Проект концепции поликультурного образования в рф. Сущность поликультурного образования. Основные принципы поликультурного воспитания

Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:

Принцип преемственности. Необходимой культурной основой российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации. Преемственность в современной поликультурной школе противопоставлена традиционализму (в значении «традиционного общества» и «традиционной культуры»). Трансляция этнокультурной информации в системе образования должна быть подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском «исконных» ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Принцип дифференциации и разнообразия. Хорошо известно, что жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. В теории информации это называется «законом необходимого разнообразия»: потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, противопоставленные разнообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический и многообразнее субъэтнический состав, чем сложнее и ассиметричнее его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Точно так же именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, к унификации, к разрушению специфической картины мира. Поэтому российская школа не может быть иной, кроме как поликультурной. А условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции - закладываются в содержании образования.

Принцип креативности. Обществоведением зафиксировано изменение основного жизнеобеспечивающего ресурса в современном обществе. Им становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека основным жизнеобеспечивающим ресурсом и - одновременно - целью общественного и культурного развития. Конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового культурного развития ясно выражается и в трудностях российской модернизации. Важнейшим инструментом модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных культурных умений и компетенций, в том числе освоения детьми актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция фактов и образцов культуры в учебно-воспитательном процессе совершенно недостаточна, особенно в условиях предметной расчлененности школьного обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты предметно-урочной и самостоятельной деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют концептуальное единство культурной основы всех УМК, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы на основе инициативы, интересов и мотиваций детей.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Важнейшими критериями содержания образования в поликультурной школе являются идейно-тематическое единство, системность и научная объективность, воспитательное воздействие и учет личного опыта учащихся. Свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и своего к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Вряд ли целесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару - представляется вполне естественным. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального контента образования в федеральный компонент. поликультурный образование идентичность

Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной многоязычной личности. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общей тенденцией к интеграции, диалогу культур и межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальную картину мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного (полилингвального) образования должны соответствовать обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной структуры федерального компонента придется добиваться одним способом, но различными средствами в национально-титульных республиках и национально-русских субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием регионального и этнокультурного контента в составе федерального компонента. Нельзя исключить (во всяком случае, следует обсуждать), например, возможность создания региональных учебников отечественной истории - в некоторых случаях это помогло бы гармонизировать процесс формирования российской гражданской идентичности.

    Система поликультурного образования.

    Принципы поликультурного образования.

  1. Умения, навыки, способности интеллектуальной и практической деятельности;

    Опыт творческой деятельности;

    Опыт эмоционально – волевого, ценностного отношения к миру.

Сегодня в РФ действует культурологическая концепция содержания образования.

Компоненты культуры:

  1. Искусство, произведения искусства

    Традиции, образы, верования

    Способы деятельности, которыми владеет народ

Эта концепция (культурологическая) оказывается очень важной для осуществления поликультурного образования. У разных этносов структура культуры будет одинаковой, и культурологическое построение содержания образования облегчает проведение поликультурного компонента.

Поликультурное образование не является специальным видом образования – это общая направленность образования на усиление межкультурного взаимопонимания между этносами, носителями разных культур, проживающими на одной территории.

В современной РФ не может быть не поликультурное образование, таким образом содержание поликультурного образования будет повторять базовое содержание в основных компонентах, но должно быть шире базового, т. к. будет включать информацию о культурах других народов.

    Система поликультурного образования.

Поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, которая помогает удовлетворять интересы граждан, принадлежащих к разным культурам.

Поликультурное образование может быть синонимом непрерывного образования, отражающим его назначение и значение в поликультурном обществе.

Система поликультурного образования представляет собой единство всех уровней российского образования:

    Дошкольное – овладение родной речью, родной культурой, становление полноценной культурной идентичности, гражданской идентичности; развитие духовно – нравственных норм и национально – моральных ценностей.

    Школьное (начальная школа, средняя школа, старшая школа). Школьные дисциплины, которые будут знакомить учащихся с разными культурами. Необходимое изучение родного языка параллельно с государственным; воспитание детей в режиме социальной мобильности

    Профессиональная школа (среднее и высшее). Образование удовлетворяет требованиям той страны, в которой оно будет применяться (2-х уровневая система высшего образования, которая активно совершенствуется).

Разработаны и модели содержания образования (Д. Бенкс):

Модель A – для монокультурных стран, для стран, где проживает один народ.

Модель B – в основном содержание образования включает добавки компонентов мелких этнокультур.

Модель C и D – представляет содержание образования, в котором участвует материал регламентирующий под углом зрения всех этногрупп.

1 блок – освоение соответствия знаний. Этнические знания будут варьироваться от обучающихся предметам культур в данном классе.

2 блок – овладение средствами межнационального общения.

3 блок – воспитание гуманного отношения к культурному разнообразию, воспитание толерантности, терпимости.

    Принципы поликультурного образования.

Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:

Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной личности, владеющей несколькими языками. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общими тенденциями интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальное восприятие картины мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает и роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Принцип преемственности. Одной из необходимых основ формирования российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами и современное цивилизационное развитие нации. Трансляция этнокультурной информации в системе образования подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском "исконных" ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Принцип дифференциации и разнообразия. Жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. Потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, соответствующие многообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический состав, чем более многомерна и ассиметрична его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, унификации, разрушению специфической картины мира. Поэтому в содержании поликультурного образования закладываются условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции.

Принцип креативности. Основным жизнеобеспечивающим ресурсом в современном обществе становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека не только основным жизнеобеспечивающим ресурсом, но одновременно и целью общественного и культурного развития. В трудностях российской модернизации ясно выражается конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового общественного и культурного развития. Поэтому одним из важнейших инструментов модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных умений и компетенций, в том числе освоения обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция образцов культуры через учебно-воспитательный процесс оказывается недостаточной, особенно в условиях предметной расчлененности обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты всех видов образовательной (предметно-урочной, внеурочной самостоятельной, дополнительной) деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют: концептуальное единство культурной основы всех учебно-методических комплексов, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы с учетом инициативы, интересов и мотиваций обучающихся.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт. При этом свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Нецелесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта федерации - к России и земному шару представляется вполне естественным.

Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного образования должны соответствовать региональным обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной содержательной структуры федерального государственного образовательного стандарта следует добиваться хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта.

Принцип этической актуальности. Поликультурное образование имеет значительный морально-этический потенциал, поскольку создает универсальную основу для воспитания и культивирования личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации. Духовно-нравственные ценности и достижения всех культур, всех этнических и этноконфессиональных групп, всех национально-территориальных сообществ России только в поликультурном контексте приобретают образовательную актуальность, то есть получают общественную санкцию и государственное признание. Кроме того, морально-этическое единство и духовно-нравственная целостность поликультурной основы образования позволяет избежать риска раздвоения личности, исключить опасность противопоставления этнокультурной и гражданской идентичности человека.

Лекция 3. Международный опыт поликультурного образования.

    Поликультурное образование и воспитание в зарубежных странах.

    Поликультурное образование в постсоветском пространстве.

    Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов \ 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2003.

    Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общенияю – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с.

ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

В целях выработки единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция).

2. Министерству образования и науки Республики Хакасия (Г.А. Салата) обеспечить реализацию Концепции.

Исполняющий обязанности
Главы Республики Хакасия -
Председателя Правительства
Республики Хакасия
Ю.ЛАПШИН

Приложение. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Приложение

Утверждена
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 16.09.2013 N 95-п

1. Общие положения

1.1. Полноценным поликультурным образованием, отвечающим современным требованиям и перспективам развития современного общества, является образовательная система, направленная на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, в том числе Республики Хакасия, на реализацию права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Поликультурное образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации и Республики Хакасия. Оно содействует подготовке обучающихся и воспитанников к жизни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения других народов, ненасилия и мира.

Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация.

1.2. В целях обеспечения гражданского мира, социальной стабильности и создания условий для успешной социализации подрастающего поколения в условиях нарастающей изменчивости современного мира в Российской Федерации, в том числе в Республике Хакасия, необходима целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения республики и вопросы межкультурного диалога.

1.3. Основными вопросами развития поликультурного образования в Республике Хакасия, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, являются:

а) сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия;

б) укрепление духовной общности народов, проживающих в республике;

в) обеспечение прав детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры;

г) создание условий для успешной социальной и культурной адаптации детей мигрантов в российское общество.

1.4. Приоритеты развития поликультурного образования в Республике Хакасия определяются следующими факторами:

Разнообразие этнонационального состава населения, языков, традиций, обычаев, этнокультурных особенностей;

Профилактика межнационального экстремизма и актуальность формирования культуры межнационального общения;

Диверсификация образовательного пространства республики (появление разных типов образовательных организаций, инновационных моделей школ и т.д.).

1.5. Концепция развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция) представляет собой систему современных приоритетов, целей, задач, принципов и механизмов реализации образовательной политики Республики Хакасия.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и Хакасии и развивает основные принципы образовательной политики республики.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Хакасия , общепринятых принципах и нормах международного права.

Концепция разработана на основании следующих нормативных правовых актов:

Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" ;

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;

- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" ;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" ;

Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 N 11 "О языках народов Республики Хакасия";

- Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия" ;

- постановление Правительства Республики Хакасия от 18.11.2011 N 783 "Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012 - 2020 годы)" .

Реализация Концепции должна способствовать выработке единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия.

2. Цели, задачи и принципы развития поликультурного образования в Республике Хакасия

2.1. Цели развития поликультурного образования в Республике Хакасия неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан.

Целями поликультурного образования в Республике Хакасия являются:

Создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной (этнической) традиции, ценностей российской и мировой культуры;

Воспитание терпимости и уважения прав каждого народа.

2.2. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

Сохранение и развитие языков народов Республики Хакасия;

Формирование представлений о культурно-национальном многообразии;

Приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной культуре народов России, в том числе Хакасии;

Обеспечение обучающихся (общеобразовательные организации) учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями по предметам этнокультурного образования;

Развитие образовательного и профессионального потенциала Хакасии, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

2.3. В основу регионального образования положены такие определяющие принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации:

принцип полилингвальности, обеспечивающий формирование поликультурно ориентированной личности, владеющей несколькими языками;

принцип преемственности, определяющий систему образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами;

принцип гуманизации образования, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, предполагает единство общекультурного, социально-нравственного развития личности и характеризует построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга;

историко-культурологический принцип, позволяющий приобщать детей к культурным традициям и духовно-нравственным ценностям народов России, в том числе Хакасии, через изучение их истории, культуры, традиций, обычаев;

принцип создания педагогической среды, обеспечивающий как предметно-средовое, опосредованное формирование интереса к народной традиционной культуре, так и создание личностно ориентированного стиля общения с детьми путем организации общения детей, родителей и педагогов;

принцип региональности, обуславливающий внесение в образовательный процесс региональных социокультурных традиций и ценностей;

принцип воспитания гражданской идентичности, обеспечивающий формирование чувства патриотизма, любви и уважения к своей многонациональной стране, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.

3. Система поликультурного образования в Республике Хакасия

3.1. В системе поликультурного образования Республики Хакасия представлены все уровни образования: дошкольная образовательная организация (первая ступень) и основная общеобразовательная организация (три ступени) - начальное общее (1 - 4 классы), основное общее (5 - 9 классы) и среднее общее (10 - 11 классы), среднее и высшее профессиональное образование.

3.2. В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

В целях овладения детьми хакасского этноса родным языком на ступени дошкольного образования изучение хакасского языка организовано в 5 муниципальных образованиях республики. Из 1740 детей коренной национальности, посещающих дошкольные учреждения, в которых организовано изучение родного языка, хакасский язык изучают 763 ребенка (43%).

3.3. Изучение государственных языков (русского и хакасского) в общеобразовательных организациях республики обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом, определяется инвариантной частью базисного учебного плана (далее - БУП). Вариативная часть БУП, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Для решения одной из важных задач регионального образования по сохранению и развитию хакасского языка в общеобразовательных организациях республики создаются условия для изучения хакасского языка и хакасской литературы детьми хакасского этноса.

Хакасский язык изучается в 121 общеобразовательной организации республики, в том числе - как предмет в 75 школах, в форме факультативных и кружковых занятий - в 46 школах. Из 8506 детей коренной национальности хакасский язык изучают 6077 детей, что составляет 72% от общего количества обучающихся.

3.4. Изучение русского языка как неродного осуществляется в образовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения, а также в общеобразовательных организациях, в которых обучаются дети, не владеющие русским языком (дети мигрантов). Причем в образовательных организациях с родным (хакасским) языком обучения изучение русского языка обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом (выбирается соответствующий вариант БУП). Форму и способ дополнительного обучения русскому языку как неродному детей мигрантов определяет образовательная организация, в которой эти дети обучаются, в рамках плана внеурочной деятельности.

В школах республики обучаются 386 детей мигрантов. Из них 365 детей - в городах Абакане и Черногорске, что составляет 95% от общего количества.

3.5. Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих среднего и высшего профессионального образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием, родными и иностранными языками.

3.6. Методическое обеспечение развития поликультурного образования в Республике Хакасия осуществляется кафедрой поликультурного образования ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации".

4. Основные механизмы реализации Концепции и ожидаемые результаты развития поликультурного образования в Республике Хакасия

4.1. Развитие поликультурного образования в Республике Хакасия предполагает межведомственное взаимодействие и включение в систему образования возможностей общественных организаций и национальных (этнических) центров культур народов, проживающих в республике.

4.2. Реализация Концепции будет осуществляться в рамках:

Долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596

Долгосрочной республиканской целевой программы "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011 - 2013 годы", утвержденной (с последующими изменениями);

Комплексного плана действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Хакасия, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 16.01.2013 N 03-рп ;

- Плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2013 - 2015 годах , утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 19.03.2013 N 19-п ;

Комплексного плана мероприятий по проведению в Республике Хакасия Второго Международного десятилетия коренных малочисленных народов в 2011 - 2014 годах, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.08.2011 N 149-рп.

4.3. Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных в долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 (с последующими изменениями), долгосрочной республиканской целевой программе "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 N 571 (с последующими изменениями).

4.4. Исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации развития поликультурного образования в Республике Хакасия, является Министерство образования и науки Республики Хакасия. Министерство обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации настоящей Концепции.

4.5. Реализация Концепции позволит:

Выработать эффективные механизмы сохранения единого образовательного пространства в Республике Хакасия;

Определить оптимальную последовательность введения национального, регионального и этнокультурного содержания федерального государственного образовательного стандарта образования;

Обеспечить социальный заказ родителей и общественности на получение их детьми этноориентированного образования;

Модернизировать систему подготовки и переподготовки педагогических кадров для образовательных организаций с поликультурной образовательной средой;

Эффективно осуществлять развитие региональной системы образования, обладающей своей спецификой как национально-территориального образования;

Учитывать этнографические, историко-культурные, экономические, социально-экологические, демографические и другие особенности Республики Хакасия в образовательном процессе;

Активизировать создание региональных учебно-методических комплексов с национальным, региональным и этнокультурным содержанием, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

Решать проблему подготовки молодежи к жизни в многонациональной среде, ориентированной на поликультурную компетентность, на гармонизацию межличностных, межнациональных отношений в детском и взрослом коллективах.

4.6. Создание целостной инновационной системы поликультурного образования в Республике Хакасия обеспечит сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия; укрепление духовной общности народов, проживающих в республике, права детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры и успешную социальную и культурную адаптацию детей мигрантов в российское общество.

С начала 80-х годов XX века в полиэтничных странах подчеркиваются выгоды мультикультурализма и разрабатываются концепции поликультурного образования, которые постепенно завоевывают мировое образовательное пространство. В их основу, в частности, лег тезис, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец» .

Что же тогда понимается сегодня под полиэтничным обществом и, соответственно, что представляют собой концепции поликультурного образования? Идеологи движения в поддержку поликультурного образования признают ошибочными:

· трактовку полиэтничного общества как «плавильного котла», ибо человек, с одной стороны, в большинстве случаев устойчиво сохраняет приверженность своей базовой культуре, а с другой - может совмещать в себе принадлежность к нескольким культурам;.

· понимание полиэтничного общества как состоящего из «мозаики» различных культур и этносов, поскольку развитие любой культуры не может быть рассмотрено в отрыве от процессов межкультурного взаимовлияния;

· рассмотрение проблем поликультурного общества исключительно через оппозицию «большинства - меньшинства» в силу сосуществования многих этнических меньшинств в рамках одного социума и их взаимодействия друг с другом.

Однако, как бы широко не понималось межкультурное образование, для школы оно вполне сводимо к некоторому набору приоритетных воспитательных задач:

· личностное развитиекаждого ребенка , что предполагает индивидуальный подход к нему;

· развитие этнической и культурной грамотности детей , то есть достижение определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп – своей и «чужих»;

· формирование межкультурной компетентности детей , то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умений понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур как в бытовом, так и учебном контексте;

· осознание детьмивзаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развития интегративных процессов.

Программы поликультурного образования должны быть направлены на снижения игнорирования других групп; усиления значимости гуманистических ценностей; создания надэтнических групп и пересекающихся идентичностей; организации межгруппового контакта при благоприятных условиях; осознания расхождения между декларируемыми ценностями и поведением; обобщения позитивного опыта взаимодействия с членами других групп.

Использование многочисленных игровых техник позволяет школьникам установить взаимопонимание со сверстниками других национальностей в реальном взаимодействии.

Главной задачей для педагога выступает предоставление каждому ребенку возможности максимального самовыражения. Ценность такой программы для детей заключается в том, что они:

· приобретают первый опыт осознания собственных этнических стереотипов и предубеждений;

· получают впечатления о других народах и культурах в живом непосредственном общении со сверстниками;

· обретают способность ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть, обусловленную в том числе и этническими различиями;

· начинают ценить многоязычие, учась выражать свой опыт вербально.

Учебные задания к главе 4. «Обучение и воспитание в поликультурном обществе»

Задание 4.1. Выполните следующие практические упражнения :

1. А.К. Байбурин, обрисовывая вербальные компоненты этикета, считает, что этническая специфика речевого поведения взаимодействующих лиц отражается в следующих моментах:

Кто произносит первым приветствие (сидящий или стоящий, путник или всадник, мужчина или женщина и т.д.);

В каких случаях общение сводится к обмену приветствиями, а в каких требуется более развернутая беседа и от чего это зависит;

Какие используются обращения;

Есть ли особое отношение к темпу речи, паузам, молчанию, интонациям;

Стандартные темы разговора; какие вопросы/ответы входят в обязательный минимум общения;

Какие темы, вопросы и т.п. считаются запретными или неприличными; используются ли в таких случаях эвфемизмы, умолчания, иносказания и другие языковые символы;

Когда возможен переход от этикетной части беседы к деловому разговору/

2. Вставьте правильный ответ в пропущенные места в следующих предложениях. Цвет означает или символизирует:

Красный: в Америке – любовь, в Китае – доброту, праздник, удачу, в России – высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии – ……..;

Желтый: в Америке – процветание, в России – солнечность и разлуку, в Сирии и Японии – траур, смерть, в Индии –….…….;

Зеленый: в Америке – надежду, в Китае – роскошную жизнь, в Индии – …………;

Голубой: в Америке – веру, в Китае – один из траурных цветов, в Индии – правдивость;

Белый: в Америке – чистоту и мир, в Китае – подлость, опасность, траур, в Европе – молодость, непорочность, в России -…………;

Черный: в Америке – символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае – ………...

3. «Отгадайте, о ком речь»

Перед вами стереотипы представителей нескольких народов. Пожалуй­ста, определите, к каким именно народам эти характеристики относятся:

(1) Щедрый, терпеливый, простодушный, неорганизованный, широкая натура, любит выпить, справедливый, открытый.

(2) Вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный, невоз­мутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный.

(3) Агрессивный, жадный, злопамятный, ленивый, нахальный, нечест­ный, безнравственный, грубый.

(4) Элегантный, галантный, болтливый, лживый, обаятельный, разврат­ный, скупой, легкомысленный, раскованный.

(5) Аккуратный, педантичный, исполнительный, экономный, неинте ресный, въедливый, сдержанный, упорный, работоспособный.

(6) Талантливый, добрый, справедливый, трудолюбивый, обаятельный, сильный, уверенный в себе, честный.

(7) Гордый, верный традициям, уважающий старших, мстительный, гостеприимный, слегка высокомерный.

Задание 4.2. Разберите и обсудите в малых группах следующие ситуации:

А. Это случилось на Северном Кавказе. Утром Барасби и его гость из России, Иван, вместе с другими гостями собрались около автобуса, чтобы ехать в селение, где должна была состояться кавказская свадьба. Барасби предложил Ивану сесть на переднее сиденье, а сам отошел, чтобы решить какие-то вопросы по организации торжества. Так как автобус стал быстро заполняться гостями, наш герой занял соседнее место для своего друга. Через некоторое время в автобус вошел почтенный старец в большой папахе и собрался сесть рядом с Иваном, но тот вежливо сообщил ему, что место занято. Несмотря на это, кавказец не отходил, и Иван вынужден был еще раз попытаться объяснить ему, что место занято, и указать на множество свободных мест сзади. В это время в автобус вошел Барасби, поспешил к пожилому человеку, помог ему сесть на выбранное место и долго перед ним извинялся. Иван был в недоумении, всю дорогу его терзало неприятное ощу­щение, что он сделал что-то не так.

Как вы думаете, как Барасби Хачимович объяснил случившееся Ивану Ивановичу? Выберите подходящий, по вашему мнению, ответ.

1. Почтенный старец занял это место раньше, поэтому так настойчиво пытался сесть на него.

2. Почтенный старец не владел русским языком, поэтому он не понял Ивана, решив, что тот хочет уступить ему свое место.

3. Почтенный старец не хотел сидеть рядом с «чужаком» и надеялся, что вынудит его перейти в глубь автобуса, сев на занятое для Барасби место.

4. Почтенный старец действовал исходя из принципов, сложившихся в течение всей его жизни.

Б. На свадьбе, состоявшейся на Северном Кавказе, гостю из России, Ивану, оказывали всяческие знаки уважения и посадили на одно из почетных мест. Он с удовольствием ел национальные блюда, с интересом наблюдал зас­тольные обычаи и слушал народную музыку. Однако среди шума и веселья он вдруг заметил, что невеста одиноко скучает в углу, молчит, опустив голо­ву и не притрагивается к пище. Ивану стало жаль девушку, и он решил ее как-нибудь развлечь. Решительно направившись к невесте, наш герой при­гласил ее на танец. Но невеста вместо того, чтобы обрадоваться, побледнела и еще ниже опустила голову. Зато стоявшие рядом мужчины заметно встре­вожились, подхватили Ивана под руки и увели в другую комнату, оставив там для раздумий. Наш герой совсем расстроился: ведь он хотел как лучше...

Какое объяснение дал случившемуся его друг Барасби?

1. Жених страшно ревнив и позвал на помощь других мужчин «для восстановления порядка».

2. Невеста очень застенчива, и мужчины помогли ей освободиться от внимания навязчивого гостя.

3. Во время свадьбы невеста занимает особое положение, и ей нельзя вести себя активно.

4. Любая свадьба на Кавказе не обходится без драки, и поведение Ива­на было воспринято как повод к началу потасовок.

В. После того как кавказец Барасби объяснил своему другу из России, Ивану, в чем был его казус в ситуации с невестой, Иван извинился и пошел развеяться в сад, напевая, чтобы снять напряжение, веселую песенку. Но тут на его пути оказалась группа беседующих гостей - кавказцев, и чтобы пройти дальше по довольно узкой дорожке, ему пришлось лавировать между ними. Иван старался выглядеть как можно более приветливым и доброжелатель­ным и, продолжая напевать, похлопал некоторых из них по плечу. Однако гости отнеслись к нему не совсем по-дружески и буквально вытолкали за пределы своего круга. Немного помятый, недоумевающий и окончательно сбитый с толку Иван поспешно отправился в гостиницу.

Что же случилось? Выберите подходящее объяснение ситуации.

1. На Северном Кавказе существует ритуальный обряд дружеской пота­совки с гостем как способ выражения ему огромного уважения.

2. Гости в саду были оскорблены тем, как и что пел Иван.

3. Иван помешал общению гостей.

4. Гости были пьяны и перепутали Ивана с кем-то другим.

Г. В одну из сельских школ Ингушетии был направлен на работу русский учитель истории Александр Дмитриевич. Учитель быстро завоевал доверие и уважение детей, так как его уроки были очень интересными, а оценки справедливыми. На одном из уроков Иса, ученик 10-го класса, достал из кармана доро­гой и красивый нож и стал демонстрировать его одноклассникам. Учитель молча подошел к юноше, забрал нож и положил его на свой стол. Ученик в ответ на такой поступок учителя молча вышел из класса. Вечером домой к учителю пришли ингушские мужчины во главе с отцом мальчика. Состоя­лась неприятная беседа: мужчины требовали от изумленного учителя не только возвращения ножа лично Исе, но и извинений перед мальчиком.

Как бы вы объяснили Александру Дмитриевичу поведение отца маль­чика и мужчин, пришедших с ним?

1. Ингушские мужчины очень вспыльчивы и при решении межлично­стных конфликтов проявляют излишнюю эмоциональность.

2. Мужчины пришли к Александру Дмитриевичу в нетрезвом состоя­нии.

3. Мужчины посчитали, что своим поступком Александр Дмитриевич оскорбил Ису.

4. Мужчины хотели таким образом «выжить» учителя из села.

Д. Семья Тахеурмана приехала в Москву из Дагестана. Мальчик продол­жил свое обучение в восьмом классе, где его посадили за одну парту с рус­ской девочкой Машей. Маше понравился Тахсурман: он не дергал ее за косы, угощал фруктами, делился карандашами и ластиками. В классе, где учились Маша и Тахсурман, было заведено убирать кабинет парами учащихся, сидя­щих за одной партой. Когда подошла очередь дежурить Маше и Тахсурману, мальчик быстро покинул школу, наотрез отказавшись не только убирать кабинет, но даже принести воду для мытья пола. Маша не могла понять, почему всегда такой вежливый и внимательный Тахсурман повел себя столь недостойно.

Как бы вы объяснили Маше поведение Тахеурмана? Выберите подхо­дящий ответ.

1. Тахсурман был ленивым мальчиком и не любил выполнять работу по

2. Тахсурман влюбился в Машу, однако не хотел демонстрировать ей свои чувства. Напротив, он хотел показать, что не собирается выполнять ее указания.

3. Тахсурман спешил на спортплощадку, где его ждали друзья.

4. В Дагестане Тахсурман не принимал участия в уборке школьного класса.

Выделим основные этапы развития понятия "Поликультурное образование" в постсоветской России. В качестве исследовательского метода используем анализ последовательно принимаемых нормативных актов. На наш взгляд, эти механизмы можно выделить, если проследить изменение официального подхода системы образования к термину "культура".

Первый этап (1990-е гг.) опирался на представление о культуре как о совокупности материальных и духовных достижений каждого народа-этноса. В советское время, несмотря на разделение культур на "разные уровни развития", официально признавались культуры наиболее многочисленных народов и были созданы следующие государственно-территориальные образования: советские социалистические республики, внутри них автономные советские социалистические республики и автономные национальные округа. В соответствии с этим строилась система этнокультурного образования - обучение на определенных ступенях образования на родном языке или изучение родного языка и литературы. Поэтому в документах 1990-х гг. субъектами культуры признавались этносы, а поликультурным стали называть (этно) национальнорусское образование.

В Законе РФ "Об образовании" 1992 г. термин "поликультурное образование" еще не употреблялся, хотя смысл образования как поликультурного - этнокультурного был закреплен в тексте Закона: "Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: ...защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства" (ст. 2).

В появившихся позже "Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России"

и "Концепция пол и культурного образования в высшей школе Российской Федерации", разработанных в Южном отделении Российской академии образования в Пятигорском лингвистическом и Ростовском педагогическом университетах, поликультурное образование определялось как "приобщение подрастающих поколений к этнической, общенациональной (российской) и мировой культуре в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде" 2 .

В этих документах задачами поликультурного образования были определены: глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа (что является непременным условием интеграции в другие культуры); формирование у учащихся представления о многообразии культур в России и мире; воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. Критерии, которым должно отвечать поликультурное образование: 1) отражение в учебном материале гуманистических идей; 2) характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; 3) раскрытие в культурах российских народов общих элементов и традиций, позволяющих жить в мире и согласии; 4) приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

Основные направления поликультурного образования того времени очень четко сформулированы Д. В. Сажиным:

"1) изучение учащимися национальных культур, своих и чужих, с обсуждением проблем национального возрождения и национальной самобытности; организация работы этно-национальных учебных заведений, в первую очередь национальных школ и национальнокультурных центров для изучения родных языков и приобщения к родной культуре - традициям, обычаям, бытовым особенностям, праздникам и др., так называемому “этнофольклорному миру”;

  • 2) организация межкультурного диалога, принципиальная возможность которого обусловлена тем, что в целом каждый человек любой культуры стремится к одному и тому же - любви, рождению и воспитанию детей и др., а различия заключаются в самобытных этнокультурных традициях. Поэтому необходимо вначале выработать уважение к своей этнической культуре, чтобы иметь возможность легко и свободно входить в какой угодно культурный мир и отождествлять себя с ним. И затем - проводить совместные акции, встречи, фестивали с представителями других культур, знакомясь с их миром, традициями и ценностями;
  • 3) приобщение учащихся к демократическим, гуманистическим ценностям, обеспечение освоения учащимися и педагогами таких понятий как “культура мира”, “культурная конвергенция”, “национальный характер”, “регионально-этническая культура”, “воспитание в духе мира”, “сравнительная педагогика”, “педагогическая культура народа”, “региональный подход к образованию”, “этнопедагогика” и др.".

Первый этап поликультурного образования в постсоветской России можно условно назвать полиэтнокультурным образованием - субъектом культуры признавался этнос, главным признаком которого был свой самобытный (родной) язык. Поликультурное образование в то время связывали с приобщением учащихся к родным языкам и культурам, а также с одновременным формированием культуры межнационального (межэтнического) общения. Полиэтнокультурное образование - это, с одной стороны, признание продуктивности существования разнообразия национальных школ, классов и групп, формирование многообразия этнических идентичностей у представителей разных народов, а с другой - утверждение межнационального, межэтнического характера взаимодействия различных этнических культур в образовании в ситуации плюралистической культурной среды, адаптация к культурным ценностям других народов. Поликультурное образование снимает противоречия между системами и нормами образования доминирующих наций и этнических меньшинств, обеспечивает безболезненное вхождение мигрантов в инородческую культурную среду, позволяет усваивать новые культурные ценности при сохранении прежних национальных, закладывает в ребенке гражданские начала, формирует у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями.

Второй этап (конец 1990-х - начало 2000-х гг.) - в России преодолевается одномерное восприятие народа как единого организма. На самом деле любой народ состоит из множества социальных групп: территориальных, возрастных, половых и др. И каждая из этих групп имеет свои устойчивые традиции поведения и мировоззрения. Данный механизм опирается на представление о культуре как о совокупности материальных и духовных традиций каждой социальной группы, составляющей данное общество, в том числе этнических, религиозных, профессиональных и др. В Федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)" имеется постулат: "...толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям" 2 . Данная программа создавала условия для реализации такого образования, в котором субъектами самобытной культуры признавались религиозные общины и некоторые региональные культуры (казаки, поморы, кряшепы и др.).

В это время поликультурное образование начинает связываться с формированием региональной идентичности и одновременно толерантности. Федеральная целевая программа стимулировала разработку и широкое внедрение поликультурных программ, признающих культурные традиции отдельных социальных групп - для всех ступеней и форм образования для обучения межкультурному диалогу, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, формирования веротерпимости и толерантного сознания.

Второй этап развития поликультурного образования в России можно условно назвать "полисоциокультурным образованием, в котором традиционное российское поликультурное образование расширялось до признания любых конструктивных социальных групп, составляющих общество, и в этом смысле поликультурное образование решало проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в ее границах - к различным социокультурным группам, имеющим инаковую культурную идентичность (политическую, половую, религиозную, родовую и др.). Эту позицию разделяют ряд авторов.

Третий этап (с начала 2000-х гг.) - в России постулируется представление о культуре как об индивидуальном опыте человека. Душа каждого человека - это отдельный космос. Каждый человек создает собственную культуру, по-своему интегрируя разные культурные влияния и участвуя в культуротворчестве. Поликультурное образование - это образование, признающее способность каждого человека выступить отдельным миром культуры, способным к интеграции разных культур. Такое представление отразилось в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) и Концепции развития поликультурного образования в России (2010).

Описывая процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет следующую логику: в детстве ребенок усваивает ценности семьи, в школе - осознанно принимает традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики; более высокая ступень - принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, "укореняясь" в этнокультурные традиции, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации; высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина - формирование гражданской идентичности россиянина, освоение культурных богатств своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознание их значимости, особенностей, единства и солидарности в судьбе России. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.

Проект Концепции развития поликультурного образования в России вводит следующие принципы поликультурного образования:

  • - полилингвальность (обеспечение овладения несколькими языками);
  • - преемственность (транслирование национальной культуры от поколения к поколению с постоянным обновлением, интенсивной модификацией этнокультурного комплекса в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития);
  • - дифференциация и разнообразие (закладывание комплиментарное культур и языков в содержание поликультурного образования, в противовес унификации и ассимиляции);
  • - креативность (подготовка человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры через формирование способности к саморазвитию и творческому преобразованию информации);

культурная целостность (понимание общечеловеческой культуры как сущностной основы образования - освоение обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения);

  • - объемная (стереоскопическая) картина мира (включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт - изучение окружающего мира от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому, от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта Федерации - к России и земному шару);
  • - вариативность (эффективная содержательная структура федерального государственного образовательного стандарта обеспечивается хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах Федерации - содержательная вариативность поликультурного обучения задается присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта);
  • - этическая актуальность (воспитание и культивирование личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации).

В основе обеих концепций находятся понимание взаимодействия культур как одной из закономерностей развития мировой культуры, состоящей в необходимости выходить за рамки ограниченного культурного опыта, обмениваться ценностями, достижениями и смыслами культуры в ходе межкультурной коммуникации; а также признание диалогового взаимодействия культур как одного из важнейших факторов модернизации во всех сферах жизни общества.

Разработка этих концепций призвана, с одной стороны, преодолеть противоречие между центробежными силами, возникающими с развитием этнонационального образования в разных субъектах России и интеграционными силами, обеспечиваемыми поликультурным образованием, с другой - обеспечить личностное развитие

каждого учащегося, принимающего и гордящегося своей этнокультурной, региональной, религиозной, общегражданской и другими идентичностями, независимо от принадлежности к большинству или меньшинствам, несмотря на "маргинальную экстерриториальность так называемых “не титульных” этнических групп в российских регионах".

Третий этап мы условно называем "Полисоцкультурным" образованием - за каждой отдельной личностью стали видеть отдельную уникальную культуру. Поликультурное образование начали связывать с (само) формированием многослойной общегражданской идентичности "россияне", включающей этническую, региональную и др.

Таким образом, выявлены следующие тенденции развития понятия "Поликультурное образование" в постсоветской России: от этнокультурного к полиэтнокультурному; от толерантностного к полисоциокультурному; от личностно-ориентированного к поли- личностно-культурному.

Принятая в 2010 г. Комплексная программа развития поликультурного образования, предполагающая экспериментальное внедрение в 2010-2020 гг. разных моделей пол и культурного образования в трех субъектах РФ: Республике Татарстан, Северной Осетии - Алании, Чеченской Республике сделала поликультурное образование синонимом полилингвального и, учитывая Концепцию развития поликультурного образования в России, на новом уровне постулирует "Полиэтнокультурное образование".

Таковы основные этапы развития поликультурного образования в России. Приведем примеры наиболее известных типологий поликультурного образования, которые во многом пересекаются, но имеют и ряд собственных отличий.

  • Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе: федеральная целевая программа (2001-2005). {{businesspravo.ru/Docum/DocumShow_Docum ID_22832.html
  • Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999; Сысоев П. В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): дис. докт. мед. наук. М., 2004; Скрипник Н. И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2(2). С. 102-105 и др.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. URL: standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalog Id=985
  • Концепция поликультурного образования в России. М., 2010. URL: old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/
  • Концепция поликультурного образования в России.
  • Комплексная программа развития поликультурного образования (2010- 2014). iro-rt.ru/node/736
  • Поделиться