Поселок художников кто живет сейчас. Необычная экскурсия «Правда о Соколе» (с посещением посёлка художников). Дом семьи художников-скульпторов Файдыш-Крандиевских

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.

Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.

Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.

Особое внимание - поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.

Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли - под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно - по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это - рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

Типичный дом - односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.

Двухсемейный дом - изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит - спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

Наверное, каждому знаком такой термин из недалекого прошлого, как "кооператив". Если сказать коротко, то кооператив - это объединение людей (или организаций) с целью достижения общих экономических или социальных задач или проектов. Не секрет, что членство в кооперативе обуславливалось наличием внесенного пая в общий фонд.

Самым первым кооперативным населенным пунктом на территории столицы Российской Федерации стал "поселок художников" на Соколе. Чем примечателен данный городок? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Концепция строительства

"Поселок художников" в Москве был возведен в согласии с возникшей в начале ХХ века градостроительной концепции, именуемой городом-садом. Идея подобного населенного пункта была описана Э. Говардом еще в 1898 году. Он, критикуя общепринятый город того времени, изобличил его антисанитарию и общую загрязненность. Утопист предложил свое видение благоустроенного города, сочетавшего в себе не только индустриальные, но и аграрные мотивы.

Если сказать коротко, по замыслу Говарда, город-сад должен был представлять собой круг, пересекаемый бульварами, в центре которого находилась бы площадь с размещенными на ней общественными зданиями (администрация, больница, библиотека и прочее).

За кольцом города должны были размещаться промышленные и производственные помещения.

Идея подобного градостроительства была внедрена в Великобритании, Швеции, Германии и других развитых странах. В СССР также была предпринята попытка создать город-сад. Таким образом был возведен "поселок художников" на Соколе, а также другие небольшие населенные пункты в Мытищах, Ростове-на-Дону, Иванове и Вологде.

Где находится?

Где конкретно расположен поселок "Сокол"? Данный населенный пункт занимает целый квартал на пересечении Волоколамского шоссе и улицы Алабяна. Таким образом, жилые дома "поселка художников" граничат с многочисленными сооружениями улиц Левитана, Врубеля, Кипренского и, естественно, Алабяна.

Как добраться до данного местечка?

Это можно сделать двумя путями. Во-первых, воспользовавшись подземкой. Недалеко от населенного пункта находится м. "Сокол" и м. "Панфиловская". Благодаря метрополитену вы доберетесь до поселка быстро и без автомобильных заторов.

Долго ли придется идти от этих станций? Естественно, это зависит от скорости вашей ходьбы. Например, м. "Сокол" находится в полукилометре от поселка, тогда как м. "Панфиловская" - всего в 350 м.

Примечательно, что данные станции относятся к разным линиям метрополитена. Это также необходимо учитывать тем, кто собирается посетить "поселок художников". Метро "Сокол" относится к Замоскворецкой линии столичного подземного транспорта, поэтому станция расположена на востоке от населенного пункта. Метро "Панфиловская" является пассажирской платформой Малого кольца от Московской железной дороги, поэтому находится на юге от интересующего нас поселка.

Конечно, к нему можно добраться и наземным транспортом, со стороны улицы Алабяна. Это - автобусы № 691К, 175, 105, 100, 88, 60, 26 и троллейбусы № 59, 19 (остановки "Улица Левитана" или "Улица Алабяна”".

Новообразованному кооперативу государство выделило довольно порядочный участок земли с условием, что уже через семь лет здесь появятся новые дома. Право пользования ими было дано семье каждого пайщика на ограниченный отрезок времени - 35 лет.

Уже к осени 1923 года развернулись широкомасштабные работы по строительству кооперативного жилого поселка.

Откуда такое название?

Мнение современных обывателей расходятся в отношении вопроса, почему поселок "Сокол" назван именно так, а не иначе. Одна из версий - что кооперативу пообещали выделить землю в Сокольниках, однако потом решение поменяли, а название предприятия так и осталось.

Другое предположение в отношении названия связано с тем, что в поселке жил известный животновод Сокол А. И., который разводил на своем участке породистых свиней.

Третья же версия довольно прозаична. Согласно ей, кооператив получил свое название от обычного строительного инструмента, называемого "сокол штукатурный".

Немного об основных создателях

В проектировании и возведении "поселка художников" принимали участие сразу шесть знаменитых советских архитекторов - Николай Владимирович Марковников, братья Веснины (Леонид, Виктор и Александр), Иван Иванович Кондаков и Алексей Викторович Щусев. Совместными усилиями было построено чуть больше ста домов, спроектированных соответственно индивидуальным планам. Да, градостроительство кооператива предусматривало индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) для каждого пайщика в отдельности.

Стиль домов

Любой участок ИЖС в "поселке художников" (на "Соколе") обладал неповторимыми, характерными лишь для него чертами, так как возводился для людей, отличающихся друг от друга не только разными социальными и культурными качествами, но и материальным (финансовым) положением. И в то же время каждое здание отличалось добротностью и крепостью сооружения, а также наличием необходимых благ цивилизации.

И это несмотря на то, что дома в "поселке художников" возводились по экспериментальной системе. При их строительстве использовали такие новые материалы, как фибролит, торфофанера, шлакоблоки, соломоблоки, вулканический туф.

Архитектурный стиль сооружений был разнообразным и многоликим. Были здесь и кирпичные коттеджи, и каркасно-засыпные здания, и постройки, напоминающие образцы усадьбы 18-го века. Здесь даже можно встретить дома, напоминающие крепостные сторожевые башни.

Несмотря на такое разнообразие, для домовладельцев существовали одни и те же требования. Например, всем предписывалось иметь одинаковый низкий забор. Более того, фасады некоторых домов, выходящих на основные улицы, строились без окон. Таким образом, здания не привлекали к себе внимание, а улицы казались просторнее и длиннее.

Окончательно "поселок художников" был застроен к 1932 году. С учетом того, что к этому времени в государстве полным ходом господствовала идеология строительства коллективных рабочих зданий, на территории кооператива было возведено несколько небольших многоквартирных домов.

Архитектурный ансамбль

Так как территория "Сокола" была невелика, улицы и дома решили расположить так, чтобы зрительно увеличить площадь местечка и создать видимость его огромности. Для этого улицы “ломали” под 45-градусным углом, сужали к концу, а также обрамляли их окончания цветущими садами.

Первоначально улицы в кооперативе имели типичные для города названия - Центральная, Большая, Школьная… Однако вскоре они были переименованы в честь знаменитых русских живописцев: Врубеля, Левитана, Шишкина, Сурикова и так далее. От сюда произошло и второе название кооператива - "поселок художников".

Озеленение кооператива проводилось с особой тщательностью. Каждая улица была засажена особыми видами деревьев. Например, улица Брюллова утопает в кленах татарских, улица Кипренского - в улица Врубеля - в ясенях.

На территории парка были посажены красивые редкие растения, некоторые из них были даже занесены в Красную книгу СССР.

Развитие инфраструктуры

По мере заселения домов здесь возводились и социально-бытовые, и административные здания: магазины, библиотека, столовая, спортплощадка и даже детский сад. В "поселке художников" он занимал целое здание. Правда, там работала лишь одна воспитательница, а остальные обязанности распределили между собой работающие мамы, дежурившие в саду по очереди.

Чуть позже в центре кооператива был возведен роддом, представляющий собой внушительное четырехэтажное здание.

Всевозможные притеснения

В начале 1930-х годов у "поселка художников" отобрали незастроенную землю, чтобы возвести на ней дома для служащих в НКВД.

Начиная с 1936 года, кооперативное градостроительство в СССР было закрыто, таким образом дома поселка перешли в собственность государства.

Период сталинских репрессий не обошел стороной и жителей "Сокола". Председатель кооператива и его заместитель были репрессированы. Та же самая участь постигла и других обитателей "поселка художников".

Вспоминая 1930-е годы, невозможно не упомянуть о еще одном трагическом происшествии - падении АНТ-20 (самого большого на тот момент советского пассажирского самолета). В этой авиационной катастрофе погибли все 49 человек (в том числе и шестеро детей), находившихся на борту лайнера. Разломавшийся в воздухе самолет упал на дома "сокольчан". Правда, никто из местных жителей не пострадал, однако было основательно разрушено несколько кооперативных строений.

Годы Великой Отечественной войны

Эта трагическая страница в истории нашей родины наложила отпечаток и на кооперативное местечко. В 1940-е годы здесь были сформированы группы самообороны, проходила столичная линия укрепления, а также размещалась зенитная батарея.

Кооперативная территория подверглась бомбардировке, вследствие которой были уничтожены дома и другие строения.

Модернизация и борьба за выживание

1950-е годы стали для поселка "Сокол" судьбоносными. В этот период кооперативные дома были отремонтированы и улучшены. Например, было отменено печное отопление и заменено на водное (позднее - газовое). Также поселок был подключен к общегородской канализационной системе.

Несмотря на такие улучшения, над "Соколом" возникла реальная опасность сноса. На месте частного сектора хотели построить жилые многоэтажки, однако местные жители неоднократно становились на защиту своих домов. Именно в этот период впервые заговорили о поселке как об архитектурном и историческом памятнике.

Переход на самоуправление

Так как столичные власти мало выделяли средств из общегородского бюджета на обслуживание поселка, было учреждено муниципальное общественное самоуправление.

Благодаря этому большинство домов и административных зданий в "поселке художников" были реконструированы и отремонтированы, была построена детская площадка, для жителей поселка регулярно проводились праздничные мероприятия и даже издавалась собственная местная газета.

1998 год ознаменовался еще одной важной вехой в истории бывшего кооператива - был открыт музей, посвященный истории поселка "Сокол".

Местечко в 2000-е

В начале ХХ века стоимость домов в поселке резко подскочила, некоторые здания стали даже вошли в список самых дорогих столичных особняков.

Вообще, в этот период население поселка стало резко меняться. Некоторые коренные жители продали свои коттеджи, на месте которых сразу же выросли элитные и дорогие строения.

В недалеком прошлом вокруг данного поселка разгорелся нешуточный скандал. Было поставлено под сомнение законность сноса старинных зданий и возведение на их месте новых. Был даже организован митинг местных жителей, выражающих протест против такой ситуации.

Знаменитые жители

В разное время в кооперативе проживали такие известные личности, как режиссер Ролан Антонович Быков, художник Александр Михайлович Герасимов, архитектор Николай Владимирович Оболенский и многие другие.

Вместо послесловия

Как видим, история поселка "Сокол" богата на интересные факты и происшествия. Построенный в качестве необычного градостроительного эксперимента, он до сих пор остается важным архитектурным памятником Москвы, особой достопримечательностью столичного уклада жизни.

Можно сказать в центре Москвы (а точнее на одной из главных вылетных магистралей - Ленинградском проспекте) есть самый настоящий посёлок с домиками, заборчиками, зеленью и деревенским уютом. В Москве очень много неожиданных мест, попадая в которые, ты ощущаешь, что ты совсем не в гигантском мегаполисе. Посёлок "Сокол" один из таких.

Сам район Сокол получил название именно от этого посёлка. Он был образован аж в 1923 году, как первый в Москве кооператив очень интеллигентных людей: инженеров, генералов, профессоров и пр. Изначально землю под кооператив должны им были дать в районе Сокольники, поэтому сожители уж придумал название "Сокол". Но потом резко решение изменилось и землю выделили там, где он стоит сейчас. Название решили оставить. Такое вот интересное происхождение названия района Сокол (одна из основных точек зрения).

Итак, отправимся в это потрясающее место от станции метро "Сокол". Под катом 30 фото посёлка и немного вашего покорного слуги.


Район Сокол и вообще район Ленинградки - это место, где я хочу провести всю свою жизнь. Такая невероятная атмосфера, люди, архитектура... В общем район-сказка. На границе с посёлком всё ещё ощущается большой город.

Очень интересный тип сталинских домов, ребристых (их огромное количество на Песчаной улице рядом), я не удержался:)

И стоит только свернуть на первую же улочку посёлка, как ощущение большого города пропадает.

Посёлок очень зелёный, причём деревья высаживали не бездумно. На каждой улице - свой вид деревьев. Из Вики: липы крупнолистные, клёны татарские, клёны остролистные, ясени, клёны серебристые, липы мелколистные, тополя.
На одном из входе в посёлок стоят стражи. Символ района - сокол.

Посёлок строился до войны, после войны и в наше время. Памятники архитектуры каждой эпохи сохранились и стоят по сей день. Весь посёлок внесён под защиту, как памятник градостроительства (идея - город-сад). К сожалению в наши дни посёлок уже успел оскандалиться, когда на месте разрушенных старых домов были построены современные здания. Незаконно. Но скандал кончился тем, что дома решили не сносить, но впредь жёстко блюсти правила, утраченные в смутные 90ые и нулевые.

Как я понял, жители посёлка очень сплочены и гордятся своим местом. Ни одной мусоринки, ни одной надписи где-либо. Памятник погибшим во время ВОВ ухожен и завален цветами.

Вокруг разбитые малые архитектурные формы.

И огромная детская площадка, которую я не мог не опробовать:)

Итак, дома. Старые:

Новые:

Конечно же хотелось фотографировать каждый дом и выкладывать тут на обзор... Но и дня не хватит)
Иногда, гуляя по посёлку, большой город то и дело напоминает о себе:

Иногда встречаются прекрасные вещи. Например раритетный Ягуар

Местные жители всячески украшают свои дома. Даже название улицы (кстати улицы названы в честь великих русских художников, поэтому иногда посёлок называют "Посёлок художников").

А вот и местный житель.

По посёлку хотелось гулять и гулять и гулять. К примеру я так и не увидел самую короткую улицу в Москве, которая находится именно в этом посёлке (улица Венецианова, 48 метров, два дома). Но даже на выходе из этого славного места снова нас встречает красота.

Добро пожаловать в уникальный московский район под названием «Сокол»! На этой удивительной экскурсии вы узнаете, как царское село Всехсвятское превратилось в место поселения грузинских князей, почему место получило наименование «Сокол», а затем его прозвали «посёлком художников», где все улицы названы по фамилиям знаменитых русских живописцев.

На нашей экскурсии мы прогуляемся по необычным, специально неровно спланированным улочкам этого уникального оазиса в черте Москвы. На фоне высоток и сталинских домов человек здесь оказывается словно в большом дачном поселке с маленькими домиками, построенными как экспериментальные еще в 1920-х годах. Это островок старой Москвы, какой её видели наши родители, бабушки и дедушки. Мы сможем победить время и переместиться на много лет назад, вглядываясь в старинную церковь и погосты возле неё, осматривая архитектурные шедевры, узнавая тайну прогулочного парка, истории знаменитых жителей поселка и учеников окрестных школ.

На нашей необычной экскурсии вас ожидают:

* Село Всехсвятское – царское село Святые Отцы, отданное грузинским князьям. Уникальный архитектурный шедевр сельского храма Всех Святых первой половины 18 века, в котором богослужения проводились на грузинском языке. Кто занял храм после революции, кому мы обязаны возвращению храма верующим в 1946 году. Архитектурный шедевр храма Преображения Господня, построенный знаменитым А.В. Щусевым и снесенным в год его смерти. Почему на территории церкви был установлен монумент служителям гитлеровской армии?

* Поселок «Сокол». Секрет такого названия, давшего имя огромному московскому району. Первый московский город-сад и первый кооперативный поселок в столице. Кому принадлежала идея назвать все улицы поселка именами знаменитых живописцев, после чего его стали называть «поселком художников». Прогулка по старому посёлку: экспериментальные дома 1920-х годов; самый дорогой современный дом поселка под названием «инь и янь»; дом, в котором жили актер и режиссер Ролан Быков, скульптор Андрей Файдыш, художник А.М. Герасимов, где продолжают жить их потомки. Дом, на который упал самый первый гигант отечественного авиапрома – самолет «Максим Горький» и настоящая история этой катастрофы.

* Мемориальное кладбище на месте бывшего сада и нынешнего парка. Кому принадлежит идея устройства братского кладбища российских воинов, погибших в Первой мировой войне? Как был спланирован некрополь и какую территорию изначально занимал. Часовня, в которую в 2015 году перенесли прах Н.Н. Романова и его жены. Единственное уцелевшее надгробие в парке – кто и зачем заслонил его своей грудью и не позволил снести в советское время? Последнее пристанище молодых юнкеров, защищавших Кремль в 1917 году.

* Интересные моменты. Почему улица получила имя архитектора Алабяна и что с ним связано в этих местах? Куда исчезли речка Ходынка и Таракановка? Что находили жители поселка Песчаного в своей земле. Дома для генералов, адмиралов и работников НКВД. Старинная станция железной дороги под названием «Серебряный бор» в этом месте. Почему именно здесь пытаются найти сокровища Лжедмитрия Второго ?

Экскурсия основана на документальных фактах, рассказах очевидцев и местных жителей, исторических источниках и реальных событиях.

Экскурсию ведет уроженец, исследователь и знаток поселка Сокол, автор множества статей об этом районе — Андрей Корольков .

Продолжительность нашего необычного путешествия – 2,5 часа .
Начало экскурсии : метро Сокол (место сбора участников будет сообщено дополнительно после регистрации накануне экскурсии по телефону в смс-сообщении).

Стоимость экскурсии (включает экскурсию по району Сокол и по Поселку Художников):
400 рублей ;

350 рублей — для пенсионеров, студентов, школьников и участникам наших прежних экскурсий.

Даты ближайших экскурсий:
05 августа 2019, начало в 19:00 Купить билет

Обращаем ваше внимание:
* деньги за билеты не возвращаются, если вы сообщили о невозможности посетить экскурсию менее, чем за 3 дня до начала экскурсии.
* если все билеты проданы, мы можем записать вас в резервный список, если кто-то не сможет посетить экскурсию.
* д
ля записи в резервный список и по любым другим вопросам, звоните по телефонам:
8-964-649-99-06 (основной телефон, звонок, смс, WhatsApp, Viber, Telegram)
8-926-777-09-79 (дополнительный телефон) или пишите на электронный адрес: [email protected]

Дома, являющиеся памятником архитектуры. Всего за сумму около 10 млн долларов (включая взятку управе) можно купить дом и снести его, построив шикарный особняк с подземной парковкой.

Историко-краеведческий очерк «Гордый полёт Сокола».

«Есть в Москве такой посёлок - Сокол. Даже не все москвичи знают о его существовании. И немудрено. Посёлок словно затерялся среди многоэтажек Волоколамского шоссе, Песчаной улицы, улицы Алабяна. В нынешнем году посёлку исполняется 85 лет.

Так что же это за посёлок? Вот три основные его черты: первый советский жилищно-строительный кооперативов, памятник деревянного зодчества, самоуправляемая община.

Как возникла сама идея создания в черте Москвы уникального по своей архитектуре и социальному предназначению поселка, каким является Сокол? А родилась идея так. К началу 20-х годов минувшего столетия Москва буквально задыхалась от перенаселения. Где брать жильё? Денег на его строительство у новой власти не было. Их недоставало даже на содержание имеющегося жилья. Причем, такая ситуация складывалась не только в Москве, а повсеместно. Исходя из этого, 8 августа 1921 года В. И. Ленин подписывает декрет о кооперативном жилищном строительстве. Суть его: те, кто имеет средства - рабочие, специалисты, творческая интеллигенция, - могут строить жилье сами.

В Москве к этому времени велась разработка генерального плана ее развития. Возглавили эту работу архитекторы И. Жолтовский и А. Щусев. План так и назывался: «Новая Москва». В основе его концепции - прямая, лучевая связь центра с периферией. На периферии же, вдоль Московской окружной железной дороги, предполагалось создать целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады. В те годы идея городов-садов вокруг мегаполисов была чрезвычайно популярна на Западе. Были и практические образцы. В советской России Сокол стал первым и, к сожалению, единственным примером воплощения этой идеи в жизнь.

Уже в августе 1921 года было принято решение об организации в Москве первого жилищно-строительного кооператива. Позже (в 1922 и 1923 годах) Моссоветом была сформирована и нормативно-правовая база кооперативного строительства: положение о жилищных товариществах, порядок предоставлении определенных прав домовладельцам и поощрения различных форм жилищного кооперирования.

Выбор площадки

Кооперативное товарищество «Сокол» было создано в марте 1923 года. Почему такое название - Сокол? Дело в том, что первоначально посёлок планировали строить в Сокольниках, в московской Швейцарии, как тогда называли этот окраинный район столицы. Однако изыскательские работы показали, что почва здесь для малоэтажного деревянного строительства непригодна.

Стали подбирать другой участок. Выбор пал на западную окраину Москвы. Здесь, между селом Всехсвятским (от названия храма Церковь Всех Святых, возвышающегося и ныне на Песчаной площади) и станцией Серебряный Бор Московской окружной железной дороги, и было решено соорудить посёлок. На месте, кстати, пострадавшей от бурелома в 1911 году рощи. А поскольку к этому времени уже была изготовлена какая-то документация, имелся штамп и эмблема товарищества (летящий сокол с домиком в лапах), название его не стали менять, а лишь подсократили. И получилось - Сокол. Впоследствии Соколом будет названа станция метрополитена, а затем - и административный район столицы.

В товарищество вошли люди, в общем-то, зажиточные, так как предусматривались значительные денежные взносы: 10,5 золотых червонца вступительных, 30 - при выделении участка и 20 - при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Деньги по тем временам немалые. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет - без изъятия жилья и уплотнения его. К сожалению, норма эта не была выдержана: позже последовали и изъятия, и уплотнения…

Кто же они, первые застройщики? Сотрудники наркоматов, учёные, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Часть паев предназначалась для рабочих в строящихся многоквартирных домах.

Членам-пайщикам предстояло построить не просто посёлок как место обитания, а экспериментальный жилой комплекс, который бы стал эталоном для последующего создания окраинных столичных микрорайонов-садов.

Замысел базировался на формировании дачной среды обитания. Отсюда - максимально большой запас зелёных площадей и минимально допустимая застройка участка: одно-двухквартирными домами. Не допускались и глухие заборы, дабы не нарушались пространственные визуальные связи.

Время, в общем-то, благоприятствовало созданию такого поселка. В экономическом отношении в стране был нэп, в искусстве - феерический авангард.

Архитектоника

В проектировании поселка участвовали выдающиеся русские зодчие А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, Н.Дюрнбаум, Н. Колли, И. Кондаков, А. Семилетов, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов. Строился поселок десять лет.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлинённости). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.

Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.

Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречные улицы кажутся длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.

Особое внимание - поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.

Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает посёлок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли - под строительство многоэтажных домов.
Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно - по именам художников) появились позже, когда посёлок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это - рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

Типичный дом - односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.

Двухсемейный дом - изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Посёлок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит - спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение посёлка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В посёлке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

Дух коммуны

По мере заселения домов складывалась и социально-бытовая инфраструктура поселка: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Благо этому способствовали так сказать внутренние ресурсы. В числе застройщиков были архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи, зоотехники… Такой профессионально разнообразный состав товарищества позволял большую часть вопросов решать своими силами и, конечно же, на общественных началах. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.

Корчевали пни, засыпали рвы и колдобины, в складчину закупали дрова, заготавливали овощи. Этот начальный этап в жизни поселка поистине отмечен мощнейшей энергией созидания.

Большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского. Несомненно, раннее приобщение к искусству повлияло на выбор творческого пути впоследствии заслуженных художников РСФСР А. Файдыш, А. Макарова, Кирпичниковых.

В посёлке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.

Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зелёных насаждений) и даже кружок птицеводов.

Художники в Соколе - тема особая. Поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья, коллеги по ВХУТЕМАСу П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Часто наезжали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Целая плеяда в будущем ведущих русских художников - Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие - получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

Смутное время

Оно подкралось неожиданно. Как та беда в небе 8 мая 1935 года, когда на поселок рухнул самолет-гигант «Максим Горький». К счастью, никто из жителей не пострадал…

В 1937 году правительственным постановлением в стране сворачивается кооперативное жилищное строительство, а уже имеющиеся строения передаются в собственность государства в лице местных органов власти. Такая же участь постигла и посёлок Сокол: весь его жилой и нежилой фонд стал собственностью Моссовета.

Коснулись посёлка и репрессии. Многие проживавшие в нем выдающиеся учёные и профсоюзные деятели были арестованы. На памяти старожилов и времена, когда коттеджи перепланировали (потеснитесь, мол) и приспосабливали их под коммуналки, общежития.

А война? Около шестидесяти соколян ушли на фронт. Двадцать одному из них не суждено было вернуться, и это в их честь в центре поселка установлен обелиск. Да и как забыть их: молодых, красивых, отважных - танкистов, лёчиков, артиллеристов, пехотинцев?.. Того же летчика Юрия Зыкова, удостоенного (посмертно) звания Героя Советского Союза.

А потом, в начале 50-х, посёлок вообще оказался на грани сноса. По соседству развернулась ударно-показательная стройка, поглотившая территорию летного поля Центрального аэропорта до самой Песчаной улицы (теперь улица Алабяна). Еще шаг - и стройка придет в посёлок. Поселок, говорят, спас Сталин: во время посещения стройки он якобы высказался против сноса поселка. Возможно, это легенда. И, тем не менее, красивая, спасительная.

Но по-прежнему Сокол оставался лакомым кусочком. В октябре 1958 года появилось распоряжение исполкома Моссовета о предоставление части земли Сокола (естественно, со сносом ряда коттеджей) Управлению делами ЦК КПСС. Четыре года длилось противостояние соколян с городскими властями. И добились-таки своего. Распоряжение было отменено.

Однако успокаиваться, как оказалось, было преждевременно. В кабинетах уже зрел план сноса 54 коттеджей (из 119). Определен был даже дом для отселения жильцов. Желающих покинуть Сокол не нашлось. Напротив, соколяне все как один стали на защиту своего посёлка. К их голосу - не допустить разрушения посёлка как единого градостроительного и архитектурного комплекса - присоединились Министерство культуры, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, союзы архитекторов, художников, ряд других организаций. Целостность посёлка снова удалось отстоять. Наверное, тогда и придумали ту самую легенду, мол, сам Сталин сказал: посёлок не трогать!

Более того, удалось добиться решения Мосгорисполкома о придании посёлку как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Это означало, что отныне на посёлок не только никто не смет посягнуть, но он всячески будет охраняться государством, в данном случае городской и районной властью.

Территориальная община

К сожалению, ожидаемых мер по сохранению поселка-памятника не последовало. Повсеместно отказывали, прежде всего, в средствах. Ленинградский же райисполком так и заявил: средств нет и в ближайшие 10–15 лет не будет. Даже не зарплату дворников деньги не выделялись. Посёлок же все более терял свой первозданный вид.

Что было делать? Спасение утопающих - дело рук самих утопающих! - решили в поселковом домовом комитете. Деньги будем заработать сами, благо дано добро (конец 80-х годов) на коммерческую деятельность. Создали хозрасчетную структуру. Чем вменили ей заниматься? Выполнением на договорных началах и в основном физическими лицами архитектурных, проектных и научно-исследовательских работ, изданием книг, переводом текстов на другой язык. Деньги пошли, правда, небольшие, и все же… Вся прибыль направлялась на ремонт и реставрацию коттеджей, на благоустройство территории.

К этому времени (1988–1990 гг.) Моссовет, понимая, что многие местные вопросы ему не решить без участия самих жителей, стал пропагандировать идею формирования территориального общественного самоуправления. Соколянам эта идея пришлась по душе, ведь их домком, по сути, уже был органом самоуправления. Поэтому на общем собрании 14 июля 1989 года постановили: восстановить в посёлке самоуправление. Каким оно было в 20-х годах. Утвердили Устав поселка (в соответствии с Положением об общественном самоуправлении, утвержденном решением Моссовета от 22 июня 1989 года), избрали его руководящие и контролирующие органы. Основную же задачу видели в том, чтобы, воссоздав прежний вид Сокола, сохранить его как памятник градостроительства. И снова - в райисполком, в Моссовет. И получили «вольную».

Это был дар свободы. Но и бремя ответственности: не только сохранить памятник-посёлок (жилищный фонд, нежилые помещения, скверы и прочее, прочее), но и обеспечить нормальный быт жителей: отопление, водоснабжение и все другое сопутствующее. Не получая при этом ни копейки из районной и городской казны.

За счет чего же живёт посёлок? За счет аренды нежилых помещений, небольших отчислений от квартплаты жителей и спонсорских (чаще всего услугами, работами) взносов. И при этом сделано было немало. Капитально отремонтировали почти половину коттеджей, заменили каждую вторую кровлю, установили новые водонагревательные установки, обновили значительную часть коммуникационных систем. Ныне поселок чист, ухожен, благоустроен. Забил на центральной площади фонтан. Появился и театр - театр зверей. Создан музей поселка, издается газета «Голос Сокола».

И, надо сказать, «голос» поселка далеко слышен. То и дело наезжают сюда делегации, в том числе иностранные, чтобы полюбоваться этим чудом градостроительства и архитектуры, поистине городом-садом почти в самом центре Москвы. Чтобы, в том числе, воочию убедиться в возможностях общественного самоуправления. Вот недавно побывала делегация из Ливерпуля - там, оказывается, тоже есть такой городок-сад. И тоже с правом жителей на самоуправление. «Правда, - уточнили ливерпульцы, - помогает нам муниципалитет».

А нам никто не помогает, - говорит председатель совета территориальной общины «Поселок Сокол» М. Рычагов. - И с задачей своей - сохранение памятника-посёлка, - как бы ни было трудно, справляемся. Во всех наших самоуправленческих делах нас поддерживает городская Дума. Но особенно мы надеемся на постановление правительства Москвы «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности памятника архитектурно-градостроительного комплекса - посёлок Сокол». Очень важный для нас документ. В нем не только дана надлежащая оценка работы нашей территориальной и, подчеркну, самофинансируемой общины, но и определены задачи по усилению ведомственного надзора за проведением в поселке ремонтно-восстановительных работ, за решением вопросов приватизации коттеджей, землепользования.

И ещё один важный пункт этого постановления: считать поселок Сокол экспериментальной базой для отработки в Москве территориального общественного самоуправления.

И снова это слово: «экспериментальный». Уж такова судьба поселка: быть экспериментальным. Теперь вот - в отработке форм и методов функционирования территориальной общины. И в этом ещё одна его оригинальность.

Николай Соляник - поэт, прозаик, публицист, член Союза журналистов и Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии имени Н. М. Рубцова».

© 2008 Журнал «Московский Вестник» (

Поделиться