотина не устояла и была размыта 8 августа.

Прорыв дамбы вызвал волну высокой 33 футов, 7 миль в ширину, которая шла со скоростью 30 миль в час. В общей сложности более 60 плотин и дополнительных резервуаров были уничтожены из-за разрушения плотины Banqiao. Наводнение разрушило 5,960,000 зданий, сразу погубило 26,000 человек и еще 145,000 умерли позже в результате голода и эпидемий из-за стихийного бедствия.

Крупнейшие катастрофы XX века. «Титаник» и «Вильгельм Густлов»
Едва ли не самой знаменитой морской катастрофой прошлого века слало кораблекрушение круизного лайнера «Титаник» в 1912 году. В результате погибло 1 523 человека.

Однако эта катастрофа далеко не самая большая если смотреть на количество погибших. Величайшей морской катастрофой произошедшей когда-либо можно назвать потопление советской подлодкой во время Второй мировой войны (в январе 1945 года) лайнера «Вильгельм Густлов».
По самым скромным оценкам, потери составили около 9 500 человек.

«Атомная бомба» Голифакса
6 декабря 1917 года. В то утро в гавань канадского портового города Галифакс вошел французский военный транспорт «Монблан», направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо. Во время входа в порт, «Монблан» столкнулся с норвежским грузовым пароходом «Имо», который как раз покидал Галифакс.
В трюмах французского транспорта находилось… 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для войны с Германией! В результате столкновения на «Монблане» вспыхнул сильный пожар.
После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля.
А на набережной города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар.
В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв до дна обнажил залив – вода под кораблем словно расступилась.
Десятки стоящих в порту судов утонули. Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены.
Все что осталось от корабля-бомбы, так это 100-килограмовый кусок корпуса, который улетел аж за 22 километра!

Единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.

Крупнейшие катастрофы XX века. Г орький час «Максима Горького»

18 мая 1935 года с московского аэродрома на Ходынском поле взлетел самый большой самолет того времени – «Максим Горький». Этот небесный гигант был построен как флагман специальной агитационной авиаэскадрильи.
Самолет поражал воображение. Длина – более 30 метров, размах крыльев – 63 метра, 8 моторов. Самолет мог брать на борт 72 пассажира и члена экипажа, что для авиации тех лет было рекордным показателем.

В тот день на его борту самолета находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров – сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Через несколько минут после взлета в «Максима Горького» врезался истребитель сопровождения.
Пилот истребителя ошибся в выполнении сложного маневра. Ему специально для прессы приказали выполнить «мертвую петлю» вокруг гигантского самолета… Показуха стоила жизни 47 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Суперпожар на супердирижабле
6 мая 1937 года в Нью-Джерси (США) произошла катастрофа немецкого супердирижабля «Гинденбург». Дирижабль имел невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объем – 200 тысяч кубометров водорода!
Это был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания.

Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 километров в час и мог находиться в воздухе несколько дней. «Гинденбург» выполнял свой 18-й трансатлантический перелет из Франкфурта в Нью-Йорк. Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Пламя за 34 секунды полностью уничтожило «гордость и величие Германии». Трагедия унесла жизнь 35 человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей.

Дирижабля загорелся во время стыковки с причальной мачтой.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смерть адмирала
И все же крупнейшая катастрофа в истории воздухоплавания произошла 4 апреля 1933 года. Во время шторма в Атлантическом океане потерпел катастрофу дирижабль «Акрон», принадлежавший Военно-морским силам США. Из 76 человек, находившихся на борту, погибли 73.
«Акрон» был одним из самых больших в мире дирижаблей.

Так он мог перевозить пять самолетов. Когда Акрон пролетал мимо маяка Барнегат в Нью-Джерси, поднялся сильный ветер. Дирижабль снизился и при ударе об воду разрушился. Погибло 73 человека. Удалось спастись только трем. Эта катастрофа стала конечной точкой службой дирижаблей на флоте. Ведь главный сторонник этого, адмирал Моффет, погиб на «Акроне».

Крупнейшие катастрофы XX века. Жертвы Мерседеса
Крупнейшая авария в истории автогонок произошла в 1955 году в Ле-Мане (Франция). Mercedes-Benz за рулем которого был известный гонщик Пьер Левег врезался в трибуны на высокой скорости и взорвался. 83 человека погибли, в том числе и Пьер Левег.

Крупнейшие катастрофы XX века. Боинг в Боинг
27 марта 1977 года в аэропорту Тенерифе (Канарские острова) столкнулись два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской авиации.

А крупнейшая авиакатастрофа в истории советской авиации произошла 10 июля 1985 года. В результате ошибки экипажа, Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» вошел в штопор и разбился возле города Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту…

Крупнейшие катастрофы XX века. 73 секунды «Челленджера»

28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль «Челленджер» с семью астронавтами на борту. К этому событию было привлечено особое внимание. Телевизионщики транслировали этот старт прямо с космодрома.

В составе экипажа были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой.
На 73-й секунде полета, на высоте 17 000 метров из-за неполадок в двигателях «Челленджер» взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение.

Через 15 лет, 1 февраля 2003 года во время возвращения с орбиты развалился еще один американский космический челнок Шаттл-Колумбия. Все семь членов экипажа на борту погибли.

Крупнейшие катастрофы XX века. Исчезнувший район
4 июня 1988 года мощный оглушительный взрыв раздался на северо-западной окраине города Арзамас.
Взорвались три вагона грузового поезда № 3115, следовавшего в Арзамас-16 из Дзержинска. В вагонах находилось около 118 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. В результате взрыва чудовищной силы с лица земли было сметено 1530 жилых домов, образовалась огромная воронка диаметром 52 метра и глубиной 26 метров (высота девятиэтажного дома).

Взрывная волна подняла в воздух все в районе полукилометра от эпицентра. В считанные секунды с лица земли был стерт целый микрорайон Железнодорожников.
По самым приблизительным подсчетам в тот день пострадали 1500–2000 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смертоносное облако
4 июня 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошел взрыв газа, который сочился из трубы проходящего рядом трубопровода.

По официальным данным 573 человека погибли (по другим данным – 645), 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших – 181. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

PS.
Нельзя не упомянуть и еще об одной катастрофе, которая произошла 11 сентября 2001 года. Утром этого дня группа из 19 террористов захватила сразу 4 самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного Торгового Центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет упал в здание Пентагона под Вашингтоном, а еще один упал около города Шенксвилл, что в Пенсильвании. Тогда в самолетах погибло 246 человек. Всего же в результате глобальной атаки террористов жертвами стало 2977 человек. Кадры тех событий облетели весь мир.

ТРАГЕДИЯ "ТИТАНИКА". Прошло более ста лет с того момента, как в морозную ночь с 14 на 15 апреля 1912 года южнее острова Ньюфаундленд затонул, столкнувшись с дрейфующим айсбергом, гигантский “Титаник”, самое большое и самое роскошное судно начала века. Погибли 1500 пассажиров и членов экипажа. И хотя в XX столетии было достаточно страшных трагедий, интерес к судьбе этого судна не ослабевает и в наши дни



Айсберг-убийца...




ГОЛОДОМОР. Этим страшным словом называют массовую гибель населения Украинской ССР от голода в 1932—1933 годах... В СССР масштабы произошедшей трагедии и её подлинные причины просто скрывались... А ведь свидетели вспоминают, что улицы городов и сел были завалены трупами мертвых, опухших от голода людей...
В эти страшные годы на Украине погибло как минимум 4 500 000 человек...

ПОСЛЕДНЯЯ КАТАСТРОФА ДИРИЖАБЛЯ. 6 мая 1937 года взорвалось и сгорело германское воздушное судно «Гиденбург» - в то время крупнейший в мире дирижабль, длина кторого составляла около 248 м, диаметр более 40 м. Он был построен в 30-е годы как символ новой гитлеровской Германии... Фотография того времени из архива газеты "Комсомольская правда"..




ХИРОСИМА - МЕСТЬ ЗА ПЕРЛ-ХАРБОР? Великая Отечественная Война закончилась 9 мая 1945 года. Но война на этом не кончилась. Она продолжалась до 2 сентября 1945 года. И были бои. И были победы. И были жертвы. И были трагедии. И самой страшной из них является атомная бомбардировка японских городов…

Площадь города Хиросима 6 августа 1945 года составляла около 26 кв. миль, из них только 7 были полностью застроены. Там не было явно выделенных коммерческих, промышленных и жилых кварталов. 75% населения проживало в плотно застроенном районе в центре города...



Единственная бомба, мощностью 20 тыс. тонн тротилового эквивалента, взорвавшаяся на высоте 600 метров над городом, в одно мгновение разрушила до основания 60 процентов города. Из 306545 жителей Хиросимы пострадало от взрыва 176987 человек. Погибло и пропало без вести 92 133 человека, тяжелые ранения получили 9 428 человек и легкие ранения — 27 997 человек. Стремясь уменьшить свою ответственность, американцы, насколько возможно, занизили число жертв, - при подсчете потерь не было учтено число убитых и раненых военнослужащих. Многие погибли от лучевой болезни. От тех, кто был вблизи эпицентра, не осталось ничего - взрыв буквально испарил людей…



ОСВЕНЦИМ - 40 ГЕКТАРОВ СМЕРТИ. Крупнейший лагерь уничтожения, его называли фабрикой смерти, конвейером смерти, машиной смерти. Фактически в польской Силезии на нескольких тысячах гектаров было построено самое чудовищное государство в мире с населением в несколько миллионов человек, из которых уцелели менее трех тысяч, со своей системой ценностей, экономикой, органами управления, иерархией, правителями, палачами, жертвами и героями. Надпись над входом в концлагерь Освенцим гласила: "Труд делает свободным". Вход в Ад…

СМЕРТЬ ГЕББЕЛЬСА. Во время взятия Берлина советскими войсками главный идеолог фашизма Йозеф Геббельс принял яд, отравив предварительно семью - жену и шестерых детей. Трупы, согласно его предсмертному приказу, были сожжены. Перед вами фотоснимок, запечатлевший труп преступника. Кадр был сделан в здании имперской канцелярии 2 мая 1945 года майором Василием Крупенниковым. На обороте снимка Василий написал: «Причинное место Геббельса мы прикрыли носовым платком, было очень неприятно на это смотреть»…



ЦАРЬ-БОМБА, «ИВАН», «КУЗЬКИНА МАТЬ». Термоядерное устройство, разработанное в CCCP в середине 50-х годов группой физиков под руководством академика И. В. Курчатова



Испытание самого мощного в мире термоядерного устройства состоялось 30 октября 1961 года, во время работы XXII съезда КПСС. Подрыв бомбы произошел в пределах ядерного полигона на Новой Земле на высоте 4500 метров. Мощность взрыва составила около 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте. О каких либо жертвах или разрушениях официально не сообщалось...

УБИЙСТВО ПРЕЗИДЕНТА КЕННЕДИ. Трагедия случилась 22 ноября 1963 года, в пятницу..



Эта 40-секундная запись, сделанная на простую видеокамеру кем-то из жителей Далласа, стала самой известной записью в мире. Сразу после прозвучавших выстрелов автомобиль рванул в клинику, где 14 хирургов боролись за жизнь Кеннеди...



...но, несмотря на все их усилия, через 35 минут он скончался...

Через 45 минут после покушения был задержан подозреваемый, Ли Харви Освальд. Но и он оказался таинственным образом убит - через 2 дня его предал смерти владелец ночного клуба Джек Руби.Ну, а новым президентом страны стал вице-президент США Линдон Джонсон. Он, кстати, ехал в другом автомобиле того же кортежа…



ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА началась в августе 1964 с инцидента в Тонкинском заливе, во время которого суда береговой охраны демократической республики Вьетнам обстреляли американские эсминцы, оказывавших огневую поддержку правительственным войскам Южного Вьетнама в их борьбе с партизанами...

Во второй половине XX века человечество узнало два страшных словосочетания - "мировой терроризм" и "техногенная катастрофа"... Начиная с 60-х годов прошлого века в этом мире один за другим взрываются космодромы и заводы, поезда и самолеты, дома и атомные реакторы...

БАЙКОНУР, 24 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА. «Катастрофа Неделина». Взрыв межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 при испытаниях на космодроме…



При взрыве и возникшем пожаре погибло более 90 человек, в том числе главнокомандующий РВСН... По неофициальным данным их было 165...

КРОВАВЫЙ ВТОРНИК В МЮНХЕНЕ. 5 сентября 1972 года, на ХХ Олимпиаде, произошла самая чудовищная трагедия за всю историю спортивных состязаний. В 3:30 утра в один из домов Олимпийской деревни ворвались 8 вооруженных до зубов террористов, принадлежавших к боевой группе Организации Освобождения Палестины Черный сентябрь". Им удалось захватить в заложники 11 членов израильской спортивной делегации. Охрана Олимпийской деревни попросту не заметила террористов...

Были выдвинуты требования - немедленное освобождение 234 террористов из израильских тюрем и 16 - из тюрем Западной Европы… Переговоры велись до глубокого вечера…

Тела всех одиннадцати погибших спортсменов отправили в Израиль. В ходе неудачной операции также погибли двое граждан ФРГ: полицейский и пилот одного из вертолетов. На Родине погибших в траурной церемонии, кроме родственников, принимали участие глава правительства Голда Меир, все министры, депутаты Кнессета, члены спортивной делегации, покинувшие Олимпиаду, тысячи граждан Израиля...

ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ КАТАСТРОФА. 26 апреля 1986 года 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Цепная реакция должна была прерваться. Однако через 3 секунды зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощности реактора, росту давления. А еще через 4 секунды - глухой взрыв, сотрясший все здание. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути...

С крыши четвертого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались многоцветными искрами и падали в разных местах...

Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель..

А в это время внутри еще работали люди. Крыши нет, часть стены разрушена... Погас свет, отключился телефон. Рушатся перекрытия. Пол дрожит. Помещения заполняются то ли паром, то ли туманом, пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Повсюду течет горячая радиоактивная вода...



... рождались вот такие дети...



Эти фотографии сделаны для одного из секретных отчетов в ЦК Политбюро СССР...



З ЕМЛЕТРЯСЕНИЕ 1988-ГО ГОДА, УНИТОЖИВШЕЕ ГОРОД СПИТАК. Также в Армении разрушены города Ленинакан, Степанаван, Кировакан. Обращены в руины 58 сел на северо-западе республики, частично разрушено почти 400 сел.

Из братских союзных республик в Армению прибыли 450 горноспасателей. В спасательных работах в зоне бедствия участвуют 6,5 тыс. военнослужащих, 25 бригад военных медиков, 400 единиц армейской техники.

Погибли десятки тысяч людей, 514 тыс. человек остались без крова. Потери национального богатства составили 8,8 млрд рублей.



За последние 80 лет это наиболее мощное землетрясение на Кавказе...

1 марта 1995-го года в подъезде своего дома был УБИТ ИЗВЕСТНЫЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ ВЛАД ЛИСТЬЕВ.



Убийство генерального директора ОРТ и просто популярного человека стало потрясением для миллионов людей. Он был настолько любим и популярен, что даже тогдашний глава государства Борис Ельцин, бросив все дела, примчался в “Останкино”, чтобы извиниться перед телевизионщиками. Расследование началось практически сразу же, были сделаны и опубликованы фотороботы предполагаемых убийц, однако поиск по горячим следам не дал результатов.

В течение последних 11 лет формулировка сообщений Генпрокуратуры почти не менялась. Менялся лишь объем материалов следствия: на этот год уже более 200 томов.



ЗАХВАТ БУДЕННОВСКА. 14 июня 1995 года в Буденновск вошли отряды чеченских боевиков под командованием Шамиля Басаева и захватили около 1500 заложников. Террористы, выставив условием освобождения заложников прекращение боевых действий и начало переговоров в Чечне, закрепились в городской больнице.

Всего в результате этой террористической акции в Буденновске погибли 105 гражданских лиц, в том числе 18 женщин, 17 мужчин старше 55 лет, юноша и девочка младше 16 лет. Погибли также 11 милиционеров и, как минимум, 14 военнослужащих.

УБИЙСТВО ИЦХАКА РАБИНА. Имя убийцы израильского премьера знает любой израильтянин. Игаль Игаль Амир - член подпольной ультра-ультра-правой националистической организации "Эйаль" (Львы Иудеи).



Убийство случилось 4 ноября 1995 года в Тель-Авиве, вечером после многотысячной демонстрации в поддержку мирного процесса. Раненного в спину 2 пулями Ицхака Рабина на заднем сидении правительственного лимузина повезли в находящуюся неподалеку больницу "Ихиллов"

К 23:00 личный секретарь Рабина сообщил, что премьер был застрелен насмерть..

Стареющий лидер Рабочей партии Ицхак Рабин, политика которого подвергалась жесточайшей критике, в момент был канонизирован. Его именем в Израиле теперь принято называть площади, улицы и общеобразовательные учреждения...

ВЗРЫВЫ ДОМОВ В МОСКВЕ И ВОЛГОДОНСКЕ В 1999 ГОДУ. Серия террористических актов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года унесла жизни более 300 человек. Взрывы произошли в ситуации, когда в Дагестане шли бои между федеральными войсками и вторгшимися вооружёнными отрядами сепаратистов из Чечни, которых возглавляли Шамиль Басаев...

Взрыв на улице Гурьянова. 8 сентября 1999 года в 23 часа 58 минут в подвале 9-этажного жилого дома 19 по улице Гурьянова (район Печатники) на юго-востоке Москвы произошёл взрыв. Здание было частично разрушено, одна секция жилого дома обвалилась. На развалинах жилого дома в течение нескольких дней работали спасатели...



По официальным данным, в результате взрыва погибли 109 человек, пострадали 160 человек. Как было установлено взрывотехниками, в подвале дома сработало взрывное устройство мощностью 300—400 кг тротила. Взрывной волной деформированы конструкции соседнего дома 19. Через несколько дней дома 17 и 19 были уничтожены взрывотехниками, жители переселены в другие дома...

В средствах массовой информации высказывались предположения, что это террористический акт. На 13 сентября назначили день траура по погибшим при взрыве. В тот же день по телевидению был показан фоторобот человека, который якобы снимал подвальное помещение в жилом доме...

Взрыв на Каширском шоссе. 13 сентября в 5 часов утра произошел новый взрыв на Каширском шоссе в 8-этажном жилом доме номер 6/3. В результате взрыва дом был полностью разрушен, почти все находившиеся в жилом доме жильцы - 124 человека - погибли, 9 человек были ранены и извлечены спасателями из завалов, пострадали 119 семей. Из-за того, что дом был кирпичный, погибли почти все жители, находившиеся в нем во время взрыва...

В тот же день, 13 сентября, в районе Марьино были найдены запасы взрывчатки в мешках из-под сахара, достаточные для уничтожения ещё нескольких жилых домов. Чрезвычайное положение не вводилось, но были приняты беспрецедентные меры безопасности в Москве и других городах, проверены все чердаки и подвалы. Жителями жилых домов в течение нескольких месяцев были стихийно организованы круглосуточные дежурства…

16 сентября, через несколько дней после взрывов в Москве, в 5.40 утра город Волгодонск Ростовской области потряс взрыв страшной силы.Возде здания ОВД и рядом с 9-этажным жилым домом по улице Гагарина, 35 взорвался автофургон "ГАЗ-53", начиненный взрывчаткой. Во дворе дома образовалась воронка диаметром 15 м и глубиной 3 м. В 144 квартирах панельного дома проживали 437 человек - погибло 18 человек.

ТРАГЕДИЯ В ПЕРЕХОДЕ НА ПУШКИНСКОЙ ПЛОЩАДИ. В Москве прогремел очередной мощный взрыв. Взрывное устройство заложили два молодых кавказца…

Предположительно, они подошли к коммерческой палатке номер 40 и попросили продать им товар за доллары США. Продавец отказал, тогда молодые люди попросили продавца присмотреть за сумкой, пока они сходят обменять доллары на рубли. Буквально через несколько минут после их ухода сработало лежавшее в сумке самодельное взрывное устройство мощностью от 400 грамм до 1,5 кг тротила…

По словам свидетелей, которые находились в тот момент в переходе, сначала раздался сильный хлопок, яркая вспышка, затем по тоннелю прокатилась взрывная волна и повалил сильный дым. Люди стали выбегать наружу. У тех, кто был ближе к эпицентру, были многочисленные ожоги и ранения, лилась кровь. Взрыв был такой силы, что буквально срывал одежду с пострадавших...



В результате взрыва погибло 7 человек, 93 обратились за медицинской помощью. Из них 59 человек были доставлены в городские больницы, 34 от госпитализации отказались. Среди пострадавших было три ребенка…



ГИБЕЛЬ "КУРСКА". 12 августа 2000-года в Баранцевом море разыгралась трагедия, приковавшая к экранам телевизоров сотни миллионов людей

В течение нескольких дней силами российских и британских морских сил спасатели пытались вызволить из подводного плена 118 членов экипажа атомной субмарины.

Однако, все усилия оказались тщетными...

Поделиться