Учимся различать буквы пп - т. Дифференциация звуков - с графической символикой Дифференциация п т на письме упражнения

Цель: научить различать и выделять на слухзвуки [п]- [б].
Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух,
  • формировать правила ротового выдоха с учетом данной фонемы;
  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность,
  • развивать самоконтроль в произношении смешиваемых звуков.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитать у детей навыки самообслуживания.
  • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: артикуляционные профили данных звуков, зеркала, графическая схема звуков, буквы «П» и «Б», предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

– Здравствуйте, ребята.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» –«Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка» , «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка». (под счет)

3. Введение в тему:

Логопед: Ребята, я буду говорить слова, а вы скажите какой слышите первый звук?

Балет, бык, бег, белка, банка, банан

Дети: звук [б]

Логопед: пакет, пыль, птица, план, питон, плот.

Дети : звук [п]

4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия:

Логопед: Ребята, неслучайно я задала вам такое задание, сегодня мы посвятим наше занятие звукам [б]- [п], найдем разницу между ними.

– Чему мы будем учиться на занятии?

Дети: Мы будем учиться различать звуки [б]- [п].

Логопед: Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: Различай звук [б]- [п].

5. Основная часть занятия.

Логопед: Молодцы! (на доске таблица «Расскажи о звуке» и профили звуков [п]- [б])

Логопед: ребята вы должны зрительно найти разницу и ощутить ее в произношении, что вы слышите? Что видите при произнесении звука? Что ощущаете? Дайте сравним эти звуки и дадим характеристику звукам [б]- [п].

Дети: Звук [п]: согласный, глухой, твердый, смычный.

Я слышу звук [п].

Я вижу: губы сомкнуты (в первый момент губы сомкнуты, затем - плавно размыкаются).

Логопед: произнесите звук [б], проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

Ребенок: Звук [б]: согласный, звонкий, твердый, смычный.

Я слышу звук [б].

Я вижу, что в первый момент губы сомкнуты, затем - размыкаются. Щеки слегка «раздуваются».

Я ощущаю, что губы сомкнуты в момент вибрации гортани. Под напором струи выдыхаемого воздуха щеки слегка «раздуваются», а после «взрыва» смычки губы размыкаются. Язык свободно лежит на дне ротовой полости.

Я осязаю вибрацию гортани, грудной клетки в момент смычки губ. Струя выдыхаемого воздуха широкая резкая холодная, направлена вперед.

Логопед: найдите разницу при произнесении звуков [п] и [б] , проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

Дети: разница в том, что при произнесение звука [п] голосовые складки не вибрируют, а при [б] -голосовые складки вибрируют.

Логопед: Запомните разницу! Заполните схемы, пользуясь таблицей «Расскажи о звуке»: в каком положение губы, зубы, язык.
Дети заполняют самостоятельно схемы звуков.

Схема звука [п].

Схема звука [б].

6. Физкультминутка. Действия по тексту.

Катит, катит паровоз,
И вагончики везет.
Вот поезд наш идет,
Колеса стучат.
А в поезде этом
Бобрята сидят.

7. Логопед дает задания:

Задание. «Помоги Незнайке».

  1. Выбери верно: звук [п] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой?
    А звук [б] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой? Чем эти звуки отличаются друг от друга?
  2. Дополни: при произнесении звуков [п] голосовые складки_______, губы в первый момент______________.
  3. Что ощущаешь, когда произносишь звуки [п] и [б].? Губы разомкнуты или плотно сомкнуты? Голосовые складки сомкнуты или разомкнуты? Где расположен кончик языка?
  4. Замени в слогах «П» на «Б»: па, по, пу, пы, та, ал, оп, уп, ьш, эп
  5. Добавь слоги «БА или «ПА» (игра с перекидыванием мяча).
    Жа- _____ шай- _____
    ре- _____ ли- _____
    тум- _____ вер- _____
    ла- _____ шля-_____
    бом- _____ ры- _____
    лу- _____ сту- _____
    лам- _____ тор- _____
    шу- _____ нер- _____
  6. Исправь ошибки Незнайки.
    В болоте квакает ЖАЛА.
    В огороде выросла РЕБА.
    В комнате стоит ТУМПА.
    На столе стоит ЛАМБА.
    В ворота летит ШАЙПА.
    В парке цветёт ЛИБА.
    В марте цветёт ВЕРПА.
    У мамы новая ШЛЯБА.
    Разрушает дом БОМПА.
    Увеличивает всё ЛУБА.
    У меня новая ШУПА.
    У Бабы Яги СТУБА.
    В воде плавает РЬША.
    У кошки мягкая ЛАБА.
    У меня котомка-ТОРПА.
    На севере живёт НЕРБА.
  7. Закончи каждое предложение нужным словом.
    - Вспомни загадки про репу, жабу, лампу, шайбу, шляпу, рыбу и закончи предложения.
    ♦ В болоте квакает...
    ♦ Дед посадил... и т. д.
  8. Повтори за мной:
  1. Повтори слова парами:
    бас - пас
    быль – пыль
    бух – пух
    боль - Поль
    бар – пар
    бить - пить
    бот – пот
    бока – пока
    бел – пел
    блошка – плошка
    баня – Паня
    забор – запор
    блеск – плеск
    барин – парень
    банки – панки
    борт – порт
    - Придумай предложение с каждым словом пары.
  2. Исправь ошибки.
    Пастух БАС овец и коров.
    У певца могучий голос - ПАС.
    Пушка выстрелила: ПУХ.
    В подушке мягкий БУХ.
    Мы зашли в вечерний ПАР.
    В бане горячий, душный БАР.
    На дороге поднялась БЫЛЬ.
    Это не сказка, а ПЫЛЬ.
    У меня зубная ПОЛЬ.
    Это девочка Полина. «БОЛЬ, стой!»
    Нельзя человека ПИТЬ.
    Я хочу БИТЬ воды.
    Вот БУК соломы.
    Это огромное дерево называется ПУК.
    У меня болят ПОКА.
    Ну прощайте же, БОКА!
    На верфи выстроили ПОТ.
    На лбу выступил БОТ.
    Я очень громко БЕЛ.
    Это заяц слишком ПЕЛ.
    Я иду мыться в ПАНЮ.
    Мою бабушку зовут БАНЯ.
    - Придумай сам ошибочные предложения.
  3. Звуки изучаем - ошибки исправляем.
    В синем небе звёзды плещут.
    В синем море волны блещут.
    Издалека был слышен блеск волн.
    Плеск алмазов ослеплял глаза.
    У меня был игрушечный ропот.
    Люди недовольны. Послышался робот.
    Порт корабля ударился о причал.
    В борт города Сочи заходили корабли.
    У нашей кошки в шерсти завелись маленькие плошки.
    Собака и кошка едят из небольшой блошки.
    Я заболел, мне поставили панки.
    Вот рокеры, хиппи и банки.
    У нас в квартире новые замок и забор.
    Вокруг дома новый запор.
    Во дворце живёт парень.
    На вечеринку ходит барин.

8. Итог занятия и оценка работы детей.

Дайте характеристику звукам П, Б, чем отличаются эти звуки? Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятия.

9. Домашнее задание.

Подобрать слова, которые начинаются со звуками Б, П.

Подобрать и выучить загадки с отгадками со звуками Б, П.

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2 класса.

Тема: «Дифференциация букв п – т, П – Т по кинетическому сходству».

Цели:

  1. Учить различать кинетически сходные буквы п — т, П – Т путём выработки чёткой зрительно – моторной координации изолированно, в слогах, словах.
  2. Закреплять умение работать над звукобуквенным, слоговым анализом и синтезом, 3. Закреплять умение пользоваться правилами, пройденными в классе.
  3. Развивать оптические представления, зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие, пространственную ориентировку, память, логическое мышление.
  4. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, желание работать над своей речью.

Оборудование:

  • «Волшебный сундучок», изображения героев разных сказок, компьютер, презентация, таблички с символами занятий, наборная доска, буквы из бархатной бумаги, индивидуальные тетради для детей, зеркала, артикуляционные профили звуков [п] и [т], магнитофон, аудиозаписи, пчёлка, посылка от почтальона Печкина, раскраски, карточки с заданием.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Л: Итак, начинается наше занятие. Чтобы настроиться на работу вспомним наш девиз.

У: Слушай! Думай! Не ленись! Правильно писать учись!

Л: Садитесь.

II. Постановка цели занятия.

Л: Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну, где живут герои разных сказок. Сейчас, каждый из вас должен достать из «Волшебного сундучка» картинку и назвать сказочного героя, изображённого на ней.

Дети достают картинку и называют сказочного героя: Айболит, Красная Шапочка, Золотая Рыбка, Кот в Сапогах, Буратино.

Л: Все эти герои помогут нам сформулировать тему нашего занятия. В темах наших занятий всегда есть главное слово. Какое?

У: Различаем.

На доску вывешивается карточка со словом «Различаем».

Л: А что мы сегодня будем различать, мы узнаем, если посмотрим на экран компьютера.

На экране написаны названия героев сказок с пропущенными буквами п и т

  • Айболи-
  • Красная Ша-очка
  • Бура-ино
  • Золо-ая Рыбка
  • Ко- в Са-огах

Л: Итак, ребята, какие буквы пропущены в именах сказочных героев?

У: Пропущены буквы п и т.

Л: Давайте проверим это.

На экране компьютера появляются имена сказочных героев с вставленными буквами.

  • Айболит
  • Красная Шапочка
  • Буратино
  • Золотая Рыбка
  • Кот в Сапогах

Л: Какие буквы мы будем сегодня различать?

У: Мы будем различать буквы п и т.

На доску вывешивается карточки с буквами П п — Т т.

Л: Обратите внимание, ребята, что мы будем различать заглавные письменные буквы и строчные письменные буквы. Прочитаем тему занятия «Различаем П п — Т т»

Л: Чем похожи и чем различаются эти буквы?

У: Отвечают.

Л: Обратите внимание на одинаковые элементы букв п и т: п — как бы «прячется» в т. А в т есть добавочный элемент, то есть различаются они количеством элементов.

Л: Да, мы сегодня будем различать буквы п и т по написанию. Ребята, а почему я написала все эти слова с большой буквы?

У: Потому что это имена сказочных героев. А все имена собственные мы пишем с большой буквы.

III. Основная часть занятия.

а) Установление связи кинема-графема. Анализ букв.

Л: Ребята, давайте вспомним этого сказочного героя. Кто это? (изображение Незнайки на доске).

У: Это Незнайка.

Л: А из какой он сказки?

У: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне».

У: Н. Н. Носов.

Л: У Незнайки есть друг, Торопыжка. (Изображение на наборном полотне). Как вы, ребята, думаете, почему его так назвали?

У: Потому что он всегда торопиться.

Л: Правильно, сейчас, я расскажу вам историю, которая приключилась с Торопыжкой, а вы внимательно слушайте и запомните, что Торопыжка делал не так.

Чтение сказки Л. Н. Ефименковой «Торопыжкина беда».

Первого сентября вместе с другими мальчиками и девочками Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве «т» третью ножку дописать. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу записку: «Пойдем гулять!», а получается: «Пойдем гуляпь!» Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке (на наборное полотно выставляется изображение Знайки) и рассказал о своей беде. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в слове «три»? «Т», - отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, - говорит Знайка, - что у буквы «т» три ножки, а у буквы «п» - пара ног, т. е. две. Помни об этом и перестань торопиться».

Л: Ребята, какие ошибки допускал Торопыжка на письме?

У: Он путал буквы п и т.

Л: Что посоветовал ему Знайка? Вы запомнили как отличать буквы?

У: Он научил его как не путать буквы. У буквы т, Т — три ножки, слово три начинается на т. А у буквы п, П — пара ножек.

Л: Среди вас, ребята, тоже есть ученики, которые путают эти буквы. Поэтому сегодня мы выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы.

Л: Давайте ещё раз повторим:

У буквы т — три ножки, слово три начинается на т, это трудная буква.
У буквы п – пара ножек (две), слово пара начинается на п, это простая буква.(плакат на доске).

Л: Давайте напишем буквы пальчиком на парте: пишем строчную письменную букву т «раз-два-три» — получилась буква – т, «раз-два» — получилась буква – п.

б) Игра «Волшебный сундучок».

В игре происходит узнавание букв с опорой на кинетические ощущения. Дети достают из «Волшебного сундучка» буквы п и т, сделанные из бархатной бумаги, и узнавая их на ощупь, называют.

Л: Как вы узнали букву? На что опирались при узнавании?

Ответы учеников.

в) Выполнение упражнения в тетради:

Запиши под цифрами соответствующие буквы (упражнение в тетради для работ над различением кинетически и оптически сходных букв) упр. 1 стр. 9.

г) Артикуляционная дифференциация звуков:

Л: В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки [п] и [т]. Где находится язык при произнесении звука [т]?

У: За верхними зубами.

Л: А какая помеха встречается при произнесении звука [п]?

Л: Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем пропеть эти звуки голосом, значит они оба согласные. Если мы приложим руку к горлышку, то сможем определить звонкие они или глухие.

Дети определяют.

д) Развитие навыков слогового анализа и синтеза, выполнение упражнения в тетради:

Л: Ребята, посмотрите, портрет, какого сказочного героя расположен у нас в тетради?

У: У нас в тетради расположен портрет Старичка — Лесовичка.

Л: Что он несёт в руках?

У: Он несёт в руках ведёрки.

Л: Что на них написано?

У: Слоги па и та.

Л: Что он нам предлагает сделать?

У: Он предлагает нам вставить в слова слоги с буквами.

Л: Давайте выполним первый столбик упражнения вместе (первый столбик слов написан на доске).

Совместный разбор упражнения. Дети называют слог, который они будут вставлять на пропущенное место. Чтение слова целиком. Нацелить детей на то, что если слово будет написано неправильно, то весь смысл слова теряется. Вспомнить правило о написании имён собственных. Второй столбик упражнения дети выполняют самостоятельно, затем чтение слов с буквами п и т.

е) Физминутка от Буратино.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение, выполняя движения).

ж) Дидактическая игра «Пчёлка» (выделение букв в словах).

Игра направлена на развитие зрительного восприятия. Звучит жужжание пчелы.

Л: Что это за звук?

У: Это пчела жужжит.

Л: Верно. К нам прилетела пчелка! Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, на которых пчела делает остановку, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Первая буква, на которую опустилась пчёлка находится в четвёртой строчке, третьего столбика –т. Дальше она перелетела на две буквы влево – р, потом она села на три буквы вправо – у, дальше пчела перелетела на три буквы вверх — д. Какое слово получилось? Труд.

Первая буква, на которую опустилась пчелка находится в третьей строчке, пятого столбика - п., дальше пчела перелетела на на одну букву влево – о, затем на одну буквы влево и одну букву вверх – л, затем на одну букву вверх — е. Какое слово получилось? Поле.

Первая буква, на которую опустилась пчелка находится в третьей строчке, пятого столбика- п. Дальше она перелетела на одну букву влево и остановилась - о, затем на две буквы вниз, влево - ч. Вверх - т. Вверх - а. Какое слово у вас получилось?

У: Почта. (Один ученик записывает слово на доске, с большой буквы).

Л: Какая буква в этом слове первая, какая четвертая?

У: Первая буква п, а четвертая - т.

з) Звукобуквенный анализ слов.

Л: Что делают на почте? Кто разносит письма?

У: Почтальон.

Л: Ребята, кто-то принёс нам посылку (звучит аудиозапись из м\ф «Каникулы в Простоквашино») — показ письма.

У: Посылку принёс нам Почтальон Печкин. (изображение героя)

Л: Ребята, в имени этого героя есть буквы, которые мы сегодня различаем?

Л: Ребята, но открыть посылку мы сможем только тогда, когда выполним задание. (Детям раздаются листочки с нанесённой на них сеткой из 2\4 клеток). Я буду диктовать слова, а вы должны записать из них только буквы п или т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые буквы, то их нужно писать в одной клетке.

1 – ряд: пенал, палец, костюм, тапочки.
2 – ряд: каток, капель, танк, попугай.

Таблица для проверки на экране компьютера.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила учитель-логопед МБОУ ЦПК Каримова Наталья Викторовна Дифференциация букв П-Т

Попугай в ажурной клетке Песню пел своей соседке. Повторил мой голосочек, Посмеялись мы разочек. Тигр- это та же кошка, Только дикая немножко. Те же уши, тот же хвост, Только чуть повыше рост. Какой звук повторяется в начале каждой строки?

Пиши правильно

Пиши правильно

Буква П Буква Т Дифференциация букв П-Т

Различай количество элементов

Губы Зубы Язык Голосовые связки П Пь Смыкаются Смыкаются сильнее Разомкнуты Лежит внизу Не работают Т Ть Разомкнуты Разомкнуты Язык за верхними зубами, работает кончик. Язык напряжен. Не работают Положение органов артикуляции

ПА- ТА- ПА ПО-ПУ- ТУ ТИ- ПИ- ТИ ИТ- ИП- УТ ЫТ- АТ- ОТ ЕП-ОП-АП Прочитайте слоговые таблицы

2а-3а 3у-2у-3у и2-и3 2и-3и 2е-3е-2е а3-а2 2у-3у 3ы-2а-3у о3-о2-ы3 Расшифруйте и запишите слоги

III ворог сиро II салю III II авлин зака III II ира III ла II ка с III анок III анец II о III III ол II а гало II жел III ок II ла III ок II о III олок кру II па с III епи III ор III Игра «Разведчики»

Вел.. нец.. лец кру.. ..кси.. мара.. ракан ПА ТА..рус..мятник.. поротник.. релка.. буретка.. ня.. ша Вставьте слоги «ПА» или «ТА» и прочитайте слова

Т П П Т Определи место звука в слове

П Т Т Т Определи место звука в слове

ПТ Т П Определи место звука в слове

Оло -но -ос-ель Ка- ок -е-ух Са-ог -ас -ила -ос- авил -о- емнел Вставьте буквы П или Т

Дерево трячет корни в земле, Искры паятся в зеленой золе, В желуде стелом стряпан дубок, В понкой скорлутке стряпан желпок. Что перепутал Зайчишка?

На крапиве, как на плитке, Вскипятили чай улитки. Заходи чайку напиться, Кто крапивы не боится. Физкультминутка

ПБРЮОГДЧЮГТБОРДВГДЫБЮЙР ДЗЕЯЖДЗЩЕЗЛИЕЛДЛЖКЕЖ Зачеркните все буквы, которые встречаются в строке 3 раза, и соедини оставшиеся.

получилось Почтовый ящик Молодец! Проверь себя

Над столом висит (толка, полка). Гадкий Утенок (стал, спал) прекрасной птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (порт, торт). Мало (толка, полка) от лентяев. Спиши предложения, выбрав из скобок слова по смыслу

Помоги медведям достроить мостики

Пот Степь Ступал Тряпки Теплица Замени п на т

Топ Спеть Спутал Прятки Петлица Проверь себя

молоток – молопок Стички – спички Капушка – катушка Капля – катля Тотугай - попугай Найди правильно написанное слово

Молодцы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Окт 15

Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.

Задачи:

Образовательные:

Учить различать звуки [П-Т], буквы п – т на письме.

Научить конструировать и реконструировать буквы п, т.

Закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык постановки ударения.

Коррекционные:

Развитие временных отношений, зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.

Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.

Развитие конструктивной деятельности.

Развитие языкового, фонематического анализа и синтеза.

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать орфографическую зоркость.

Развитие умения составлять словосочетания.

Развивать диафрагмальное дыхание.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.

Развитие аналитическо-синтетической деятельности.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Развитие мышечных ощущений, воображения и чувств.

Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

Воспитательные:

Развитие навыка самоконтроля и самостоятельности.

Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: шнурочки для конструирования; предметные картинки; цифровая линейка; карточки с буквами п – т; слоговые таблицы.

Конспект логопедического занятия с использованием компьютерной презентации .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.

Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.

II. Основная часть.

Сегодня мы будем выполнять много разных и интересных заданий и упражнений. Главная наша задача – научиться определять сходства и различия рукописных букв п и т .

1. Зрительный анализ букв т и п . Определение их сходства и различия.

Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы т ? у буквы п ?

Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)

2. Конструирование букв п и т .

(У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).

Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)

3. Дифференциация букв п – т в слогах.

  • Чтение слоговой таблицы.

  • Игра «Волшебный ластик».

Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

4. Дифференциация букв п – т в словах.

  • Сравнение слов по написанию и смыслу.

В начале урока для того, чтобы сесть, вы читали своё слово на карточке. Вспомните, кто какое слово читал. (Ответы детей: тачка, пачка, точка, почка, пушка)

Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т ”.

На доске карточка “тачка” .

Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка” )

Какое слово получилось? (“Пачка”) .

Объясните значение слова.

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т .

Запись слов в тетрадь.

Образец: тачка – пачка, точка – почка

  • Игра «Шпионы».

- Прочитайте слова, используя ключ шифра.

Запишите слова в тетрадь.

В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.

  • Классификация слов по наличию букв п – т.

Назовите картинку. Определите, какой звук произносится, и какую букву п или т нужно писать.

Запишите слова в два столбика.

  • Определение места букв п – т в слове.

- Определите место букв п и т в словах с помощью цифровой линейки.

У каждого ученика индивидуальные цифровые линейки и карточки с прописными буквами п-т.

Предметные картинки: топор, лопата, петух, тапки, лапти.

5. Дифференциация букв п – т в предложениях.

  • Формирование навыка понимания прочитанного.

Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова.

Над столом висит (толка, полка).

Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.

Теплоход приходит в (торт, порт).

Мише подарили (порт, торт).

От лентяев мало (полка, толка).

  • Работа с деформированными предложениями.

Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы п или т .

Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.

#одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и.
ку#ил, па#а, #ор#.

III . Итог занятия.

Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [п ] и [т ].

Чему учились сегодня на занятии?

Как различать при написании буквы п и т?

Учимся различать буквы П п - т.

1. Развитие умения конструирования и реконструирования.

Построй буквы из элементов под диктовку:

нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки;

отступить одну клетку;

рядом начертить параллельно такую же палочку;

соединить две параллельные палочки наверху перекладиной.

Это печатная заглавная буква П;

нарисовать вертикальную палочку высотой в одну клетку;

нарисовать наверху перекладину шириной в две клетки так, чтобы она

касалась вертикальной палочки.

Это печатная строчная буква т.

2. Запись букв п - т по заданию взрослого различным шрифтом.

- Напиши буквы п – т различным шрифтом:

рукописная строчная буква п;

рукописная заглавная буква Т;

рукописная заглавная буква П;

рукописная строчная буква тп;

печатная строчная буква п;

печатная заглавная буква П;

печатная строчная буква тп;

печатная заглавная буква Т.

3. Сравнение букв занятия.



пПодумай и скажи, в чем их сходство, а в чем различие. Сравни печат­ные и рукописные буквы.

Выбор символов для обозначения на письме букв занятия:

Вывод: у рукописной буквы п вертикально пишем две палочки, у рукописной буквы т - три палочки, поэтому можно выбрать для их обозначения цифры, соответствующие количеству элементов: п -2, т –3.

4. Развитие зрительного внимания

Напиши цифру 2 или 3 справа от соответствующей буквы п или т в таблице.

3. Игра «Волшебный ластик»


- Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах п и т перекладины. Посмотри, что получилось. Прочитай слоги, опираясь на количество ножек букв.

Восстанови перекладины в слогах и запиши все слоги.

Ответы: пу, па, та, пут, ты, пя, пот, тат, ет, пё.

Какое слово спряталось в слогах? (Пот.)

4.Знакомство с героями занятия.

- Собери имена детей из букв.

О, П, Л, Я - Поля.

Т, Л, Я, А-Толя.

Чем отличаются имена? (Написанием, значением.) Какое имя принадлежит девочке? А какое - мальчику?

(Взрослый показывает ребенку изображения детей и карточки с их именами).

5. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

- Однажды Поля и Толя составляли из слогов слова. Каждый из них хотел вставить в слово карточку со своим слогом - ПА или ТА. Давай разрешим спор детей.

Вставь карточки со слогами ПА и ТА и прочитай слова. Назови имена детей. Назовите самое длинное слово.


3А2КИ ____________

2АЛЬ3О ___________

2УХ0ВИК __________

СА20ГИ ___________

ША2КА ___________

БО3ИНКИ __________

3УФЛИ ____________

2ЛА3ЬЕ ______________

7. - Вспомни слова с буквой, при написании которой ты используешь три перекладины-ножки, а теперь такие, в которой есть две перекладины - ножки. Были ли у тебя слова, в которых встречаются обе буквы занятия?

Занятие 2

1.Соотнесение звука, буквы и символа.

- Всп омни тему прошлого занятия и разложи буквы п-т около картинок с изображениями предметов (взрослый предлагает картинки, в названиях которых есть буквы п – т).

2. Сравнительная характеристика букв занятия. Нахождение сходства и различий между элементами букв п-т (количественный и качественный анализ )

- Однажды Толя и Поля отправились в лес за грибами. Они набрали полные корзины рыжиков, маслят, груздей и хотели уже возвращаться домой, как» обнаружили, что ушли далеко от дома и не могут определить, куда теперь идти. Дети пошли по лесной тропинке и вышли на полянку. Там стояла старая избушка. Поля и Толя осторожно подошли к окну и заглянули внутрь.

Посреди комнаты стоял большой деревянный стол. На нём три миски: одна большая, вторая поменьше, а третья самая маленькая. Возле каждой миски лежало по одной ложке. Около стола стояло три стула: один высокий и широкий, второй - пониже, а третий - самый маленький... .

Как ты думаешь, кто жил в этой избушке? (выставляет силуэтные изображения медведей)

Определи, какой силуэт мог принадлежать Настасье Петровне, какой - Мишутке, а какой - Михаиле Потапычу?


3.Дифференциация букв п - т в словах

Поля и Толя попросили медведей помочь им выбраться из леса. Медведи помогут детям, если они выполнят ряд заданий.

Вставь буквы п - т в слова и подели их между медведями: слова с буквой т отдай Мишутке, с буквой п - Настасье Петровне, а с буквами пит - Михайло Потаповичу. Запиши эти слова рядом с соответствующей картинкой.

КРУ...А САЛЮАЛЬМА

О…О…

ГАЛО... ЛО...А...А

ОЛЬКА ЗА...ЛА...КА

ВОРОГ ЗАКА...

ЗА...АД...АБУРЕ...

СИРО... ЛА...КА

ВОРО...А...АВЛИН



4. Работа со словами-паронимами.

Подбери слова, отличающиеся друг от друга только одной буквой. Например: пачка - тачка…

5. Развитие зрительной и слуховой памяти. Работа со скороговоркой.

- Поля вспомнила скороговорку с любимыми буквами п - т и решила научить медведей произносить ее верно и быстро.

Прочитай текст скороговорки и постарайся произнести её быстро:

От топота копыт пыль по полю летит.

Запиши скороговорку по памяти и назови буквы занятия.

6. Дифференциация букв занятия на уровне текста

- Вставь пропущенные буквы в слова и прочитай текст стихотворения.

На кра...иве, как на...ли...ке, Вски...я...или чай ули...ки.

Заходи чайку на...и...ься,

Кто кра...ивы не бои...ся.

Перепиши это стихотворение.

7. Назови для Поли и Толи слова с их любимыми буквами.

Из книг: 1. . Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Издательство ГНОМ и Д. 2008.

2. Е. В . Мазанова Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Издательство: ГНОМ и Д, 2006 г.

Поделиться