Социальные н ормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы Норма (от лат) - правило, образец. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют. Социальная норма и отклоняющееся поведение Соц нормы и отклоняющееся поведение

Конспект № 1.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;

2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;

3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);

4) политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;

5) правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквент-ное поведение.

Конспект № 2.

Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Нормы предают современному миру регулярность и предсказуемость. Люди часто отклоняются от правил, которым они должны следовать, что именуется девиацией (от лат. отклонение). Это можно определить как несоответствие имеющейся норме, принятой значительной частью людей в группе или обществе. Отклонения бывают не только индивидуальными, но и групповыми. Наиболее часто мы следуем социальным правилам и нормам, т. к. в процессе социализации нам привычно поступать именно так, или мы верим, что предписываемое поведение истинно. Все социальные нормы сопровождаются санкциями. Санкция – это любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой реакции - гарантировать выполнение данной социальной нормы. Санкции бывают позитивными и негативными, формальными и неформальными. Неформальные позитивные: похвала, улыбка, одобрение. Неформальные негативные: ругань, выговор, игнорирование индивида. Формальные санкции в основном связаны с системой наказаний. Для них существуют законы.
Теории, объясняющие отклоняющееся поведение: 1.Объяснение с биологических позиций 2.С психологических позиций 3.Социальные институты общества Существует также теория аномии: В современном обществе традиционные стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. В определенных областях социальной жизни нет четких стандартов поведения. Люди испытывают тревоги, страх перед неопределенностью, поэтому аномия может стать одним из социальных факторов, влияющих на предрасположенность к самоубийству. Авторами этой теории являются Дюркгейм и Мертон. Последний считает, что аномия – это напряженность в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Однако отклоняющееся поведение бывает и положительным. Маргинальность – состояние, характеризующее людей, которые находятся как бы в промежуточном положении между социальными группами. Такими могут быть уехавшие со своей родины, люди считающие себя выше их прежней среды, но в более высокий слой не поднявшиеся.

Конспект № 3

В любом сообществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, по которым оно живет. Отклонение от этих норм или их несоблюдение называется социальным отклонением или девиацией.

Социальные нормы – это требования, предписания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении обществ, отношений.

В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, требуют наличия таких общих правил, которые позволили бы участникам соответствующих обществ, отношений регулярно и единообразно вступать в данные взаимодействия. Социальные нормы в силу этого воплощают в себе абстрактную модель указанных взаимодействий, дающие возможность индивидам предвидеть действия иных участников обществ, отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости. Во-первых, они способствуют социальной интеграции. Во-вторых, служат своеобразными этапами поведения своего рода «инструкциями» для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп. В-третьих, способствуют контролю за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы – правила. Первые из них лишь очерчивают рамки социально-одобряемого поведения. Их нарушение вызывает неодобрение со стороны общества или социальной группы, но не влечет за собой каких-либо серьезных санкций. Нормы относящиеся ко второй группе, отличаются большей степенью строгости. Они определяют границы допустимого поведения, а также виды деятельности, считающиеся неприемлемыми и потому запрещенными. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например, уголовных или административных. По сферам деятельности нормы могут подразделяться на групповые, действующие в масштабах одной или нескольких групп, и всеобщие, функционирующие в масштабе всего общества.

Нормы формируют привычки, обычаи, традиции. В большинстве современных обществ наиболее важные и значимые нормы обретают правовой статус и закрепляются в законах.

Социальные нормы усваиваются личностью в процессе социализации. Поведение, соответствующее определенным в обществе нормам, обозначается как конформистское. В противоположность конформистскому существует отклоняющееся, или девиантное поведение.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда ценными. Изменяются сами нормы, изменяются отношения к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиации можно расположить на некотором контииумме. На одном его полюсе расположится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение, на другом полюсе разместится группа с максимально одобряемыми отклонениями.

Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются также отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются противоправными.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал французский ученый Э. Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является «отсутствии регуляции», «безнормность». По существу – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.

Американский социолог С. Мертон, обосновывающий эту теорию, полагал, что девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одновременно средствами для их достижения.

По мнению выдающегося социолога современности Т. Парсонса, аномия это «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем».

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ. Это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Основная идея культурологических теорий объяснения девиации (Селин, Миллер, Сутерленд, Клауорд) – это конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой. Теория наклеивания ярлыков (Беккер) исходит из того, что девиация - своеобразный ярлык, который некоторые группы, обладающие властью « навешивают» поведению более слабых групп.

В основном все теории девиантными называют поведение, отклоняющееся от норм со знаком минус. Но в любом обществе всегда есть люди, поведение которых опережает существующие стандарты и выступает более прогрессивным по сравнению с ними. Такой вид поведения наиболее свойственны обществу во времена различных социальных перестроек.

Вышеуказанные теории определяют разные причины, вызывающие социальные отклонения. Этих причин может быть много, они изменяются с развитием общества.

Но постоянным и главным источником девиаций, делающего это явление объективным и всегда свойственным человеческому обществу – это социальное неравенство как неравные возможности в удовлетворении потребностей.

В качестве других источников и причин социальных отклонений можно назвать следующие.

  1. Когда в процессе социализации индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей допускаются сбои, неудачи, недостатки.
  2. Неблагополучные семьи. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплоченности в семье.
  3. Многочисленные случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
  4. Аномия (состояние отсутствия норм). Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой – поддерживает эту стабильность.

Для контроля за соблюдением норм и ценностей, а также в целях воспрепятствования девиантному поведению применяются социальные санкции. Под социальным контролем понимается нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы. Социальный контроль стимулирует позитивные изменения в обществе. Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества к личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно, возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни из них (правовые санкции) строго регламентированы, формализованы и применяются полночными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права. Иные санкции (моральные) неформальны и применяются в форме одобрения или осуждения. Но полноценный социальный контроль – это совокупность средств и методов влияния общества на нежелательные формы поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих отклонений.

Особенного внимания требует подход и рассмотрение девиантности, социального контроля и политического режима в России.

Россия никогда не была демократическим государством, никогда не была она и правовым государством. (Провозглашение ее таковым в статье 1 Конституции Российской Федерации – в лучшем случае аванс с неясными перспективами). В России «уважения к закону никогда не было ни у властей, ни у народа». Чрезвычайно краткие в масштабах истории попытки демократизации (60-е годы ХIХ века, с февраля по октябрь 1917 года, горбачевская перестройка) заканчивались возвращением на круги абсолютизма, тоталитаризма, авторитаризма. Население России никогда не жило в условиях политической свободы и уважения прав независимой личности. Более того, как недавно высказался известный «диссидент» и правозащитник В. Буковский: «мы даже не знаем, хочет ли народ жить в условиях свободы и демократии». Боюсь, что «Россия, которую мы потеряли», была не лучше (не демократичней, не свободней, не цивилизованней), чем та, которую мы создали и имеем…»

Россия конца ХIХ – начала ХХ века характеризуется относительно стабильным количеством и уровнем (в расчете на 100.000 человек населения) зарегистрированных преступлений. Так, уровень преступности в среднем составляла в 1874-1883 годах – 177, 1884-1893 года – 149. «Эхо» революции 1905 года, поражение в войне с Японией, революционная ситуация начала ХХ в. отразилась на уровне зарегистрированных преступлений: (1899-1905 гг. – 229, 1906-1913 – свыше 270 ежегодно).

Более трагична, выглядит практика тоталитарного советского режима. С 1918 по 1953 гг. было осуждено за «контрреволюционные преступления» более 3 млн. 700 тыс. человек, из них минимум 820 тыс. к высшей мере наказания – расстрелу. Только за страшные 1937-1938 гг. было осуждено за это 1 млн. 350 тыс. человек, из них – 682 тыс. – к расстрелу.

Конец сталинской эпохи не означал окончания тоталитарного режима. Все черты тоталитаризма были присущи советской власти с октября 1917 до горбачевской перестройки.

Хрущевская «оттепель» ослабила гнет тоталитаризма, был разоблачен культ личности Сталина, в области уголовной политики была реанимирована идея превенции. Н. Хрущев высказался за критерий профилактики преступлений на ХХ съезде КПСС (1956 г.), а затем повторил это на ХХI съезде (1959 г.). «Нужно предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключили появления у отдельных лиц каких-либо поступков, наносящих вред обществу. Главное – это профилактика и воспитательная работа». На ХХI съезде (1961 г.) была принята новая Программа КПСС, согласно которой главное внимание в уголовной политике «должно быть направлено на предотвращение преступлений». Хрущев видел в профилактике панацею от девиантных проявлений. Поэтому для этого периода характерна массовая передача обвиняемых – на поруки, а осужденных – «на перевоспитание трудовому коллективу».

Надо сказать, что «глоток свободы» во время «оттепели» положительно сказался на общественном климате. Уровень преступности снизился до минимума за все годы Советской власти (1963 – 397,7, 1964 – 392,2, 1965 – 388,7 на 100.000 тысяч). Еще один важнейший социальный показатель – уровень самоубийств также оказался относительно низким: 17,1 в 1965 году, тогда как уже в 1970 – 23,1 и далее постоянный рост вплоть до горбачевской перестройки (в 1984 году – 29,7 в СССР и 38,7 в РСФСР с последующим снижением в годы перестройки). Уровень смертности (на 1000 человек) с 1955 года впервые оказался ниже 10 и продолжал снижаться до 1964 г.

Период от Л. Брежнева до М. Горбачева характеризуется продолжающимся коллапсом социалистической экономики, агонией режима, сопровождающийся небывалым ростом количества антисоветских анекдотов. Пришлось срочно вводить в уголовный кодекс (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.09.1966 года с последующим дополнением от 3.12.1982 г.) «анекдотичную» статью 190-I: «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». (С наказанием до 3-х лет лишения свободы).

Горбачевская «перестройка» объективно явилась одной из наиболее радикальных попыток спасти гибнущую систему. Ему удалось казавшееся невозможным ликвидировать господство одной партии, установить свободу слова и печати, обеспечить проведение свободных выборов, утвердить частную собственность и свободное предпринимательство, разрушить «железный занавес», обеспечить свободу передвижения, в том числе – за границу. Несколько смягчилась карательная практика. Если в 1985 году к лишению свободы приговаривалось 45,2% осужденных, то в 1986 г. – 37,7%, в 1987 г. – 33,7%, в 1988 г. – 34,1% с последующим возрастанием. Весьма знаменательно, что даже кратковременные попытки либерализации тоталитарного режима приводят к благоприятным социальным последствиям. Вряд ли это случайность, потому что динамика некоторых девиаций в других странах бывшего «социалистического лагеря» выражает те же тенденции.

«Перестройка» политического режима в направлении либерализации закончились после того, как Россия перешла к радикальным, резким переменам. Сегодня социологи с тревогой говорят о криминализации российского общества. В качестве социальных причин, влияющих на этот процесс, выделяются: кризис и распад ценностей и социальных норм; аномия; маргинализация общества; широкое распространение деликвентных субкультур; ослабление институтов социального контроля; рост коррупции в государственном аппарате власти. В последнее время власть декларирует приверженность либерально-демократическим ценностям. Но при этом продолжает ужесточение политического режима. Оно сопровождается, к сожалению, отходом от либерализации экономических, социальных и особенно политических отношений (строительство «вертикали власти», фактическое назначение выборных должностных лиц, политическое и экономическое давление на оппозиционные средства массовой информации и т.д.).

В реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Разрушив нормы, сформированные в советское время, мы лихорадочно пытаемся создать нормы для нынешнего этапа своего развития, обращая свои взоры или на Запад, или в дореволюционное прошлое.

Девиантность общества и девиантное поведение были, есть и будут, пока существует общество.

Социальный контроль, как механизм самоорганизации общества, был, есть и будет, пока существует общество.

Социальный контроль или же любой иной механизм самосохранения общества никогда не смогут «ликвидировать», «преодолеть», «побороть» девиантность в целом и любые ее проявления.

Современный мир предоставляет человечеству невиданные ранее возможности, но и выдвигает невероятной сложности проблемы.

С одной стороны: глобализация экономики, политики, культуры, современные средства коммуникации, мировая информационная сеть, опыт интеграции, достижения науки, техники, медицины могли бы служить базой для мирной созидательной жизни миллионов людей. С другой стороны, политический и религиозный экстремизм, международный терроризм, межэтнические кровавые конфликты, амбиции диктаторов и бессилие народов, растущая пропасть между странами «золотого миллиарда» и остальным миром.

Несомненно, большинство обществ способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, однако постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее.

В связи с этим нам представляется, что выживание как отдельных обществ, так и человечества в целом возможно при условии:

  1. либерализации и демократизации политических режимов;
  2. отказа от политического экстремизма и силовых способов решения межгосударственных и внутренних конфликтов;
  3. максимальной толерантности по отношению к инакомыслию и инакодействию, по отношению к меньшинствам, иным культурам и субкультурам;
  4. реального воплощения во внешней и внутренней политике государств принципов неприкосновенности личности и защиты ее прав и свобод, абсолютной ценности каждой жизни и ненасилия.

Каждое социальное общество имеет собственные нормы или правила, по которым оно и живет. Их можно отнести к неписаным законам, отражающим характер поведения человека в различных ситуациях. Несоблюдение же этих норм считается социальным отклонением, которое еще называют девиацией. Это понятие можно рассматривать с разных сторон. Прежде всего, отклоняющееся поведение всегда нарушает нормы права и стандарты, сложившиеся в обществе. Но помимо этого, его считают социальным явлением, которое находит свое выражение в любых массовых формах деятельности людей и не соответствует при этом негласно установленным правилам поведения.

Где изучается отклоняющееся поведение и его типы? Обществознание - тот предмет, который впервые знакомит школьников с научным объяснением данного

Основное понятие

К сожалению, не бывает такого общества, все члены которого придерживались бы общих нормативных требований. Существующее отклоняющееся поведение и его типы могут принимать разные формы. Так, к людям с относят преступников и отшельников, аскетов и гениев, святых и т. д.

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не имеющий одобрения в обществе. Во все времена шла борьба по устранению нежелательных форм человеческой деятельности и их носителей. При этом применялись различные средства и методы, которые соответствовали имеющимся в стране социально-экономическим отношениям, общественному сознанию, а также интересам правящей верхушки.

Отклоняющееся поведение и его типы всегда привлекали интерес исследователей.

Роль в жизни общества

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения с двойственным характером. С одной стороны, оно грозит потерей стабильности общества. С другой же - поддерживает данную стабильность. Как это можно объяснить? Успешная работа всех социальных структур возможна только при обеспечении порядка и предсказуемости поведения всех членов общества. Каждому человеку важно знать, как будут вести себя другие люди и какого поведения они ожидают от него.

Вместе с тем в каждом обществе существуют субкультуры. Они обладают своими нормами, входящими в противоречие с общепринятой моралью. Подобные отклонения считаются групповыми и порой содействуют дальнейшему развитию общества.

Виды девиантного поведения

Порой индивид нарушает социальные нормы только время от времени. Такое поведение относят к первичной девиации. Второй вид данного понятия - вторичный. В этом случае человек получает клеймо девианта и чувствует, что с ним обращаются не так, как с другими людьми.

Отклоняющееся поведение всегда нарушает моральные нормы и при этом может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Первый вид девиации нередко трансформируется во второй. Чаще всего это случается при влиянии криминальных субкультур на те категории людей, которые предрасположены к совершению девиантных поступков, то есть относятся к группе риска.

Типы отклоняющихся поведений

Выделяют:

Делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;

Аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

Патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

Психопатологические поступки, являющиеся следствием ;

Поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение и его типы могут иметь и несколько иную классификацию. По отношению к ним общества девиантные поступки бывают:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются в таком поведении индивида, которое носит позитивный характер и направлено на устранение устаревших стандартов. Как правило, этот тип девианта связан с социальным творчеством и способствует качественным изменениям всей общественной системы. Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности.

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не вызывающий никаких опасений общества и не способствующий его изменению. К таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения и формой одежды.

3. Социально неодобряемыми. Такое поведение нарушает и дезорганизует общественную систему.

Оно несет в себе черты негативности и дисфункциональности. Подобные девиантные поступки наносят вред обществу. К ним относят различные отклонения, приносящие вред людям и самой личности. Они выражаются в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т. д. Так, к социально неодобряемым относят следующие типы отклоняющегося поведения: аддиктивное, делинквентное.

Типология Р. Мертона

Понятие девиантного поведения относительно. Например, преступники полагают, что вымогательство - это нормальный вид заработка. Однако для большей части населения подобное поведение является девиантным. Это же относится и к некоторым видам социальных поступков. Одни из них считаются девиантными, а другие - нет.

В современной социологии наиболее признанными считаются виды, типы отклоняющегося поведения, классифицированные Р. Мертоном. Свою группировку понятий он составил в русле представлений этого процесса как разрушающего базовые элементы культуры, в том числе и этические нормы. На основании этого Мертон выделил четыре типа девиации, в число которых входит:

1. Инновация. Этот тип поведения предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание принятых способов их достижения. К инноваторам относят проституток и шантажистов, великих ученых и создателей финансовых пирамид.

2. Ритуализм. Такое поведение связано с отрицанием основных целей общества и абсурдным исполнением способов их достижения. Примером тому может служить бюрократ. Этот чиновник требует тщательного заполнения любого документа, его неоднократной проверки, составления в четырех экземплярах и т. д. При этом из вида упускается главное - цель.

3. Ретретизм. Это не что иное, как бегство от существующей действительности. Этот тип девиации выражается в отказе не только от социально значимых целей, но и от тех способов, которыми обычные люди их достигают. Такой тип поведения характерен для наркоманов, алкоголиков, бомжей и т. д.

4. Бунт. Данное поведение отрицает имеющиеся в обществе цели и способы. Бунтарь стремится к замене их на новые. Яркий пример тому - революционеры.

При составлении своей классификации Мертон подчеркивал тот факт, что отклоняющееся поведение и его типы не являются продуктом, который демонстрирует абсолютно негативное отношение к общепринятым нормам. Ведь вор вовсе не отвергает такую цель общества, как материальное благополучие. А действия бюрократа не вступают в противоречие с общепринятыми правилами работы. В этом случае наблюдается лишь буквальное исполнение, доходящее до абсурда. Но при этом и бюрократ, и вор являются девиантами.

Основные причины отклоняющегося поведения

Объяснений девиантного явления может быть множество. Для его понимания необходимо знать, какие имеет отклоняющееся поведение виды. И причины в таком случае будет выявить намного проще. Например, склонность к наркомании и алкоголизму, а также психические расстройства объясняются вовсе не социальными, а биологическими причинами. Ведь эти негативные явления порой передаются детям от их родителей.

В социологии есть несколько направлений, согласно которым и объясняются причины девиантного поведения. Одно из них заключается в наличии такого состояния общества, при котором старые ценности и нормы уже пришли в противоречие с существующими отношениями, а новых пока нет. При этом причина девиантного поведения заключается в несогласованности целей, которые выдвигаются обществом, и тех средств, которые предлагаются для их достижения.

Маргинализация

Это одна из причин девиации, характеризующаяся разрывом социальных связей. Самым распространенным вариантом является первоначальный разрыв экономических отношений. После этого утрачиваются социальные связи, а на следующем этапе - духовные.

Характерной чертой маргиналов служит снижение планки социальных потребностей и ожиданий. При этом происходит примитивизация их производственной, бытовой и духовной жизни.

Социальные патологии

Попрошайничество и бродяжничество

Такое поведение является особым образом жизни. Его основной причиной служит отказ от участия в труде на благо общества и стремление к получению нетрудовых доходов.

Стоит отметить, что попрошайничество и бродяжничество в последнее время получили довольно широкое распространение. Однако общество пытается вести борьбу с этим социально опасным явлением. Ведь нередко такие личности выступают в роли посредников при сбыте наркотиков, а также совершают кражи и прочие преступления.

Аддикция

Нередко причиной негативного поведения становится стремление избежать имеющегося внутреннего дискомфорта, а также изменить собственное социально-психическое состояние, выражающееся внутренней борьбой и внутриличностными конфликтами. Все это и является аддиктивными поступками. Подобный путь, как правило, выбирается теми, у кого нет легальной возможности для осуществления самореализации, чья индивидуальность подавляется в связи со сложившейся в обществе иерархией, а личностные стремления неизменно блокируются.

Таким людям невозможно сделать карьеру и изменить имеющийся у них социальный статус с использованием легитимных каналов. Именно поэтому они и считают общепринятые нормы общества несправедливыми и неестественными.

Особенности негативного поведения

В нашем современном обществе девиантные поступки все больше и больше становятся рациональными и рискованными. Основное отличие такой личности от авантюриста заключается в опоре на профессионализм, а не в вере в случай или судьбу. Это осознанный выбор личности, благодаря которому возможна ее самореализация, самоутверждение и самоактуализация.

Отклоняющееся поведение подростков

В современном обществе актуальна проблема детской безнадзорности, наркомании и преступности. В связи с этим наблюдается и рост числа подростков с девиантным поведением. Такое отклонение в поведении детей является результатом политической, социальной, экономической и экологической нестабильности, роста влияния псевдокультур, изменения в существующих ценностных ориентациях молодежи, неблагополучия в семейной и бытовой сфере, отсутствия контроля, что становится следствием постоянной занятости родителей, эпидемии разводов и недостатков в работе учреждений образования.

Основные типы отклоняющегося поведения подростков, как правило, находят свое выражение в таких формах, как аддиктивная, аутоагрессивная (суицидальная), а также гетероагрессивная.

Каковы наиболее часто встречающиеся причины негативного поведения молодежи? В их перечне находятся следующие:

1. Неправильно организованное воспитание. Такой подросток обычно проживает в трудной семье. На его глазах происходят конфликты между родителями, которые не интересуются его внутренним миром. Порой такое неблагополучие довольно глубоко скрыто. И обнаруживается оно только после того, как подросток начинает выделяться своим негативным поведением.

2. Биологические факторы. Среди подобных причин выделяется наследственность, которая снижает активность защитных механизмов и ограничивает приспособительные функции человека. Этот фактор способен проявляться в умственной недостаточности, наследовании аномальных черт в характере, а также такого негативного явления, как алкоголизм. Помимо этого, у подростков с девиантным поведением выявляется неполноценность клеток мозга, ставшая следствием некоторых тяжелых заболеваний, которые были перенесены ими в раннем возрасте. К факторам биологического типа относят и особенность подросткового периода. Именно в этом возрасте у человека происходит бурный рост организма, начинается и подходит к завершению половое созревание, а также совершенствуются функции многих систем и органов, в том числе ЦНС.

3. Психические факторы. В подростковом возрасте завершается и формирование характера человека. Нарушения данного процесса приводят порой к негативным характерологическим реакциям, выходящим за рамки принятой в обществе нормы. Среди них следующие: активный протест (непослушание и грубость); пассивный протест (уход из дома); активное уклонение от контактов с людьми; имитация или подражание поведению окружающих; повышенное стремление к самоутверждению на основе отрицания опыта старших; гиперкомпенсация (безрассудные поступки) как защитная реакция, маскирующая слабые стороны личности.

Итак, мы рассмотрели отклоняющееся поведение и причины, его вызывающие.

Социальные нормы – нормы поведения в обществе, они регулируют, оценивают поведение. Эти нормы позволяют контролировать поведение, ориентироваться в вопросах, что следует делать, что можно, что нельзя делать. С помощью этих норм поведение групп людей приобретает упорядоченный характер. В этих нормах установлены стандарты поведения. Существующие в обществе нормы представляют: обычаи и традиции, в которых закреплены привычные образцы поведения (обряды);

Правовые нормы , закреплены в законах издаваемых государством, где четко описано правомерное поведение и наказание за ослушание.

За нарушение правовых норм обеспеченных силой государства следует наказание.

Моральные нормы в отличие от правовых, несут в основном оценочную нагрузку, их нарушение встречают осуждением общества, но не наказанием.

Эстетические нормы, заключаются в представлении людей о прекрасном, и безобразном в поведении человека.

Политические нормы – отношения между политикой и властью.

Религиозные нормы – включают нормы морали, права, традиции, обычаи.

Итак, все социальные нормы регулируют отношения в самом обществе, между людьми, группами их, организацией людей.

Отклоняющееся поведение.

Отклоняющиеся поведение – это поведение не согласованное с нормами, не соответствующее тому, чего ждет от человека общество.

Отклонения от нормы могут носить негативный и позитивный характер, т.е. иметь для общества полезные последствия.

Общими чертами негативных поведений является вредный ущерб, наносимый обществу.

Причинами отклоняющегося поведения ученые считают:

  1. Чезарио Ламброзо видит причины в биологическом строении человека, т.е. внешний облик человека, влияет на его психику и он рождается преступником.
  2. Другие склонялись к психологическому объяснению отклонений, т.е. отклоненное поведение связано с умственными дефектами, психопатия и т.д.
  3. Социальное объяснение – Дюркгейм считал, что отклонение социальных норм появились в период кризиса в обществе.
  4. Некоторые ученые связывают отклонение поведения с конфликтами между господствующей культурой, и культурой отдельных групп людей отрицающих общепринятые нормы поведения.

Преступление

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.

Преступность - совокупность преступлений совершаемых в данный момент.

Особенности:

  1. наличие определенного контингента лиц преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.
  2. преступления бывают корыстные и насильственные. Первые связаны с имуществом, вторые со здоровьем и жизнью человека

Алкоголизм – хроническое заболевание развивается в результате постоянного употребления алкогольных напитков.

Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Цели и задачи урока :

1.Образовательная: раскрыть сущность таких явлений, как социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль, показать их взаимосвязь, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения; выяснить разницу между девиантным и делинквентным поведением; показать опасность такого проявления девиации, как преступность.

2.Развивающая: развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3.Воспитательная: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения.

Тип урока: комбинированный (форма урока - практикум).

Основные понятия : отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, организованная преступность.
Оборудование : проектор, компьютер, компьютерные динамики.

Раздаточный материал : На столах у учащихся находятся материалы с дополнительной информацией, технологические карты.

На уроке применяются следующие виды деятельности:индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, проверка наличия учебников, конспектов, дневников, ручек и т.п.

2. Проверка изученного материала.

Эпиграф к уроку : «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» (Ф.М. Достоевский).

Ход урока:

1 .Организационный момент. Актуализация.

Учитель: Добрый день. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Социальные нормы. и отклоняющееся поведение».

Цели нашего урока:

1.Закрепить знания о таких явлениях, как социальные нормы и отклоняющееся поведение, социальный контроль. Показать их взаимосвязь, последствия, причины.

2. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3.Формирование навыков социального поведения.

Наш урок проведём в виде практикума.

Урок будет проведён по плану , который у нас в учебнике, а именно:

    Социальные нормы.

    Отклоняющееся поведение

    Преступность

    Алкоголизм и наркомания.

Наш урок будет проведён в виде практикума, т.к. нашей задачей является постепенная подготовка к ЕГЭ.

Вопрос №1 Социальные нормы . Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальным нормам, которые сопровождают человека всю жизнь.

Ещё с детского сада вы помните строки:

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха,

Что такое хорошо и что такое плохо?... – моральная норма

У меня секретов нет, слушайте детишки.

Папы этого ответ помещаю в книжке.

Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, - правовая норма

Я такого не хочу даже вставить в книжку.

Если мальчик чистит зубы…… - норма гигиены, норма культуры

Этот мальчик очень милый поступает хорошо.

Что такое социальная норма?

О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Что такое социальная норма?

Какие другие социальные нормы вам известны?(Ответ – эстетическая, религиозная, политическая, этическая, обычаи, традиции)

Что такое социальная норма?

Социальная норма – это установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей. С помощью норм к людям предъявляют требования, которым должно соответствовать их поведение.


? Какую роль в жизни общества и человека играют социальные нормы?

! Д еятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались определенных правил. Нормы, которым мы следуем, придают социальному миру регулярность и предсказуемость, они указывают что можно а что нельзя. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

Ни в одном обществе невозможно провести линию и разделить людей на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинству людей случалось нарушать общепринятые правила. Например: припаркованный на пешеходной дорожке автомобиль, пешеход, идущий на красный свет светофора.

Все социальные нормы связаны между собой. В далекой древности жизнь людей регулировалась моральными нормами. С развитием человеческого общества, с появлением государства часть моральных норм превратилась в право. Перед вами документ. Это – “Подарок молодым”- свод древних китайских заповедей. Слайд № 10

Прочтите . Какие заповеди на ваш взгляд важны , какие не существенны? Какие из них стали законами ?

Древний свод нравственных заповедей

Подарок молодым” (перевод с китайского) Что такое глупость?

Глупо:

    иметь деньги и не отдавать долги; ЗАКОН

    знать за собой недостаток и не исправлять его;

    то и дело бранить чужие сочинения;

Неумно:

    за спиной человека говорить о его недостатках;

    забросить семью и предаваться пьянству; ЗАКОН

    и так, и этак извиваться, стремясь угодить другим;

    обидеть и надеяться, что тебя простят; ЗАКОН

Бестактно:

    входить без стука к людям; ЗАКОН

    раскрывать чужие письма и документы; ЗАКОН

    любоваться огнем на пожаре;

    глазеть на утопающего. ЗАКОН

Вопрос.

Сходства:

1) И то, и другое - это правила поведения;

2) За нарушение как норм права, так и норм морали существует ответственность

Различия:

1) Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные - обществом;

2) За нарушение норм права существует юридическая ответственность со стороны государства, а за нарушение норм морали - лишь санкции со стороны общества (презрение, неодобрение);

3) Нормы права закреплены письменно в различных правовых актах и формально определенны, организованы, а нормы морали «передаются» устно и закреплены лишь в сознании людей;

Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?

Ответ . Назначение социальных норм: направляет поведение, позволяет его контролировать, регулировать и оценивать.

!

Законопослушное поведение называется конформистским.

Представьте на минуту, что все социальные нормы в обществе соблюдаются.

Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.

Вопрос№2 Отклоняющееся поведение.

Что мы называем отклоняющимся поведением?

Что значит отклоняющееся поведение?

Отклоняющееся пов едение – это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество.


? Ребята как вы думаете «Отклонения – естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и запрещение не уменьшают отклонений. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким ». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений?

? В чем причины отклоняющегося поведения? Ребята предлагают варианты ответов, совместно выводим следующие причины отклонений и приводим примеры:

Каковы причины отклоняющегося поведения?

Во-первых, это наследственная предрасположенность. До 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать алкоголиками.

Во-вторых, это социальные факторы. Одни из них связаны с семьей, другие – с состоянием общества в целом. Исследования показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях, где отсутствовали сплоченность (скандалы, склоки были частым явлением), взаимная привязанность либо проявлялась сверхсуровостью родителей.

В- третьих, человек живет сегодняшним днем, в состоянии беззаботности, легкости, которое ему приносят алкоголь, наркотики или табак.

Ответ . Отклонения являются естественной частью социальной жизни, в жизни общества бывают особые периоды глубоких перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Многие прежние ценности теряют свое значение, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях чаще проявляется отклоняющееся поведение.

По отношению к лицам, допускающим негативные отклонения от норм, общество применяет социальные санкции

Перед вами лежат технологические карты. Дальнейшую работу мы продолжим заполняя материалы находящиеся у вас на партах. Чтобы успешно справиться с заданиями будьте внимательны, принимайте решения сообща.

Задание I .

Человек совершает ежедневно множество действий. Распределите предложенный перечень на колонки, на общественно опасные и неопасные.

Общественно неопасное

Общественно опасное

Покраска волос

Экстравагантная внешность

Содержание в квартире животных в большом количестве

Чудачество

Новаторская инициатива

Религиозныя фанатизм

Алкоголизм

Терроризм

Переходим к следующему заданию.

Задание II .Необходимо отметить негативные отклонения от социальных норм на уровнях:

Личности

Преступления, правонарушения, аморальные поступки

Малых социальных групп

Деформация, раздоры, скандалы,

Государство и общественные организации

Бюрократизм, волокита, коррупция.

ЗаданиеIII .

Позитивный характер

Негативный характер

Проявление инициативы

Новаторство

Самопожертвование

Сверхтрудолюбие

Героизм

Обострённое чувствожалости

Вред

Ущерб

Религиозный фанатизм

Терроризм

Расовая нетерпимость

.

Задание IV – конструктор:Из предложенного набора слов составить определение понятия, и назвать само понятие.Правильный вариант:

Девиантное поведение - это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения.

Делинквентное пове дение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках.

Задание VII :Из предложенного списка выберите основные признаки делинквентного поведения.

Задание VIII Найти среди данных примеров ситуации делинквентного поведения.

Учащиеся должны отметить, что девиантное поведение в узком смысле означает - не вызывающее уголовного наказания. Оно относительно по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы. Делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам.

    Итак. Каждый человек должен освоить социальные нормы и культурные ценности общества, в котором он живёт. То есть включиться в процесс социализации.

Социализация - освоение индивидуумом социальных норм и культурных ценностей общества.


? Возможны ли сбои, неудачи в процессе социализации .

Ответ. ДА.

Вопрос №3 ПРЕСТУПНОСТЬ .. Просмотр кадров связанных с преступностью.

Задание: На основе просмотренного видеофильма и дополнительной информации укажите:

    Что такое преступность?

    В чём состоит опасность отклоняющегося поведения?

    Какие меры принимает общество для борьбы с данными отклонениями? Предложите свои варианты.

Назовите известные виды преступлений. Приведите примеры следующих преступлений: корыстных, агрессивных, экономических.

1. Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: «Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец». Какие причины преступления называет Л.Н. Толстой? Какие признаки профессиональной преступности вы можете назвать?

Учащиеся работают с учебником стр. 49-50 в течение 5 минут. Затем группы предлагают свои варианты, идет обсуждение.

Задание № X в технологичекой карте.. Найдите областьдевиантного поведения, делинквентного поведения, криминального поведения


- девиантное поведение

- делинквентное поведение

-криминальное поведение

В ходе обсуждения и выполнения заданий учащиеся делают вывод: Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Есть такие формы отклоняющегося поведения, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Но во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным как для личности, так и для общества последствиям. Среди наиболее опасных форм выделяют: алкоголизм, курение, наркоманию, коррупцию, религиозный фанатизм, расовую нетерпимость, терроризм.

Вопрос №IV Алкоголизм и наркомания.

1.Каковы последствия алкоголизма для

-личности

- семьи

-общества

Кстати…

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как и сами спиртные напитки. В Афинах правитель Солон ввел закон, согласно которому должностные лица наказывались за пьянство: первый раз – крупный штраф, а при повторении – смертной казнью.

Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство».

4. Социальный контроль и самоконтроль(работа организуется со всем классом, учитываются индивидуальные ответы учащихся).

Учитель: Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно, ужесточая ответственность за это, что является проявлением социального контроля.

Учащимся предлагается объяснить понятие «Социальный контроль» исходя из собственного опыта. Далее вводится само понятие:

Социальный контроль это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе

Просим учащихся привести примеры. Совместно в ходе беседы выделяем:

  • признаки социального контроля (упорядоченность, категоричность и формализованность, связь с санкциями, коллективное осуществление контроля.

    функции социального контроля (регулятивная, охранительная, стабилизирующая.

    виды социального контроля (формальный контроль посредством правовых норм, неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов, социальный контроль в профессиональной деятельности, социальный контроль в семье и частной жизни, неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью).

Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции. Санкции бывают формальные и неформальные. Задание: Из данного набора слов (действия, законами, общественного, органами, публичное, наказания) , выбрать нужное и вставить в пропуски.

Учитель: Роль социального контроля конечно очень велика, но человек должен сам сделать свой выбор: совершать преступление или нет, употреблять алкоголь или наркотики.Самоконтроль – ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Учащимся предлагаем привести примеры.

ВЫВОД ПО УРОКУ. Отклонения – естественная часть социальной жизни. Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Общество осуществляет социальный контроль. Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество от отклонений невозможно полностью избавить. Но с опасными проявлениями отклонений необходимо бороться. В этом процессе очень важен самоконтроль.

6. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы с вами говорили об отклоняющемся поведении в обществе, о негативном девиантном поведении человека.

? Как вы относитесь к проблемам, затронутым на уроке?

Вывод по эпиграфу . Отклоняющееся поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Однако, с такими отрицательными явлениями как криминальное поведение, сексуальные отклонения, коррупция, алкоголизм, курение и наркомания необходимо бороться, т. к. они не могут привести к процветанию общества.

Домашнее задание: §6, написать эссе по высказываниям

1. Ф.М. Достоевского «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

2. «Видя чужие пороки, умный избавляется от своих»

3.«И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать её с собой до старости» И.Гёте

4. «Ты рождён человеком, но человеком надо стать» В.А.Сухомлинский

Сравните мораль и право. Укажите общие и отличительные признаки.

Общие черты :

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нор­мативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия :

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль).

3.Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как ре­зультат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в от­личие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конеч­но, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5.Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудитель­ной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы пра­вового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлин­но моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Право и мораль взаимодействуют . Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное по­ведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Существование человека вне общества невозможно. В ходе своей жизнедеятельности человек постоянно вступает в социальное взаимодействие с другими членами социума. Поведение человека регулируется социальными нормами, которые сложились в результате исторического развития.

Понятие социальных норм

Социальные нормы – это четко определенные правила поведения, которые регулируют взаимоотношения человека с обществом. Социальные нормы играют роль главного сдерживающего фактора, который не позволяет человеку нарушать чужие интересы, для того, чтобы удовлетворить личные потребности.

Все современные социальные нормы произошли от духовных норм, характерных для религиозной догматики. Многие из них были изменены и осовременены в виду потребностей современного общества.

Многообразие социальных норм

Как правило все социальные нормы имеют тесную взаимосвязь друг другом. На данный момент существуют такие виды социальных норм:

Правовые нормы (правила поведения человека, которые закреплены в соответствующих нормативных актах);

Религиозные нормы (нормы поведения, которые закреплены в религиозных священных писаниях);

Нормы морали (правила поведения, которые диктуются обществом человеку).

Девиантное поведение: причины и профилактика

Девиантное поведение - это поведение человека, которое отклоняется от социальных норм.

Причиной девиантного поведения могут служить такие факторы как недостаточное знание социальных норм, неумение воспринимать социальные нормы в силу пробелов в воспитании, заболевания (алкоголизм, наркомания).

Главным профилактическим методом девиантного поведения является воспитательная работа с детьми в школе и дома. Предоставление медицинской и психологической помощи людям, которые страдают от алкоголизма и наркотической зависимости.

Социальный контроль и самоконтроль

Социальный контроль - это контроль общества за человеком, который осуществляется с целью недопущения совершения им противоправного поступка.

Самоконтроль – это самостоятельный контроль человека собственных поступков и соотношение их с существующими социальными нормами.

Поделиться