Викинги на русской земле: что они здесь делали. Викинги где жили? Кто такие викинги

Наиболее яркими событиями в истории можно по праву считать походы викингов, как и их самих справедливо будет назвать весьма интересными фигурами в период с IX по XI век. Само слово «викинг» приблизительно означает «плывущий в море». На родном же языке норманнов «вик» означает «фиорд», что по-нашему будет «бухта». Поэтому многие источники истолковывают слово «викинг» как «человек из бухты». Распространенный вопрос «Где жили викинги?» будет так же неуместен, как и утверждение, что «викинг» и «скандинав» - это одно и то же. В первом случае речь идет о человека, во втором - о принадлежности к определенному народу.

Что касаемо принадлежности к определенному этносу, то выявить его можно с трудом, так как викинги обживались на захваченных территориях, пропитываясь всеми местными «благами», а также насыщаясь культурой данных земель. То же самое можно сказать и о названиях, которыми награждали «людей форта» различные народы. Все зависело от места, где жили викинги. Норманны, варяги, датчане, русы - такие имена получало «морское воинство» на все новых и новых берегах, где оно высаживалось.

Множество мифов и заблуждений витает вокруг ярких исторических персонажей, коими являлись викинги. Где жили норманны-захватчики, что делали, кроме своих походов и набегов, и занимались ли чем-либо кроме них вообще - весьма щекотливые вопросы, терзающие головы историков по сей день. Однако на сегодняшний день можно вывести как минимум семь заблуждений касаемо «скандинавских варваров».

Жестокость и жажда завоеваний

В большинстве фильмов, книг и прочих развлекательных ресурсов викинги предстают перед нами как кровожадные варвары, не представляющие свою жизнь без повседневного втыкания своего топора в чей-то череп.

Изначальной причиной военных походов у норманнов послужила перенаселенность скандинавских земель, где жили викинги. Плюс постоянные междоусобицы кланов. И то и другое вынуждало немалую часть населения отправляться в поиске лучшей жизни. А речной грабеж стал ничем иным, как бонусом их нелегкого пути. Естественно, что плохо укрепленные европейские города становились легкой добычей для мореплавателей. Впрочем, как и для других народов - французов, англичан, арабов и прочих, что также не брезговали кровопролитием во благо своих карманов. Достаточно напомнить, что все это происходило в средневековье, и данный способ наживы был одинаково привлекателен для представителей различных держав. И национальная склонность к кровопролитию здесь была ни при чём.

Враждебность

Еще одно утверждение, что викинги враждебно относились ко всем, кроме себя, - также заблуждение. На самом деле чужестранцы могли как воспользоваться гостеприимством норманнов, так и вступить в их ряды. Многие исторические записи подтверждают, что среди викингов могли встретиться французы, итальянцы и русские. Пример пребывания в Скандинавских владениях Ансгария - посланника Людовика Благочестивого - это еще одно доказательство гостеприимства викингов. Также можно вспомнить и арабского посла ибн Фадлана - по этой истории был снят фильм «13-й воин».

Выходцы из Скандинавии

Хоть и, вопреки вышеупомянутому замечанию, викингов приравнивают к скандинавам - это глубокое заблуждение, которое объясняется тем, что викинги жили на территории Гренландии, Исландии, а также Франции и даже Древней Руси. Само по себе утверждение, что все «люди фиорда» являются выходцами из Скандинавии - это ошибка.

Где жили викинги в начале средневековья - вопрос неуместный, так как сама «морская общность» могла включать в себя различные национальности, из различных земель. Помимо всего прочего, стоит отметить и тот факт, что французский король непринужденно отдал часть земель викингам, а те в благодарность стали на стражу Франции, когда на нее нападал враг «извне». Нередкий случай, что этим врагом были и викинги из других земель. Кстати, именно так и появилось название «Нормандия».

Грязные дикари-язычники

Еще одной оплошностью многих деятелей-повествователей былых лет - это изображение викингов как людей грязных, нечистоплотных и диких. И это опять же неправда. И доказательство тому - находки, которые были извлечены при раскопках в различных местах, где жили викинги.

Зеркала, гребни, купальни - все эти остатки древней культуры, найденные при раскопах, подтверждали, что норманны были народом чистоплотным. И данные находки были извлечены не только в Швеции, Дании, но и Гренландии, Исландии и прочих землях, включая Сарское городище, где жили викинги на берегу Волги, что находилось на территории Древней Руси. Плюс ко всему прочему, нередок случай, когда находили и остатки мыла, изготовленного руками самих же норманнов. Лишний раз доказывает их чистоплотность и шутка англичан, приблизительно звучавшая так: «Викинги такие чистюли, что даже в баню ходят раз в неделю». Не помешает напомнить о том, что сами европейцы баню посещали куда реже.

Двухметровые блондины

Еще одно неверное утверждение, так как остатки тел викингов говорят об обратном. Те, кого представляют высокими воинами со светлыми волосами, на самом деле в росте достигали не более 170 сантиметров. Растительность же на голове этих людей была разного цвета. Единственное, что неоспоримо - это предпочтение данного типа волос у самих норманнов. Этому способствовало использование специального красящего мыла.

Викинги и Древняя Русь

С одной стороны, считается, что викинги имели прямое отношение к становлению Руси как великой державы. С другой, находятся источники, отрицающие их причастие к какому-либо событию в истории Особенно спорно воспринимают историки принадлежность Рюрика к скандинавам, и наоборот. Тем не менее, имя Рюрик близко к норманнскому Ререк - так называли многих мальчиков в Скандинавии. То же самое можно сказать и об Олеге, Игоре - его родственнике и сыне. И жене Ольге. Достаточно взглянуть на их норманнские аналоги - Хельге, Ингвар, Хельга.

Многие источники (практически все) единогласно заявляют, что владения викингов распространялись до Каспийского и Черного морей. Кроме того, чтобы доплыть до Халифата, норманны использовали переправы через Днепр, Волгу и многие другие реки, протекающих на территории Древней Руси. Неоднократно отмечалось и наличие торговых сделок в области Сарского городища, где жили викинги на Волге. Кроме того, часто упоминались и набеги, сопровождающиеся грабежами в области Старой Ладоги, Гнездовских курганов, что также подтверждает наличие поселений норманнов на территории Древней Руси. Кстати говоря, слово «Русь» также принадлежит викингам. Еще в «Повести временных лет» говорилось, что «Пришел Рюрик со всей своей русью».

Точное местоположение, где жили викинги, - на берегу Волги или нет - вопросы спорные. Одни источники упоминают, что они базировались прямо возле своих фортов. Другие утверждают, что норманны предпочитали нейтральное пространство между водой и крупными поселениями.

Рога на шлемах

И еще одним заблуждением является наличие рогов на верхней части военного облачения норманнов. За все время раскопок и исследований в местах, где жили викинги, не было найдено шлемов с рогами, за исключением одного-единственного, который обнаружили в одном из могильников норманнов.

Но единичный случай не дает оснований для такого обобщения. Хотя этот образ можно истолковать по-другому. Именно так было выгодно представлять викингов христианскому миру, причисляющему их к отпрыскам дьявола. А все то, что имеет отношение к сатане, у христиан почему-то обязательно имеет рога.

Нападали ли викинги на Русь?

Затрагивая тему взаимоотношений Руси и Скандинавии нужно разобраться для начала с тем, были ли это военные походы с целью грабежа или все же отношения строились на торговле и т.д. Что касается грабежа, то здесь складывается парадоксальная ситуация. Засвидетельствованы военные компании норманнов на западе, но нет таких же свидетельств о Руси. Из приведенных в «Круге земном» Снорри Стурлусона 601 скальдических строф только 23 посвящены путешествиям на восток. Из них только одна говорит о нападении на Русь – разрушении Альдейгьи (Ладоги) ярлом Эйриком, которое датируется обычно 997 годом. А так основным объектом грабительских набегов скандинавов (на другие темы скальды обычно не писали, в «Круге земном» около 75 процентов вис – о войне) предстает Прибалтика». Еще есть прядь об Эймунде, который поплыл на Русь наниматься к Ярославу. Есть Ингвар путешественник, есть скандинавы, плывущие наниматься в Царь-град в варангеры, но нет завоевателей. Таким образом, из скандинавских источников известно одно нападение на Ладогу, произошедшее через 100 лет после Рюрика. В летописях нападения скандинавов неизвестны, археологические доказательства военной экспансии тоже отсутствуют. Поэтому другая (большая) часть норманистов говорит о «мирной экспансии скандинавов». Что, мол, те приходили и мирно подчиняли отсталые племена, торговали, и вообще организовывали. Правда опять непонятно, почему в одной части света грабили, а в другой были сама скромность, да еще при этом местные племена, не сильно отличающиеся от скандинавов по уровню развития и вооружению, но значительно превосходящие их по численности, вот так спокойно отдавали земли и власть в чужие руки.

В связи с этим возникает вопрос, а каковы были шансы у скандинавов на проведение плаваний с целью грабежа. В основе тактики боя викингов была скорость и внезапное нападение. Вступать в затяжной бой с местными войсками непрактично, просто потому что далеко от своих баз и подкрепления. Осады городов, и массовые сражения, конечно же, тоже были, например, очень долгая, но безуспешная осада Парижа. Но основа военной тактики викингов это триада: набег, ограбление, отступление. Да и не нужно забывать, что викинги не были « машинами для убийств» как их рисуют во многих источниках. От любых других воинов того времени они не сильно отличались, хотя их воинские традиции и соответствующая религия очень помогали в военном деле, но по уровню вооружения и защиты скандинавы даже уступали, например, франкам или славянам, просто в силу неразвитости собственной металлургии и кузнечного дела.

Более того шведы оправляясь в районы Финляндии и далее сталкивались и с другой проблемой. Финны хоть и не богатые но и непростые. Они первые кто начал рыбачить на балтике. Финно-угорский челн, или один из самых древнейших типов лодок. Эти челны использовались как рыболовецкие и транспортные суда во времена каменного века, это даже не бронза, это очень давно. Так что плавать и пиратствовать они могли не хуже шведов, хотя чаще просто рыбачили.

Эсты, которые тоже умели плавать на кораблях и втыкать копья в людей. На них конечно же нападали, но взять особо было нечего, по сравнению с Европой, так что риск не оправданный. Эсты жили тогда небогато, торговали янтарем, что позволяло им покупать мечи, хотя в небольшом количестве. Еще они занимались рыболовством и пиратствовали. В саге об Олаве Трюгвассоне, где сказано, что во время бегства Олава и его матери на восток «на них напали викинги. Это были эсты». А например, эсты с острова Эзель (эзельцы) и родственное ливам племя куршей неоднократно нападали на побережье Дании и Швеции.

Еще есть очень важный, но редко освещаемый момент, племя карелов, на самом востоке. В зависимость они попали достаточно поздно, а долгое время были самостоятельными и весьма неспокойными ребятами. «Сигтунский поход 1187 г.»? У шведских исследователей, да и у наших норманистов, этот поход не заслужил никакого внимания, а зря. Сигтуна это столица шведского государства на тот момент, крупнейший город Швеции, политический и торговый центр, расположенный в сердце Уппланда на берегу озера Меларен. Он был сожжен и разграблен как раз ими. Та же информация содержится в пяти разных анналах и других более поздних источниках, которые уже начинают менять этническую принадлежность нападавших на эстов или руссов. Кстати после этих событий шведы пересажали новгородских купцов и разорвали торговые отношения с Новгородом на 13 лет.

Так же была и еще одна проблема – само плавание. Сначала через Финский залив, потом 60 км по Неве. Река широкая и удобная, идти можно на любом корабле. Затем идем до устья реки Волхов и тут начинается самое интересное. Старая Ладога всего в 16-ти километрах от устья. Идеальная цель для нападения. Но вот чтобы доплыть до Новгорода нужно будет 200 километров плыть на веслах против течения по трудному фарватеру, который без местного лоцмана не пройти. Река практически не позволяет идти против ветра. По пути нужно преодолеть пороги в двух местах. И нельзя большие боевые корабли использовать, то есть народу много не привезешь, а вокруг в лесу злые финские колдуны. Но главное, в Новгороде славяне, у которых свои кораблики есть, называются «лодьи». И мечи свои и кольчуги. И шведы наверняка думали, поскольку – риск большой, а выхлоп непонятный вообще, что там в этом Новгороде? И чего тогда грести-надрываться 260 километров по рекам? Лучше уж по побережью Невы пограбить, или по Ладожскому озеру.

Подводя итог, кратко скажем, что причины по которым викинги не нападали на Русь было то что:

Шведы 500 лет были заняты финнами и эстами. Эсты не отставали и тоже были заняты шведами. Карелам это надоело и они разрушили Шведскую столицу. Не было у шведов лишних нескольких тысяч людей для войны с Новгородом, а возможные трофеи несоизмеримы с риском.

Новгород был слишком глубоко внутри материка, чтобы пострадать от морских разбойников. Для достижения Новгорода нужно было проплыть 260 км по рекам. 200 км проходится по сложному фарватеру, в основном на веслах, река имеет пороги, один из которых не проходим для больших военных судов. Для сравнения, в Европе разграблялись города на широких реках, и на глубину в среднем 100-150 км. Предпочиталось же побережье.

Датчанам до Новгорода еще плюс 700 км. У них были более близкие и интересные цели.

Развитие взаимоотношений

Итоги междисциплинарных исследований русско-варяжских связей, основанных на комплексном анализе археологических, нумизматических, письменных и языковых данных, нашли выражение в появившихся к началу 1980-х гг. вариантах периодизации славяно-скандинавских отношений, соотнесенной как с основными этапами образования Древнерусского государства, так и с внутренней динамикой "эпохи викингов" в Северной Европе

В первой части статьи Т.Н. Джаксон "Викинги и Древняя Русь. Варяжский вопрос в строго научном контексте", в частности, указывается, что "Хронология "норманнских древностей" позволяет уточнить разрабатываемую в последние годы периодизацию русско-скандинавских отношений IX-XI веков.

В статье приводится вариант подобной периодизации:

I период (до середины IX века) распадается на следующие этапы: 750-830-е годы (первые контакты варягов со славянами), 840-850-е годы (обострение отношений, "изгнание варягов").

II период (со второй половины IX по первую половину X века) имеет следующие этапы: 860-880-е годы ("призвание князей", стабилизация отношений с викингами в Верхней Руси, сложение системы международных путей), 880-910-е годы (участие варягов в объединении Древнерусского государства), 910-950-е годы (постепенная ассимиляция варягов, использование временных наемных контингентов скандинавских воинов).

III период (середина – вторая половина X века). В это время происходит консолидация раннефеодальной государственности как в Древней Руси, так и в скандинавских странах. В 960-970-е годы происходит перестройка системы путей, упадок Волжской магистрали после походов Святослава, возрастание роли Днепровского пути, полностью контролируемого Древнерусским государством.

IV период (конец X – первая половина XI века). Включает этапы: 980-1016-е годы (военное наемничество, династические связи), 1016-1054 годы (связи приобретают характер межгосударственных отношений средневековья).

Т.Н. Джаксон подчеркивает условность данной периодизации, хотя за ней, как подчеркивается в статье, "стоят факты и с их помощью реконструируемая историками картина делается более конкретной". В соответствии с этими периодами русско-скандинавские отношения принимали многообразные, лишь постепенно раскрывающиеся во всем своем богатстве формы; взаимодействие было плодотворным для всех участвовавших в нем сторон, определив качественные характеристики раннесредневековой культуры стран Балтики. Так же могут быть выделены, с определенной долей обобщенности, основные уровни или аспекты славяно-скандинавских контактов.

I. Материально-ценностный уровень . Наиболее доступный для археологического изучения, он представлен артефактами и материальными ценностями, включая драгоценные металлы. Связи Древней Руси со Скандинавией эпохи викингов проявились не только в распространении тех или иных «норманнских древностей» на Руси, но и в систематическом поступлении встречного потока ценностей на Север Европы; его динамика не менее важна для оценки интенсивности и характера этих связей, нежели динамика распространения скандинавских украшений и оружия в древнерусских памятниках.

Из числа восточных импортов, поступавших в Скандинавию с территории Древней Руси, наиболее массовой и динамичной категорией находок является монетное серебро. Наряду с кладами, особое значение имеют монеты в закрытых археологических комплексах могильника крупнейшего шведского центра, связанного с Востоком - Бирки.

Первая волна восточного серебра в Бирке датируется временем до 839 (859) г. В середине IX столетия (отмеченного участием свеев в деятельности «каганата русов») наступает спад в поступлении арабского серебра, который, видимо, попытались восполнить, во-первых, поступлением западных монет, во-вторых, первыми опытами собственной чеканки: «монеты Бирки». Перерыв, вызванный, видимо, взиманием дани, а затем «изгнанием варягов», прекращается после того, как славяне Ладоги, опираясь на «призванного» князя Рюрика с его, вероятно, западнобалтийской (датской или датско-норвежской) дружиной викингов, стабилизировали отношения со шведами.

Вторая волна восточного серебра поступила после 860 (862) г. Монета византийского императора Михаила III (842–856 гг.), возможно, связана с участием варягов в походе Аскольда на Константинополь (по византийским источникам, 860 г.). Вскоре после этого «русы», по свидетельству Мухаммеда аль-Хасана, написавшего «Историю Табаристана», напали на Абесгун. Видимо, уже во второй половине IX в. наметился своеобразный «круговой маршрут» через Русь в мусульманские земли, непосредственно к источникам серебра.

Третья волна , наиболее компактная и массовая, датируется временем между 907 и 913 гг. Несомненно, она связана с походом Олега на Константинополь, после которого «русы» в 909–910 гг. разграбили Абесгун, Миан-Кале и другие города Закаспия, а в 912–913 гг., по свидетельству Масуди, совершили еще один грабительский поход «на 500 кораблях».

Четвертая , последняя, волна арабского серебра (ок. 944 г.) может быть сопоставлена со знаменитым походом на Бердаа, во главе которого, как предполагал М.И.Артамонов, стоял воевода киевского князя Игоря варяг Свенельд. Бердаа находился в центре зоны обращения серебра, выпускавшегося на тех монетных дворах, продукция которых, по данным X.Арбмана, представлена в Швеции. Именно здесь в первую очередь было захвачено это серебро в качестве военной добычи.

Итак, в 830-х, 860-х, 900-х и 940-х годах в материалах Бирки выступают взаимосвязанные явления, которые позволяют предложить следующую реконструкцию событий. Раз в тридцать лет (т. е. каждое поколение) определенные контингент шведских викингов отправлялись «на Восток, в Гарды». Видимо, в Ладоге они вступали в контакт с местным боярством, военно-торговой дружинной средой и княжеской администрацией Древнерусского государства. В качестве наемных варяжских отрядов эти контингента двигались на юг по Пути из варяг в греки. Вероятно, в районе Смоленска - Гнездова был следующий крупный сборный пункт общерусского войска: в развитии Гнездова и Бирки отмечается сходство структуры этих центров. В IX - первой половине X вв., видимо, существовали и конкретные связи между ними.

С начала X в. (точнее, в последних десятилетиях IX в.) главной базой для дальнейшего движения общерусского войска стал Киев. Отсюда русская рать (с наемными варяжскими отрядами) не раз отправлялась на Византию, к стенам Константинополя.

После того или иного решения военно-политических задач очередного похода киевских князей на Византию варяжский контингент (по крайней мере, в значительной своей части) становился избыточным. В то же время Русь, выполняя в соответствии с заключенными русско-византийскими договорами союзнические обязательства, должна была принять участие в арабо-византийской борьбе. Именно здесь и могли найти себе дальнейшее применение варяжские дружины. Киевские князья и их воеводы охотно отпускали викингов на свободный воинский промысел. Варяги выходили на Дон; здесь хазары, по свидетельству Масуди, беспрепятственно пропускали их, и под именем «русов» эти дружины обрушивались на враждебные Хазарии города мусульманского Закаспия. Несмотря на тяжелые потери, каждый такой поход сулил богатую добычу. Отягощенные ею, варяги по Волжскому пути (через Итиль, Булгар, Ярославское Поволжье) возвращались на родину.

Расцвет и пожалуй, само существование Бирки во многом определялось этими походами, сложившимися в своеобразную систему уже во второй половине IX в., после того, как потерпели неудачу попытки обложения славянских племен «варяжской данью» и она была ограничена государственным откупом в 300 гривен (около 75 марок, т. е. вполне символическая сумма в год). Основное количество серебра, жизненно необходимое для успешного развития социально-политических отношений во всех скандинавских странах эпохи викингов, поступало с Востока через Бирку, и его поступление регулировалось Киевским государством. Русь сумела подчинить движение викингов своим политическим целям, используя военную силу варяжских дружин в обмен на предоставление им свободы действий в заморских землях, и свободы передвижения по Волжскому пути. Именно в Закаспии можно видеть известную параллель деятельности викингов на Западе Европы. Эти своеобразные отношения сотрудничества, подготовленные славяно-скандинавскими контактами в Верхней Руси еще довикингского времени, в полной мере определяли характер деятельности варягов на Руси, а в значительной степени - и значение результатов этой деятельности для развития Скандинавии.

Дальнейшая эволюция политики Древнерусского государства вела к неизбежному столкновению с Хазарским каганатом. Соответственно, радикально изменилась ситуация и резко ограничились возможности варягов, сузилась сфера их интересов, которые в итоге переориентировались с Востока на Византию; как и в самой Скандинавии, дружины викингов все более оказываются под контролем государства и постепенно вытесняются с политической арены.

В 965 г. киевский князь Святослав (со своим варяжским воеводой Свенельдом) осуществил дальний военный поход на Волгу, разгромил булгар и буртасов, разорил Булгар и уничтожил Итиль. Хазарский каганат перестал существовать. В 970-х годах грозной силой в припонтийских степях становятся печенеги. Регулярность движения по Волжскому пути, установившаяся за полтора столетия, нарушается.

Видимо, именно этим изменением сложившейся системы связей по Волжскому пути был обусловлен последовавший вскоре упадок Бирки. Дружины Святослава подрубили устои «серебряного моста», связывавшего Север Европы с Востоком. Лишь два дирхема (951 г. и 954 г.) поступили сюда после 944 г. В комплексах второй половины X в. нет синхронного им серебра, а к 980-м годам Бирка вообще перестала функционировать. Варяги, участвовавшие в походах Святослава, можно сказать, своими руками уничтожили основу процветания Бирки.

Но серебро было отнюдь не единственной статьей взаимообмена между Русью и Скандинавией. Торговый и торгово-ремесленный обмен зафиксирован практически всеми доступными видами археологических материалов, начиная с керамики: славянской, распространяющейся в шведских и датских памятниках начиная с IX в. (первоначально, вероятно, в качестве тары), равно как фризской, и, видимо, даже отдельных форм скандинавских лепных сосудов, появившихся в некоторых древнерусских поселений. Общебалтийский характер наряду с некоторыми пахотными земледельческими орудиями и распространившейся при посредничестве славян конской упряжью приобрели наборы железных ремесленных инструментов. Обнаруженный при раскопках Е. А. Рябинина в Старой Ладоге комплекс ремесленных орудий свидетельствует о налаженных контактах в этой сфере уже в середине VIII в. То же относится к распространению, а затем и местному производству стеклянных бус, которые в период до широкого распространения монетного серебра, видимо, играли роль средства денежного обращения; в некоторых областях эта их роль в меновой торговле пушниной прослеживается и в X-XI вв. Весьма интенсивными были взаимодействия в области украшений, парадного убора (мужского, отчасти и женского), костюма. Наряду с распространением на Руси (видимо, в варяжских, может быть и в смешанных семьях) скандинавского женского наряда с парами фибул в Скандинавии распространяются дружинные наборные пояса, сумки-ташки, восточного покроя шаровары, запашная одежда типа кафтана с бронзовыми пуговицами и тесьмой по краю, меховые "русские шапки", женские плиссированные льняные и шелковые рубахи, бусы и другие виды украшений. В русских погребениях и кладах достаточно широко представлены скандинавские фибулы, браслеты, гривны, подвески Обмен на материально-ценностном уровне, судя по материалам Ладоги, устанавливается уже в середине VIII в. и достигает максимума к середине X в.

II. Социально-политический уровень. Во многом общие знаковые формы или обмен ими зафиксировали совместную или взаимосвязанную деятельность по развитию социальных институтов и норм. Синкретическая дружинная мода раннефеодальных обществ Балтики именно в результате сотрудничества и обмена славян и скандинавов объединила столь далекие по происхождению существенные знаковые элементы, как восходящий к римской спате каролингский рыцарский меч и заимствованный евразийскими кочевниками у китайской цивилизации ранговый воинский пояс; то и другое стало символом воинского дружинного социального статуса, в принципе близкого у славян и норманнов. Эта же дружинная среда конституировала себя путем своеобразной погребальной обрядности: захоронения с оружием у славян, сожжения в ладье у викингов, погребальные камеры или срубные гробницы для высшего слоя феодализирующейся знати "большие курганы", где переплетались скандинавские и древнерусские ритуалы, - вот проявления тесной взаимосвязи развития этих общественных институтов в протофеодальном и раннефеодальном обществах Древней Руси и Скандинавии. Взаимодействие на уровне социальных институтов оставило отчетливые следы в древнерусском и древнесеверных языках. Критический анализ, осуществленный лингвистами в течение нескольких десятилетий, и в этой сфере выявил определенное равновесие; сейчас не вызывают споров примерно два десятка заимствований, приблизительно поровну распределившихся, - около десятка скандинавских слов, укоренившихся в древнерусской лексике, не менее 12 славянских - в скандинавской. Показательно при этом, что скандинавские заимствования - "варяг", "гридь", "тиун", "стяг" - охватывают военно-организационную дружинную, а отчасти также ("скот" в значении "деньги" - из третьего, общего для северного и славянского языка источника, и "шъляг" - для денежной единицы), видимо, государственно-фискальную сферу деятельности; славянские слова в скандинавском охватывают область бытовой дружинной культуры (sodull - "седло", katse - "кошъ", "сума", может быть lavi - "лава", "скамья", "лавка", hum1е - "хмель"), отчасти - государственной практики (grains - "граница"), а наиболее полно и представительно - торговую (включая и транспортную) сферу культуры: torg - "търгъ", tо1к - "тълкъ" (переводчик, "толковин"), besman - ",безмънъ", "весы", lodje - "ладья", 1оka - "лука", "хомут", sobel - "соболь", silki - "шелк"240. Как в военно-дружинной, так и в городской, торгово-ремесленной сфере славяно-скандинавское взаимодействие, судя по распространению археологически документированных атрибутов, начинается во второй половине IX в., достигает максимума во второй половине X в., а с конца Х - первой половины XI в. прослеживается уже самостоятельное для каждой культуры дальнейшее развитие совместно выработанных инноваций, равно как создание качественно специфических, принципиально новых социокультурных норм, в частности ярко представленных "русскими формами" мечей, неизвестными в Скандинавии, или мемориальными руническими камнями, именно с этого времени широко распространившимися в северных странах и не получившими применения даже в погребальных ритуалах обрусевших варягов на Руси.

Норвежские конунги на Руси.

По разным причинам и в разное время оказываются на Руси четыре конунга: Олава, сына Трюггви [годы правления 994-1000 (999)], выкупает из эстонского плена (девятилетним мальчиком) его дядя по матери Сигурд, приехавший в Прибалтику собирать дань для русского князя, и привозит на Русь ко двору князя Владимира; Олав, сын Харальда , бежит из Норвегии от своих политических противников к князю Ярославу и княгине Ингигерд; решив вернуться на родину, он оставляет на воспитание князю Ярославу своего малолетнего сына Магнуса ; Харальд, сын Сигурда , бежит после битвы при Стикластадире, и Русь заменяет ему на время дом и явлется как бы отправным пунктом для всех его дальнейших странствий; сюда на хранение к князю Ярославу отсылает он награбленные им в Африке и Византии богатства.

Хотя обстоятельства появления на Руси норвежских конунгов различны, все они ищут здесь временное прибежище и обретают его. Более того, согласно сагам, все четыре конунга оказываются хорошо принятыми русским князем и окруженными почетом и уважением: «… конунг (князь Владимир. - Т. Д.) взял Олава (сына Трюггви. - Т. Д.) под свое покровительство и обращался с ним прекрасно, как и положено было обращаться с сыном конунга»: «Олав, сын Трюггви, все это время находился в Гардарики (на Руси. - Т. Д.) и был в высочайшей милости у конунга Вальдамара (Владимира. - Т. Д.) и любим княгиней»; «Конунг Ярицлейв (князь Ярослав. - Т. Д.) радушно встретил конунга Олава (сына Харальда. - Т. Д.) и предложил ему остаться у него и взять столько земли, сколько ему нужно, чтобы содержать свое войско»; «…и принимают они его (князь Ярослав и княгиня Магнуса, сына Олава. - Т. Д.) с почетом, и был он воспитан там среди дружины и с не меньшей любовью, чем их сыновья»; «Конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей». Олав, сын Трюггви, и Магнус, сын Олава Святого, находятся некоторое время на воспитании у русского князя (у Владимира и Ярослава соответственно).

Олав, сын Трюггви, и Харальд, сын Сигурда, возвышаются на военной службе на Руси: «Конунг Вальдамар поставил его (Олава. - Т. Д.) хёвдингом (предводителем. - Т. Д.) над тем войском, которое он отправил охранять страну: у Олава было там несколько сражений и он умело управлял войском»; «Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга (князя Ярослава. - Т. Д.), охранявшими страну, вместе с Эйливом, сыном ярла Рангвальда».

Все четыре конунга отправляются из Руси назад в свою страну с целью захватить (или, как в случае с Олавом, сыном Харальда, - вернуть себе) власть в Норвегии.

Таким образом, при несходстве деталей общая схема выдерживается во всех четырех случаях: норвежский конунг, являющийся на Русь не с воинственными намерениями, оказывается здесь встреченным со всеми подобающими почестями, он любим князем и княгиней, он проявляет себя с лучшей стороны на службе у русского князя, которая подготавливает его к дальнейшей борьбе за власть в Норвегии.

Итак, описания похождений норвежских конунгов на Руси подчинены определенному стереотипу. Однако не следует забывать, что стереотип не был чисто «литературным» явлением, но являлся отражением действительно существовавших норм и определялся в момент своего возникновения самой жизнью.

Чем же объяснить тот факт, что русские источники, знающие скандинавов на Руси, не называют имен норвежских конунгов, находившихся здесь на службе, и не упоминают воспитывавшихся здесь сыновей конунгов? По-видимому, в сагах роль скандинавов на Руси значительно преувеличена. Все рассмотренные нами известия, взятые изолированно, выглядят вполне правдоподобно, и только при рассмотрении их в общем контексте саг можно видеть, что эти части саг созданы в соответствии с этикетными требованиями.

«Литературный этикет» средневекового автора складывается из представлений о том, 1) как должно свершаться то или иное событие, 2) как, в соответствии со своим положением, должен вести себя герой и 3) какими словами это должно быть описано. Следовательно, мы можем говорить о трех «этикетных» уровнях, вычленение которых оказывается весьма существенным при обсуждении вопроса о достоверности рассматриваемого источника.

Первый уровень, назовем его мировоззренческим, связан с этикетом миропорядка, с общей концепцией автора, с общей направленностью его творчества, с его установкой на героизацию и идеализацию. Второй уровень, ситуативный, связан с этикетом поведения, которым определяются действия героя в единичной, «заданной» ситуации, отношение других героев к нему и его место среди других героев. На данном уровне мы сталкиваемся с трафаретными ситуациями, с переносом из одного произведения в другое поступков, речей и прочего, необходимого по этикетным требованиям. Такие ситуативные формулы мы, вслед за О. В. Твороговым, называем «устойчивыми литературными формулами». Третий уровень, формальный или стилистический, связан с этикетом словесным, определяющим собой внешнее оформление литературных формул. Здесь мы имеем дело с «устойчивыми словосочетаниями», по О. В. Творогову.

Выше рассмотрели явления второго, ситуативного, уровня (конунг на Руси). Однако изолированное рассмотрение не продуктивно, поскольку второй уровень в значительной степени определяется первым - мировоззренческим.

На первом же этикетном уровне в королевских сагах четко прослеживается следующая установка: норвежский конунг, чтобы быть достойным своего высокого положения, должен приближаться к определенному идеалу, а также превосходить всех без исключения за пределами своей страны. На основании анализа «Хеймскринглы» Снорри Стурлусона А. Я. Гуревич приходит к выводу, что «в целом образы конунгов строятся по некоему трафарету, и собственно все без исключения государи оказываются достойными правителями, обладающими качествами, которые требуются и ожидаются от конунга: мужеством, силой, ловкостью, щедростью и т. д.» Стереотипны в значительной степени и их судьбы, несмотря на стремление авторов саг следовать фактам действительности.

Конунги проявляют себя в полной мере уже в раннем детстве. Харальд Прекрасноволосый, будучи десятилетним мальчиком, наследует своему отцу, становится норвежским конунгом и одного за другим уничтожает всех своих врагов. Его сын Эйрик (прозванный впоследствии Кровавая Секира) в двенадцать лет на пяти больших кораблях отправляется по Восточному пути, с чего и начинается для него серия морских походов в далекие страны, грабежей и удачных, по словам саги, сражений. Сводный брат Эйрика, Хакон Добрый, возвращается на родину из Англии, где он находился на воспитании у короля Этельстана, и становится конунгом Уппланда. Собрав огромное войско, он изгоняет из страны конунга Эйрика Кровавая Секира, а самому Хакону в это время - не более пятнадцати лет. Олав, сын Харальда, (Святой) в двенадцатилетнем возрасте одерживает подряд три победы, сражаясь в шведских шхерах, в Эстланде и в Финнланде. Совсем в юном возрасте возвращается на родину Магнус, сын Олава, (Добрый) и становится вскоре конунгом не только в Норвегии, но и в Дании.

В один из летних дней 789 года на побережье англосаксонского королевства Уэссекс произошло событие, на которое обратили внимание исключительно местные летописцы. К берегу острова Портленд, в эпоху Римской империи именуемого по-латыни Винделисом, пристали три длинных ладьи, способных идти как на веслах, так и под парусами. С кораблей высадились бородатые светловолосые незнакомцы, говорившие на языке, отдалённо сходном с древнеанглийским – по крайней мере, корни большинства слов были понятны обитателям Уэссекса. Навстречу корабельщикам вышел тан Беохтрик со своими людьми. О чём велась беседа, нам неведомо, но закончилась она ссорой: чужеземцы убили Беохтрика, вырезали его невеликий отряд, забрали трофейное оружие, погрузились на ладьи и исчезли в океане.

В целом, эта история по тем временам не была чем-то из ряда вон выходящим – дело насквозь житейское. Англосаксонские королевства Британии прилежно враждовали между собой, а когда близкородственные свары надоедали, принимались шпынять кельтов в Уэльсе или Шотландии, получали сдачи и вновь возвращались к привычным междоусобицам. Война была делом самым обыденным, а уж если обращать внимание в летописях на каждую мелкую стычку – никакого пергамента не напасёшься. Так почему же столь незначительный инцидент на Винделисе привлёк внимание хрониста, а в наши времена считается едва ли не ключевым событием VIII века в Европе, давшим старт новой эпохе?

Схема Скандинавской экспансии в VIII XI веках. Зелёным обозначены области, подвергавшиеся нападениям викингов, но ими не колонизированные

Тут необходимо отметить, что англосаксы уже больше двухсот лет были христианами – равно как и все без исключения их соседи: франки и бретонцы за Ла-Маншем, ирландцы, шотландцы и валлийцы. Реликты многобожия если и сохранялись, то на бытовом уровне или в совсем уж отдалённых и труднодоступных горных районах. Высадившиеся же в Уэссексе невоспитанные бородачи оказались самыми настоящими язычниками – что само по себе было крайне необычно.

История с таном Беохтриком – первое документальное свидетельство появления викингов. Разграбление Линдисфарна и Ярроу, набеги на Ирландию, высадка на Оркнейских и Шетландских островах – всё это произойдет потом. В 789 году никто из британцев или франков даже предположить не мог, что христианская Европа столкнулась с силой, которая за три последующих столетия изменит не только границы, но и демографическую ситуацию, культуру и даже станет причиной появления новой молитвы: «A furore Normannorum libera nos, Domine!» – «От ярости норманнов спаси нас, Господи!»

Так давайте попробуем разобраться, откуда взялись викинги, кто они такие и почему вообще состоялось их нашествие.

Скандинавия в Тёмные века

Люди на Скандинавском полуострове появились задолго до Рождества Христова. Самые ранние культуры (Конгемозе, культура Нёствет-Лихулт, культура Эртебёлле и т.д.) относятся к мезолиту и периоду около шестого тысячелетия до н.э. За две-три тысячи лет до н.э. в южной Скандинавии появляются носители «Культуры боевых топоров и шнуровой керамики», которые, предположительно, становятся ядром зарождения германских народов – они мигрируют на север от Ютландского полуострова и начинают заселять территории нынешних Швеции и Норвегии.

Впрочем, это дела совсем давние, а нас интересует период после падения Римской империи, когда группа северогерманских племён начала обособляться от остальной Европы. Великое переселение народов, крушение Рима, принятие христианства готами, франками и прочими германцами – словом, все грандиозные изменения середины первого тысячелетия нашей эры Скандинавию практически не затронули: слишком уж далеко. В Тёмные века интереса к Скандинавии никто не проявлял: франкам было чем заняться на континенте, внедрение христианства шло пускай и уверенно, но медлительно: церкви сначала следовало утвердиться в новых варварских государствах. Обитатели расположенного за Северным и Балтийским морями полуострова «варились в своём котле» много веков, практически ничего не зная о бурных событиях в Европе. Христианские миссионеры там если и появлялись, то были единичными и не способными добиться серьёзных успехов: старые германские боги почитались, как и столетия назад, и их культу ничего не угрожало.


Шлем Вендельского стиля, VIII век (из коллекции Стокгольмского музея древностей)

Тут следует сделать пространное отступление и рассказать о климатических особенностях тех времён – иначе будет непонятно, с чего вдруг, начиная с VIII века, скандинавы бросились искать новые земли для поселения. С течением столетий климат не раз менялся, оптимумы (потепления) и пессимумы (похолодания) чередовались – так называемый Римский климатический оптимум, продолжавшийся со времён Юлия Цезаря примерно до 400 года нашей эры, немало способствовал процветанию Римской империи. Средняя температура тогда была выше в среднем на 1–2 градуса, римские авторы сообщают нам, что в Британии и Германии даже начали выращивать виноград – ориентировочно с 280 года н.э.

В свою очередь, климатический пессимум раннего Средневековья, наступивший во время Великого переселения, усугубил и так не самую благополучную военно-политическую и демографическую обстановку в Европе – начавшееся около V века похолодание сокращает посевные площади, особенно достаётся северным регионам вообще и, разумеется, Скандинавии в частности. Святой Григорий Турский в обширном труде VI века «История франков» отмечает: «В то время шли обильные дожди, было очень много воды, стоял невыносимый холод, дороги раскисли от грязи и реки вышли из берегов ». В 535–536 годах происходит и вовсе невиданная климатическая аномалия. Дадим слово византийскому историку Прокопию Кесарийскому («Война», IV, 14. 5–6):

«…И в этом году случилось величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть. Тогда шёл десятый год правления Юстиниана».

Другие авторы утверждают, что даже в полдень солнце выглядело «голубоватым» и предметы не отбрасывали тени – это означает, что в течение почти полутора лет в атмосфере присутствовала пылевая взвесь, вызванная извержением супервулкана или падением крупного метеорита, а, скорее всего, обоими факторами. Немецкий учёный Вольфганг Бехрингер в книге «Kulturgeschichte des Klimas» приводит археологические данные – в Норвегии VI века около сорока процентов ферм оказались заброшены, то есть их владельцы или вымерли, или мигрировали южнее. Вообще, в древнескандинавской мифологии холод, мороз и лёд имеют свойства эсхатологические, являясь символом смерти и хаоса – вспомним ледяных великанов…

Тем не менее, к VIII веку климат начинает стабилизироваться – наступает потепление, вновь расширяются посевные площади, урожаи зерновых можно снимать на широтах, прилегающих к Полярному кругу, качество жизни резко повышается. Итог вполне закономерен – взрывообразный рост населения.

Однако, тут следует учитывать не только климатические особенности, но и географическую специфику Скандинавского полуострова. Если на территории восточной Швеции имеются обширные равнины, пригодные для сельского хозяйства, то в гористой Норвегии выращивать хлеб и пасти стада можно исключительно на узких полосках земли вдоль побережья и в долинах рек. Бесконечно дробить наделы между сыновьями невозможно – земля всё равно их не прокормит. В сухом остатке: избыточное (и пассионарное) население, недостаток продовольствия. Скандинавия – не резиновая. Что делать?

Выход был найден довольно быстро – раз нет плодородной земли, значит, таковую надо искать за морем. С учётом того, что древние скандинавы давным-давно умели строить отличные корабли, решение вопроса лежало на ладони. Первый «прототип» драккара, «Хьортспрингская ладья», найденная археологами в Дании, на острове Альс, относится к IV веку до н.э. – лодка могла вместить до 20 гребцов. Больше того, скандинавские ладьи, имеющие минимальную осадку, могли ходить по любому мелководью и проникать в узкие реки.


Хьортспрингская ладья – судно древних германцев, ок. IV века до н.э. Национальный музей Дании

Вот тогда-то и начинаются первые вылазки древних скандинавов в сторону континента и Британских островов – для начала в целях больше разведывательных, чем завоевательных. Необходимо было ознакомиться с обстановкой, а таковая ясно свидетельствовала: земли там много, плотность местного населения крайне невелика, таковое население к молниеносным налётам со стороны моря непривычно, да и вообще не в курсе, что они возможны. Существуют и документальные свидетельства – процитируем учёного, богослова и поэта VIII века Флакка Альбина (Алкуина):

«Триста пятьдесят лет мы и наши отцы жили в этой прекрасной земле, и никогда прежде Британия не ведала такого ужаса, какой познала теперь, после появления язычников. Никто не подозревал, что грабители могут приходить из-за моря».

Никто не подозревал. И Европа заплатила огромную цену за своё неведение.

Они пришли!

В свете вышеизложенного остаётся открытым вопрос – а как же европейские короли и игравшие всё большую политическую роль епископы прохлопали столь невероятную опасность? Куда смотрели великие исторические деятели той эпохи? В конце концов, императора Карла Великого никак нельзя назвать некомпетентным бездельником, а столь важный для государства инструмент, как разведка, бывшие варвары вполне успешно переняли у ушедшего в небытие Рима! Совершенно очевидно, что хоть какие-то связи между империей франков и Скандинавией существовали – северные границы Саксонии и Фризии примыкали к территории нынешней Дании, обитатели которой также примут живейшее участие в грядущих бесчинствах викингов.

Ответа нет. Возможно, сыграли свою роль нараставшие культурно-цивилизационные различия – вспомним слова Алкуина, в которых ключевым является понятие «язычник», которое противопоставляется «христианам». Европейцы тогда были объединены не по этническому, а по религиозному признаку: чужаком являлся любой не-христианин, будь то испанский мавр-мусульманин или почитающий богов Асгарда скандинав. До поры до времени франки и королевства Британии относились к неумытым язычникам из далёких северных фьордов пренебрежительно, искренне полагая, что Господь на стороне христиан (тогда – кто против них?!).


Викинги. Древнеанглийские миниатюры

Теперь надо объяснить, что же мы вообще подразумеваем под термином «викинг». Само слово образуется из двух частей: «vik», то есть, «залив, бухта», и окончания «ing», обозначающего общность людей, чаще всего родовую – сравним: Каролинг, Капетинг и т.д. Получаем «человек из залива»! Исходно дружины викингов составлялись из тех самых излишков населения – младшие сыновья, не наследующие надел, люди, покинувшие род сами или изгнанные из него, а то и просто искатели приключений, богатства и славы. То есть, не оседлые скандинавы-землевладельцы. Впрочем, почему только скандинавы? В составе экипажа корабля мог оказаться кто угодно – норвежец, венед, руянин, приладожский кривич. После того как скандинавы начали осваивать «Путь из варяг в греки» через Неву, Ладогу, Волхов и далее в бассейн Волги, в составе дружин начало появляться немало славян, тем более что политеистические пантеоны Скандинавии и Древней Руси были очень близки, и на этой основе можно было весьма быстро найти общий язык.

Итак, викинг – это не профессия, не национальность и не род занятий. Это – социальный статус, маргинальная социальная группа, нечто среднее между солдатом удачи, лицом без определённого места жительства и бандитом в составе организованной группы лиц скандинавской (и не только) национальности. Такие добры молодцы безо всякой ненужной рефлексии могли запросто ограбить соседний фьорд, своих же сородичей-норвежцев или свеев – прецеденты известны. В большинстве они не были ограничены обязательной для оседлых скандинавов системой моральных табу и постепенно стали полагать, что стоят выше скучных земледельцев хотя бы потому, что в религиозной сфере началась сакрализация войны – достаточно вспомнить о культе богов-воинов, Одина, Тора и других.

Тор с молотом Мьёллнир. Статуэтка, датируемая примерно 1000 годом н.э.

Если появилась социальная группа, то в таковой непременно зарождаются своя субкультура, своя этика и свои религиозные воззрения – особенно в условиях господствующего вокруг родоплеменного строя. За примерами далеко ходить не нужно – функции жречества, годи, постепенно переходят к военным вождям: если ты удачливый конунг, значит, приближен к богам, они тебе благоволят – следовательно, ты и отправляешь необходимые ритуалы и приносишь жертвы. Гарантированно попасть в Вальхаллу после смерти можно лишь одним способом – героически погибнуть в бою. На одно из первых мест ставится личная доблесть и слава, разумеется, добытая в честной битве.

Наконец, именно викинги «изобретают» морскую пехоту в том виде, в каком мы её знаем – противопоставить их невиданной прежде тактике европейцам-христианам было нечего. Выработанная древними скандинавами схема была простой, но невероятно эффективной: внезапный налёт практически в любой точке морского или речного побережья (снова вспомним о способности драккаров ходить по мелководью), а после успешной атаки столь же молниеносное отступление, пока противник не успел подтянуть сколь-нибудь значительные силы – ищи-свищи потом этих разбойников в открытом море. Это уже потом викинги займутся респектабельной торговлей, ради любопытства откроют Исландию, Гренландию и Америку и пойдут служить в «варяжскую дружину» к византийским императорам, а в конце VIII – начале IX веков они занимались исключительно самыми вопиющими грабежами, захватом земель в Англии, Ирландии и на материке, работорговлей и прочими не менее интересными вещами…


Древнескандинавские корабли, современная реконструкция. На переднем плане драккар Islendingur («Исландец»), совершивший в 2000 году переход под парусом через Атлантический океан. В настоящий момент находится в музее г. Ньярдвик, Исландия

Рассказывать здесь о первом крупном налёте викингов – атаке на монастырь святого Кутберта на острове Линдисфарн 8 июня 793 года – не имеет смысла, данная история общеизвестна. Достаточно сказать, что это неприятное событие произошло всего через четыре года после первого появления викингов у берегов Уэссекса; скандинавы очень быстро осознали, что христианские монастыри и города хранят немало богатств, которым следовало бы найти более разумное применение. С Линдисфарна викинги утащили даже гроб основателя монастыря, святого Кутберта, и его нашли только спустя триста лет, в 1104 году, по счастью, мало повреждённым. С той поры Европа более не знала покоя – они появлялись практически каждый год, то здесь, то там. Предугадать направление следующего удара было абсолютно невозможно, равно как и всерьёз противостоять скандинавам военной силой – они выскальзывали из рук, будто капли ртути; армии наследников Карла Великого или британских королей просто не успевали подойти к месту очередного нападения.

Впрочем, о дальнейшей истории походов викингов мы расскажем как-нибудь в другой раз – данный текст был призван объяснить, как климатические и географические особенности раннего Средневековья предопределили начало эпохи норманнских завоеваний, продолжавшейся триста с лишним лет.

На родине викингов недолюбливали. Ведь так называли тех людей, которые не желали жить в племени и подчиняться его законам. Слово "викинг" носило оскорбительный оттенок, вроде современного "пират" или "бандит". Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали как погибшего. Действительно, уцелеть в далёких походах и постоянных боях было нелегко. Чтобы не бояться смерти, викинги наедались перед битвой опьяняющими мухоморами. Неукротимые в своём опьянении, они сминали любого врага: и арабов, и франков, и кельтов. Особенно ценили они берсерков - "подобных медведю", то есть людей, способных перед боем доходить до невменяемого состояния и с огромной силой крушить врага. После припадков ярости берсерки впадали в глубокую депрессию, вплоть до следующего нервного срыва. В нормальных условиях берсерков не терпели. Их заставляли покидать сёла и удаляться в горные пещеры, к которым остерегались ходить. Но в отрядах викингов берсерки находили себе достойное применение.

Зато с викингами охотно творили общие дела скандинавские аристократы. Честные норвежцы предпочитали сидеть на берегах шхер и ловить селёдку. Честные шведы - пахать землю. Поэтому в военных начинаниях аристократам всегда было удобнее взаимодействовать с командами этих сорвиголов. Иноземные владыки охотно нанимали викингов на службу. Они сражались и за интересы византийских императоров, и английских королей, и русских князей.

Не исключено, что само слово "Русь" имеет скандинавское происхождение. Некоторые историки придерживаются мнения, что легендарный князь Рюрик, приглашённый править новгородцами, происходил из местности Рослаген, находящейся к югу от современного Стокгольма. Ещё в шестом-седьмом веках скандинавы исследовали течение Западной Двины, а затем от её верховьев дошли до среднерусского междуречья, то есть района верхней Волги и Оки. Нанеся поражение мадьярской орде, они, по мнению выдающегося историка Георгия Владимировича Вернадского, захватили город Верхний Салтов. Оттуда они пошли вниз по течению Донца и Дона, в конце концов добравшись до Азовского и Северокавказского регионов. В первой половине девятого века в низовьях Кубани организовалось русско-шведское государство - Русский каганат, занимавшееся главным образом торговлей мехами. Численность его населения достигала ста тысяч человек, но со временем оно пришло в упадок. Причиной тому стало перекрытие донецко-донского речного пути хазарами. Но скандинавы к тому времени проторили дорогу "из варяг в греки" по Днепру и стали ко всеобщей выгоде торговать с Византийской империей.

Скандинавские саги рассказывают о четырёх норвежских конунгах - членах королевских родов, - длительное время живших при дворах русских князей. Олава Трюгвассона выкупил из рабства его дядя по матери Сигурд, приехавший в Эстландию собирать дань для русского князя, и привёз ко двору Владимира Красное Солнышко. Олав Харальдссон бежал из Норвегии от своих политических противников к князю Ярославу Мудрому и княгине Ингигерд. Магнус Олавссон был оставлен в шестилетнем возрасте князю Ярославу его отцом, Олавом Харальдссоном, вернувшемся в Норвегию и погибшем там в 1030 году. Харальд Сигурдарсон бежал из Норвегии после поражения Олава Харальдссона, и Русь заменила ему на время дом, и явилась отправным пунктом для всех его дальнейших странствий. На Русь он отсылал все награбленные в Африке и Византии богатства.

Появление на Руси Олава Трюгвассона было предсказано заранее. Согласно скандинавским сагам, мать князя Владимира была великой пророчицей. Однажды Владимир спросил её, не видит или не знает она какой-либо угрозы или урона, нависших над его государством, или приближения какого-либо немирья, опасности или покушения на его владения. Она ответила: "Не вижу я ничего такого, сын мой, что я знала бы, могло принести вред тебе или твоему государству, а равно и такого, что спугнуло бы твоё счастье. И всё же вижу я видение великое и прекрасное. Родился в это время сын конунга в Нореге, и в этом году он будет воспитываться здесь, в этой стране, и он станет знаменитым мужем и славным хёвдингом, и не причинит никакого вреда твоему государству, напротив, он многое даст вам".

В двенадцатилетнем возрасте Олав спросил князя, нет ли каких-нибудь городов или округов, которые были бы отняты у него язычниками, присвоившими себе его владения и честь. Князь ответил на вопрос положительно. Юный Олав сказал: "Дай мне тогда какой-нибудь отряд в распоряжение и корабли, и посмотрим, смогу ли я назад вернуть то государство, которое потеряно, потому что я очень хочу воевать и биться с теми, которые вас обесчестили; хочу я положиться в этом на ваше счастье и свою собственную удачу. И будет либо так, что я их убью, либо что они побегут от моей силы". Владимир дал ему войско и корабли, и юный Трюгвассон начал череду своих воинских подвигов. Повелось, что каждое лето он вёл войны и совершал разного рода подвиги, а в зимнее время был при дворе у князя. Возвращаясь после одного из походов с небывалой добычей, Олав приказал сшить для кораблей паруса из драгоценной материи. Саги даже утверждают, что крещение Руси во многом состоялось благодаря влиянию Олава на князя и княгиню. Олав часто призывал их отказаться от идолопоклонства и повторял: "Я никогда не перестану проповедовать вам истинную веру и слово Божие, чтобы вы могли дать плоды для истинного Бога".

Другой Олав - Харальдссон - в молодости много сражался в землях финнов, в Дании, Франции и Испании. Позже, изгнав из Норвегии шведских и датских ярлов, он стал единовластным правителем своей страны. Правил он пятнадцать лет, но был потеснён на престоле Кнутом Великим. Харальдссон бежал на Русь. Ярослав хорошо принял его, предложив остаться и взять столько земли, сколько будет нужно, чтобы содержать своё войско.

После смерти норвежская церковь причислила Олава Харальдссона к лику святых. Некоторые чудеса Олав явил на Руси. Саги повествуют, что у сына одной знатной вдовы образовалась опухоль в горле и мучила его столь сильно, что мальчик не мог глотать пищу, и его считали смертельно больным. Княгиня Ингигерд - жена Ярослава Мудрого - посоветовала ей пойти к конунгу Олаву. Тот не сразу, но согласился помочь. Он провёл руками по горлу мальчика и долго ощупывал опухоль, до тех пор, пока мальчик не открыл рот. Тогда конунг взял хлеб и отломил несколько кусочков, разместил из крестом у себя на ладони, затем положил в рот мальчику, и тот проглотил. И с этого момента прошла вся боль в горле. Через несколько дней мальчик был полностью здоров.

После смерти конунга в Новгороде существовала норманнская церковь святого Олава. Однажды в городе случился такой пожар, что, казалось, ему грозит полное уничтожение. Жители города, теряя самообладание, толпами стекались к священнику Стефану, служившему в церкви Блаженного Олава. Они надеялись в крайней нужде воспользоваться помощью блаженного мученика. Священнослужитель немедля пошёл навстречу их пожеланиям, взял в руки образ и выставил его против огня. Пожар не стал распространяться дальше. Город был спасён.

Саги также рассказывают о романтической любви Ингигерд и Олава Харальдссона. Именно для того, чтобы замириться с супругой после ссоры, князь Ярослав согласился взять на воспитание Магнуса - одного из сыновей Олава. При дворе Ярослава было много скандинавских наёмников. Согласно договору, князь велел построить для варягов "каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью. И было дано им всё, что надо, из самых лучших припасов". Одним из предводителей наёмников был викинг Эймунд, который тоже стал героем саг. О самом Ярославе саги говорят, что "Ярицлейв-конунг не слыл щедрым, но был хорошим правителем и властным". Эймунд же весь состоит из одних достоинств. В "Пряди об Эймунде" все победы достаются князю лишь благодаря энергии и находчивости его скандинавского наёмника. Что же, таков закон этого литературного жанра. Реальные и вымышленные недостатки господина используются для подчёркивания достоинств главного героя. Совершенно иной образ Ярослава, решительного, активного, целеустремлённого и изобретательного в проведении своей политической линии правителя Руси рисуют древнерусские летописи и другие саги, когда он не связан с ситуативными стереотипами.

Виктор БУМАГИН

#радуга#бумагин#викинги#русь

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РАДУГА

мне задали вопрос, почему викинги не грабили Русь и привели в пример многие страны на которые они нападали.

«Это Франция. Еще были Англия, Ирландия, Италия, Испания и нигде никакие пороги и засады лучников им не помешали... Нигде, кроме Гардарики? Меня давно занимает этот вопрос - ее-то чего скандинавы не грабили? В ее географическую неуязвимость и абсолютную непобедимость древнерусских витязей, извините, не верю. Хотелось бы знать ваше мнение».

Действительно, есть парадокс – подробно описаны и засвидетельствованы военные компании норманнов на западе, но нет таких же свидетельств о Руси.

По вопросу «грабили или нет» у норманистов нет однозначного мнения.

Часть из них считает, что, конечно же, шведы грабили и даже «подчиняли себе племена славян и финнов». Доказательством чаще всего служат цитаты из саг о военных действиях на востоке (в которых Русь не упомянута) и утверждение «датчане грабили западную Европу, следовательно, шведы грабили восточную», которое не является корректным с точки зрения логики. Это два разных племени с разным уровнем развития, разной политической обстановкой и численностью; места действия тоже разные. О военных походах норманнов известно очень много, это были серьезные мероприятия, принесшие славу участвовавшим конунгам, и их имена сохранены в сагах, а походы описаны и в синхронных источниках других стран.

А что по Руси? В Исландских сагах описаны четыре конунга, путешествующие на Русь, – Олав Трюггвасон, Олав Харальдсон с сыном Магнусом и Харальд-Суровый. Все они на Руси прячутся, а когда возвращаются, то их иногда не узнают. Есть еще Скальдические висы (особые восьмистишья).

Из приведенных в «Круге земном» Снорри Стурлусона 601 скальдических строф только 23 посвящены путешествиям на восток. Из них только одна говорит о нападении на Русь – разрушении Альдейгьи (Ладоги) ярлом Эйриком, которое датируется обычно 997 годом. А так основным объектом грабительских набегов скандинавов (на другие темы скальды обычно не писали, в «Круге земном» около 75 процентов вис – о войне) предстает Прибалтика». Еще есть прядь об Эймунде, который поплыл на Русь наниматься к Ярославу. Есть Ингвар путешественник, есть скандинавы, плывущие наниматься в Царь-град в варангеры, но нет завоевателей.

Таким образом, из скандинавских источников известно одно нападение на Ладогу, произошедшее через 100 лет после Рюрика. В летописях нападения скандинавов неизвестны, археологические доказательства военной экспансии тоже отсутствуют.

Поэтому другая (большая) часть норманистов говорит о «мирной экспансии скандинавов». Что, мол, те приходили и мирно подчиняли отсталые племена, торговали, и вообще организовывали. Правда опять непонятно, почему в одной части света грабили, а в другой были сама скромность, да еще при этом местные племена, не сильно отличающиеся от скандинавов по уровню развития и вооружению, но значительно превосходящие их по численности, вот так спокойно отдавали земли и власть в чужие руки.

Многие вообще не заморачиваются и упоминают одновременно как «завоевание и подчинение» так и «мирную экспансию».

Давайте разберемся, почему же викинги не нападали на Русь, и в частности на Новгород. Почему они не оставили в истории следов военной экспансии в Восточной Европе.

Викинги, - это пираты, а разграбления городов норманнами, - это уровень уже не просто «пиратской шайки», а нескольких сильных конунгов, за которыми готовы потянуться крупные силы. Поэтому, когда мы говорим о разграблении европейских городов, не совсем корректно называть грабителей викингами. Если бы вы назвали уважаемого конунга викингом, то есть пиратом, сразу бы стали короче на голову – викингов знаменитые конунги побеждают еще юношами в самом начале своей биографии. Но даже и для конунгов единственной верной тактикой была скорость и внезапное нападение. Вступать в затяжной бой с местными войсками непрактично, просто потому что ты далеко от своих баз и подкрепления. Осады городов, и массовые сражения конечно же тоже были, например очень долгая но безуспешная осада Парижа. Но основа военной тактики викингов это триада: набегание, ограбление, отбегание.

Вот вам иллюстрация к приведенным выше тезисам из круга земного, «Сага об Олаве Святом» , VI глава.

«Той же осенью в шведских шхерах у Шхеры Соти Олав впервые был в битве. Там он сразился с викингами. Их предводителя звали Соти. Людей у Олава было меньше, но корабли у него были больше. Олав поставил свои корабли между подводными камнями, так что викингам было нелегко к ним приблизиться, а на те корабли, которые подходили ближе, люди Олава набрасывали крюки, подтягивали их и очищали от людей. Викинги недосчитались многих и отступили».

Олав, - не просто морской разбойник, это крупный конунг, будущий король Норвегии. Сражение Конунга с пиратами – одна из типичных черт саг, что-то вроде литературного приема. Через некоторое время Олав организовал поход в восточные земли. Саги обычно не рассказывают о поражениях, но иногда делают исключения. Цитата из главы IX:

«Потом Олав конунг поплыл назад в Страну Финнов, высадился на берег и начал разорять селения. Все финны убежали в леса и увели с собой весь скот. Конунг двинулся тогда вглубь страны через леса. Там было несколько поселений в долинах, которые называются Хердалар. Они захватили там скотину, какая была, но из людей никого не нашли. День клонился к вечеру, и конунг повернул обратно к кораблям. Когда они вошли в лес, со всех сторон появились люди, они стреляли в них из луков и теснили их. Конунг велел закрыть его щитами и обороняться, но это было нелегко, так как финны прятались в лесу. Прежде чем конунг вышел из леса, он потерял многих людей, а многие были ранены. Конунг вернулся к кораблям вечером. Ночью финны вызвали колдовством непогоду, и на море поднялась буря. Конунг приказал поднять якорь и поставить паруса и ночью поплыл против ветра вдоль берега, и, как потом это часто бывало, удача конунга была сильнее колдовства. Ночью им удалось пройти вдоль Балагардссиды и выйти в открытое море. И пока корабли Олава шли вдоль берега, войско финнов преследовало их по суше».

Причем заход «вглубь страны через леса » длился меньше светового дня, вместе с высадкой, грабежом, боем и отступлением. Но даже такое углубление позволило местным, знающим местность, устроить ловушку и нанести значительный урон. Викинги, как это почему-то любят представлять, не были «машинами для убийства» и «непобедимыми воинами». От любых других воинов того времени они не сильно отличались, хотя их воинские традиции и соответствующая религия очень помогали в военном деле, но по уровню вооружения и защиты скандинавы даже уступали, например, франкам или славянам, просто в силу неразвитости собственной металлургии и кузнечного дела.

Именно тактика «блицкрига», стремительного и смелого нападения, позволяла им достигать отличных результатов. В итоге это вынуждало местных нанимать себе скандинавов для защиты от них самих же. За то время, пока местные протирали глаза и собирали войско, нанятые норманны были способны догнать и навалять. В затяжных же боях на чужой территории с сильным противником норманны в итоге часто проигрывали.Так было, например и при осаде Парижа, когда осажденные наконец дождались подмоги. Или при нападении на Севилью, когда сожгли половину кораблей нападавших.

«Однако, военная деятельность скандинавов была исходным толчком для их «освоения» Западной Европы. Неслучайно набеги скандинавов на государство франков завершились выделением им территории современной Нормандии в обмен на охрану от других «искателей легкой добычи». Аналогичная ситуация сложилась и на территории Англии, где образовалась «область датского права», жители которой были скандинавами (преимущественно датчанами), и, в обмен на разрешение проживать на захваченной территории, были обязаны защищать побережье англосаксонских государств от набегов викингов. Аналогичным образом - наймом отдельных скандинавских военных дружин - защищали свои берега и ирландские королевства».

Добавлю к этому перечню Сицилийское королевство норманнов, хотя вопрос о количестве там скандинавов меня занимает, как и то, зачем они плыли на другой конец Европы. Давайте немного подробнее рассмотрим военную деятельность скандинавов в 8-12 веках.

Мы видим устоявшуюся модель поведения – набеги на побережье на небольшую глубину (отмечено светло-желтым), и заход в судоходные реки для атак на крупные города. Причем, норманны не захватывали контроль над этими городами, цель – военные трофеи, а для поселений морской народ предпочитал морское побережье. Постоянные набеги вынуждали местных либо отступать с побережья, и подчиняться, либо нанимать скандинавов, либо строить свой флот. Цифрой 1 отмечены земли, захваченные норманнами, в первую очередь датчанами.Вполне логично – плыть недалеко и через открытое море. Почему не заселили юг, который гораздо ближе Британии? Потому что там сидели славяне, у которых тоже были корабли и франкские мечи. На славян конечно тоже нападали, в отдельные периоды заставляли платить дань, разрушали города. Причем сложные были отношения, например одна часть славян могла напасть на другую часть вместе с датчанами.А руяне вообще были настолько серьезными ребятами, что их особо не трогали, а во время крестового похода 1147 года против ободритов, руяне помогли братьям по вере и разбили датский флот. Некоторые провинции Дании платили руянам дань, за что король Вальдемар I таки захватил Аркону несколькими годами позже в 1168.

Ладно, с данами и прочими норвежцами более-менее разобрались. А куда свой викингский пыл направили шведы? А они, брали пример со своих молочных братьев и точно так же двигали через море на побережье, только на восток, а не на запад.


Карта из труда «История Швеции», где отвественным редактором и автором абсолютного большинства статей является известный шведский медиевист Дик Харрисон (Лундский университет). Под картой подпись: Sverige i slutet av 1200 – talet. Выходные данные: Sveriges historia. 600–1350. Stockholm – Nordstedts. 2009. S. 433.

Это сейчас нам просто закрасить зелененьким на территории Финляндии, а шведам для этого потребовалось 490 лет, со времен Рюрика. Долго, потому что финны ребята хоть и небогатые но и непростые. Они первые кто начал рыбачить на балтике. Финно-угорский челн, или haabjas, один из самых древнейших типов лодок. Эти челны использовались как рыболовецкие и транспортные суда во времена каменного века, это даже не бронза, это очень давно.Так что плавать и пиратствовать они могли не хуже шведов, хотя чаще просто рыбачили.

Заметим, что южная часть финского залива не закрашена. А почему? Потому что там жили эсты, которые тоже умели плавать на кораблях и втыкать копья в людей. На них конечно-же нападали, но взять особо было нечего, по сравнению с Европой, так что риск не оправданный. Эсты жили тогда небогато, торговали янтарем, что позволяло им покупать мечи, хотя в небольшом количестве. Еще они занимались рыболовством и пиратствовали. В саге об Олаве Трюгвассоне, где сказано, что во время бегства Олава и его матери на восток «на них напали викинги. Это были эсты». А например, эсты с острова Эзель (эзельцы) и родственное ливам племя куршей неоднократно нападали на побережье Дании и Швеции.

Еще есть очень важный, но редко освещаемый момент, видите племя карелов, на самом востоке? В зависимость они попали достаточно поздно, а долгое время были самостоятельными и весьма неспокойными ребятами. Говорит вам о чем нибудь словосочетание «Сигтунский поход 1187 г.»? У шведских исследователей, да и у наших норманистов, этот поход не заслужил никакого внимания, а зря.Сигтуна это столица шведского государства на тот момент, крупнейший город Швеции, политический и торговый центр, расположенный в сердце Уппланда на берегу озера Меларен.

Вот что говорит о походе в Хронике Эрика , писавшейся в 1320-е гг., т. е. примерно 140 лет спустя, на основании хроник и устной традиции.

«Швеция имела много бед

От карел и много несчастий.

Они плыли от моря и вверх в Мелар

и в штиль, и в непогоду, и в бурю,

тайно проплывая внутрь шведских шхер,

и очень часто совершали здесь грабежи.

Однажды у них появилось такое желание,

что они сожгли Сигтуну,

и жгли все настолько до основания,

что этот город уже [больше] не поднялся.

Ион архиепископ был там убит,

этому многие язычники радовались,

что христианам пришлось так плохо,

это радовало землю карел и руссов»

Та же информация содержится в пяти разных анналах (аналог нашей летописи), и других более поздних источниках, которые уже начинают менять этническую принадлежность нападавших на эстов или руссов.

Кстати после этих событий шведы пересажали новгородских купцов и разорвали торговые отношения с Новгородом на 13 лет. Как вам логическая связь? Есть ли еще вопросы почему для экспансии на восток шведам понадобилась половина тысячелетия?

Но даны же еще плавали по рекам и захватывали города. Допустим, всех эстов и финнов мы усмирили и хотим разграбить Новгород, что же нам для этого нужно сделать? Давайте для начала подберем транспорт.


«Самая маленькая лодка – 4-х весельный фэринг длиной 6.5м - была найдена вместе с кораблем из Гокстада (предпоследний) - длина свыше 23 метров, ширина 5.2м. Корабли из Гокстада и Усеберга были найдены в королевских погребениях, а поэтому их зачастую называют «королевскими яхтами». Несколько кораблей эпохи викингов были найдены на морском дне, изучены археологически и сейчас являются экспонатами в музее судов викингов в Роскильде. Самый большой из них Скулделев 2, в самом верху схемы. Его длина около 28 метров, ширина - 4.5 метров».

Вот тут есть более подробные размеры кораблей и время плавания:

Тоннаж и другие параметры найденных боевых кораблей (по Д. Элльмерсу с дополнениями)


А теперь рассмотрим маршрут.



Сначала идем через Финский залив, потом 60 км по Неве. Река широкая и удобная, идти можно на любом корабле. Затем идем до устья реки Волхов и тут начинается самое интересное.Старая Ладога всего в 16-ти километрах от устья. Идеальная цель для нападения, не дурак был ярл Эйрик.Но вот чтобы доплыть до Новгорода нам нужно будет 200 километров плыть на веслах против течения по трудному фарватеру, который без местного лоцмана не пройти. Река практически не позволяет идти галсами против ветра. По пути нужно преодолеть пороги в двух местах.

По ивановским порогам крупные и средние боевые или грузовые суда (такие как Скулделев 5 или Усеберг/Гокстад) могли пройти. Ивановские пороги были уничтожены в 30х годах ХХ века – фарватер был спрямлен и расширен взрывными работами. Второй сложностью были волховские пороги. В отличие от невских, они были непроходимы для судов с большой осадкой. Волховские пороги были скрыты водой в результате строительства Волховской ГЭС поэтому точный эксперимент сейчас поставить невозможно, но исследования дна дают максимальную длину корабля не выше 13-15м.

То есть боевой «Скулделев 5» может уже и не пройти, из таблички с боевыми кораблями пройдет только Ральсвик-2. Вот небольшие торговые корабли в среднем 13 метров, отлично пролазят.

Тоннаж и другие параметры найденных грузовых кораблей (по Д. Элльмерсу с дополнениями)


В другой таблице из того же источника указана длительность пути из Бирки в Новгород, 550 морских мили, 1018 км, 9 дней если плыть круглосуточно и 19 если с ночными перерывами. Методику вычисления Эльмерса я не знаю, но в современном эксперименте маршрут от Стокгольма до Новгорода проходили, например, на судне «Айфур»

  • Длина - 9 метров
  • Ширина - 2,2 метра
  • Вес корпуса - около 600 кг
  • Парус - 20 м2
  • Команда - 9 человек

Это чуть меньше предпоследнего снизу «Скулделев 6». Судно прошло маршрут за 47 дней, включая несколько 2-3 дневных стоянок и 10 дней от Старой Ладоги до Новгорода. Это без учета времени на прохождение порогов. А потом еще с награбленным обратно, через те же пороги. И нельзя большие боевые корабли использовать, то есть народу много не привезешь, а вокруг в лесу злые финские колдуны. Но главное, в Новгороде славяне, у которых свои кораблики есть, называются «лодьи». И мечи свои и кольчуги. Не знаю как вы, а я бы не поплыл. И шведы тоже так думали, поскольку – риск большой, а выхлоп непонятный вообще, что там в этом Новгороде? Даже никакого подходящего католического священника, чтобы можно было ему отрезать нос, уши и руки, как это было со священником, сопровождавшим кузенов Титмара Мерзебургского. И чего тогда грести-надрываться 260 километров по рекам? Лучше уж по побережью Невы пограбить, или по Ладожскому озеру.

Резюмирую. Викинги не нападали на Русь потому что:

  • Шведы 500 лет были заняты финнами и эстами. Эсты не отставали и тоже были заняты шведами. Карелам это надоело и они разрушили Шведскую столицу. Не было у шведов лишних нескольких тысяч людей для войны с Новгородом, а возможные трофеи несоизмеримы с риском.
  • Новгород был слишком глубоко внутри материка, чтобы пострадать от морских разбойников. Для достижения Новгорода нужно было проплыть 260 км по рекам. 200 км проходится по сложному фарватеру, в основном на веслах, река имеет пороги, один из которых не проходим для больших военных судов. Для сравнения, в Европе разграблялись города на широких реках, и на глубину в среднем 100-150 км. Предпочиталось же побережье.
  • Датчанам до Новгорода еще плюс 700 км. У них были более близкие и интересные цели.
  • И.П. Шаскольский, Сигтунский поход 1187 г.
  • Лидия Гротт, О викингах, с рогами и без рогов
  • Юрий Звягин, Путь из варяг в греки, тысячелетняя загадка истории
  • М.И.Петров, публичная лекция "Викинги и Новгород, или как викинг переставал им быть..."
  • Т. М. Калинина, АРАБСКИЕ УЧЕНЫЕ О НАШЕСТВИИ НОРМАННОВ НА СЕВИЛЬЮ В 844 г.
  • А.Н. Нестеренко, Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище
Поделиться