Нацистская одежда. Кто шил форму немцам во время войны. Правда и мифы о знаменитом дизайнере

История СС (Schutz Staffeln — охранные отряды) начинается в начале 1920-х годов, когда в составе СА (Sturmabteilungen — штурмовые батальоны) сформировалась группа телохранителей Адольфа Гитлера.
К 1929 году СС насчитывали менее 300 человек, но к 1933 году разрослись до 30000 человек. Охранные отряды, находившиеся под командованием Генриха Гиммлера, представляли собой три батальона жандармерии. Именно силами СС Гитлер сумел стать единовластным вождем НСДАП в ходе «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 года…
К началу Второй Мировой войны в 1939 году СС располагали всего несколькими немногочисленными вооруженными отрядами — SS-Verfuegungstruppe.
Военные относились к СС с подозрением, видя в них своего рода жандармов, не способных вести регулярный бой.

Первый опыт войны во Франции, а затем в Советском Союзе изменили это отношение. В несколько этапов SS-Verfuegungstruppе оказались организованными в структуру, получившую известность как Waffen-SS.
К концу 1943 года войска СС насчитывали уже несколько закаленных в боях механизированных и танковых дивизий. В отличие от первых лет, когда на вооружение войск СС поступали устаревшие или трофейные образцы, теперь Waffеn-SS имели высший приоритет, получая самую современную немецкую военную технику и вооружение.

Хуго Босс родился 8 июля 1885 года в городе Метцинген, земля Баден-Вюртемберг. Он учился в Народной школе (нем. Volksschule) и до 1899 года посещал Реальное училище (нем. Realschule). В течение трёх лет обучался купеческому делу в Бад-Урахе.

В 1902 году Босс пошёл работать на ткацкую фабрику в Метцингене. После прохождения воинской службы с 1903 по 1905 год работал на ткацкой фабрике в Констанце.

В 1908 году после смерти родителей Хуго Босс перенял их текстильный магазин в Метцингене. В том же году он сочетался браком с Анной Катариной Фрейзингер (нем. Anna Katharina Freysinger). От этого брака родилась дочь Гертруда (нем. Gertrud), которая в 1931 году вышла замуж за торгового агента Ойгена Холи (нем. Eugen Holy).

В 1914 году Хуго Босс ушёл в чине обер-ефрейтора (нем. Obergefreiter) на фронт и в том же звании уволился из армии в 1918 году. О его активном участии в Первой мировой войне ничего не известно. В 1923 году Хуго Босс основал в Метцингене небольшую швейную фабрику по производству рабочей и спортивной одежды.
В 1930 году его предприятие оказалось под угрозой банкротства. 1 апреля 1931 года Хьюго Босс вступил в НСДАП (членский номер 508889) и тем самым спас свою фабрику, получив партийный заказ на производство униформы СА, СС и Гитлерюгенда, других нацистских военизированных структур и Вермахта.


Это - черная униформа для SS (SchutzStaffel), знаменитые коричневые рубашки для штурмовиков SA (Sturmabteilung), а также черная - и коричневая униформа для Гитлерюгенда.

Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Он также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.
Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг» (руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА


Очень скоро фирма стала одним из основных производителей военной и военизированной униформы. С началом Второй мировой войны его фабрика была объявлена важным военным предприятием и получила заказ на изготовление униформы вермахта. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию.
Производство продолжалось в течение всей войны. Фирма получала колоссальные доходы от национал-социалистического государства.
По одной из версий Хьюго Босс и его команда могли быть личными портными фюрера и иерархов Рейха, по крайней мере, ясно, что фирма пользовалась их покровительством.

Расширению производства и прибылей фабрики способствовало применение на ней рабского труда граждан оккупированных стран, которые содержались в нечеловеческих условиях и эксплуатировались самым бесчеловечным образом. В годы войны предприятие использовало принудительный труд 140 поляков и 40 французских пленных. После поражения Рейха в 1945 году союзники судили Хуго Босса. Но он, убедив суд, что стал нацистом но необходимости, избежал тюрьмы, его приговорили его к огромному штрафу в 100 тысяч марок. ”Конечно, мой отец принадлежал нацистской партии” говорит сегодня 83-х летний Зигфрид Босс. ”Но кто не принадлежал к ней тогда?”


Форма штурмовых отрядов СА работы Босса

Фуражки СС и ГЕСТАПО дизайна Хуго Босса


Коллекция осень 1934-зима 1935гг

Коллекция 1935 года,Берлин


Костюм Гитлера,дизайн Хуго Босс 1935 год.Снимок из женского журнала

После войны Босс быстро переключился на шитье униформы для полицейских, железнодорожников и почтальонов, а также рабочей одежды. После смерти Хьюго Босса в 1948 году фирму возглавил его зять Ойген Холи. В 1953 году Hugo Boss выпустила первый мужской костюм. В 1967 году компания перешла в руки детей Ойгена Холи — Уве и Йонена.
1946 год: фабрика снова чуть не прогорает: Хуго Босса обвиняют в сотрудничестве с нацистами, штрафуют на 80000 марок и лишают права голосования.

1948 год: Хуго Босс умирает, а компанию возглавляет его зять Ойген Холи. Hugo Boss снова специализируется на форме для железнодорожников и почтальонов.

1953 год: Hugo Boss выпускает первый мужской костюм. Это поворотный момент в истории фирмы: она начинает уходить от массового производства одежды и постепенно приближаться к миру Высокой моды.

1967 год: во главе компании становятся Уве и Йохен Холи - дети бывшего руководителя фирмы и внуки ее основателя. Именно они превращают марку во всемирно известный модный бренд.

1970-е: Hugo Boss стремительно развивается. Во-первых, фирма становится крупнейшим в Германии производителем мужской одежды. Во-вторых, компания превращается во влиятельный Дом моды.


1972 год: Hugo Boss впервые спонсирует гонки Формулы 1 и чемпионаты по гольфу и по теннису.

1975 год: талантливый модельер Вернер Балдессарини (Werner Baldessarini) начинает сотрудничать с Hugo Boss.

1984 год: запуск парфюмерной линии бренда.

1993 год: компания переходит в собственность итальянского холдинга Marzotto SpA (в настоящее время - Valentino Fashion Group). Братья Холи покидают предприятие. Генеральным директором предприятия становится Питер Литтман. Он разделяет бренд на линии с разной целевой аудиторией: Boss, предлагающий классическую одежду, Hugo со смелыми молодежными моделями, Baldessarini с изделиями класса люкс.

1996 год: появление награды Hugo Boss за достижения в современном искусстве.

1997 год: компания получает лицензию на производство часов совместно со швейцарской маркой Tempus Concept.

2000 год: Мужской бренд начинает выпускать коллекции одежды для женщин. Компания Hugo Boss, снова обвиненная в сотрудничестве с нацистами, вступает в фонд «Память, ответственность, будущее». Она выделяет 500 000 фунтов стерлингов на компенсации бывшим подневольным рабочим.

2002 год: появление детской линии бренда.

2004 год: открытие бутика площадью 1100 м2 в Париже по адресу Елисейские поля, 115.

2005 год: запуск линии мужской косметики Boss Skin и получение лицензии на производство очков.

2006 год: первая коллаборация Фолкера Кахеле, креативного директора Hugo Boss и лидера группы Jamiroquai Джея Кея. В совместной коллекции JK for Hugo представлены байкерские куртки и перчатки, брюки, вещи из джерси.

2007 год: частная инвестиционная компания Permira приобретает контрольный пакет акций Hugo Boss Group. Марку Baldessarini выкупает Вернер Бальдессарини. У Hugo Boss появляется линия Boss Selection, заменяющая проданный бренд.

2008 год: получение лицензии на совместное с брендом Swarovski производство женских украшений.

2009 год: выпуск мобильного телефона Samsung Hugo Boss.

2009 год: количество людей, работающих в компании Hugo Boss, превышает 9 тысяч человек.

2012 год: выход книги Романа Кестера “Hugo Boss, 1924-1945”, заказанной руководством компании. Произведение рассказывает о временах сотрудничества фабрики с нацистами.

На сегодняшний день Hugo Boss является одним из самых узнаваемых Домов моды. Основной акционер компании — Valentino Fashion Group. Главный управляющий — Бруно Зельцер (Bruno Sälzer). Дизайнерами компании были Вернер Бальдессарини, Андреа Канеллони, Хосе Ханг, Фолькер Кайхеле, Бруно Питерс, Грэм Блэк, Эйан Аллен, Карин Буснел, Барт де Бекер.

Многие до сих пор, и не без основания, считают, что самой красивой военной формой в истории была именно форма Третьего Рейха. (Хотя, на мой взгляд, достойную конкуренцию ей составляют наши однобортные генеральские мундиры времен Победы или форма отечественных ВДВ (жесткая в своем минимализме) и прекрасное обмундирование моряков и офицеров Военно-Морского флота). Так или иначе, но мало кто знает тот интересный факт, что в создании военной униформы нацистской Германии принимала самое прямое участие такая известная сегодня брендовая компания, как… «Hugo Boss». На ее предприятиях работали пленные поляки и французы. Они и шили форму для военных Третьего Рейха.

В те далекие времена «Hugo Boss» ещё не был известным на весь мiр брендом. Хьюго Фердинанд Босс открыл свою мастерскую по пошиву верхней одежды в 1923 году. Шили разное: спецовки, ветровки, плащи – в основном, для рабочих. Был пошив и спортивной одежды. В 1930 году фабрика оказалась под угрозой банкротства, и тогда 1 апреля 1931 года Хуго Босс решил вступить в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (членский номер 508889). Таким образом он спасает своё предприятие, получив партийный заказ на производство униформы СА, СС, Люфтваффе и Гитлерюгенда. К тому времени нацистская партия уже получала крупные пожертвования из-за… океана — от тамошних банкиров с Уолл-стрита!

А вот автором-разработчиком униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал другой человек: 7 июля 1932 года для членов СС ввели черные мундиры и фуражки, сшитые по лекалам художника и советника рейхсфюрера СС по «вопросам искусства» Карла Дибича (Karl Diebitsch), который родился в 1899 году. Умрёт он много позже — в 1985 году. Его предки были родом из Силезии. По образованию Дибич был дизайнером, но служил и оберфюрером СС. Кстати, именно Дибичем был разработан и знаменитый логотип Аненербе, и дизайн крестов для офицеров СС. Также Дибич разработал и дизайн холодного оружия для СС. Кроме того, он был директором фарфорового завода «Porzellan Manufaktur Allach» в 1936 году — до передачи фабрики под управление СС и переезда её в Дахау. Как пишет один из исследователей этого вопроса, «фирма Хьюго Босса лишь осуществляла пошив (вещи его ателье можно узнать по клеймам «VA-SS», «besteMassarbeit», «vomReichsfuehrer-SS befohleneAusfuehrung» и т. п.). Ателье Босса не производило форму для рядовых эсэсовцев, это было только для правящей верхушки и высших чинов СС и Люфтваффе».

Униформу для СС Дибич проектировал вместе с помогавшим ему штурмгауптфюрером (капитаном) СС, художником-графиком, Вальтером Хеком (Walter Heck). Именно последний в 1933 году разработал знаменитую сегодня эмблему СС, объединив две руны «Зиг» (руна «зиг» — молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Он же создал и эмблему СА.

Образцом при создании мундиров СС послужил, вероятно, черный цвет формы прусских гусар «мертвой головы» (Totenkopfhusaren), которую последние носили с 18-го века и до 1910 года. (Напомним, что пруссы — это онемеченные славяне. Все население Восточной и, частично, Центральной Германии имеет гаплотип, идентичный жителям Костромы, Архангельска, Смоленска, Орла, Воронежа, Липецка, Рязани и т д., а также всех русских переселенцев в Сибири и, если еще шире, всей Азии. Именно прусская аристократия создала Германское государство в его прежнем виде. В этом смысле, спровоцированную «закулисой» бойню между германцами и славянами — и в Первую мiровую, и во Вторую Мiровую войны, следует рассматривать как ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ — самую нелепую (в высшем, церковнославянском смысле этого слова!) и РАДОСТНУЮ для ада! Не случайно, глава бельгийских СС Леон Дегрель, поддавшийся в свое время нацистской пропаганде и посчитавший, что Третий Рейх призван воевать на Востоке против «диких азиатских орд», когда увидел, с КЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ воюют он и его части СС, много позже, после Великой Войны, повесил у себя кабинете портрет Русского и Германского воинов — доблестно стоящих друг против друга!.. Остается добавить: увы, ДРУГ — против ДРУГА!)


«Чёрные гусары» покрыли себя безсмертной славой на полях сражений. Позже многие эсэсовцы гордились сходством своей формы с формой этих безрассудных смельчаков, о которых в Германии все знали.

Первые упоминания о прусских «чёрных гусарах» можно отнести ко времени правления Фридриха II (Великого). Пятый гусарский полк («чёрные гусары», «гусары смерти») был создан в 1741 году из эскадронов 1-го и 3-го гусарских полков. Сочетание чёрного и белого в форме было живым отображением геральдических цветов королевства Пруссия.

Почему мирлитоны гусар украшала «мёртвая голова» до сих пор точно не известно. Но исторически сложилось, что этот знак означал неустрашимость в бою и был эмблемой самых смелых.

Важно отметить и то, что в Российской империи тоже были чёрные гусары (только не «гусары смерти», а «безсмертные»), отличавшиеся схожей формой. Странное совпадение: это был тоже… 5-й полк, «Александрийские гусары».

Приняв участие во множестве сражений, после участия в наполеоновских войнах, чудом уцелевший полк разделили на два полка - 1-й и 2-й Лейб-гусарские полки. В Германской империи эти полки вошли в число одних из самых престижных — гвардейских; и в их составе было немало особ монарших фамилий. В начале XX века шефом 1-го полка был кронпринц Вильгельм, а 2-го - принцесса Виктория (чье фото, как мы полагаем, можно увидеть выше).

Разумеется, Дибич застал это время (он родился в 1899 году), и хорошо помнил униформу «чёрных гусар». Осталось лишь приспособить суровую эстетику к заданным целям, и — самая стильная униформа XX века готова! Так элита новая стала в какой-то мере преемницей старой, с тем лишь различием, что в СС (в отличие от Лейб-гусарских полков) аристократы вступать брезговали. Аристократия нацистской Германии предпочитала небесные ВВС — Люфтваффе. (Всем интересующимся кайзеровской Германией можно порекомендовать сообщество ru_kaiserreich!)

Что характерно, на фронте среди эсэсовцев встречались случаи замены эсэсовской «мёртвой головы» на фуражке, на «мёртвую голову» с танкистских петлиц. Этот «тотенкопф» очень напоминает Лейб-гусарский.

Первоначально разработанную униформу надели исключительно офицеры СС, но к концу 1933 года она была уже у всех чинов.

Надо заметить, что организация СС, как отмечает www.pravda.ru, имела трехчленную структуру и состояла из Общих СС (Allgemeine SS), частей СС «Мертвая голова» (SS-Totenkopfstandarten) и особых военизированных эсэсовских подразделений, находящихся на казарменном положении (SS-Verfügungstruppe). Две последние, наряду с «Лейбштандартом Адольф Гитлер» (Leibstandarte-SS Adolf Hitler), составили костяк будущих войск СС (Waffen-SS).

Фактически черную форму перестали носить после 1939 года (с началом Второй мировой войны), когда начался массовый переход членов политической парторганизации Общих СС (Allgemeine SS) на серую форму одежды, кроме того, многие эсэсовцы поступили на военную службу, в том числе в войска СС (Waffen-SS), которые с 1937 года носили обмундирование защитного цвета. Главное отличие униформы СС - петлицы со стандартными рунами и тканая эмблема с орлом, нашитая не на правой стороне груди выше кармана, как у солдат вермахта, а на левом рукаве. В 1938 году появились погоны армейского образца с кантами разных цветов в зависимости от рода войск.

В костюмерные советских киностудий вполне могли попасть экземпляры черной эсэсовской униформы, потому что в 1942 году большое количество комплектов черной униформы СС было передано частям вспомогательной полиции на оккупированных территориях СССР, с заменой эсэсовской символики и знаков различия. Остальные комплекты попали на Запад, где их передали членам местных эсэсовских формирований в оккупированных странах. Что касается женских подразделений СС, то у них была униформа, состоявшая из черной пилотки с орлом СС, серого жакета и серой юбки, а также чулок и туфель.

Самые наблюдательные телезрители давно заметили, что Штрилиц на экране появлялся и в элегантной серой униформе без вызывающей свастики на рукаве. В ней советский разведчик идет на прием к Гиммлеру. И правильно сделал, иначе не миновать штандартенфюреру разноса от рейхсфюрера, и это стало бы «проколом» нашего агента. Типы в черной униформе исчезли не только с улиц немецких городов, но даже из здания РСХА. Люди отзывались о них язвительно, называя «черные СС», в отличие от бравых «белых СС», которыми гордились. Потому что они проливали кровь…

Комплекты светло-серого обмундирования стали поступать в части усиления СС еще в 1935 году, но спустя три года ее дизайн был основательно переделан. Сохранив (за исключением цвета) покрой черной униформы, светло-серая, вместо красной с черным кантом повязки с белым кругом со вписанной в него свастикой, приобрела на левом рукаве выше локтя эсэсовского орла.

Подготовил Алексей Анатольевич Чеверда


Культура никогда не существует самостоятельно, она не отделена, не отрезана. Культура всегда вписана в само общество. Есть политика, есть экономика, есть культура. Разные сферы жизни общества, но они всегда вместе и рядом, тесно связаны и порой запутаны. Если в обществе есть какая-то политическая система, в которой присутствуют свои цели и задачи, а главное идеи, то она обязательно породит и свою культуру. Это и литература, и искусство. Везде будет отпечаток тех идей, которые господствуют в обществе. Будь то строительство зданий, картины художников или мода. Моду тоже можно связать с политикой, сплести с идеей, привязать к пропаганде.



Военная мода. А почему бы и нет? Ведь самой красивой формой до сих пор считается именно форма Третьего Рейха. Форма от Hugo Boss . Сегодня Hugo Boss приносит извинения. Впрочем, у них неплохая компания: Volkswagen, Siemens, BMW. Они сотрудничали с фашистами, на их предприятиях в ужасных условиях работали пленные поляки и французы. Они форму. Форму для военных Третьего Рейха. Впрочем, тогда Hugo Boss ещё не были крупной компанией и известным брендом. Хьюго Фердинанд Боссович Блазе открыл свою мастерскую по пошиву одежды в 1923 году. Шил спецовки, ветровки, плащи преимущественно для рабочих. Доходы были не велики и портной Хьюго Босс понимает, что спасти его дело может только военный заказ. Впрочем, Хьюго Босс был лишь одним из 75 000 немецких частных портных обшивающих армию. Шил он и форму СС.



Автором чёрной униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал Карл Дибич. Родился он в 1899 году. Умрёт спустя многие годы после окончания Второй мировой войны в 1985 году. Его предки родом из Силезии, возможно, из польской. По образованию . Также служил и в СС, оберфюрером. Униформу для СС он проектировал вместе с графическим дизайнером Вальтером Хеком. Дибичем также был разработан логотип Аненербе и кресты для офицеров СС. Этакий гений, талант, на службе у сил тьмы. Кстати, Дибич также был и директором фарфорового завода Porzellan Manufaktur Allach в 1936 году до передачи фабрики в ведомство СС и переезда её в Дахау.


Вальтер Хек, художник-график, также был гауптштурмфюрером СС. Именно он в 1933 году и разработал эмблему СС, объединив две руны «Зиг»(руна «зиг» - молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Также он разработал и эмблему СА. А вместе с Карлом Дибичем создал униформу СС.


Вот такая история. История военной формы, которая имела своих дизайнеров.


Знаменитый германский модный дом принес извинения перед мировым сообществом за то, что в годы Второй мировой войны на его фабриках использовался подневольный труд.

Хьюго Фердинанд БОСС.

Зачем Хьюго вступил в партию нацистов?

Ещё в 1997-м году компания Hugo Boss публично признала факт своего сотрудничества с нацистами. Толчком к заявлению представителей фирмы послужило обнародование скрытых счетов в банках Швейцарии, в которых фигурировало имя Хьюго Босса, что доказывало его связь с нацистами. Но тогда в заявлениях присутствовало утверждение о полной неосведомленности руководства фирмы об этом факте, - аргументом служило отсутствие в архивах компании какого-либо упоминания о событиях, связанных с обслуживанием нацистского режима.
В 2006 году австрийский журнал Profil написал о том, что фирма Hugo Boss снабжала во время Второй мировой войны мундирами гитлеровскую армию. И, что еще хуже, использовала для этого труд заключенных из концлагерей и военнопленных. Фирма не стала отрицать обвинений. Пресс-секретарь Моника Стайлен сказала тогда: «Фабрика Hugo Boss изготавливала рабочую одежду и, по всей видимости, мундиры для SS». Но так как у предприятия не было более точных данных о своей истории, снабжение формой нацистов и использование принудительного труда оставили без комментариев. И только год спустя 83-летний сын Хьюго Босса Зигфрид признался, что его отец был членом нацистской партии. «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов», - сказал Зигфрид Босс.
Для очищения имиджа фирмы было решено нанять историка, который расследовал бы события 60-летней давности, как поступали и многие другие немецкие компании, обвиненные в сотрудничестве с нацистами.
Автор вышедшей недавно книги «Hugo Boss, 1924-1945», специалист по экономической истории Университета Бундесвера Роман Кёстер, которому компания и заказала исследование, должен был проверить слухи об использовании подневольного труда на фабриках предприятия, а также узнать, действительно ли Хьюго Фердинанд Босс был «личным портным» Гитлера.
Изучив исторические документы, автор книги пришел к выводу, что основатель текстильного предприятия в городе Метцинген (земля Баден-Вюртемберг) был искренним сторонником нацистской партии. «Ясно, что Хьюго Фердинанд Босс вступил в ряды партии не только из-за возможности получить заказы на пошив военной формы», - пишет автор издания.
После войны Босс до самой своей кончины в 1948 году утверждал, что он вступил в ее ряды, чтобы спасти свою компанию, получив заказ на пошив формы сначала для членов партии, а затем для подразделений SS. «Возможно, это является правдой, однако, судя по заявлениям Хьюго Фердинанда Босса, нельзя сказать, что его личные взгляды расходились со взглядами национал-социалистов, - считает Кёстер. - Такого, скорее всего, не было».
С апреля 1940 года Хьюго Босс стал использовать на своём предприятии подневольный труд, в основном женщин. На фабрике, послужившей основой для нынешнего Дома моды, в качестве подневольной рабочей силы использовались в те годы 140 выходцев из Польши и 40 из Франции. Специально для таких работниц недалеко от фабрики был построен лагерь. Гигиена и снабжение продуктами временами были весьма далекими от принятых норм.
Как отмечает Роман Кёстер, в 1944-м, за год до окончания войны, Босс попытался облегчить положение работниц. Он распорядился разместить у себя в доме некоторых из них, а также улучшил их питание. «Мы можем только повторить уже известное: отношение к подневольным работникам фабрики временами было очень жестоким и доходило до принуждения. Вместе с тем о них проявлялась забота, так что очень трудно прийти к однозначным выводам», - пишет автор книги.
Руководство модного дома Hugo Boss от своего прошлого не открещивается. Получив результаты исследования Романа Кёстера, боссы не только не помешали публикации книги, но и сопроводили ее официальными извинениями за использование подневольного труда в прошлом. «Мы признаём все нелицеприятные факты и глубоко сожалеем, что многим людям пришлось перенести страдания, работая на наших фабриках в годы войны. Мы даже не пытались утаить это или переписать историю. Финансируя исследование Романа Кёстера, мы надеялись увидеть правдивую историю нашей компании. Наши ожидания сбылись», - говорится в официальном заявлении руководства Hugo Boss.
Представители Hugo Boss утверждают, что не подвергали работу Романа Кёстера какой-либо цензуре и что книга вышла в том виде, в котором ее написал автор.

Всё началось с униформы для почтальонов

Hugo Boss - один из самых знаменитых домов моды. Под этим брендом производятся классические линии одежды, аксессуаров и парфюмерии. Линии одежды для мужчин и женщин (есть также и детская линия) от Hugo Boss выпускаются под двумя брендами: отдельно представлены коллекции Boss, основная из них носит имя Boss Black, и отдельно - линейки одежды Hugo. В отличие от классического Boss, бренд Hugo является более нетрадиционным и прогрессивным. Еще одним брендом для «искушенных» мужчин и женщин, как утверждает реклама, Hugo Boss позиционирует бренд Baldessarini. Также под маркой Hugo Boss производятся аксессуары: часы, солнечные очки и даже мобильные телефоны (совместно с Samsung), а также парфюмерия.
Хьюго Фердинанд Босс основал свою компанию в Метцингене в 1923 году, всего через несколько лет после окончания Первой мировой войны, в то время, когда почти вся Германия была в состоянии экономического коллапса.
Сначала это был семейный бизнес, компания представляла собой маленький магазинчик, который вырос в небольшую фабрику, которая занималась пошивом униформы для социальных служб - полицейских, почтальонов и спецодежды для рабочих. Послевоенный кризис в Германии отразился на фирме, и вскоре, в 1930-м году, Hugo Boss объявляет о банкротстве.
Но изменения в общественно-политической жизни Германии дали компании возможность реванша. В 1931 году (за два года до того, как Адольф Гитлер пришел к власти) Хьюго Босс, как и многие немцы, вступает в Национал-социалистическую партию Германии. И вскоре новая партийная принадлежность начинает приносить плоды. Одним из первых крупных контрактов, доставшихся Хьюго Боссу, был заказ на пошив коричневых рубашек для членов партии нацистов. Затем он получал заказы на изготовление мундиров для вооруженных сил Германии, штурмовиков, эсэсовцев и молодежной организации Hitler Jugend. Он также с гордостью носил на своём пиджаке партийный значок, вспоминает сын Хьюго Босса Зигфрид.
В 1946-м за членство в партии, поддержку SS и снабжение нацистских войск формой - даже до 1933-го - Босс был признан активистом и сторонником НСДАП; за это его лишили права на голосование, возможности управлять собственной компанией и оштрафовали на 100 000 марок.
В послевоенное время фирма возвращается к изготовлению одежды для почтальонов и полицейских. В 1948-м году умирает основатель фирмы Хьюго Босс, но фирма продолжает развиваться, и в начале 50-х в ее ассортименте появляется первый мужской костюм. Но только в 70-е компания полностью фокусируется на мужской моде. Превращению Hugo Boss в тот модный бренд, которым мы его знаем сейчас, во многом способствовало новое руководство фирмы. В 1967-м к управлению приступают братья Холи, Уве и Йохен - внуки Хьюго Босса. На волне послевоенного подъема экономики Германии Hugo Boss стремительно развивается и становится крупнейшим в Германии и одним из самых крупных в мире производителей одежды, а также влиятельным домом моды.

Генрих ГИММЛЕР в костюме от Hugo Boss.

Предприниматели Третьего рейха

Модный дом Hugo Boss пополнил длинный список крупнейших немецких концернов, признавших использование рабского труда в годы Второй мировой войны.
Производители техники Krupp, Siemens, медицинская фирма Bayer, автомобильные фирмы Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, Porsche, да и американская компания Ford эксплуатировали труд сотен тысяч военнопленных. Например, на заводах BMW 30 000 заключенных ремонтировали моторы военных самолетов, а вот на заводах Круппа 70 000 заключенных наряду с изготовлением кофеварок и стиральных машин строили... газовые камеры. У этого предприятия был даже свой завод на территории концлагеря Освенцим. На заводе Байера заключенные изготавливали ядовитые газы, и жили они всего три с половиной месяца. Из 35 000 рабочих
25 000 умерли.
Предприятия объясняли использование труда заключенных просто - все обычные рабочие находились в армии, работать было некому. Деньги, заработанные заключенными, шли партии Гитлера и на финансирование военных действий. Уже в 1950-х годах некоторые бывшие заключенные стали требовать от этих немецких фирм выплаты компенсации, и многие требования были удовлетворены.
Не так давно обвинения в симпатиях к национал-социалистам были предъявлены основателю мебельной фирмы IKEA Ингвару Кампраду. Один из самых богатых людей в мире, Ингвар Кампрад тоже сотрудничал с нацистами во время Второй мировой войны. Более того, как утверждает в своей новой книге шведский историк Элизабет Осбринк, основатель IKEA до сих пор не скрывает своих симпатий к нацистам.

Для того времени форма германских войск, пошитая Hugo Boss, была очень модной и функциональной.

Мода по-эсэсовски

Униформа для SS разрабатывалась тщательно, а выглядела устрашающе. (SS - сокращенное название немецкого Schutzstaffel - «защитный дивизион», элита фашистских войск.) Черную эсэсовскую униформу (хорошо знакомую нашему зрителю по сериалу «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой) придумал 34-летний специалист по геральдике, член «Имперской ассоциации немецких художников» профессор Карл Дибич со своим помощником Вальтером Хеком. Последний разработал также эмблему в виде сдвоенной руны «зиг» (руна «зиг» - молния - в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора) и дизайн холодного оружия для SS.
На создание эсэсовской униформы Дибича вдохновила форма прусских «Гусар смерти» (в разговорном немецком языке с XVIII века так принято называть 1-й лейб-гусарский полк и 2-й лейб-гусарский полк Королевы Виктории Прусской), которую украшала эмблема Totenkopf - «мертвая голова».
По иронии истории, в Российской империи существовали свои черные гусары, одетые в схожую униформу: Пятый полк Александрийских гусар.
Черные мундиры и фуражки для членов SS были введены 7 июля 1932 года, а после 1939 года начался массовый переход членов SS на серую униформу. Фактически с этого момента черную форму перестали носить, отдавая предпочтение серой. Также для операций в Италии и на Балканах отряды SS были одеты в желтую форму. В 1944 году в Германии ношение черной униформы было отменено. Советские деятели культуры превратили ее в запоминающийся символ эсэсовца.


- Да, я знаю, что нацистскую форму придумал Хьюго Босс, но объективно - форма-то ведь очень красивая. Сразу Штирлиц вспоминается… А наши солдатики теперь, говорят, в форме от Юдашкина ходят. Вот и почувствуйте разницу, что называется. А вообще, я считаю, что судить об искусстве надо отдельно от временных обстоятельств, в которых оно творилось.

Алексей ГОЛОВИН,
психолог (Красноярск):


- Я слышал, что Хьюго Босс даже пользовался услугами небольшого концлагеря для военнопленных. Они шили рубашки для немецких солдат. Есть легенда, что особенно способных рабочих он переселял к себе в дом, улучшал им условия жизни… Не знаю, как к этому относиться. Историю ведь не перепишешь. Тем не менее сейчас фирма извиняется перед жертвами нацизма за что-то, значит, чувствуют себя причастными к нехорошим делам.

Эдуард ПИНЮГЖАНИН,
тележурналист (Киров):


- То, что Хьюго Босс шил форму для нацистов, меня не шокировало и не стало каким-то откровением. В то время многим людям, для того чтобы выжить, приходилось принимать для себя «правила игры», которые диктовало правительство Гитлера. Стоит отметить, что Хьюго Босс таким образом зарабатывал сам и, создавая рабочие места, давал возможность зарабатывать другим на кусок хлеба. Его продукция не была смертоносной. Форма может лишь устрашать. Так что ничего особенного в том, чем занимался Хьюго Босс во время Второй мировой войны, я не вижу.

Игорь НЕЛЮБИН,
пресс-секретарь ЗАО «ВяткаТорф» (Киров):


- Мы знаем художника по его произведениям, а не по тому, каким он был в жизни. Негодяи тоже бывают талантливы - этот факт не требует доказательств. Мы не можем сказать, что Хьюго Босс был негодяем просто потому, что он делал талантливо и качественно свою работу. Если бы он работал иначе, никто бы его не поблагодарил за это и вообще не вспомнил. Другое дело, что Босс сам был нацистом и использовал рабский труд. Это его совершенно не красит и, наверное, было бы достойно осуждения на Нюрнбергском процессе как пособничество врагу. Без всякой скидки на его талант. Но люди, какими бы они ни были, из жизни уходят. Остаётся то, что ценно для нашего общества, для следующих поколений.

Любовь МОЖАЕВА,
художественный руководитель творческого объединения «Союз криэйторов России» (Иркутск):


- Вторая мировая закончилась давно, но до сих пор всплывают факты из «чёрного» прошлого. С одной стороны, как любому здравомыслящему человеку, мне глубоко претит подневольный труд. Я прекрасно понимаю, что работники, а точнее, работницы (насколько я знаю, трудились в то время на фабрике в основном женщины из Польши, Франции и Украины) жили в ужасных условиях. Это же был концлагерь, а не курорт. Но я вполне допускаю мысль о том, что Хьюго Фердинанд Босс действительно был вынужден работать на режим Гитлера для того, чтобы сохранить свой бизнес. По аналогии с нашей страной - у нас же тоже перепрофилировали фабрики и заводы под нужды войны. Сомневаюсь, что руководство СССР предлагало какой-то выбор, - скорее, просто ставило перед фактом.

Сергей ПЛАТОНОВ,
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в строительстве (Иркутск):


- Немецкие историки вступили в полемику по поводу этого скандала. Кто-то говорит о том, что Хьюго Босс был вынужден сотрудничать с Гитлером, другие (в частности, Роман Кёстер) утверждают, что бизнесмен искренне симпатизировал национал-социализму. Узнать достоверную информацию уже невозможно. Зато доподлинно известно, что Хьюго Босс выплатил штраф за пособничество нацистам. Сейчас руководство принесло свои извинения за использование рабского труда. К тому же в 2000 году компания вступила в фонд «Память, ответственность, будущее», созданный крупными немецкими фирмами для выплаты компенсаций бывшим подневольным рабочим. Резюмируя, могу сказать, что вот эти официальные извинения и вся всплывшая в связи с этим информация, пусть и не очень лестная, - всё это неплохой пиар-ход в поддержку книги об истории компании и интереса к бренду.

Поделиться