Синдром «Эмоционального выгорания». Перенос и контрперенос в консультировании. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Синдром «Эмоционального выгорания» Особенности воздействия профессиональной деятельности на личность консульта

Профессия психолога - консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Нередко она доставляет консультанту чувство удовлетворенности собой, особенно когда его ценят клиенты, когда он уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант.

Выделяют несколько важных аспектов этой "платы":

Угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

Отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

Угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (Юнг называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта.

Во-первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе.

Во - вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами супруга и детей. И это не единственные проблемы, с которыми сталкивается консультант. В процессе профессиональной деятельности на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные личности коллег, культура взаимоотношений в профессиональной среде.

Консултант как человек не может безразлично решать свои профессиональные задачи. Его профессиональная деятельность не мыслима без эмоционального и волевого проявления.

Эмоциональное проявление – это чувственное переживание консультанта, которое он испытывает в процессе деятельности. Такое переживание возникает под влиянием ведущих факторов профессиональной деятельности: специфика профессиональной деятельности; эмоциональное воздействие объекта деятельности; среда в, которой работает консультант (например, телефонная служба доверия) и результат профессиональной деятельности. Среда выступает фоном, стимулирующим или сдерживающим самопроявление и развитие чего-либо в процессе профессиональной деятельности консультанта.

Обобщая изложенное, отметим, что профессиональная деятельность оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на личность и поведение. Влияние это определяется определяется личным социальным статусом, отношением к профессиональной деятельности и самоактивностью в ней, средой в которой она осуществляется и направленностью в профессиональном самосовершенствовании. Все это в совокупности обеспечивает развитие (сдерживание в развитии) личностного потенциала (положительного и отрицательного) консультанта, формирование его профессионально и личностной индивидуальности.

Можно утверждать, что эффективный консультант - это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта. К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии: 1) Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе; 2) Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам; 3) Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде. Предполагается, что свойства личности эффективного консультанта могут выступать критериями результативности психологического консультирования - появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.

Профессия консультанта ТД с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, что за короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь разных людей, от уверенности в оказании помощи, отзывов абонентов. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А.Стора, противопоставляется:

Угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиенте:

Отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

Угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (К.Юнг называет это «подсознательной инфекцией»). .

Консультанты ТД не имеют возможности узнать о деятельности абонента в реальной жизни, и только со слов узнают об их тревогах, страхах, неудачах, в меньшей степени – достижениях за короткий промежуток времени. И не всегда звонки от абонентов повторяются, за исключением постоянных одиноких или с нарушениями психики абонентов, которым необходимо общение, поддержка, забота.

Излишняя увлеченность профессиональной деятельностью может отразиться на семье консультанта. Р.Кочюнас выделяет здесь две особенности:

1. Требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими психотерапевтическими впечатлениями.

Правила очного консультирования имеют сходство с телефонным консультированием, в котором консультант ТД не имеет права рассказывать родственникам, знакомым, друзьям о месте работы. Исключение из этических правил составляет работа службы ТД в ночную смену: самый близкий родственник (муж или мать) может знать о роде занятий консультанта.

2. Консультирование требует больших эмоциональных затрат, иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье, т.е. за выслушиванием проблем других людей, углублением в их заботы, после рабочего дня бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей.

Неопытный консультант-новичок может думать о неразрешимых проблемах абонента даже после окончания рабочего времени.

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность «синдрома сгорания».


Психологический анализ деятельности учителя.
Схема анализа педагогической деятельности построена на основе трех базовых категорий отечественной психологии -деятельности, общении, личности. Труд учителя составляет единство осуществления педагогической деятельности, педаго­гического общения и самореализация личности учителя. Эф­фективность труда определяется обученностью и воспитанн...

Первичные компоненты телосложения
После значительного периода исследований и обсуждений этих изображений Шелдон и его сотрудники заключили, что, получив три компонента, они исчерпали возможности выделения новых. Эти три параметра стали сердцевиной методики измерения внешней структуры тела, и следующая стадия исследований Шелдона была посвящена тщательному описанию и изм...

Дрессировка.
- коррекция поведения жив с целью комфортного проживания с ним. Герд выдел 3 стадии дрессир: 1. наталкивания (простое (косвенное); сложное; непосредств (находка в поведении) 2 обработка навыка 3 упрочения отработанного навыка. ...

Процесс консультирования можно рассматривать как процесс специфического расщепления личности консультанта (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Профессиональная личностная позиция консультанта

Личность консультанта в процессе консультирования как бы расщепляется на две составляющие:

  • 1) собственно личность - очень важно, чтобы консультант в процессе консультирования был аутентичен, был "собой";
  • 2) профессиональная личностная позиция ("терапевтическое Я" консультанта) - особое личностное образование, сформированное за все годы обучения и включающее все знания и умения консультанта.

В процессе консультирования консультант вступает в контакт с клиентом как аутентичная личность, однако все его действия находятся под контролем профессиональной личностной позиции. Последняя как бы "наблюдает со стороны" за происходящим во время контакта и не допускает выхода консультанта из профессиональной позиции. "Терапевтическое Я" ищет момент и форму для использования тех или иных техник и трансляции нужной информации клиенту, не нарушая при этом эмпатического состояния. "Профессиональное Я" контролирует процесс консультирования, и дает возможность "прорываться" некоторым компонентам личности консультанта в нужный момент.

Консультант, который работает только за счет "профессионального Я", не включая аутентичную личность, воспринимается неискренним, играющим роль. Он будет иметь значительные трудности в установлении консультативного контакта с клиентом.

Консультант, у которого не сформирована профессиональная личностная позиция - это "наивный психотерапевт", непрофессиональный "консультант", именно такую "помощь" оказывает подруга подруге в процессе "кухонной беседы". Выход из профессиональной личностной позиции в процессе консультирования фактически означает окончание профессиональной консультативной работы.

Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

Любая профессиональная деятельность влияет на личность, и эти изменения могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. С одной стороны, по мере профессионализации формируются и автоматизируются профессионально важные качества и навыки, с другой - формируются стереотипы, которые могут приводить к нежелательным деформациям личности и общения.

Деформации, формирующиеся в результате профессиональной консультативной деятельности, могут быть следующие :

  • 1) утрата собственной идентичности и растворение в клиентах. Эта деформация формируется из-за необходимости эмпатического слушания, сопереживания, и чем более эмпатичен консультант, тем более вероятно для него появление данной деформации;
  • 2) отрицательное влияние на семью, личные отношения. Работа требует больших эмоциональных затрат, и это уменьшает эмоциональную отдачу в отношении близких;
  • 3) необходимость сохранения конфиденциальности приводит к тому, что психолог привыкает к тому, что нельзя делиться с другими людьми информацией или чувствами, все время контролирует себя, чтобы не сказать "лишнего", и в результате замыкается в себе или становится излишне сдержан и неразговорчив (иногда это придает его облику своеобразную загадочность);
  • 4) возникает угроза психических нарушений и склонность к преувеличению проблем из-за постоянного столкновения с темными сторонами жизни;
  • 5) вероятен также переход профессиональных навыков - слушания, расспроса - в обычную жизнь. В этом случае психолог начинает "работать", как только кто-нибудь начинает что-то о себе рассказывать, и не может общаться с людьми непосредственно, спонтанно;
  • 6) может появиться ограничение интересов - психологу становятся неинтересны художественные книги, кино, театр и т.д., он читает только специальную литературу, интересуется только новостями, связанными с профессией.

Для преодоления и профилактики данных деформаций важно развивать другие интересы, не связанные с профессией, хобби, общаться с широким кругом непсихологов.

Наиболее опасным и тяжелым нарушением является синдром эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной и психической нагрузки в результате длительной работы с людьми. Синдром эмоционального выгорания может возникать у людей любых профессий, но особенно ему подвержены представители социономических профессий - работающие с людьми (учителя, менеджеры, психологи).

Проявления СЭВ могут быть разнообразными, основными являются депрессия, усталость, опустошенность, недостаток энергии и энтузиазма, утрата способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательные установки по отношению к работе и к жизни.

Более подвержены СЭВ люди беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими. То есть выгоранию способствуют именно те личностные качества, которые являются предпосылкой эффективной консультативной работы. Таким образом, люди, в наибольшей степени ориентированные на клиента, являющиеся наиболее эффективными консультантами, могут выгорать быстрее.

Факторы, усиливающие вероятность развития СЭВ:

  • монотонность работы;
  • отсутствие смысла работы;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостатке признания и положительной оценки;
  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках;
  • работа с немотивированными клиентами (например, в психиатрической клинике, армии, где клиенты недобровольно приходят к психологу);
  • напряженность и конфликты в профессиональной среде;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются инновации;
  • работа без возможного дальнейшего обучения;
  • неразрешимые личностные конфликты самого консультанта.

Можно выделить способы избегания и профилактики СЭВ:

  • принятие личной ответственности за свою работу;
  • культивирование других интересов, не связанных с профессией (хобби);
  • сочетание работы с учебой, исследованием, публикацией - это помогает преодолеть монотонность в работе;
  • постоянное повышение квалификации, освоение новых методик;
  • внесение разнообразия в работу;
  • поддержание своего здоровья, режима, использование разнообразных методов саморегуляции;
  • активная социальная жизнь, наличие друзей и знакомых других профессий;
  • стремление к тому, чего хочется, без стремления выиграть;
  • способность к самооценке без ориентации на мнение других;
  • открытость новому опыту;
  • умение не спешить;
  • обдуманные обязательства;
  • чтение непрофессиональной (художественной) литературы, посещение театров, выставок;
  • участие в конференциях;
  • совместная работа с коллегами;
  • балинтовские группы, супервизия.
  • См.: Кочюнас Р. Психологическое консультирование. С. 36-40
Личность консультанта как инструмент профессиональной деятельности в рамках социально-психологического консультирования

Доступные файлы (1):
n1.doc 139kb. 17.02.2014 08:56 скачать

Введение……………………………………………………………………3

1.Квалификация, функции и этика консультанта………………………..4

2.Консультация как метод социальной помощи…………………………7

3.Модель личности консультанта…………………………………………8

4.Влияние профессиональной деятельности на личность

Консультанта………………………………………………………….....14

Заключение……………………………………………………………..….18

Список литературы…………………………………………………….….19

Личность консультанта как инструмент профессиональной деятельности в рамках социально-психологического консультирования.

Введение

Психологическое консультирование направлено на решение разных задач, которые выполняют практические психологи. Методы консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. В какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаные с профессиональными различными ценностями и критериями.

Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству клиента. Как сделать так, чтобы результаты психологического консультирования, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, решали задачи психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисных ситуаций? Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультативного контакта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками консультанта, каждый из этих данных факторов обеспечивает качество консультирования.

В практике психологического консультирования и психотерапии ежедневно приходится сталкиваться с важнейшими аспектами жизни человека. Консультант всегда совместно с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного и стремится помочь клиенту.

Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Иначе говоря, возникает вопрос определения роли консультанта. Представляет ли собой консультант друга клиента, профессионального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру - излучателя абсолютной истины? Многих, особенно начинающих консультантов, приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента.

Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы - где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Самолюбию начинающего консультанта может льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим ответы на все вопросы клиента или еще хуже - будет навязывать клиенту свои решения. В этой ситуации неправильное понимание консультантом своей роли только увеличит зависимость клиента от него и помешает помочь клиенту в самостоятельном принятии решений. Никакой консультант не может указывать другому человеку, как ему жить. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной.

Если в общих чертах представить содержание роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования является ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.


  1. Квалификация, функции и этика консультанта

Один из основных вопросов, возникших в самом начале внедрения в практику институциональной психологической помощи, - вопрос о том, кто

профессионально может выполнять эти обязанности.

В условиях тоталитарного правления, когда функции всеобщего благодетеля и гаранта возлагались на политическую систему, ядром которой являлась коммунистическая партия, а институтом реализации могущества -

государство, никакой нужды, никакой необходимости в существовании

иной психологической помощи, нежели исходящей от самого государства и

его “политического ядра”, попросту говоря, не было.

С крушением коммунистической системы правления канули в прошлое

парткомы и парторги, наставники и замполиты, но остались человеческие проблемы. И теперь как никогда наше общество нуждается, во-первых, в квалифицированных специалистах, а во-вторых, в принципиально другой системе регуляции общественных связей для оказания полноценной психологической и социальной помощи каждому человеку в ситуации, в которой без такой помощи со стороны общества личность может разрушиться, патологизироваться, а то и просто погибнуть.*

*см.: Бондаренко А. Ф., 1993, с. 27

Консультирующий психолог - специализируется, как правило, в области проблем, относящихся к социальным ролям и позициям: проблемы семьи и брака (квалификация “семейный терапевт”); проблемы работы и занятости (“консультант службы занятости”), школьные проблемы (“школьный психолог”) и т.п.

Консультант (counselor) - как правило, не психолог, однако это специалист, прошедший необходимую подготовку по психологическому вспомоществованию. Работает в области проблем социальной адаптации. Место работы, как правило, - средняя школа, общинные центры, центры общественного попечительства.

Особое место в процессе оказания психологической помощи отводится фигурам психиатра, психоаналитика, медицинского психотерапевта и психиатрического социального работника, которые могут работать как в лечебных учреждениях (государственных или частных), так и заниматься приватной практикой.

Следует особо подчеркнуть, что все указанные специалисты в обязательном порядке проходят регулярное лицензирование и являются членами одной из профессиональных ассоциаций, принадлежность к которой

служит своеобразным гарантом качества работы и одновременно - гарантом

защиты прав как консультанта, так и его клиента.

Имущественное развитие получили четыре области психологического консультирования: в рамках школьной психологической службы и службы

вуза (психолог в учреждениях народного образования), в рамках профконсультации (психолог центра профконсультации), в рамках психологической службы предприятий (социальный психолог) и психолог семейной консультации. Традиционным местом работы отечественного психолога-консультанта являются: психологическая служба школы, вуза и предприятия, семейная консультация и должность медицинского психолога в учреждениях Минздрава.

Немаловажную роль в развитии института психологической помощи, несомненно, играет экономическое состояние общества. Ясно, что общество,

в котором подавляющее большинство населения не в состоянии удовлетворить свои первичные нужды, лишает людей возможности осознать свои психологические потребности и проблемы. Причем в равной степени это относится к личности самого психолога. Человек, который сам озабочен

проблемами пропитания и просто не может думать о благе клиента, не способен оказать психологическую помощь, не обеспечив мало-мальски приемлемого благополучия для себя и своей семьи.

Психология как профессия подчиняется этическим нормам, общим для любой профессии, относящейся непосредственно к человеку: уважение личности, человеческих прав и свобод, достоинства, надлежащая профессиональная компетенция, совестливость, доброжелательность и безусловная установка на благо клиента.

Помимо общих этических требований в ряде стран выработаны этические стандарты и нормативы, специфичные для практикующих и консультирующих психологов. Одно из первых мест в них принадлежит принципу конфиденциальности, т.е. сохранения личной тайны клиента. Этот принцип заключается не только в неразглашении сведений из личной жизни клиентов, но и в разъяснении клиенту исходных позиций психолога во избежание утаивания информации, затрагивающей, к примеру, уголовное право.**

Специфическим этическим нормативом является требование избегать физического контакта с клиентом (кроме предусмотренных технических или процедурных манипуляций), ограничиваясь принятыми в обществе выражениями приветствия (рукопожатие, поклон и т.п.). Экспрессивное проявление со стороны клиента, выходящее за рамки принятого этикета, требует специального анализа.

Особыми требованиями к психологу являются также: избегание (по возможности) социальных контактов со своим клиентом, если последние не

предусмотрены процедурой совместной работы; отказ от совместного ведения дел, недопущение манипулирования клиентом или собой со стороны

последнего (например, вручение дорогого подарка). Консультирующие психологи должны быть особенно осторожны в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий или превысить пределы своей компетенции.

Психолог имеет право отказаться от услуг, если наряду с психологическим вмешательством одновременно осуществляется независимое и не согласованное с психологом иное воздействие на психику.

В случае платной психологической помощи размер гонорара заранее оговаривается с учетом возможностей и взаимной приемлемости вознаграждения. Консультирующий психолог должен быть готов к тому, что клиент не сможет оплатить предоставляемые услуги, и принять решение, не ущемляющее достоинства человека и не лишающее его необходимой психологической помощи.

Клиент имеет право:

На выбор психолога;

На обсуждение и принятие решения о приемлемости для него

Того или иного метода психологической помощи;

На оценку результатов психологической помощи по ходу ее оказания;

На отказ от услуг консультирующего психолога;

На ориентировку в концепциях и сроках психологической помощи;

На информацию об образовании и квалификации психолога.

Решение о необходимости психологической помощи, как правило, принимает сам клиент.

____________________________________

**см.: Бондаренко А. Ф., 1993, с. 67

2. Консультирование как метод социальной помощи
Как один из методов социальной работы консультирование играет важную роль в системе социального обслуживания населения. Понятие метода в научной литературе используется в двух значениях. Метод дает ответ на вопросы: «Как достигается поставленная цель?» и «Как добиться изменений в лучшую сторону и качественного решения проблемы? » С одной стороны, метод в социальной работе предстает как методология, то есть самый общий теоретический подход к исследованию, к познанию предмета. В этом смысле метод включает использование закономерностей, принципов,

категорий и понятий, составляющих основу теории социальной работы. С другой стороны, методом называются апробированные, практические способы действий, дающие качественные результаты при их применении. Именно к таким - более частным - методам относятся посредничество и консультирование.

Консультирование как технологический способ решения социальных задач - это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией. Решение многих проблем в практике социальной работы требует прежде всего информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Утверждение и общественное признание социальной работы как важной подотрасли социальной защиты населения во многом определяются усилением роли специалистов социальной работы в качестве консультантов.

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:

Общее консультирование клиентов специалистами социальной работы.

Специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений.

Обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения.

Договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п.

Информация консультанта может реализовывать различные функции консультирования: быть катализатором и фасилитатором, ускоряющим и облегчающим работу, выступить средством мобилизации ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий. Информация, вовремя полученная клиентом, может предупреждать последствия его альтернативных действий. И главное, в большинстве своем консультации помогают консультируемому комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения. Консультант способствует ликвидации дефицита информации об объекте и предмете исследования или преобразования, вооружает клиента новыми подходами, инновационной информацией и технологией.
3. Модель личности консультанта
Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависит многое, а скорее главное в союзе с клиентом; что представляет собой консультант, какие требования предъявляют ему, как личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?»

Консультирование является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию, медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику, психологию, этику и политику. …Политика и консультирование близки тем, что способны оказывать влияние на человека. Без этого качества не может быть эффективного политика и консультанта.***

Сдерживающим моментом, предотвращающим злоупотребление властью и влиянием, являются фундаментальные параметры личностного и профессионального измерения консультанта. Исследований в этой области достаточно много, однако, однозначного ответа, к сожалению, нет. Очень часто при описании успевающего консультанта, как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору.

_________________________________________

*** Эйдемиллер Э.Г.. Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия, Спб.: Речь, 2003 г.

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (1990):


  • Проявление глубоко интереса к людям терпение в общении с ними;

  • Чувствительность к установкам и поведению других людей;

  • Эмоциональная стабильность и объективность;

  • Способность вызвать доверие других людей;

  • Уважение прав других людей.
В 1964г. Комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие шесть качеств личности:

  • Доверие людям;

  • Уважение ценностей другой личности;

  • Проницательность;

  • Отсутствие предубеждений;

  • Самопонимание;

  • Сознание профессионально долга.
К особо вредным для консультанта чертам по материалам того же источника, относят:

  • Авторитарность;

  • Пассивность;

  • Зависимость;

  • Замкнутость;

  • Склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей;

  • Неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов;

  • Невротическую установку в отношении денег.
В одном из своих исследований в 1954 году Гоббс установил, что преуспевающий консультант воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не предметами.

Таким образом, можно поставить следующий вопрос: «Какова возможная модель Личности эффективного консультанта?» Скорее всего, исходя и того, что каждый человек по своему уникален, консультант тоже является уникальной личностью, и речь, конечно, пойдет, о «подвижной» модели, поскольку каждый профессионал имеет право ее дополнить. Факторы, способные составить остов такой модели:


  • Аутентичность
Аутентичность является стержневым качеством консультанта и важнейшей экзистенциональной ценностью. Выделяется три основных признака аутентичного существования:

  1. Полное осознание настоящего момента;

  2. Выбор способа жизни в данный момент;

  3. Принятие ответственности за свой выбор.
Это способность быть самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Аутентичный человек позволяет не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент отсутствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем, если консультант выполняет роль только технического эксперта, отделяясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность сомнительной. Соприкасаться с жизнью другого человека (клиента) можно, только оставаясь живыми людьми.

Аутентичность – это и огромный интерес консультанта к самому себе, реализуемое с помощью личной психотерапии.


  • Открытость собственному опыту
Открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: «Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!» Взрослым окружающие говорят то же: «Не плачь! или «Не нервничай!» Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в каком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

  • Развитие самопознания.
Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Очень важно реалистично относиться к себе» Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

  • Сила личности и идентичность.
Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Можно выделить ряд основных вопросов: «Какой я консультант?»; «Что обусловило мой выбор?» «Что позволяет считать меня эффективным консультантом?» Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

  • Толерантность к неопределенности.
Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют «ткань» консультирования» Ведь мы никогда неизвестно, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать – все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

  • Принятие личной ответственности
Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования – соглашаться с доводами клиента или выступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организации жизни.

  • Глубина отношений с другими людьми.
Консультант обязан оценивать людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать без осуждения и ярлыков. Такой характер отношений клиентам весьма важен, тем не менее следует принимать в о внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств, отклонение их. Поэтому более эффективной предоставляется отсрочка углубления межличностных отношений.

  • Постановка реалистичных целей.
Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот – опустить ниже планку притязаний. Иногда механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Эффективный консультант должен понимать ограничение своих возможностей, прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовке не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен разрешить проблемы всех клиентов. Оптимизм в консультировании может стать причиной «холодного душа» в повседневном консультировании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться о нереального стремления стать совершенным. В консультировании всегда можно выполнять свою работу «хорошо», но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность свои возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если допускается собственная ограниченность, то избегается ненужного напряжения и чувство вины. Тогда отношения с клиентами становятся более реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

  • Эмпатия
Эмпатия – умение видеть мир глазами другого человека и переживать его таким, каким переживает этот другой человек. Эмпатия является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.

  • Вслушивание
Этот процесс взаимный, и он способствует тому, что и консультант имеют возможность раскрывать и опознавать за содержанием проблемы ее структуру. В 1990 Карл Витекер сказал: «Самый эффективный метод – это слушать. Только слушать» Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

  • Наблюдение
Отличительной чертой консультанта является его особая наблюдательность по отношению к людям, их страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела. Так консультант учится читать характер клиента, и тот предстает перед ним не как пресловутая "открытая книга", а как новая страна перед путешественником, где все свежо, интересно и требует понимания.

Каждая деталь в человеке добавляет свой мазок к портрету его личности. Малейшее движение в голосе, лице – все полно смысла и не случайно. Личностная модель проявляется в каждом поступке человека, в том, как он смотрит на окружающих, в его рукопожатии, в манере говорить. Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем это почти интуитивно.

Не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого индивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в своих выводах. Складывается несколько парадоксальная ситуация: невзирая на значимость жестов, выражений лица, они лишь симптомы, нечто вроде буйков на поверхности водоема, которые в каждом отдельном случае указывают на уникальность данной личностной модели. Вот почему нельзя одинаково толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц.

Если научиться улавливать неприметные мускульные реакции человека на изменчивый поток его мыслей, то можно разгадать их содержание. Ведь, теоретически, каждая мысль сопровождается соответствующим мышечным движением. Речь идет о более тонких проявлениях, чем просто улыбка или нахмуренные брови. Если консультант легко читает такие проявления, то он развил в себе особую наблюдательность, необходимую для определения характера человека.

В данном случае можно сформулировать общее предостережение для консультантов: предположительный вывод о личностной модели индивидуума следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема клиента, отношения с друзьями и с противоположным полом, успех или неуспех на работе – все эти и многие другие моменты указывают на особенности характера, но ни один из них в отдельности не может быть достаточным основанием для окончательного вывода. Даже два, три, четыре признака не дают достоверного материала, только совокупность многих признаков, указывающих на одни и те же особенности характера, может стать основой для более или менее надежной гипотезы.


  • Система ценностей консультанта
Если реально посмотреть на ситуацию консультирования. Станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если понимать консультирование как отношение двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывая их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная ориентация консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, придерживаясь в работе определенных ориентиров, консультант неизбежно вносит в консультировании свое воззрение на систему сущностные вопросов жизни.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, таким образом, они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант ориентируясь на свою систему ценностей, так же помогает клиенту понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Обобщая выше перечисленные требования, предъявляемые к личности консультанта можно утверждать, что эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства, а иногда попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение и побуждать клиента толковать смысл своего поведения.

Нарисованная модель консультанта с первого взгляда может показаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом легко заметить, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант.

Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.

Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

  • угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;
  • отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
  • угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (С. Jung называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во- первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о сноси работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.



Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания" (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986).

"Синдром сгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Каковы наиболее часто встречающиеся причины "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

  • монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
  • работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
  • напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
  • работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
  • неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни"; "во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит"; "у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т.п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":

  • культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
  • внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
  • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
  • удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
  • стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
  • способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
  • открытость новому опыту;
  • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
  • обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
  • чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
  • участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
  • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
  • участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
  • хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Поделиться