Сочинение Распутин B. В помощь школьнику Распутин пожар экологическая проблема

Добро и зло перемешались.
В. Распутин

Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.
Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.
Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки.
Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.
Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.
Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята - архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой.
Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.
Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома (именно с заглавной буквы): дом старухи Анны, куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...”. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.
Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “...нет ничего проще, как заблудиться в себе”.
Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.
Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.
В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом...
Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?”.
Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа. В этом и заключена для меня жестокая правда повести Валентина Распутина.

Произведение Распутина «Пожар» легендарное творение автора. Данную повесть можно назвать неким продолжением знаменитого произведения «Прощание с Матерой».

В повести идет повествование от третьего лица, так же присутствуют и авторские отступления, которые напоминают публицистику. Действия происходят в небольшой деревни под названием Сосновка.

Главного героя произведения зовут Иван Петрович Егоров, которого Распутин изображает как добросовестного и трудолюбивого гражданина, который имеет свои нравственные и моральные устои. Иван Петрович считал, что нет ничего важнее, чем семьи, дома, работы и близких.

Так же в произведении присутствует антипод главного героя. Это группа людей, которая в народе носила название архаровцы. По мнению Распутина, у этих людей не было ни капли совести, имели замашки бандитов и наводили ужас на жителей села.

Все события вертятся вокруг того, что случился пожар, который заставил многих героев переосмыслить то, что происходило с ними до этого, то есть, переосмыслить всю свою жизнь.

Все сцены, в которых Распутин описывал то, как сгорают складские помещения с продуктами, которые были крайне важны для местного населения, являются приемом автора. Писатель использовал их для более увиливания драматизма. Однако, в повести и есть моменты, когда так называемые архаровцы просто воспользовались трагедией. Когда все люди тушили пожар, они не помогли и никак не учувствовали в этом. Все, что делала это группа – растаскивала чужое имущество, пока никто не видел.

Распутин в своем произведении «Пожар» так же использовал символы. Один из них – огонь, который олицетворял процесс разрушения, однако, с надеждой на будущее восстановление. Распутин своим произведением хотел показать, что еще не все потеряно, можно многое еще поменять, было бы желание и мотивация. У русского народа еще есть возможность поправиться и окрепнуть духом, несмотря на все невзгоды и трудности.

Вариант 2

Произведение является одним из ключевых литературных творений, созданных писателем, и представляет собой условно философское продолжение повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о жителях затопленного российского острова.

Повествование в произведении ведется от имени третьего лица и наполняется многочисленными авторскими отступлениями, напоминающими публицистические очерки. Действие повести происходит в небольшой сельской глубинке под названием Сосновка.

Главным героем повести писатель представляет Ивана Петровича Егорова, изображенный в образе добропорядочного, трудолюбивого, честного человека, придерживающего нравственных моральных принципов и считающего главным смыслом человеческой жизни наличие четырех подпорок в виде дома с семьей, работы, близких людей, а также родной земли, на которой располагается дом. При этом герой является скромным сельским жителем, не обладающим выдающимися способностями и не имеющим магического средства воздействия на окружающих людей.

Антиподом главному герою произведения в повести выступает группа организованного набора, называемая в простонародье архаровцами, участники которой отличаются отсутствием совести, бандитскими замашками, держа в страхе население села.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг ночного происшествия в виде пожара, заставляющего героев произведения переосмыслить собственные жизни и отношение к окружающей действительности, а также наглядно демонстрирующего трагедию разорения человеком своей родной земли.

Сцены описания пожара, в огне которого уничтожаются складские помещения с продуктовыми и промышленными товарами для населения, являются сюжетным приемом, усиливающим драматизм повести и представляющимся в качестве метафорического образа, поскольку с древних времен огненной силе люди противостоят объединившись. Однако в повести писатель изображает прямо противоположную ситуацию, в которой объединившиеся члены архаровской шайки не участвуют в тушении пожара и спасении имущества, а, используя паническое настроение окружающих и занятость людей чрезвычайным событием, растаскивают добротные вещи, а также спиртные напитки.

Повесть акцентирует читательское внимание авторскими размышлениями о духовном и физическом истощении русской земли, подчеркивая надежду на их восстановление в будущем.

Образ огня в повести имеет символический оттенок, олицетворяя собой не только процесс разрушения, но и передающий очищающую силу. Смысловая нагрузка произведения демонстрирует авторский призыв, выраженный путем использования метафор, заключающийся в необходимости общественных перемен в стране.

Несколько интересных сочинений

  • Женские образы в романе Капитанская дочка (по повести Пушкина)

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрываются немного женских образа. Это сама капитанская дочка – Маша Миронова, ее мама Василиса Егоровна и императрица Екатерина II.

  • Сочинение-рассуждение Сила любви

    Любовь - самое прекрасное чувство во всём мире. Она поглощает человека, заставляет растворяться в своём избранника до последней капли. Чувство влюбленности меняет людей до неузнаваемости

  • Анализ произведения Письма русского путешественника Карамзина

    В период с 1789 по 1790 года Николай Михайлович Карамзин пребывал в путешествии. Он передвигался по Германии, Швейцарии, Франции и Англии. В ходе своих путешествий делал записки и пометки, позднее ставшие произведением

  • Сочинение Вместе – целая страна: 2018 - Год единства народов России

    Как известно, Россия является самой крупной страной в мире. Более не существует на этой планете такого объединения людей, которое бы превосходило размером нашу страну. Когда где-то люди только просыпаются, в другой части страны люди видят сумерки

  • Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

    В принципе, по тексту ситуация простая. Возлюбленная Чацкого (Софья) почти в шутку, но немного и со злостью, так как он уже ей (да и всем вокруг) надоел своим поведением, говорит, что он сошел с ума

Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения:

  • словесные (эвристическая беседа),
  • наглядные (презентация),
  • проблемный.

Оборудование:

  • Компьютер (или мультимедийный проектор),
  • Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ .

Цели урока:

  1. На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.
  2. Разграничить понятия бездушный и бездуховный .
  3. Анализ отдельных эпизодов повести “Пожар”.
  4. Практика работы со словарными статьями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).

2. Актуализация новой темы.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Валентина Распутина “Пожар”. В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.

В качества эпиграфа к нашему уроку сегодня я выбрала слова самого автора повести “Пожар” Валентина Распутина.

(эпиграф появляется на слайде)

Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование. Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. (В. Распутин)

Перепишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.

Как вы думаете, являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ ?

(Могут быть различные варианты ответов.)

Слово учителя:

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо дать толкование понятиям.

Скажите, где можно найти определение данных слов?

(В толковом словаре.)

Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.

Задание 2-м ученикам:

Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.

Задание классу:

Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.

Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.

Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.

Бездушный –

1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.

2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.

Как вы думаете, почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности ?

(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим.)

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть В. Распутина “Пожар”.

Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.

Вопрос открывается на доске.

Запишите тему урока:

Тема человеческой души в повести В. Распутина “Пожар”.

3. Основная часть.

I. Современная литература.

Слово учителя:

Повесть Валентина Распутина “Пожар” была написана в 1985 году. В это время советских авторов наиболее интересовал духовный кризис современной России. Писатели уже в то время ощущали трагическую атмосферу бездуховности в обществе. Перед ними стояли извечные российские вопросы:

  • Что с нами происходит? (Поставил Шукшин.)
  • Что делать?
  • Кто виноват?

Если на первый и второй вопросы писатели пытались дать ответы, то на третий ответа серьезного нет.

Отвечая на первый вопрос, авторы показывали негативные примеры из жизни, состояние современного для них советского общества. Размышления над этим вопросом, то есть прямые размышления автора или его героя о злободневных проблемах жизни, придают произведениям публицистическую окраску. Зачастую автор напрямую беседовал с читателем.

Также в современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.

Все это прослеживается и в повести “Пожар”.

II. Работа с текстом.

Обратим внимание на название повести.

Что такое пожар?

(Уничтожение, превращение в пепел.)

Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал, превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.

Давайте зачитаем этот эпизод. (Либо текст, либо карточки с текстом) .

“Загорелось, по всему судя, с угла или где-то возле угла, от которого склады расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, - русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто-то или, уж верно, злой случай, если не кто-то, умен был умом далеко не задним”.

Что стало причиной пожара?

(Безответственность, бесхозяйственность.)

Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.

Люди теряют человеческий облик, а главное, что эти люди – деревенские жители, люди земли.

Главный герой Иван Петрович Егоров был родом из деревни Егоровки (обращается внимание учащихся на то, что в основе названия деревни лежит имя). Оттуда уходил на фронт, там женился и растил троих детей. Их село затопили, а жителей переселили в Сосновку (обращается внимание учащихся на то, что в основе названия деревни лежит сырье).

“Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании – когда же последует команда двигаться дальше, и потому – не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с жилым становищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это – все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься. И, слыша по ночам работу электростанции, круглосуточно постукивающей машины, чудилось Ивану Петровичу, что это поселок, не глуша мотора, держит себя в постоянной готовности”.

Почему герой чувствовал себя в новой деревне неуютно? Найдите ключевые слова.

(Неуютный, неприятный, кочевники, временность, ожидание и т. д.)

Теперь у героя не было дома, места на земле, а лишь временное жилье. Жители Сосновки чувствуют себя гостями, у них чемоданное настроение. Изменилась и психология: землю не обихаживают, не берегут. Появилось отчуждение между людьми.

Поселок разорен, улицы разбиты, тайгу изуродовали: подлесок уничтожен техникой (нет будущего ). Уничтожают люди и сами себя:

“…недавно директор школы Юрий Андреевич… взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью – это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая. Иван Петрович ахнул, когда услышал: вот те и мирное время!”

Живут в поселке и архаровцы Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.

Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:

Архаровец – буян, головорез.

Они “явились сразу как организованная в одно сила со своими законами и старшинством”.

Как вы думаете, почему архаровцы прижились в Сосновке, почему имели такую власть?

(Люди давно уже разбрелись каждый по себе. Никто не хочет видеть и понимать, что делается вокруг.)

Люди становятся бездушными или бездуховными?

(Бездушными.)

На пожаре люди не столько спасают все, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они могут спасти жизнь

Распутин выводит свою формулу жизни.

(Человеческая жизнь строится на доме и семье, работе, людях, земле.)

И если рухнет хоть одно из этих бревен, развалится вся жизнь.

Почему односельчане Егорова (то есть Россия 70-х годов, жизнь в Сосновке – это метафора.) теряют свою душу?

(Нет чувства дома, бесприютность; оторвали от земли.)

Но в современной человеческой жизни добро и зло перемешались. “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу”. В новом мире хороший человек – это не душевный , то есть тот, кто “способен чувствовать, как свое собственное, чужое страдание”, а тот, “кто не делает зла…и ничему не мешает ”.

Главный герой принимает решение уехать. Как вы думаете, почему?

(Не может смириться с бездушием.)

Финал у повести открытый. Пожар потушили. Егоров хочет навсегда уехать. Разговорился с приятелем, а тот спрашивает: “На кого ты оставишь все это?” и герой отвечает, что, может, он и останется.

Но он уходит из Сосновки по лесной дороге. Идет человек, потерявший свой дом. Все перемешалось: добро и зло. Кажется, что он сейчас повернет и исчезнет навсегда.

И неизвестно, вернется ли он в поселок.

Скорее всего нет.

Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?

(Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.)

4. Выводы.

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

(Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)

Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.

Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли сегодня тема бездушия?

(Различные варианты ответов.)

5. Домашнее задание.

Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.

Сюжет повести строится вокруг пожара, произошедшего на складе в посёлке Сосновка. Чрезвычайное происшествие раскрывает характер каждого местного жителя, заставляет показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Главный герой повести – Иван Петрович Егоров. Его фамилия происходит от названия деревни Егоровка, в которой он родился. В военные годы Иван Петрович был танкистом и мечтал вернуться домой. Однако и после войны его ждало расставание с родной деревней. Населённый пункт подлежал затоплению.

Егоров был вынужден переехать в новый посёлок Сосновка, который и стала местом действия повести. Несмотря на то, что на новом месте Ивану Петровичу не нравится, переезжать в город он не намерен. Так поступил его брат Гошка, который впоследствии спился. В моральном падении брата Егоров винит именно жизнь в городе.

Главный герой замечает, что мир вокруг значительно изменился. Когда-то Сосновка была вполне пригодным для жизни населённым пунктом. Местные жители помогали друг другу. Люди работали не для собственной наживы, а ради коллективного блага. Однако с появлением «лёгких» сельчан, архаровцев, всё изменилось. Новые жители не нуждались в хозяйстве. Они зарабатывали деньги только на еду и алкоголь. В Сосновке растёт преступность, провоцируемая пьяными дебоширами.

Сложившаяся ситуация огорчает Ивана Петровича. Главный герой продолжает жить в мире социалистических ценностей. Он привык к тому, что авторитет этих ценностей непререкаем. Никаких других идеалов и быть не может. Тем не менее, находятся люди, которые доказывают, что несокрушимые жизненные принципы тоже можно сокрушить. Доживать Ивану Петровичу придётся совсем в другом мире, где уже никто не верит в торжество всеобщего счастья. Главный герой с ужасом наблюдает за тем, что во время пожара каждый житель деревни стремится к тому, чтобы украсть вещи из горящего склада. Каждый пытается воспользоваться трагедией. Наибольшее усердие проявляют при спасении водки, которую немедленно распивают.

Иван Петрович презирает разрушение в любой форме. Он отрицательно относится к вырубке леса, считая такую работу бездушной. Всякое уничтожение Егоров воспринимает, как покушение на единственно правильную для него систему ценностей.

Другие персонажи

Алёна – жена главного героя. Автор идеализирует отношения супругов. Егоровы счастливы в браке уже более тридцати лет. За эти годы они воспитали троих детей, которые уже давно живу отдельно от родителей. Алёна становится частью самого Ивана Петровича. Она полностью разделяет его идеалы и мечты.

Афоня Бронников – земляк главного героя, также переехавший когда-то в Сосновку из Егоровки. Афоня тоже является приверженцем старых идеалов. Однако Бронникова «разложение» общества беспокоит значительно меньше, чем Егорова. Афоня считает, что каждый отвечает за себя. Сам он живёт честно, работает и никого не обманывает. Этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Невозможно требовать от других уважения к своим ценностям, не стоит «загонять палкой в свою отару». Единственный способ повлиять на поведение окружающих – показать личный пример. Автор не соглашается со своим героем. Устами Егорова он говорит о том, что подавать пример слишком поздно.

Одним из хранителей прежних обычаев в повести выступает дядя Миша Хампо. Этого жителя Сосновки все любят и уважают. Хампо парализован с детских лет. Однако, несмотря на серьёзные нарушения речи и неработоспособную руку, дядя Миша был женат и много трудился. В труд Хампо автор вложил символический смысл: герой работал сторожем за скромную плату, являясь тем самым хранителем традиций. Хампо вынужден приспосабливаться к новой реальности. Он не борется с ней, не пытается её переделывать, никому не навязывает уходящие идеалы. Недееспособность дяди Миши указывает на то, что прежние ценности уже успели потерять свою силу. Смерть Хампо была случайной и негероической. Он не погиб, спасая кого-то или что-то на пожаре. Его просто убили пьяные архаровцы.

Главная идея

Несмотря на то, что люди, подобные Егорову, верят в существование абсолютных идеалов, единых для всего человечества, ценностей, общих для всех, не существует. Ценности могут быть присущи только определённой группе лиц на ограниченный период времени. В этом приходится убеждаться и персонажам, и самому автору повести.

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин. «Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего. «Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки. Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы. Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей. В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести , изображающей историю о вынужденном переселении из деревни, которая должна быть затоплена из-за строительства дамбы.

В повести показано отношение старых людей к смерти, как к естественному и ожидаемому событию, завершающему этапу земного пути и переходу в вечность.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт. Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова. Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство. Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар. Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А.С.Пушкин

По жанру повесть В.Г.Распутина «Пожар» (1985) можно определить как притчу, потому что посёлок Сосновка, где происходит действие произведения, изображается автором в виде уменьшенной модели огромной страны - Советского Союза.

Сюжет повести очень прост: в мартовский вечер в посёлке лесозаготовителей на берегу Ангары загорелись склады при единственном поселковом магазине. Тушить пожар сбежались все жители, так как, во-первых, на складах находилось продовольствие и, во-вторых, огонь мог перекинуться на жилые дома. Таким образом, в повести описывается одно событие и несколько вариантов поведения людей в одинаковых обстоятельствах, как и должно быть в притче, где в незатейливом сюжете отражаются философские проблемы, касающиеся мира и человека. Повествование в притче должно быть сжато до предела, но автор нарушает этот художественный принцип: главный герой Иван Петрович Егоров, находясь на пожаре, замечает важные подробности в поведении знакомых и незнакомых ему людей, вспоминает родную деревню Егоровку и недавние события из собственной жизни. Иными словами, картина пожара обрастает многочисленными дополнительными эпизодами, что углубляет содержание притчи и превращает произведение в социально-философскую повесть-притчу.

Пожар относится к тем опасным ситуациям, в которых характеры и взаимоотношения людей проявляются весьма отчётливо. Пожар в Сосновке разделил жителей посёлка на три неравные группы. В первую входят «справные» и честные люди, принимающие верные решения, умело борющиеся с огнём, бескорыстно спасающие общественное добро. Из этой группы Распутин подробно описывает Ивана Петровича, его соседа и земляка Афоню Бронникова, начальника лесозаготовительного участка Бориса Тимофеевича Водникова (именно он оказался неформальным лидером, распоряжения которого выполняются сбежавшимися на пожар людьми), тракториста Семёна Кольцова, «самоставного» (15) сторожа дядю Мишу Хампо. Эти люди понимают, что в первую очередь надо спасать не винный отдел склада, не японский ширпотреб, а продукты - муку, масло, сахар. Они быстро и умело разбирают крышу мучного склада, чтобы отсечь огонь, а потом из последних сил вытаскивают мешки во двор. В результате таких дружных действий всего несколько человек спасают основные запасы продуктов.

Ко второй группе следует отнести растерявшихся сосновцев, которые мечутся возле складов, вытаскивают из огня что попало и сваливают всё это на грязный снег посреди двора. Толку от таких действий мало, потому что спасённое от огня добро всё равно портится - втаптывается в грязь. В этой группе оказалась жена Ивана Петровича - Алёна; сюда же можно включить парня, которого Афоня Бронников послал за ломом. Парень вернулся быстро, без лома, но с потрясающей новостью: мужики выкатили из промтоварного склада мотоцикл «Урал» - мечту любого таёжника. Совсем недавно директор магазина Качаев клялся и божился, что мотоцикла у него нет, а сам, оказывается, припрягал дефицитную машину для какого-то нужного человека. Возмущённый парень так и убежит, не включившись в полезную работу.

К третьей группе принадлежат те, которые явились на пожар «погреть руки». Это пришлые шабашники, которых Иван Петрович называет «архаровцами», и местные жители, ворующие среди общей паники. Архаровцы ловко сбивают замки с винного склада, весело спасают ящики с водкой, успевая в то же самое время напиться. Помощи от них на пожаре мало, наоборот, за ними нужен глаз да глаз, чтобы какой-нибудь пьяный смельчак не сгорел в огне или не украл чего-нибудь. Ничего толкового от этих беспутных, ни к чему не привязанных молодцов Иван Петрович и не ждал, но был глубоко возмущён, когда увидел, как местный старик, однорукий Савелий, тащит спасённый из огня мешок муки в свою баньку, а какая-то старуха собирает бутылки с водкой, которые архаровцы украли в всеобщей суматохе и перекидали за складской забор в проулок про запас.

Итак, жителям Сосновки не удалось победить огонь, спасти склады: стоящих, полезных людей оказалось очень немного, бесполезных - большинство, воров и пьяниц - до обидного много. Пожар продемонстрировал полный разлад среди сосновцев даже перед лицом общей беды. Этим исчерпывается содержание притчи, но Распутин не просто фиксирует разлад, он задумывается над его причинами. Жена Ивана Петровича Алёна, видя поведение людей на пожаре, задаёт мужу вопрос: «Мы почему, Иван, такие-то?» (5). Этот вопрос можно уточнить: почему мы такие разобщённые в социальном и нравственном отношении, «почему столько на свете неробей и причиндалов? И как получилось, что мы на их милость сдались, как получилось?» (7).

Распутин, рассказывая об истории Сосновки, рассуждает о нравственных проблемах современного общества. Посёлок состоит из жителей шести деревень, затопленных водохранилищем Братской ГЭС. Переселенцы получили новые дома, работу, но прежняя дружная деревенская жизнь в Сосновке не заладилась. Потому, считает Распутин, что человеку нужно чувство корней, чувство стабильности, которого его лишили с переселением. Жители знают, что через пять-десять лет весь лес вокруг будет вырублен подчистую и придётся переезжать на новое место. Отсюда нежелание людей обустраивать, украшать свой быт: Иван Петрович отмечает, что в Сосновке в палисадниках никто не разводит цветов, мало кто обрабатывает свой огород, держит скотину. Крестьянская запасливость и основательность сменилась лёгким, хищническим отношением к жизни: продукты можно купить в магазине, лес вокруг беречь для детей и внуков не надо, держаться всем миром тоже нет нужды. Иными словами, высокие государственные власти и сами люди бездумно расточают богатства земли, а одновременно утрачивают главные нравственные ценности. В результате целым посёлком не смогли справиться с пожаром, а правила всей жизни в Сосновке стали устанавливать архаровцы. «Как же это случилось, что они завладели всем посёлком? Сотни народу в посёлке, а десяток захватил власть... - думает Иван Петрович и сам себе отвечает: - Люди разбрелись всяк по-своему ещё раньше» (13).

Почему же так вышло? Распутин убеждён, что для человека недостаточно иметь дом и работу, то есть необходимые материальные условия существования; не менее важны для человека нравственные основы жизни. Всё это вместе Иван Петрович называет «четырьмя подпорками человека»: «дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. Все четыре одна важней другой. Захромает какая - весь свет внаклон» (16). Справедливость этих рассуждений подтверждается воспоминаниями Ивана Петровича о жизни в его родной деревне - затопленной Егоровке. К «четырём подпоркам» следует добавить память, что логически вытекает из воспоминаний Ивана Петровича. Беспамятные люди превращаются в архаровцев, которые заходят на кладбище справлять нужду.

Пожар высветил не только нравственные проблемы современной жизни, но и социальные. Открылась вопиющая бесхозяйственность поселковых властей: единственная пожарная машина давно разобрана на запчасти, огнетушители в магазинных складах давно высохли, а водовозку в нужный момент никак не могут найти. Начальник леспромхоза и директор магазина находятся в городе на очередном совещании. Главного инженера, который начал было распоряжаться на пожаре, никто не слушает, так как он не пользуется авторитетом у людей. Безнаказанное воровство и лихоимство творит не только однорукий Савелий, но и само магазинное начальство: когда раскрыли горящие склады, увидели залежи таких товаров, каких никогда не бывало на прилавках. Работа в леспромхозе превратилась в показуху: архаровцы смеются над «героем борьбы и труда» (13) Иваном Петровичем, а он сам на собрании демонстративно отказывается от ковра - награды победителю социалистического соревнования (13).

В посёлке изменился нравственный климат: сосновцы научились косо смотреть на всякого, кто «по старинке качает права и твердит о совести» (9). Иван Петрович испытывает это на себе: кто-то нарочно разворотил его палисадник, в другой раз испортил машину, а на лесосеке он едва успел отскочить от падающей на него тяжеленной подпоры. Безнадёжная, неправедная и одновременно бездумная жизнь закономерно приводит к безудержному пьянству. Архаровцы нашли время напиться даже в неразберихе пожара, а Ивана Петровича поражают подсчёты директора сосновской школы: примерно равное количество сосновцев погибло за четыре года Отечественной войны и за последние четыре года мирной жизни (9). Только теперь люди погибают не за свободу Родины, а от пьяной стрельбы и поножовщины, от пьяного купания в реке или от пьяной работы на лесосеке, то есть по собственной неосторожности и безалаберности.

Следует отметить важную художественную особенность повести «Пожар» - её публицистичность, заключающуюся в том, что авторские идеи и оценки выражаются не только через художественные образы и сцены, но и открыто, через прямые высказывания. Эти высказывания даются в повести от лица главного героя, но совершенно очевидно, что писатель полностью разделяет их. Имеются в виду рассуждения Ивана Петровича о «лёгких людях», о пьянстве, о смене нравственных ориентиров в современном обществе, о человеческом счастье, о современном «хорошем человеке» (16) и другие. Распутин посчитал необходимым откровенно высказать своё отношение к социальным и нравственным вопросам, поднятым в произведении, хотя эти публицистические суждения-перебивы нарушают художественную целостность повести, усложняют сюжет и ослабляют композиционное единство всего произведения.

Подводя итог вышесказанному, необходимо повторить, что «Пожар» - социально-философская повесть-притча, которая представляет таёжный посёлок Сосновку как советское общество в миниатюре в определённый исторический момент - в 80-е годы XX века. Как и должно быть в притче, сюжетной динамики в повести нет, но есть раздумья главного героя, перерастающие в авторские публицистические отступления, о порядках (вернее, беспорядках) и людях в Сосновке. В повести Распутин изображает не процесс, а некоторый итог социально-нравственного развития общества: пожар обострил то, что уже давным-давно существовало в жизни, - разлад между людьми и в душах людей.

Писатель предлагает своё объяснение происходящих на его глазах общественных перемен: стремительно, благодаря техническому прогрессу, меняется мир, поэтому неизбежно меняется и сам человек. Распутин понимает, что остановить технический прогресс невозможно, но при этом не желает мириться с тем, что русские люди теряют свои лучшие нравственные качества: соборность, совестливость, понимание природы, правдоискательство. Эти черты русского характера помогали народу пережить разные бедствия в прошлом: войны, голод, разорение. Теперь настало время для испытания сытостью и разобщённостью. Смогут ли русские перебороть эту напасть? Распутин оставляет финал повести открытым: читатель сам должен решить это.

Поделиться