Конспект урока фгос городецкая роспись. Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами в старшей группе «Городецкая роспись. Мотивация учебной деятельности

Тема урока: «Городецкая роспись»

Класс: 5

Цели урока:

    Знакомство с народными промыслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с мотивами, основными этапами росписи.

    Формировать практические умения и навыки рисования городецких цветов и декоративных элементов городецкой росписи. Учить детей составлять цветочную композицию по мотивам Городецкой росписи.

    Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.

    Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийное оборудование, образцы городецкой росписи, презентация.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.

УУД формируемые на уроке:

Предметные УУД

    Знать: историю городецкой росписи.

    Уметь: выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.

Личностные УУД

    Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

    Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

    Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Регулятивные УУД

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Ход урока.

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

Какими? (ответы детей)

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм.

Слайд 2. Из букв на слайде попробуйте отгадать название промысла, с которым мы сегодня познакомимся.

Слайд 3. Городецкая роспись.

Слайд 4. Используя слова на слайде, сформулируйте цели урока.

Слайд 5.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Слайд 6.

Жители Городца и окрестных селе ний (Курцево, Косково ) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный мате риал, из которого делали все: детские игруш к и, домашнюю утварь, посуду, прялки, коромысла, колыб ели и т.д.

Слайд 7. Назовите основные особенности городецкой росписи, используя текст и иллюстрации учебника (учебник стр. 82)

    Что можно увидеть в композиции городецкой росписи? Какими мотивами расписывали изделия? (Слайды 8 – 10).

    Какого цвета основной фон ( часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой)

Слайд 11.

    Какие цветы являются основными в цветочной композиции?

(учебник стр. 82) (розаны, купавки, бутоны)

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания.

Слайды 12,13

Виды цветочных композиций.

Слайд 14.

Назовите этапы городецкой росписи и основные цвета. (учебник стр.84)

Слайды 15 – 17. Основные этапы.

Слайд 18. Практическая работа. Выполнение городецкой розы. (учитель показывает поэтапное выполнение цветка на доске).

Рефлексия.

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)

На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях: прялках, ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Что нового для себя вы открыли на уроке?

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Слайд 19.

Кроссворд.

    Как называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок)

    Это животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь)

    Наиболее распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда)

    Как называется второй этап городецкой росписи? (теневка)

    Как называется третий этап городецкой росписи? (оживка)

    Этот цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан)

    Один из видов композиции городецкой росписи (сюжетная)

    Основной цвет фона на городецких изделиях (желтый)

    Этот цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка).

Выполнение работы – 3 б

Сложность узора – 1 б

Аккуратность выполнения – 1 б

(выполняют оценивание работ соседа по парте)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Спасибо за работу.

МУРЗАКАМАЛОВ АЛМАЗ АГЗАМОВИЧ

Мастер производственного обучения

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

На тему «Золотая Хохлома»

Уфа-2015

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №1

Предмет «Техника художественной росписи изделий из дерева» ПМ.02

Тема урока: «Золотая Хохлома»

Цели и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя: доска, мел, проектор-компьютер (для показа презентации, фильма), репродукции;

Для учащихся: Бумага А4, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, баночка для воды, салфетка, простой карандаш, тетрадь.

План урока (45 мин):

п/п

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

3-5 мин.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией изделий Хохломы.

10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная работа. Выполнение элементов Хохломской росписи.

15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов.

5 мин.

Задание на дом.

2 мин.

Ход урока:

    Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

    Объяснения и закрепления учебного материала:

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.

    Рассматривание образцов изделий (выставка работ - презентация).

    Техника Хохломской росписи:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

    Особенности Хохломской росписи:

Два приема письма:

верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.

Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

    цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

    основной элемент узора: «травка»

    элементы: листья, цветы, ягоды,

    композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

    Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).

    Практическая работа: работа над композициями.

    Вопрос:

Где и когда возникла Хохломская роспись?

Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?

Основной элемент Хохломской росписи?

Элементы Хохломской росписи?

Цветовая палитра Хохломской росписи?

Композиционное построение рисунка?

Орнамент, декор, украшение?

Практическая часть . Выполнение композиции «Хохлома» в технике верховая письмо «травки», «ягодки», «кустики»

Подведение итогов. Выставка работ. Подведение итогов.

Задание на дом: 1. Повторить пройденного урока.

2. Выполнить презентацию на тему «Хохлома» верховая и фоновая письмо и писать чем они отличаются.

3. Выполнить небольшую композицию хохломской росписи.

Итог урока: Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

    В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.

    В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

    С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

    Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.

    Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.

Открытый урок по ИЗО

Тема: « Городецкая роспись» (1 урок)

Цель урока : Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,

Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка»,

«ягодка», «листочек».

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;

Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое

мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к народному творчеству.

Тип урока : усвоение и закрепление новых знаний.

Используемое оборудование :

Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, слайды, гуашь, кисти, альбом;

Для учеников: альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами Городецкой росписи.

Зрительный ряд : слайды с изделиями Городецкого промысла.

Музыкальный ряд : русские народные песни.

План урока

    Организационная часть.

    Вводная беседа и объяснение нового материала.

    Физкультминутка.

    Практическая часть.

    Анализ и оценка работы детей.

    Задание на дом.

Ход урока:

    Проверяем готовность учеников к уроку.

    Сообщение темы и целей урока.

    Вступительное слово учителя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

    На предыдущих уроках мы говорили с вами о народных промыслах.

    Как они называются?

    Сегодня мы познакомимся с работами умельцев из города Городец.

    Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву - резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. (Слайды)

Особенности Городецкой росписи

    Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной. (Слайды)

    Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Слайды)

    Как вы думаете, что изображено на этой работе?

    Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов. (Слайды)

    Найдите на работах эти цвета и назовите мне их. (Красный, синий, чёрный, зелёный)

    Ещё одна особенность – рисунок наносился по готовому цветному фону. (Слайды)

Приемы выполнения Городецкой росписи

Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек». (Слайды) Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» - цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» - обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» - разбавленным цветом, а «тенёвка» - насыщенным. (Слайд) На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета. (Слайды) Последовательность выполнения «купавки», «ягодки» та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов. (Слайды)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. (Показываю на своём примере)

    Физкультминутка.

    Практическая часть

Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочки».

    На альбомном листе, пользуясь карточками, выполните элементы Городецкой росписи. Ваша задача соблюдать последовательность, подбор цветового сочетания, присущего Городецкой росписи и соблюдать правила пользования кистью при росписи. (Музыкальный ряд, слайды с изображением изделий Городца)

    Анализ и оценка работы детей

Выставка работ детей.

    С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?

    О каких элементах Городецкой росписи вы узнали?

    Какими цветами пользовались Городецкие мастера?

Заключительное слово.

Занятие ремеслом помогало выживать людям.

Какие качества человека способствовали созданию таких работ?

Эта красота не только радовала мастеров, но и помогала материально семье.

Вот и мы отправим свои работы на ярмарку.

Зацветает Городец чудным садом –

Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.

    Задание на дом:

Повторить элементы Городецкой росписи для закрепления материала.

Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

    Для учащихся:

    модель для раскрашивания «Кухонная доска»

    баночка для воды

    лист бумаги

    салфетка

    простой карандаш

    стирательная резинка

    Для учителя:

    образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

    плакат «Городецкая роспись»

    презентации «Городецкая роспись»

План урока (45 мин):

    Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

    Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

    Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

    Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

— Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».

— Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

— Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики — подмастерья. Начнем!

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С городецкой росписью.

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Розан, купавка, ромашка.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Возьмите палитру - чистый лист, положите его перед собой.

Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее.

У нас получился круг.

Чтобы этот круг сделать больше, приложите кисточку к кругу и ведите дорожку. Этот способ называется «примакивание».

Чтобы сделать круг еще больше, проведите еще одну дорожку.

Попробуйте сами нарисовать круг способом «примакивания», а я посмотрю, как у вас получается.

Отложите палитру в сторону, положите перед собой круглую заготовку для цветка.

Выберите цвет (синий или красный), каким будет ваш цветок. Смешайте его с белой краской, для этого я приготовила для вас маленькие квадратики.

Теперь попробуем нарисовать круг на заготовке, также как на палитре. Нужно это сделать аккуратно и правильно, чтобы ваш цветок получился красивым.

Покажите свою готовность.

Чтобы продолжить на нем рисовать, краска должна высохнуть.

Физкультминутка.

Встаньте со своих мест. Сейчас мы немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Молодцы! Садитесь на свои места.

Проверьте ваши заготовки.

У кого уже высох круг, поднимите руку.

Теперь нам нужно нарисовать яркий круг.

Поднимите руку те, кто будет рисовать «розан».

Скажите, где вы нарисуете яркий круг? В середине большого или сместите его в сторону от середины?

Поднимите руку те, кто будет рисовать «купавку».

Скажите, где вы нарисуете яркий круг?

Скажите, чтобы нарисовать яркий круг нужно в краску добавлять белый цвет?

Преступайте к работе.

Рисуем яркий круг также как и большой.

Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее. Если круг получился маленький, ведем дорожку.

Кто уже закончил, поднимите руку.

Отложите наши заготовки в сторону.

Вернемся к нашей палитре.

Теперь нужно потренироваться рисовать дужки.

При рисовании дужек не используйте много воды, а то они расплывутся и цветок ваш завянет.

Держим кисточку вертикально листу, касаемся кончиком кисточки лист бумаги, ведем линию, прижимаем полностью ворс кисточки, закругляем, стоп.

Остановились, отложите кисточки.

Потрясите ручками, чтобы они немного отдохнули, потрите каждый пальчик.

Возьмите кисточку в куру. Вернитесь на то место, где остановились. Прижмите ворс кисточки, ведем линию, приподнимаем и кончиком кисточки заканчиваем нашу дужку. Попробуйте нарисовать дужку самостоятельно, а посмотрю, как у вас получается.

Закончили, вернемся к нашему цветку.

Скажите, дужки, каким цветом рисовать будем?

Правильно, таким же, как и яркий круг.

У кого красный круг, дужки, какого цвета будут?

У кого синий?

Преступайте к выполнению задания.

Осталось только оживить цветок, нанести белым цветом оживку: штрихи, дужки, точки.

Отложите свой цветок. Возьмите палитру. Ватную палочку. Сейчас я покажу, как ватной палочкой сделать точку, для оживки. Сухую ватную палочку макните в краску и поставьте точку на бумаге.

Теперь макните ватную палочку в воду, затем в краску и поставьте точку на бумаге.

Скажите, точка, поставленная сухой ватной палочкой отличается от точки поставленной мокрой ватной палочкой? Чем?

Штрихи лучше делать тоненькой кисточкой.

Оживите свой цветок штрихами, точками, дужками.

Штрихи и дужки рисуйте аккуратно, чтобы линии были четкими, белыми.

Все оживили свой цветок?

Заканчивайте работу.

Поделиться