Конспект урока русского языка род имен существительных. Конспект урока по русскому языку на тему "род имен существительных". в) ср. р. – яблоко, желание, подземелье

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроения

Учащихся на урок

Мы рады приветствовать вас

В классе нашем

Возможно, есть классы и лучше

И краше.

Но пусть в нашем классе вам

Будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

А для того, чтобы было уютно и легко

нашим гостям и нам с вами ребята мы должны:

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Сегодня мы проведем исследование, и откроем новые знания.

А вы знаете, кто такие исследователи? (это люди. которые занимаются научными исследованиями, выясняют, изучают что-то новое). Если дети не ответят предлагаю желающим посмотреть с толковом словаре.

В роли исследователей выступите вы сами. Исследования будете проводить в группах.

Я буду консультантом и координатором ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать ход выполнения заданий.

Уважаемые исследователи приступим к работе.

Откройте свои тетради запишите число, месяц. Соблюдайте правильную осанку во время письма

На доске слова:

С…мейный, р…ка, уд….вительный, пр…мой

Прочитайте слова, подумайте какие задания можно выполнить с этими словами

1 Вставить пропущенные буквы

2. Найти лишнее слово

Запишите лишнее слово, вставляя пропущенную букву.

Какое слово лишнее и почему?

Какая орфограмма вам встретилась?

Запишите еще 3 имени существительных

(проверка)

А сейчас вспомним все что вы знаете об имени существительном

Игра «Да – нет»

Имя сущ-ое – часть речи (+)

Имя сущ-ое отвечает на вопрос: какой? Какая? Какие? (-)

Имя сущ-ое обозначает предмет (+)

Имя существительное бывают одушевленное и неодушевленное (+)

Имя сущ- ое отвечает на вопрос кто? Что? (+)

Собственные имена сущ-ые пишутся с маленькой буквы (-)

Нарицательные имена сущ-ые пишутся с большой буквы (-)

Поменяйтесь тетрадями проверь работу и оцени

работу соседа.

У кого сосед выполнил все верно

У кого допустил ошибки

Мы продолжим наши исследования на доске слова

Мама, книга, мальчик, дом, солнце, девочка, папа, яблоко

Прочитайте внимательно слова

В группах исследуете слова и обсудите, что вы знаете об этих словах и можно ли разделить данные слова в 3 группы

Если ДА то как, если нет – то почему?

1. мама, девочка, книга ж.р.

2. папа, дом м.р.

3. солнце, яблоко ср.р.

Тема нашего урока?

Поставим цели, чему будем учиться?

А как вы понимаете слово род?

А что помогло вам определить род имен сущ-х

(заменить местоимением он мой, она моя, оно мое)

А где мы можем проверить наши предположения,? (в учебнике)

Откройте учебник с. 25 читайте правило

Как определить род имен существительных?

Какое окончание имеет имя сущ-ое Ж.Р.?

Какое окончание имеет имя сущ-ое М.Р.?

Какое окончание имеет имя сущ – ое СР.Р.?

Продолжим наши исследования

На партах конверт со словами и таблица, распределите слова в 3 столбика, выделите окончание.

Продолжим наши исследования

Я диктую слова, а вы должны образовать однокоренные имена сущ-ые, записать в тетрадь и определить род

Снежный, озерный, загадывать, зеленый, цепной, кричать, солнечный

Проверка

Как определить род имен сущ-ых?

У вас на столах карточки, выберите себе карточку прочитайте задание и выполните

Кто выполнял задания в розовых карточках?

Проверка

Кто выполнял задания в голубых карточках?

Проверка

Кто выполнял задания в белых карточках?

Посчитайте свои баллы общее количество

Что нового вы узнали?

Как определить род у имен сущ-ых?

Полеченные знания на уроке вам могут пригодиться в жизни?

На доске солнце успеха, а на столах ваши бумага зеленого, красного, и желтого цвета. Нарисуйте ладошку на желтой бумаге, если было интересно и понятно – ты доволен собой. Нарисуйте ладошку на зеленой бумаге, что-то не получалось, остались вопросы. Нарисуйте ладошку на красной бумаге, не доволен собой, запутался, не совсем все понятно

Мои помощники, кому бы вы сегодня поставили оценки и какие?

Свои карточки с оценочными листами отправьте мне на проверку

Спасибо всем за активное участие в работе на уроке.

Я бы хотела вам рассказать об одном интересном письме. Моя подруга Оля дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).

Столица какого государства Лондон?

На каком языке говорят в этой стране?

Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Оля разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.

Письмо Майкла (слайд 10)

Здравствуй, мой любимый подруга Оля! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами и вареньем. А твоя умный дядя учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Моя сердце полюби ла Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

2.Обсуждение письма.

Что вас рассмешило, а, может, удивило?

(Не знает русского языка. Неправильно употребляет слова.)

(Затемнить слайд11)

4 . Постановка учебной задачи.

1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)

Сегодня мы говорим о существительных только в единственном числе .

2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.

(Вернуть слайд назад…Читают, исправляют ошибки).

Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.

3. Вывод

Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.

5. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

1. Исследовательская работа в группах.

На 1 этапе: Выпишите из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, помогая друг другу. Писать карандашом, можно исправлять.

Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) (слайд 7)

Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.

Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?

Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.

Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют мужчин.

Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.

Подумайте, какие имена существительные мы запишем в 3 столбик и какие слова нам помогут

5 мин

Заполняют таблицу.

Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 8).

5-7 мин

Какие имена существительные называет мужчину?

Назовите слова-помощники.

Как можно назвать род этих существительных?

Запишите в рамку- мужской род.

(Учитель открывает рамки в своей таблице.)

Какие имена существительные называют женщину?

Назовите слова-помощники.

Как можно назвать род этих существительных?

Запишите в рамку- женский род.

Итак, мы записали сущ. мужского и женского рода. А какие слова вы записали в 3 столбик? Молодцы! Назовите слова-помощники. Как называется этот род?

Тема урока: Род имён существительных.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
  • организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Канакина В.П. , тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

Осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

Осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

Метапредметные:

Умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

Предметные:

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение определять род существительных.

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

  1. Организационный момент. (слайд 2)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас мои ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Настроение должно быть хорошее. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.

Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение хорошее?

Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белоока, белолица,

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром. (зима)

Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?

  1. Чистописание.

Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания. (слайд3)

Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Запись числа и классной работы.

(письмо чистописания )

Л л Ла ле

Луна лисица

Луна – это спутник Земли.

2. Актуализация знаний. (слайд 4)

В царство зимы мы тихо входим.

Вот зимний лес…

В него заходим…

(Запись под диктовку)

Р е ка В олга, друз ь я, гор од С аранск, улы б ка, к о за Милка, р е бята, А лексей Т олстой, ёр ши к.

Назовите орфограммы в этих словах.

(слайд 5)

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)

Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет!)

Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном) (слайд 6)

3. Самоопределение деятельности. (слайд 7)

Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.

Синеют синие дали.

Птицы на склоне холма

Нам слова написали.

Прочитайте слова

ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО

Что объединяет эти слова? (они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)

Чем отличаются эти слова? (слайд 8)

(Учитель берёт пенал ученика)

Чей пенал? Запишите. (Пенал мой)

Подчеркните слово мой.

Какой он? Запишите. (Он красивый)

Подчеркните слово он.

Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.

Это имена существительные мужского рода.

(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).

Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?

Сформулируйте тему урока.

4. Физкультминутка на дыхание.

1. Задуваем свечи.

2. Нюхаем цветы.

3. Тёплый ветер.

5. Работа по теме урока.

(слайд 9)

Работа с правилом.

- (слайд 10) Работа с таблицей.

6. Закрепление нового материала. (слайд 11) - синица

  1. Картинный диктант. (слайд 12)

На экране картинка. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.

(слайд 13) - белка

  1. Работа в парах.

Зайчик, грач, гнездо, снег.

Корова, фиалка, зима, берег .

Пальто, озеро, книга , солнце.

Утро , помидор, ветер, стол.

  1. Разноуровневые задания по карточкам.

1 уровень: определи род существительных.

Пришла зима . Стоит трескучий мороз . Вот взошло солнце . Летит снежок . Земля побелела. На реке блестит лёд . Лес стал как чудесная сказка .

2 уровень:

Пришла зима. Стоит трескучий мороз. Вот взошло солнце. Летит снежок. Земля побелела. На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.

(Самопроверка)

7. Контроль и оценка.

Ребята, Зима принесла волшебный конверт. Он может очень многое. Если вы правильно выполните задание, он наградит вас подарками. Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.

Какого рода бывают имена существительные?

Какими словами можно заменить слова мужского рода?

Какими словами можно заменить слова женского рода?

Какими словами можно заменить слова среднего рода?

(вручение подарков)

8. Рефлексия

А какое задание было наиболее трудным?

Почему?

1 2 3 4 5

9. Домашнее задание.

Составить рассказ со словами:

зима, земля, сказка, мороз, снежок, лёд, солнце.

Минутка релаксации.

- Теперь давайте немного отдохнём. Сядьте удобно, положите руки на парту, закройте глазки. Дыхание спокойное и ровное. (Звучит музыка Э. Грига «Сон»).

Все умеют танцевать.

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая

Очень лёгкая, простая

Замедляется движенье.

Исчезает напряженье,

И становиться понятно:

Расслабление приятно.

10. Итог урока.

Мне было очень интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала при общении с вами.

г Фролово

2012-2013 учебный год

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Род имён существительных. Существительные общего рода.

Цель урока

    Познакомить учащихся с существительными общего рода, их особенностями. Сформировать умение находить существительные общего рода в тексте, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Обогащать и развивать речь учащихся. Воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.

Оборудование: . Мультимедийный проектор, ноутбук, экран,орфографические словари, цветные карточки для осуществления обратной связи,памятка-алгоритм

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1)Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

У : - Готовы ль вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

У : Начинаем урок русского языка

Цель : создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

2)Актуализация знаний

1) Ввод в тему.

О какой части речи будем говорить на уроке? Угадайте!

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

2) Тест

(приложение 1)

Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.

Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно?

Действительно, в русском языке, в отличие от английского, финского, турецкого, армянского, узбекского, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов.

Как же можно определить род существительных в предложении?

Определите, какого рода эти существительные, допишите окончания. (Слайд №2)

Легк.. тюль

Больш…. кенгуру

Больн…мозоль

Детск….. шампунь

Свеж…. кольраби

Горяч…кофе

(Проверка выполнения задания) (Слайд №3)

Об имени существительном

Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям , которые с ним согласуются.

В тетрадях записывают словосочетания и вставляют окончания

Цель: организовать актуализацию изученного материала, достаточного для изучения нового материала

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

3.Проблемное объяснение нового материала

4.Построение проекта выхода из затруднения

Посмотрите на словосочетания (слайд № 4)

Допишите окончания

Ужасн…плакса

больш.. задира

страшн.. соня

сильн.. забияка

. (2 ученика работают на обороте доски, затем объявляют результаты классу)

Проверим, какие вы вставили окончания. Почему окончания разные?

Что надо сделать, чтобы было понятно, какое писать окончание? (Указать на пол)

Так мы можем назвать и мальчика, и девочку,

Лицо и мужского, и женского пола. Поэтому и прилагательные стоят то в мужском, то в женском роде)

Цель :

1) зафиксировать причину затруднения

2) организовать диалог по проблемному материалу

3)организовать уточнение и согласование темы урока

4)соотнесение нового знания с правилом в учебнике

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5.Этап изучения новых знаний

Работа с учебником

Давайте поработаем с учебником. Найдите упр.99.Нас просят разобраться в любопытной особенности существительных.

1 склонения?

Вы готовы это сделать?

Какого же рода слово неряха?

Поработайте с предложениями..

Опять эта неряха измазала тетрадь

Опять этот неряха измазал тетрадь.

Какой вывод сделали?

Что на это указывает?

Как Вы это поняли?

Так какого же рода существительное неряха?

Давайте придумаем как их можно назвать - Ваши предложения. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

Назовите тему нашего урока…(Слайд 5)

Чтение правила стр.150.

В первом предложении идет речь о неряхе-девочке

Во 2 предложении неряха - мальчике

Ответы детей

Предложения детей

Цель

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

6 Физминутка

7.Первичное закрепление нового материала

Работа со словами.

(слайд № 6)

Нет ли существительных, которые относятся то к мужскому, то к женскому роду, среди слов драчун, забияка трус, трусиха трусишка?

Какого склонения эти слова? Докажите.

Ответы детей

Цель : организовать усвоение детьми нового материала

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

8 Работа с орфографическим словарем.

Как род данных существительных указывается в орфографическом словаре?

У вас на столах лежат орфографические словари. Откройте с.174 и найдите существительные общего рода.

Прочитайте их. Все ли слова вам понятны?

Чтение и объяснение слов

9.Работа с лексическим значением найденных слов

Составить с 2-3 существительными предложения (устно).

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

10.Закрепление изученного материала

1)Упражнение «Угадай слово»:

Продолжаем знакомство с существительными общего рода

- по толкованию лексического значения угадать существительные общего рода, записать в тетрадь в столбик в соответствии с номерами предложений. Подсказка на доске (слова написаны в столбик).

1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга

2) Умный человек. (умница)

3) Тот, кто много и часто плачет. (Плакса)

Будем учиться правильно употреблять существительные общего рода в своей речи? Давайте разработаем алгоритм правильного употребления существительных общего рода в речи (запись на доске).

Цель : организовать выполнение учащимися типовых заданий по новому материалу

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Цель: расширить представление учащихся о существительных общего рода и формировать умение классифицировать слова по типовым значениям.

11 Групповая работа

На столах у вас лежат памятки, вы можете воспользоваться и ими при выполнении следующего задания.

Задание: спишите, дописав окончания прилагательных. Обозначьте род существительных общего рода.

1. Серёжа - кругл... сирота.

Катя - кругл... сирота.

2. Ваня - больш... забияка. Марина - удивительн.. забия-

3. Витя - больш... умница. Моя сестра Света - больш... умница.

Цель : организовать выявление типов заданий, где возможно использовать новые знания

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

12.Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существитель-

ном? А что значит - правильно употреблять в речи существительные общего рода? Сколько же родов в русском языке? Ответ дайте в виде схемы (на листочках). Объявление оценок за урок.

- Поднимите карточки, кому понравилась своя работа на уроке.

Работают на листочках

Поднимают цветные карточки

Цель : организовать фиксацию нового материала,изученного на уроке

Личностные УУД

13.Домашнее задание

Упр.101.по заданию учебника, составьте свои 2 предложения со словами общего рода, правило стр.150

Цель : закрепление нового материала

Список использованной литературы


1., Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система –) М.: Вита – Пресс, 2011.

2., Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система –): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.

Приложение 1

.Имя существительное – это...

4.Найди ошибку.

а) м. р. – скрипач, аккордеон , кофе; б) ж..р. – земляника, зеркало, жизнь;

в) ср. р. – яблоко, желание, подземелье.

5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?

а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

6.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?

а) в именительном; б) в винительном; в) в родительном.

Приложение 2. Словарик имен существительных общего рода.

бедняга калека неумеха ревушка

бедняжка каналья неумейка ровня

белоручка коротышка обжора самоучка

бродяга кривляка одиночка сирота

брюзга кровопийца писака сладкоежка

всезнайка кроха пискля сластена

выскочка лакомка плакса соня

горемыка левша подлиза сутяга

грязнуля лежебока подпевала тараторка

душенька молодец полусирота тезка

егоза молодчина попрошайка тихоня

ехида мямля почемучка трещотка

ехидна невежа привереда трудяга

жадина невежда придира тупица

жадюга невеличка пройдоха умница

забияка невидимка проныра ханжа

задира недотепа простофиля хапуга

зазнайка недотрога пустомеля хвастунишка

заика недоучка пьяница хитрюга

замарашка неженка работяга худышка

зевака незнайка разиня цареубийца

злюка непоседа растеряха чистюля

злючка неровня растяпа шельма

зубрилка неряха рева юла ябеда

Открытый урок в3 классе по теме:

«Род имён существительных»

Открытие новых знаний.

Цели и задачи урока:

· познакомить с понятием рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;

· развивать умение группировать слова по определённым признакам;

· развивать и обогащать речь учащихся;

· развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;

· воспитывать любовь к родному языку.

1. Оргмомент и запись числа.

2. Чистописание.

Отгадайте букву, которая «заблудилась»

Дрова пололи на дворе.

Остались щепки на траве.

(дети: буква к )

О каких особенностях начертания буквы нужно помнить?

(дети: высота буквы, наклон, правильное закругление элементов)

Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

Прочитайте запись на доске. Купить ката вмежке

Что заметили? Исправим ошибки.

Сколько букв «к» встретилось здесь?

(дети: 3)

Купитькота в мешке.

Что это?

(дети: фразеологизм)

Отыщите значение фразеологизма в словаре. (Пара детей работает со словарём.) Кто быстрее найдёт.

Кто может объяснить смысл фразеологизма?

(дети:)

(слайд 1 иллюстрация к фразеологизму)

Проверим наши предположения, послушав статью во фразеологическом словаре.

(Дети зачитывают объяснение.)

Приведите примеры ситуаций, когда в речи можно употребить это выражение

(дети:)

Запишите и запомните этот фразеологизм.

Назовите существительные в этой фразе.

(дети: кот, мешок)

Что такое имя существительное?

Что ещё можно сообщить об этих словах?

(дети: слово кот - одушевлённое, мешок - неодушевлённое, оба слова - нарицательные, стоят в единственном числе)

3. Работа по теме урока.

В русском языке много разных тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача - раскрыть сегодня ещё одну тайну этой части речи.

(слайд 2 анимация имя существительное?)

Определите, куда мы сейчас отправимся?

а) Словарная работа. Гимнастика для глаз.

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам и прочитайте слово.

(слайд 31234567)

игмназа

(слайд 4 магазин)

Что такое магазин?

Какие бывают магазины?

(дети: продуктовый, хозяйственный, книжный, промтоварный)

Какой частью речи является слово? Докажите.

Что запоминаем в слове?

Запишите слово в тетрадях и запомните его.

б) Подводящий диалог к формулированию новой темы.

Первым на пути зоомагазин. Прочитайте, что здесь продаётся.

(слайд 5 ошейник, собака, хомяк, зерно, змея, колесо)

Что это за слова?

На какие 2 группы их можно разделить?

(слайд 6 одушевлённые -неодушевлённые)

собакаошейник

хомякзерно

змеяколесо

(слайд 7 по количеству слогов2 слога3 слога)

зерноколесо

хомяксобака

змеяошейник

(слайд 8 постановка ударения середина словаконец слова)

ошейникколесо

собаказерно

хомяк

змея

в) Открытие нового знания.

Эти слова я разделила на 3 группы. Прочитайте.

(слайд 9 собакахомякколесо)

змеяошейникзерно

Предположите, по какому признаку я разделила слова?

Мы испытываем затруднение. В чём оно?

(слайд 10 собакахомякколесо)

змеяошейникзерно

оноонаон

А эти слова не помогут определить нам признак деления? Как? Попробуем выйти из затруднения.

(слайд 11 собакахомякколесо)

змеяошейникзерно

онаононо

Может кто-то знает или догадывается, как называется такое деление слов? (Если скажут: по местоимениям, кто прячется за этими местоимениями? О ком так говорят: он, она? Оно? (Если скажут: по родам, то см. дальше)

Какой вывод можно сделать? (местоимения помогают нам разделить слова на 3 группы.)

Давайте сходим в книжный магазин и проверим нашу версию. Совпадут ли ваши выводы с выводами авторов учебника?

Обратимся к учебнику. Страница25.

(Дети читают правило вслух. 4 человека.)

Какие цели поставим перед собой?

(Слайд 12Научиться определять …(род существительных.)

Воспитывать …(уважение к чужому мнению, аккуратность, трудолюбие)

Развивать …(грамотность речи, внимание)

Как поймём, что достигли целей?(Сможем сами определять род.)

Сформулируйте тему урока.

(Слайд13 Тема урока: род имён существительных.)

Как понимаете слово род? С каким словом созвучно? (семья, родня)

Физминутка.

Сейчас идём в магазин спорттоваров. Посмотрим, что там продаётся и отдохнём.

(слайд 14 штанга)

(слайд 15 скакалка)

(слайд 16 бревно)

(слайд 17 мяч)

Определите род слов, который обозначают эти предметы.

По какому алгоритму будем действовать?

(После ответа детей слайд 181.Произнесу слово.

2.Подставлю к нему слова-помощники.

Если подходит он мой- это слово М.р.

Если подходит она моя- это слово Ж.р.

Если подходит оно моё- это слово С.р.)

Для убедительности можно говорить он мой, она моя, оно моё. Купил стул- он мой стал.

(слайд 19 спортинвентарь)

Вернёмся к словарному слову - магазин. Определите, какого оно рода.

г) Закрепление.

Вот мы и узнали с вами, как определить род. Теперь попробуем полученные знания применить на практике. Отправляемся в продуктовый магазин. Не купите кота в мешке!

Разделим страничку тетради на 3 колонки. Подпишем: ж.р.м.р.с.р. 3 человека работают у доски.

Картинный диктант.

(слайд 20 продукты: мясо, молоко, сыр, хлеб, масло, соль, торт, рыба, капуста)

Назовите продукты. Распределите по родам названия этих продуктов.

(слайд21)Проверка по эталону. -У кого так же? Есть ли ошибки? В чём? Давайте исправим.

Припишите ещё по одному названию в каждую колонку.

Проверка: назовите слова женского рода, мужского рода, среднего рода.

д) Самостоятельная работа в группах.

А теперь отправляемся в магазин самообслуживания. Что это значит? (там, где покупатели сами отбирают себе покупки.).

(Слайд22Слова,записанные вразброс.

В..классе………

Итог. Рефлексия.

Мы совершили поход по магазинам.

Как его назвать современнымсловом? (шопинг)

Мы видели много предметов, которые в русском языке называются…

(дети.Существительные)

Подведём итог урока.

(слайд 23 . Я узнал…(что существительные имеют род.)

Я запомнил…(как определить род существительного)

Я смог…(определить род существительного))

Для чего мы изучали род? Где нам пригодится это знание?(чтобы грамотно говорить)

Мы достигли целей урока?

Перед вами 3 картинки.

Если вы хорошо поняли, как распознавать род, поднимите картинку с большим количеством покупок, если не всё было понятно, то поднимите сумку с покупками, а если ничего не поняли, поднимите пустую сумку - значит придётся идти по магазинам ещё раз.

(слайд24)

Д.З.

На выбор:

1.Стр. 25 упр. 39.

2.Выписать из словаря 10 существительных и распределить ихпо родам.

3. Придумать 10 существительных и распределить их по родам.

Спасибо за урок.

Поделиться