Проверка эффективности беседы о музыке на внеклассных занятиях как средства формирования гармонично развитой личности. Беседа о музыкальных инструментах В мире музыкальных инструментов беседа для дошкольников

Уважаемые родители, педагоги, сегодня в российском дошкольном образовании установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, где на первое место выдвигается всесторонне развитая творческая личность ребёнка. Заложить фундамент такой личности важно именно в дошкольный период, так как именно это время считается наиболее благоприятным для роста и развития будущего человека. Ребёнок является не объектом, как это было в советское время, а субъектом образования. В связи с этим мы должны ориентироваться на его потребности и интересы.

Во ФГОС ДО выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая занимает значительное место в системе воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста. В художественно-эстетическое развитие входит понимание словесного, музыкального, изобразительного искусства. Для полноценного музыкального развития дошкольников в настоящее время музыкальный руководитель строит свои занятия во взаимодействии искусств.

Данное пособие разработано на собственном педагогическом опыте, которое позволяет педагогу, родителю творчески подходить к занятию музыкой, а ребёнку даёт возможность войти в мир искусства средством музыки, понять художественный образ, ненавязчиво получать основные знания о музыкальных инструментах в ходе беседы, а также получить удовольствие о соприкосновения с искусством, азы творческого начала.

Желаю Вам успехов в формировании основ музыкальной культуры и художественного творчества вашим воспитанникам!

О. А. Каменская.

Балалайка – душа народа

Брень-брень, брень-брень-брень.

Три струны звенят весь день.

Золотые струны эти нам сыграют всё на свете.

Балалайка – русский народный струнный музыкальный инструмент. Её очень любили в народе. Лихой, весёлый голос украшал праздники и гулянья.

Первым, кто понял, что на балалайке можно исполнять не только плясовую музыку, был Василий Васильевич Андреев, замечательный музыкант, виртуоз-балалаечник. Он очень любил этот музыкальный инструмент, поэтому основал великорусский оркестр в Санкт-Петербурге, собрав воедино балалайки разной величины, добавил баян, гусли и другие русские народные музыкальные инструменты, стал выступать с этим оркестром даже в концертных залах.

Благодаря В. В. Андрееву балалайку знают не только в России, ее голос по всему свету звенит, поёт, веселит людские сердца. Балалайка пользуется большой популярностью в Европе, Австралии, Казахстане, Украине, Белоруссии, США.

23 июня народные песенники и музыканты отмечают праздник – День балалайки. Ежегодно в Крыму 23 июня с 2010 года собираются музыканты-народники и проводят фестиваль в честь этого праздника, на котором выступают лучшие балалаечники всего мира. Грандиозное торжество собирает тысяча зрителей, сердца которых покорила балалайка.

Во время рассказа показывайте детям картинки с изображением балалайки (приложение 1) и познакомьте детей с портретом балалаечника В. В. Андреева (приложение 2). После рассказа о балалайке предложите детям прослушать игру на балалайке в исполнении В. В. Андреева. Поговорите о музыке. Какая музыка по характеру? Как звучит балалайка? (приложение 28). Имитируйте игру на балалайке вместе с детьми. Попросите под звуки балалайки нарисовать рисунок, русский народный образ.

Гитара относится к группе струнно-щипковых музыкальных инструментов. К этой группе также относятся, например, арфа и балалайка. Все эти музыкальные инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком. Гитара состоит из корпуса, грифа и шести струн.

Появилась гитара очень давно. На ней играли ещё греки, но называлась она кифара. Есть такая легенда: музыкант по имени Орфей потерял свою жену Эвридику. Она умерла от укуса змеи. Тогда он забросил музыку из‐за тоски к любимой жене. Боги сжалились над ним и разрешили музыканту войти в царство мёртвых и вывести оттуда любимую жену.

Считается, что современная гитара пришла к нам из Испании, но тогда она выглядела иначе. У неё было другое количество струн, и форма инструмента была немного другая.

На гитаре можно не только играть, под неё можно исполнять песни. Когда люди ходят в поход, они очень любят брать с собой гитару, и исполнять под неё различные песни.

Но гитара не всегда была такой, как мы привыкли её видеть. Раньше в нашей стране, была популярна семиструнная гитара, которая называлась русская и цыганская. На ней очень любили исполнять романсы и цыганские песни. Сегодня на гитаре можно исполнять очень разную музыку, и старинную, и русскую народную, и современную.

Русский гитарист-исполнитель и педагог, лауреат международных конкурсов Леонид Владимирович Карпов является известным виртуозом-гитаристом в России.

Во время рассказа показывайте детям картинки с изображением гитары (приложение 3) и познакомьте детей с портретом гитариста Л. В. Карпова (приложение 4). После рассказа о гитаре предложите детям прослушать игру на гитаре в исполнении Л. В. Карпова. Поговорите о том, какая была музыка? Как звучала гитара? (приложение 28) Имитируйте вместе с детьми игру на гитаре. Попросите детей под звуки гитары нарисовать любой художественный образ.

Гусли-гусли-самогуды

Гусли-гусли-самогуды

Распевают песню всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

Согласно былине, в стародавние времена жил в Новгороде купец и музыкант Садко. Играл он на гуслях звончатых, да так, что его игра полюбилась морскому царю. И повелел царь доставить к себе Садко, чтобы он своей музыкой веселил подводных жителей. Пришлось Садко спуститься к царю морскому и там играть на гуслях. Так продолжалось десять лет. За это время полюбила Садко дочь морского царя Волхова, сжалилась над музыкантом и помогла ему вернуться домой.

С тех пор гусли везде зазвучали по русской земле, музыкантов гуслярами звали. Ходили они из селения в селение, под перебор струн пели былины, в том числе о Садко. А русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу, в которой рассказывается о любви дочери морского царя Волховы к Садко.

Гусли представляют собой плоский ящик с натянутыми струнами в форме трапеции. Количество струн – 13. Этот многострунный щипковый музыкальный инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья. Называли его по‐разному. Эстонцы «каннель», финны – «кантеле». «Гудение струнное» у многих народов считалось способным творить чудеса. Гусли могут выразить любое настроение: грустное и весёлое. Играют на них, перебирая струны, как и на арфе. Гусли звучат в оркестре русских народных инструментов. Для них даже пишут специальные партии, чтобы они свой голос показали, украсили выступление.

Прежде чем поговорить о гуслях, предложите детям посмотреть художественный фильм-сказку «Садко» или его отрывок. Во время рассказа показывайте детям иллюстрации гуслей (приложение 5), образ Садко (приложение 6), познакомьте с портретом композитора Н. А. Римским-Корсаковым (приложение 7). После рассказа предложите послушать игру на гуслях самого Садко, либо известного музыканта-гусляра. Поговорите о музыке. Какая она была по характеру. (приложение 28). Предложите детям нарисовать гусли или любой другой художественный образ.

Из разговора с подругой:
— Марина, а как ты, при отсутствии слуха, отличаешь звук баяна от звука аккордеона?
— Просто. Все, что русское народное – баян, все остальное – аккордеон!

Я не изобретаю велосипед, вся информация общедоступна, мы просто пробуем разные подходы.
За себя говорят наши с сыном результаты. Мой сын еще до двух лет мог перечислить больше десятка музыкальных инструментов, просил включить «Вальс цветов» и приглашал меня танцевать. Артемий часто обращает мое внимание, что некоторые предметы похожи на инструменты. Например, в гардине он видит флейту или фагот. Иногда сын с видом маленького знатока может обсудить новую песню и звучащие в ней инструменты  Нас часто с мужем спрашивают в общественных местах не музыканты ли мы))

Собственно теперь, как я обучаю своего сына:
1. Итак, мы начали с презентаций о музыкальных инструментах. В Сети множество роликов и готовых презентаций. Ниже ссылка на наши с сыном самые любимые. Наслаждайтесь! Можно просто смотреть, можно слушать и угадывать звук.


1. Нежно любимая мной Ирина Богушевская и ее альбомы «Детская площадка 1» и «Детская площадка 2».

2. Лекции, вебинары, книги, МК Михаила Казиника.У него рекомендую ВСЕ!

3. Сказки с оркестром. Известные актеры читают тексты сказок в сопровождении Академического симфонического оркестра Московской филармонии.
Ищите на стене

¾ Мы сегодня говорили о том, что музыка – это искусство звуков, неудивительно, что основными жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное количество. Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебник на странице 10. (Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука, а самое главное – окраской звука (тембром).)

¾ За что же мы любим музыку?

¾ Ответы учащихся.

IV. Итог урока.

¾ Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.

Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «Мона Лиза», «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.

Первоистоки всех искусств едины. Едины и их образы, сюжеты, темы. В любом произведении искусства мы чувствуем жизнь, видим её с разных сторон.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такого эмоционального отклика, ничто так полно и ярко не может выразить человеческие переживания, как искусство, которое открывает нам жизнь через слово, изображение, мелодию.

Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение.

Ответы учащихся.

V. Домашнее задание.

¾ Выполните задание на странице 3 и 4 в Дневнике музыкальных наблюдений.

Урок 3

Тема: Искусство открывает мир

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание и пение).

Ø Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение).

Дополнительный материал:

Ø Учебник.

Ø Г. Х. Андерсен. Сказка «Соловей».

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит песня «Маленький принц», музыка М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.



¾ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

II. Сообщение темы урока.

¾ Мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.

III. Работа по теме урока.

¾ Человек соприкасается с искусством каждый день, порой об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования – человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.

Вся жизнь человека, как всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникли религии, наука и искусство. Искусство в окружающей человека действительности – это радость, утешение, поддержка. На заре человечества люди только начали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.

Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец, включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.



Однако и сейчас необходимо иметь воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения искусства, так как их смысл, истина не лежат на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках.

Посмотрите на детские рисунки (рисунки детей 2 – 7 летних детей), что вы можете сказать об этих рисунках? (Каждый ребёнок видит мир по-своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями.)

То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.

Учащиеся приводят примеры.

Работа с учебником

¾ А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняют в этом возрасте!

К сожалению новизна восприятия с годами проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по-другому. Давайте зачитаем фрагмент из замечательной сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где как раз говориться об этом, а затем побеседуем.

Что вы можете сказать о прочитанном?

Ответы учащихся.

¾ Конечно, все взрослые – разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие – сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.

Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного и того же корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».

Пефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»

Вокально-хоровая работа.

¾ Мы с вами начинаем разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц». )

Совершенно верно. А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью. Микаэл Леонидович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

Разучивание 1 куплета.

¾ Мы говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.

Но бывает так, что какое-то событие переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Всё это было в человеке, но только забилось за долгие годы пустой, ничем не одухотворённой жизни. И нужен был какой-то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка, либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам.

Вера Лунина
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «В мире музыкальных инструментов»

Цель :

Формировать основы музыкальной культуры дошкольников . Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности .

Задачи :

Закреплять знания о музыкальных инструментах . Учить играть на различных детских инструментах индивидуально и в оркестре.

Развивать музыкальную память , чувство ритма.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Расширять словарный запас детей .

Способствовать развитию связной речи.

Задачи для детей с ограниченными возможностями здоровья :

Развивать умение эмоционально реагировать на музыкальное произведение ;

Учить ребенка правильно держать в руках музыкальный инструмент (деревянные ложки, бубен, трещотки) ;

Развивать память, речь, музыкальный слух ;

Развивать умение играть на музыкальных инструментах , как индивидуально, так и в ансамбле, оркестре.

Программное содержание :

Воспитывать в детях чувства красоты. Поддерживать желание слушать музыку , эмоционально откликаться на нее.

Развивать умение передавать в движениях характер музыки : плавным, изящным движением рук.

Способствовать умению различать группы музыкальных инструментов . Слышать и узнавать различные музыкальные инструменты : скрипки, арфы, бубна, рояля, контрабаса, барабана.

Выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе.

Оборудование :

Музыкальный центр , CD диск «Музыкальные инструменты » , набор музыкальных инструментов (деревянные ложки, бубны, трещотки, картинка с изображением контрабаса, колокольчик или звук колокольчика в записи.

Предварительная работа :

Рассматривание картинок с изображением музыкальных инструментов ;

Прослушивание мелодий в исполнении различных музыкальных инструментов ;

Индивидуальное разучивание игре на музыкальных инструментах .

Словарная работа :

Оркестр, дирижер, ансамбль, динамика, крещендо, диминуэндо.

Фантастические птицы.

Звуки : звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие, скрипящие.

Переливы арфы, контрабас, виолончель, струнно-смычковая группа инструментов .

Методы и приёмы.

Рассказ – беседа, рассматривание картинок, прослушивание CD - дисков, проведение музыкальных игра , рассказывание о своих чувствах и работе.

Ход занятия:

Под веселую музыку дети входят в зал , садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель (м. р.) : Сегодня я предлагаю вам отправиться в необыкновенную страну музыкальных инструментов . И в этом нам поможет волшебный колокольчик. Он превратит нас в фантастических птиц, и мы полети в страну прекрасных звуков.

(Звенит колокольчик. Под музыку дети выполняют упражнение для рук, изображая птиц).

М. р.: Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные : звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Звуки можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов . Благодаря им музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей, звуки флейты очень похожи на пение птиц, переливы арфы напоминают волнение воды. (Звенит колокольчик) . Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать как звучат некоторые музыкальные инструменты и угадать , какой же музыкальный инструмент прозвучал .

Проводится Викторина «Музыкальные инструменты » .

На музыкальном центре в записи воспроизводятся звучания музыкальных инструментов : скрипки, арфы, бубна, рояля, барабана. Дети называют музыкальные инструменты .

(Звенит колокольчик)

М. р.: Ребята, а к нам в гости, пришел музыкальный инструмент , я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, как же его зовут.

Братишка у скрипки

Огромного роста!

Вам вспомнится имя его

Очень просто :

Он боссам поет,

А еще любит джаз.

Ну, вспомнили?

Брата зовут (контрабас)

Давайте посмотрим как он выглядит (показ картинки с изображением инструмента ) . Этот инструмент относится к струнно-смычковой группе. Ведь звук извлекается с помощью смычка, которым водят по струнам. Есть у контрабаса две сестренки виолончель и скрипка. Они очень похожи, только размерами отличаются.

(Звенит колокольчик)

М. р.: Колокольчик приглашает вас поиграть на музыкальных инструментах .

Дети с инструментами участвуют в играх :

«Ветер – ветерок – ветрище» , «Посвящение в дирижеры»

Дети с инструментами в руках выходят под музыку на середину зала и встают полукругом. Перед игрой дети отвечают на вопросы : «что такое оркестр» , «кто такой дирижер» .

Игра «Ветер – ветерок – ветрище» (игра с динамикой) :

Педагог складывает ладони перед собой горизонтально так, чтобы средние пальцы были направлены к детям : это знак тишины и внимания. Затем рассказывает историю про ветерок, сопровождая свой рассказ показом жестов, означающих громкость звучания музыки , усиление или ослабление звучания, временную остановку (паузу) или окончание музыки .

Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку (едва заметное колебание пальцами – очень тихо) . Она задела соседние травинки – и вот уже по лесу полетел легкий шорох (педагог шевелит пальцами более интенсивно – тихо) .

Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты (педагог медленно поднимает кисть правой руки и опускает ее в ритме дыхания – небольшое крещендо и диминуэндо). Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро залетел на саамы верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю (педагог резко разводит руки на большое вертикально и делает энергичное тремоло кистями – очень громко). Неожиданно ветерок устремился вниз и затих, спрятавшись на земле под листиком (педагог резко смыкает ладони – тихо, пауза) . Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины, упал (педагог постепенно разводит руки в стороны – крещендо, тихо) .

Затем педагог просит детей сыграть историю про ветерок на своих инструментах , следуя за его жестами. Действия педагога руками в пространстве моделируют динамику с помощью объема : много-мало, больше-меньше.

Игра : «Посвящение в дирижеры» :

Музыкальный руководитель предлагает детям побыть дирижерами и придумать свою сказку про ветерок и передать ее жестами, чтобы музыканты исполнили ее .

(Звенит колокольчик)

М. р.: Слышите, дети это колокольчик подсказывает, что пора возвращаться обратно.

Дети опять превращаются в волшебных птиц – выполняют упражнение для рук.

Подводится итог занятию , дети под музыку уходят .

Методика знакомства с инструментами

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.

Как знакомить детей с инструментами?

Моя практика по работе в оркестре показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Знакомлю с инструментами постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен данному инструменту.

Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом, внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки.

Например, беру барабан или бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем барабан или бубен передается кому-либо из детей и ему предлагается проделать то же. Таким образом ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки, учится различать сильные и слабые доли.

Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки, а кастаньеты, большие бубенчики, бубен, погремушки -- средние по высоте звуки и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука провожу примерно таким образом: детям раздаю колокольчики и бубенчики. Колокольчики откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, бубенчики -- в среднем.

После того как дети познакомятся с двумя-тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут разбираться в характере их звучания, ввожу сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, даю барабан и колокольчик и исполняею пьесу на фортепиано. При игре в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при игре в низком -- барабанщики.

При введении тарелок объясняю ученикам, что они употребляются главным образом для усиления звука, почти всегда на акцентированных частях мелодии. Если к ударениям-акцентам ребенок подведен при разучивании движений (в играх, танцах), то введение тарелок и правильное пользование ими не представит для них никаких затруднений.

Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например треугольники (колокольчики, бубенчики), ввожу в игры детей, чтобы детское ухо приспособлялось к улавливанию звуков различной силы и высоты и к сравнению их между собой.

Считаю, что при первоначальном знакомстве с любым инструментом, целесообразно познакомить детей с внешним видом инструмента, основными приёмами игры, строением (конструкцией инструмента).

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Металлофон хорошо передаёт звуки падающих капелек дождя, на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит, треугольник - это звон колокола. Все эти аналогии привожу учащимся при знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента. При этом фиксирую внимание на высоте звука каждого инструмента.

Очень важно научить детей правильному извлечению звуков из инструментов, поэтому большое внимание уделяю этой работе. Все инструменты должны издавать чистый и приятный звуки привлекать детей внешним видом, т. е. должны быть изящно оформленными, лёгкими. При игре на детей на инструментах, слежу за их свободным положением тела, шеи, головы.

Пример. “Сказка про лягушонка КВАК” (игра на металлофоне)

“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а ученики определяют какой идёт дождь.

учащийся музыкальный ритм воспитание

Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР

В первой главе нашей работы мы установили важную роль мелкой моторики в развитии ребенка, а также отметили необходимость выявления нарушений в ней уже в раннем дошкольном возрасте ребенка. Для того, чтобы доказать это утверждение на практике...

Дидактические возможности информационно–коммуникационных технологий в процессе знакомства дошкольников с цветом

В старшей группе дошкольных учреждений закрепляются знания детей об эталонах цвета, хроматических цветах, их названиях. Дети учатся различать как хроматические цвета сильного контраста (прямого): желтый и синий, красный и зеленый...

Дидактические возможности информационно–коммуникационных технологий в процессе знакомства дошкольников с цветом

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер...

Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста

Плавание, тренирующее и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средст-вом профилактики респираторных заболеваний. Как известно, для того, чтобы уметь плавать, надо этому научиться...

Лингвометодические основы работы над агентивной лексикой, называющей лицо по профессии и роду занятий в начальной школе

Методика обучения английскому языку как второму иностранному

Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые...

Особенности лепки в детском саду

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того...

Особенности современного урока биологии (на примере темы "Нуклеиновые кислоты. Хранители важной информации")

Урок проводится в оргдеятельностном режиме. Участники в собственной деятельности осваивают тему урока. По окончании урока учениками будет получена информация о: · особенности молекулы ДНК...

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности

Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так...

Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов Декоративно - прикладного искусства. Так...

Труд как средство эстетического воспитания

Обработку горячими инструментами, т.е. все операции по приданию законченной формы называют одним словом - гофрировка. Гофрировка лепестков является наиболее трудной и требующий большого внимания операцией в изготовлении цветов...

Удосконалення процесу виконання ранкової гігієнічної гімнастики учнями молодшого шкільного віку

Кожний етап мав певні особливості та вирішував специфічні завдання для вирішення яких застосовувались наступні методи дослідження: 1. Вивчення літературних джерел і документальних матеріалів. 2. Теоретичний аналіз і синтез. 3...

Поделиться