Методика оценки экскурсионных ресурсов. Качество экскурсионного обслуживания Каких заповедей придерживаться в осуществлении экскурсионной деятельности

Для общей оценки экскурсионных ресурсов, необходимо рассматривать все основные составляющие по отдельности. То есть отдельно анализировать - экскурсионные объекты, местность, а так же работу гида или экскурсовода. (прил.3)

В комплексе экскурсионных ресурсов особое место занимают культурно-исторические объекты, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Историко-культурный потенциал является основой данного вида туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Привлекательность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса .

Оценка культурных комплексов для экскурсионных целей производится следующими методами:

1. Ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;

1. Необходимое и достаточное время для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра, а именно по степени организации объекта для показа и места положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

2. Надежность. Обусловливается такими факторами, как устойчивость к рекреационным нагрузкам и стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

3. Емкость. Определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от таких факторов, как аттрактивность объекта осмотра и психофизиологические возможности человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

4. Типология по рекреационной значимости. За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение и аттрактивность.

Оценка деятельности экскурсоводов или гидов заключается в следующем:

Четкость организации экскурсии - наиболее удобный и конкретный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Организация показа объектов изложена в логической последовательности и обеспечении зрительной основы для раскрытия темы.

Умение заинтересовать экскурсантов. Связано с вызовом сопереживания и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

Грамотность. Необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт.

Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать во внимание эмоционально-психологические расслоения каждой аудитории. Для повышения доступности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Знание темы, умение отвечать на вопросы. Основано на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного.

Умение общаться. Включает в себя владение ораторскими приемами, четкость и громкость речи. А так же грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор и прочее.

Эмоциональность. Выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание -- все это конкретные формы экспрессивности.

Оригинальность и самобытность. Умение вовремя пошутить, вставить остроумное замечание. Юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад.

Критерии оценки маршрута:

Соответствие задачам и содержанию предлагаемой экскурсии

Знание мест проведения экскурсии

Рациональность (оптимальность) последовательности посещаемых мест.

Степень сложности, трудности маршрута и предполагаемых памятных мест.

Критерии оценки содержания экскурсии:

Наилучшая (не перегруженная и не очень бедная) насыщенность содержания фактами и сведениями, рациональность (оптимальность) отбора фактов, сведений для экскурсии.

Логичность - последовательность предоставления информации, наличие логических переходов

Лаконичность. Заключается в устранении лишних слов, общих фраз, а так же объектов, не предназначенных для данного вида деятельности.

Соответствие последним научным данным. Информация должна исходить из фактических данных, которые были получены в ближайшее время.

Из полученной информации, можно сделать вывод, что при рассмотрении экскурсионных ресурсов чаще всего используются два вида оценок: качественная и количественная. Однако существует еще одна оценка- экономическая.

Количественная оценка включает в себя:

1) показатели объема запасов, необходимых для определения потенциальной емкости экскурсионных ресурсов, оптимизации нагрузок;

2) показатели площади распространения ресурсов, благоприятных для экскурсионного использования.

3) продолжительность комфортного сезона использования экскурсионных ресурсов, определяющих сезонность использования и развития экскурсионного туризма.

Качественная оценка рекреационных ресурсов включает в себя степени благоприятных свойств для определенного вида или цикла рекреационных занятий. То есть представляет:

Эстетическую ценность

Воспитательный эффект

Безопасность

Аттрактивность.

Экономические параметры продукции экскурсионной деятельности и комплексная экономическая оценка экскурсионных ресурсов тесно связаны:

Инженерно-строительное качество территорий, характеризующее их пригодность к застройке;

Оснащенность транспортными коммуникациями;

Природные условия, в том числе рекреационная ценность территории;

Состояние окружающей среды;

Уровень развития социальной инфраструктуры;

Расположение участков территорий относительно сложившихся транспортных связей с городским центром, с местами приложения труда и т.п.;

Другие аспекты привлекательности территорий, в том числе престижность, социально-экономические условия проживания населения, административный статус, культурное значение и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что стоимостная оценка экскурсионных ресурсов включает в себя:

Функциональные удобства территорий для проживания населения и размещения различных объектов строительства;

Природно-климатические особенности и рекреационная ценность территории;

Привлекательность (престижность) территорий;

Социально-культурный потенциал, развитость систем обслуживания и другие факторы качества и потребительной стоимости участков городских территорий.

Из информации представленной выше следует, что экономическая оценка рекреационных ресурсов представляет собой систему показателей, отражающих экономические результаты экскурсионной деятельности с учетом их качественных свойств.

Отбор и изучение экскурсионных объектов, которые имеют непосредственное отношение к тема, объекты д.б. расположены на маршруте т. о., чтобы обеспечивалось непрерывное воздействие зкек-го маршрута на участников. Д.б. оптимальное количество объектов. Зч - 15-20 объектов, из них 10 основных 8 тематических экскурсиях 6-10 объектов (Зч.)

В качестве экскурсионных объектов могут выступать:

Памятники архитектуры и градостроительства - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архи­тектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;

Памятники археологии - городища, курганы, земляные валы, ос­татки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;

Памятники искусства - произведения монументального, изобра­зительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других ви­дов искусства;

Памятники природы - леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пру­ды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые расте­ния и т. п.;

Экспозиции государственных и народных музеев, картинных га­лерей, постоянных и временных выставок;

Памятные места - места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетиче­ской или исторической стороны объектам, после чего их охраной за­нимаются государственные или местные инспекции по охране памят­ников. В конце XX века на государственном учете находилось более 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранилось около 40 млн экспонатов.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности.

По содержанию выделяют одноплановые (произведения живопи­си, растения, здания) и многоплановые (архитектурные сооружения, одновременно являющиеся историческими памятниками) памятники. По функциональному назначению - основные, на базе которых рас­крываются подтемы, и дополнительные, показываемые во время пе­реездов (переходов) между основными объектами и в ходе логиче­ских переходов в рассказе. По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, сохранившимися со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившимися и утраченными.

При подготовке экскурсии перед экскурсионными работниками стоит задача - из множества памятников, соответствующих теме экс­курсии, отобрать самые интересные по внешнему облику и по той информации, которую они несут, поскольку правильный отбор объ­ектов, их количества, последовательность показа влияют на качество и эффективность экскурсии.


В практике подготовки экскурсии используется методика отбора экскурсионных объектов на основе определения ценности и значимо­сти данного объекта для раскрытия темы. Ее применение особенно важно, когда на маршруте разложено несколько объектов, сходных по содержанию, и необходимо выбрать те из них, которые наиболее ак­туальны для данной темы.

Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включе­ны в экскурсию, рекомендуется применить следующие критерии.

Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающейся личности, а также художественные достоинства памятника.

Известность, то есть популярность памятника среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, не­повторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конкуренции содержания, при­родного характера, например сталактито-сталагмитовые кастовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с исто­рическим событием, которое произошло в данном здании или на мес­те установки данного памятника.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность памятника, его взаимодействие с окружающей средой - другими зда­ниями, сооружениями, природой. Предпочтение отдается тому объек­ту, который оптимальным образом вписывается в местность, гармо­нирует с другими объектами.

Сохранность объекта, то есть состояние памятника в данный момент, его подготовленность к показу экскурсантам и способность своим внешним видом вызвать у них положительные эмоции.

Месторасположение объекта оценивается с точки зрения рас­стояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригод­ности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличие наблюда­тельной площадки.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, меся­цам, сезонам) имеет место, когда посещение и осмотр объекта невоз­можны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений.

Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы.

Необходимо следить за тем, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались другой. При невозможности этого избежать при показе таких объектов и в рассказе о них каждый раз рекомендуется ис­пользовать иной фактический материал, применять другие методиче­ские приемы показа и рассказа, одним словом, должен иметь место новый поворот в подаче материала в соответствии с темой экскурсии и экскурсионной аудиторией.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, поскольку это увеличивает ее длительность, повышает утомляемость экскурсантов, приводит к поверхностному освещению темы, так как о большинстве объектов даются лишь справки. Для городской обзорной экскурсии, рассчитанной на 4 - 5 академических часов, рекомендуется отбирать 15-20 объектов. В те­матических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Число объектов в экскурсии зависит от ее цели, темы и экскур­сионной аудитории.

В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например памятники архитектуры, так и объекты разных групп: памятники ар­хитектуры, истории, природы, памятные места. Набор объектов зави­сит все от тех же факторов: темы экскурсии, ее цели, состава экскур­сионной группы. Следует избегать однообразия в построении зри­тельного ряда, особенно в обзорных городских экскурсиях.

В ходе подготовки экскурсии изучать объекты рекомендуется не­посредственно на месте расположения, в их естественной среде. Это позволяет экскурсоводу свободно ориентироваться у памятника, ква­лифицированно вести его показ, давать более четкую словесную ха­рактеристику.

Отбор экскурсионных объектов заканчивается составлением кар­точки, или паспорта, на каждый из них. В карточку вносят сведения, разносторонне характеризующие данный объект:

1) наименование объекта (первоначальное и современное, а также то, под которым памятник известен у населения);

2) историческое событие, с которым связан памятник, его дата;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес;

5) источник сведений о памятнике (литература, архивные дан­ные, устные предания и др.);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена, каким решением)

8) экскурсии, в которых памятник используется в качестве объек­та показа;

9) дата составление карточки.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежний виды.

Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположен­ные на территории данного города (области), ускоряет разработку но­вых экскурсий, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более многогранным и эффективным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы НИИ культуры Мини­стерства культуры РСФСР и местными управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по тер­риториям. Материалы свода включают в себя только одну группу не­движимых памятников: мемориальные дома, усадьбы, могилы, па­мятные места.

Таким образом, при разработке новой экскурсии решающее зна­чение имеют объекты, составляющие зрительную основу в раскрытии темы. Окончание работы по отбору объектов для будущей экскурсии и их характеристик позволяет перейти к составлению маршрута экс­курсии.

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91»

Рабочая программа

коррекционно-реабилитационного курса

«Школа экскурсоводов»:

«Знай! Люби! Гордись!»

Срок реализации программы: 1 год

Объем программы: 34 часа.

Разработчик:

Анейчик Маргарита Владимировна.

Ульяновск-2015

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании Закона « Об образовании», Типовом положении «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утверждено Постановлением правительства РФ от 12. 03.1997г. № 288), Уставе школы, Письма Министерства Образования и науки РФ «О специфике деятельности в специальных (коррекционных) учреждениях 1-8 видов».

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона. Именно школьное краеведение, как одна из форм внеурочной деятельности учащихся, выдвигает на первое место приоритет воспитательных задач; возможности реализации принципов адаптивной педагогики; интегрированный характер содержания, применение общеучебных навыков познания и способов деятельности, реализацию личностного, деятельного исследовательского подхода в процессе деятельности; ее внешнюю привлекательность для учащихся, вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся.

Внеклассная, внеурочная работа позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, расширить представления об их практическом использовании, совершенствовать умения детей проявлять себя в активной деятельности, развивать личностные качества индивида, которые позволяют ему повышать уровень общей культуры, грамотности речи, владение техническими средствами обучения. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга воспитанников во внеурочное время, решению задач школы полного дня.

Одной из форм внеклассной работы является «Школа экскурсовода». Новизна данной программы в том, что она носит интеграционный характер и отражает многообразие содержательной стороны подготовки экскурсоводов. Программа содержит перечень практических работ и экскурсий, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (12-14 лет).

Принципы функционирования программы:

    Принцип продуктивности-дети и взрослые производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

    Принцип культуросообразности-ориентация воспитанников на культурные, духовные, нравственные ценности.

    Принципы творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

    Принцип коллективности - воспитание у детей социально-значимых качеств, развитие их как членов общества.

    Принцип коррекционно-развивающей работы: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, деятельный принцип, комплексность всех видов деятельности, единство задач (развивающей, профилактической, коррекционной).

Самодеятельные экскурсии, позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, использовать возможности социокультурного пространства региона, особенности и традиции школы- интерната 3-4 видов, что обеспечивает комплексное решение задач курса.

Целью курса «Школа экскурсоводов « Знай! Люби! Гордись!» для обучающихся, воспитанников является развитие активной общественной деятельности учащихся через вовлечение их в деятельность по собиранию, накоплению и оформлению материалов о событиях минувших дней, связанных с историей образования детей с глубоким нарушением зрения и историей г. Ульяновска, подготовка экскурсоводов.

Задачи:

1.Систематизировать знания учащихся об истории создания школ для незрячих и слабовидящих детей.

2.Развивать умения находить, перерабатывать, применять и сохранять информацию.

3.Повышать уровень интеллекта и общей культуры обучающихся, воспитанников.

4.Углублять знания об образовании детей с дефектами зрения.

5. Повышать у учащихся интерес к изучению истории своей школы и города.

6. Познакомить на практике с деятельностью экскурсовода.

7. Упражнять в оформлении экскурсионных материалов.

8. Расширять представления у детей об истории г. Ульяновска.

9.Развивать общественную активность.

10. Совершенствовать целеустремленность, настойчивость и стремление к достижению цели.

11. Развивать умения работать с источником информации.

12. Развивать качества личности активных членов гражданского общества.

13. Совершенствовать умения по рациональному использованию остаточного или слабого зрения.

Условия реализации программы:

Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных технологий, коррекционно-развивающих методов и приемов. В соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей с ОВЗ, отклонениями в поведении необходимо использовать коррекционно-развивающие приемы:

Создание эмоционально-доброжелательного комфорта;

Ситуации успеха;

Занимательность и новизна;

Алгоритм действий;

Динамизм;

Чередование труда и отдыха;

Посильные задания;

Авансирование успеха;

Индивидуальная помощь;

Наличие у учащихся интереса к предмету, мотивации, источников информации;

Общественно полезная значимость собранного материала,

Возможность применения результатов работы в рамках школы-интерната.

Коррекционно развивающую работу будет необходимо осуществлять по направлениям:

Коррекция отношений ребенка к самому себе - изменение внутренних установок, системы нравственных ценностей;

Коррекция отношений к другим людям - развитие эмпатии, приобретение

навыков речевого общения и коммуникативности;

Коррекция отношений к жизни – формирование способностей к нравственному и достойному месту в жизни.

Методы:

Практический:

    Работа с источником информации.

    Упражнение в сборе, переработке и изложении информации.

    Упражнение в проведении экскурсий.

    Беседа по изученным материалам.

    Исследование изучаемых материалов.

Методы определения результативности:

    Проверка знаний.

    Контроль усвоения материала.

    Самостоятельное проведение экскурсий.

    Контроль использования соответствующей терминологии.

    Проверка грамотности и точности изложения материал.

Ожидаемые результаты:

Должны уметь: находить, получать, перерабатывать и сохранять информацию с использованием различных источников.

Систематизировать по теме и оформлять материал экскурсии; проводить экскурсии по избранным темам; излагать материал в соответствии с требованиями культуры и речи и нормами русского языка; рационально использовать остаточное или слабое зрение, выполнять требования по имиджу экскурсовода.

Должны знать:

Историю образования незрячих и слабовидящих в Ульяновской области.

Историю, традиции и принципы деятельности школы-интерната 3-4 видов Ульяновске.

Интересные факты из истории г. Симбирска (Ульяновска) и информацию о некоторых памятных местах.

Результатом всей работы по данной программе станет то, что практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интерес

Алгоритм проведения самодеятельной экскурсии:

а) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса. Учитель знакомит учащихся с процессом подготовки и проведения экскурсии (выбор объектов – распределение класса по объектам – самостоятельный подбор экскурсионного материала в учебных группах – каждая группа во время экскурсии знакомит остальных учащихся с одним из объектов – подведение итогов – использование материалов экскурсии), формами контроля;

б) определение целей и задач экскурсии, ее места в структуре учебного курса;

в) выбор экскурсионных объектов. (Беседа, работа с картой, литературными материалами и другими источниками информации);

г) составление маршрута экскурсии;

д) определение путей и способов подъезда к месту начала экскурсионного маршрута и выезда от его конечной точки. Определение мер безопасного продвижения конечной точки. Определение мер безопасного продвижения по маршруту, запасных вариантов маршрута (возможностей его сокращения), аварийных выездов. Определение протяженности, ходового времени и времени проведения (от школы до школы). Определение мест укрытия от дождя, перекуса, расположения туалетов. Выбор остановочных точек с учетом оптимального обзора экскурсионных объектов и соблюдения мер безопасности;

ж) сбор информации по каждому из экскурсионных объектов. Отбор содержания в соответствии с темой и задачами экскурсии. Подбор иллюстративного, литературного материала.

Ожидаемые результаты

    Должны уметь : находить, получать, перерабатывать и сохранять информацию с использованием различных источников

Систематизировать по теме и оформлять материал экскурсии; проводить экскурсии по избранным темам; излагать материал в соответствии с требованиями культуры речи и нормами русского языка; рационально использовать остаточное или слабое зрение, выполнять требования по имиджу экскурсовода.

    Должны знать :

Историю образования школ для детей с глубоким нарушением зрения;

Историю образования незрячих и слабовидящих в Ульяновской области;

Историю, традиции и принципы деятельности школы- интерната III -IV видов в Ульяновске;

Историю г. Ульяновска и информацию об его основных исторических памятниках, отражающих этапы развития города.

Результатом всей программы станет то, что все дети смогут практически ознакомиться с профессией экскурсовода, провести самостоятельно экскурсию и рассказать много интересного.

Критерии оценки мастерства экскурсовода :

Владение темой.

Экскурсанты хотят видеть в экскурсоводе компетентную личность, знатока. Любые неточности и ошибки сразу подрывают доверие. Поэтому при подготовке экскурсии существенное внимание нужно уделять полноте раскрытия темы, четкости структуры, логическим переходам от фрагмента к фрагменту. Немаловажно и то, каким экскурсовод преподносит материал, учитывает особенности группы, с которой работает. Экскурсовод должен не просто рассказывать заученный текст, а чтобы текст был обращен к слушателям. Экскурсовод должен уметь установить с группой контакт, который начинается со вступительной беседы: представиться, изложить план экскурсии, продемонстрировать готовность учитывать пожелания аудитории. Степень контактности проявится и в заключительной части экскурсии. Заключение - повод сконцентрировать восприятие на главном в содержании экскурсии, выделить доминанту, обобщить увиденное, наконец, настроить экскурсанта на то эмоциональное состояние, с которым он покинет экскурсию.

Показателем расположенности экскурсовода к общению является владением им вопросно- ответным методом который позволяет поддерживать диалог. Вопросы могут прямыми и косвенными. Экскурсовод старается при этом поддерживать тон доверительной беседы.

При этом важно, чтобы он продемонстрировал готовность признать эрудицию собеседников, формулируя вопросы, например, следующим образом: «вы, конечно, помните…», «вы, скорее всего, знаете…», «вы, вероятно, уже догадались…». Главная цель вопросов - заострить проблему, иногда озадачить слушателей тем самым добиться предельного внимания, соучастия в размышлениях.

Экспонат - основа общения, вокруг которого и строится диалог. От экскурсовода требуется умение ВЛАДЕТЬ ПРИЕМАМИ ПОКАЗА, всячески подчеркивая приоритет предмета: выбор точки обзора, способность расположить группу так, чтобы всем было видно и слышно, стоять к экспонату не спиной, а вполоборота и при первом упоминании посмотреть на него, так как это движение непременно повторят экскурсанты.

Еще одним критерием является СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА. Последний имеет подчиненное значение, создает установку на восприятие, и потому экскурсия ни в коем случае не должна превращаться в лекцию. Это дается с трудом даже опытным мастерам. Чтобы сосредоточить внимание группы, экскурсоводы используют ПАУЗУ, помогающую сосредоточиться на рассматривании.

Важнейшим критерием оценки мастерства экскурсовода является его РЕЧЬ. Речь экскурсовода - речь собеседника, а не информатора, и от нее помимо грамотности требуется естественность интонации. Начинающий экскурсовод не должен копировать искусственную «экскурсионную» манеру произнесения, необходимо внимательно следить за темпом речи, громкостью голоса. Наконец, важна эмоциональная насыщенность речи. Одинаково плохое впечатление производят и быстро утомляют и сухая, лишенная личностного отношения, и излишне взволнованная, с заметными «пережимами» и эмоциональными всплесками речь.

Конечно, главной задачей будущего экскурсовода должна стать подготовка текста экскурсии, состоящего, как правило, из вступительной беседы, основной и заключительной частей. Во вступительной беседе рекомендуется познакомиться с группой, назвать тему, основные вопросы, огласить порядок проведения экскурсии.

В короткой заключительной беседе подводится итог экскурсии и выясняется, как слушатели усвоили главные вопросы темы. Будущему экскурсоводу необходимо знать, что продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и особенностями слушателей. Учащиеся начальной школы могут активно воспринимать рассказ 15-20 минут, средних классов- 30-40 минут, старших- 45-60 минут.

Учебно-тематический план образовательной области

п/п

Разделы и темы

Теоретическая часть

Практическая часть

1.1.

Раздел 1. Введение. Подготовка экскурсоводов.

Сообщение о профессии экскурсовода.

1час

1.2.

Экскурсия в музей истории: »Это короткое слово – УАЗ».

2 часа

1.3.

Основные принципы подготовки и проведения экскурсии

1 час

1.4.

Техника и методика проведения экскурсии.

3часа

1.5.

Этапы подготовки экскурсии.

1час

1.6.

Методика показа объектов экскурсии.

1 час

1.7

Самодеятельная экскурсия.

1 час

1.8

Работа над содержанием экскурсии

1 час

2.1

Раздел 2. «История создания школ слепых»

«Дитя ночи» (О создании современной системы рельефно-точечной письменности для слепых Гаюи и Луи Брайля) Ключ Брайля.

2 часа

2.3

Оформление стенда « История образования слепых в Ульяновской области»

2часа

2.2

Школы для слепых в Ульяновской области

2 часа

2.4

Школа-интернат III -IV видов г. Ульяновска

а) Возникновение школы в г. Ульяновске

б) Зарождение и сохранение традиций

в) Дружный рабочий коллектив

г) Ученическое самоуправление

д) Творческая деятельность воспитанников

5 часов

2.6

Индивидуальная отработка экскурсий. Пробные экскурсии.

2часа

2.5

Запись текстов индивидуальных экскурсий.

2 часа

3.1

Раздел 3. «Исторический и современный Ульяновск»

«История двух мостов». Прогулка на катере. Практика экскурсовода.

1час

3.2

«Венец-жизнь моя!» Краеведческий вечер. Практика экскурсоводов.

1 час

3.3

«Как все начиналось» Презентация.

1час

3.4

«Еще идут старинные часы». Практика экскурсовода.

1 час

3.5

История Памятника букве « Ё»

Практика экскурсовода.

1 час

3.6

«Нам здесь жить» (Ульяновская область на взлет!») Презентация.

1 час

3.7

Итоговое.

1час

Итого:

10часов

24 часа

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Ознакомление учащихся с задачами курса. Принятие плана работы.

1.1 Сообщение о профессии экскурсовода . Ознакомление с критериями оценки мастерства экскурсовода.

    1. Экскурсия в музей истории Ульяновского автомобильного завода: «Это короткое слово УАЗ».

      Основные принципы подготовки экскурсоводов . Принципы: целенаправленность, логическая последовательность, наглядность, конкретность. Виды экскурсий.

1.4 Техника проведения экскурсии . Свободное изложение темы. Требования к речи экскурсовода. Эмоциональность изложения и приподнятое настроение во время проведения экскурсии. Использование пауз. Установление контакта с группой. Внешний вид экскурсовода.

1.5 Этапы подготовки экскурсии. Цель, задачи, выбор темы, отбор литературы и экскурсионных объектов, подготовка текста, комплектование «портфеля экскурсовода», составление методической разработки, проведение.

    1. Методика показа объектов . Предварительны осмотр. Экскурсионный анализ. Прием реконструкции событий. Прием зрительного сравнения. Показ наглядности. Показ мемориальных досок.

1.7 Самодеятельная экскурсия . Выбор темы. Алгоритм проведения. Структура экскурсии. Составление плана экскурсии.

1.8 Практическое занятие: Работа над содержанием экскурсии . Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсии. Хронометраж.

Раздел 2. «История создания школ слепых».

2.1 Практическое занятие. Отработка плана экскурсии о Луи Брайле и Гаюи . «Дитя ночи». (О создании современной системы рельефно-точечной письменности для слепых. Ключ Брайля). Отработка метода рассказа и его приемов. Владение экскурсоводом невербальными средствами общения.

2.2 Практическое занятие: « Школы для слепых в Ульяновской области». Сбор и обработка информации. 1906г.- с. Ховрино Карсунский уезд;1934-36гг.- Ульяновск, К.Либнехта, бывшая Лесинная; 1948г.с. Зимницы Старокулатнинского р-на; 1949г с. Новоспасское; 1954г. с.Канадей; 1968г. с. Цильна; 1998г. Ульяновск.

2.3 Практическое занятие. Оформление стенда «История образования слепых в Ульяновской области» . Отработка навыков оформления стендов.(Отработка методики показа и приемов демонстрации).

2.4 «Возникновение школы-интерната для слепых и слабовидящих детей в Ульяновске». Зарождение и сохранение традиций. Дружный рабочий коллектив. Творческая деятельность воспитанников. (Работа по владению содержанием и методикой проведения экскурсии. Определение методов и приемов для каждой экскурсии).

2.5 Практическое занятие. Запись текстов индивидуальных экскурсий с использованием электронных носителей.

2.6 Практическое занятие. Индивидуальная отработка экскурсии . Проведение пробных экскурсий по школе-интернату (для каждого по одному объекту).

Раздел 3. « Исторический и современный Ульяновск».

3.1 Практическое занятие. Прогулка на катере по Волге для членов кружка.

«История двух мостов». Практика экскурсовода. Отработка умений контактировать с группой и навыков показа.

3.2 Краеведческий вечер : «Венец-жизнь моя!». Отработка навыков работы с мультимедийными комплексами. Отработка умений сочетать показ и рассказ. Отработка навыков выразительного преподнесения материала и речевого этикета.

3.3Практическое занятие : Презентация о становлении Ульяновского телевидения. Встреча с интересными людьми: «Как все начиналось».

3.4Практическое занятие: Практика экскурсовода. « Еще идут старинные часы» . История создания и современность. Отработка техники ведения экскурсии.

3.5Практическое занятие: Практика экскурсовода. «История создания памятника букве «Е». Отработка техники ведения экскурсии.

3.6 Практическое занятие: Практика экскурсовода. Презентация «Ульяновская область, на взлет!». Отработка навыков работы с мультимедийным комплексом, умений налаживать контакт с группой и выразительного преподнесения материала.

3.7 Итоговое. Подведение итогов работы школы экскурсоводов «Знай! Люби! Гордись!». Рефлексия.

Критерии оценивания ЗУН экскурсоводов.

п/п

Ф.И. ученика

Умение находить и перерабатывать информацию по заданной теме.

Умение систематизировать и оформлять материал экскурсии.

Умение самостоятельно провести экскурсию в соответствии с алгоритмом.

Умение связать рассказ с показом.

Культура речи.

Артистизм и эмоциональность.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Критерии оценивания:

1 балл - отсутствие сформированных ЗУНов;

2 балла - слабо сформированы;

3 балла – не устойчиво сформированы;

4 балла – сформированы ЗУНы;

5 баллов – самостоятельно используют ЗУНы.

Учебно-методический комплекс

1.Дьякова Р. А., Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения, М., Просвещение, 1998

2.Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу-М., Профиздат, 1976г.

3.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., ЦРИБ « Турист», 1992г.

4.Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. Учебное пособие.- М., ЦРИБ «Турист», 1981г.

5.Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода. Учебное пособие - М., ЦРИБ « Турист», 1986г.

6.Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс., Методические рекомендации-М., 1983г.

7.Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации-М., 1980г.

8.Краеведение, М., Просвещение, 1987г.

9. Колдаков А.И., Антонов Н.К. История образования слепых в Ульяновской области, Ульяновск, 2008г.

10.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1964г.

11.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. Учебное пособие-М., Политиздат, 1978г.

12. Подготовка и проведение экскурсий. Методические рекомендации-М., 1974г.

13.Савина Н.В, Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск,2004г.

14.Требования к методической разработке экскурсии, М., 1979г.

15. Типовое положение о специальном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.- Вестник образования-1997г.№6.

16. Трифонова В.А., Степанова О.А. Попытка организации координированной системы помощи детям с отклонениями в развитии. - ж. «Дефектология»-1996г.,№1.

17. Журнал «Мономах». Областная типография «Печатный двор»1998г, 2000г.2002г., 2005г.

18.Маргерет Дэвидсон. Дитя ночи. -ООО « ИПТК «Логос» ВОС»., М.,-2007г.

Экскурсовод является представителем туристской организации. Он проводит беседы с иностранными туристами, сопровождает их в течение всего времени пребывания в стране, если предусмотрено экскурсионное обслуживание. Качество экскурсионного обслуживания могут характеризовать определенные показатели. При этом важно учитывать следующее:

1) точность, внимательность, учтивость, любезность и заботливость по отношению к туристам, проявляемые экскурсоводом во время работы с группой;

2) политически правильную ориентацию экскурсовода и его преданность делу социализма;

3) экскурсовод должен не допускать нарушений правил обслуживания туристов со стороны работников основных секторов туристской деятельности;

4) экскурсовод должен использовать новые формы и способы совершенствования экскурсионной деятельности;

5) экскурсовод осуществляет контроль за качеством услуг, оказываемых туристам, борется за то, чтобы они были на мировом уровне, а если это невозможно, за то, чтобы они соответствовали принятым стандартам и нормативам;

6) экскурсовод согласовывает свое рабочее время с режимом ночлегов, культурных занятий и путешествий туристов, не отказывает им в услугах, которые могут быть выполнены и во время отдыха.
Показатели качества других услуг, которые могут оказываться в рамках многосторонней деятельности туристских комплексов, должны определяться конкретно, в соответствии со своим местом в туристском обслуживании данного туристского комплекса.

Качество обслуживания в туристском комплексе, объекте (гостиница, ресторан, магазин и т.д.) в значительной степени зависит от состояния их материально-технической базы, снабжения сырьем, материалами и ряда других предпосылок. Практика, однако, показывает, что при одинаковых объективных условиях инициативный и опытный руководитель туристского объекта может с помощью активного и сознательного трудового коллектива достичь высокого качества туристского обслуживания.

Показатель качества туристской/экскурсионной услуги (туристского продукта) - количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств предоставляемых туристских или экскурсионных услуг(туристского продукта), определяющих ее способность удовлетворять требования туриста/экскурсанта.

Оценка качества туристской/экскурсионной услуги (процесса ее оказания) - количественное или качественное определение степени соответствия показателя качества туристской/экскурсионной услуги (процесса ее оказания) установленным требованиям.

Уровень качества туристско-экскурсионного обслуживания - относительная характеристика качества, основанная на сравнении фактических значений показателей качества с показателями, установленными в нормативных документах (например, в стандартах).

Классификация наглядных пособиий

В основу познавательной деятельности экскурсантов по­ложен принцип наглядности, который реализуется: в показе объектов - памятников истории и культуры (зрительная наглядность); в использовании экспонатов «портфеля экс­курсовода»; в демонстрации производственных процессов (звуковая наглядность) и т. д.

Благодаря зрительному восприятию предметов и процес­сов у людей возникают представления в виде конкретных образов, правильно отображающих объективную действи­тельность. На основе полученных экскурсантом представле­ний происходит формирование понятий.

Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) - натуральные предметы, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств.

Изобразительные средства (живопись, графика, фотогра­фия) - дополнительный иллюстративный материал, кото­рый включен в «портфель экскурсовода». Макеты, фотогра­фии, рисунки, открытки, схемы, диаграммы и другие посо­бия выступают в роли аналогов подлинных объектов.

Словесно-образная наглядность: примеры и факты; отрыв­ки из литературных произведений; стихи, воссоздающие картины событий, жизни людей.

Технические средства наглядности (кинофильмы, диа­фильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи).

Предметная наглядность подразделяется на зрительную наглядность (показываемые объекты) и звуковую (шум леса, журчание ручья, шум морского прибоя, голос певца в звуко­записи, голоса птиц и животных в лесу, звук камня, упав­шего с высоты, шумы в производственных цехах

Показ экскурсионных объектов занимает главное положение в экскурсии.

150 тысяч памятников архитектуры, культуры и т.д. находятся на государственном учёте РФ.

В качестве объектов могут быть:

    Памятные места, связанные с историческими событиями.

    Здания и сооружения, мемориальные памятники (1200 Гвардейцам).

    Памятники архитектуры.

    Природные объекты (Ладушкино – дуб с толстым стволом), заповедники, заказники, национальные парки.

    Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, выставок.

    Памятники археологии, городища, древние стоянки, курганы.

    Памятники искусства, скульптуры, садово-парковое искусство.

Критерии экскурсионных объектов:

    По функциональному назначению: основные (раскрытие темы) и дополнительные (во время переездов).

    По степени сохранности: полностью, частично сохранившиеся, утраченные.

Задача – отбор из множества объектов самых интересных.

Оценка объекта.

    Познавательная ценность – связь объекта с историческим объектом.

    Известность, популярность среди населения.

    Экзотичность.

    Выразительность.

    Сохранность: оценка состояния объекта на данный момент.

    Местонахождение: должны учитываться расстояние, удобство подъезда к объекту.

    Временное ограничение показа (сутки, сезоны).

    Оптимальная продолжительность городской экскурсии – 2-4 академических часа. Турист воспринимает не более 15 – 20 объектов.

Набор объектов зависит от темы, содержания, состава группы.

31. Технология подготовки экскурсий.

Экскурсия – результат двух важнейших процессов – подготовка и проведение экскурсии.

Два основных направления:

1) Разработка новой темы.

2) Подготовка начинающего гида к проведению новой для него экскурсии.

Подготовка новой темы поручается творческой группе (3 – 7 человек).

Три ступени подготовки экскурсии:

    Предварительная работа (подбор материала, его изучение, подбор объекта)

    Разработка самой экскурсии (маршрут, написание контрольного текста, выбор эффективных приёмов методики показа, подготовка методической разработки)

    Заключительная ступень (защита и допуск экскурсии на маршрут).

Схема экскурсии: Вступление (организация, знакомство с группой, правила поведения, информация – краткое сообщение о теме, продолжительности экскурсии, протяжённость, время прибытия, санитарные остановки) – Основная часть (конкретные экскурсионные объекты, подтемы – 5-12 подтем) – Заключение (5-7 минут, итог основного содержания экскурсии, выводы по теме, информация о других экскурсиях).

Этапы подготовки экскурсии (впервые это понятие появилось в 1976 году):

    Определение цели и задачей экскурсии.

    Выбор темы.

    Отбор литературы, составление библиографии.

    Определение источников экскурсионного материала, знакомство с экспозициями и фондами музеев.

    Отбор и изучение экскурсионных объектов.

    Составление маршрута экскурсии.

    Обход (объезд) маршрута.

    Подготовка контрольного текста.

    Комплектование «портфеля» экскурсовода.

    Определение методических приёмов проведения.

    Определение техники проведения экскурсии.

    Составление методической разработки.

    Составление индивидуального текста.

    Приём экскурсии.

    Подтверждение экскурсии.

Определение цели и задач:

Цель – это то, ради чего показываются памятники истории и культуры и другие объекты: воспитание патриотизма, эстетическое воспитание, любовь к природе.

Выбор темы зависит от спроса, является стержнем экскурсии.

Отбор литературы – составление списка книг, брошюр, статей, периодика.

Поделиться