Политический строй допетровской руси. Допетровская эпоха История экономики россии

Кандидат искусствоведения Р. БАЙБУРОВА

Поэтический, образный диалог с окружающим миром - яркая черта русского характера. При таком восприятии мир полон красок, полнозвучен, объемен. В XVII веке это живое образное сознание существовало в ареоле сказок, легенд, былин, сказаний, которые мощно его питали, поддерживая в нем древние пласты. Своей поэзией этот коренной фольклор преобразовывал быт, наполненный каждодневными делами.

XVII столетие - рубеж, когда можно говорить о тысячелетней русской истории, если включить в нее восточных славян, от которых, собственно, и произошли русские. Славянские племена пришли в Восточную Европу примерно в VI веке нашей эры из Западной Европы, неся в себе мощный жизненный потенциал. Впереди у них - яркая и суровая история создания государства и превращения его в могучую империю.

Восточные славяне жили еще родами, в полной гармонии с окружавшим их живым и одушевленным для них миром природы. Поклонялись языческим богам, от воли которых, как считалось, зависел установленный на Земле порядок, почитали души предков, будучи уверенными, что души эти влияют на их жизнь. В X веке на языческое сознание наложилось христианство, к тому времени просуществовавшее в мире практически уже 1000 лет.

Христианство открыло человечеству принципиально новую дорогу. Взамен языческой картины мира, где человек был слепой игрушкой судьбы и воли богов, предлагалась иная. Христианство учило: жизнь вечна, и от того, как человек проведет свой временный, земной, срок, зависит его будущая жизнь - вечная. То был шаг к самоосознанию личности, человек наделялся свободой воли и, делая тот или иной выбор, нес ответственность за свою посмертную судьбу.

Решение принять на Руси христианство - оно было продиктовано в первую очередь государственными интересами - принадлежало князю и его советникам. Однако народное сознание явно не поспевало за государственными интересами. На русской равнине христианство приживалось трудно, в "глубинке" еще долго сохранялся родовой порядок, а языческий пласт так и не был вытеснен новой религией. Постепенно они срослись в некое образование, существовавшее в ареоле суеверий и примет, хранивших в себе богатейший опыт долгого пребывания человека в единстве с природным космосом. Церковь потратила немало усилий, чтобы изжить их, но они сохранились вплоть до наших дней.

Более чем два столетия прошли затем для Руси под игом Золотой Орды, став великим испытанием для русского характера. Наиболее пагубным было состояние раздвоенного сознания: на одном полюсе - православная духовность, на другом - жестокий земной владыка в Орде, диктующий свою волю и на которого поневоле ориентировались его русские подданные. Потом были годы кровавых экспериментов грозного царя и великая смута, снова подвергшие Русь жесточайшим испытаниям.

Между тем в те же столетия Европа сделала громадный шаг на пути познания человеком мироздания и своего места в нем. Период Ренессанса, давшего мощный импульс научному прогрессу, породил идеи нового времени, еще более раскрепостившие человека. Научные открытия, которыми богато то время, подвели человечество к величайшей утопии, утверждавшей, что сам человек способен построить на Земле новый Золотой век. Идеи эпохи Просвещения - это и есть поиски конкретных путей к заветной цели.

Русский человек XVII века, московит, православный христианин, живет вне этих эволюционных достижений. Уже забыты языческие боги, позади годы постыдной зависимости от Золотой Орды, стираются из памяти кровавые следы правления Ивана Грозного и потрясения Смутного времени. А на пороге - уже новая ломка представлений о мире и месте в нем человека: впереди петровские перестройки и наследовавшие им просвещенческие реформы, плодами которых - и добрыми, и недобрыми - живем мы еще и сегодня.

XVII столетие - одна из своеобразных точек равновесия в русской истории: тяжелые испытания остались в прошлом, новое еще только грядет. Позже многие исследователи будут убеждены, что в следующем, XVIII, веке Россия изменила своему исконному пути. Но век XVII - еще очень русский век.

КАКИМ ЖЕ БЫЛ СОВРЕМЕННИК ТОГО "ОЧЕНЬ РУССКОГО" ВРЕМЕНИ?

Исчерпывающий ответ на этот вопрос потребовал бы фундаментального исследования. В данной статье предлагается достаточно схематичный и, вероятно, полемичный подход к этой проблеме.

Со стороны всегда виднее. Поэтому наиболее интересны свидетельства иностранных гостей, побывавших на Руси в ту пору. "Мужчины вообще рослы, сильны и привычны ко всем трудам и переменам воздушным". "Москвитяне среднего роста, плечисты и весьма сильны, у них голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги, длинные туловища..." "По своей фигуре это большей частью крупные, полные люди с рослым телом и широкими плечами... Лица у них крупные, сверху и внизу имеют сильную растительность, которую отпускают с юности..."

Что же касается женщин, то "таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации". Однако "они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность. Они стройны телом и высоки". О том, что у русских женщин "во всеобщем употреблении притиранья и румяна", писали многие иностранцы, порою наивно полагая, что это делается, "дабы скрыть природные недостатки.

На Руси не считается за бесчестие белиться и румяниться, напротив, мужья охотно делают издержки на сию прихоть жен своих".

Одежда россиян настолько отличалась от европейского платья, что чужеземные гости непременно обращали на нее внимание. В длинных, свисавших до икр кафтанах и рубахах, которые своим покроем и расцветкой вызывали у европейцев ассоциации с Востоком, преобладала сверкающая жизнерадостная палитра, "горячие" краски с золотом и серебром: "кафтан бархатной красной, мех соболий пластинчатой", "кафтан камчатой василковой, подпушен тафтою желтою, подложен кумачом, с серебреными частыми пуговицами", "кафтан объяринной жаркой, травки золотные, круживо немецкое з городами, золото с серебром, подпушен тафтою жолтою стучатою, подложен кумачом".

"Летом, в жару, знатные вельможи на торжественных приемах и выходах парились в собольих шубах, поверх парчовых кафтанов, атласных терликов и в дорогих "горлатных" шапках", купцы - в "парчовых одеждах и шапках из черно-бурых лисиц". "На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, но по своему достатку, прядь жемчуга или зимой прекрасный соболь..." На ногах красовались сапоги, доходившие до икр, подбитые железными подковками. Народ же носил лапти, плетеные из лыка.

Объемные одежды скрывали фигуру, словно бы заключали в замкнутую оболочку носившего их человека, придавая ему важный, степенный вид. Но яркие насыщенные цвета делали эту чопорную одежду пышной и нарядной.

В женском наряде, таком же статичном и солидном и тоже из ярких тканей, была особенность. Г. М. Айрман, побывавший в Москве в 1669 году в составе шведского посольства, пишет, что русские женщины "по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых колечках; так же и на пальцах носят драгоценные перстни". В девичьи косы вплетали жемчуг и золото, а "на конец... кисть из золотых или шелковых нитей или переплетенную жемчугом, золотом и серебром..."

Подобный обычай существовал не только у знатных женщин "с достатком". Иностранцы отмечали, что "разных драгоценностей у москвитян много - жемчугу, смарагдов, бирюзы, сапфиров... мелкие граненые рубины до того дешевы, что продаются на фунты..."

Говоря об одеяниях, невозможно не упомянуть особую бережливость наших предков. "Всегда, што делают, в ветшаном платье, а как пред государем (хозяином дома. - Р. Б.) и при людех, в чистом повседневном платейце, а в праздники и при добрых людех или с государем или с государынею где быти: ино в лучшем платье" - наставлял "Домострой" - кодекс поведения русского православного христианина. Составленный в XVI веке "Домострой" не утратил своего значения и в следующем. Мода, которая нынче обновляет гардеробы много скорее, чем изнашиваются одежды, тогда оставалась одним из мерил стабильности мира. Известно, что даже в царских домах в завещаниях фигурировали довольно поношенные шубы. Принять в подарок кафтан "с плеча", или попросту из гардероба господина, было весьма почетно.

Не забыл "Домострой" и о таких деталях, как "всякое платье кроити и остатки и обрезки беречи", они "ко всему пригождаются в домовитом деле". Детскую одежду следовало кроить, загибая "вершка по два и по три на подоле и по краям, и по швам, и по рукавам" - на вырост.

Замкнутость и красочность - характерные особенности русского двора той поры. Дворы зажиточных людей обнесены глухими заборами, за которыми скрывались от любопытных глаз жилые хоромы (с улицы виднелись только их верхи) и множество хозяйственных строений. Двор делился на передний и задний. В хозяйстве были сады, огороды и даже рыбные пруды.

Живописные виды, открывающаяся перспектива далей и водной глади не привлекали внимания средневекового русского человека - это появится столетие спустя. А пока, не обособившись еще от природы, он и не противопоставляет ей свой вкус и волю, не эстетизирует ее, услаждая свои чувства. Пруды возникают, когда запруживают реки, строя мельницы, в прудах разводят рыбу. Ее в те времена было множество, она ценилась, так что сооружали и специальные рыбные пруды.

И все же шаг навстречу эстетическому восприятию природы сделан уже в XVII столетии. В 1668 году голландский путешественник Й. Й. Стрюйс напишет: "Недавно вошли в моду цветы. Прежде смотрели на них как на пустяки и говорили о разведении их, как о смешной забаве, но с некоторых пор нет дворянина, у кого бы не росла большая часть цветов, свойственных климату Европы".

Двор и хоромы сооружали, как правило, просто, без затей. Так было практичнее: постоянные пожары, разгулявшись, "пожирали" все на своем пути. В то время их даже не тушили. Сбегавшиеся по тревожному набату люди спешили уберечь от огня стоявшие рядом постройки и с невероятной скоростью разбирали их по бревнам. Но и ставили новые дома с отменной скоростью. Похоже, ни один иностранный гость столицы не обошел вниманием умение русских мгновенно заново обстраивать погорелые места. Почти все они сообщают о московских "лесных рынках", на которых дома или отдельные их части можно было приобрести готовыми. Нынешняя Лесная улица у Белорусского вокзала как раз напоминает о подобном рынке.

По традиции хоромы ставили посреди переднего двора. Когда стали появляться каменные жилые палаты, их уже нередко выдвигали к улице. В богатых хоромах (правда, далеко не во всех) верх делали нарядным - в виде, например, "куба" или "бочки". Но чаще всего дома завершали практичные крутые скатные кровли: они были не дороги, по ним хорошо стекал дождь, меньше задерживался снег, а пространство под крышей служило для хозяйственных нужд. Но совершенно обязательно должны были быть украшены главные вехи на пути к дому - передние ворота и переднее крыльцо.

Вступив в хоромы, посетитель оказывался в передних сенях; если он приходил с визитом,

Москва. XVII век. Палаты боярина В. В. Голицына в Охотном ряду, где теперь гостиница "Москва" (рисунок Д. Сухова).

Парсуна (портрет) царя Федора Иоанновича. XVII век.

Парсуна М. В. Скопина-Шуйского. XVII век.

Миниатюра XVII века изображает боярский пир.

А так мылись в бане, построенной в хоромах.

Боярыня в тереме с детьми и гусляром. XVII век.

Фрагмент фрески (1694-1695 годы) в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.

Музыканты - гравюра из "Букваря". XVII век.

Нищие крестьяне у ворот монастыря. Миниатюра XVII века.

Уборка сена. Миниатюра из книги "Лекарство душевное". 1670 год.

Боярин в жалованной шубе. XVI век.

Русский купец и купец из заморских стран.

Стрелец с бердашом и ручной пищалью. 1674 год.

Один из примеров узорной вышивки золотыми и серебряными нитями. XVII век.

Резные деревянные прялки.

Решетка Теремного дворца Московского Кремля. XVII век.

Деревянные хозяйственные постройки: баня, амбар, колодезь с журавлем.

Ендова боярина Василия Стрешнева. 1644 год.

то следовал в переднюю (приемную), куда к нему выходил хозяин. В глубины же дома путь посторонним был заказан. И вовсе никому не доступной оставалась "женская половина", расположенная в недрах хором. В небогатых домах, конечно же, все было проще.

Русские всегда отличались гостеприимством. Никакой праздник не мог обойтись без обильного стола. Для трапез, на которые прибывали многочисленные гости, в XVII веке (как, впрочем, и прежде) сооружали специальную хоромину, в которую можно было попасть из тех же передних сеней, не заходя в жилую часть. В обычные дни еда полагалась "с воздержанием", "в подобно время", освященная молитвой. Зато праздничные обеды затягивались на несколько часов, а подаваемые блюда исчислялись десятками. При этом "кушанья ставят на стол не все вместе, а сперва едят одно, потом другое, третье, до последнего; между тем принесенные блюда держат в руках".

За царским столом могли быть и сотни перемен. Царский торжественный обед отличался степенностью и дворцовым церемониалом: царь "рассылал" гостям хлеб, кубки и угощения. В других же случаях:

.. как будет пир на веселие, и
все на пиру гости пьяны, веселы,
и седя все похваляются...

("Повесть о горе-злосчастии").

Праздники, видимо, заканчивались шумно и буйно - недаром все тот же "Домострой" осуждает не только "объядение" и "пиянство", но и "песни бесовские, плясание, скакание, гудение, бубны, трубы...". Впрочем, этот вид развлечений подразумевал, надо думать, в первую очередь скоморошеские "игрища".

Боярин или богатый дворянин могли только наблюдать такое веселье. Процитируем очевидца: "Никакой музыки (инструментальной, как на Западе. - Р. Б.)... не бывает; над танцующими смеются, считая неприличным плясать уважаемому человеку. Зато есть у них так называемые шуты, которые тешат их русскими плясками, кривляясь, как скоморохи на канате, и с песнями, большею частию весьма бесстыдными". Порою звучат гусли. Но бывало и так: хорошо одетые дворовые женщины, стоя у дверей, забавляют гостей шутками, сказками с прибаутками.

Западный современник у себя дома уже во всю наслаждался плодами барочной культуры, удовлетворявшей эмоциональные запросы человека. Тем необычнее иностранцу представлялись и небольшие русские помещения, и маленькие, как правило, "лежачие" окна, и неподвижные лавки по стенам, на которых нередко и спали. Столь же неожиданным казалось почти полное отсутствие мебели: стол, переносные лавки да поставец для посуды. Производила впечатление большая печь, без которой невозможно обойтись в холодные русские зимы. В знатных домах печи отделывались изразцами. Порою печь в любые морозы - это еще и общее для всей семьи спальное место.

Убранство русских хором тоже представлялось чужеземцу каким-то особенным. В зажиточных домах полы, стены, двери, лавки, подоконники - все обито или покрыто сукнами и камками, в знатных домах много ковров.

Для пола, стен, дверей, лавок чаще всего использовали красный цвет - любимый на Руси цвет жизни, Солнца, огня. Оттенков красного было множество. После красного наиболее любимый - зеленый, потом уже всякие другие. Это подтверждают сохранившиеся описи имущества зажиточных людей, где значатся парчи, сукна, камки, а цвета: красные, алые, лазоревые, жаркие (оранжевые), васильковые, зеленые... "По камкам травы золотные". Тканевые завесы, подвешенные на кольцах, служили условными перегородками или же прикрывали окна и редкие по тому времени зеркала. Их украшали нарядными каймами и опушками из золота, серебра, кружев. Тканевая фактура "смягчала" формы, а их яркие цвета делали комнаты нарядными и жизнерадостными. Конечно, такое убранство можно было встретить лишь в состоятельных домах.

Сверкающее красками убранство жилища и насыщенный цвет костюма - проявление ярко выраженного эмоционального и жизнерадостного восприятия мира. И не есть ли это свидетельство того, что дохристианское прошлое еще мощно дает о себе знать? Ведь христианская вера требовала сосредоточенности и сдержанности во всем. Не исключено, что корни русского богатого интерьера со множеством тканей и ковров надо искать в Золотой Орде.

А вот маскирующий фигуру костюм или замкнутый двор с недоступными для посторонних хоромами - следствие христианской картины мира. Это раньше, в дохристианские времена, человек мыслил себя в единстве с природой, а потому от нее не отгораживался, наоборот, остро осознавал свою неразрывную с ней связь. Теперь же он должен был сторониться греховной земной жизни, оберегать душу от соблазнов дьявола. (Хотя и здесь все не так однозначно: не исключено, что и в данном случае сказывались вынужденные долгие контакты с Золотой Ордой.)

Христианскому миру свойственны каноничность, углубленность в себя и устремленность к Богу. Материализованным "полюсом" этой направленности всегда остается икона - своего рода окно в Горний мир. Через нее обращались к Богу, взывали к небесным силам о помощи и поддержке. Сквозь иконописные образы Христа, Богоматери, святых с их взглядами "из вечности" пролегала невидимая нить, связующая земной и вечный миры. Кстати сказать, иконы в своей композиции тоже строго следовали издавна сложившемуся канону. По "Домострою", иконы надлежало "ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильники".

Так оно и было. "Избы украшаются двумя или тремя неискусно (но это на взгляд чужака. - Р. Б.) нарисованными иконами, на коих изображены святые и пред которыми русские молятся, в особенности пред образом святого Николая, на коего полагают все свои надежды..." Икона была непременной составляющей всех главных помещений хором. Общеизвестно, что, входя в дом, русский человек поначалу осенял себя крестным знамением и лишь затем здоровался с присутствующими. Столь важная роль иконы свидетельствует, сколь существенным для русского сознания был эмоционально-образный диалог с миром духовным.

В богатых русских хоромах обязательно была баня, устроенная здесь же, в хоромах.

У хозяев победнее баню ставили отдельно во дворе. Мылись часто, подолгу, с душистым паром, веником, "с отдохновением". Если была возможность, бани располагали ближе к реке, и тогда, разгоряченные, "остужались" в проруби. Русская баня - это много более, чем просто мытье. Это особый ритуал и отдых, и лечение, и удовольствие, словом, часть образа жизни.

Все прочие дворовые строения - людские избы и многочисленные хозяйственные (поварни, хлебни, житницы, сушила, погреба, ледники, амбары, сенницы, конюшни, помещения для скота и птицы) распределялись по переднему и заднему дворам. Они составляли одну из оболочек замкнутого средневекового двора. В их облике и размещении руководствовались в первую очередь практическими соображениями. Практичность и смекалка проступали во всем. Например, вещи во время пожара немедленно прятали в погреба. Большое впечатление на приезжавших производили русские ледники, позволявшие долго сохранять запасы портившихся продуктов.

Но даже то, что должно было быть в основном лишь удобным и прочным, русские умели увидеть в особом свете, наполнить особой поэзией. Вот, к примеру, описание проветривания погребов.

А меда сладкие, водочки стоялые
Подвешены в бочки сороковки,
В погреба глубокие, на цепи на серебряны.
Туда подведены ветры буйные:
Как повеют ветры буйные,
Пойдут воздухи по погребам,
Так загогочут бочки будто лебеди.
Будто лебеди на тихих на заводях;
Так век не затхнутся напиточки сладки.
Чару пьешь, другую пить душа горит,
Другую пьешь, третья с ума нейдет...

Как образно и красочно запечатлены в стихах устройство погреба и его содержимое!

Итак, мы познакомились с тем, как выглядели русские люди в допетровскую эпоху, мы увидели среду, в которой они жили, их отношение к ней, узнали некоторые особенности их быта. Тема следующей статьи - заглянуть в душу наших предков.

История Санкт-Петербурга

Допетровская эпоха

Устье Невы, заливаемое водой при сколько-нибудь сильном западном ветре, до XIV века не представляло стратегического интереса ни для русских (территория нынешнего Петербурга тогда входила в состав Новгородской земли), ни для их соперников шведов. И хотя вооруженные столкновения между новгородцами и шведами происходили регулярно (вспомним хотя бы Невскую битву 1240 года), первую крепость на Неве построили только в 1300 году, а через год шведская Ландскрона была разрушена новгородцами. С 1323 года дельта Невы официально считается русской территорией; вместе с Новгородом она вошла в состав Московской Руси в конце XV века. В 1613 году шведам удалось захватить большую часть нынешней Ленинградской области: здесь была образована шведская провинция Ингерманландия со столицей Ниеншанц на месте павшей Ландскроны.

XVIII век

В 1700 году начинается Северная война между Россией Петра I и Швецией Карла XII. В 1703-м русская флотилия прошла Неву до залива, 16 (27) мая того же года основан Петербург, а в 1704-м – Кронштадт. Петру полюбилась крепость на Неве, и он стал часто бывать в ней. Идея построить новый европейский город с нуля казалась царю плодотворной. В 1712 году Петр перенес двор из Москвы в строящийся Петербург, в 1721-м провозгласил его столицей империи, разработал план города и принципы его застройки. Именно в Петербурге начали работать новые высшие и центральные органы власти: Сенат, Синод, коллегии. Петр открыл в городе первый публичный музей – Кунсткамеру, а также Академию наук и Академический университет. В молодой столице работали преимущественно иностранные архитекторы, и все должно было быть не как в Москве, а скорее как в Амстердаме. В 1725 году Петр умирает. К этому моменту в Петербурге – около 40 тысяч жителей.

В результате дворцового переворота к власти пришла вторая жена Петра Екатерина I (Марта Скавронская), но правила она лишь два года: 1725-1727. Вместо этой легкомысленной женщины страной руководил “полудержавный властелин” Александр Меншиков.

Вид Зимнего дворца Петра I

Екатерину на троне сменил Петр II (1727-1730), внук Петра Великого, сын замученного им царевича Алексея. Это был испорченный подросток, находившийся всецело в руках царедворцев из Верховного тайного совета. При нем двор переехал в Москву – впрочем, ненадолго: в 1730 году Петр II умирает от черной оспы, под нажимом гвардии на трон возводят племянницу Петра I Анну.

Анна Иоанновна , женщина свирепого нрава, приехала из Курляндии и правила Россией десять лет: 1730-1740. Вступив на престол, она вернула столицу на берега Невы. При ней Петр Еропкин создал градостроительную структуру центра Петербурга (что, однако, не спасло архитектора от лютой казни за участие в так называемом заговоре Волынского – правление Анны вообще было кровавым). В городе сохранились многочисленные постройки ее времени: Кунсткамера, Петропавловский собор, церковь Симеона и Анны.

Анна оставляет престол внучатому племяннику Петра I – Ивану Антоновичу Брауншвейгскому. В течение года (1740-1741) страной формально правит Анна Леопольдовна, мать двухмесячного Ивана VI. Государственными делами при ней занимается многолетний фаворит Анны Иоанновны Эрнст Бирон, потом Бурхардт Миних, потом Иоганн Остерман.

Очередной переворот 25 ноября 1741 года приводит к власти любимую дочь Петра Великого – Елизавету. Она отправляет всю семью Брауншвейгских в ссылку (позже юный Иван окажется заточен в крепости Шлиссельбург, где и будет убит) и благополучно правит страной два десятилетия: 1741-1761. Елизавета – веселая полнокровная блондинка, любительница танцев и пеших походов. Ее блистательное царствование было отмечено победами над Пруссией в ходе Семилетней войны, а также расцветом творчества Ломоносова и Растрелли. В Петербурге основаны Академия художеств, Пажеский корпус и первая русская профессиональная драматическая труппа. Растет население города: к 1750 году – 74 тысячи жителей. При Елизавете появились Зимний дворец (достроен вскоре после ее смерти), Шереметевский дворец, Смольный собор. Любимой летней резиденцией императрицы был Петергоф.

Елизавета оставляет трон Петру III (1761-1762), внуку Петра I, сыну его дочери Анны. Сведения о личности этого государя противоречивы: жена (будущая Екатерина II) описывала его как клинического идиота, но многие современники считали мудрым законодателем. Петр освободил дворян от воинской повинности и разрешил открытое отправление обрядов неправославным христианам. В 1762 году он низвергнут с престола собственной женой и вскоре убит.

Екатерина II (1762-1796) не имела ни малейших юридических прав на русский престол, однако царствовала долго и успешно. “Екатерининские орлы” Румянцев и Суворов громят турок, российскими становятся Крым, Литва, Белоруссия, часть западной Украины. Расцветает и Петербург: к концу XVIII века в нем почти 220 тысяч жителей. Основаны Эрмитаж и Публичная библиотека. Сооружаются гранитные набережные Невы, Мойки, Фонтанки. Время восхода Екатерины – это конец эпохи барокко: Растрелли достраивает Зимний дворец и отправляется в отставку. Классицизм дает плоды в архитектуре и литературе. Возводятся Таврический и Мраморный дворцы, Гостиный Двор, Медный всадник; Чарльз Камерон работает в любимой загородной резиденции Екатерины – Царском Селе. Напечатана “Фелица” Гавриила Державина, проходит премьера “Недоросля” Фонвизина.

Трон наследует Павел I (1796-1801), сын Екатерины II и Петра III. Мать его недолюбливала, и Павел платил ей взаимностью, чтя память убиенного отца. Недолгое свое царствование он посвятил посмертной мести Екатерине: торжественно перезахоронил Петра III в Петропавловском соборе, законодательно запретил женщинам править Россией. Заметным внешнеполитическим событием стали европейские походы Суворова. Много времени император проводил в летних резиденциях – Павловске и Гатчине. В Петербурге от его правления дошли до нас Михайловский замок, дворец Бобринских, Михайловский манеж. В ночь на 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота Павел убит в Михайловском замке, престол достается его сыну Александру.

XIX век

Александр I (1801-1825) воспитывался бабкой-императрицей как будущий правитель России и был, вероятно, самым образованным русским императором. Время его известно нам по “Войне и миру” Льва Толстого и первым главам пушкинского “Евгения Онегина”. Собственно, Александр и придал столице “строгий, стройный вид”. При нем начинается период, который позже назовут “золотым веком” петербургской культуры: Батюшков, Баратынский, Пушкин, Росси. Петербург Александра сохранился большими ампирными вкраплениями в центре города; в его правление построены Казанский собор, Биржа, Смольный институт. Население достигает 386 тысяч человек в 1818 году.

После четырех войн с французами и сожжения Москвы русские войска входят в 1813 году в Париж. Прошедшая всю западную Европу гвардия возвращается из-за границы, полная вольнолюбивых идей. В гвардейских полках, стоящих по берегам Фонтанки, возникают тайные общества. В ноябре 1825 года бездетный Александр I умирает. Формально ему должен наследовать брат Константин, которому присягают двор и гвардия. Однако Константин, заключивший неравный брак с княгиней Лович, знает о воле покойного Александра: следующим императором должен стать Николай, третий сын Павла. На 14 декабря назначена переприсяга – но Николай непопулярен в гвардии, и члены тайного общества, пользуясь этим, замышляют устроить переворот. В решающий момент на стороне восставших оказалась только четверть гвардейцев. Декабристы (так впоследствии назвали мятежников) были окружены на Сенатской площади верными Николаю войсками. Начались аресты; 13 июля 1826 года пятерых главарей восстания повесили на валу Кронверка, а остальных сослали в Сибирь и на Кавказ.

Николай I становится полноправным властителем на 30 лет: 1825-1855. Он основательно укрепил властную вертикаль. Любил все военное. При нем империя достигла зенита своего внешнеполитического могущества, но все же из-за технической отсталости армии была проиграна Крымская война 1853-1856 годов, и Россия оказалась в жесточайшем кризисе. Начинает развиваться железнодорожное сообщение: в 1837 году Петербург соединен путями с Царским Селом, в 1851-м – с Москвой, хотя для огромной страны этого недостаточно. В николаевскую эпоху творят Пушкин и Гоголь; в книгах и на улицах появляются “маленький человек” и “лишний человек” – оба чуждые власти и огромному бездушному городу. Заканчивается оформление ансамблей центральных площадей и Невского проспекта, появляются Главный штаб, Александринский театр, Михайловский дворец. Население Петербурга продолжает расти. В 1855 году гордый и щепетильный Николай, опозоренный поражением в Крымской войне, умирает. На престол вступает воспитанный Василием Жуковским Александр II.

Александр II (1855-1881) – отец первой перестройки. 1860-е годы становятся эрой “великих реформ” – Александр освободил крестьян от рабства, провозгласил гласность и правовое государство, смягчил цензуру, ввел местное самоуправление и суд присяжных. В Петербурге появляется первая выборная городская дума, контролирующая столичный бюджет. Открываются Варшавский, Балтийский и Финляндский вокзалы, введен в действие водопровод, по главным улицам проложены рельсы конно-железной дороги. Размах жилищного строительства неописуем, активно застраивается та часть центра, что лежит за Фонтанкой. Открывается Мариинский театр. В 1881 году в Петербурге 861 тысяча жителей.

Эпоха Александра II – еще и время великого русского искусства. В Петербурге творят Достоевский, Лесков, Гончаров, композиторы “Могучей кучки”; Менделеев здесь придумывает периодическую систему, передвижники реформируют живопись.

Реформы, как это всегда бывает, обогащают немногих. В народе слышен ропот. Полицейский контроль ослабевает. Попытки “подморозить” Россию, остановить реформы, вызывают еще большее неудовольствие – прежде всего, у интеллигенции и студенчества. В 1861 году появляются первые антиправительственные листовки, в 1870-е возникают беспрецедентные организации профессиональных политических террористов: “Земля и воля” и “Народная воля”. После нескольких неудачных покушений Александра II убивают-таки у Михайловского сада (1 марта 1881 года) – на этом месте построен храм Спаса на Крови.

Александр III (1881-1894), сын Александра II, ненавидел войну и реформы, любил рыбалку и игру на тромбоне. Был образцовым семьянином и патриотом. Он покончил с народовольческим террором, ужесточил цензуру, ввел страшную зубрежку в гимназиях и ограничил прием в университеты. При этом с начала 1890-х в стране бурный экономический подъем. В 1890 году население Петербурга (с пригородами) переваливает за миллион человек. Из великих в Петербурге живут Салтыков-Щедрин, Чехов, Чайковский. В архитектуре господствует псевдорусский стиль.

Николай II стал последним русским императором: взошел на престол в 1894 году, отрекся от него в марте 1917-го, расстрелян в Екатеринбурге в 1918-м, перезахоронен в Петропавловском соборе в 1998-м. Как часто бывает с сыновьями сильных отцов, Николай отличался характером скорее нерешительным. Убеждения имел глубоко консервативные, но в течение всего своего царствования вынужден был идти на уступки либералам из интеллигенции и все более агрессивному пролетариату. Начало его правления пришлось на 1890-е – время необычайного экономического подъема, но подъем этот не привел к политической стабильности. С 1901 года возобновляется террор, теперь эсеровский (эсеры – “социалисты-революционеры”). Убиты три министра. А тут еще неудачная война с Японией, которую венчала гибель Балтийского флота в Цусимском проливе. 9 января 1905 года толпы рабочих, шедших к царю с требованием улучшить условия жизни и труда, были расстреляны. На следующий день в городе появляются баррикады, волнения продолжаются крещендо и заканчиваются в октябре 1905 года всеобщей политической забастовкой. 17 октября Николай II провозглашает выборы в законодательную палату и демократические свободы личности, и в мае 1906 года в Таврическом дворце собирается Государственная дума. Кровавую революцию успокаивает железная рука премьер-министра Петра Столыпина, и начинается последний период блестящего старого Петербурга, известный как “Серебряный век”.

К 1910 году в городе почти 2 миллиона жителей. Окончательно застраиваются Петроградская сторона, Васильевский остров, Пески. Появляется трамвай, газовое освещение улиц полностью заменяется электрическим, на дорогах автомобили, в моде – авиация, в быт входит телефон. Самые популярные виды спорта – бокс, цирковая борьба и футбол (голкипер команды Тенишевского училища – Владимир Набоков), самое массовое искусство – кинематограф. Расцвет императорского балета, архитектуры модерна и ретроспективизма. Живопись эволюционирует от Репина к Малевичу, поэзия – от Блока к Ахматовой и Хлебникову.

В 1914 году Россия ввязывается в Первую мировую войну, затяжную и кровопролитную. Немецкое имя Петербург превращается в Петроград. Первоначальный патриотизм постепенно сменяется апатией. Все более популярной становится мысль о мире без аннексий и контрибуций и свержении монархии. Заговоры плетутся в масонских ложах, в кулуарах Думы, в посольствах союзных стран – Англии и Франции. В ноябре 1916 года в Юсуповском дворце убит друг правящей четы Григорий Распутин, 23 февраля 1917 года начинается неконтролируемый рабочий бунт, к восставшим присоединяется гарнизон, в Таврическом дворце возникают два органа власти: Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет. 2 марта государь отрекается от престола в пользу брата, великого князя Михаила, который на следующий день тоже отказывается от власти. С марта по октябрь 1917 года Россией правит Временное правительство во главе с Георгием Львовым, а затем Александром Керенским.

В апреле из Швейцарии на Финляндский вокзал приезжает поезд с российскими политическими эмигрантами, среди которых – Владимир Ленин. К этому времени руководимые им большевики уже захватили особняк Кшесинской, в их руках Кронштадт, им все больше симпатизируют рабочие окраины и 300-тысячный гарнизон. С сентября большевики руководят Петроградским советом. Этот орган, перебравшись в Смольный институт, на глазах у деморализованного Временного правительства готовит захват власти. 25 октября (7 ноября) Ленин провозглашает на всю страну: “Социалистическая революция совершилась”. К этому времени в Зимнем дворце уже красногвардейцы, а министры Временного правительства – в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. В Смольном заседает первое большевистское правительство – Совет народных комиссаров (Совнарком) во главе с Лениным.

Террором и нахрапом большевикам удается укрепить свою власть и подавить все попытки сопротивления. Однако голодный Петроград быстро обезлюдел, рабочие роптали, на реке Сестре стояли финны, на Нарве – немцы. В марте 1918 года Совнарком переезжает в Москву, Петроград становится провинцией. В 1921-м подавлен антибольшевистский мятеж в Кронштадте. К этому времени в Петербурге немногим более полумиллиона жителей: остальные умерли, погибли в боях Гражданской войны, эмигрировали, бежали в деревню. С 1918 по 1925 год городом руководил Григорий Зиновьев – истеричный и амбициозный ленинский проконсул. В 1924-м вождь революции умирает, и город получает его имя – становится Ленинградом.

После смерти Ленина Зиновьев со Сталиным фактически узурпируют власть в стране, однако быстро ссорятся. Иосифу Сталину удается переиграть Зиновьева, и в начале 1926 года руководителем Ленинграда назначен верный сталинец Сергей Киров (правил до 1934 года). В 1920-е в обветшавшем, лишившемся столичного лоска городе – центр русского художественного авангарда (Малевич, Филонов, Татлин) и новая плеяда писателей (Хармс, Зощенко, Заболоцкий, Тынянов). Дебютирует Шостакович, в полной силе Ахматова и Кузмин.

В 1929 году начинается “великий перелом”: разгромлена Академия наук, взорваны или закрыты сотни церквей. После коллективизации в город хлынули толпы крестьян; к середине 1930-х численность населения в Ленинграде превысила дореволюционную и составила 2,5 миллиона человек. После того как в Смольном в конце 1934 года убит Сергей Киров, начинаются невиданных масштабов чистки. Их проводит новый городской глава Андрей Жданов. В 1935-1938 годах высылают из Ленинграда или расстреливают большинство дворян, финнов, немцев, поляков, священнослужителей и практически всех активных участников Октябрьской революции. Город окончательно провинциализируется, порт утрачивает прежнее значение. Впрочем, ленинградская культура оказывается удивительно живучей: на «Ленфильме» работают братья Васильевы и Григорий Козинцев, в Театре комедии – Николай Акимов; Ахматова пишет “Реквием”, Хармс – рассказы о Пушкине.

В сентябре 1941 года войска немецкой группы армий «Север» отрезали Ленинград от мира – город оказался в блокаде. Сначала Адольф Гитлер хотел взять Ленинград штурмом, но в начале сентября передумал и решил заморить его голодом. В страшную блокадную зиму 1941-1942 года от голода и холода, по разным подсчетам, погибло 600-800 тысяч человек. Остальных спасла знаменитая “Дорога жизни” – ледовая и водная трасса на Ладожском озере: по ней привозили хлеб и эвакуировали людей. Город подвергался бомбежкам и артиллерийским обстрелам, особенно чудовищными разрушения были в пригородах, оказавшихся на линии фронта: в Петергофе, Царском Селе, Павловске, Гатчине, Шлиссельбурге. Многочисленные попытки прорвать блокаду, предпринимавшиеся войсками Ленинградского и Волховского фронтов в 1941-1942 годах, приводили только к сотням тысяч жертв. Блокаду удалось прорвать в январе 1943-го на южном берегу Ладоги: был создан “коридор” шириной около 10 км. В январе 1944-го немцев отогнали от города на сотни километров.

Городское руководство, не сдавшее фашистам Ленинград, быстро пошло вверх: десятки здешних партийных работников получают крупные посты в Москве или в провинции. Однако уже в 1946 году городу вновь указали на его место. Было принято знаменитое постановление “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором шельмовались Ахматова и Зощенко. В 1948 году Андрей Жданов умирает, а в 1949-м Сталин организует “Ленинградское дело”, приведшее к казни всех руководителей городской партийной организации ждановских времен.

Но после смерти Сталина (1953) жизнь постепенно возвращается на невские берега. В 1955 году в Ленинграде пустили метро (позже, чем в любом другом многомиллионном европейском городе). К середине 1960-х численность населения достигает довоенной отметки – 3,5 миллиона человек. Застраиваются городские окраины – сначала южные, потом северные. Главный архитектурный ансамбль ждановского времени – Московский проспект (проспект Сталина). При последнем сталинском ставленнике Адрианове закончено восстановление центральных частей города и построен гигантский Стадион имени Кирова. При следующем руководителе города – Фроле Козлове – начинается массовая застройка окраин “хрущевками”, пятиэтажками из сборного железобетона, названными в честь первого секретаря ЦК Никиты Хрущева (1953-1964).

С середины 1950-х восстанавливаются после сталинского погрома культурные институции. В Мариинском театре балетмейстер Леонид Якобсон, в БДТ режиссер Георгий Товстоногов, и в обоих театрах – блестящие артисты. Выходят первые книги Александра Володина, Андрея Битова, Александра Кушнера. Все большее значение приобретает Анна Ахматова.

Хрущевская “оттепель” в Ленинграде началась позже, а закончилась раньше, чем, например, в Москве. С середины 1960-х наиболее заметные культурные события происходят в андеграунде. Ленинград становится центром самиздата. Крупнейшие поэты и писатели 1960-х – Иосиф Бродский, Олег Григорьев, Виктор Кривулин, Сергей Довлатов – на родине практически не публиковались. Только на “квартирных выставках” можно было увидеть работы художников-арефьевцев, стерлиговцев, учеников Николая Акимова. Начиная с Алексея Хвостенко и заканчивая Виктором Цоем, полуподпольный характер носил и местный рок. Предперестроечные послабления ощущаются с 1981 года, когда были открыты знаменитый ленинградский рок-клуб, “Товарищество экспериментального изобразительного искусства” и литературный “Клуб 81”.

В 1987 году Михаил Горбачев затевает перестройку. Партийный аппарат начинает терять свою монополию во всех сферах жизни. В 1989-м Ленинград проваливает коммунистов на первых свободных выборах. В 1991-м рухнула громада Советского Союза. Первым мэром города избирают Анатолия Собчака. По итогам референдума Ленинграду возвращают имя Санкт-Петербург.

Рубеж 1980-90-х – время триумфов ленинградского телевидения: “600 секунд” с Невзоровым и Сорокиной, “Адамово яблоко” с Набутовым, “Пятое колесо” с Курковой. Создается уникальный художественный сквот на Пушкинской, 10, в прокат выходят прежде запрещенные фильмы Алексея Германа, по России гастролирует поп-механика Сергея Курехина. Но примерно к 1992 году всеобщее воодушевление постепенно сменяется унынием. Грязный, заброшенный Петербург приобретает репутацию “русского Чикаго”.

Первая постсоветская культурная волна обозначает себя в середине 1990-х клубом “Там-там”, откуда выходят “Король и Шут”, Tequilajazz, “Пилот”. Из статусных искусств первыми набрали вес опера и балет. Главными художественными событиями становятся выставки в Эрмитаже и Мраморном дворце – филиале Русского музея. Лидерство в драме обретает МДТ Льва Додина. К 300-летию город выходит из почти вековой депрессии и начинает хорошеть. Строятся Ушаковская развязка, Ледовый дворец, Ладожский вокзал; Константиновский дворец в Стрельне реставрируется под Дворец конгрессов.

XXI век

В начале XXI века Петербург реально получает статус второй столицы. Резко возрастает объем жилищного и офисного строительства. Построена часть кольцевой автодороги и начаты новые капиталоемкие проекты: западный скоростной диаметр, достройка дамбы, китайско-российский проект “Балтийская жемчужина”, Орловский тоннель. Важные новые слова в культуре: формальный театр Андрея Могучего, мультфильмы Константина Бронзита, музыка Леонида Десятникова. Над молодыми рок-музыкантами мощным старцем нависает Борис Гребенщиков.

Петр I. Картина Валентина Серова. 1907

Самодержавие в вашей стране начало утверждаться с Ивана III после 1480 года, когда Московская Русь стала независимой от Большой Тюркской Орды. До этого времени ни о каком самодержавном правлении речи быть не может, гак как Московская Русь была всего лишь уделом Великой Славянской Державы (Рассепии), а затем, короткое время, уделом Большой Тюркской Орды. Подробно о Великой Славянской Державе (Рассении) читатель может узнать в третьем издании моей книги «От Ариев к Русичам». Поэтому для определения продолжительности самодержавия достаточно от 1917 лет отнять 1480 лет, получим 437 лет, чю значительно меньше 500 лет. Однако и эти 437 лет не знаменовали собой бесспорного господства самодержавия.

В начале XV века Великая Славянская Держава (Рассе-пия) надорвала свои силы в борьбе с многочисленными внешним и и внутренними врагами. На западе этсн выразилось в отделении от неё Большой Тюркской Орды, которая с 1420 л о 1480 годы сохраняла своё главенство над Московской Русью. Факт ослабления Великой Славянской Державы (Рассении) и отделения от неё Большой Тюркской Орды привёл к инициации процесса объединения ордынских славяно-казацких родов со славянскими родами Московской Руси, в результате чего п образовалось мощное Московской госу дарство. Самодержавие Ивана III в это время держалось па идее единения славян и на противодействии внешней угрозе, исходившей после 1480 года от Тюрко-Булгарского (Казанского) ханства, Большой Тюркской Орды и Литовского государства. Большую роль в укреплении Московского государства сыграли стрелецкие полки, которые формировались из славяно-казачьего элемента. Уровень боеспособности стрелецких полков в то время был самый высокий в мире, так как ещё не была утрачена ордынская система подготовки вооружённой силы.

После гибели Большой Тюркской Орды и завоевания Тюр-ко-Булгарекого (Казанского) ханства в Московском государстве обострилась борьба двух тенденций общественного развития: демократической (славяно-казачьей) и самодержавно-абсолютистской (западнической). В Великой Славянской Державе (Рассении) Верховного Правителя выбирал!] сроком на 7 лет. В зависимости от того, насколько удачно он управлял державой, его оставляли на вершине власти часто пожизненно. Однако всякий раз новое пере избран не происходило через 7 лет. Кандидатуры тогда выдвигали наиболее знаменитые рода. Сейчас кандидатуры выдвигают партии. Адмирал Колчак, взявший себе титул Верховного правителя, ничего сам не придумал. Он опирался на сохранявшиеся в Сибири знания о прошлой истории Рассении и её высшем руководстве.

Время Ивана Грозного, как раз и знаменует начало этого этана борьбы. Поэтому когда официальные историки, описывая время Ивана Грозного, сводят всё к боярскому своевольству и негативности характера этого царя, по меньшей мере лукавят. Главным содержанием начавшегося периода была борьба двух основных тенденций общественного развития демократической и самодержавно-абсолютистской, lie случайно именно в это время самодержавные круги стали искать опору па западе, так как именно в Европе самодержавно-абсолюти-стская тенденция достигла тогда пика своего развития.

Присоединение Сибири в конце XVI века, которая прежде была центром Великой Славянской Державы (Рассении), значительно усилило демократическое начало, что обусловило активизацию его сопротивления самодержавно-абсолютистскому началу. Результатом обострения борьбы этих тенденций до крайности, как раз и явилось Смутное Время. К тому же надо иметь в виду, что демократическая тенденция, господствовавшая в Сибири, не позволила ввесчи здесь крепостное право. Дело в том, что родовой порядок в Сибири сохранялся очень долго. Поэтому самодержавие не могло жаловал» сибирские земли своему дворянству, так как это могло вызвать гражданскую войн}" с непредвиденными последствиями.

Но эта борьба, в то же время, привела к ослаблению государства, чем не прем н ну л и воспользовался внешние враги.
Польско-литовская интервенция, хотя и не сразу, но заставила примириться две эти тенденции и спасла страну от распада. Однако борьба на этом не закончилась. Утвердившаяся у власти династия Романовых, происходила от боярина по имени Кобыла, выходца из западных славянских земель. Она сохранила тесные связи со своими онемеченными родственниками. Представители этой династии хорошо понимали, что демократические славяно-казачьи круги в стране сильны и что они будут постоянно препятствовать укреплен иго самодержавия. Так же они понимали, что справиться со своими противниками одним махом не удастся. Поэтому они избрали постепенный путь искоренения демократической тенденции, при помощи уничтожения её исторических, военных, религиозных и экономических традиций.

Так как стрельцы были опорой демократической тенденции, то Романовы начали эту борьбу с организации вооружённой силы. Стрельцы служили добровольно и набирались из свободных людей славяно-казачьего происхождения. Это Романовых, естественно, не устраивало. И они обратились к европейскому опыт)7 строительства наёмных армий. В 1632 году формируется первый солдатский наёмный полк. В 1639 году появляется второй наёмный солдатский полк. Причиной было не то, что эти полки луч иге воевали, а то, что эти полки могли выполнить любой приказ власти. Воевали же они часто значительно хуже стрелецких полков. Чтобы это изменить, Романовы стали постепенно сокращать расходы на стрелецкие полки и увеличивать расходы па солдатские наемные полки. Таким образом, в армии, постепенно, в противовес стрельцам, была создана новая организационная структура -наёмное солдатское войско, в которое теперь могли набираться иностранцы, служившие опорой самодержавной власти в борьбе с русской демократической традицией. Благодаря созданию такого войска при дворе Романовых надолго прописываются авантюристы разных мастей и масоны, которым интересы страны и её народа были абсолютно чужды.

Но Романовы также понимали, что новая вооружённая сила, хотя и облегчала им удерживать власть, но не могла ещё изменить менталитет народа. Поэтому следующим шагом укрепления самодержавия была сделана ставка на христианство, так как оно является лучшей опорой абсолют иск1 кой власти. Дело в том, что в это время в церкви шла борьба между ведическим и христианским мировоззрениями. Христианское мировоззрение называлось Правоверным, а ведическое - Православным. Подавляющее число мирян придерживалось Православия. Православные как раз и были опорой демократической традиции. Вот здесь то и был нанесён первый удар. Во время царствования Алексея Михайловича Романова Никоном проводится церковная реформа, согласно которой христианская церковь объявляется Православной, а все несогласные - еретиками, подлежащими уничтожению. В это время интенсивно начинают переписывать церковные летописи, естественно, в соответствии с христианским мировоззрением и пожеланиями царствующей династии. Однако церковная реформа - подлог, была не последней в этом ряду. В это же время осуществляется ещё один подлог, связанный с названием страны. В этом названии начинают использовать название Великой Славянской Державы (Рассении). Причём его просто искажают. Вместо Рассении появляется Рассея, которая при Негре I уже называется Россия.

Параллельно с этими «реформами» идёт закабаление крестьянства. Все это не могло не всколыхнуть народные массы. Опорой восстания явились казачьи поселения Дона и Урала, которые тогда па практике реализовывали славяно-казачью демократическую традицию. Восстание Степана Разина 1670-71 годов - это очередная гражданская война, равная но своему значению смутному времени. Значительная часть стрелецких полков поддержало Разина. В силу этого самодержавие выставило против восставших солдатские наёмные полки и поместное дворянское ополчение. Борьба была тяжёлой. Однако, благодаря лучшему техническом}7 оснащению, самодержавию удалось одержать победу.

После этой победы самодержавный абсолютизм значительно укрепился. Романовы поняли, что в борьбе с собственным народом, лучшими помощниками являются иностранцы. Не удивительно поэтому, что в царствование Фёдора Алексеевича Романова иностранцы при дворе находятся уже в значительном количестве. Именно в это время, не без подсказки иностранцев-масонов, собирается и сжигается основная масса родовых книг русского дворянства. Это были последние массовые источники истории русского народа. В ото же время было увеличено число полков солдатского строя и самодержавие теперь полностью опиралось на них. Стрельцы были лишены многих привилегий. Все это не могло не вызвать недовольства Стрельцов.

Слух об убийстве царевича Ивана всколыхнул стрельцов, которые восстали в 1682 году и захватили Москву. Руководители стрельцов, используя всеобщее недовольство, попытались поставить во главе государства голову (начальника) Стрелецкого приказа князя И.А.Хованского. Однако реген-ше-царевне Софье удалось обманом заманить князя Хованского, которого схватили и казнили. Затем были схвачены п казнены многие другие счрсльцы. Стрелецкое восстание было подавлено. Главой Стрелецкого приказа стал сторонник Софьи Ф.Шакловптыи. Самодержавию, и особенно иностранцам его обслуживавшим, становилось ясно, чтобы покончить с демократической традицией, нужно в стране провести радикальные самодержавно-абсолютистские реформы. Это стало возможным после воцарения Петра I, воспитателями которого были масоны - швейцарец Гордон и немец Лефорт.

Именно они воспитали в Петре I жажду необъятной власти, неуважения ко всему национально-русскому, стремление переделать его на европейский образец. В 1689 году Пётр I. опираясь на часть дворянства, московского патриарха, преоб-раженцев, семёновцев и некоторых стрельцов осуществляет государственный переворот и смещает регентшу-царевпу Софью. Поддержавшие её стрельцы подверглись разгрому. Около шести тысяч человек было казнено. Пётр I самолично рубил головы. Был казнён и руководитель стрельцов Ф.Шакловитып. Таким образом, последний барьер на пути к самодержавному абсолютизму был сметён. В этой связи россказни официальных историков об отсталости России и необходимости «прогрессивных» реформ, не что иное, как фальсификация, призванная скрыть существо дела.

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Тем не менее, во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12-конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т. д. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (16-17 века). Крестьянский и городской быт мало отличался, но именно в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и государственной службой. В 16-17 веках с развитием феодальных отношений обособились нормы поведения высших (бояр, дворян) и низших (крестьян, посадских людей и т. п.) сословий.

Распорядок дня в допетровской Руси. Распорядок дня был согласован с церковными службами, в основу его был положен византийский счет часов: 7 «дневных» и 17 «ночных» зимой, 17 «дневных» и 7 «ночных» летом, первый «дневной» и «ночной» совпадали с восходом и заходом солнца; в десятом (шестом часу обычных суток) служили обедню, в двенадцать был обед, затем сон, вечерние дела до шести, после шести досуг и сон. Утренняя и вечерняя молитвы обязательны для всех русских верующих, обедню и вечерню стояли обычно знатные люди, на заутреню ходили все верующие по праздникам. У крестьян и простых городских жителей весь день зависел от характера и количества работы.

Семья в допетровской Руси. Семья в средневековом русском сознании была нижней частью иерархии «Бог - мир, царь - государство, муж - семья»; брак был церковным институтом, семья была чрезвычайно замкнутой ячейкой. Домовладелец был главой своего «двора», «чада и домочадцы» были почти его собственностью. Устойчива была «большая семья», жившая во «дворе», состоявшая из нескольких ветвей родственников; только глава семьи имел право отделять некоторых из них. Дом был разделен на женскую и мужскую половины. Мужская запиралась на ключ главой семьи. Женская половина состояла из светелок, теремов и сада для прогулок. Степень старшинства определяла положение каждого обитателя дома, то же касалось и слуг, количество их определяло знатность домовладельца, который жаловал и наказывал по своему усмотрению. Хозяйственные функции в доме могли делиться между хозяином и женой. Часто брали на воспитание сирот, которые находились как и родные дети в полной власти главы семьи. Такой поступок считался богоугодным делом. Разводы были редки, производились по бракоразводным грамотам и приговорам священников; супружество прекращалось с монашеством (иногда насильственным); были и «полюбовные» разводы, когда муж «отпускал» жену, что осуждалось церковью. Освященный церковью брак можно было заключать только три раза.

Заключение брака и свадьба в допетровской Руси. Браки заключались по воле родителей. У простых людей свадебный обряд состоял из сватовства, сговора и венчания с пиром. Почин мог исходить от обеих сторон, помогали свахи (формально нельзя было видеть невесту до сватовства, а мужа до венчания) и сваты - родственники жениха. Сват имел право на смотрины, разговор с невестой, дабы выявить возможные изъяны; на сговор родители невесты приезжали к жениху, им били челом его родители, все подписывали «рядную запись» из двух частей - брачного договора и описи приданого; после чего отказ от брака был почти невозможен, даже при «подлоге» невесты, которую будущий муж видел только на венчании. Ранняя женитьба или замужество ограждали от соблазнов холостой жизни. Женщины выдавались замуж начиная с 11-12 лет, мужчины - с 12-15 лет; в крестьянских семьях, где в жене видели, прежде всего, работницу, невеста могла быть и старше жениха. Невесту «убирали» подруги, в знатной семье ее развлекали «плясицы»; пировать начинали за день до венчания, а потом продолжали еще три дня, в одном или в обоих домах. Венчали вечером (в церкви были только родственники жениха и сваха). Пировали со следующего утра. После трех перемен блюд молодых вели на постель в «сенник», затем выносили невестину рубаху на показ гостям, накидывали на молодоженов шубы, кормили кашей; на второй день дарили подарки, а они одаривали гостей. Молодых величали «князем» и «княгиней». На свадьбе присутствовали древние «чины» - тысяцкий, посаженый отец или посаженная мать (у сирот), ясельничий или конюший, дружки; сам ритуал должен был привлечь Божье благословение.

Семейные праздники в допетровской Руси. Из семейных событий крестины чаще бывали на восьмой день после рождения; ребенка торопились окрестить, чтобы в случае смерти Бог «забрал его к себе». В период двоеверия (т. е. повсеместного распространения пережитков язычества) кроме христианского имени широко бытовали и прозвища (Неждан, Волк, Дружина). День рождения не считался праздником, торжественно справлялись лишь именины; в «день ангела» будущим гостям рассылались именинные пироги тем больше, чем выше был чин гостя, вечером на пиру одаривали именинника. На новоселье священник освящал дом, в который вносили хлеб-соль (символ благополучия и спасения от «сглаза»), а суеверные люди - черную кошку или курицу, а также растворенную квашню; после был пир.

Похороны в допетровской Руси. Считалось, что христианин умер достойной смертью, если он находился в сознании, чтобы огласить завещание, благословить родню иконой, отпустить на волю холопов, сделать «вклады» в церкви и монастыри, некоторые принимали схиму; после смерти на окно ставили святую воду - «на омовение и питание души», люди с достатком нанимали плакальщиц. Хоронить старались быстро (летом - за сутки); опустив гроб, прикладывались к иконе, ели кутью; после похорон устраивались поминки, потом на девятый день и на сороковой; от похорон до 40-дневного поминовения читали Псалтырь, часто и на могиле, и в церкви, и дома. В народном сознании похороны воспринимались как бракосочетание со смертью, а свадьба - как похороны девичьей свободы. Поэтому в песнях, сопровождавших эти обряды, есть немало схожего.

Гостевой этикет в допетровской Руси. Гостевой этикет на Руси учитывал возраст и происхождение. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу; к более высокому лицу шли через двор пешком; не было принято старшим ездить к младшим. Важного человека приглашал сам хозяин или его родня, менее важных - родня или слуги; знатного гостя встречали у крыльца или устраивали три встречи (слуги у ворот, родня во дворе и хозяин у крыльца), равного - в сенях, младшего - в комнате.

Палка (или трость) оставалась в сенях, в комнату входили без шапки, несли ее с платком внутри перед собой в руке, троекратно крестились на образа, клали три поясных поклона до земли, затем кланялись хозяину (кивком, в пояс, касаясь земли рукой, на коленях, касаясь лбом пола), равные протягивали друг другу руки; друзья и родные раскрывали объятия, целовали гостя в голову, прижимали к груди. В гостях нельзя было кашлять и сморкаться; хозяин «корил» себя в специальных словесных формулах, гостю говорил особые комплименты, называя его «кормильцем» и «благодетелем»; у светских людей спрашивали про здоровье, у духовных особ - о спасении. При прощании троекратно крестились на образа, кланялись им, целовались с хозяином, один раз крестились, и хозяин провожал гостя до сеней или крыльца, по его знатности. Знаком высшего доверия к гостю был выход жены с чаркой; жена меняла наряды перед угощением каждого гостя, избранного мужем, потом они ее целовали. В случае приглашения гостя на обед жена обедала на своей половине.

Положение женщины в допетровской Руси. Относительная свобода славянской женщины в 10-13 веках постепенно сменилась ее ограничением во всех слоях общества, но особенно у самых родовитых и состоятельных. До замужества девушка находилась в полном подчинении у отца, после свадьбы - у мужа. Никогда и ни при каких обстоятельствах порядочная женщина не показывалась без сопровождающих, из дому выходила редко, обычно только в церковь. При разговоре с посторонними считалось приличным закрывать лицо рукавом.

В домашнем кругу женщину с детства окружали многочисленные кормилицы-»мамки», нянюшки, сенные девушки, зачастую бедные родственницы и приживалки. Выйдя замуж и став хозяйкой, женщина должна была следить за повседневной жизнью всех многочисленных домочадцев, вставать раньше всех, а ложиться - позже. Круг общения женщины был крайне ограничен. За расходами следил обычно хозяин, уход за детьми передавался доверенным слугам, хозяйка заботилась об одежде и утвари, раздавала «уроки», то есть работу, которую все домочадцы должны были сделать за день. Достойным занятием считалось рукоделие, которому обучали с малых лет. Грамоте обучали весьма немногих. Женской в России отчасти была и профессия ювелира. Заботилась хозяйка и о душе своих подопечных - учила их молитвам, следила за нравственностью.

Утрата девственности была позором для самой девушки и всего дома: в городах таких согрешивших постригали в монастырь, в селах их позорили, мазали дегтем ворота, но на не слишком выгодное замужество они все же могли рассчитывать.

В семье хозяин, чтобы не подвергнуться всеобщему осуждению, должен был держать в страхе жену и всех домочадцев. Провинности наказывались плетью (плеть - «дурак» висела на поясе у мужа). Подробная роспись наказаний содержится в знаменитом «Домострое», чье составление приписывается сподвижнику Ивана Грозного священнику Сильвестру. В имущественном отношении русская женщина и в то время была защищена законом: за ней сохранялись права на приданое, вдова получала не менее седьмой части имущества мужа, если не было завещания в ее пользу, жена и дети осужденного преступника сохраняли права на его имущество.

Еда в допетровской Руси. Соблюдению постных дней придавалось огромное значение. Росписи блюд составлялись, чуть ли не на год. У хорошего хозяина всегда имелись в большом количестве съестные припасы. На рынке покупали продукты только самые бедные люди. Хозяину полагалось настойчиво угощать гостя, который не имел права отказываться от угощения. Часто еда с пира посылалась тем приглашенным, которые почему-либо не пришли. Чем больше повар следовал традициям, тем выше ценилось его искусство.

Одежда в допетровской Руси. Одежда у мужчин и женщин имела одинаковые линии, никогда не подгонялась по фигуре, состояла из нескольких слоев: исподнего - домашнего, среднего и верхнего. На рубаху у женщин надевался летник, затем опашень (или сарафан, душегрея, телогрея), мантия (приволока), или шуба, а у мужчин - кафтан, ферязь, опашень, шуба (ходить без пояса не полагалось). Названия мужской и женской одежды были схожи, но была и «летняя шуба» (без меха) у одних женщин. Женщины чаще, чем мужчины, ходили в сапогах (башмаках, чеботах) на высоких каблуках; девицы обязательно показывали волосы из-под венцов (или головных повязок), замужние женщины прятали их под волосник, на который надевали убрус (платок), кику или кокошник. Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было неприлично. Одно время следовали восточной моде чернить зубы. Нарядная одежда (в том числе дорогая), хранящаяся помногу лет, была почти в каждой семье, а на различия в общественном положении указывал головной убор. Серьги, ожерелья, перстни, одновременно несколько образков и крестов на шее носили и женщины и мужчины. Одежда обшивалась часто жемчугом, полудрагоценными камнями и драгоценными нитями (золотыми и серебряными). Женщинам полагалось держать платок в руках, мужчины носили платок не в кармане, а в шапке.

Поездки и путешествия в допетровской Руси. В поездках и путешествиях предпочитали санный и водный пути, сани и струги, так как дороги были плохие. Летом старики ездили в колымагах и даже в санях; молодые ездили верхом (верхом щегольства были белые лошади). Знатный человек ехал, окруженный свитой, слуги били в литавры, чтобы отпугнуть прохожих на дороге. Женские повозки скрывали пассажирок, для которых имелись небольшие слюдяные оконца. В поездках укрывались множеством одежд, брали с собой сулею с вином, съестные припасы, пополняя их в дороге. Мебель в то время была редка и дорога, даже самые знатные и богатые возили ее за собой. За плату можно было нанять лошадей и ямщиков.

Бани в допетровской Руси. Бани (мыльни) у древних славян были в виде полуземлянок, топившихся по-черному. В средние века их топили 1-2 раза в неделю, летом в городских поселениях власти часто запрещали мыться, таким образом, из-за опасности возникновения пожаров. В этих случаях ходили в общественные платные, так называемые «царские» бани, где мужчины и женщины раздевались в общем предбаннике, а нередко и мылись вместе, причем обычай этот продержался до времен Екатерины II, когда наблюдавший эту картину многоопытный Дж. Казанова заметил, что это происходит не от развращенности, а от чистоты нравов. Баня была излюбленным народным средством от разных недугов, здесь нередко происходили роды. Баню не советовали посещать натощак; обязательно мылись и парились в субботу, чтобы предстать чистыми к воскресной заутрене.

Пиры в допетровской Руси. Пиры устраивались как одним лицом, так и несколькими хозяевами одновременно - такие пиры назывались «братчинами». Хозяин готовился загодя, украшал горницу (реже и сени) мехами, коврами, драгоценными сосудами; гостей усаживали по «чину». Сначала выпивали по чарке водки, закусывая хлебом, наломанным хозяином, затем шли перемены блюд. Еда была нарезана, драгоценные ножи лежали для красоты, «торели» (тарелки) предназначались для костей, только перед особенно важными гостями ставили отдельные тарелки, использовали деревянные ложки, гораздо реже двузубые вилки. Когда произносилась здравица, каждый из гостей выходил на середину комнаты и выпивал чарку. После некоторых здравиц пели «многая лета». Особую любовь и уважение вызывали те гости, которые ели и пили все, что предложит хозяин. На пиру четко отличали пьяную брань и драку от настоящего оскорбления, не вменяли это в вину. По церковным праздникам устраивались пиры с участием духовных лиц. Начинали их после обедни, важный гость сидел в «красном углу», во время пира часто пел священник или дьякон. Если женщины приглашались на пир, то они ели за отдельным столом в особой комнате. Братчины устраивались крестьянами и посадскими людьми в складчину на какой-либо праздник и по нему назывались - «братчина Покровщина» - на праздник Покрова Богородицы и т. д.

Развлечения в допетровской Руси. Суровый повседневный труд в России с ее тяжелым климатом, не оставлял много времени для развлечений. Излюбленным досугом высшего круга общества была охота: псовая и соколиная.

Общедоступным всенародным зрелищем и действом были церковные службы, привившие народу любовь к музыке; песня сопровождала русского человека везде и всегда. До царствования Алексея Михайловича не существовало театра, число и характер развлечений строго ограничивалось церковью, чей авторитет был непоколебим. Весело праздновались святки с непременными ряжеными, временем катаний, хороводов и гуляний была Масленица. Карнавалы, столь характерные для Западной Европы, не прижились в России из-за холода во время Масленицы и из-за большой строгости к таким забавам православной церкви. При дворе, например, Ивана Грозного, были развлечения с «машкарами» (масками), но нравственным примером для общества стал князь Репнин, отказавшийся надеть «личину» и убитый за это. Игрища скоморохов со времен крещения Руси преследовались, как и игры в карты, кости («зернь») и даже шахматы и шашки («тавлеи»). Языческие обычаи, нередко весьма откровенные, как «обегание огородов» обнаженными женщинами в сумерках, костры и игрища на Ивана Купала, несмотря на все попытки их вытравить, продержались до начала 20 века. Зимние забавы - катание на коньках, спуск с ледяных гор - развлекали все слои общества. Традиционны были кулачные бои: поединки и «стенка на стенку».

«Торговый флаг, - устанавливал Петр, - из трёх колороф выше-писанных составлен, то есть белой, синей, красной»… Бело-сине-красный флаг до 1883 года оставался флагом торгового и гражданского флота. Однако это не умаляло его значения. Скорее наоборот. Дело в том, что в соответствии с международной флажной традицией, как правило, национальный или государственный флаг одновременно является и флагом гражданского флота. В то же время военно-морские флаги, как правило, имеют особый рисунок, как бы предупреждая, что корабли под этим флагом вооружены. Именно поэтому бело-сине-красный флаг во всём мире воспринимался как русский флаг. (Вилинбахов Г. В. Государственный флаг // Государственная геральдика в России: Теория и практика. 2003.)
  • Впервые упомянут в этом качестве в 1709 году - см. Белавенец П. И. Цвета Русского Государственного национального флага: Записка Члена Особого Совещ., Кап.-Лейт. П.И. Белавенец / Выс. учрежд. при М-ве юст. Особое совещ. для выяснения вопроса о рус. гос. нац. цветах. - СПб. , 1910. - С. 24. ; официально утверждён Морским уставом 13 января 1720 года - см. Полное собрание законов Российской империи, Т.6. - СПб. , 1830. - С. 18.
  • »22 октября 1721 года в Петербурге в Троицком соборе царю Петру I был поднесён титул «император». Принято считать, что именно в этот день Российское царство официально превратилось в Российскую империю и начался отсчёт нового, имперского периода в истории страны" См.: Агеева О. Г. Титул императора Петра I и понятие «империя» в России в первой четверти XVIII в. // Межславянские взаимоотношения и связи. - М., 1999. - С. 5.
  • «Смена внешних форм правления - сначала великое княжение, с 1547 года царство, с 1722 года империя - требовала и смены знаков власти, создания новых, переосмысления старых». - , Большой государственный герб Российской империи. Венцы и короны, скипетры и державы
  • «С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны - Российское государство, Россия» - Гл. 2. - § 1 // Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин . - М. : Центр, 2001. - 304 с. - ISBN 5-88860-046-6 .
  • «16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул, а Московское великое княжество превратилось в Российское царство» - Перевезенцев С , д-р. ист. наук. Первый царь (неопр.) (недоступная ссылка) . «Единое Отечество» (31 января 2007). Дата обращения 3 ноября 2017. Архивировано 7 мая 2007 года.
  • О содержании понятия в средневековой Руси см.:
    Горский А. А. Представления о «царе» и «царстве» в средневековой Руси (до середины XVI века). // Царь и царство в русском общественном сознании - М. , 1999. (недоступная ссылка)
    Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства - М. , 2004.
  • «Иван IV отнёсся совершенно равнодушно к „цесарству греческому“, но потребовал немедленного признания себя царём „всея Руси“, и император уступил в этом важном принципиальном вопросе» - История дипломатии / Под ред. В. П. Потёмкина. - М. : ОГИЗ, 1941. -
  • Поделиться