Отношения в психологии определение. Категория "отношение" в психологии личности. Классификация взаимоотношений между людьми

магистерская работа

1.1 Понятие "отношение" в психологии

Понятие "отношение" является всеобщим, поскольку охватывает взаимосвязи и взаимозависимости огромного количества признаков и свойств объекта. Определить содержание этого термина возможно только в применении его к конкретной системе научных знаний. В психологии понятие "отношения" занимает одно из центральных мест, потому как ни одна психологическая категория не рассматривается изолированно, все находится в отношениях со всем. В отечественной науке этот термин укрепился благодаря исследованиям А.Ф. Лазурского о внутренней стороне психического процесса (эндопсихике) и внешней (экзопсихике). Внешняя сторона психического в его работах была представлена как система отношений между субъектом и внешней средой.

Наиболее полно понятия "отношений" были исследованы и описаны В.Н. Мясищевым, который отводил им роль наиболее важной категории для описания и понимания сущности личности в психологии. Мясищев утверждал, что "исходя из того, что понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, надо признать, что оно представляет самостоятельный класс психологических понятий".

Описывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев определял его психологический смысл как одну из форм отражения субъектом внешнего мира. Личность человека формирует свои отношения как результат отражения на сознательном уровне объективно существующих отношений общества. Личность развивается и функционирует в обществе на уровне различных микро - и макро - систем, которые формируют ее потребности и интересы, во многом зависящие от особенностей нервной системы субъекта. В результате получается своего рода "субъективная призма", через которую человек воспринимает воздействия, направленные на него из внешнего мира.

То, как человек воспринимает действительность, что оставляет след в его памяти, что развивается в мышлении, что в воображении, что привлекает его внимание, с одной стороны, является фиксацией особенностей внешнего мира, объективно существующего, а с другой, является его отношением к этой объективной реальности, к которой сам человек также принадлежит.

В.Н. Мясищев утверждал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - представляют из себя прежде всего результат взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей средой, и результат того, насколько среда способствует развитию индивидуальных черт личности, в том числе и в области предметной деятельности человека.

Мясищев писал: "Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они, прежде всего, различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается".

Мясищевым были выделены четыре признака отношений как самостоятельного психологической категории, к которым от относил: сознательность, избирательность, активность и инициативность. Так же он писал о структурных характеристиках отношений, что отношения различных пропорциях характеризуются тремя основными аспектами психики как "когнитивные, конативные и эмотивные".

Таким образом, в теории отношений Мясищева ряд отношений представляет собой самостоятельные образования. В первую очередь, к ним относятся интересы, оценки и убеждения. Следовательно, отношение можно описать как силу, определяющую степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. С этой точки зрения, отношения могут быть рассмотрены в качестве основной движущей силы развития личности.

В современной отечественной психологии проблемами в разработке темы отношения детей к изобразительному искусству преобладает деятельностный подход. Своеобразие методологии эмпирических исследований понимания искусства в рамках данного подхода состоит в том, что ребенку изначально задается норма понимания искусства. И по отношению к этой норме исследуются условия, благодаря которым возможен переход от непонимания к пониманию. Таким образом, акцент делается на происхождении самой способности понимать искусство. Норма понимания и условия ее происхождения анализируются с точки зрения общественно-исторической роли искусства в развитии психики человека. В частности, исследуется механизм смыслопорождающих систем понимания искусства детьми: их содержание, структуры и типы (Гуржапов В.А.)

Применительно к ребенку-сироте, к ребенку с депривационными нарушениями этот метод представляется недостаточным, в силу особенностей психического развития ребенка. Для того, чтобы понять, как именно можно использовать потенциал искусства для компенсации депрвационных нарушений сирот, нужно описать отношение ребенка к изобразительному искусству в "сыром виде". Еще в 1924 г. И.А. Соколянский писал: "Детские переживания, современность и организация на основе этих переживаний положительных знаний должны быть отправными путями для построения методики. Детская эмоция является началом "знаний", источником "интереса", "активности". Через формирование детской эмоции следует переходить к привитию знаний.".

Таким образом, представляется, что методологически изучение отношения детей-сирот к изобразительному искусству будет определено не только деятельным походом, но и когнитивно-эффективным. Другими словами, нужно зафиксировать не только зафиксировать понимание или непонимание сюжетной основы произведения искусства, но и эмоцию, возникающие у детей-сирот в ходе предъявления стимульного материала и работы с ним.

Взаимоотоношения в семье как фактор развития личности ребенка

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи...

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

Общение и межличностные отношения

Психология может развиваться, сохраняя лишь тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, для того чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет. Первой наукой...

Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста

Проблема отношения к другому подробно исследовалась в рамках отечественной психологии общения и социальной психологии (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман: М С.Каган, И.С Кон, М.И Лисина, А.А Леонтьев, Б.Ф Ломов, В.Н. Мясищев., Н.Н.Обозов., А В...

Особенности отношения к собственному телу женщин, страдающих алиментарным ожирением

К категории «отношение» обращались многие исследователи личности (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко, А. Лэнгле, Г. Оллпорт, Ж. Пиаже и др.)...

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

В жизни человека понятие «внимание» встречается каждый день, этим понятием часто характеризуют наши успехи или неудачи в какой-либо деятельности...

Отношение между предметом психологии как науки и психологии как учебного предмета

Психология высшей школы (высшего образования) является, строго говоря, разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении многих проблем вузовского обучения приходится использовать знания из области общей психологии...

Проблемы исследования общения как взаимодействия

Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями...

Психология личности военнослужащего. Методы изучения индивидуальных особенностей

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она - продукт общественно- историческою развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой...

Психология личности предпринимателя

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешним проявлениям психики...

Развитие речи старших дошкольников

Первые исследования, посвященные проблеме речи, считали речь и язык синонимами. Первым ввел в науку различение языка и речи Ф. де Соссюр. В рамках данной работы необходимо четко определить, чем эти два понятия различаются. Т.Н...

Социально-психологические особенности групповой креативности

Рассмотрение любой проблемы всегда следует начинать с круга определений, помогающих понять суть изучаемых явлений. Мы не будем отступать от этого правила и сразу внесем ясность, обозначив необходимые понятия...

Социально-психологические характеристики гендерных стереотипов у юношей и девушек в студенчестве

Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошедшие в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Оно стало считаться единственной реальной...

Тревожность в психологии

В самом общем виде тревога понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности, но ее можно использовать конструктивно. В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой...

Формы и методы работы психолога с одаренными детьми

Для того, чтобы более точно раскрыть понятие "способности", для начала приведу пример. Два ученика отвечают на уроках примерно одинаково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен...

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.

Идея отношения богата пространством своих потенциальных смыслов. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества. Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др.

Как отмечает Е.В.Левченко, на разработку идеи отношения оказало влияние ее воплощение в трех областях знания: логике (Аристотель, Дж.Стюарт Милль, М.М. Троицкий), биологии (Г.Спенсер), интроспективной психологии (И.Ф.Гербарт, В.Вундт, Г.Гефдинг, К.Штумпф).

Отношение (Krech D, Crutchfield R.S.) – упорядоченная организация мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов индивида.

Отношение (Alport G.) – психическое и непрерывное состояние готовности выполнить директивное влияние, ответ индивида на объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.

Отношение (Fuson M.) – вероятность выявления определенного поведения в определенной ситуации.

Отношение – взаимное отражение объектов, их сущностных свойств, структурных и других характеристик (Словарь-справочник практического психолога).

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В. Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных ком­понентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.

В своем «рефлексологическом периоде» (термин Е.Левченко), В.Н.Мясищев употребляет понятие «отношение» в двух значениях: 1) методологический принцип отношения организма к среде (вслед за В.М.Бехтеревым); 2) часть психического в целом, наряду с механизмами и состояниями, имеющая эмоционально-потребностную природу.

В.А.Ганзен, В.Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания – отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания – это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т.е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека.


Как отмечает Л.В. Куликов (1997), использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности.

Развивая психологическую теорию отношений, В.Н. Мясищев исходит из наследия русских ученых А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. А.Ф. Лазурский впервые рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое образование, называемое им экзопсихикой, в отличие от эндопсихики (внутреннего психического образования). В. Н. Мясищев «продвигает» эту про­блему кпониманию субъектных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром. «Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью».

Согласно В.Н. Мясищеву следует, что субъективные отношения представляют собой концентрат мотивационных образований человека и средовых влияний «общественной действительности». Средовые влияния заключаются в том, что та или иная конкретная общность людей имеет свой образ жизни, уклад межличностных отношений, свои традиции, обряды, ритуалы и нормы жизнедеятельности, создающие особый контекст реализации побудительных сил человека. В результате средовых влияний формируются ценностные ориентации личности, которые также можно рассматривать как особое содержание ее субъектных отношений с внешним миром.

В.Н. Мясищев рассматривал отношение человека как:

Потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте;

Потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

Б.Ф. Ломов имеет позицию, схожую с представлениями В.Н. Мясищева. В частности он писал, что термин «субъективное отношение» - объективная связь личности с ее окружением, но в эту связь он включает субъективную позицию человека в этом окружении. Отношение включает момент оценки, выражает пристрастность личности.

На отношение человека влияет та общность, в которую он включен. В результате формируется отношение как к самой этой общности, так и к другим общностям. Система «субъективно-личностных» отношений – субъективное пространство личности, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (Б.Ф. Ломов).

Субъективное отношение – интегральное свойство личности, накладывающее определенный отпечаток на все психические процессы (явления). Особенно отчетливо это выражается в выборе и принятии решений, а также в их эмоциональном тоне (Б.Ф. Ломов).

В отношениях человека находят воплощение эмотивные (эмоционально-чув­ственные) и конативные (установочно-волевые) функции его психической дея­тельности. Психофизиологические механизмы этих функций предопределяют реагирование на внешние воздействия сначала в виде элементарного психического отношения, суть которого заключена в переживании приятного - неприятного и в соответствующих этому переживанию аффективных реакциях.

Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отра­жаемого объекта.

Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:

а) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но недостаточно для глубины его;

б) страстным – содействует глубине и богатству отражения;

в) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным.

Психические отношения сопровождают любой акт познавательной деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, определяя ее эмоцио­нальную окраску. Они регулируют взаимодействие с объектом, проявляясь в стремлении субъекта к нему или в избегании его.

Сознание, чувство и воля – процессуальное триединство в отношениях. Воля как механизм осознанной регуляции психической деятельности человека преобразует психические отношения в особый класс человеческих отношений - психологические отношения. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действи­тельности». Из этого определения следует, что психологические отношения, в отличие от психических, обладают еще и свойством сознательности.

В психологических отношениях рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту.

Психологические отношения, в сравнении с психическими в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произ­вольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым: «Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то, очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта».

Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и дея­тельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеж­дения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Психологические отношения являются целостной формой их синтеза, т. е. системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл.

Психологические отношения В.Н. Мясищев рассматривал как целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действи­тельностью, в которых отражается история ее жизненного пути и опыта. По­требностям в этой структуре отводилась роль «основного отношения». В.Н. Мясищев объяснял это тем, что «конституирующими компонентами» потребностей являются: «а) субъект, испытывающий потребности, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную фун­кциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им».

Эмоциональные отношения В.Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами.

Во всех трех подструктурах психологических отношений В.Н. Мясищев указывал на присутствие эмоционального компонента. Этот более низкий уровень проявления человеческих отношений, по сравнению с эмоционально-волевым, вполне дифференцируется понятием «психические отношения».

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривает и оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.

Оценка предполагает наличие критериев, эталонов, единиц измерения оце­ниваемых свойств, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждения о качестве и уровне развития явления, характере его связей и позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка - это форма проявления отношения, его созна­тельная объективация. Оценочные отношения определяются в контексте мысли­тельной деятельности человека, включающей эмоциональный компонент в виде одобрения - неодобрения, и могут в связи с этим оказаться проекцией самооценки, что особенно отмечается в случаях оценки людьми друг друга.

В оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего проявляются отношения самоуважения и уважения других, которые трансфор­мируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности руководства - подчинения и др. Оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразователя психологических отношений в социально-психологические.

В структуре психологических отношений В.Н. Мясищев рассматривал и убеждения личности, в основе которых, по его мнению, находится «система требований в сочетании со знанием действительности». Убеждения характеризуют мировоззренческие позиции человека, которые включают пони­мание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре. Убеждения находят отражение в ценностных ориентациях человека.

Раскрывая конативную функцию психологических отношений, В.Н. Мясищев включал в структуру этих отношений волю, внимание, мотив как компоненты, характеризующие субъективную активность человека в различных обстоятельствах жизни. Не случайно поэтому, существуют выражения «внимательное отношение», «волевое отношение» и т. п. Эти отношения говорят о мобилизованности инди­видуальных усилий человека в его практической деятельности и общении. В процессе общения они порождают особые виды взаимоотношений: самостоятель­ность или зависимость, уступчивость или нетерпимость, отзывчивость или невнимательность и т.д. Это означает, что данные отношения (внимание и воля) могут проявляться в контексте взаимодействия в виде социально-психологических отношений.

В отношениях человека присутствует интеграция жизненного опыта человека. Отношениями характеризуется жизненная позиция личности в обществе. В процессе развития субъективных отношений формируется стиль поведения личности.

Мы присоединяемся к точке зрения Л.В. Куликова (1997), который в структуре отношений считает наиболее важными следующие аспекты описания: объекты отношений, подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений (табл.1). Структура отношений – это их статика, это только одна сторона отношений.

Объектами психологических отношений выступают: природный мир, мир людей, «Я» самой личности. В качестве основных процессов отношений выступают: познание, переживание и оценивание, регулирование, осознание. Познание создает информационную основу отношения. Переживание и оценивание выражаются в эмоциональном реагировании на объект отношений, в принятии или отвержении его, в формировании оценки. Отношения регулируют развитие личности, но при этом сами регулируются другими психическими структурами. Регулирование может быть сознательным и бессознательным. Без осознания отношений невозможно личностное развитие, определение своих целей, планирование своего жизненного пути.

Само отношение является единством познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Источники отношений могут быть как внешними, так и внутренними и, как отмечает Л.В. Куликов (1997), даже навязанными средой.

Отношение имеет и процессуальную сторону, проявляющуюся в психических состояниях и обусловливающую их существенные параметры.

Принципиально важным при рассмотрении структуры отношений является определение места структуры «Я» личности. Наиболее часто в психологии встречаются такие подструктуры в «Я» личности, как «Я»-реальное и «Я»-идеальное. Однако, на наш взгляд, перспективным для анализа отношений является структура «Я», предложенная Л.В. Куликовым. В структуре «Я» автор предлагает выделять следующие подструктуры:

● «Я»-желаемое, выступающее ориентиром личности в принятии себя, в саморегуляции и сохранении самооценки на высоком уровне.

● «Я»-воспринимаемое; это субъективная оценка и понимание человеком себя.

Отношение Набор ценностей и убеждений, связанных с определенным предметом. Наши отношения - это выборы, которые мы сделали.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Отношение

(в психологии) - в самом общем виде - фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов , объектов и их свойств. О. может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное О. между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его О. к другим объектам, явлениям, свойствам (например, О. субъекта к политической системе). Термин «О.» использовался как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Отношение

Субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии - в самом общем виде - взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

1 ) на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

2 ) на уровне занятых некоей деятельностью групп - отношения производственные, учебные, театральные;

3 ) на уровне взаимосвязей между людьми в группах - отношения межличностные;

4 ) отношения внутриличностные - например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Синонимы :

Смотреть что такое "отношение" в других словарях:

    ОТНОШЕНИЕ - в логике то, что в отличие от свойства характеризует не отдельный предмет, а пару, тройку и т.д. предметов. Традиционная логика не рассматривала О.; в современной логике О. пропозициональная функция от двух или большего числа переменных. Бинарным … Философская энциклопедия

    ОТНОШЕНИЕ - отношения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. отнестись в 1 знач. относиться. Невнимательное отношение к делу. Хорошее отношение к детям. 2. Связь, касательство, участие. Я имею нек рое отношение к этому предприятию. 3. только мн.… … Толковый словарь Ушакова

    Отношение - двумерная таблица, содержащую некоторые данные. Строки таких таблиц соответствуют записям, а столбцы атрибутам. По английски: Relation См. также: Реляционная модель данных Финансовый словарь Финам. Отношение Отношение двумерная таблица,… … Финансовый словарь

    отношение - См. известие, положение, приказ в отношении, имеющий отношение, натянутые отношения... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отношение касательство, касательство, связь; аспект … Словарь синонимов

    отношение - ОТНОШЕНИЕ множество упорядоченных п ок индивидов (где п > 1), т.е. двоек, троек и т.д. Число п называется «местностью», или «арностью», О. и, соответственно, говорят о n местном (п арном) О. Так, например, двуместное О. называют… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ОТНОШЕНИЕ - ОТНОШЕНИЕ, см. относить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    отношение - ОТНОШЕНИЕ, касательство, причастность, книжн. прикосновенность, книжн. сопричастие, книжн. сопричастность … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    отношение Eb/N0 - Показатель помехоустойчивости канала связи, равный отношению энергии сигнала, приходящейся на один бит Eb (Дж/бит) к спектральной плотности шума N0 (Вт/Гц). Отношение Eb/N0 является безразмерной величиной, в чем нетрудно убедиться, если заменить… …

    отношение Y - Отношение между эффективностью передачи и приема пассивной цепи телефона (МСЭ Т P.10/ G.100). Тематики электросвязь, основные понятия EN Y ratio … Справочник технического переводчика

    ОТНОШЕНИЕ - ОТНОШЕНИЕ, я, ср. 1. см. отнестись и относиться. 2. Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем чем н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему н. (никак не относится). О. между … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Отношение к здоровью индивида и общества , Журавлева Ирина Владимировна. В монографии рассмотрено социальное явление отношение к здоровью - его историческая трансформация, особенности теоретического изучения, эмпирические показатели, факторы и социальные…

Отношения — это термин, который был придуман ещё Аристотелем. Этим, словом он обозначал определённый способ бытия и познания. Взаимосвязь предметов, явлений, людей находит своё проявление в отношениях.

Психологию отношений можно разделить на несколько категорий, а именно:

  • Психология семейных отношений;
  • Психология межличностных отношений;
  • Психология отношений между мужчиной и женщиной;
  • Психология общественных отношений;
  • Психология деловых отношений.

Наибольший интерес обычно вызывает психология межличностных отношений. Это вполне объяснимо: что проку в научных материях, если зачастую не удаётся наладить взаимоотношения с самым близким человеком, с мужем или женой, с другом или собственным ребёнком?

Большинство проблем обычно возникают из-за непонимания : все мы — разные, каждый человек — индивидуальность, и подходить к другому со своей меркой как минимум неразумно. Кроме того, психология мужчин и женщин очень сильно отличаются. И стараться друг друга переделать — бессмысленно. Гораздо разумнее предоставить любимому человеку свободу действий, позволить ему иметь своё пространство, личное.

Это относится не только к мужу или жене. Многие родители убеждены, что они лучше ребёнка знают , что ему, этому ребёнку, нужно для счастья. И если в 3-и года это утверждение относительно справедливо, то в 13-ть лет у ребёнка вырабатывается условный рефлекс: делать всё наоборот, тем самым противостоять давлению со стороны любящих родителей. Заставляют ходить на фигурное катание или в музыкальную школу? Назло буду прогуливать, мне интереснее баскетбол или стрип-пластика.

Психологи в один голос утверждают : все наши беды — оттого, что люди разучились разговаривать друг с другом. Вместо того чтобы наказывать, скандалить или обижаться, часто бывает достаточно простого разговора начистоту. Ведь почти все мы почему-то думаем, что нас должны понимать с полуслова и полувзгляда. Это не так! Родители не умеют читать мыслей и не знают , что их дочь ненавидит фигурное катание — до тех пор, пока она им об этом не скажет. Муж не умеет читать мыслей и не знает, что жена обижена из-за резкого ответа по телефону, о котором он давно забыл. Жена не умеет читать мыслей и не знает, что мужу надоели котлеты и ему давно хочется бутерброд. Причины для обид — смешные и мелкие, но они реальны, а чтобы поводов к непониманию не возникало, нужно просто разговаривать, озвучивать свои мысли, чувства и желания.

Только при этом условии возникнут доверительные отношения, прекратятся недомолвки и обман, и постепенно в отношения войдёт истинная гармония.

Для чего нужно изучать психологию отношений? Её понимание позволяет нам научиться контролировать спонтанность процесса взаимоотношений.

Изучая эту науку, мы постепенно понимаем:

  • Как разные люди ведут себя в различных жизненных ситуациях;
  • Как они реагируют на воздействие другого человека;
  • Как в нашей душе отзываются слова и поступки других людей;
  • Как мы воспринимаем огромное множество невербальных сигналов;
  • Как люди реагируют на внутреннее состояние своих собеседников.

Главное в психологии взаимоотношений — это то, что каждый из нас учится познавать как себя, так и других людей. Это знание помогает свести к минимуму количество конфликтов и противоречий, найти гармонию в общении с людьми. Достижение абсолютного комфорта невозможно — ведь жизнь состоит не только из приятных ощущений, а ещё и из немалой дозы боли и дискомфорта, и всё же полученные знания помогают нам заметно уменьшить эту боль, отыскать опору внутри самих себя, понимать то в поведении других, что раньше казалось непонятным.

Психология отношений — это возможность понять собственную историю развития, какие отношения сформировали нас как личность.

Поделиться