Теория путешествий автостопом. Опасности автостопа и одиночных путешествий, исследование и реальные истории из жизни. Уроки автостопа: научный хитч-хайкинг

В основном мой блог посвящен автостоп путешествиям, и иногда читая комментарии, я вижу что-то вроде этого: «Ты отчаянный, я бы так не смогла» или «Это же опасно как ты только не боишься». Чаще всего я отшучиваюсь по этому поводу, мол, дома сидеть еще опаснее. Даже писал как-то шуточный пост , но теперь я хочу поговорить серьезно. Конечно, риски есть, и периодически я слышу от своих знакомых всякие дикие истории, о том, что кого-то взяли в заложники или обокрали, иногда это просто слухи, иногда правда, и вот на днях я нашел более менее адекватное исследование, которое проводилось аж в 2004 году. И что же оно выявило?

Основу исследования составили данные собранные в ходе анонимного опроса группы из 77 автостопщиков из Украины, Беларуси, России, Казахстана и других стран СНГ. Дальше в посте будет выборка графиков, я постарался вместить как можно больше информации, чтобы не затягивать этот пост, в оригинальной статье разных графиков штук двадцать.

Возраст и пол опрошенных:


Тут сразу на ум приходит хорошая фраза: "Если ты не ездишь автостопом в 20 - у тебя нет сердца. А если ездишь в 30 - то у тебя нет разума".



Всего опрошенные рассказали про 32 происшествия - 28 преступлений и 4 ДТП, и все эти происшествия произошли с 25 автостопшиками, а это значит, что кому-то не везет больше чем остальным. (Если вы как-то связаны со статистикой, то лучше закройте этот пост сразу, дальше для вас начинается бред сивой кобылы)
Всего опрошенные проехали за свою автостоп карьеру это по 35 000 км на человека это 2 695 000 км на всех. Если разделить эту сумму, то получиться что одно ЧП случается один раз за 84 000 км. Впечатляющая цифра, она в два раза больше чем протяженность экватора, уже стоит задуматься.

Обычно говорят, что девушкам ездить автостопом гораздо опаснее, кругом похотливые водители так и норовят облапать и обокрасть невинную и беззащитную путешественницу. Так ли это?

Опять же, статистика с этим утверждением не совсем согласна, зависимости почти нет, уж извиняйте, от меня тут ничего не зависит, сам в шоке.

Может тогда подтвердиться теория, что путешествовать в одиночку опаснее, чем с кем-то?


И тут в самую точку, по графику и без слов понятно как ездить опаснее, 64% против 36%.
Но где в основном происходят происшествия, меньше 50% ЧП произошли во время езды в попутной машине, при чем 50% из этих происшествий были ДТП. Получается, что всего 25% всех происшествий (ДТП не учитываем) происходит именно с автостопщиком, парнем или девушкой которые сели в машину к незнакомому человеку. Все остальные происшествия, которые происходят в парках, в лесу, на остановках и кафе с таким же успехом могли бы произойти и с обычным туристом, приехавшим в город на автобусе и не рискующим ездить автостопом.

Со статистикой все, больше не буду томить, хотя в оригинале есть еще куча диаграмм и цифр. Переходим к самому интересному, краткие рассказы о том, с чем именно приходиться сталкиваться автостопщикам, да и любым другим самостоятельным путешественникам.

Рассказы автостопщиков:

Белоногов Дмитрий (г. Челябинск)
У придорожных кафешек разговорился с каким-то кавказцем, настроенным весьма миролюбиво. В процессе разговора он неожиданно попытался наезжать, сначала просить, а потом требовать, чтобы я немного "поработал на него", иначе меня "заберут в милицию", у него там "связи" и прочий бред. Продолжать беседу в таком ключе я не стал, холодно попрощался с ним и ушел на позицию, отошел от кафешек весьма далеко. Рядом людей не было - только полосы кустов вдоль трассы. Тут из кустов вылез парнишка, которого я видел рядом с тем кавказцем, и попросил помочь зайти в кусты и помочь вытащить там якобы застрявшую машину. Почуяв неладное, я надел рюкзак и собрался идти. Тут из кустов вылез еще и тот кавказец. Поняв, что замысел их раскрыт, он неожиданно резко сдернул меня в овраг за лямку рюкзака, вырваться в тот момент не получилось, а далее мы были уже вне поля зрения прохожих и проезжих. Они заставили меня снять рюкзак и выгрести вещи из карманов. Пока один обшаривал рюкзак, второй наблюдал, чтобы я ничего не предпринял. Забрали у меня 300-400 рублей, оставили 100 р. ("на дорогу домой"), паспорт и вещи не взяли. В милицию я обращаться не стал, ибо сумма для меня была невелика, а времени было мало.

Сергей Новиков (г. Жуковский, Московская область)
Вымогательство денег в обмен на свободу.
Перед этим проводники из Абхазии помогли мне перейти российско-абхазскую границу за некий "гонорар", которым они на моих глазах поделились с нашими погранцами. После этого я без приключений перелез под "колючкой" и (уже с мокрыми по колено штанинами) появился на абхазском берегу речки Псоу. Но спокойно протопать в сторону трассы на Гагру - Сухум не получилось: на полпути до ж/д станции Псоу, у села Сальме, стоял "Жигуль" с ментами. А уж они, заметив мокрые штанины, быстренько "раскололи" меня (я, лопух, сказал им всю правду про переход) и потребовали "гонорар" уже себе. "Иначе в кутузку отвезём за незаконный переход" - приговаривали они, хотя незаконными подобные переходы считала только российская сторона.
Опыта заговаривания зубов у меня тогда было маловато и пришлось расстаться с 10 баксами. Хотя, окажись я в такой ситуации сегодня, предпочёл бы отстоять заначку (понятное дело, убеждением).
Само путешествие от побора не пострадало: обрадованные неожиданным "приработком" менты посадили меня на автобус до Сухума и даже подарили несколько открыток по Абхазии.

Изя 78Rus
Авария.
Легковой автомобиль (иномарка) на скорости 140 км/ч ушел в кювет + полный переворот через крышу (360) все пассажиры живы. У водителя перелом нескольких ребер, у остальных - ссадины, ушибы.

Маша Квашонка (г. Москва)
Ехали автостопом в Сухум, заехали в Новый Афон осмотреть достопримечательности. Оставив рюкзаки в монастыре, пошли в сторону пещер, присели у водопада. Трое, с ножом, связали, отобрали мобильный, фотоаппарат, 700р (100р у меня, 600 у напарника) и фонарик. Документы оставили. Не били.

Катя (г. Киев)
Ехала с водителем, тот схватил мои руки и начал тянуть их к своей ширинке (
Я отговаривала его, убеждала, что вот, мол, скоро приедет домой, а там жена ждёт:), разъясняла суть автостопа и автостопщиц - не помогало. Водитель не применял грубую силу, но и не убирал рук. Помогли лишь угрозы выпрыгнуть из машины. До границы оставалось километра 2, так что он довёз меня, высадил и напоследок ещё и извинился и попытался наставить на путь истинный, вот де, мол, а ведь мог не такой хороший я тебе попасться, а псих какой-нить - не езди больше сама:)

Сталкер (г. Гомель)
Сотрудник милиции в пьяном виде при обыске нашел и забрал 20$

Настя (г. Томск)
Когда у меня был километраж ок тыс 70 км, меня задержали на Чулымском посту ок. Новосибирска гаишники, не отпускали дольше 12 часов и пытались мне доказать, что я проститутка и должна их обслужить (гаишников). Если я с ними не отработаю по своей (якобы) специальности, то они мне пришьют дельце какое-нить (например кражу какой-нибудь машины). Забрали паспорт и носили его при себе. В итоге я позвонила по местному телефону какому-то начальнику, он меня отвез в Новосиб и морально их разнес в пух и прах, больше я их не видела этих гаишников, но документы особо подробно любят на этом посту проверить и по сей день.

Согласно этой самой теории всего лишь при помощи лёгкого протягивания руки и поднятия большого пальца можно не только совершить сказочное путешествие, но и привести в порядок смятенный внутренний мир и обрести долгожданное равновесие.

Автомобильный бум в 20-х годах прошлого столетия в США породил движение хитч-хайкеров. Данное понятие происходит от английских слов «hitch» (зацепка) и «hiking» (дальние путешествия). В нашем славянском простонародье явление зацепки за дальние странствия получило название «автостоп».

Уже в начале второй половины ХХ столетия на дорогах мира появилось множество людей с протянутыми руками и поднятыми большими пальцами, которые платили водителям попутных машин не деньгами, а временем, проведённом в приятном общении. Европейцы вышли на дороги вслед за своими американскими собратьями, хотя, следует отметить, что в Швейцарии и Австрии движение автостоперов не прижилось. Культура автостопа взлетела на гребень популярности в 1960-х годах, когда хиппи выбрали данный способ передвижения и повально хлынули в Индию. Власти многих стран во все времена пытались поставить автостоп вне закона, но он по определению неискореним. Во Франции хитч-хайкинг был даже приравнен к проституции, но разве существуют действенные методы борьбы с гражданами Вселенной, для которых запрет - это всего лишь очередное вполне преодолимое препятствие на дороге?

Казалось бы, на первый взгляд нет никакой разницы между автостоперами и спортивными палаточными туристами или, скажем, гостиничными «бэкпакерами». Но на самом деле вольные путешественники, как любят называть себя сами приверженцы автостопа, не зависят от таких цивилизационных благ, как отели или рейсовые автобусы. Организованные туристы значительно проигрывают автостоперам, если дело касается денежных расходов. Но цель путешествия автостопом - вовсе не экономия средств. Это что-то намного большее, что нельзя объяснить словами. Погоня за убегающим временем, желание избавиться от привязки к обществу и, если вам угодно, возможность увидеть жизнь такой, какой она является на самом деле, а не такой, какой её себе вообразили пугливые составители симпатичных путеводителей.

Сегодня начинающим автостоперам приходится намного легче, потому как они могут воспользоваться советами бывалых путешественников. Что же должен знать новичок, становясь на обочину?

Уроки автостопа: научный хитч-хайкинг:

Во-первых, нужно быть готовым к тому, что ходить придётся не меньше, чем ездить. Многие неопытные автостоперы считают, что стояние на месте с вытянутой рукой является наиболее эффективным. Но богатый опыт подсказывает, что, двигаясь вперёд, у автостопера больше шансов поймать попутку.

Во-вторых, нужно заранее позаботиться о приобретении карты местности, чтобы не заблудиться и хоть примерно ориентироваться на маршруте.

Если вы решили отправиться автостопом за границу, то лучше, если вы будете знать хотя бы английский. Нет, для путешествия вовсе не обязательно владеть языком в совершенстве, но названия городов и элементарные слова благодарности лучше всё же знать.

Если в России автостоп не является незаконным, то в некоторых странах автопутешественники сразу же обращают на себя пристальное внимание правоохранительных органов. Вы же не хотите, чтобы французский ажан сковал вас наручниками и обвинил в бродяжничестве или проституции? Хотя это тоже своеобразный опыт.

Набор стопера

Отведите отдельное место в рюкзаке тёплой одежде. У природы, конечно, нет плохой погоды, но быть застигнутым врасплох проливным дождём или холодным ветром - это не то, что вы ждёте от путешествия. И ещё одна маленькая деталь - постарайтесь подобрать одежду ярких расцветок. Это поможет мимо проезжающим водителям быстрее заметить вас.

Будьте готовы к любым агрессивным проявлениям погоды

Есть у автостопа и свои правила безопасности. В первую очередь автостопер должен быть хоть чуточку психологом. Умение разбираться в людях может пригодиться вам, дабы оградить себя от плохих попутчиков. Криминалисты выделяют отдельную категорию маньяков, которые любят охотиться на голосующих у обочин людей. Если автомобиль притормозил, но вам не понравился водитель, лучше всего довериться первому впечатлению и вежливо отказаться от поездки. Главное, чтобы такая осторожность не переросла в паранойю, потому как в аптечке может не оказаться большой упаковки лекарства, которое активно используется в психиатрии. А чтобы не обижать хорошего человека, чем-то вам не приглянувшегося, можете просто спросить, куда он едет, а потом с сожалением сказать, что вам в другую сторону. При этом нужно оставаться абсолютно спокойным и не перебегать на противоположную обочину.

Правильный автостоп:

К тому же, обочина - это весьма опасное место. Особенно у нас в стране, где есть всего две беды. Нет, дураков у нас не так уж и много, но расставлены они настолько грамотно, что попадаются на каждом шагу. Так что берегитесь лихачей и тех, для кого пешеход - это всего лишь назойливый майский жук, которого можно посадить на лобовое стекло. Так, чтобы потом не сказали: «Пешеход был скорее прав, чем жив».

Если вы думаете, что автостоперы - это одиночки, вы глубоко ошибаетесь. Можно путешествовать в компании. Лучше всего путешествовать вдвоём или втроём. Если ваша автостоперская группа будет больше, кто-то из вас рискует оказаться без места в попутном автомобиле.

И не стойте вы на хайвэе - из-за большой скорости машины на скоростных автострадах просто физически не могут остановиться. Идеальный способ передвижения по трассе - от заправки к заправке.

Костюм лучше выбирать яркий с светоотражающими полосами, которые автостоперы называют «соплями»

Но все эти правила и рядом не стоят с главной идеей автостопа. Заключается она в том, что автостопер должен быть позитивным человеком с огромным запасом оптимизма. Все ваши попытки выйти на трассу с опущенными плечами и постным лицом окончатся полным провалом. Думаете, водителям нужен такой попутчик? Вряд ли. Автостопер должен быть настоящей батарейкой с полным зарядом положительной энергии. Но не путайте оптимизм и легкомыслие, потому как последнее может дорого вам обойтись.

Вернёмся к вопросу психологии в автостопе. Не думайте, что общение с водителем является обязательным условием. Иногда человек за рулём слишком устаёт, чтобы разговаривать, или же склонен послушать по радио любимые треки, а не болтовню взъерошенного попутчика. Но если вы видите, что водитель открыт для общения, тут вам придётся по максимуму проявить все свои качества интересного и осмысленного собеседника. Если вы успели увидеть во время своего путешествия что-то интересное, расскажите об этом. И не бойтесь приукрасить свой рассказ - люди любят слушать побасёнки странников.

У красивой девушки больше шансов остановить попутку…

Если вы не страдаете инсомнией, вам следует подумать о ночлеге. Всякий уважающий себя автостопер ни за что не будет останавливаться в гостиницах, потому как это автоматически превращает его в организованного туриста. Основная масса автостоперов предпочитает дикие кемпинги. Но они, увы, во множестве европейских государств запрещены. Однако если вы спросите, к примеру, разрешение у фермера, владеющего участком земли, на котором будет разбита палатка, тогда можете смело забыться сном и ни о чём не беспокоиться.

Альтернативными местами ночлега могут быть кемпинги, где за ночёвку придётся заплатить от 3 до 8 долларов. На крайний случай есть хостелы, койко-место в которых стоит 5-15 долларов.

…чем у симпатичного мужчины

Вы не готовы самостоятельно начать автостоперскую карьеру? Что ж, в России есть множество возможностей сделать это сообща с теми людьми, которые знают толк в путешествиях. У нас в стране есть достаточно клубов автостопа, в которых вы можете пополнить багаж вашего опыта и обрести уверенность в собственных силах. Это и Петербургская Лыжа Автостопа, являющаяся самым олдовым клубом, организованным в далёком 1978 году, и Гильдия Мастеров Автостопа, члены которой именуют себя разгильдяями, и Академия Вольного Бомжизма, являющаяся самым распиаренным российским клубом, и Московское ПТУ оффстопа, появившееся в начале 1990-х гг., и Омский клуб неспортивного автостопа.

У автостоперов есть даже собственный язык, который слэнгом и язык назвать не поворачивается (извините за каламбурную тавтологию). Например, стопперы различают правильных и неправильных водителей. Первые, или драйверы, никогда не берут денег и всегда рады помочь путешественнику. А вот водитель из второй категории - это водятел. Он будет всю дорогу ныть о том, как «они развалили страну», «почему шляешься без дела, иди работать» и обязательно попросит денег на бензин, невзирая на то, что стоппер предупредил его перед посадкой в машину, что банкнот в своей жизни в глаза не видел.

Чужая жилплощадь, на которой можно перележать тёмное время суток, называется впиской. Главное правило на вписке звучит хлёстко и чётко: «Ты не дома, так что веди себя подобающе».

Светоотражающие полоски (СОП) на жёлтых комбинезонах автостоперы называют соплями. А цивильных автостоперов, то есть, тех, которые голосуют не по идеологическим соображениям (опоздали на автобус), называют просто тюленями.

Автостоп - это философия

Автостоп - это не увлечение и не развлечение. Это настоящая жизненная позиция или укус комара, после которого лихорадка странствий просто неизбежна. Стас Янковский как-то сказал, что пессимист живёт так, будто ему уже выписан прямой билет на тот свет. Оптимист - так, будто ему выписан обратный билет. А вот полноценно живёт лишь тот, кто не думает ни о каких выписанных билетах, и катается по жизни автостопом. Ведь счастье - это когда не надо врать, что вам хорошо.

Ни разу не была в походе и не спала в палатке – пока бросила работу, и не отправилась в свое первое путешествие автостопом. История о том, как можно изменить свою жизнь, и стоит ли оно того – специально для “Самокатуса”.

Я родилась и всю жизнь прожила в Москве. Закончила два института: как и большинство людей моего поколения, в первый институт попала случайно – стала программистом. Второй выбрала осознанно, и получила степень МВА. Еще я чуть не получила юридическое образование, но родился сын, и пришлось прервать учебу.

Всю жизнь я работала по придуманному кем-то графику - с 8 до 17, с 9 до 18, бесконечные с и по, с перерывом на обед. Я начала свою карьеру в должности секретаря, а закончила начальником отдела кадров. Отдыхала я нередко, три-пять раз в год: всю жизнь я предпочитала экономить на вещах и кафе в пользу путешествий. Сначала я покупала пакетные туры, а позже начала сама планировать поездки: я так набила руку на покупке билетов, бронировании отелей и трансферов, что стала считаться продвинутым путешественником в кругу своих знакомых, и с удовольствием консультировала всех желающих.

В феврале 2017 года, отработав в Роспотребнадзоре, отучившись в Плехановском институте и получив диплом бухгалтера, я решила отдохнуть от офиса – и ушла в компанию «Мосгортур», которая занимается организацией отдыха льготных категорий семей. Новая работа помогла мне пересмотреть свои ценности: я надолго уезжала из дома, и через полгода поняла – мне хочется отправиться в долгое путешествие, и именно автостопом.

Куда? Как? С кем? Путешествие автостопом означает, что вы с попутчиком не разлучаетесь ни на минуту. Вы голосуете на дороге, вы ночуете вместе - в палатке, в хостеле, в гостях у хостов с каучсерфинга, вы делите пищу пополам. Мне повезло: я быстро нашла «своего» человека.

Для поиска попутчиков существуют группы и страницы ВКонтакте о путешествиях – АВП, “Автостоп Community”, “Бродяги Драхмы” и так далее. Так как у меня уже была виза в США, и очень хотелось снова посетить Нью-Йорк, я разместила объявление о поиске попутчика или попутчицы в Южную Америку с возвратом через США. В ожидании откликов я просматривала объявления других пользователей. Одно из них заинтересовало меня сроками предполагаемого путешествия: молодой человек из Санкт-Петербурга уже купил билет в Таиланд и искал попутчицу в Юго-Восточную Азию на те же даты, что и я искала попутчиков в Америку. На объявление С. о путешествии автостопом по Таиланду я откликнулась из чистого любопытства: хотела посмотреть, как выглядит знакомство будущих попутчиков, какие вопросы задают, какие ответы получают. Мы встретились, и я точно поняла, что с этим человеком никуда не поеду: сначала он мне совершенно не понравился, ни внешне, ни манерой поведения. Но, пообщавшись с С. некоторое время, я изменила свое мнение: он внушал уверенность, был аккуратен, спокоен. Ему можно было доверять. Меня вдохновило, что он прошел путь, подобный моему: бросил хорошо оплачиваемую работу, продал машину и на следующий день после своего дня рождения уехал путешествовать.

Хорошо уходить в отрыв, когда тебе двадцать. Когда тебе сорок, а за плечами годы непрерывной работы, несколько высших образований, устроенная жизнь, ребенок, более-менее ясные и прогнозируемые планы – все становится неочевидным. Лишиться ежемесячного заработка страшно. Устоявшийся круг общения призывает к благоразумию – особенно активно это проявится со стороны родных людей. Перед путешествием я договорилась с мамой, что сын будет жить с ней – мы перевели его в школу возле ее дома, и я ежемесячно давала деньги на его содержание.

Не зря в моем деревенском доме больше десяти лет пролежал рюкзак на 65 литров, неизвестно как туда попавший – пришло время забрать его, сложить туда вещи и отправиться в путь. Всю свою философию в одежде, косметике и аксессуарах мне нужно было уместить в эти 65 литров и не более 10 килограммов. Мне помог YouTube: списки и очерки о том, как собрать рюкзак для автостопа, обычно малоприменимы в реальной жизни.

Мой список получился следующим:

  • Рюкзак (65 литров) + мини-рюкзак + поясная сумка + чехол/дождевик для рюкзака;
  • пенка + спальник;
  • джинсы + кофта с длинными рукавами;
  • кроссовки + сандали;
  • три пары носков + шерстяные носки + нижнее белье, пять предметов + купальник;
  • двое шорт + штаны (спортивные);
  • ветровка + флиска + дождевик;
  • две футболки + две майки;
  • полотенце + бафф + куфия или арафатка;
  • кеды + шлепки;
  • нож + солнечные очки + ремень;
  • лекарства + косметика;
  • бокс для еды;
  • щетка для языка + щетка для зубов + зубная нить + мочалка + маникюрный набор;
  • кошелек + банковские карты + паспорт + права + другие документы (ксерокопия паспортов, две справки из банка, страховка).

Я уложилась в заданный вес: в начале пути мой рюкзак весил ровно 10 килограммов, но в процессе добавились разные мелочи вроде мыла, стирального порошка, ручек, селфи-палки, маркера – в Россию я прилетела с рюкзаком весом 17 килограммов.

Раньше я не понимала, что человеку в жизни нужно совсем немного. Сейчас я пришла к теории минимализма в жизни: заскочив в Москву между моим путешествием по ЮВА и путешествием по России во Владивосток, я раздала две трети своего гардероба.

Моим первым шагом стала покупка билета в Бангкок один конец. Сначала мне было сложно без обратного билета шагнуть в самолет, потом – выйти впервые на трассу. Ты выезжаешь из города, ищешь подходящую позицию, на которой тебя хорошо видно, встаешь «напоказ» – готово! Ты стоишь и смотришь проезжающим людям в глаза, ловишь их взгляд, они видят твои глаза - ты ждешь своего водителя. Это было очень сложно для меня: открыть глаза и свою душу посторонним людям. Еще одно из свойств автостопа - это полная неопределенность: никто не знает, где ты окажешься через час, и где тебе придется ночевать. Это было полной противоположностью моей предыдущей жизни. Мы могли уехать из точки автостопа через пять минут, и сразу доехать до нужного нам места. А могли застрять на просторах чужой страны, в горах, и ночевать в палатке под бескрайним звездным небом. Это постоянная лотерея, постоянный адреналин.

До того, как я отправилась в путешествие, моей заработной платы хватало ровно на месяц. Все деньги уходили на еду, оплату квартиры, образование сына. Когда я не работала, я стояла на бирже и перебивалась случайными заработками. И тут выяснилось, что жить в путешествии дешевле, чем в Москве: в среднем у нас выходило 10-15 тысяч рублей расходов на человека в месяц. На эти деньги мы могли снять хостел, взять напрокат мотобайк, купить кучу фруктов, сходить в музей, купить необходимое из одежды.

Главное, на чем вы экономите в путешествии автостопом – это передвижение и проживание. Жить можно в палатке, в хостелах (очень дешевые в ЮВА – в среднем 250-300 рублей за двухместный номер) и по каучсерфингу. Пользоваться им просто: вы рассылаете запросы по местам вашего путешествия и ждете ответа. Где только нам не приходилось ночевать: начиная с комнатки под лестницей у молодого мусульманина-гомосексуалиста в одной из самых опасных провинций Таиланда – Паттани, до фешенебельного отеля в центре Пекина. Но самое главное – не то, где вы спите, а то, с кем вы общаетесь: никогда вы не увидите и не узнаете столько интересного, если не погрузитесь в быт местных.

Впервые останавливаться в гостях у хостов мне было сложно. Казалось, что я им что-то должна, и они что-то от меня хотят. Но потом я поняла, что люди делают это бескорыстно, и это было созвучно тому, что всегда было в моей душе: если можешь помочь другому – помоги.

За время нашего путешествия по Юго-Восточной Азии мы побывали в четырех странах (Тайланд, Малайзия, Лаос, Вьетнам). В Россию вернулись через Китай: проехали его насквозь и пересекли границу недалеко от Владивостока. Всего в Азии мы были семь с половиной месяцев, хотя изначально я планировала вернуться гораздо раньше. Больше всего времени мы провели в Таиланде: эта страна стала нашей точкой отсчета, мы все время туда возвращались – кроме того, в Бангкоке у нас благодаря каучсерфингу появился близкий друг, и он всегда был рад нас видеть. Юго-Восточная Азия впечатлила меня: это потрясающий регион, в котором есть все – потрясающие достопримечательности, горы и моря, гостеприимные люди, богатая культура и передовые технологии.

Мы побывали как в туристических местах, так и в районах, где человек европейской внешности вызывал неподдельный интерес у всего поселка. Мы были в опасных районах Таиланда, где тлеет вооруженный конфликт с мусульманами-сепаратистами из провинций Яла, Паттани и Наратхиват: они борются за создание независимого исламского государства или вхождение провинций в состав Малайзии. На севере страны мы жили в буддийском монастыре, соблюдая все его правила, медитировали и работали.

Это путешествие дало мне опыт, который я бы никогда не смогла получить, передвигаясь другим способом и живя в дорогих отелях. Это была концентрация всевозможных ощущений, встреч, испытаний, преодоления самой себя.

Своими путешествиями я хочу показать всем, как можно быть и самодостаточным и нужным другим. Многие думают, что путешествие позволяет избежать одиночества. Но все наоборот: оно делает вас еще более одиноким, чем вы были до его начала. Ты встречаешь столько чужих людей, что сложно не замкнуться на самом себе, не выстроить защитную стену между собой и другими. Я встречала много других автостопщиков, и подавляющее большинство стали замкнутыми системами, не способными ни принять кого-то в свой мир, ни открыться кому-то.

Я никогда не могла предположить, что можно путешествовать бесплатно, передвигаться автостопом, тесно общаться с местным населением, находить друзей там, где никогда не планировала даже побывать. Я всегда была самостоятельной, сама содержала себя, а тут надо было позволить себе зависеть от неконтролируемой ситуации на дороге - для меня это было преодолением. Но это важный опыт – он делает тебя более открытым, учит принимать ситуацию такой, какая она есть.

Я была рада вернуться: благодаря путешествию я неожиданно полюбила свой родной город. Все, что меня раньше раздражало или угнетало, стало малозначительным и не существенным. Я научилась любить своих соотечественников по-новому, особенно после путешествия из Москвы во Владивосток на машине с сыном. Но чем больше ты путешествуешь, тем более размытым становится понятие «дом». Раньше я думала, что дом – это стены, крыша, потолок. Уют – это мебель и мягкие подушки на софе. Но дом и уют это то место, где твое сердце хочет находиться, и люди, с которыми оно хочет находиться. Мой дом – внутри меня.

Во всем мире ширится движение бэкпекеров – людей, предпочитающих путешествовать самостоятельно, минуя туроператоров, и с минимальным бюджетом. Для них путешествие автостопом – это привычное дело, пожалуй, даже норма жизни. Такой способ покорения пространства имеет массу достоинств: кроме дешевизны, вы знакомитесь с людьми, узнаете страны в их аутентичном и не причесанном под туристов виде. Это действительно путешествие-авантюра в его первоначальном смысле. Минусы путешествия автостопом в том, что вы полностью выпадаете из знакомой комфортной среды и вся ответственность за жизнь и здоровье ложиться лишь на вас самих, вам не гарантирован ночлег под крышей и ужин в назначенный час. Если вас манит дорога, вам стоит знать азы такого формата путешествия.

Главные правила путешествия автостопом

Путешествие автостопом по России может показаться вам банальным, но учиться лучше в привычной социальной среде. В нашей стране существует несколько неформальных клубов любителей путешествий автостопом. Чтобы вступить в один из них, отправьтесь, например, в деревню Ижицы Валдайского района Новгородской области. Встречи, так называемые эльбы, проводятся там два раза в год. Итак, что нужно для путешествия автостопом? Кроме снаряжения – палатки, одежды и разных полезных в дороге мелочей, стоит знать некоторые правила.

1. У вас должна быть цель

Путешествия автостопом без денег – это целенаправленное передвижение. Иначе оно превращается в скитания без цели и смысла. До той же деревни Ижицы ведет трасса М10. Купите карту автодорог России, выучите названия узловых населенных пунктов, найдите места, где можно заночевать и поесть. Освоив несложный маршрут, можно отправляться, например, автостопом в Европу из России.

2. Учитывайте правила дорожного движения

Путешествия автостопом по миру будут успешнее, если вы знаете азы правил дорожного движения. Практически невозможно поймать машину на скоростных участках автострад, а на мостах и путепроводах остановка запрещена ПДД. А если вы отправляетесь в путешествие автостопом по Европе и России, то вам надо соблюдать правила передвижения пешком вдоль автомобильных магистралей.


3. Учитывайте местные обычаи

В Европе знаком того, что вы хотите, чтобы вас подобрали на дороге, является поднятая рука со сжатой в кулак кистью и поднятым большим пальцем. Однако в некоторых странах Юго-Восточной Азии такой жест считается неприличным и оскорбительным. Там лучше иметь при себе картонку с названием населенного пункта, куда вы хотите добраться.


4. Бродяг не любят нигде

Если вы отправляетесь путешествовать автостопом по России, это не значит, что можно выглядеть грязным оборванцем. К неопрятным бродягам везде относятся плохо. Кому-то просто жалко пачкать салон автомобиля, другие начинают при их виде опасаться за свою жизнь. Поэтому постарайтесь выглядеть цивильно. Для этого имейте при себе нитки и иголку, кусочек мыла, расческу.


5. Третий лишний

Мысль, что большой компанией путешествовать веселее и безопаснее, весьма привлекательна и не лишена смысла. Но вот найти попутный транспорт вам будет намного сложнее. Кабины даже магистральных грузовиков рассчитаны максимум на три человека. И чисто субъективно три человека уже воспринимаются как угроза. Европейские водители на 100% будут объезжать стороной компанию из трех молодых мужчин. А вот в Таиланде или , где к правилам относятся более легкомысленно, даже пятерых могут без проблем подсадить в открытый кузов пикапа. Кстати, некоторые люди вообще предпочитают и принципиально никого с собой не берут.


6. Дорогу осилит идущий

В путешествии автостопом вам не на кого рассчитывать, кроме себя самого. Будьте активны в поисках транспорта. Гораздо чаще обращают внимание на тех, кто идет и просит подвезти. Сидите в теньке – значит, вам никуда не надо. Стоите у столба – может, вы дорожный рабочий. Во всяком случае, даже неспешно передвигаясь пешком, вы будете ближе к цели, чем если бы весь день простояли в ожидании попутки.


7. Рассчитывайте свои силы


8. Личный контакт – залог успеха

Старайтесь наладить контакт с водителем на расстоянии. Язык мимики и жеста интернационален. Если вы сумели заинтересовать или привлечь внимание кого-либо, у него будет меньше поводов отказаться от дальнейшего общения с вами. В общем, «поделись улыбкою своей...». Не лезьте в кабину молча и с угрюмым видом. Во-первых, это невежливо. Во-вторых, поздоровавшись и оценив обстановку, вы можете быстро решить – стоит ли вам попадать в такую компанию. Лучше отказаться при малейшем сомнении, чем влипнуть в историю. Но и в этом случае извинитесь.


9. Вокруг много интересного

Плюсы путешествия автостопом множественны. Одним из них является возможность увидеть то, чего нет ни в одном туристическом проспекте, или о чем не упоминается ни на одном из сайтов. Даже если вы безнадежно (вроде бы) застряли в малоизвестной деревне Кукуево, это не значит, что там нет ничего интересного от слова «вообще». Развалины барской усадьбы, церкви, музей при сельской школе, неожиданно красивый вид на окрестности, памятники воинской славы – все эти живые свидетели гораздо больше расскажут вам о Родине, чем официальные помпезные издания.


10. Излучайте оптимизм

Путешествие такого формата наиболее близко к своему изначальному смыслу. Это действительно авантюра. Сложности и даже мелкие неприятности могут подстерегать вас на каждом шагу. Будьте стойки и воспринимайте все происходящее с юмором. Ведь пустились в путь вы именно за этим. Широкая улыбка и позитивный настрой помогут вам в решении большинства проблем.


После приобретения опыта на коротких маршрутах даже кругосветное путешествие автостопом не покажется вам чем-то невозможным. Неизведанные пути и тропинки ждут вас. Дерзайте!

Автостоп – это бесплатное передвижение туристов на попутном транспорте с согласия водителя (кондуктора, машиниста). Изначально автостоп был возможен только на попутных автомашинах, однако позже развился автостоп на других видах транспорта. Автостопом не считается безбилетный проезд в маршрутном транспорте, если на это не получено согласие водителя (кондуктора, машиниста).

Автостоп – это не полная халява. Главным принципом автостопа является взаимовыгода (осознанная или нет) его участников. Как правило, основной пользой, извлекаемой водителем из автостопщика, является общение. Особенно на дальнем маршруте общение, разрушающее однообразный ритм дороги и позволяющее водителю не уснуть. Именно поэтому автостоп под разными названиями и в различных формах существует с древних времён и будет существовать до тех пор, пока не исчезнут машины и водители.

Неформальность – еще одна из очень важных сторон автостопа. Истории известны факты, когда связанные жёсткими правилами водители рейсовых автобусов подбирают автостопщиков именно ради неформального общения. "Пассажиры - для денег, попутчик - для души". Именно поэтому проезд на попутном корабле со включением в судовую роль автостопом обычно не считается, так как в этом случае создаются определённые формальные отношения.

Доверие – еще один очень важный принцип автостопа. Водитель допускает автостопщика в свое очень узкое личное пространство кабины автомобиля. Проявления в этом случае подозрительности, неискренности, лжи просто недопустимы.

1. Автостоп нулевого рода - передвижение на попутных велосипедах, мотоциклах, лошадях, гужевых повозках, рикшах и других немеханических транспортных средствах или средствах с малым объёмом двигателя. Выделение данного рода автостопа имеет скорее шуточный характер, так как в реальной жизни встречается очень редко;
2. Автостоп первого рода - наиболее распространённый вид. Имеется в виду передвижение на попутных легковых и грузовых автомобилях, автобусах и других наземных нерельсовых транспортных средствах;
3. Автостоп второго рода - передвижение на попутных железнодорожных поездах;
4. Автостоп третьего рода - "гидростоп" или "аквастоп", передвижение на попутных катерах, паромах, кораблях и других водных транспортных средствах;
5. Автостоп четвёртого рода - передвижение на попутных вертолётах, самолётах и других воздушных транспортных средствах;
6. Автостоп пятого рода - пока относится к области фантастики и подразумевает использование космического транспорта.

Cамым известным автостопщиком нулевого рода в шутку называют Михаила Ломоносова , хотя эта страница его биографии скорее легендарна.

Возникновение автостопа совпадает с появлением автомобильного транспорта в начале прошлого XX века. Изначально автостоп носил скорее стихийный характер. Позже значительную роль в продвижении мирового автостопа сыграло движение хиппи, так как автостоп давал этим людям возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми не тратя при этом денег, которых у них обычно и не было вовсе.

В 1978 году была создана Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС) . Президентом этой Лиги является Алексей Воров, проехавший автостопом более 1,3 миллиона километров, что пока является непревзойдённым рекордом. Автостоп по определению ПЛАС - это спорт, из-за чего членами ПЛАС часто проводятся различные соревнования и гонки на скорость как по территории России, так и по миру.

Внешне гонщики ПЛАС выделяются яркими жёлтыми комбинезонами. Однако данная униформа с их подачи стала встречаться повсеместно, поэтому не следует считать любую жёлтую фигуру на дороге ПЛАСовцем.

Наибольшее достижение ПЛАС - кругосветная экспедиция "Автоколумб" 1992-93 годов. Участники этой экспедиции совершили путешествие вокруг земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, побывав в 25 странах Евразии, а также Северной и Южной Америки.

Летом 1996 года один из членов ПЛАС Филипп Леонтьев совершил путешествие из Санкт-Петербурга в Дакар, пройдя автостопом более 16000 километров с использованием 197 видов транспорта (включая самолет Нуакшот-Лиссабон, груженный мороженой рыбой) и побывал при этом в 15 странах. В целом это путешествие заняло 2 месяца.

Московская Школа автостопа (МША) была основана в 1994 году московским автостопщиком Валерием Шаниным, автором книги "Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе". Его автостопный стаж - около 100 тыс. километров (данные на 2001 год) . Основной интерес Шанина и его школы автостопа - страны Запада.

Валерием Шаниным и Школой автостопа были проведены несколько крупных мероприятий для автостопщиков, таких как "Чемпионат России по автостопу", "Чемпионат Москвы по автостопу" и др. Эти мероприятия привлекли огромное внимание средств массовой информации, хотя, по высказываниям некоторых автостопщиков, были организованы на довольно низком уровне.

Академия Вольных Путешествий (АВП) была основана в 1995 году москвичем Антоном Кротовым. Стаж Антона Кротова составляет более 500 тыс. километров. В отличие от других школ автостопа, АВП воспринимает автостоп как науку и как метод познания единства и доброты окружающего нас мира. Главным лозунгом школы АВП является "Наука победит!". Основоположными целями АВП есть нахождение, сбор и распространение информации, связанной с самостоятельными путешествиями, не зависящими от материального уровня путешественника. Из-за этого именно эта школа является одной из самых известных и уважаемых среди начинающих автостопщиков.

Академией Вольных Путешествий организуется множество массовых экспедиций в различные страны, включая Африканский и Азиатский континенты. Для новичков часто организовываются "самоходные походы".

Российские автостопщики (употребляются также термины "стопщик" и "стоппер") используют собственный сленг, не всегда понятный другим людям. Например, слово "собака" у некоторых автостопщиков обозначает пригородную электричку ("поехать в Москву на собаках"). Некоторая часть этого сленга заимствована из сленга хиппи и сленга дальнобойщиков. Слово "полустоп" встречается в применении к людям, в одной поездке перемежающим автостоп с платными перемещениями на транспорте.

Использованные источники

1. .
2. Кротов А.В. АвтоSTOPом по России. - М.: Армада-Пресс, 2001. - С.8-32.

Поделиться