Развитие творческой активности младших школьников посредством игры. Формирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия "фрактал" Уровни творческой активности


Как видно из таблицы, после 50 лет начинается ослаб­ление функциональных возможностей организма, которое компенсиру­ется за счет приобретенного социального и профессионального опыта. В профессиях, не связанных с выраженными неблагоприятными фактора­ми среды, профессиональная работоспособность остается высокой до 60 лет, а иногда и старше.

Однако, несмотря на изложенные примеры о более высокой работоспособности человека в молодые годы, необходимо помнить, что в каждой возрастной группе сама способность организма к противостоянию утомлению имеет очень много общих положений.

Физическое утомление связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушением функций передачи нервных импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой мышце.

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособ­ности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появ­ляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних ор­ганов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности рабо­той, неудаче в ней. И, наоборот, в возбужденном состоянии, при повы­шенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактическом наступлении состояния утомления у человека.

В этом случае показатели работоспособности, в частности, продук­тивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фак­тического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомле­ние, в сравнении с физическим, где действуют природные охранитель­ные барьеры, имеют существенные отличия.

После тяжелого физического труда утомление длится 3-4 дня, а по­сле напряженного умственного даже 10-12 дней. Каникулы после зим­ней экзаменационной сессии - слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (уве­личение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе. То же происходит во время профессиональной работы.



Снижение работоспособности в одном виде умственного труда мо­жет сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэто­му, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда ус­пешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привес­ти к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам!

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом на фоне снижения двигательной активности в организме могут возникать функциональные изменения, гиподинамия. Если принять это во внимание, то становится очевидным

особое значение средств физической культуры и спорта в профилактике нарушений деятельности ССС, дыхательной и других систем организма.

Высокая общая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальны­ми биологическими ритмами человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций ор­ганизма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем дос­тигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точ­нее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он выполняется. Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма тако­вы: наибольшая активность и работоспособность утром (8-12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12-16 ч), снова некоторый подъем вечером (16-22 ч) и резкое снижение ночью (22-8 ч). Чем точнее учебно-трудовая деятельность совпадает с жизненными ритмами чело­века, тем выше используются потенциальные возможности его орга­низма. Наряду с так называемыми "жаворонками", которые встают рано, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 ч, немало людей вечернего типа - "сов", которые наиболее работоспо­собны после 18 ч, поздно отходят ко сну, встают заторможенными, не­редко с головной болью.



Исследованиями установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние часы у "сов" не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных лиц может достигать 8 ч, что неблагоприятно для человека. Не случайно именно среди "сов" наиболее часты существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы.

"Совы" формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта (жизнь в общежитии, работа во вторую смену и т.п.) вопреки жизненным ритмам человека. В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.

Народная мудрость, гласящая, что "утро вечера мудренее", опирает­ся на оптимальную возбудимость коры головного мозга в утренние ча­сы. Значит, надо так распределять нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи приходилось на те часы, когда мозг функционирует на полную мощность, а период спада работоспособности использовать для отдыха, в том числе активного, или для выполнения менее сложного труда.

Ошибочно поступают те, кто в поисках тишины, уединения откла­дывают выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции организма и от него требуются нервные усилия гораздо большие, чем днем. И, кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного рит­ма. После эпизодической работы ночью люди обычно недостаточно от­дыхают днем, что приводит к перенапряжению нервной системы и к хроническому переутомлению.

3. Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. К ним следует отнести утреннюю гим­настику и физкультурную паузу.

Утренняя гимнастика эффективна для активного включения в учеб­но-трудовой день за счет мобилизации вегетативных функций, активи­зации деятельности центральной нервной системы, создания положи­тельного эмоционального фона.

Физкультурная пауза является действенным и доступным видов ак­тивного отдыха. Ее проведение эффективно после 4 ч аудиторных заня­тий в течение 8-10 мин, а в период самоподготовки - после 1,5-2 ч работы в течение 5 мин.

Формами физической рекреации могут быть различные спортивные игры, общеразвивающие физические упражнения, тесты уровня физиче­ской подготовленности, бег, походы и т.д. Основная задача рекреацион­ной деятельности - разумное использование свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности человека.

Обычный отдых, "отключающий" от деятельности мышцы, ничего не дает для восстановления клеток коры головного мозга, которые при этом продолжают интенсивно работать. Вот почему для борьбы с умст­венным утомлением особенно ценными оказываются активный отдых и специальные физические упражнения, которые обладают способностя­ми стимулировать восстановительные процессы в центральной нервной системе. Наиболее эффективной для отдыха нервной системы является такая физическая нагрузка, которая вовлекает в работу различные группы мышц и предусматривает их попеременную деятельность.

Из нефизкультурных форм двигательной активности сильным стимулирующим влиянием обладают виды физического труда, которые вовлекают в деятельность крупные группы мышц и позволяют увидеть конкретный результат (столярные, переплетные работы, кладка кирпичей и др.). Если это происходит еще и на свежем воздухе, то благотвор­ное влияние их возрастает. Высокая эффективность таких видов труда как средства улучшения умственной работоспособности связана не только с движениями, но и с наличием цели, достижение которой делает ра­боту интересной, творческой.

Эмоциональная насыщен­ность пауз отдыха, отводимых для занятий физическими упражнениями, не должна быть предельной. К физическим упражнениям, которые в наибольшей степени стиму­лируют психоэмоциональное состояние организма и обеспечивают его готовность к выполнению учебной деятельности, относятся:

1. Упражнения в потягивании. Они отличаются малой утомляемо­стью и способностью вызывать мощные потоки импульсов от напря­гающихся крупных групп мышц.

2. Упражнения для мышц шеи - наклоны, повороты и вращения го­ловой, которые способствуют усилению кровообращения в сосудах, питающих головной мозг, и тем самым улучшают функциональное со­стояние работающих нервных центров. Кроме того, упражнения для мышц шеи вызывают раздражение вестибулярного аппарата, регули­рующего положение тела в пространстве. Импульсы, возникающие при этом, являются дополнительным стимулятором центральной нервной системы.

3. Упражнения в перемене положения тела. Изменяя кровенаполне­ние различных областей тела, такие упражнения сопровождаются раз­дражением чувствительных нервных окончаний, находящихся в стенке сосудов. Среди этих упражнений особенно полезны наклоны туловища, а также кратковременное принятие антиортостатического положения: "березка" обеспечивает усиленный приток крови к голове, что способ­ствует снижению утомления в нервных клетках головного мозга. Одна­ко при заболевании сосудов мозга это упражнение противопоказано.

4. Виброгимнастика по А. А. Микулину также рекомендуется для стимуляции умственной работоспособности. При резком опускании на пятки из положения стоя с выпрямленными ногами на носках (повторяя это упражнение несколько раз) можно достигнуть некоторого усиления кровенаполнения сосудов головного мозга (своего рода гидравлический эффект), что нормализует тонус этих сосудов и улучшает питание нерв­ных центров. Однако при тромбофлебите такое упражнение не реко­мендуется.

Эффективной формой рекреации является массаж. Массаж и само­массаж относятся к сильным видам воздействия на организм. Оздорови­тельное влияние они оказывают только при правильной дозировке и точном соблюдении методики проведения. Наиболее эффек­тивно применение массажа с отдельными физическими упражнениями.

Массаж выполняется чистыми руками по обнаженному телу с использованием талька или крема для лучшего скольжения рук. Может выполняться и массаж через простынь. Начинают и заканчивают массаж приемами поглаживания. При этом движения выполняются по ходу лимфатических путей. Кроме поглаживания в процессе массажа выпол­няются приемы растирания, разминания, выжимания, приемы вибрации.

Самомассаж такжеприносит немалую пользу. Так, например, самомассаж затылочной области способствует улучшению кровообращения в сосудах головного мозга, самомассаж нижних конечностей после физических нагрузок способствует скорейшему восстановлению и удалению из мышц продуктов распада (молочной кислоты).

Высокой эффективностью обладает сегментарный самомассаж. Он применяется для снятия головной боли, вызванной нервно-психическим перенапряжением и переутомлением. Упражнения, выполняемые в про­цессе сегментарного самомассажа, "гасят" очаги возбуждения в коре головного мозга, снимают спазмы мозговых артерий.

1. Вращение пальца в кулаке - "муфта". По 5 раз каждый палец.

2. Круговое растирание запястья. 5-10 раз.

3. Предплечье и плечо - поглаживание, разминание в виде спира­ли, разминание выжиманием. Все приемы по 5 раз.

4. Плечевой сустав. Поглаживание, разминание. По 5 раз.

5. Голова и шея. Глубокое поглаживание от лба к затылку и шее. 20 раз.

6. Лоб. Поглаживание от переносицы к вискам. 10 раз.

7. Надплечье. Глубокое поглаживание вперед-назад слева от шеи, затем справа, доставая сзади до лопатки, спереди - ключицы. По 15 раз.

8. Живот. Кругообразные поглаживания по ходу часовой стрелки. 20 раз,

9. Коленный сустав. Кругообразные поглаживания ладонью, рас­тирание встречными движениями ладоней, разминание, положив кисть на кисть. По 5 раз.

10. Бедра. Легкие поглаживания к себе.

Кроме физических упражнений и самомассажа, с целью повышения умственной работоспособности и устранения развившегося утомления могут быть использованы рефлекторные воздействия, осуществляемые при помощи точечного массажа (акупунктуры) биологически активных точек. В качестве наиболее общего из таких воздействий рекомендуется кратковременное (20-30 с) хождение без обуви по специальному рези­новому коврику с небольшими отростками. При этом стимулируются чувствительные нервные окончания кожи подошвенной поверхности ног, в которой находятся биологически активные точки, связанные с нервными центрами многих функций организма.

Результатом такого воздействия является улучшение общего состояния и самочувствия ор­ганизма. Особенно эффективно его использование после утомительной умственной деятельности. Возвратившись домой, и походив по такому коврику, можно быстро ощутить прилив сил, бодрости и вместо того, чтобы отдыхать сидя или лежа, легко переключиться на выполнение очередных дел.

Экспериментальная работа проведена на базе МБОУ "СОШ № 6" г. Прокопьевска в 3 "А" классе. Класс работает по программе "Школа 2100".

В классе 20 человек из них 11 мальчиков и 9 девочек. Дети на уроках активные, коллектив детей дружный, всегда помогают друг другу, дисциплинированный. В классе достаточно средств и материалов для развития творческой активности детей, дети активны в самостоятельной деятельности, проявляют инициативу в творчестве.

Для выявления условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа:

Первый этап - констатирующий эксперимент, цель - выявить уровень сформированности творческой активности у младших школьников.

Второй этап - формирующий эксперимент - направлен на экспериментальное подтверждение условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников.

На третьем этапе - контрольный эксперимент, направлен на установление эффективности экспериментальной работы по применению системы игр, направленной на развитие творческой активности, выявление изменений в развитии уровня творческой активности детей.

Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности творческой активности младших школьников. Для выявления данного показателя мы использовали следующие методики

  • 1) Тест Торренса "Закончи рисунок";
  • 2) Методика В.И. Боязитовой "Нерешаемая задача";
  • 3) "Несуществующее животное".

Для определения показателей творческой активности мы опирались на следующие понятия:

Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна.

Творческая активность - это способность личности инициативно и самостоятельно находить "зоны поиска", ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

Творческое мышление - один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями.

Поскольку творческая активность связана с особым видом мыслительной деятельности - творческое мышление, за основу мы взяли, показали: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и уровень творческой активности ученика при выполнении заданий.

Для определения данных показателей мы ориентировались на следующие уровни:

Показатели

Уровень проявления

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Уровень проявления активности ученика

Ученик всегда выдвигает идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует разнообразные способы деятельности

Ученик выдвигать разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью, способен делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения.

Ученик способен к изобретательской и конструктивной деятельности, детально разрабатывает каждую идею.

Ученик характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поисками нового способа в их проникновение.

Ученик иногда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует в большинстве заданий разнообразные способы деятельности

Ученик не всегда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью.

Ученик не всегда проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик стремится к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.

Ученик не выдвигает идеи или количество их незначительно, затрудняется переходить от одного аспекта решения к другому, не всегда использует разнообразные способы деятельности

Ученик не выдвигает идеи или количество их не значительно, затрудняется переходить от одного аспекта проблемы к другому, не всегда использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется низкой интеллектуальной активностью.

Ученик не проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик характеризуется стремлением понять, запомнить и воспроизвести знания.

Развитие творческой активности было рассмотрено нами на трех уровнях: высоком, среднем, низком.

Высокий уровень - ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использует разнообразные стратегии решения проблем, проявляет инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность, наблюдательность, сообразительность. Преодолевает трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно, переносит умения и навыки из одной деятельности в другую.

Средний уровень - ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. Использует в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность в том случае, если данная тема интересна. Работает самостоятельно, но иногда обращается помощью к учителю.

Низкий уровень - ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, пассивен. С трудом включаются в работу, задание выполняет только с помощью учителя. Ученик с данным уровнем нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, все ответы шаблонны, не проявляет инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Первая методика Тест Торренса "Закончи рисунок".

Целью методики является: выявление уровня сформированности показателей беглости, гибкости, оригинальности.

На двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Нужно добавить к ним дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки. При этом нужно придумать для каждой картинки название и подписать внизу. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут.

При проведении этого эксперимента мы выявили, что высокий уровень творческой активности имеют 35% детей. Дети с данным показателем отличаются от остальных гибкостью мышления, выдвигали идей, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Использовали разнообразные стратегии решения проблем, проявляли инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В рисунках прослеживается нестандартное использование геометрических фигур. Преодолевали трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно.

45% детей показали средний уровень развития показателей. Дети с данным показателем не всегда выдвигали идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использовали в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагали недостаточно оригинальные пути решения. В рисунках прослеживается шаблонный уровень, но к некоторым геометрическим фигурам используется нестандартный подход. При возникновении трудностей во время выполнения задания иногда обращались за помощью к учителю.

Низкий уровень развития творческой активности имеют 20% детей. Дети с данным показателем не стремились выдвигать идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, с трудом включались в работу. Не проявляли высокой активности, при возникновении трудностей у детей с данным показателем преобладали отрицательные эмоции, постоянно обращались за помощью к учителю. Рисунки характеризуются шаблонностью, стереотипностью, ученики не проявляли инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Результаты деятельности детей, в ходе выполнения заданий на этапе проведения констатирующего эксперимента представлены в диаграмме (Рис. 1).

Вторая методика "Нерешаемая задача" (Боязитова В.И.)

Целью методики является : определение уровня проявления разработанности результата деятельности, активности ученика в ней.

Детям предлагалось собрать три картинки:

  • - Первая состояла из одного предмета, разделенного на 4 - 6 частей, и собиралась относительно легко.
  • - Вторая состояла из двух предметов - большого и маленького (также разделена на 4 - 6 частей).
  • -Третья картинка также состояла из двух предметов и разделена на 6 частей, но решения не имеет - по замыслу эксперимента отсутствует одна из частей. игра мышление творческий

Методика на определение уровня проявления разработанности, активности ученика, выявила следующие показатели: Высокого уровня проявления разработанности результата деятельности, активности - не показал ни один ребенок.

Средний уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 8 детей (40%). Дети с данным показателем не всегда проявляли изобретательские и конструктивные способности деятельности, стремились к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляли желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации. В первом задании дети собрали картинки за 30 сек., второе задание выполнили за 1 минуту, третье задание вызвало затруднение. Работали сосредоточенно.

Низкий уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 12 детей (60%). Дети с данным показателем при составлении картинки суетились, не проявляли изобретательские и конструктивные способности, стремились понять, запомнить и воспроизвести знания.

Результаты, полученные нами, представлены в диаграмме (Рис. 2).


Третья методика "Несуществующее животное"

Цель методики: выявить уровень развития творческой активности личности, общую энергию рисунка.

Учащимся предлагалось изобразить несуществующих животных. Данная методика является проективной и не имеет конкретной инструкции и чётких рамок.

При выполнении методики мы оценили уровень развития творческой активности, и выявили что 7 (35%) детей имеют высокий уровень развития творческой активности, 10 (50%) детей имеют средний уровень и 3 (15%) детей имеют низкий уровень развития творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 3).


Проведенный констатирующий эксперимент показал преобладание в классе детей с высоким, средним и низким уровнем проявления творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 4).


Показатели высокого уровня развития творческой активности на этапе констатирующего эксперимента показало 25% детей.

Показатели среднего уровня развития творческой активности показало: Филип А., Ксения К., Саша И., Арина К., Глеб К., Кирилл Н., Катя Ч., Илья К., Лера Л. -, что составило 45%.

Низкий уровень развития творческой активности выявлен у 6 детей, что составило 30%.

Можно сделать общий вывод, что уровень развития творческой активности в 3 "А" классе - средний.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чемальская средняя общеобразовательная школа»

Преподаватель: Желомская Наталья Александровна
руководитель театральной студии «Балаганчик».
учитель музыки и МХК, МОУ «Чемальская СОШ».

Чемал
2014 год

Методы и способы диагностики уровня творческой активности, коммуникативных способностей, результативности деятельности обучающихся.

Приложение № 1

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И, Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем)

Цель: на основе выявления критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предлагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию "чувство новизны" определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41-44; по критерию "критичность" – на вопросы 45-48; по критерию "способность преобразовать структуру объекта" - на вопросы 49-52; по критерию "направленность на творчество" – на вопросы 53-56. например, по критерию "чувство новизны" средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. в этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

Опросник. "Чувство новизны"
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту 0
б) построил бы такой, который видел
на картинке в журнале или в кино 1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого 2
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители
со своими знакомыми 0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей 2
в) стараюсь провести вечер,
как любимые герои в кино 1
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную 2
б) трудную 1
в) простую 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое 1
б) точное 0
в) необычное 2
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще 0
б) стремлюсь употреблять те слова,
которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли 1
в) стараюсь употребить оригинальные,
новые для меня слова 2
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали 1
б) было весело 0
в) было много нового 2
7. Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей 0
б) возможность узнать новое ("родство душ") 2
в) взаимопомощь 1
8. Если бы я был актером, то:
а) стремился бы к тому, чтобы
всем нравился мой герой 0
б) придумал бы новые черты характера герою 2
в) старался бы мастерски сыграть роль 1
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программ, я выбрал бы:
а) "Седьмое чувство" 0
б) "Поле чудес" 1
в) "Очевидное – невероятное" 2
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут 0
б) неизведанный маршрут 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья 1
2. Опросник "Критичность"
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен – 0;
б) не согласен – 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
12. Лицо – зеркало души (М. Горький).
13. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).
14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание "Способность преобразовывать структуру объекта"
21-23 (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат

22. ОЗЕРО – ВАННА
а) лужа
б) труба
в) вода
г) душ

23. ВУЛКАН – ЛАВА
1) источник – родник
2) глаз – слеза
3) огонь – костер
4) шторм – наводнение

21-23 (для среднего возраста)

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

21. ШКОЛА - ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
б) ученик
в) учреждение
г) лечение
д) больной

22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ
а) хромой
б) слепой
Картина в) художник
г) рисунок
д) больной

23. РЫБА – СЕТЬ
а) решето
б) комар
Муха в) комната
г) жужжать
д) паутина
24-27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше – Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа – 0;
тривиальный ответ – 1;
оригинальный ответ – 2.
28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31-40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31. а) читать книгу; 0
б) сочинять книгу; 2
в) пересказывать содержание книги друзьям 1
32. а) выступать в роли актера 2
б) выступать в роли зрителя 0
в) выступать в роли критика 1
33. а) рассказывать всем местные новости 0
б) не пересказывать услышанное 1
в) прокомментировать то, что услышали 2
34. а) придумывать новые способы выполнения работ 2
б) работать, используя испытанные приемы 0
в) искать в опыте других лучший способ работы 1
35. а) исполнять указания 0
б) организовывать людей 2
в) быть помощником руководителя 1
36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя 2
б) играть в игры, где можно проявить себя 1
в) играть в команде 0
37. а) смотреть интересный фильм дома 1
б) читать книгу 2
в) проводить время в компании друзей 0
38. а) размышлять, как улучшить мир 2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир 1
в) смотреть спектакль о красивой жизни 0
39. а) петь в хоре 0
б) петь песню соло или дуэтом 1
в) петь свою песню 2
40. а) отдыхать на самом лучшем курорте 0
б) отправиться в путешествие на корабле 1
в) отправиться в экспедицию с учеными 2
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Старюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту.
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи.
53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Карта ответов на вопросы анкеты

Фамилия, имя_______________________________
Дата заполнения________________________


* В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный вами ответ.

Приложение № 2

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой
"Справочная книга школьного психолога")
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:

1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
низкий уровень – 0,1 – 0,45;
ниже среднего – 0,46 – 0,55;
средний уровень – 0,56 – 0,65;
выше среднего – 0,66 – 0,75;
высокий уровень – 0,76 – 1.


Приложение № 3.

Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности.

Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.


Приложение №4

Диагностика результативности воспитательно-образовательного процессса по программе театра – студии.
В воспитании художественной культуры ребенка выделяются в качестве основных пять показателей:

1. Качество знаний, умений, навыков.
2. Особенности мотивации к занятиям.
3. Творческая активность.
4. Эмоционально-художественная настроенность.
5. Достижения.
Педагоги могут дополнять список показателей.
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью:
первый уровень – подготовительный;
второй уровень – начальный;
третий уровень – освоения;
четвертый уровень – совершенствования.

Критерии оценки

Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня воспитанников детских объединений культурно-эстетического отдела
Название объединения _________________________________________________
Ф. И. О. педагога _____________________________________________________
Дата проведения диагностики _____________________________

.Приложение 5

Тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей»
Цель: Изменение выраженности коммуникативных и организаторских способностей.
Инструкция: За положительные ответы ставьте «+», за отрицательные «-».
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию вашего решения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятно проводить время за книгами, чем с людьми?
8. Если возникли помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать игры и развлечения?
11. Трудно ли вам входить в новые компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно сделать сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с друзьями из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой остановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22. Раздражаетесь вы, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомится с новым человеком?
24. Утомляетесь ли вы от частого общения с друзьями?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных развлечениях?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших друзей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
31. Ограничиваете ли вы круг своих знакомых?
32. Отстаиваете ли вы свое мнение или решение, ели оно не была сразу принята вашими товарищами?
33. Попав в чужую компанию, чувствуете ли вы себя непринужденно?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно, когда приходится говорить, что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете в школу?
37. У вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
39. Вы смущаетесь в разговоре с незнакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих друзей?
Результаты:
Сравните ваши ответы со значениями дешифраторов №1, №2. Количество совпавших ответов позволит найти коэффициент организаторских или коммуникативных склонностей.

Коммуникативные склонности

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности.

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития - творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности учащиеся овладевают эвристическими приемами приобретения знаний, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду, постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями по тому или иному предмету.

Творческая активность учащегося занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей в школе важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения младших школьников.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще.

Активность - не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность - многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству.

Активность, по мнению Н.А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру".

По мнению М.В. Бодунова, "психологическая активность, рассматривается как интегральный параметр личности, имеет две стороны, - качественную и количественную". Качественная, содержательная сторона активности, определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обусловливающих совершение тех или иных действий. Количественная сторона характеризуется интенсивностью, распределением во времени.

А.В. Петровский и В.А. Петровский выделяли, что всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

По мнению И.П. Волкова следует, что творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.

Исследователи детского творчества отмечают, что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс), а также с различными социальными способностями: общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984), использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982), возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982). По мнению П. Смита (1983), для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления - факторы креативности.

К ним относятся:

Интеллектуальная творческая инициатива - направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления - богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А.Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества, выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества.

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят:

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции.

Следующий - мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

Во всякой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского).

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы овладения умениями такого рода и предполагает наличие у детей:

1. Любознательности, интереса к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности, проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопроса.

2. Чувства увлеченности, радости успеха.

3. Стремления к творческим достижениям.

4. Стремления к лидерству.

5. Стремления к получению высокой оценки, признанию успеха в творческой деятельности.

Интерес к творческой деятельности определяет развитие остальных свойств. На более высоких уровнях развития творчества у детей, преобладают такие мотивы, как стремление к лидерству и получению высокой оценки, которые часто компенсируются удовлетворением от творческой деятельности.

Особое место в его составе занимают интеллектуально-эвристические способности и интеллектуально-логические умения (Ю.Н. Кулютин, Н.С. Лейтес, С.Ю. Степанов), в структуре творчества выделяют интеллектуальный компонент.

По мнению В.И. Андреева, содержательно-операционный компонент состоит из следующих групп способностей и умений:

Интеллектуально-логические,

Интеллектуально-эвристические,

Организационные

Коммуникативные.

К основным интеллектуально-логическим умениям автор относит: умение сравнивать, умение анализировать, расчленять объект познания на элементы; умение выделять главное, отбрасывать второстепенное, умение описывать явления и процессы, логически связанно излагать свои мысли; умение объяснять; умение обосновывать.

К интеллектуально-эвристическим способностям - способность генерировать идеи, способность к фантазии, способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи (ассоциативность мышления), гибкость мышления, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Коммуникативные способности, по мнению автора, проявляются в сотрудничестве и коллективных творческих делах. Это: способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность избегать конфликтов или успешно их разрешать.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это: умение планировать; способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей; способность к самоконтролю; способность к рефлексии, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Ряд авторов выделяет эмоционально-волевой компонент творчества. Эмоция - это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Исследователями изучена взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов, определено их значение в развитии творчества. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонность заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Другая составляющая этого компонента - это волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер. Эмоционально-волевой компонент, по мнению исследователей, предполагает наличие у детей интереса, умения радоваться и удивляться, честности, решительности, инициативности, способность испытывать сострадание, способность к волевым усилиям.

Таким образом, рассмотрев понятия активности и творчества, и, опираясь на опыт исследователей, мы переходим к анализу самой творческой активности личности.

Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. В исследованиях Ю.Н. Кулютина, Я.А. Пономарева раскрыта сущность единства творческого процесса детей и взрослых, установлены возможности развития творческой активности во всех видах деятельности.

Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л.С. Выготский), включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально. Отражает целостность творческой активности и перенос способов и особенностей творческой деятельности из структуры одного направления творчества в структуру другого, проявляющийся, в частности, в "универсальных" творческих способностях (Б.М. Теплов).

С.Л. Рубинштейн в определении творческой активности подчеркивает значимость взаимовлияний субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, делает акцент на неповторимость, индивидуальность созданной конкретным человеком картины мира, причем, создание "картины" и есть акт "творческой самодеятельности".

А.М. Матюшкин связывает между собой понятие способности и творческой активности. Он считал, что "…всеобщей формой проявления и развития способностей, их сердцевиной, "…является представление о способностях, как творческой активности" .

Большинство авторов (Д.Б. Богоявленская, М.И. Бойцов, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.) высшей формой активности в любом виде деятельности - игре, учении, труде, познании - считают творческую активность. Причем, творческая активность, представляя высший уровень активности, базируясь на различных ее типах, включает их в свою структуру.

А.В. Петровский и Т.И. Шамова, давая оценку понятия "творческая активность" в контексте деятельности, определяют ее, как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Они акцентируют внимание на том, что активность проявляется в деятельности, проходящей, как во внешнем (моторном), так и во внутреннем (умственном) планах, в деятельности напряженной, достигающей поставленных целей.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от учителя начальных классов создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности.

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности: уровень проблемности (М.И. Махмутова); формирование опыта творческой учебной деятельности (И.Я. Лернер); интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д.Б. Богоявленская).

Так, З.В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества, выделяя уровни: адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю.В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества, определяя тем самым разные уровни творчества. Е.Н. Тупичкина, Л.Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству, выделяя уровни: нулевой, низкий, средний, высокий.

За основу эксперимента взят этот подход, но наша классификация строится на постоянстве проявления мотивационного компонента.

В выделении уровней развития творческой активности в процессе обучения литературному чтению является степень сформированности ведущих компонентов структуры: мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой. Будем считать критерием определения уровня мотивационного компонента степень и частоту проявления свойств личности. Содержательно-операционный компонент будем определять по полноте, оригинальности, новизне. Эмоционально-волевой компонент - по полноте, частоте проявления данных качеств.

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности мы обобщим наиболее существенные.

Д.Б. Богоявленская считает, что самостоятельность - это качество, включенное в активность. П.Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны - процесс формирования творческой активности, являющейся качеством деятельности.

В.И. Андреев и А.Я. Пономарев включают оригинальность в показатели творческой активности.

Новизна результатов и способов деятельности - показатель, без которого изучение творческой активности невозможно. Справедливо считает Д.Б. Богоявленская, что "в выходе за пределы заданного и кроется "тайна" высших форм творчества, т.е. способность видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие". Однако сложность выявления степени новизны - в затрудненности фиксирования разницы между старым и новым, между вновь созданным и существовавшим ранее. Мы будем считать, что выход - в фиксации различий, заданных извне целей и способов творческой деятельности, с целями и способами возникающей вслед за этим самостоятельной творческой деятельности. Принятие детьми цели творческой деятельности, отличной от заданной извне, и самостоятельный выбор способов ее достижения позволяют определить возникающую активность как творческую.

Изучение различных подходов позволил выделить критерии творческой активности детей, по которым мы будем отслеживать эффективность эксперимента:

1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.

2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.

3. Проявление догадливости, сообразительности, и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.

4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.

5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.

6. Стремление к оригинальности.

7. Проявление самостоятельности в работе.

8. Умение преодолевать возникшие трудности.

Таким образом, можно выделить следующие уровни творческой активности младших школьников: низкий, средний, недостаточно высокий, высокий.

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Дети не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля. При возникновении трудностей у таких детей преобладают отрицательные эмоции. Они не могут и порой не желают преодолевать трудности в поисках ответа на вопрос.

Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Дети со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовывать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Недостаточно высокий уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие дети проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности. При неудачах часто останавливаются на полпути, хотя вполне могут преодолеть возникшие трудности. Не всегда доводят начатую работу до конца или могут позволить себе выполнить ее кое-как.

С охотой берутся за выполнение любого творческого задания, при удачном решении которого испытывают радость.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на стандартные решения, как правило, завершается успешно. Дети с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Таковы характеристики уровней творческой активности детей. Такое их понимание в обобщенном виде показывает не просто деятельностное состояние ребенка, но и связанную с ним сформированность личностных качеств, проявляемых в этой деятельности.

1

Как отмечает автор данной статьи, критерии творческой активности одновременно являются показателями овладения студентами основными, функциональными элементами своей будущей профессиональной деятельности: умением ставить и анализировать цели своей деятельности, ориентироваться в различных ситуациях, принимать решения, реализовывать определенные программы или планы исполнения, проверять результаты своей деятельности и корректировать ее с учетом изменяющихся ситуаций. Наряду с передачей студентам в процессе обучения знаний, умений и навыков, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности, обучение направлено на достижение общедидактических целей, которое оценивается как умение студентов учиться и работать самостоятельно, профессиональной воспитанностью, сформированностью определенных черт личности, усилением мотивации творческой активности в процессе обучения, возможностью использования скрытых резервов своей личности, развитием способностей, необходимых для успешной творческой активности, возрастанием инициативы, умственным и социальным развитием личности студентов определяется качество вузовского образования. Автор считает, что современный педагогический процесс требует внедрения новых технологий обучения, овладев которыми студент сумел бы занять позицию субъекта обучения. Это способствует становлению личности, самостоятельному определению своего образовательного пути и выбору сферы профессиональной деятельности, что невозможно без формирования творческой активности как профессиональной и личностной характеристики. Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

критерии

творческая активность

результаты деятельности

Процесс обучения

профессиональная деятельность

обучение

развитие способностей

качество вузовского образования

новые технологии обучения

становление личности

структура творческой активности

мотивационный

когнитивный

рефлексивный

поведенческий компоненты.

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. М.: Наука, 1987.

3. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - С. 49-58.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М.: Знание, 1981. - 96 с.

5. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993. 96 с.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. - М.: Высш. школа, 1991. 207 с.

7. Орлова Ю.В. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при формировании лексических понятий: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 271 с.

8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

9. Технология творческого мышления. Минск, 2008. 430 с.

В последние годы наблюдается значительный рост внимания к проблеме развития творческих возможностей и творческой активности студентов в процессе обучения в вузе. Учеными на практике обоснована, сконструирована и апробирована целостная педагогическая система формирования творческой активности студентов педагогического вуза, пути и способы формирования творческой активности в процессе, но несмотря на это темп их научного построения не соответствует темпу роста потребности в них. Интенсивность исследования этого феномена в настоящее время сильно возросла в связи с происходящими переменами в обществе и системе образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества - воспитанием творчески активной личности, в значительной мере изменились и ориентиры системы образования. Время радикальных перемен требует от высшей школы образования и воспитания социально активных студентов, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные и адекватные решения.

В теоретическое осмысление проблемы творчества внесли большой вклад исследования Е.В. Бондаревской, К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева и др.).

Исследованием проблемы профессионализма в педагогической деятельности занимались О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.

Проблема формирования и развития творческой активности имеет свои педагогические традиции в высшей школе, так как весь процесс обучения и воспитания, по мнению ученых, должен быть подчинен задачам формирования и развития у студентов педагогического вуза в процессе обучения таких качеств и свойств, которые обеспечивали бы им плодотворную и общественно значимую творческую активность .

Проблемы творческой активности студентов педагогического вуза в процессе обучения на современном этапе имеют следующие особенности: сложившаяся практика и достигнутый уровень педагогической деятельности оказывается недостаточно полным для решения этой проблемы: меняются критерии оценки творческих способностей и творческой активности студентов, включающей на современном этапе воспитание и самовоспитание высокой методологической культуры мышления, способности не только ориентироваться в потоках информации, но и правильно перерабатывать, самому искать новые знания; творчество предполагает развитие соответствующих способностей, развитие широкого комплекса свойств личности (интеллектуальный, идейно-нравственный, психологический и др.); современное представление о вузовском образовании предполагает самостоятельность и ответственность студентов за формирование их собственной творческой активности; формирование и развитие творческой активности студентов требует соответствующих умений от преподавателя, умножение и развитие его творческого потенциала, качественных преобразований в стиле педагогической деятельности и повышения её культуры; заказом общества на творческих студентов, обладающих высоким уровнем активности в процессе их профессионального и личностного становления; необходимостью обновления существующей практики подготовки студентов, способных с позиций творческой активности реализовывать требования личностно-ориентированного образовательного процесса; потребностью в разработке целостной системы формирования творческой активности как цели образовательного процесса; неразработанностью механизмов оптимального воздействия на профессиональное и личностное становление студентов в процессе формирования творческой активности .

По мнению ученых-педагогов, специалистов, мнения которых мы принимаем за основу в своем исследовании, сегодня необходимо разработать и внедрить такую педагогическую систему которая, реализовала бы комплекс мер по целенаправленному включению в учебную деятельность активного творчества обучаемых; составить целевую учебную программу, включающую теоретическое обоснование активных форм и методов в учебной и предстоящей профессиональной деятельности и практические мероприятия по их индивидуальному использованию; педагогическое управление творческой активностью должно осуществляться на социокультурном и индивидуально-личностном уровнях, с использованием психологического механизма творческой деятельности, которая детерминируется и программируется социокультурной средой, в которой оно совершается, формирование творческой активности студентов в процессе обучения в вузе будет осуществляться эффективно .

Мы считаем, что необходимо с позиций новой образовательной парадигмы и требований современной социокультурной ситуации выявить сущность и уточнить определение категории «творческая активность в процессе обучения» и коррелирующих с ним понятий; научно обосновать алгоритм формирования творческой активности студентов, описать структуру, компонентный состав, уровни и показатели ее сформированности на разных этапах обучения в вузе; выявить способы управления формированием творческой активности студентов педагогического вуза.

Творческая активность является сложной и многоэтапной деятельностью. Структура творческой активности отражает необходимость движения от одной стадии к другой. Трудность выявления структуры творческой активности состоит в существовании многих особенностей, типов, связей, фаз, шагов и т.д. . Многими учеными выдвигались различные этапы, стадии, ступени творческой активности. На данный момент отсутствует четкое представление о компонентном составе структуры творческой активности, хотя ее связь с определенными логическими основами и условиями, с процессом познания и его закономерностями не вызывает сомнений. Эта связь не является жестко определенной, что, впрочем, соответствует общему правилу: поиски нового всегда связаны с вероятностью, неопределенностью при нахождении верных решений, идей, гипотез. Знание механизма творческой активности необходимо при планировании педагогических воздействий с целью развития в личности ее творческого потенциала активности.

Признание современного учителя главным действующим лицом творческого и активного преобразования действительности предъявляет растущие требования к уровню его теоретических знаний и характеру их практической подготовки, умение самостоятельно и высокоэффективно развивать и совершенствовать свою личность в процессе обучения. В условиях современного общества востребуется качественно новый уровень в организации профессионального и личностного становления студентов в процессе обучения.

В связи с этим на сегодняшний день актуальна потребность в разработке педагогических систем, осваивающих методологию, становление и развитие творческой активности и использующих принципиально новые подходы в подготовке будущего учителя в процессе его обучения в вузе.

Структуру творческой активности необходимо рассматривать через систему мотивационного, когнитивного, рефлексивного, поведенческого компонентов.

Мотивационный компонент в структуре творческой активности характеризуется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение к ценностям и целям предстоящей профессиональной деятельности, к собственному профессиональному становлению, осуществляющемуся на основе освоения творческой активности в процессе обучения, состоящий из:

  • социальных мотивов, выражающихся в потребности средствами творческой активности выполнить социальный заказ, поставленный перед современный школой условиями новой социокультурной ситуации;
  • мотивов профессионального достижения, направленных на поиск новых путей, позволяющих наиболее эффективно разрешать актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса;
  • личностного престижа, основанных на желании утвердить себя в качестве творческого педагога;
  • познавательных мотивов, направленных на удовлетворение потребности в освоении творческой активности;
  • творческих достижений, предполагающих возможность оптимально реализовать свой творческий и личностный потенциал средствами творческой активности;
  • мотивов, направленных на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними творческими побуждениями и внешними профессионально-образовательными нормами.

Для оценки степени наполненности, содержательности, активности мотивационного компонента в качестве критериального показателя выступает осознание творческой активности как условие разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной высшей школой.

Когнитивный компонент в структуре творческой активности проявляет себя в познавательной деятельности, во всем многообразии ее проявлений в условиях современного образовательного процесса. Данный компонент включает в себя следующие знания:

  • методологические, предполагающие знание сущности творческой активности в процессе обучения как одного из способов отношения человека к окружающему миру и специфики творческой активности в процессе обучения в ее историко-педагогическом и современном аспектах;
  • теоретические, включающие знание целей, принципов, содержания, методов, видов и форм творческой активности, закономерностей ее освоения и реализации;
  • методические, объединяющие знания основ методики освоения творческой активности в процессе обучения;
  • технологические, основанные на знании творческих технологий обучения и воспитания.

Анализ когнитивного компонента в структуре творческой активности позволяет нам в качестве критериального показателя его сформированности выделить объем знаний о сущности творческой активности и технологиях ее осуществления в условиях современной высшей школы.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности выделяется на основе того, что в современных исследованиях обращается внимание на развитие рефлексивных механизмов мышления личности студентов как одного из важнейших условий осознания, критического анализа и творческого осуществления им предстоящей профессиональной деятельности.

Чаще всего рефлексия понимается в исследованиях как феномен человеческого сознания, выступающий как способность индивида с помощью мыслительных средств с разной степенью глубины целенаправленно постигать основания собственной психической деятельности.

Рефлексивные процессы обусловливают выбор решений профессиональных проблем на основе субъективных предпочтений, определяющихся системой ценностей и интересов личности. Рефлексирующее сознание контролирует процесс получения, построения и проверки знаний, способствует критическому осмыслению деятельности.

Рефлексивный компонент в структуре творческой активности позволяет в качестве критериального показателя его сформированности выделить характер самооценки будущим учителем себя как субъекта творческой деятельности.

Поведенческий компонент характеризует практический, действенный аспект творческой активности, он направлен на целостное самоопределение и самовыражение студентов в учебно-профессиональной деятельности. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что характер самовыражения и самоопределения личности в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяет как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности .

Анализ процесса становления личности студентов как профессионалов позволяет выделить в многообразии их отношений следующую динамику поэтапного освоения творческой активности:

  • эмоциональное восприятие, основанное на интуитивном способе предстоящей профессиональной деятельности;
  • осмысление, основанное на рефлексивно-когнитивном способе деятельности;
  • учебное применение, базирующееся на поисковом способе деятельности;
  • системное освоение, основанное на частично-исследовательском способе деятельности;
  • творческое применение, основанное на эвристическом способе деятельности.

Таким образом, способ осуществления предстоящей педагогической деятельности является основным критериальным показателем развития поведенческого компонента творческой активности в процессе обучения.

Перестройка системы высшего образования и повышение качества обучения студентов в вузе связаны с созданием и использованием различных методов обучения и воспитания, активизирующих и побуждающих студентов к самостоятельной и творческой активности в процессе обучения. В связи с этим встает проблема определения критериев творческой активности, которые должны отвечать следующим основным требованиям:

  • отражать как результативные, так и процессуальные характеристики творческой активности студентов и характеризовать не только ее результат, но и то, какой ценой этот результат получен;
  • указывать влияние полученного результата на последующую деятельность студента;
  • быть взаимосвязанными, т.е. составлять некоторую целостную систему;
  • выводиться из основных дидактических принципов обучения и воспитания;
  • быть социально и психологически значимыми, иметь смысл для студента;
  • быть простыми для понимания и легко измеримыми;
  • позволяет вести определение творческой активности с позиций субъекта деятельности .

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов предлагают шесть критериев оценки творческой активности:

Первый показатель - улучшение количественных и качественных характеристик учебной деятельности студентов в плане соответствия их целям обучения по сравнению с некоторыми прошлыми результатами. Поскольку главными целями обучения являются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть студенты, то прирост их количества и качества за некоторый период характеризует в том числе и повышение уровня творческой активности. Тестовый контроль можно проводить на экзаменах и зачетах, на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов.

Второй показатель - уменьшение времени, затраченного на достижение конкретной цели обучения, обеспеченное за счет определенных приемов и средств. Критерием уровня творческой активности здесь выступает возрастание свободного времени студентов. Использование времени как критерия позволяет обеспечить взаимное согласование в работе разных кафедр и правильно распределить учебное время между дисциплинами данного года обучения.

Третий показатель - прочность усвоения и «выживаемости» знаний, умений и навыков студентов. Этот показатель ориентирует преподавателя не на промежуточные, а на конечные результаты обучения, которые важны для последующего обучения студентов и профессиональной деятельности выпускника. Возрастание этого показателя свидетельствует о большом мастерстве педагога, т.к. прочность усвоения предусматривает глубокое включение личности студентов в процесс обучения, повышение мотивации учения, формирование профессиональной памяти, ответственного отношения к учебной деятельности.

Четвертый показатель - облегчение учебной деятельности студентов путем улучшения организации материала, повышения его доступности, усиления мотивации учения, выработки у студентов умения учиться, адекватных привычек познавательной деятельности, соразмерности заданий возможности студентов, соблюдения принципов дидактики. Этот параметр отвечает на вопрос о том, какой ценой достигаются желаемые результаты учебной деятельности. Измеряется этот показатель с помощью специального бланка самооценки студентами трудности-легкости выполнения определенных видов учебных действий.

Пятый показатель - удовлетворенность студентов учением, что является главным эмоциональным фактором, подкрепляющим процесс учебной деятельности и являющийся для нее очень важным, стимулирующим эмоциональным фоном. Переживание удовлетворения - эффект, обращенный в будущее. В результате удовлетворенности учением у студента создается установка на самостоятельную учебную работу, повышается мотивация познания и самосовершенствования, которая по окончании вуза выражается в стремлении постоянно повышать свою квалификацию. Для определения этого показателя используется специальный опросник, позволяющий шкалировать и количественно (в баллах) отражать степень удовлетворенности студентов процессом обучения.

Шестой показатель - отношение студентов к учению, к преподавателю, к конкретным видам занятий. Изучение отношения студентов к любой деятельности включает в себя измерение их интереса к ней, желание заниматься данной деятельностью, оценку способности противостоять воздействиям, дезорганизующим деятельность, отвлечение от нее на другие занятия, оценку ответственности за ее результаты. Этот показатель является интегральным выражением многих сторон учебной деятельности. Измеряется он с помощью различного рода вопросников, применением общей шкалы отношения к учению, шкалы отношения к практическим занятиям. Создаются и другие шкалы отношения к различным видам учебной работы .

Степень проявления творческой активности является динамическим, изменяющимся показателем. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь студентам сформировать переход с активного исполнительского уровня до уровня творческой активности в процессе обучения. Она будет характеризоваться готовностью студентов к самостоятельной постановке проблемы и поиску новых нестандартных решений, не простым проникновением в сущность явлений и определением их взаимосвязи, но и нахождением для этих целей новых способов. Если позиция студентов характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию и заняться поиском новых средств ее решения, то мы имеем дело с высокоразвитым уровнем творческой активности.

Библиографическая ссылка

Калдыбаева А.Т., Шамбеталиев К.Ы. КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25493 (дата обращения: 26.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Поделиться