Учебный процесс в доу. Качество дошкольного образования. а) понятие образовательного процесса в ДОУ

Билет №18

Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.

5. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фак­тор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

Понятие образовательного процесса в ДОУ;

В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиям (ФГТ).

Образовательный процесс ориентирован на обеспечение линий развития ребенка (они отражены в проекте ГОС ДО ФГТ к ООП ДО).

принципы образовательного процесса ДОУ;

Принципы образовательного процессасистема исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

Принцип целостности развития ребенка. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка (проиллюстрировать самостоятельно).

Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки – наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.

Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.

Принцип учета возрастных возможностей детей . Данный принцип реализуется через идею ампфлификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип инди­видуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально–насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).

Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.

Принцип гуманизации отражает закономерную связь образовательного процесса с потребностями общества и самой личности. Он реализуется по ряду направлений.

Образовательный процесс выполняет ряд функций :

Развивающую,

Социализирующую (воспитывающую),

Информационную (обучающую),

Адаптивную.

2. Теоретические основы социально – личностного воспитания дошкольников. Задачи, принципы, содержание, средства и методы социально – личностного воспитания дошкольников.

Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость . На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения , владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем , что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р . С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания :

1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи :

Формирование нравственного сознания;

- социальных эмоций , нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения ;

Нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

Доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника ;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Условия социально - нравственного воспитания в детском саду , должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей , так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса : например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников .

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально -нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы : предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного (по С. А. Козловой) . Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например : программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С. А. Козловой и др. Программой нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и т. д.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического , гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка , в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий .

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают :

Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения , общение с людьми (детьми и взрослыми) ;

Организация их деятельности (игры, труда и т. д., включение детей в

предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

Общение с природой;

- художественные средства : народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Социально-личностное воспитание – выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность общественной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями. Нормами и правилами, принятыми в обществе.

Принципы социально-личностного воспитания(они же принципы воспитания):

- Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса (организация многостороннего педагогического влияния на ребенка, через систему целей, содержания);

- Принцип гуманизации воспитателя (самоценность дошкольного возраста и личности ребенка, уважение его прав);

- Принцип педагогического оптимизма (опора на положительное в личности ребенка)

- Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе (человек развивается в активной самостоятельной деятельности);

- Принцип создания перспектив движения к новым целям (необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения);

- принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных особенностей детей.

- принцип взаимодействия сотрудничества педагога с родителями.

Задачи социально-личностного воспитания:

Становление первоначальных ценностных ориентаций и гуманного отношения к миру (людям, природе, рукотворному миру, своей семье)

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявлять заботу о других людях.

Воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками;

Воспитание культуры поведения и общения со взрослыми и детьми;

Развитие основ самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности.

Основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях. В результате у детей формируется положительный образ «Я» включающий:

Образ физического «Я», какой я, (возраст, вес), кто я (гендер);

Образ социального «Я», я в семье и в кругу сверстников.

Образ реального «Я»- что я умею делать;

Образ моего будущего «Я» - кем хочу быть.

Ирина Скворцова
Качество образования - результаты деятельности дошкольного учреждения

Жизнь не стоит на месте, изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования . Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы современное ДУ, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования , начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности , базирующейся на принципе полноты образования .

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке , потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности .

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса » характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника :

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе :

Обучение без утомления;

Сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

Успешность обучения;

Поддержание желания учиться;

Обеспечение возможности поступления в престижную школу;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями воспитанников.

Для – руководителя – это :

Высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ОУ;

Сохранение здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

Успешность деятельности педагогов и детей ;

Полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Говоря о новом качестве образования , стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности. Качество образования , как известно, во многом определяется компетентностью педагога и уровнем его профессиональной деятельности .

Но как же обстоят дела на самом деле в ДОУ?

Как показала практика, в переходные периоды, связанные с модернизацией, качество образования падает . Необходим период адаптации к новым целям, содержанию и технологиям. Казалось бы, что современные программы и технологии в какой-то мере должны способствовать повышению качества дошкольного образования , но это не всегда происходит.

Многие воспитатели, как показали итоги мониторинговых исследований, даже познакомившись с новыми программами, не хотят отказываться от старой. Явление нежелания воспитателей работать по новым программам объясняется тем, что в педагогическом учебном заведении их учили работать именно по типовой программе, а, следовательно, они не умеют работать по другому.

Движущей силой развития ДУ становится творческий потенциал педагогов : их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Педагог дошкольного образования должен :

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

2. Знать общие закономерности развития ребенка; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте .

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности .

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста .

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды , обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ .

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста , уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач .

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала , реализующего деятельность образовательной организации , но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.

Качество образования зависит от развития предметно- развивающей среды

В связи с введением в практику работы дошкольных учреждений ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы , в частности предметно–развивающей среде, педагогами дошкольных групп в апреле 2014г. был проведен анализ организации развивающего пространства в группах.

В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем :

Предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО;

Не всегда учитывается принципы её построения;

В группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;

Присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности .

Поэтому одним из важнейших условий реализации ФГОС в каждой группе мы выбрали организацию предметно-развивающей среды, как мощного фактора развития интегративных качеств ребенка , направленных на гармоничное развитие и саморазвитие детей.

Перед собой мы поставили цель : повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.

Задачи :

Повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей ;

Формировать предметно-развивающую среду в каждой возрастной группе в соответствии с современным государственным стандартом;

Мы решили создать современную предметно-развивающую среду в условиях каждой возрастной группы. Педагоги планируют организовать так предметно- развивающую среду, чтобы были задействованы все виды деятельности , такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС.

Скажем себе честно - на сегодняшний момент создать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования , повысить имидж ДОУ без помощи родителей невозможно. Но как привлечь в образовательный процесс родителей ? Для этого нужно искать новые формы и методы работы с родителями.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный» дефицит, они подвержены стрессам, а детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной обстановки в семье и т. д.

Поэтому одной из задач, стоящих, перед педагогами нашего ОУ является сохранение всех аспектов здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Делая акцент на проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников, мы приняли такую структуру воспитательно-оздоровительного процесса, которая направлена не только на развитие физического и соматического здоровья, но и социально-нравственного и психологического здоровья.

Учитывая актуальность данной проблемы, педагоги поставили перед собой цель : повысить качество образования , через создания здоровьетворящего образовательного пространства , которое на наш взгляд поможет обеспечить нам воспитание здорового ребенка, повысить качество жизни наших воспитанников при условии содружества медицины, педагогики, психологии и тесного взаимодействия с семьей.

Участниками повышения качества образования через создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ являются : дети, семьи детей, коллектив.

Кроме этого, мы, считаем, что на улучшение здоровья малышей влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, условия, созданные для развития оздоровления, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

ДУ несет ответственность перед родителями за качество образования . Повышение качества образования – эта основная и главная задача, на решение которой направлены меры в детском саду по созданию оптимальных условий, обеспечивающих современное качество образовательных услуг .

Структура ДУ представляет собой целенаправленный образовательный процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста , сопровождения их семей, обеспечивающий функцию контроля за состоянием физического, интеллектуального развития детей.

Основной задачей ДОУ является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, поэтому качество образования в дошкольных образовательных учреждениях оценивается в первую очередь по индикаторам, отражающим результаты и качество работы учреждения по вопросам сохранения здоровья воспитанников.

Основных показателей качества дошкольного образования два : уровень готовности выпускников детского сада к обучению в школе и уровень здоровья воспитанников.

Результатом образовательной деятельности дошкольного учреждения является достижение уровня готовности выпускников, необходимого для успешного обучения в школе.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны

Детский сад комбинированного вида №44 «Золушка».

Доклад

на тему: «Качество образования в ДОУ».

подготовила

воспитатель

Гильманова Лилия Геннадьевна

г.Набережные Челны

2015г.

Введение

Люди вместе могут совершить

то, чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение

их сил могут стать почти всемогущими.

Д.Уэбстэр

Цель любой управленческой деятельности - организовать работу в дошкольном учреждении так, чтобы она приносила наибольший эффект. Сегодня к современному ДОУ предъявляются такие требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. Руководитель должен быстро и гибко реагировать на запросы общества и в постоянно меняющейся экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Это приводит к усложнению задач, стоящих перед управлением, способствует росту социальной значимости этой деятельности.

В соответствии с этим обновляется и реформируется механизм

управленческой деятельности в дошкольном учреждении, изменяются организационные структуры управления, возникает необходимость интегрированного подхода к управлению.

Все это требует от руководителей умения проектировать свою систему управления, определять свои подходы к управлению, нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Система не может развиваться без анализа проблем управления. Чтобы иметь целостную объективную картину, руководитель должен представлять:

    четкую картину образа ДОУ в будущем;

    слабые и сильные стороны учреждения (управленческие, финансовые, кадровые, бытовые);

    наличие коллектива единомышленников, способных успешно решать поставленные задачи;

    ожидание родителей и коллектива (которые должны совпадать);

    преимущества своих конкурентов.

Следует исходить из понимания того обстоятельства, что качество
дошкольного образования является системообразующим фактором в
управленческой деятельности руководителя ДОУ и определяет иерархию
требований, предъявляемых к качественной организации

жизнедеятельности, взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

    создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;

    организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

Обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

Выработка новой практики дошкольного образования с помощью
проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной
деятельности.

Цель работы. Создание гибкой организационной структур управления качеством образования.

Задачи работы: 1. Проанализировать литературные источники по управлению качеством образования;

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;

3. Создать условия для организации команды единомышленников;

4. Создать единое образовательное пространство для решения поставленных задач;

5. Разработать критерии оценки уровня профессиональной компетентности педагогов;

6. Повысить мотивацию качества образования.

Управление качеством дошкольного образования

Впервые интерес к управлению как к науке был отмечен после выхода в начале прошлого века книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента». По толковому словарю русского языка управление - это элемент функции организованной системы различной природы (биологической, социальной, технической), обеспечивающей сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализации программ и целей.

Управление предполагает постановку целей, организацию путей для ее достижения, контроль движения к цели. Все эти операции предполагают наличие у субъекта управления интеллекта, рассудочного мышления, способности к преднамеренным действиям. Таким образом, управление - это целенаправленная деятельность людей по упорядочению элементов системы.

В теории научного управления существует несколько подходов: классический, поведенческий, процессный, системный, ситуационный. Последователь классического подхода американский ученый Ф. Тейлор считает, что в основе управления лежат 4 принципа: выработка научных основ организации, научный подбор исполнителей, их научная подготовка, тесное сотрудничество между администрацией и исполнителем. Немецкий социолог М. Вебер предлагал строить организацию управления по линейному признаку, где каждый отвечает за свои действия только перед вышестоящим начальником. Лидером поведенческого подхода стал американский социолог и психолог Э. Мейо. Согласно этой теории управленческая деятельность должна быть ориентирована, прежде всего, на интересы людей. Исполнитель реагирует на распоряжения, если руководитель может удовлетворить социальные нужды подчиненных.

Наряду с зарубежными учеными проблемы теории управления изучали отечественные исследователи Г.Атаманчук, В. Афанасьев, Г.Попов. Все они пришли к выводу, что теория управления должна развиваться как комплексная, межотраслевая наука, и что эффективность управления зависит от того, насколько качественно работает управляющий.

Принципиальным для обоснования управления дошкольным образовательным учреждением является глубокое рассмотрение социально - педагогической системы.

Общими признаками социально - педагогической системы являются:

    наличие конкретной цели, общей для всей совокупности элементов;

    выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленных задач;

    осознание каждым своих задач и общей цели;

    выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленной задачи;

    конкретные отношения между элементами системы;

    наличие органов управления;

    обязательная обратная связь.

Дошкольное учреждение - это открытая социально - педагогическая система, направленная на воспитание и образование детей дошкольного возраста. При выборе форм и методов управления ДОУ необходимо учитывать специфику дошкольного учреждения.

В ДОУ взаимодействие в системе управления осуществляется между коллективами «взрослые - взрослые», «взрослые - дети». В современных условиях возросла роль научного управления дошкольным учреждением. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования. Без целенаправленного и научно- обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ.

Основными социальными заказчиками деятельности ДОУ выступают прежде всего родители, школа, общество. Деятельность ДОУ направлена на удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании. Эта цель закреплена в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18)

Под управлением дошкольным образовательным учреждением К. Белая, Л. Поздняк, Т. Комарова понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно-обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста Знание и соблюдение закономерностей социально - педагогической системы позволит обеспечить успешное управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях.

Одним из важнейших аспектов управления образованием является его качество. Из выступления А.И. Субботина на конференции, посвященной Всемирному дню качества в 1999 году говорится, что управление качеством образования есть новая парадигма управления образованием вообще. Идея качества образования продолжает сложившиеся веками традиции обеспечения качества человеческой жизни. Исходя из понимания образования как процесса формирования полноценного человека такое трактование качества не только правомерно, но и крайне необходимо.

Отсутствие на сегодняшний день четко сформулированного заказа на качество образования, неразработанность технических и технологических мероприятий приводит к противоречиям в образовательной практике, что, в свою очередь негативно влияет на теорию образования.

В.М. Полонский под качеством образования понимает определенный

уровень знаний, умений умственного, физического и нравственного

развития, которого достигли дети.

Другими словами, качество образования - баланс следующих

составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты,

спрогнозированный процесс и результаты.

О качестве дошкольного образования по сути заговорили в последнее

десятилетие. Этому предшествовало несколько причин.

    Дошкольное образование стало пониматься именно как образование. Первоначально педагогическая наука говорила о воспитании, затем, с утверждением возможности обучать дошкольников, было обращено внимание на их познавательные способности. Вследствие чего многие педагоги особое внимание уделяют образовательной деятельности и делают акцент на развитие ребенка. Это предусматривает не только подготовку к следующему этапу обучения (школьному) и успешное формирование базовых черт личности, индивидуальности, но и максимальное развитие творческого потенциала ребенка, его способностей, талантов.

    В условиях отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания, обучения и развития детей особую остроту приобретает вопрос определения ориентиров развития системы дошкольного образования, так как существующие требования к качеству образования неустойчивы, не обладают должной полнотой.

    Следствием отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания является и проблема
    управляемости развития дошкольным образованием,
    обеспечение
    условий воспитания и образования дошкольника в соответствии с его
    способностями и возможностями, активная помощь ему в этом. Таким образом, особую значимость приобретает проблема управления качеством образования.

Модель управления качеством образования

Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые в образовательном учреждении для выполнения требований к качеству.

Система требований к качеству российского образования формируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями по лицензированию и аккредитации образовательного учреждения.

В основу мониторинга качества образования положены три аспекта. Общественный определяется социально-экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны), социальный -соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя), педагогический - может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные требования к содержанию образования (программам и педагогическим технологиям), профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Качество дошкольного образования определяется организацией педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития

каждого ребенка повышается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество образования зависит: от качества работы воспитателя; сложившихся в педагогическом коллективе отношений; условий, созданных руководителем для творческого поиска; объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Значит, качество дошкольного образования в учреждении - управляемый процесс. Поэтому можно выделить два подхода к управлению качеством: один - через управление педагогическим процессом и его составляющими, другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем). Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОУ.

Модель управления качеством образования включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов. Однако для реализации данной модели в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ.

Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей.

В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ.

На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке.

Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации -пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по качественным и количественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, педагогических мастерских и т.д.

Шестой этап - первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его навыков и способностей. Первичную диагностику уровня развития проводит профессиональный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ.

Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса.

Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного
образования - организация воспитательно-образовательного процесса. Уже
отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию
развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель

развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не в
усвоении знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитие
ребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного
образования, как отсутствие жестко очерченной предметности,
целесообразно опираться на интегрированный подход к построению
воспитательно-образовательного процесса. Используется такая

закономерность, как взаимное «пронизывание» различных видов детской деятельности.

В предлагаемой модели данный компонент основной. Все предыдущие и последующие действия направлены на подготовку, обеспечение, реализацию и корректировку содержания воспитательно-образовательного процесса.

Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий.

После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения.

По завершении воспитательно-образовательного процесса проводиться итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.

Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий.

Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д.

Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что

соответствует задачам современной политики.

Составляющие развития ДОУ,

способствующие повышению качества образования

Под управлением качества образования понимается

целенаправленный, ресурснообеспеченный, спроектированный процесс

взаимодействия управляющего и управляемого начал, направленный достижение качества запрограммированного результата (норм и стандартов)

Основными принципами управления качеством образования можно

назвать: системность, непрерывность, функциональность, оптимальность,
продуктивность.

Таблица№1

Состав и квалификация педагогических кадров

Всего 20

Процент к общему числу

педагогических работников

Имеют образование:

Высшее педагогическое

Высшее непедагогическое
- незаконченное высшее

Среднее профессиональное (педагогическое)

Среднее профессиональное (непедагогическое)

Другое

5

1

14

25% 5%

70%

Имеют квалификационные категории:

Высшую

Первую
- вторую

Другое

5 7 7 1

25% 35%

35%

5%

Стаж работы:

от 1 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

2 4 6 8

10% 20% 30% 40%

Имеют звания и награды

Почетный работник общего образования

Почетная грамота Министерства образования и науки

России

Почетная грамота Департамента образования и науки

Кемеровской области

Почетная грамота Администрации города

Почетная грамота совета народных депутатов.

Почетная грамота Управления образованием

Благодарственное письмо главы города

Благодарственное письмо Совета народных депутатов

города

2

2

11

8

4

24

8

4

Таблица№2

Качественные изменения состава и квалификации

педагогических кадров.

Параметры

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

1. Образование

Высшее педагогическое

Высшее педагогическое

Среднее профессиональное (педагогическое)

Средне профессиональное (непедагогическое)

Другое

2. Квалификационные

Высшая

Первая

Вторая

другое; без категорий

3. Количество молодых специалистов

Для каждого дошкольного учреждения показатели качества образования всегда специфичны, так как они соответствуют модели управления, определяющей цели, задачи, содержание воспитательно-образовательного процесса данного учреждения, его кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение и условия воспитания, обучения и развития детей в нем.

Но вместе с тем показатели качества могут быть общими для всех. Это уровни: обученности детей; развития навыков учебной деятельности; творческой деятельности; воспитанности; развития личности в психическом, социальном аспектах; жизненной защищенности, социальной адаптации личности.

В связи с этим можно выделить критерии, используемые при измерении качества образования:

1. Качество обучения (качество учебного материала и действий
педагогов, рациональность и логичность, разработки учебного
расписания, оптимизация времени, пространств и размещения
воспитанников и педагогов, разработки учебного плана и учебно-
программной документации).

2. Поиск, подбор и внедрение инновационных форм и методов
работы, в том числе экспериментальной деятельности.

Параметры результатов образования, оценка результативности, продуктивность, видимый результат.

Наиболее перспективной для формирования системы управления ДОУ представляется программно-целевая структура. Вся работа ДОУ по организации воспитательно-образовательного процесса рассматривается под углом зрения достижения цели, предусмотренной проектом. °

Постоянными элементами в организационной структуре являются подразделения:

    Попечительский совет, призванный решать вопросы материально-технического оснащения воспитательно-образовательного процесса;

    Совет педагогов, главный организующий орган по утверждению учебных планов, рабочих программ, обобщению педагогического опыта, решению стратегических задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, разработки рабочих программ;

Методический совет решает вопросы обновления, структуры и
содержания образования в свете концепции модернизации образования,
активный участник организации работы по мониторингу, выявляет
запросы родителей на образовательные услуги;

    Собрание трудового коллектива решает вопросы, связанные с жизнью и деятельностью ДОУ, решает производственные вопросы, связанные с нормативным правом, решением педагогических задач, укрепления и сохранения здоровья людей;

    Совещания при заведующей, призванные решать текущие вопросы деятельности ДОУ.

Новым элементом в управлении является создание временных творческих, инициативных групп, методических объединений на базе ДОУ для решения конкретных и актуальных проблем. Такая организационная структура управления способствует созданию коллектива единомышленников и обеспечивает ответственность каждого за решение поставленных задач. Управление будет осуществляться на основе соуправления с опорой на инициативу и творчество педагогов ДОУ. Для определения результативности системы управления ДОУ на любом уровне предусматривается разработка приоритетов, показателей в виде положений, локальных актов.

Управленческий аппарат в дошкольном учреждении, работающем в режиме развития - это люди, умеющие работать с целями и сами обладающие четкими и осознанными целями. Речь идет о понимании целей функционирования и развития дошкольного учреждения, о понимании целей системы управления и личной индивидуальной управленческой деятельности.

Говоря о роли современного старшего воспитателя в управленческой деятельности необходимо отметить, что он должен:

Понимать мотивы поведения педагогов;

    побуждать педагогов к продуктивной работе, стимулировать их профессиональный рост;

    создавать в коллективе отношения максимально благоприятные для продуктивной работы;

    давать задания педагогам так, чтобы они понимали, чего от них ждут, и стремились это выполнить;

    эффективно контролировать работу педагогов;

    адекватно оценивать новых педагогов, их возможности и интересы;

Строить деловые отношения с педагогами в соответствии с их
индивидуальными особенностями и ситуациями.

Старшему воспитателю развивающего ДОУ должны быть присущи определенные личностные качества, характеризующие его управленческую деятельность. К ним можно отнести: умение управлять собой; личные ценности; личные идеи; саморазвитие; навыки решения проблем; умения творческого подхода; понимание управленческого труда; навыки руководства; способность формировать коллектив.

Составляющие развития ДОУ, способствующие повышению качества

образования

Ориентированность на достижение


Организованность


Ориентированность на развитие


Ориентированность на саморазвитие

Ответственность

Сработанность

Сплоченность

Уровень развития коллектива

Включенность в управление

Единство ориентаций

Психологическая совместимость

Потенциальная стабильность

Ценностно- организованная зрелость

Правила успешного управления качеством дошкольного образования

1.Каждый член коллектива должен знать, для чего он работает,
каким будет конечный результат.

    Каждый член коллектива должен знать, что его труд будет оценен правильно (публичное признание успехов и оказание почета коллегами, одобрение руководителя, премия, благодарность детей и родителей).

    Благодарность в ДОУ-огромная составляющая успешного управления. Благодарность - ежедневная дань уважения нелегкому и благородному труду коллег

    Труд педагога, безусловно, облегчает бремя многих людей, но они и сами нуждаются в том, чтобы кто-то оказал помощь и поддержку в их труде.

    Такт-очень тонкий и значимый компонент управления. Под тактом подразумевается:

    умение выслушать и объяснить возникшую проблему;

    помощь в проведении мероприятий, если в ней возникает потребность;

    одобрение удачных действий коллег;

    конфиденциальность;

Деликатность (порицать наедине).

6. Ответственность (если каждый определит для себя меру ответственности, то общая ответственность возрастет многократно).

7. Творчество. Нет более творческой профессии, чем воспитатель. Управление - творческий процесс, и в нем следует учитывать и развивать творческий потенциал каждого педагога.

8. Умение признавать и исправлять ошибки. Ошибки следует

прогнозировать, анализировать, своевременно исправлять. Недопустимые ошибки: грубость по отношению к детям и родителям; физические наказания; принуждение ребенка к приему пищи; сокрытие информации о травме или заболевании ребенка; высмеивание физических недостатков ребенка.

9. Живое участие. Оно необходимо каждому человеку,
воспитателю оно необходимо вдвойне.

10. Конструктивная критика - неотъемлемая часть успешного
управления.

Модель взаимодействия управленческой команды

Психологический климат в коллективе.

Соблюдение трудовой дисциплины;

Эмоциональное состояние сотрудников;

Взаимоотношения сотрудников;

Организация досуга;

Поощрения сотрудников;

Оказание помощи сотрудникам;

Работа с пенсионерами;

Работа по предотвращению случаев насилия над ребенка, выявление неблагополучных семей, оказание им помощи.

профгруппа, педагог – психолог, инспектор по охране детства

Система мотивационного управления

Развитие системы дошкольного образования в значительной степени определяется внедрением в практику новейших научных психолого-педагогических достижений в области управления. Одно из таких новшеств -мотивационное управление, в основе которой лежит организация мотивационной среды.

    Система стимулирования строится с учетом структуры коллектива и психологических механизмов (эмоции успеха - неуспеха). Эмоциональное переживание успеха необходимо всем. Используемая система стимулирования включает такие формы поощрения, которые дают педагогу возможность переживать эмоции успеха. Наиболее эффективные формы стимулирования: содействие в выдвижении на престижные конкурсы разного уровня; привлечение к участию в работе администрации ДОУ; решающих важных проблемах коллектива; аттестация на более высокую квалификационную категорию.

    Контроль и оценка деятельности педагогов направлена на раскрытие их профессиональных и личностных резервов, совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Выявление успехов, а не только недостатков; индивидуальный дифференцированный подход и др.

    Делегирование полномочий основной временной ресурс управления и рассматривается как реализация возможности и стремления обеспечить согласованность действий руководителя и педагогов в воспитательно-образовательном процессе. Педагоги и руководитель стремятся работать в творческом союзе, который отражается в развитии самоуправляемых систем через участие педагогов в постановке целей, определении способов и средств их достижения, оптимальном распределении обязанностей и коллегиальном решении возникающих проблем.

    Создание условий для инновационной деятельности - поиск путей прогрессивного развития каждого педагога, с учетом объективных

возможностей, уровня профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, совершенствование профессиональной компетентности квалификации педагогов через конкурсное движение.

Внедрение системы мотивационного управления в дошкольном
учреждении позволяет построить оптимальную, гибкую и динамичную
мотивационную среду, благоприятную для освоения новшеств при
творческом взаимодействии руководителя и членов педагогического
коллектива.

Таблица №3

п/п

Направление

Задачи

Разработка системы стимулирования педагогов

Внесение изменений в положение о стимулировании инновационной активности педагогов. Формы стимулирования мотивации

Контроль и оценка

деятельности педагогов

Усовершенствование системы

контроля в ДОУ.

Разработка критериев и показателей

результативности работы педагогов.

Обсуждение результативности

Выявление и анализ затруднений в

работе педагогов.

Посещение занятий (проверка глубины

обучения программному материалу)

Изучение системы учета достижений

детей и педагогов в различных видах

деятельности.

Педсовет по итогам года.

Делегирование полномочий

Разработка методического и психологического обеспечения делегирование полномочий педагогам (памятки)

Привлечение к управленческой деятельности через городские МО, мастер-классы, семинары, консилиумы. Сопровождение внедрения авторских программ, технологий, средств обучения дошкольников

Привлечение к участию в управлении и перспективном планировании ДОУ

Организация деятельности советов (физкультурно-оздоровительного, редакционного и научно-методического) Привлечение к проведению мероприятия «Лестница успеха». Организация творческих групп. Разработка рекомендаций для педагогов «Управление ДОУ».

Создание условий инновационной деятельности

Разработка методического и

психологического обеспечения

инновационной деятельности.

Разработка плана повышения

квалификации.

Определение перспектив участия в

конкурсах профессионального

мастерства.

Проведение конкурса «Лесенка успеха»


Заключение

Таким образом, система управления качеством дошкольного образования предполагает наличие идеальной модели такого образования и определение оптимальной структуры управления такой моделью. Правильно организованная управленческая деятельность руководителя поможет активизировать профессиональный потенциал педагогов, будет способствовать достижению задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Управление на современном этапе - это «целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие». Обновление здесь предполагает: отказ от методов административного взаимодействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знания мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных личностей. Создание гибкой структуры неформальных отношений в переходе на более низкие структуры при принятии решений на совместную с работниками ДОУ выработку стратегии, проявляющуюся в видении новых коллегиальных органов управления и освоения демократического стиля руководства и контроля.

Список литературы

    Аралова, М.А. Успешное управление [Текст] / М.А.Аралова// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 8. - С. 12-16.

    Белая, К.Ю. Контрольно - диагностическая функция [Текст]: руководство ДОУ / К.Ю.Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2003 .-64с.

    Вагина, Л.А. Актуальные проблемы школы, современные педагогические технологии [Текст]: педагогические советы / Л.А. Вагина. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2007.-250с.

    Волкова, В.А. Создание системы мониторинга как средства управления [Текст]/В.А.Волкова//Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 43-47.

    Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК Часть 2 / Т.П.Колодяжная. -Ростов-н/Д.: Изд-во Учитель, 2002.-224с.

    Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК Часть 1 / Т.П.Колодяжная. -Ростов-н/Д.: Изд-во Учитель, 2002.-128с.

    Мухина, Т.С. Управление ДОУ в статусе Центр развития ребенка [Текст] / Т.С.Мухина//Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007.-№ 4. - С. 10-16.

    Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением –

как социально-педагогической системой [Текст] / Л.В.Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 7. - С.44- 45.

    Педагогический мониторинг в образовательном учреждении [Текст] / Сост. Т.А.Фральцова, Г.А.Вертохвостова. -Кемерово, 2003.

    Рыбалова, И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ [Текст] / И.А.Рыболова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 4. - С. 10-23.

    Сурова, О.А. Информационно - коммуникационные технологии в управлении дошкольным образованием [Текст] / О.А.Сурова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №7. - С. 21-25.

    Шмидт, В.В. Делегирование полномочий [Текст] / В.В.Шмидт // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004.- № 6. - С. 18-23.

людмила тугова
Качество дошкольного образования - это качество жизни

По словам В. И. Слободчикова,

качество дошкольного образования -

это качество жизни ребёнка .

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования , в том числе и дошкольного . Вместе с тем дошкольное образование в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть и не является обязательным. По мнению общественности детский сад – скорее не институт образования , а место комфортного пребывания дошкольников .

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ ?

1. От качества работы воспитателя .

2. От отношений, которые сложились в коллективе.

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Еще одним существенным вопросом при формировании системы оценки качества образования является вопрос «А кто же ее проводит?» .

Оценка персонала ДОУ семьями дошкольников начинается еще до момента прихода ребенка в детский сад, причем информацией может послужить и личный опыт общения с сотрудниками, и не всегда объективное мнение других людей.

Семьи, в которых ребенок постоянно ходит в детский сад, отмечают, что просто быть под присмотром взрослых и «получать образование и воспитание у профессиональных педагогов» – это не одно и то же. Для родителей в данном случае важны те знания и профессиональные умения, которые демонстрируют в работе с детьми воспитатели и другие специалисты дошкольных образовательных учреждений .

Значимость для родителей дошкольников качества «человеческого ресурса» подтверждает тот факт, что среди причин выбора детского сада наибольший приоритет получают причины, так или иначе связанные с персоналом ДОУ. На первое место среди двадцати двух различных характеристик дошкольного образовательного учреждения семьи поставили такую причину выбора, как «здесь доброжелательно относятся к детям и родителям» (64,5% от общего количества участников анкетного опроса среди родителей дошкольников , чьи дети посещают ДОУ). На третьем месте – «хороший уход и присмотр за ребенком» (59,5%) . Следует отметить, что наличие специалистов различного профиля (психологов, логопедов и т. д.) больше чем для половины родителей (53,3%) является более существенным критерием при выборе детского сада, чем даже его удобное месторасположение (45,5%) или приемлемая родительская плата (23,4%) .

Для семей дошкольников важно , чтобы их ребенок, приходя в детский сад, чувствовал себя комфортно, чтобы его окружали внимательные и высококвалифицированные воспитатели и специалисты, способные помочь ребенку.

Таким образом , можно сделать следующий вывод : и личностные характеристики педагогов, и их квалификация являются для родителей предметом пристального внимания и оценивания.

Родители оперируют при оценке простыми, ясными для них категориями и понятиями.

В одних источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования , выступают следующие : удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения ; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение (см. Приложение 1. Анкета для родителей)

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам :

1. Образовательная деятельность

2. Развивающая среда

3. Психологический комфорт ребенка

4. Здоровьесберегающая деятельность

5. Удовлетворение потребности семьи

Во время оценки качества образовательной деятельности нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития. Педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия (см. Приложение 2. Диагностическая карта)

Значимые с точки зрения специалистов системы образования критерии и показатели могут не иметь того же смысла для родителей, быть им не совсем понятны, а значит, не важны.

При формировании системы оценки необходимо учитывать особенности данной ступени, которые определяют приоритетность объектов оценивания и наличие специфичных критериев оценки (см. Приложение 3. Оценочная карта)

Родители вне зависимости от деятельности органов управления образования , надзора и контроля в сфере образования самостоятельно , порой, не имея объективной информации и необходимых методик, проводят оценку качества дошкольного образования и деятельности педагогов и на ее основе делают свой потребительский выбор.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой . К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования . Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования .

Публикации по теме:

Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.

Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал Описывая систему своей работы при аттестации, в одном из критериев, я раскрывала принципы, которых придерживалась создавая предметно-пространственную.

Качество развивающей среды в физкультурном зале Качество организации развивающей среды в физкультурном зале. Соловьёва Н. В. творчески подходит к организации развивающей среды, опираясь.

Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования» Качество дошкольного образования Качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. В. И. Слободчикова Вопрос о качестве дошкольного.

Добро пожаловать! Добавляйтесь в друзья, очень рада буду знакомству. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворить.

«Особенности организации

Воспитательно-образовательного процесса на основе ФГОС ДО»

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом основных базовых нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта, вступившего в силу с 01 января 2014 года, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;
  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.

В ОП необходимо:

  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей (данное триединство было всегда в дошкольной педагогике и не является новым).

Образовательный процесс обязательно должен включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС) — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

  • воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
  • образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
  • развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
  • социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
  • оздоровительно-профилактическая (валеологическая) — приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

Валеология (от одного из значений лат. Valeo — «быть здоровым ») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека

Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы.

  • Расписание НОД и игр-занятий в группе;
  • Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться;
  • Циклограмма воспитательно-образовательной работы группы;
  • План воспитательно-образовательной работы.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы. При планировании воспитательно-образовательного процесса необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Планирование — необходимая, научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

От качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Цели и задачи планирования

  • Обеспечение выполнения ООП в Организации.
  • Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
  • Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

Согласно ФГОС ДО планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО основывается на комплексно - тематическом принципе.

Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. (Данный факт так же не является новшеством, игра всегда была в дошкольном детстве ведущим видом деятельности).

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему игр-занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.

Является основным документом в работе с детьми, и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Назначение документа - помочь достижению намеченных воспитательно-образовательных задач. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Хотя единых правил ведения этого документа нет, и он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • систематичное и равномерное распределение материала по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определенной системе;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
  • учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Основные принципы планирования

Системность и концентричность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования.

  • В тематическом планировании одна тема объединяет все виды деятельности.
  • Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
  • Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
  • Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  • Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности.
  • Учет уровня развития детей (проведение игр-занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам и фронтально).
  • Взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности).
  • Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи - познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
  • Мотивация планируемой деятельности.
  • Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Составляющие планирования

1. Перспективный план воспитательно-образовательной работы - составляется на месяц (квартал) с учетом целей и задач по различным разделам детской деятельности.

В перспективный план входят разделы:

Воспитание культурно-гигиенических навыков (ежеквартально);

Раздел «Безопасность» (ежемесячно);

Раздел «Сюжетно-ролевая игра» (ежемесячно);

Воспитание культуры поведения положительных моральных качеств (ежемесячно);

Раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности» (ежемесячно);

Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (ежемесячно);

Раздел «Ознакомление с природой» (ежемесячно);

Раздел «Труд» (ежемесячно);

Раздел «Работа с семьей» (ежемесячно).

2. Календарный план воспитательно-образовательной работы осуществляется на основе циклограммы. Циклограмма помогает равномерно и целенаправленно учитывать все формы работы с детьми и разнообразить содержание детской деятельности.

Компонентами календарного планирования являются:

  • Цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми)
  • Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  • Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  • Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Календарный план составляется в соответствии с режимом дня.

3. Нерегламентированная деятельность :

Утренний приём (утро)

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности с учётом циклограммы (игры разной направленности и содержания, беседы, труд, индивидуальная работа и пр.):

  • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
  • развитию устной речи и выработке правильной интонации;
  • обучение рассказыванию;
  • физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности);
  • и др.

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД)

Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно (согласно сетке занятий), в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач:

  • Игры-занятия по различным областям знаний.

Прогулка (дневная/вечерняя)

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.

В подвижной игре может принимать участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.

Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Вечер (вторая половина дня)

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.

Воспитатель планирует сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и т.д. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников. Так же в данный период времени воспитателем планирует индивидуальная работа по всем видам деятельности.

Поделиться