Военнопленные – враги. Военнопленные — враги Плененный враг

Во время Второй мировой с плененным и раненым врагом обращались по-разному. В том числе и так:

1.Немецкий солдат перевязывает красноармейца, взятого в плен в районе станции Титовка Мурманской области. Июнь1941.

2. Солдат ваффен СС стоит возле раненого советского солдата. На следующем фото немец поит бойца из фляги.

3. Дает напиться из фляги. Съемка 1943 г. Фотография вызывает некотоые сомнения - возможно, постановка для "Вохеншау". Тем не менее.

4. Американские военнослужащие, в том числе медики, стоят у тяжелораненого немецкого солдата. Окрестности Сен-Ло, нижняя Нормандия. 1944.

5. Немецкий солдат Карл Хейман в советском госпитале в Москве на излечении после ранения на фронте. 1941.

6. Немецкий солдат Георг Верлер в советском госпитале в Москве на излечении после ранения на фронте. 1941.

7. Немецкий солдат Георг Хаммершмидт в советском госпитале на излечении после ранения на фронте.

8. Советские медики оказывают помощь немецкому солдату Штефану Доришу в советском госпитале в Москве. 1941.

9. Американский матрос оказывает первую помощь немецкому офицеру, оберлейтенанту-инженеру подводной лодки U-175 Леопольду Новроту на борту корабля береговой охраны США «Дуэйн».

10. Медик из состава 48-го медицинского батальона 2-й бронетанковой дивизии армии США делает перевязку раненому немецкому солдату. Сицилия, 1943, фото Роберта Капа.

11. Трое японских пленных, взятых в плен на Соломоновых островах, в американском военном госпитале в Новой Каледонии. 1942.

12. Медики 5-й дивизии СС «Викинг» оказывают помощь раненому красноармейцу.

13. Американский рядовой Генри Рурк разговаривает с раненым японским пленным в госпитале в Новой Каледонии. 1942.

14. Американский солдат осматривает раненую руку юного немецкого пленного. Сентябрь 1944.

15. Двое медиков 39-го пехотного полка армии США оказывают помощь юному немецкому раненому пленному. 1944.

16. Американский морской пехотинец несет раненого японского пленного.

17. Американский морской пехотинец с флягой у японского раненого пленного.

1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн ; как правило, эти причастия имеют приставки или пояснительные слова: исправле нн ая рукопись; правле нн ые корректором гранки.

При отсутствии приставок или пояснительных слов пишется одно н; ср.: замощё нн ые дороги — мощё нн ые булыжником дороги — мощё н ые дороги. В этом случае перед нами прилагательное, образованное от страдательного причастия прошедшего времени: правле н ый текст, беше н ый волк, вяле н ая вобла, глаже н ые брюки, дра н ая куртка, золочё н ые изделия, лома н ая линия, пута н ый ответ, рва н ая рана, сея н ые травы, стира н ое бельё ит. п.

2. Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выбор написания нн или н ) иногда производится не по формальному признаку, а по смысловому значению. Например- в предложении Будучи раненным, солдат оставался в строю в слове раненным пишется нн, несмотря на отсутствие приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение, указывает не на постоянный признак-качество, а на временное состояние, т. е. является причастием. Отглагольное прилагательное не обозначает действия и отвечает на вопрос: «какой?» («какая?», «какое?», «какие?»).

В приставочных образованиях, даже если они имеют значение прилагательного, пишется нн: выдержа нн ое вино, наложе нн ым платежом, подержа нн ые книги, поноше нн ое платье, ускоре нн ый шаг. Но: назва́ н ый брат, посажё н ый отец, смышлё н ый мальчик.

Запомните: во второй части сложных образований глаженые-переглаже н ые брюки, латаная-перелата н ая шуба, ношеный-переноше н ый костюм, стираное-перестира н ое бельё, штопаные-перештопа н ые чулки и т. п., несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно н, так как сложное слово в целом имеет значение прилагательного (высокая степень качества).

Примечание. При переходе причастия в прилагательное возможно изменение лексического значения слова: верченый парень (‘ветреный, легкомысленный’); конченый человек (‘ни на что больше уже не способный’); писаная красавица (‘красивая, как на картине’); Прощёное воскресенье (‘последнее воскресенье перед Великим постом’).

3. Наличие приставки не- на написание отглагольного прилагательного не влияет: неезже н ый, нехоже н ый, незва н ый, непроше н ый, некоше н ый, некраше н ый, некрещё н ый, неписа н ый (закон), непуга н ый.

4. В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного также не меняется: гладкокрашеный, горячекатаный, холоднокатаный, цельнокатаный, цельнокроеный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. (ср. с терминами, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.).

5. Два н (нн ) пишется в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида: броше нн ый, да нн ый, купле нн ый, лишё нн ый, пленё нн ый и др., а также в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида: вида нн ый, виде нн ый, слыха нн ый, чита нн ый и др.

6. Отглагольные прилагательные на -ованн(ый), -ёванн(ый) пишутся с нн : балова нн ый ребёнок, корчёва нн ый участок.

Примечания: 1. В прилагательных кованый и жёваный сочетания -ое- и -ев- входят в состав корня.

2. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется нн или н в соответствии с производящей основой:

варе н ик, копче н ости, мороже н ое, муче н ик, труже н ик, уче н ик

бесприда нн ица, воспита нн ик, да нн ик, избра нн ик, свяще нн ик, ставле нн ик, утопле нн ик

То же самое относится к производным наречиям: дела нн о улыбаться; нежда нн о-негада нн о явиться; пута н о отвечать.

7. В кратких формах страдательных причастий пишется одно н. В кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных) сохраняется написание нн. Отглагольные прилагательные отвечают на вопрос «каков?» («какова?», «каково?», «каковы?»). Ср.:

Мировая общественность была взволнована сообщениями о гибели космонавтов.

Игра актёра была проникновенна и взволнованна.

В период дворцовых переворотов в России многие фавориты были приближены ко двору и возвышены.

Идеалы и стремления первых революционеров были возвышенны.

Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны.

Сюжеты этих произведений сложны и запутанны .

Вам всегда везёт, вы, по-видимому, избалованы судьбой.

При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны.

С точки зрения логики эти выводы мало или даже совсем не обоснованы.

Масштабы работ были ограничены отпущенными средствами.

Его возможности ограниченны (т. е. малы).

Врачи были озабочены состоянием больного.

Шторм усиливался, и лица моряков были серьёзны и озабоченны.

Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны.

Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы.

Чрезвычайные меры в этих условиях были необходимы и вполне оправданны.

Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы.

Ответы экзаменующихся были содержательны и продуманны.

Примечание. Некоторые отглагольные прилагательные пишутся в полной форме с двумя н (нн ), а в краткой — с одним н , подобно причастиям, с которыми их сближает наличие приставки и вид производящего глагола: заплака нн ые глаза — глаза заплака н ы; заржавле нн ые ножи — ножи заржавле н ы; поноше нн ое платье — платье поноше н о.

То же в сложных словах: общепризна нн ое превосходство — превосходство общепризна н о; свежезамороже нн ые ягоды — ягоды свежезамороже н ы.

8. Некоторые прилагательные допускают двоякое написание краткой формы в зависимости от значения и конструкции. Ср.:

Сестра намерена вскоре уехать (‘имеет намерение’ — в сочетании с инфинитивом).

Его дерзость намеренна (‘нарочита’ — без инфинитива).

Мы преданы Родине (в сочетании с формой дательного падежа).

Старые друзья всегда преданны (без дополнения).

Наши легкоатлеты уверены в победе (с дополнением).

Движения гимнастов легки и уверенны (без дополнения)

Вопросы российской истории вновь оказались в центре политического скандала. Выступление школьника из Нового Уренгоя в Бундестаге, посвященное умершим в СССР немецким военнопленным, было негативно воспринято на родине. Гимназиста, заявившего, что многие немцы «хотели жить мирно и не желали воевать», успели обвинить в «реабилитации нацистских преступников» и потребовали проверить с помощью ФСБ.

Старшеклассник из Нового Уренгоя Николай Десятниченко выступил на встрече российских и немецких детей в День скорби (дата, посвященная памяти жертв войн и государственного насилия). Для этого траурного мероприятия немецкие школьники готовили доклады о советских солдатах, погибших во время Второй мировой войны в Германии, а российские учащиеся - о немецких солдатах, погибших на территории Советского Союза. Николай Десятниченко коротко рассказал о ефрейторе Георге Йохане Рау, который попал в окружение «в так называемом сталинградском котле», был взят в плен и умер там «от тяжелых условий». Николай Десятниченко рассказал, как посетил захоронение солдат вермахта около Копейска: «Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка, участник войны, который был командиром стрелковой роты». В конце выступления российский школьник выразил надежду, что «на всей Земле восторжествует здравый смысл, и мир больше никогда не увидит войн».

Многие россияне негативно отреагировали на речь гимназиста. Депутат заксобрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Кукушкина заявила, что подала обращение в прокуратуру с просьбой разобраться, «кто курировал его проект». «В этом докладе к немецким захватчикам применяются такие слова, как "сражались", "павшие солдаты в боях", "так называемый сталинградский котел"… Эти вещи нужно в корне пресекать»,- заявила госпожа Кукушкина.
А екатеринбуржец Сергей Колясников увидел в словах школьника «реабилитацию нацистских преступников» и призвал россиян обратиться в ФСБ, Генпрокуратуру и администрацию президента (в 2007 году Колясников был оштрафован по статье о пропаганде нацистской символики за продажу в магазине немецкой военной экипировки).
К сожалению, это новая примета нашего времени - теперь сочувствию или милосердию отвечают ура-патриотической истерикой.
Мальчик действительно не совсем корректно сформулировал фразу о "невинно погибших". Конечно, в самой Германии так не думают - десятилетия работы историков показали, что о "невинности" в данном случае говорить нельзя. Но российский школьник говорил не о карателях или членах CC. Он говорил об обычных солдатах, многие из которых были подневольными людьми и шли на войну против своего желания. Генрих Белль в своих книгах описывал, как он оказался на войне,- когда правительство объявляет военный призыв, деваться некуда».

Для конкурса «Мемориала» многие школьники делали проекты на тему Великой Отечественной войны. Наши ребята в течение многих лет записывали интервью с теми, кто застал войну,- иногда и с самими немцами. Надо посмотреть правде в глаза: пленные вызывали жалость у наших людей, в таком они были состоянии. Это много раз описано, как в советских людях сочеталась ненависть к врагам, к захватчикам - и одновременно жалость к конкретному умирающему человеку. Милосердие к пленным проявляли и те, кто прошел самое пекло войны. Я помню, как одна девочка пересказывала в своей работе рассказ деда, который в 1946 году был мальчишкой. К ним в дверь постучался немецкий пленный в жутком состоянии и попросил еды. Отец мальчика, который с фронта вернулся без руки, молча вынес хлеб - хотя его семья сама не ела досыта. А своему пораженному сыну сказал: "Этот немец был нашим врагом, но теперь он просто умирающий человек". Так вот, в этом милосердии и есть величие нашего народа. И именно это сейчас зачем-то пытаются уничтожить.
Бывшие немецкие военнопленные рассказывали, что были поражены милосердием советских людей. И благодаря этому милосердию они возвращались на Родину с осознанием своей вины. Мальчику можно простить неосторожное слово, ведь его посыл был таким же милосердным. У нас постоянно кричат о христианских ценностях - так вот этот школьник именно их и проявляет.

В защиту школьника выступил и глава Нового Уренгоя Иван Костогриз. «Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей Земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых»,- сказал глава Нового Уренгоя. По словам пресс-секретаря губернатора ЯНАО Надежды Носковой, правительство округа пока не проводит никаких проверок образовательного учреждения, где обучается Николай Десятниченко. «У правительства нет никаких претензий к гимназии. Текст доклада в распространяемой видеозаписи вырван из контекста. В конце выступления школьник выразил надежду, что люди будут дружны и никогда не допустят такой страшной войны, какой была Великая Отечественная".

ПЛЕНЯТЬ - , пленить кого, взять в плен, в неволю, полонить, захватить, поработить; отбить скот. ЧАСТЬ врага побили, другую пленили, остаток разбежался. за здоровье глаз, что пленили нас (что глядят на нас)! | прельстить чем, или собою, привлечь и покорить нравственно, подчинить себе, не насилуя. вальтер скотт пленяет описаньем природы. она всех пленяет собою и дурачит. -ся, страдат. и возвр. он ею пленяется, она пленила его или он ею пленен. не пленяйся красотой, а пленись умом и сердцем. пленный, плененный, взятый в плен, при войне, в набеге, или дикими грабителями, в рабство. военнопленный, взятый в плен на условиях и по обычаям войны образованных народов. плененье ср. плен м. действие по глаг. | плен, состоянье пленного, плененного. быть в плену. он взят, попал в плен. всяк в плену у страстей своих. | военная добыча, все, взятое с бою, награбленное у неприятеля. плену взяли коней сто, верблюдов пятьдесят, да одежи разной. пленник, пленница, пленный, плененный, взятый в плен; военнопленник; взятый в неволю разбоем, грабежом, раб, холоп, невольник: | *порабощенный. условились с неприятелем о размене пленников. хивинцы торгуют пленниками, воруя людей. пленник возлюбленной своей. всяк пленник и раб страстей своих. пленников, -ницын, им принадлежащий. пленничий, -ческий, к ним относящ. пленничество ср. плен, в знач. состоянья. пленитель, -ница, пленивший кого-либо, во всех знач. взявший в плен, на войне, и | прельститель, обольститель. пленительный взор, голос или вид местности, обворожительный, прелестный. пленительность красоты. пленица ж. церк. путы, узы, вязи, цепи, оковы. | моск. ряз. связка плотов, кошма, гонка. от этого и пленка, силок, т. е. от пленить, или полонить.

Статья про слово "ПЛЕНЯТЬ " в словаре В. Даля была прочитана 9057 раз

Пленный враг

Усталость сморила Анну. Она повалилась на постель и уснула не раздеваясь. Хоня вернулась из госпиталя, и сестры упросили ее не ложиться спать, посторожить дом, пока они «сбегают на минутку» на курган: надо узнать, что сталось со Стрёмой, да и Веня пропал.

На кургане работы уже кончались, когда туда пришли сестры. Матросы, арестанты и народ занимались уборкой мусора, щебня, заравнивали ямы, вырытые снарядами, и утаптывали землю. Около подметенных пушечных платформ артиллеристы аккуратно укладывали в пирамиды ядра.

То место, где упал раненый Корнилов, кто-то догадался отметить крестом, сложенным из мелких ядер. Тщательно вычищенную покатую площадку все обходили стороной. Ее успели посыпать песком. Кругом стоял народ. Люди тихо говорили, глядя на этот крест, о разных случаях минувшего дня.

Поодаль от этого места, у подножия башни, на скамейке сидел Нахимов. По бокам его сидели Истомин и Тотлебен. Они отдыхали, перекидываясь изредка словами.

Музыка стихла. Оркестранты построились по два в ряд. Капельмейстер скомандовал: «Шагом марш!» Музыканты, поблескивая трубами при свете луны, пошли с батареи. Арестанты гасили в песке факелы, которыми светили музыкантам.

– Стой! Кто идет? – раздался внезапно тревожный оклик сигнальщика.

Народ кинулся к банкету, где стоял сигнальщик. На гребне вала появилось три человека, за ними четвертый, чем-то нагруженный.

Из толпы послышались крики и смех. Народ двинулся к тому месту, где сидели на скамье адмиралы и инженер-полковник. Перед скамьей толпа остановилась.

– Дайте факел! – крикнул кто-то.

Два факела осветили странную картину. Перед скамьей стоял с закрученными назад руками и широко раскрытым ртом человек исполинского роста. Светлые глаза его светились гневом. Шею великана охватывала петлей веревка. Один конец слегка натянутой веревки держал Стрёма, другой конец – юнга. За ними стоял Михаил Могученко со штуцером на правом плече и пестрым пледом под мышкой левой руки.

– Что такое?! – воскликнул изумленный Нахимов. – Снять петлю! Развязать руки!

– Есть снять петлю! – ответил Стрёма.

Веня чмокнул с сожалением, бросив свой конец веревки. Зато Михаил передал ему штуцер, а сам кинулся развязывать руки великана.

Освобожденный великан сорвал с шеи петлю и, вынув изо рта свернутую в тугой комок тряпку, с отвращением швырнул ее на землю.

– Стрёма, доложи! – приказал Нахимов.

– Был в секрете с Михаилом Могученко и юнгой, охотниками. Мы сговорились: братишкам живого англичанина показать. А то он нас целый день бьет, а какой он, мы еще не видали. Подползли. Стоит вот этот, зевает, на луну поглядывает: скоро ли рассвет будет? – видно, ему скучно. Штуцер под мышкой на весу держит. Как его взять? Сомнительно! Кругом тишина. У нас музыка. А он поглядел-поглядел, разостлал одеяло – вон оно у Миши под мышкой, – лег, отдохнуть вздумал. Мы тут его мигом и накрыли – пикнуть не успел! В рот кляп забили, руки скрутили. Я ему: «Гу! Гу!» – идти надо, показываю ему в нашу сторону. А он лежит себе. Знает, рыжий кот, что скоро придут его проверять. Что делать? Нести? Тяжело. Наладил я ему петлю. Конец я захватил на случай. «Веня, – говорю, – бери». Потянул я. Он захрипел. Я ему: «Будьте ласковы, вставайте. Гу! Гу! Только у меня ни гугу». Ведь понял! Встал, пошел. Вот он – можете полюбоваться!

– И есть чем! – улыбаясь, заметил Нахимов. – До чего хорош!

– Девушек-то вперед пропустите, братцы! – весело крикнули из толпы.

Поднялась возня. Женщин вытолкнули с веселым смехом в первый ряд.

– Ах, батюшки, стыд какой! – закричала Маринка. – Мужик, а в юбке!

Великан тряхнул рыжими кудрями и улыбнулся, взглянув в лицо Маринки.

Пестрая суконная в складку юбка едва достигала его колен, открывая голые волосатые икры. На ногах – клетчатые чулки и крепкие туфли из некрашеной кожи. Вся нижняя часть одежды пленного резко отличалась от верхней: он был в короткой куртке с узкими рукавами и большими пестрыми эполетами, вроде тех, что у русских барабанщиков. Под погон на правом плече подвернута широкая ременная перевязь для патронной сумки. С левого плеча свисал широкий шарф.

– Вы стрелок шотландской гвардии? – спросил Нахимов пленника по-английски.

– Да, сэр! – с готовностью ответил пленник.

– Какой части?

– Дивизии герцога Кембриджского, бригады генерала Бентинка, стрелок шотландской гвардии Малколм Дуглас, если вам угодно знать, сэр!

– Очень хорошо, мистер Дуглас. Я адмирал Нахимов.

Шотландец вытянулся и сказал:

– Ваше имя, господин адмирал, с почетом упоминается в английских газетах.

– Ну, это слишком лестно для меня… Вы лоулендер, насколько я вижу? – продолжал спрашивать Нахимов.

– Корабельный плотник из Гринока, господин адмирал.

– Почему вы воюете с нами? Вам ясны цели этой войны, мистер Дуглас?

– Воюет Англия. Англичанам русский флот – бельмо на глазу.

– Но ведь вы тоже англичанин…

– Горный поток не признает родства с ведром воды, зачерпнутым из него!

– Хорошо-с! Очень хорошо-с! – по-русски одобрил Нахимов и продолжал спрашивать по-английски: – Зачем же вы поступили в солдаты? Вас напоили в кабачке вербовщики?

– Нет, господин адмирал, я хотел уехать из дома как можно дальше. Это мое личное дело.

– Ну что же, надеются у вас овладеть Севастополем и русским флотом?

– Сегодня нам читали самый свежий номер «Таймс», полученный из Лондона. В нем напечатано, что мы уже взяли Севастополь две недели тому назад и что русский император бежал в степи где-то между Москвой и Казанью.

Шотландец сказал это без тени улыбки.

– Что вы думаете об этом, мистер Дуглас? – спросил Нахимов тоже серьезно.

– Черт меня побери, клянусь святым Георгом – я-то в Севастополе! Меня привели сюда, как собаку, с веревкой на шее эти черти. Но, сказать по правде, я хотел бы быть подальше от вашего осиного гнезда.

Обратясь к народу, Нахимов перевел на русский язык слова пленника, что в Лондоне считают Севастополь уже взятым.

В толпе засмеялись.

Один из матросов крикнул:

– Павел Степанович, скажите ему подходящее по-нашему!

– Сказал бы, да он не поймет, – улыбаясь, ответил Нахимов и, обратясь по-английски к пленнику, что-то ему сказал.

Тот усмехнулся.

– Я сказал ему: «Мои матросы говорят, что они умрут все до одного, но не сдадут Севастополь!» – объяснил Нахимов.

Маринка хлопнула в ладоши и воскликнула:

– Девушки! Привели человека, как теля на веревке, а он еще смеется… Посмотрела бы я, как бы ты полез с ружьем к нам на штурм! Я б тебе показала!

Взгляд пленника встретился с горящим взглядом Маринки.

Нахимов поднялся со скамьи.

– Спасибо, молодцы, за службу! – обратился адмирал к Стрёме и Михаилу Могученко.

Веня высунулся вперед.

– И тебе, юнга, спасибо. Молодчина!.. Посмотрите, Малколм Дуглас, на этого мальчика. Вы перед ним – как Голиаф перед Давидом. А он вас не боится! Я должен бы вас отправить в палатки для пленных, но сегодня мы торжествуем. Ступайте, Дуглас, к своим и скажите им, что мы погибнем все до одного, но не отдадим Севастополь! Ступайте же, вы свободны… Пропустите его! – приказал Нахимов. – Я его отпускаю: пусть он уверит своих, что в Севастополе все от мала до велика – не только матросы и солдаты, но даже женщины и дети – готовы биться до последней капли крови…

Народ молча расступился, давая пленнику дорогу. Шотландец несколько мгновений простоял в нерешительности, потом повернулся и пошел к валу. Он с разбегу вскочил на насыпь, оглянулся, махнул рукой, спрыгнул в ров и пошел в сторону пятиглавой английской батареи.

Погасили факелы. Народ расходился.

Наташа кинулась на шею Стрёме, целовала его, плача и смеясь, бранила, что он не бережет себя. Маринка тормошила Веню. Хоня с улыбкой смотрела на братьев и сестер. К ней подошли Панфилов и Нефедов.

– Слава богу, все живы!.. – сказала Хоня, глубоко вздохнув.

Поделиться