Песочная терапия в работе учителя-логопеда. презентация к уроку по логопедии на тему. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда Развитие фонематических представлений

МОУ «Начальная школа – детский сад №3, с. Елово»

Учитель – логопед: Зайцева Нина Петровна. 2011 г.

Слайд 2

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Слайд 3

Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:

Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;

Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

Успешная социализация детей с дефектами речи.

Слайд 4

Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам.

Слайд 5

Нетрадиционные логопедические технологии.

  • Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка.
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
  • Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.
  • Слайд 6

    • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
    • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
    • Музыкотерапия– воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
    • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
    • Литотерапия- терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
    • Имаготерапия– театрализация.
    • Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
    • Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.
  • Слайд 7

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

    Слайд 8

    · развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

    · снимают мышечную напряжённость;

    · помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

    · развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

    · стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

    · позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

    · преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

    · развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

    Игры с песком

    Слайд 9

    · совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

    · способствуют расширению словарного запаса;

    · помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

    · позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

    · способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

    · помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.

    Слайд 10

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.

    Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина).

    Слайд 11

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Слайд 12

    Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать.

    Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

    Слайд 13

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

    • Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
    • Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
    • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
    • В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
  • Слайд 14

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко.

    К логопеду в песочницу!

    Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда.

    История метода «Песочная терапия»
    Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

    Целеполагание
    Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы.
    Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.
    Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда, а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе» и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии» помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу, считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
    Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.
    Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
    Задачи:
    Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
    Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
    Развивать мелкую моторику рук:
    Обогащать и активизировать словарь родного языка;
    Формировать лексико-грамматические категории языка;
    Автоматизировать корригируемые звуки;
    Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
    Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

    Преимущества метода «Песочная терапия» (sand-play)
    При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями:
    Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,
    Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
    Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
    Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
    Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
    Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

    Предполагаемый результат:
    У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивные процессы, а так же речь,
    Сформированы речевые навыки общения,
    Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта»,
    Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии),
    Дети свободно используют грамматические категории языка,
    Автоматизированы корригируемые звуки,
    Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,
    У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,
    Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.

    Организация песочницы
    Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
    Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
    Коллекция миниатюрных фигурок:
    Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т.д.),
    Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки),
    Транспорт разного назначения,
    Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
    Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др.),
    Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.),
    Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

    Конспект занятия

    Этап
    Название этапа
    Цель этапа
    1
    Мотивационный
    Сообщение темы, цели занятия

    2
    Супервижн –
    выставка фигурок и предметов к занятию
    Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач

    3
    Ритуал входа
    «Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы, определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд. В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша
    4
    Основной коррекционный
    Решение коррекционно-образовательных задач непосредственно
    5
    Ритуал выхода
    Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы

    Направления коррекционной работы
    Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:
    Дыхательная гимнастика
    Пальчиковый практикум
    Артикуляционная гимнастика
    Автоматизация звуков
    Развитие фонематического слуха
    Формирование слоговой структуры слова
    Совершенствование лексико-грамматических категорий
    Обучение грамоте
    Развитие связной речи
    Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
    занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы.

    Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы
    Развитие диафрагмального дыхания
    Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
    Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
    Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
    Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
    Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

    Пальчиковый практикум
    Развитие тактильно-кинестетических ощущений
    Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
    Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
    «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
    Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

    Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
    (все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
    «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
    Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
    Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
    Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
    В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)

    Артикуляционная гимнастика
    Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
    Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка
    Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
    Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
    Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
    Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

    Автоматизация звуков
    Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
    Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
    Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
    Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

    Развитие фонематического слуха
    Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
    Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
    Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
    Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

    Формирование слоговой структуры слова
    Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
    Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

    Совершенствование лексико-грамматических категорий
    Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.
    Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
    Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
    предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
    приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
    наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

    Подготовка к обучению грамоте
    Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
    Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности
    Развитие связной речи
    Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
    Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
    Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
    Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
    Выводы.
    Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
    У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе.
    Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большый воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

    Что нужно для игры в песок?
    А нужно, в сущности, так мало:
    Любовь, желанье, доброта,
    Чтоб вера в детство не пропала.
    Простейший ящик из стола
    Покрасим голубою краской,
    Горсть золотистого песка
    Туда вольётся дивной сказкой.
    Игрушек маленьких набор
    Возьмём в игру… Подобно Богу,
    Мы создадим свой мир чудес,
    Пройдя познания дорогу.
    (Т. Грабенко)

    Cлайд 1

    Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда. МОУ «Начальная школа – детский сад №3, с. Елово» Учитель – логопед: Зайцева Нина Петровна. 2011 г.

    Cлайд 2

    Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

    Cлайд 3

    Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются: сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи; -нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии; -коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; - успешная социализация детей с дефектами речи.

    Cлайд 4

    Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам. Над ними трудились такие авторы, как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

    Cлайд 5

    Нетрадиционные логопедические технологии. Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией. Массаж языка. Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины. Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.

    Cлайд 6

    Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании. Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека. Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию. Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.

    Cлайд 7

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

    Cлайд 8

    · развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; · снимают мышечную напряжённость; · помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; · развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); · стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; · позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; · преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок; · развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату; Игры с песком

    Cлайд 9

    · совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; · способствуют расширению словарного запаса; · помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; · позволяют развивать фонематический слух и восприятие; · способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; · помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма. Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.

    Cлайд 10

    Общие условия организации песочной терапии. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

    Cлайд 11

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит». Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Cлайд 12

    Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать. Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

    Cлайд 13

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

    Cлайд 14

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко: Вредных нет детей в стране - Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок - мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!

    Наталья Богданова

    Цель:

    Знакомство со свойствами кинетического песка

    Задачи:

    Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук;

    Формирование нестандартного творческого мышления;

    Закрепление умения сосредотачиваться и концентрировать внимание;

    Развитие тактильных ощущений при работе двумя руками, что благотворно отражается на речи ребенка.

    В процессе работы с детьми с диагнозом «Общее Недоразвитие Речи», возникла необходимость в подборе новых методов и приёмов, улучшающих результативность занятий. Сложность речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.


    Одним из таких методов является арт. -терапия, а именно использование кинетического песка. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным, личностно-ориентированным и здоровье сберегающим технологиям работы с детьми.


    Этот необычный материал был изобретён в Швеции, в России появился лишь в 2013 году. Состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка и 2% силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900).


    Этот удивительный песок:

    Лепится, как мокрый и рассыпается, как сухой;

    Завораживает своей воздушностью и мягкостью;

    Приятен на ощупь, не оставляет следов, при сжатии объём песка уменьшается в 2 раза;

    Сохраняет форму в течение длительного времени.


    Преимущества кинетического песка:

    Не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей.

    Силиконовая составляющая не высыхает со временем, поэтому он постоянно остаётся «влажным на ощупь».

    Не боится воды и, в случае смачивания, после просушки сохраняет свои свойств.

    Просыпанный на пол, легко собирается.

    Им практически невозможно засорить глаза.

    Рыхлый, но обладает «текучестью».

    Не требует специальных условий хранения.


    Используемые игрушки:

    Фигурки людей, животных, птиц, насекомых, пауков и т. д.

    Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов;

    Камешки, дощечки, шишки,ракушки, желуди, каштаны, любой природный материал;

    Разнообразные формочки;

    Игрушечная посуда;

    инструменты: ножи, стеки, деревянные палочки, пластмассовые трубочки.


    Выводы: Игры с кинетическим песком считаю доступным и эффективным методом в коррекционно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Беря во внимание, что основной вид деятельности дошкольника- это игра, перенос традиционных занятий в песочницу даёт значимый образовательный и воспитательный эффект.

    Анализируя поведение и достижения детей можно с уверенностью сказать, что улучшилось эмоциональное состояние детей, они стали более раскрепощёнными, развиваются творческие способности, воображение, мышление. Дети стали усидчивее, внимательнее на занятиях, появились элементы связной речи. Занятия с песком помогают в обучении грамоте,формируют слоговую структуру речи.

    Дальнейшую работу в этом направлении следует расширять и продолжать.



    Публикации по теме:

    Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.

    Использование кинетического песка в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ Малышева Елена Игоревна, Сергеева Марина Борисовна «Использование кинетического песка в коррекционно-развивающем сопровождении детей с.

    Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.

    Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Подготовили: учитель-логопед Е. М. Вотинова, педагог-психолог Е. С. Вотинова МАДОУ «Центр.

    Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный.

    Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

  • Поделиться