Прокофьев александр андреевич - биография. Александр прокофьев - биография, фотографии

— современный поэт. Род. на Ладоге в семье крестьянина-рыбака.
Окончил три класса учительской семинарии.
С 1919 по 1930 — в Красной армии. В гражданскую войну дрался на Питерском фронте.
Был в плену у Юденича и бежал. Печатается с 1927 в «Комсомольской правде» и «Юном пролетарии». Был членом ЛАПП (группа «Резец»). II. — талантливый, оригинальный поэт современности.
Он сочетает дарование лирика с умением дать эпическое изображение.
В своем творчестве разрабатывает две основных для советской литературы темы — тему гражданской войны и тему перестройки деревенской жизни, ярко выражая настроения поднявшегося к революционной практике крестьянина-бедняка, постепенно преодолевающего ограниченность своего мироотношения.
Первая книга П. — «Полдень» — книга о ладожской деревне, деревне восстановительного периода; начиная с «Улицы Красных зорь» (1931; второй книги), поэт надолго перешел к теме гражданской войны. Лишь в последнее время он снова обратился к реконструирующейся деревне.
В своей работе над синтаксисом, словарем, интонациями поэт широко опирается на народное творчество.
В лирике Прокофьев использует преимущественно песенно-прибауточную поэзию, в последних же своих стихах он переходит к разработке былинно-эпического творчества.
Осваивая фольклор, П. далек однако от стилизации и имитации.
Поэт выражает чувства и мысли, типичные для революционного крестьянства.
В первой же книге Прокофьева выражены чувства интернационализма, преданности пролетарской революции, ненависти к ее врагам, пафос борьбы.
Но бок о бок с этими мотивами дана поэтизация стихийничества.
Переходя к теме гражданской войны, П. расширяет запас своих изобразительных средств, удачно осваивает «балладный лад»; поэтизация стихийной, неорганизованной ненависти к врагу, прославление молодецкой удали и т. п. проходят через этот цикл стихов Прокофьева.
В цикле стихотворений «Уральские партизаны» лирическая и патетическая приподнятость, свойственные поэту, ослаблены.
Усиливаются повествовательные интонации, шире используются фольклорные прибаутки, присказки, частушки, даже заговор.
В антипоповских стихах удачно используются иронические интонаций.
После некоторых неудач (например «Перечень профессий», «Ответ») П. дает цикл лирических стихов, отличающихся более широким кругозором и ослаблением ладожской «этнографичности». Наряду с превосходной политической лирикой здесь значительную группу составляют стихи на литературные темы, выражающие некоторую смятенность поэта. Для П. последнего времени характерно стремление к новым мотивам, к тематическому обогащению своей поэзии.
С этим связано и расширение изобразительных средств, реконструкция стиха. Органическая революционность поэта, талантливость его и значительное мастерство дают все основания говорить о больших творческих возможностях П. Библиография: I. Полдень, ГИХЛ, М. — Л., 1931; Улица Красных зорь, ГИХЛ, М. — Л., 1931 (два изд.); Победа, Третья книга стихов, ГИХЛ, Л. — М., 1932; Сотворение мира, Избранные стихи, ГИХЛ, М. — Л., 1932 (Массовая биб-ка); Стихотворения, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1933; Дорога через мост, изд. то же, Л., 1933; Временник, Стихи 1932-33 гг., Ленгихл, Л., 1934; Сборник стихов. [Вводная статья И. Гринберг], издание Лоиз, Л., 1934; Избранное, Гослитиздат, Ленинград, 1935. II. Отзывы: об «Улице Красных зорь»: «Книга — строителям социализма», 1931, №11; Мессер Р., «Звезда», 1931, № 2. О сб. «Полдень»: «Книга — строителям социализма», 1931, № 15. О сб. «Сотворение мира»: «Книга — строителям социализма», 1931, № 32-33. О сборнике «Победа»: Скоблин Ю., «Книга — строителям социализма» (Художественная литература), 1932, № 8; Саянов В., Письма о современной поэзии. (Письмо первое), «Ленинград», 1931, № 2; Гринберг И., А. Прокофьев, «Литературный современник», 1933, № 10; Тарасенков А., О поэзии А. Прокофьева, «Знамя», 1933, № 11; Тихонов П., Поэзия большого плана, «Литературная газета», 1934, № 68, 30 мая. И. Гринберг. {Лит. энц.} Прокофьев, Александр Андреевич Род. 1900, ум. 1971. Поэт. Произведения: «Полдень» (сборник поэзии, 1931), «Заречье» (сборник, 1955), «Приглашение к путешествию» (сборник стихотв., 1960), «Россия» (поэма, 1944) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1961). Герой Социалистического Труда (1970).

Сергей Сергеевич Прокофьев - один из самых значительных композиторов XX века, причем не только для отечественных любителей классической музыки. Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхоличная симфония №7 входят во все списки мировых шедевров.

Детство и юность

Родился Сергей в Донецкой области, в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное. Отец Прокофьева был ученым, занимался агрономией, так что семья принадлежала к интеллигенции. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, она и ребенка стала приучать к музыке и инструменту.

Впервые за фортепиано Сережа сел в возрасте 5 лет, а уже через несколько месяцев написал первые пьески. Мать записывала все его сочинения в специальную тетрадку, благодаря чему эти детские работы сохранились для потомства. К 10 годам Прокофьев уже имел в своем арсенале массу произведений, в том числе две оперы.

Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и для мальчика нанимают одного из прославленных российских преподавателей Рейнгольда Глиэра. В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в столичную консерваторию. Причем закончил ее одаренный юноша сразу по трем направлениям: как композитор, пианист и органист.


Когда в стране произошла революция, Прокофьев решает, что оставаться в России бессмысленно. Он уезжает в Японию, а оттуда добивается разрешения переехать в США. Еще в Санкт-Петербурге Сергей Сергеевич начинал выступать как пианист и на концертах исполнял только собственные произведения.

Этим же он занялся и в Америке, позднее гастролировал по Европе, имел большой успех. Но в 1936 году мужчина возвращается в Советский Союз и постоянно проживает в Москве, если не считать двух краткосрочных гастролей в конце 30-х годов.

Композитор

Если не считать ранние, то есть детские работы, то с самого начала сочинительства Сергей Прокофьев проявил себя как новатор музыкального языка. Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась Скифская сюита, многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.


Прокофьев достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях.

Но постепенно стиль Сергея Сергеевича становился спокойнее, умереннее. К откровенному модерну он добавил романтизм и в результате сочинил самые знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».

А симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант и американский кинорежиссёр .

Личная жизнь

Когда композитор находился на гастролях в Европе, он познакомился в Испании с Каролиной Кодиной, дочерью русских эмигрантов. Они поженились, и вскоре в семье появилось двое сыновей – Святослав и Олег. Когда в 1936 году Прокофьев вернулся в Москву, супруга с детьми поехали вместе с ним.


С началом Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно от них. Больше с супругой он не съезжался. Дело в том, что композитор познакомился с Марией-Цецилией Мендельсон, которую все называли Мира. Девушка училась в Литературном институте и была на 24 года моложе возлюбленного.

Прокофьев подавал на развод, но Лина Кодина отказала, понимая, что для нее, как рожденной за границей, только брак с известным человеком является спасительной соломинкой в период массовых арестов и репрессий.


Впрочем в 1947 году советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор смог жениться вновь без каких-либо препятствий. А Лину, действительно, арестовали и сослали в мордовские лагеря. После массовой реабилитации 1956 года женщина уехала в Лондон, где пережила бывшего мужа на 30 лет.

Сергей Прокофьев был большим поклонником шахмат, причем он играл далеко не на любительском уровне. Композитор был серьезным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.

Смерть

Здоровье композитора к концу 40-х годов сильно ослабело. Он почти не выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но все равно продолжал работу – писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и скончался 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза.


Так как композитор умер в один день с , то все внимание страны было приковано к смерти «вождя», а кончина композитора оказалась фактически незамеченной и неосвещенной прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, но в результате Сергей Сергеевич Прокофьев был упокоен на Новодевичьем кладбище.

Произведения

  • Опера «Война и мир»
  • Опера «Любовь к трём апельсинам»
  • Балет «Ромео и Джульетта»
  • Балет «Золушка»
  • Классическая (Первая) симфония
  • Седьмая симфония
  • Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
  • Пьесы «Мимолётности»
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

Русский советский поэт А.А. Прокофьев родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в дер. Кобона Петербургской губернии (ныне - Волховского района Ленинградской области). Деревня находилась на берегу Ладожского озера, родителями Саши были бедняки: мать - крестьянка, отец - рыбак и землепашец. Это оказало сильное влияние на детские годы будущего поэта. Никакого систематического образования он не получил. Сначала Александр посещал сельскую школу, а с 1913 по 1917 год окончил три класса Петербургской учительской семинарии. После Октябрьской революции А.Прокофьев покидает Петроград и возвращается в родную деревню.

Но и в маленькой Кобоне Прокофьев не может оставаться в стороне от революционных событий и Гражданской войны. В 1919 году он вступает в Красную Армию, а вместе с ней и в партию большевиков. В те годы молодой Александр Прокофьев хотел связать свою жизнь с Красной Армией. Он участвовал в боях с Юденичем под Петроградом, был в плену, бежал. В годы гражданской войны начал работать в красноармейской печати. В середине 1920-х годов А.А. Прокофьев начал свою литературную деятельность, хотя его первые стихи были опубликованы в армейских многотиражках еще в 1919 году. В 1922 году Прокофьев переходит на службу в органы ВЧК - ОГПУ, и остается там до 1930 года, когда окончательно уходит из армии и связывает свою жизнь с поэзией.

В 1927 году стихи молодого поэта были опубликованы в "Комсомольской правде" и "Юном пролетарии". В 1931 году А.А. Прокофьев выпустил первую книгу стихов - "Полдень", о ладожской деревне, деревне восстановительного периода после Октябрьской революции. За нею последовали сборники "Улица Красных Зорь" (1931) и "Победа" (1932), в которых поэт надолго перешел к теме гражданской войны. Краски, образы, ритмы - весь строй поэзии А. Прокофьева сложился под впечатлением его деревенской юности. "Ладога! - говорил поэт в автобиографии. - Я навеки полюбил свое родное море с его низкими туманами, с его ветрами - шелонником, меженцем, зимняком, с его безбрежным, то суровым, то ласковым, простором. Я навеки полюбил леса и перелески Приладожья, простой быт моих родичей и односельчан, небогатую северную русскую природу, рыбацкие деревни и села, где "с печки рукой достанешь до воды". Поэзия А. Прокофьева - это бьющая через край любовь к жизни, к земной радости, завоеванной в мужественной борьбе.

Его ранние сборники стихов посвящены Гражданской войне 1918-1920 годов, участником которой был Прокофьев, ломке традиционного деревенского уклада. Герои его стихов - крестьяне-рыбаки, недавние красноармейцы, рядовые парни - "сосновые кряжи"; пейзаж связан с родными местами поэта - Приладожьем. Многие его стихи о войне, воинской дружбе, о Родине, сами собой становились песнями, причем, довольно популярными. Таким стихотворением является, например, "Товарищ", посвященное А.Крайскому:

Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам,
Мы хлеба горбушку - и ту пополам!
Коль ветер лавиной и песня лавиной, -
Тебе половина и мне половина!

А.А. Прокофьев сочетает дарование лирика с умением дать эпическое изображение. В своем творчестве разрабатывает две основных для советской литературы темы - тему гражданской войны и тему перестройки деревенской жизни, ярко выражая настроения поднявшегося к революционной практике крестьянина-бедняка, постепенно преодолевающего ограниченность своего мироотношения. В своей работе над синтаксисом, словарем, интонациями стихотворений поэт широко опирается на народное творчество. В лирике Прокофьев использует преимущественно песенно-прибауточную поэзию, в последних же своих стихах он переходит к разработке былинно-эпического творчества. Осваивая фольклор, Прокофьев далек однако от стилизации и имитации. Поэт выражает чувства и мысли, типичные для революционного крестьянства. Уже в первой же книге Прокофьева выражены чувства интернационализма, преданности пролетарской революции, ненависти к ее врагам, пафос борьбы. Но бок о бок с этими мотивами дана поэтизация стихийничества. Переходя к теме гражданской войны, Прокофьев расширяет запас своих изобразительных средств, удачно осваивает "балладный лад"; поэтизация стихийной, неорганизованной ненависти к врагу, прославление молодецкой удали и т.п. проходят через ранние стихи Прокофьева.

В цикле стихотворений "Уральские партизаны" лирическая и патетическая приподнятость, свойственные поэту, ослаблены. Усиливаются повествовательные интонации, шире используются фольклорные прибаутки, присказки, частушки, даже заговор. В "антипоповских" стихах удачно используются иронические интонации. После некоторых неудач (например "Перечень профессий", "Ответ") Прокофьев дает цикл лирических стихов, отличающихся более широким кругозором и ослаблением ладожской "этнографичности". Наряду с превосходной политической лирикой здесь значительную группу составляют стихи на литературные темы, выражающие некоторую смятенность поэта.

Он активно сотрудничал в ленинградской периодике, был членом литературной группы при журнале "Резец", других объединений пролетарских писателей. В 1930-е годы А.А. Прокофьев опубликовал сборники лирических стихов и песен "Дорога через мост" (1933), "Временник" (1934), "Прямые стихи" (1936), "В защиту влюбленных" (1939) и др. К середине 1930-х годов поэт достиг своей творческой зрелости. Его лучшие произведения этих лет с их образно-языковым и ритмическим своеобразием относятся к ярким достижениям русской советской лирики. Чрезвычайно самобытное дарование А.Прокофьева в эти годы достигло высшего расцвета. С детства слушавший гармонику и хороводные песни, поэт не признает речи вполголоса, его яркая, словно радуга, и темпераментная строка часто звучит открытым вызовом: "Ну так бейся, кровь орла и волка, пролетай, что молния, в века!" В конце 1930-х годов Прокофьев пишет несколько стихотворений на темы древней Руси - "Плач Ярославны" (1937), "Пятая песнь" (1938), "Ярославна" (1939) и др.

Копья свищут на Дунае,
А Ярославна на ветру.
Что кукушка, что лесная,
В Путивле плачет поутру?

Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов А.А. Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта, автор боевых агитационных стихов, частушек, песен, лозунгов, стихотворных фельетонов. Он работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов.

Значительным творческим достижением А.А. Прокофьева явилась лирико-эпическая поэма "Россия" (1944) - о красоте русской природы и патриотизме советского народа, о стране, грудью вставшей против жестокого врага. Эта поэма, за которую в 1946 году поэт был удостоен Государственной Сталинской премии СССР, стала заметным явлением советской поэзии военных лет. Рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета, стал крупным успехом поэта. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России:

Сколько звезд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько гроз.
Соловьиное горло - Россия,
Белоногие пущи берез.

В первые послевоенные годы А.А. Прокофьев опубликовал целый цикл стихов о мире, о радости оживающей земли ("Нынче удались цветы повсюду…", "Ты по сердцу мне, русская природа", "Пополам с тобою, дорогая…" и др.). Для Прокофьева этого времени характерно стремление к новым мотивам, к тематическому обогащению своей поэзии. С этим связано и расширение изобразительных средств, реконструкция стиха.

С 1945 по 1948 год А.А. Прокофьев является ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза Писателей РСФСР. В 1950-е годы начинается новый этап в творчестве Прокофьева. Из печати выходит его сборник "Заречье" (1955), а в 1960 году - сборник "Приглашение к путешествию", отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. За "Приглашение к путешествию", отмеченное масштабностью замысла, А.А. Прокофьев в 1961 году был удостоен Ленинской премии. Опубликовал он также несколько сборников стихов для детей, переводил произведения украинских и белорусских поэтов. В 1955-1965 годах Прокофьев вновь избирался ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза Писателей РСФСР. К сожалению, эта работа не принесла Прокофьеву широкой известности среди читателей. Возглавляя в эти годы Ленинградскую писательскую организацию, он проводил в жизнь в политически-конъюнктурные решения, что проявилось, в частности, в деле И.А. Бродского.

Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах "Яблоня над морем" (1958), "Стихи с дороги" (1963), "Под солнцем и под ливнями" (1964) и других. Отличительные черты поэзии Прокофьева 1950-1960-х годов - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность "рядовому" герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От "веселого косноязычья" первых стихов ("Тырли-бутырли, дуй тебя горой") поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма. Тем не менее, поэзия его эмоциональна, энергична, многоцветна:

За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом, за рекою
Стежку замела...

Будто легкие метели
Мчались во весь дух...
Будто лебеди летели,
Обронили пух...

В декабре 1970 года, в связи с 70-летием со дня рождения, А.А. Прокофьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был награжден 4 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Лауреат Сталинской (1946) и Государственной (1961) премий СССР.

Своеобразный и яркий художник, талантливый поэт Александр Прокофьев умер в Ленинграде 18 сентября 1971 года. Он был похоронен на Богословском кладбище. В 1975 году на могиле поэта был установлен памятник. Гранитную стенку с барельефом выполнили скульптор М.К. Аникушин и архитектор Ф.А. Гепнер. В 1977 году именем А.А. Прокофьева была названа улица на северо-западе Ленинграда.

В стихах А. Прокофьева есть романтическая, светлая приподнятость и взволнованность. Они насквозь пронизаны фольклорными интонациями. Звуки народной речи поэт воспринимал как бы на вкус, на ощупь и сберегал их, будто самоцветы. Множество своих стихотворений он посвятил родине. "Всю Россию дали мне в наследство, всю мою судьбу",- говорил А. Прокофьев в одном из них. А. Прокофьев обогатил советскую поэзию новыми мотивами, ритмами, обогатил своим подходом к изображению природы. От его лирики веет непередаваемо свежим духом бодрости, сохраненной им до последних своих дней.

Александр Андреевич Прокофьев

Прокофьев Александр Андреевич (19.11.1900-18.09.1971), поэт. Родился в с. Кобона, ныне Волховского р-на Ленинградской обл. в семье крестьянина-рыбака. Начал литературную деятельность в сер. 20-х. В первых сборниках Прокофьева - «Полдень» (1931), «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932) - автор открыл для читателя мир приозерной ладожской деревни с ее особым укладом быта, приходящим в столкновение с новыми формами жизни. Герои Прокофьева - «тяжелые парни», «сосновые кряжи». В 30-х Прокофьев выпускает сборники лирических стихов и песен: «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюбленных» (1939).

Во время Великой Отечественной войны Прокофьев активно работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Пишет агитстихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия, 1946) - рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России. В первые послевоенные годы Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…» и др.). Новый этап в творчестве Прокофьева начинается с книги «Заречье» (1955); в 1960 вышел сборник «Приглашение к путешествию», отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964) и др. Отличительные черты поэзии Прокофьева - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От «веселого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Прокофьев Александр Андреевич - поэт.

Родился в семье ладожского крестьянина-рыбака. Отец, вернувшись с действительной военной службы в унтер-офицерском звании, работал на лесопильном заводе и рыбачил. «Я был старшим, - писал Прокофьев в автобиографии (1948), - и поэтому, как водится в крестьянстве, рано встал на трудовую дорогу. В 9 лет я уже крестьянствовал». В автобиографическом очерке «О себе» (1964) Прокофьев отмечал:

«Отец мой любил читать, любил песню. "Коробушку", "Хорошо было детинушке", "Варяга", "Ермака" и даже "Не бил барабан перед смутным полком" я услышал от отца». Мать тоже любила петь. В сельскую школу Прокофьев поступил в 1907, там же пристрастился к чтению, к школьным годам относятся и первые стихотворные опыты Прокофьева. В 1913 «по большому конкурсу» Прокофьев поступил в Петроградскую учительскую семинарию, окончить которую ему не удалось (ушел из 4-го класса) по семейным обстоятельствам: отец был призван в армию, и Прокофьев, как старший в семье, стал полноправным хозяином «немудреного, да еще пошатнувшегося, крестьянского хозяйства» («О себе»).

В 1918 Прокофьев и его отец вступают в волостной комитет сочувствующих большевикам. Через год Прокофьев по партийной мобилизации уходит на фронт воевать против армии генерала Юденича, которая стояла под Петроградом, попадает в плен, откуда ему удалось бежать.

В 1920 Прокофьев окончил Учительский институт Красной Армии, стал политработником.

С 1921 по 1922 Прокофьев - военный цензор.

С 1922 по 1930 - сотрудник полномочного представительства ВЧК-ОГПУ в Ленинградском военном округе; янв.-апр. 1930 - секретарь редакции газеты «Крестьянская правда по радио» в Ленинградском радиоцентре; апр.-окт. 1930 - секретарь управления Государственным народным домом; дек. 1939 - март 1940 - корреспондент газеты «Героический поход» 9-й армии. В годы Великой Отечественной войны (июль 1941 - авг. 1945) - военный корреспондент Политуправления Ленинградского, Волховского и Заполярного фронтов.

В 1945-48 и 1955-65 - первый секретарь правления Ленинградской писательской организации.

В юношеских стихах Прокофьев (1916) (не публиковавшихся при жизни поэта) звучит мотив противопоставления города («мрачного и скучного») деревне, которая, по словам автора, готового слиться с крестьянской землей, «просто рай. / Богатство, нищета - / Все мизерно, невзрачно, / И кажется - ложись и умирай...» (СС. Т.1. С.392). Первая публикация Прокофьева состоялась 13 июля 1919 в местной газете «Новоладожская коммуна» - стихи «На могиле героя», в которых уже чувствуется поэтический почерк будущего Прокофьева: взаимодействие разных лексических пластов - высокого и просторечного («ясна, прозрачна небес лазурь» - «А живоглотам придет "каюк"»); яркость красок, запахов, неожиданность метафор («И под напором пурпурных льдин / Враги бежали...»). С этого времени Прокофьев - постоянный автор «Новоладожской коммуны», где впоследствии будут печататься Д.Бедный, И.Садофьев, В.Князев, Я.Бердников, Н.Клюев и др. Социальная определенность, бескомпромиссность Прокофьева видны как из названий стихов («Читайте газету», «Пролетарская поэзия», «Новому исполкому», все - 1919), так и из псевдонимов Прокофьева (Ладожский, Красный рыбак, Александр Рабочий, Дед Ермил, Мобилизованный новоладожец А.Прокофьев).

С 1922 Прокофьев живет в Петрограде.

В 1923. Прокофьев «нашел Пролеткульт», где в литературной студии, руководимой А.П.Крайским, стал овладевать поэтической техникой.

С 1923 по 1927 Прокофьев почти не публикует своих стихов, сам он так говорил об этом периоде: «У меня отсутствовала вовсе поэтическая культура. Я считал, что стихи можно писать залпом, авось что-нибудь и выйдет. У меня не было чутья ни к слову, ни к ритму, ни к теме, ни к образу. Слова умирали в моих стихах, как говорится, на ходу» («О себе»). Между тем это было время активного творческого становления Прокофьева. В стихах тех лет явно ощутимо влияние таких несхожих поэтов, как А.Блок и С.Есенин, Д.Бедный и В.Маяковский. По-своему обобщая их опыт, Прокофьев в своих стих, приходит к своеобразному синтезу тем и мотивов, которые связаны в читательском сознании с этими именами. Ранний Прокофьев ищет поэтические средства прежде всего для воплощения образа своего героя - вчерашнего красноармейца, матроса, крестьянского парня, покидающего родные места. При этом поэт рисует трудность перехода от деревенской жизни к городской; пейзаж помогает в стихах Прокофьева передать переживания героя: «Я пришел от вытянутых Ладог / И, преодолев тоску и боль, / Принял я цветы электрорадуг / В глаз, окрашенный под гоноболь» («Уход», 1925). В эти же годы Прокофьев находит свой лад и интонацию, свой характерный синтаксис: едва ли не в каждом стих, встречаются эмфатические конструкции: «(Раньше - гирька или нож, /Ив любую драку гож!) / И не жалко мне развязывать / Старых дум тяжелый тюк... / Девочки голубоглазые, / Тютю!» («Уход»).

Особой вехой в творческой биографии поэта стал 1927, когда в «Комсомольской правде» были опубликованы «Песни о Ладоге» (4 из 6 написанных). «Песни о Ладоге», как отмечал впоследствии Прокофьев, стали для него началом «радостной творческой работы». Поэт наконец нашел то, что искал, - тему родной ладожской деревни. В отличие от новокрестьянских поэтов в стихах Прокофьева (как позже у А.Твардовского) не было идиллической грусти по уходящей деревне, наоборот, он восхищается ее силой, удалью (в чем-то анархической) своих героев: «Мы, рядовые парни (Сосновые кряжи), / Ломали в Красной Армии / Отчаянную жизнь» («Третья песня о Ладоге»). Более того, в первых редакциях были строки, говорящие о притязании лирического героя Прокофьева на мировое господство: «Чтобы греметь над Римом, / Над Лондоном греметь. / И каждый парень - Разин: (Иначе не суметь), / Чтоб прогремев над Азией, / В Америке греметь» (Другие редакции и варианты // Стихотворения и поэмы. С.829). «Песни о Ладоге» стали своеобразным прологом не только к вышедшим в 1931 нескольким сборникам Прокофьева («Полдень», «Улица Красных Зорь» 2 изд.), «Сотворение мира. Избранные стихи» и «Победа»), но и широким вхождением Прокофьева в литературу (стихи его появляются в журнале «Залп», «Ленинград», «Звезда», «Резец», в альманахе «Земля и фабрика» и других периодических изданиях). Принятие революции, уверенность в правоте дела, отстаиваемого с оружием на фронтах Гражданской войны и послереволюционной действительности у Прокофьев были безоговорочными, яростными и на редкость беспощадными («Октябрь», 1930; «Два разговора с С.П.Быковым», 1930 и др.). В стихах Прокофьева начала 1930-х отсутствует рефлексия, полутона: «...ненависть ставь сначала, а после веди любовь» («Разговор по душам», 1930).

С начала 1930-х поэзия Прокофьева развивается в основном в двух жанровых направлениях - лирике и балладе (границы которых в поэзии тех лет, впрочем, весьма условны). Лирика Прокофьева, как правило, развивала темы родного Приладожья, поэт смело осваивает фольклорные традиции. Особое место Прокофьев уделяет зачину стихотворения: пейзажно-психологическая зарисовка чаще всего разрывается прямой речью. Лексика Прокофьева наполнена самыми разнообразными слоями живого языка («Шли над морем буревестники», 1930; «Ой, какая звонкая погода...», 1930; «Одиночество», 1932; «Здесь тишина. Возьми ее и трогай...», 1933 и др.). Прокофьев в лирике стремится к моментальности, своего рода ки-нематографичности. Сюжет, даже в балладе, играет второстепенную роль: все внимание автора направлено на смену психологических рядов - «кадров» («Смерть пулеметчика Евлампия Бачурина», 1931; «Бой под Белорецком», 1931; «Измена Енборисова и Каюкова», 1931), где основное эмоциональное воздействие заложено в проклятии изменникам: «Будьте прокляты псы - Енборисов и Каюков! / В это самое время / Мы зубами скрипели от злости, / Расстреляли заложников. / Разработали план отступления вновь / (Жаба вас родила / На каком-нибудь старом погосте. / Медно-глазая жаба, у которой зеленая кровь!..)». В «Повести о двух братьях» (1932), которая не понравилась М.Горькому за «гиперболизм» (см. об этом: СС. Т.4. С.362, 443), Прокофьев удалось показать не только ненависть и противостояние сторон в Гражданской войне, но и трагедию семьи; финальная сцена посвящена матери, потерявшей на войне обоих сыновей, идущей в слезах по полынному полю.

Рядом с Н.Тихоновым, Н.Асеевым, Б.Корниловым и даже П.Васильевым Прокофьев действительно наиболее гиперболичен, совершенно непредсказуем в ассоциациях, наиболее субъективен в романтическом изображении революции. Традиции Маяковского, особенно сильно которым он следовал в 1930-е, наполнили многие лирико-патетические монологи Прокофьева (Маяковскому Прокофьев посвятил стихи «Смерть поэта», 1931; «Слово Владимиру Маяковскому», 1931). Прокофьев коснулся в своей поэзии темы коллективизации внешне, этнографически (стихотворный очерк «Вступление в колхоз», 1933; из книги «Временник», 1934, и др.). Сборник стихов «Дорога через мост» (1933), «Прямые стихи» (1936) и другие, включая обобщающую книгу «Стихотворения» (1938), показывают эпическую сторону художественного дарования Прокофьева (как это часто наблюдается с поэтами, вышедшими «от земли», начиная с Н.Клюева и Есенина до П.Васильева и Твардовского). Однако эпос Прокофьев в отличие от старших современников и ровесников более интуитивен. Самодостаточный в лирико-революционных стихах и романтических балладах («Перечень профессий», 1931-32; «Революция», 1931; «Три песни о Громовое», «Матрос в Октябре», 1933; «Баллада о трех бравых парнях», 1933) эпический характер стихов, тяготевший к поэмному воплощению, находил свое место в сборниках, центростремительно стягивающих отдельные произведения в некое целое. Прокофьев приветствует вхождение новых, советских, реалий в устоявшуюся систему деревенского мира, но при этом вековое поглощает новое: «черноглазый, краснозвездный, молодой командир», пригрезившийся девушке, приобретает в лирике Прокофьев своего рода «палеховские», олеографические черты, что вполне соответствовало народным представлениям. Вместе с тем Прокофьев иронически подмечает вхождение этого «нового»: «Как во нашей во деревне, / Возмужалый от побед, / В голубом поповском доме / Заседает сельсовет» («Как во нашей во деревне», 1933).

В 1930-е Прокофьев приходит к песенному творчеству. И хотя элементы лирической песни, частушки сопутствовали всей его поэзии, с середины 1930-х поэт усиленно обращается к этому жанру в «чистом виде» («Плясовая», 1934; «Песенка Тони», 1934; «Походная песня геологов», 1934; «Коль жить да любить - все печали растают», 1937, и др.). В 1937 выходит сборник Прокофьева «Песни». К творчеству Прокофьева обращались композиторы В.Соловьев-Седой, Д.Прицкер, Ю.Левитан, Э.Денисов, Г.Свиридов, С.Прокофьев. Одно из «программных» стихотворений Прокофьева 1930-х «Товарищ» (1930), положенное на музыку О.Ивановым, стало популярной песней.

Выход сборника «В защиту влюбленных» (1939) ознаменовал своего рода итог достигнутого Прокофьевым в предвоенное десятилетие. К этому времени стихи Прокофьева стали строже, классичнее. Яркость красок, ритмическое разнообразие становятся сдержаннее, усиливается психологизм в лирическом восприятии мира. Показателен весьма строгий отбор автором произведений в этой книге. Одним из вершинных стих, книги (и в творчестве поэта в целом) стал цикл «Сольвейг» (1939), по-своему развивающий блоковские традиции («Кармен»).

1939-45 ознаменовали новый этап в творчестве поэта. В период советско-финляндской войны Прокофьев создает несколько десятков песен, частушек, лирических стихотворений, стихотворных фельетонов, подписей к сатирическим рисункам. В отличие от стихов о Гражданской войне с их метафорической неожиданностью, интонационным разнообразием стихи периода финской кампании не стали большой удачей поэта: в них превалировала агитационная направленность («Споемте, ребята», 1939; «Береги комиссара в бою», 1939; «Мы закончили со славой героический поход», 1940). В содружестве с А.Сурковым и А.Безыменским Прокофьев пишет ряд стихотворных фельетонов, подписанных именем Васи Гранаткина - «родственника» Васи Теркина (см.: Твардовский А.Т. Как был написан «Василий Теркин» (Ответ читателям) // Твардовский А.Т. СС: в 6 т. М., 1980. Т.5. С.103-107).

В годы Великой Отечественной войны вышли сборник Прокофьева «За Родину» (1941), «Огонь» (1942), «Таран» (1942), «Атака» (1943), «Гармонь» (1943), «Фронтовые стихи» (1943) и др., проникнутые верой в победу и ненавистью к врагу; в них Прокофьев обращается к национальной преемственности, неразрывности отечественной истории: «гром Бородино», «свет немеркнущей Полтавы», «Измаила гром» - «Песня» (1942). Стихотворение «Встань, ненависть, тебя поем» (1942) по силе чувства созвучно строкам К.Симонова «Если дорог тебе твой дом». Военная публицистика Прокофьева в прозе была издана в двух книжках карманного формата - «Разгромить врага под Ленинградом» (1941) и «Дмитрий Донской» (1942). Так же как и в период финской войны, Прокофьев работает в жанре стихотворного фельетона (цикл «Говорит Вася Теркин», в котором принимал участие Прокофьев, в газете «На страже Родины»).

Поэма «Россия» (1943-44) (Сталинская премия - 1946) стала одним из самых ярких произведений советской литературы военных лет. Так же как и А.Твардовский, автор «Книги про бойца», П. публикует ее главы в периодике (газеты «Отважный воин», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «На страже Родины», журнала «Звезда», «Ленинград» и др.). Герои поэмы - братья Шумовы, минометный расчет, прославившийся на Ленинградском фронте. С Шумовыми поэт познакомился в мае 1943. Поэтическая структура «России» скорее относится к плотно сведенному автором лирическому циклу, объединившему 30 стихотворений, каждое из которых вполне могло бы жить самостоятельной жизнью (что впоследствии и было сделано Прокофьевым в сборнике «Стихотворения», 1954; «Заречье», 1955; «Лирика», 1956; «Хороши малыши», 1963, и др.).

Написанные разными стихотворными размерами, стихи эти тем не менее воспринимаются как единое поэмное целое в силу символического обобщения образов героев и образа самой Родины. Лирическое звучание мирных мотивов векового величия России стало основой замысла этого произведения: «Да на ветке соловей, / Да без счету версточки, / Да отважных сыновей / На погонах звездочки!» В лирических же поэмах, построенных по опыту «России» («Сад», 1948; «Юность», 1954), Прокофьев не удалось достичь того художественного обобщения, которым была отмечена поэма «Россия».

С новой силой лиризм Прокофьева раскрылся в сравнительно небольших по объему стих. 1945, в которых (как это было в поэме «Россия») соединились песенность и философичность («Там, где мною куст любой опознан», «На гвардейский корпус пал наш выбор...», «В заречной долине, на старом дорог перекрестке...», «У края дороги, от милых подружек в сторонке...» и др.). Впервые к Прокофьеву приходит элегическое ощущение краткости бытия - изменения в природе чутко схватываются поэтом, становятся сокровенной страницей лирического дневника. В лучших стихах этого времени свойственный Прокофьеву оптимизм ненадолго уступает место мотивам неясной грусти и тревоги: «Вдали гроза, а здесь еще в покое...», «Пал первый снег. Его не ждали долы...».

Послевоенная действительность, впрочем, без намека на трагические противоречия нашла свое отражение в сборнике Прокофьева «Заречье» (1955, 1957), «Лирика» (1956), «Признания» (1957). Итальянские впечатления (после поездки группы советских писателей в эту страну) легли в основу цикла «Яблоня над морем» (1958). Во второй половине 1950-х выходят книжки Прокофьева для детей: «Днем весенним» (1956), «Шел кот-скороход» (1956), «Синички-невелички» (1958), «Галя-Галинка» (1966). Детские стихи Прокофьева отличают простота композиции, мягкие интонации, юмор и виртуозное использование фольклорных мотивов: «Кот Макар» (1938), «Сказка о том, как котенок стал котом» (1938), «Сказочка для маленьких про комара-комарика» (1939), «Загадки-шутки» (1962), «Еще про жука» (1965).

Новым взлетом таланта Прокофьева стала книга «Приглашение к путешествию» (1960) (Ленинская премия - 1961). Создавая обобщенный образ России, Прокофьев приглашает своего читателя к путешествию во времени и по неповторимым просторам Родины: «Вы видали Севера красу? / Костянику ели вы в лесу? / Гоноболь, чернику, землянику, / Ежевику? / Мяли повилику? / Зверобой, трилистник, медуницу?» Прокофьев обращается к воспоминаниям детства и юности: «Все хорошо, / Оградно смолоду, / Когда плечам не страшен груз. / Вошла, и губы пахнут холодом, / Дождинкой, сладкою на вкус!» К ритму «Песен о Ладоге» возвращает Прокофьев читателя в стихотворении «Это я прошу иметь в виду». Прокофьев до конца дней остался верен им же высказанной формуле: «Я только то и делаю, что славлю самозабвенно Родину мою».

В стихах последнего десятилетия, вошедших в сборниках «Радуга» (1966), «Пристрастия» (1967), «Гроздья» (1967), «Величальная песня России» (1971) и «Звенья» (1972), вышедших после смерти поэта, вновь появляются образы юности: «От отца научился, / Работал он лучше и чище: / Оброни на прокосе иголку - / Отыщешь» («Я умею пахать, и косить, и рыбачить», 1965). В цикле стих. «Годы» (1966) П. снова возвращается к своему ритму конца 1920-х - начала 1930-х: «Я иду, / У всего-то мира на виду / Прохожу - / Солдат и Комиссар - / И кидаю вызов небесам». Не забывал Прокофьев и тех, кто был когда-то рядом с ним. Так, в стихотворении «Песня» (1969) Прокофьев обращается к П.Васильеву, погибшему в 1937: «Ты потом пошел на Беломорье, / Вешним днем пошел, / После Егорья. / Беломорье - ветер гулевой! / Не один там распростился с головой». Незадолго перед смертью Прокофьев пишет стихотворение, ставшее одним из самых совершенных по своей трагической сущности в его творчестве: «А ведь было - / Завивались в кольца волосы мои» (1970).

Большое значение Прокофьев как общественный деятель и поэт придавал взаимообщениям русской литературы с литературами других народов. Прокофьев переводил произведения поэтов Украины и Белоруссии - Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Андрея Малышко, Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Танка, Петруся Бровки.

В.А.Прокофьев

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 136-140.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч. Т. 1-4. М.; Л., 1965-1966;

Собр. соч. в 4 т. Л., 1978-1980;

Стихотворения и поэмы / вступ. статья Б.И.Соловьева; сост., подгот. текста и примеч. В.В.Базанова и В.В.Бузник. Л., 1976. (Б-ка поэта. Б. серия).

Стихотворения. 1927-1937. Л., 1938;

Стихотворения. 1927-1947. М.; Л., 1947;

Соч. Т. 1-2. М., 1957;

Собр. стихотворений. Т. 1-2. С., 1961;

Гроздья: Стихи. Л., 1967;

Пристрастия: Книга стихов. [Л.], 1967;

Прощание с Приморьем. Л., 1969;

Бессмертие. Л., 1970;

Литература:

Бахтин В.С. Александр Прокофьев. М.; Л., 1963;

Шошин В.А. Поэт Александр Прокофьев. Л., 1965;

Молдавский Д.М. Александр Прокофьев. Л., 1985;

Александр Прокофьев: Вспоминают друзья: сб. Л., 1977;

Нестеров А. Саженцы для венка сонетов. П., 1987.



Прокофьев Александр Андреевич – русский поэт, город Ленинград.

Родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона ныне Волховского района Ленинградской области в семье рыбака и землепашца. Русский. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1919 года. Окончил сельскую школу, в 1913-1917 годах учился в Петербургской учительской семинарии.

В 1919 году вступил в ряды Красной Армии. Участник Гражданской войны, боёв с Н.Н.Юденичем под Петроградом, был в плену, бежал. В 1922-1930 годах работал в органах ВЧК-ОГПУ. Во время советско-финляндской (1939-1940) и Великой Отечественной (1941-1945) войн был военным журналистом, членом писательской группы при политическом управлении Ленинградского фронта.

Печататься начал в 1919 году. В первых сборниках А.А.Прокофьева – «Полдень» (1931), «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932) – автор открыл для читателя мир приозёрной ладожской деревни с её особым укладом быта, приходящим в столкновение с новыми формами жизни. Герои А.А.Прокофьева – «тяжёлые парни», «сосновые кряжи». В 1930-х годах А.А.Прокофьев выпустил сборники лирических стихов и песен: «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюблённых» (1939).

Во время Великой Отечественной войны активно работал в армейской печати, выступал перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Писал агитационные стихи, стихотворные фельетоны, песни и частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия 2-й степени, 1946) – рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург) и составивших расчёт тяжёлого миномёта. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России.

В первые послевоенные годы А.А.Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…»). Новый этап в творчестве А.А.Прокофьева начался с книги «Заречье» (1955); в 1960 году вышел сборник «Приглашение к путешествию» (Ленинская премия, 1961), отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964).

В 1945-1948 и 1955-1965 годах ответственный секретарь Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР.

Отличительные черты поэзии А.А.Прокофьева – близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия А.А.Прокофьева с годами становилась более сдержанной. От «весёлого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришёл к более строгой и лаконичной манере письма.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1970 года за выдащиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения писателю Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в Ленинграде. Скончался 18 сентября 1971 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», двумя другими орденами, медалями, знаком «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)» (№ 179).

Лауреат Ленинской премии (1961), Сталинской премии 2-й степени (1946).

Его именем названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.

Поделиться