Конспект урока по русскому языку на тему "синонимы". Конспект урока по химии Тема: «Ковалентная химическая связь, ее виды»

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» с использованием информационно коммуникационных технологий.

ТЕМА: СИНОНИМЫ.

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя синонимы. Закреплять умения работать с толковым словарем. Развивать словарный запас, внимание, память. Формировать умения работать в паре, учить взаимовыручке.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник русского языка, рабочая тетрадь, толковый словарь, индивидуальные карточки, электронные материалы (слайды).

ХОД УРОКА.

I. Организационная часть.

Сегодня мы познакомимся с новой группой слов, как она называется, вы мне скажите сами, если справитесь с первым заданием и будете особо внимательными. А начнем мы наш урок с повторения словарных слов.

II. Работа со словарными словами.

Перед вами ребус. Чтобы вписать в него слова необходимо разгадать загадки.

Слайд № 1.

Слайд № 2

  1. Часть дороги, по которой движутся автомобили.
  2. (Ребус).
  1. День, когда все отмечают знаменательное событие
  2. В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

  1. Зерновая культура.
  2. Человек, который всегда выручит в беде.
  3. (Ребус)

II. Новая тема:

1.Подобрать к каждому слову слова близкие по значению.

Шоссе -

дорога

Машина -

Автомобиль

Праздник -

Веселье

Собака -

Пес, щенок

Пшеница -

хлеб

Товарищ -

друг

Мороз -

Стужа, холод

Слайд № 3.

Что общего у этих пар слов? (Значение, часть речи)

Чем отличаются? (по-разному произносятся)

Такие пары слов имеют свое название, которое спрятано в кроссворде. Кто найдет слова

Слайд № 4.

Итог: что мы будем называть синонимом? (Дети формулируют правило как поняли)

2. Работа с правилом в учебнике.

Откроем учебник и прочитаем правило на странице 64. Правильно мы его вывели?

Какое значение должно быть у синонимов?

Какой частью речи они должны быть?

3. Физминутка.

Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я вам буду называть. При этом вы будете сопровождать их движениями.

ИДТИ – ШАГАТЬ

СКАКАТЬ – ПРЫГАТЬ

КИДАТЬ – БРОСАТЬ

СООРУЖАТЬ – СТРОИТЬ

РАЗМЫШЛЯТЬ – СТРОИТЬ

БАЛОВАТЬСЯ – ШАЛИТЬ

ЕСТЬ – КУШАТЬ

СВЕРКАТЬ – БЛИСТАТЬ

4.Работа с толковым словарем

В тетради на печатной основе на стр. 43, выполним задание № 39.Найти слова в толковом словаре. В словарных статьях отыщи синонимы, с помощью которых даны толкования эти слов. Рядом с каждым словом напишите его синоним. (Дети работают в парах)

Вещун -

Деликатный -

Завороженный -

Изысканный -

Кавардак -

Навязчивый -

Опрятный -

Проказа -

Чародей -

Слайд №5.

5.Значение синонимов.

У каждого из вас есть карточка.

Прочитайте группу слов и назовите, что их объединяет.

Слайд № 6.

- Что объединяет слова? (смысл, часть речи)

Для чего нужны, разве недостаточно одного слова? (дают более точную характеристику предмету, действию, качеству)

Выделите в каждой группе слово, которое характеризуют качество в наибольшей степени.

6. Редактирование текста.

В учебнике на стр. 65 выполним задание №54. Миша составил рассказ. Какой недостаток есть в рассказе?

Переделаем рассказ, используя разные синонимы, которые есть у слова маленький .

Слайд № 7

III.Итог урока : Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы?

Кто научился подбирать синонимы?

IV.Домашнее задание : Записать текст, который отредактировали на уроке, стр.65, №54.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
___________________Синонимы._______________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Медова Надифа Мухматовна

Место работы

Гимназия

Должность

Преподаватель

Предмет

Русский язык и литература

Класс

Тема и номер урока в теме

Лексика 5-й урок

Базовый учебник

    Цель и задачи урока

Цель: углубление знаний о синонимах, полученных в начальной школе.

Задачи:

- обучающие: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями,; обучить самостоятельно пополнять свои знания.

- развивающие: дать определение синонимов, научить различать синонимические оттенки, значения, эмоциональные окраски и стилевую неоднородность, работать со словарями синонимов.

- воспитательные: развить чувство гордости за столь богатый синонимами язык.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, игровая.

    Необходимое техническое оборудование: презентация, медиапроектор, словари, листы самоконтроля.

Структура и ход урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент

Проектор(1)

Демонстрация

Чтение, осмысление

Проверка домашнего задания

Проектор(1)

Демонстрация

Повторение

Объяснение новой темы

демонстрация

Освоение новой темы

Закрепление изученного

Интерактивная доска(3)

демонстрация

Закрепление изученного

демонстрация

Закрепление изученного

_______Синонимы___________________________________

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Проектор

Текст и изображение

Иллюстрация, препрезентация.

http :// www . .

http://school-collec .

Изображение

Презентация

http : .

Интерактивная доска

Презентация

http : .

    Организационный момент. Эпиграф

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский). (слайд 1)

Учитель: Слова бывают разные-

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово - утешения

И слово – удушения… (В. Полторацкий).

Обратите внимание на эпиграф нашего урока,\. Как вы понимаете его значение?

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цели.

    По следам домашнего задания. (слайд 2)

- Продолжим изучение раздела лексика. Проведем небольшую разминку, чтобы повторить изученное.

*Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Лексика).

*Вспомните, что мы уже знаем о лексике.

*Что такое омонимы? Дайте определение.

*Назовите омонимы, которые вы записали дома. (Упр. 345).

*О каких словах идет речь? (слайд 3)

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу - далеки.

(Я.Козловский)

(Речь идет об омонимах).

*Что такое троп?

Приведите примеры тропов из текста. (На столах карточки с заданием. Работа в парах). (слайд 4)

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

(С.Есенин)

III . Переход к изучению новой темы.

Диктант с последующим частичным синтаксическим и пунктуационным разбором.

(Первое предложение дети разбирают в тетрадях, а второе и третье выполняется двумя учениками на доске).

Задание:

    Луна – небесное тело.

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)

    Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)

Задание: объяснить пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.

Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).

Сравниваем по стилю первое предложение со вторым и третьим; убеждаемся, что в нем слово луна заменить словом месяц нельзя.

Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».

Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.

Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.

Что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию). (слайд 5)

Составление синонимических рядов. (слайд 6)

Учащиеся объясняют значение каждого синонима в ряду, указывают в чем различие.

Красавица, жара, запальчиво, молва, лось.

С л о в а д л я с п р а в о к: зной, красотка, жар, задорно, пекло, жарища, чаровница, жарынь, несдержанно, слух, толк, слава, сохач, разговоры, сохатый, слушок.

Нужно помнить, что тождественных слов в языке почти не существует. Называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.

    Знакомство со словарными статьями словаря синонимов.

(Учитель разъясняет структуру и правила пользования со словарем синонимов).

    Закрепление материала.

    Работа с теоретическим материалом (стр. 144-145).

    Выполнение упражнения № 349 (устно).

3. Игра: (Назовите слова, которые определены следующим образом)

а) в одном значении синоним слово множество, в другом – антоним слова суша (море)
б) синоним луны и омоним двенадцатой части года (месяц).
в) синоним слову победа и омоним слову, обозначающему сорт клубники (виктория)
г) синоним к фразеологизму на краю света, антоним к в двух шагах (за тридевять земель).

V . Выполнение заданий по группам.

(Ученики делятся на три команды: «Умные», «Смышленые», «Мудрые»).

Ваша задача в том, что вы должны правильно ответить на вопросы и набрать баллы. В конце по количеству баллов узнаем, какая команда оправдала свое название.

(Вопросы и задания отображаются на интерактивной доске).

(призатруднениях учащиеся обращаются к словарю синонимов).

Задание 1.(слайд 7) Подберите синонимы к словам:

Аплодировать-

Способный-

Задание 2.(слайды 8-14) Подберите синонимы к словам:

Перстень-

Вопрос. (слайд 16) Чем отличаются синонимы в образованных парах?

Задание 3. (слайд 17) Продолжите синонимический ряд:

Охранять-

Бесконечный-

Задание 4. (слайд 15) Замените эти иноязычные по своему происхождению слова русскими синонимами:

Актуальный, имитация, антракт, триумф, пресса, финал, шеф.

VI . Опишите картину, используя как можно больше синонимов и синонимических рядов. (Репродукция картины). (слайд 18)

Усвоения новых знаний 1 Распределительный...Урок

... конспектов уроков , которые проиллюстрируют наши предложения. Технология анализа урока Цель посещения урока ... урока теме и цели урока ? Каких этапов урока здесь недостает? 43. Ознакомьтесь с планом урока в I классе. Тема ... словотолкование, синонимы , ...

  • Конспект урока по химии Тема: «Ковалентная химическая связь, ее виды»

    Урок

    Гуленина Ксения Александровна 2012 г. Конспект урока Тема урока : «Ковалентная химическая связь, ... дом - 1 мин План -конспект урока Основные этапы урока , время Методы Содержание учебного... вы должны помнить, что синонимом ковалентной связи является атомная...

  • Тема: Синонимы.
    Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
    Задачи:
    ­ обучающие: научить различать
    синонимы с разными оттенками значений;
    эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
    ­ развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать
    синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
    ­ воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
    Планируемые результаты:
    Личностные УУД: формирование интерес к русскому языку;
    Метапредметные УУД: развитие логического мышления: сопоставление, анализ,
    навыки самоконтроля, взаимоконтроля; умение работать индивидуально и в группе, находить
    общие решения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определение цели
    предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценка достигнутых
    результатов.
    Предметные УУД: расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью
    практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными
    оттенками значения.
    Тип урока: расширение и закрепление полученных знаний.
    Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
    Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
    Синонимы – это точность, выразительность, богатство
    нашей речи.
    I Оргмомент
    Ход урока
    Зеленый и таинственный
    Средь моря остров спит.
    И надо нам единственный
    Путь выбрать, что лежит
    Через моря Познания
    На горы Мастерства,
    Минуя очень топкие
    Опасные места.
    В стране далекой Лексике
    Ищите те пути,
    Которые вас к знаниям
    Помогут привести.
    ­ Сегодня на уроке мы продолжим осваивать просторы страны Лексики. Вчера мы
    познакомились с новой ее губернией, которая называется …?
    ­ Верно, Синонимия.
    Запишите в Путевых заметках дату. Во время нашего вчерашнего путешествия несколько
    районов губернии Синонимии осталось неисследованными, мы сегодня отправимся знакомиться с
    ними. Нам предстоит узнать, какую роль играют синонимы в речи, какими богатствами обладают и
    что дарят тому, кто умеет пользоваться их богатствами.

    II. Актуализация знаний
    Поскольку пропуск на территорию этой губернии мы оформили ещё вчера, то сегодня нас
    ждёт только небольшая лингвистическая разминка, помогающая освежить знания.
    Вставьте недописанные слова.
     Все слова языка _________________ (лексика).
     Раздел лингвистики, изучающей лексику _______________ (лексикология).
     Слова, имеющие одно лексическое значение ___________________(однозначные).
     Слова, имеющие несколько лексических значений _____________ (многозначные).
     Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению ____________
    (омонимы).
     Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению
    ___________________________
     Являются ли синонимами слова радость, смеяться? Почему?
    III. Тренировочные упражнения.
    1. Редактирование текста + индивидуальное задание по карточке
    ­ И вот мы вышли на улицу. А здесь…
    Проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.
    ­ Понравилось ли вам такое продолжение нашего рассказа о путешествии?
    ­ Давайте исправим его.
    (Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.)
    ­ Что мы использовали, исправляя предложение?
    ­ В чем помогли, для чего послужили синонимы?
    Вывод 1: Синонимы используют, чтобы не повторять одно и то же слово, чтобы избежать
    повторов.
    2. Роль синонимов и повторение однородных членов.
    ­ Предложение стало, конечно же, лучше, но на улице все равно шум и суета. Давайте
    проедем за город и очутимся в зимнем лесу.
    Красиво? Нам придется описать увиденную красоту.
    Выберите из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий для данного
    предложения.
    Зимний лес
    Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются,
    вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели
    (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И
    (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).
    ­ Почему мы не могли использовать все синонимы, данные в скобках, как однородные
    члены, записывая все подряд? Что различает эти синонимы в этих рядах?


    3. Проверка индивидуального задания по карточке
    Карточка
    Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова
    На нас смотрит симпатичное,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза
    заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное,…настроение
    передается нам, и, наверное, поэтому так приятно,…смотреть на эту девушку, любоваться ее

    одеждой.
    Платье девушки из прозрачного,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость
    Арсеньевой, ее изысканный,…вкус.
    Ощущение радости,… остается от этой картины.
    Слова
    задорная,
    справки:
    для

    хитринкой;
    приятное, милое; просвечивающий, просторный; веселый, задорный, оживленный, радостный,
    ликующий,
    утонченный,
    тонкий; отрадный, милый; ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.
    Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы при выполнении задания и для чего.
    Вывод 2: Синонимы служат, для более точного описания предмета, явления или
    оптимистичный;
    лучезарный,
    кокетливая,
    сияющий,
    светлый;
    бодрый,

    состояния. Для тонкого разграничения оттенков смысла.
    Слово учителя: Это портрет Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей
    Смольного института благородных девиц и фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Эта
    картина написана известным русским художником­портретистом Владимиром Лукичом
    Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II.
    4. Знакомство с понятие «градация»
    ­ Но посмотрите, пока мы с вами записывали вывод, в лесу что­то изменилось.
    Бураны, вьюги и метели,
    Как много с ними канители,
    Как много шума, толкотни,
    Как надоели мне они! –
    Так проворчал мороз угрюмый
    И речку в лед сковал без шума.
    ­ Найдите синонимы. Подчеркните их.
    ­ Одинаковы ли они в своем лексическом значении? В чем отличие? (Степень проявления)
    ­ Выпишите эти слова в порядке возрастания проявления признака.
    Перед вами пример градации.
    ­Посмотрите на экран
    Слайд
    Дерево ­ большое, огромное, громадное.
    ­ Как располагаются данные синонимы? (по мере возрастания признака).
    Зёрнышко – маленькое, крохотное, ….. Продолжите ряд.
    ­ Как располагаются слова? (по мере убывания)
    Это тоже градация
    Градация ­ расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или
    ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается
    особая выразительность, сила впечатления. Это ещё одно средство выразительности.
    ­ Для чего ещё используются синонимы в речи, чаще в художественных произведениях?
    Вывод 3: Синонимы придают особую выразительность речи.
    5. Индивидуальная работа по карточкам для слабоуспевающих
    Карточка
    Расположи по мере возрастания следующие синонимы:
    Торопиться, спешить, бежать
    Храбрый, отважный, смелый.
    Свирепый, лютый, злой (враг).
    6. Знакомство с понятием «контекстные синонимы»

    А давайте вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке». Сколько раз ходил старик к морю? А
    море при этом оставалось одинаковым? Понаблюдаем.
    Вот пошел он к синему морю;
    Видит,­ море слегка разыгралось…
    Вот пошел он к синему морю;
    Помутилося синее море…
    Пошел старик к синему морю;
    Не спокойно синее море…
    Старичок отправился к морю,
    Почернело синее море…
    Вот идет он к синему морю,
    Видит, на море черная буря…
    Подчеркнём слова описывающие состояние моря. Они близки по значению, но отличаются
    степенью проявления признака. То есть, какое средство выразительности использовано? Но
    помимо степени проявления признака их различает ещё что­то. Можем ли мы их назвать
    синонимами в прямом значении этого слова? (Нет. Они синонимичны только в этом тексте.)
    Это контекстные синонимы.
    ­ Какими новыми понятиями обогатилась наша речь?
    ­ На каком уроке нам особенно пригодятся эти знания?
    ­ Как вы думаете, почему менялось море?
    ­ Только ли старухиной о жадности говорил А. С. Пушкин? О чем говорит его известное
    высказывание о сказках? Каков «намёк» и «урок» в данной сказке?
    7. Объяснение домашнего задания: Поработайте дома со сказками и подберите 3
    примера градации или контекстных синонимов.
    8. Исследовательский проект учащегося
    А теперь продолжим путешествие с целью освоения новых богатств синонимов.
    Оказывается, у них есть ещё одна особенность, о которой расскажет …….. (стилистическое
    употребление.)
    Состав синонимов русского языка изучается уже более 200 лет (первый синонимический
    словарь вышел в 1783 г., его автором был известный русский писатель Д.И. Фонвизин).
    Современная наука достигла больших успехов в изучении и описании лексической синонимии.
    Особую ценность представляют словари синонимов. Писатели и переводчики отдают предпочтение
    «Словарю синонимов русского языка» З.Е. Александровой (первое издание 1968 г.)
    В непосредственной речи повседневного общения мы также употребляем синонимы, но не
    задумываемся о их значении. А они между тем служат для выражения наших чувств и эмоций,
    могут показать наш уровень культуры.
    Например,

    любой:
    женщина,

    ребенок,
    Упасть может
    слово).
    Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над своей
    неловкостью.
    Рухнуть – стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает
    «упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».
    Пожелание, чтобы человек ушёл так же может быть выражено по­разному.
    Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, и выдаёт уровень
    (нейтральное
    старик

    культуры говорящего)
    Вывод 4: Синонимы могут обладать стилистической и эмоциональной окраской.
    IV. Итог урока
    1. Прочитайте, что получилось у нас в записях о синонимах?
    ­ Как наши выводы перекликаются с эпиграфом к уроку?
    2. Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. И жители губернии Синонимии
    хотели бы узнать, насколько хорошо вы поняли и оценили их богатства. Для этого следует решить
    небольшой тест.
    1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
    А) состязание
    Б) сражаться
    В) борьба
    2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
    А) чистоплотный
    Б) опрятный
    В) аккуратно
    3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
    А) добрый – участливый – человеколюбие
    Б) лёгкий – воздушный – невесомый
    В) молодость – юность – молодеть
    ­ Взаимопроверка и выставление оценки. Коллективная проверка и авыставление оцнки
    самому себе.
    V. Рефлексия
    Закончите строчку
    ­ Сегодня я повторил(а) ______________________________________________________________
    ­ Сегодня я познакомился­(ась)________________________________________________________
    ­Я узнал(а), что_____________________________________________________________________
    ­Считаю, что_______________________________________________________________________
    ­Мне было интересно_________________________________________________________________
    ­ Мне было неинтересно______________________________________________________________
    VI. Домашнее задание
    Закончилось наше сегодняшнее путешествие, но мы не прощаемся со страной Лексикой. На
    следующем уроке нас ждет знакомство с новой её областью. Подготовимся к встрече с ней,
    выполнив домашнее задание:
    в художественной литературе найти примеры градации или контекстных синонимов.(3
    примера) или упражнение

    Тема урока : «Синонимы».

    Тип урока : урок открытия новых знаний.

    Цели урока:

    1.Образовательные: познакомить с определением синонимов; с различными оттенками значений синонимов, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; с ролью синонимов в речи; со словарями синонимов.

    2. Практические: совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову; употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений и стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов.

    3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

    4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

    Задачи урока:

      Образовательные:

    развивать умение формулировать определение понятий;

    развивать умение находить синонимы в тексте;

    формировать умение использовать синонимы в речи;

    развивать умение различать синонимы в тексте;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать орфографические умения;

    учить различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

    развивать умение подбирать синонимы к слову.

      Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления;

    развитие внимания;

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему;

    развитие умения групповой и парной работы.

      Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к родному языку;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

    взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

    Планируемые результаты:

    познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

    личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

    регулятивные : целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

    коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    Оборудование:

    мультимедийная презентация к уроку;

    учебник, словари русского языка (орфографический, толковый, синонимов); карточки индивидуальные.

    Методы и приемы : словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

    Структура урока:

      Организационный этап.

      Актуализация знаний.

      Постановка учебной задачи.

      Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

      Минута релаксации

      Закрепление изученного материала.

      Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

      Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

    Ход урока.

      Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Принцип психологической комфортности.

    Приветственное слово учителя.

    - Добрый день, ребята. Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

    Приветствие учащихся.

      Актуализация прежних знаний .

      Ответьте на вопросы:

    - Что такое лексика? - Какая наука о языке изучает лексику? - Какие слова называются однозначными? многозначными? - Что такое омонимы? - Что такое антонимы? 2. Выпишите словосочетания с многозначными словами в первый столбик, а с омонимами во второй. вид на море – вид спорта шелковое полотно – полотно конвейера курносый нос – нос самолёта свадебный наряд – наряд милиции кузнечный горн – звонкий горн вращающийся вал – городской вал ловить мяч – ловить момент лист бумаги – капустный лист
      Вызов. Формирование новых понятий и знаний.
      Словарная работа.
    Громада, громоздить, громоздкий, громадный. ____________________ Громада – огромный предмет, что-нибудь очень большое. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)
      Лексическая разминка.
    Задание: подберите к данным словам другие прилагательные, которые характеризуют предмет, обозначая его признак – большой размер. Громоздкий, громадный,…
      Знакомство с новыми понятиями.
    Синонимы слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом . Могут быть синонимические ряды существительных (работа – труд – дело – занятие) ; прилагательных (влажный – мокрый – сырой) ; глаголов (бежать – спешить – торопиться) ; наречий (тут – здесь) ; фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом) .

    Перемена.

    Что случилось в пятом классе? Что за шум здесь, что за гам? Скачут Таня, Витя, Саша, Прыгают Наташа с Машей. Засмеялись Толя с Пашей, Прыснули от смеха Даши, Захихикал и Захар. Мимо парт несётся Сонька, А за ней бежит Алёнка, Мчатся, никого не видя, Женька, Оля, Надя, Дима, И летят во весь опор Лена, Галя и Егор. А в сторонке, у окошка, Очень тихо, про себя, Учит правило, наверно, Ученик – отличник Гена. Что же здесь произошло? Это просто ПЕРЕМЕНА! Словом, всё здесь хорошо! Найти синонимы в этом стихотворении.
    4. Использование синонимов в художественных текстах. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла. Уговорились я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-то-пама… Нет, ги-попо-тото-попама… Нет, ги-тото-попо-потама… Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота И побежали мы вдвоём Взглянуть на ги… на бегемота. Мы чаще так его зовём. Я думаю, гиппопотама Зовут так трудно для того, Чтоб сторож из глубокой ямы Пореже вызывал его. С.Я.Маршак
      Физкультминутка.
      Осмысление. Формирование новых умений и навыков.
      Работа с упражнением в учебнике.
      Отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака.
    1)большущий исполинский огромный большой 2)божественный красивый роскошный прекрасный
      Практическое упражнение по подбору синонимов.
    скупой
    Задание. Подберите синонимы к следующим словам: скупой, кидать, очи, спешить, неприятель, товарищ.
    Проверьте себя: скупой
      Практическое упражнение.
    Задание. Найдите в ряду синонимов разговорные и просторечные слова:
    Болтать – разговаривать Порицание – головомойка Бродить – болтаться Дуться – сердиться Искать – копаться Задание. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже . 1) Партизаны отразили все... противника. Вся природа ждала... весны (атака, наступление). 2) Учитель регулярно проводил... с родителями. Он оплатил на почте... по телефону (беседа, разговор). 3) Из окна открывался красивый... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

    VI. Рефлексия . Ответьте на вопросы: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются синонимами? - Что такое синонимический ряд? - Будут ли являться синонимами следующие слова: интерес, интересный, интересоваться ? - Будут ли являться синонимами следующие слова: чудесный, красота?

    Тест

    1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову БЫСТРО? А) бегло Б) стремительно В) быстрый 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый - человеколюбие Б) лёгкий – воздушный - невесомый В) молодость – юность – молодеть
      Домашнее задание.

    Конспект урока русского языка в 5 классе «Синонимы»

    Тема урока : « Синонимы».

    Тип урока : изучение нового материала.

    Цели :

    1. Общеобразовательные : сформировать у учащихся понятие о синонимах; совершенствовать навыки грамотного письма; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

    2 . Развивающие : развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать, делать выводы ;

    3 . Воспитательные : воспитывать интерес и любовь к предмету, слову, книге; воспитывать умение слушать, оценивать, работать в группе, вести диалог .

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    Оформление тетрадей.

    2. Мотивация к учебной деятельности.

    Ребята, на доске написана тема урока: МЫНОСИНИ.

    Вижу ваши улыбки и недоумение на лицах. Но скоро вам всё станет понятно -вы сможете расшифровать это слово.

    А пока пожелаем друг другу плодотворной работы. Ребята, подберите, пожалуйста, похожие по значению слова, которыми можно заменить слово «плодотворной».

    (Хорошей, продуктивной и др.)

    Скажите, а как называются слова близкие по значению, но разные по написанию?

    (Синонимы)

    А теперь попробуйте расшифровать смешное слово и записать тему урока.

    (МЫНОСИНИ - синонимы, в слове поменяли местами слоги)

    Да, сегодня на уроке мы ещё ближе познакомимся с синонимами

    Ребята, а что же мы должны узнать, каковы цели нашего урока?

    (Что такое синонимы? Как правильно употреблять их в речи? Зачем они нужны в языке?

    3.Изучение нового материала.

    Кто сможет дать более точное определение синонимам?

    Молодцы. Давайте проверим ответ по учебнику. Но вы сейчас не просто будете читать материал, а во время изучения отмечать карандашом (маркировать) то, что вам уже известно, «галочкой» (\/), а новое - восклицательным знаком (!). (Ученики читают новый материал, маркируют, затем комментируют то, что и как обозначили. Сравнивают прочитанное со своим ответом, уточняют, оценивают ответ одноклассника)

    Ребята, посмотрите на слова (на доске или на слайде презентации): смеяться, хохотать, заливаться, фыркать, прыскать . Скажите, можно ли назвать данные слова синонимами и почему? Чем они отличаются? (Разная стилистическая окраска: нейтральная, книжная, разговорная лексика)

    А можно ли эти слова назвать синонимами: грохот, шумный, трещать ? (Их нельзя назвать синонимами, т.к. они являются разными частями речи)

    Давайте попробуем подобрать как можно больше синонимов к слову красивый . Поиграем: кто больше слов напишет за 2 минуты, тот победитель. (Ученики подсчитывают записанные ими слова. Тот, у кого больше, зачитывает вслух. Остальные корректируют, дополняют)

    Вспомните, как называется целая группа слов, состоящая из нескольких синонимов? (Синонимический ряд)

    Ребята, скажите, пожалуйста, а где можно найти наиболее полный перечень синонимов? (В словаре синонимов) .

    (Учитель демонстрирует словари, м.б. на слайдах презентации, и показывает как строится словарная статья) .

    4.Закрепление изученного материала.

    Словарная работа .

    - Ребята , обратите внимание: на доске записана группа слов, представляющих синонимический ряд:

    большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный, исполинский.

    Определите лексическое значение слов, поясните, в каком слове признак

    проявляется в большей степени, в каком - в меньшей.

    Игра «Подскажи словечко».

    Предлагаю поиграть. Я называю слова -вы подбираете синонимы.

    Идти - шагать, выступать, шествовать, семенить (разг.), плестись (разг.),

    брести (разг.); спешить - торопиться, поспешать (разг.); отвага - решимость,

    мужество, смелость, храбрость; жара - зной, пекло (разг.), жарища (разг.);

    большой - огромный, здоровенный (разг.), солнце - светило, ярило (книжн., миф.) затем сверимся и вы себя оцените по качеству и количеству записанного.

    Работа в малых группах .

    Советуясь с соседом по парте, расположите синонимы в порядке усиления признака и подчеркните главное слово синонимического ряда:

    забавный, нескучный, увлекательный, интересный; напрасный, тщетный, безуспешный, безрезультатный, бесполезный.

    Составьте возможные словосочетания: коричневые, карие (глаза, носки), жёсткий, черствый, твёрдый, вчерашний (хлеб, диван, материал).

    Работа с текстом .

    Прочитайте данный текст.

    Ребята поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью . (Текст на слайде )

    Понравился ли он вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами . (Взбираться, влезать ). Ученики зачитывают получившиеся тексты.

    5.Итоги урока .

    Итак, подведем итоги.

    Для чего служат синонимы в речи? (Помогают избежать повторов, передать мысль более точно, ясно. Служат для связи предложений в тексте. Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой)

    Что нового вы узнали на уроке?

    6. Рефлексия .

    7. Домашнее задание.

    Выполнить упражнение учебника или придумать загадку с использованием синонимов. Например, как в этой загадке:

    Называю паузу я так:

    Промежуток, интервал, антракт.

    Ну а в школе непременно

    Я бываю …(перемена).

    Спасибо за работу на уроке.

    Поделиться