Всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов. Кросcворд по предмету Философия - на тему Общая Метафизика как модель развития абсолютизирует …

«Но здесь мы подходим к центральному пункту в анализе Ясперсом диалектики разума - к проблеме противоречия и его разрешения, преодоления.

Анализируя закон противоречия формальной логики, философ видит в нём форму вневременного, неприменимую к развивающемуся знанию.

Соответствующее ему рассудочное понятие, будучи необходимым средством мышления, не может быть его целью: оно останавливает процесс познания, лишает его открытости, поступательности, перспективы. Наоборот, противоречие представляет собой стимул и движущую силу познания, так что «прекращение противоречия было бы, правда, покоем, но также и смертью». Более того, противоречие есть специфический способ познания, раскрывающий свой «объект» не как неподвижный и завершенный факт, а как «процесс осуществления». Мышление в противоречиях и с помощью противоречия состоит в том, что «в мире духовных содержаний противоречие преодолевается таким образом, что в этом разрешении творчески выступает новая целостность... В таких движениях мысли противоречие снимается не благодаря тому, что одна сторона альтернативно отрицается в пользу другой, но в истине, которая делает противоречие, как первый план и первую ступень, прозрачным». Преодоление противоречия - всегда скачок, «пролом» (Durchbruch). (Кarl Jaspers, Existcnzphilosophie, Berlin, 1964, s. 301).

В этом абстрактном изложении противоречивости человеческого познания, его диалектики, вновь и вновь выражается неуничтожимость диалектического понимания философского мышления, необходимость диалектики для понимания человеческого мышления и деятельности. Однако диалектика по-прежнему противопоставляется рациональному мышлению. Вслед за Гегелем Ясперс говорит о диалектике как синониме «мистики». Это «путь мистики в мышлении», - говорит он.

Однако если Гегель поднимает мистику до уровня спекулятивного мышления, осознавая её диалектическое содержание, то Ясперс вновь низводит диалектику на уровень мистического. Она превращается в «прорыв» к трансценденции (т. е. к Богу), осуществляемый экзистенциальным мышлением.

«Прорыву» или даже «пролому» к трансцендентальному отвечает в рациональной, научной, диалектике понятие качественного скачка в познании. Это выработка нового понятия (новой системы знания), в котором разрешено и «снято» противоречие исходной теории; применительно к объективному процессу или процессу практической деятельности - это образование новой объективной целостности, результирующей из разрешения объективного противоречия природной или социальной реальности. Это тот случай, когда возникает новое целое как результат развития, резюмирующего предшествующие ступени познания или реального процесса.

Для Ясперса же он остаётся непостижимым и таинственным скачком из области «повседневного» в сферу «трансценденции». Таким образом сфера диалектики предельно сужается, она не только ограничивается сферой философского мышления, но и здесь ограничивается лишь областью религиозного мышления.

Ясперс прав, когда он в абстрактной форме говорит о том, что разум есть высшая ступень человеческого познания, постигающего на этом уровне противоречия действительности, или, как он выражается, наличного (обыденного) бытия человека, его сознания и духа; он прав, говоря, что «разум привносит сюда бесконечную диалектику, которая не успокаивается ни на альтернативах, ни на «как, так и», ни на «или - или», не состоит ни в примирении, ни в прекращении, но привлекает всё это и, беспокойная в своем покое, движет дальше». Он прав и тогда, когда, отвечая на вопрос о том, что же прорывается, говорит: «Прорывается всеобщее, всеобщее как распространённое, посредственное, как конвенционально значимое и обусловливающее жизнь в рамках государства; как общезначимое сознания вообще; как общий закон нравственности. Прорывается единство, которое построило себя во в себе замкнутой форме, единство государства, общественного учреждения, профессии и брака, всякое историческое единство порядка».

Абстрактно Ясперс прав. Однако диалектика конкретна, конкретна истина. Когда прорывается «общезначимое сознания вообще», т. е. система знания? Когда прорывается «конвенционально значимое», жесткие формы нравственности и государства, профессий и брака? Тогда, когда они исчерпали возможности своего развёртывания, когда назрели разрушающие их противоречия, назрела революция. Но ведь Ясперса интересует не это. Прорыв куда и к чему - вот вопрос вопросов.

Для диалектика-материалиста ответ ясен: на новый уровень развития познания, нравственности, общественного бытия вообще. Для Ясперса - из мира к Богу и от сознания к экзистенции».

Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / Под ред. Ю.Н. Давыдова, Изд-во МГУ, 1988 г., с. 279-281.

материализмом и идеализмом

космоцентризмом и теоцентризмом

стоицизмом и эпикуреизмом

Решение:Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между универсализмом и индивидуализмом. Тождество человека и гражданина, характерное для античного полиса, в период эллинизма (начиная с имперских завоеваний Александра Македонского в IV в. до н.э.) было нарушено. Появился субъект нового типа, осознающий себя как нечто отличное от общества, государства. При этом социально-историческая действительность, с одной стороны, требовала универсального развития этого субъекта, с другой – человек находился в постоянном антагонизме с военно-монархической организацией и нуждался в создании своего индивидуального, внутреннего мира. В этот период метафизика уступает место этике, где главным вопросом становится не то, что есть вещи сами по себе, а то, как они к нам относятся. Все основные направления: и стоицизм, и эпикуреизм, и скептицизм – рассматривают философию как учение, разрабатывающее правила и нормы человеческой жизни.

ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке

Тема: Философия Средних веков и Возрождения

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …

Т. Кампанеллой Н. Макиавелли Дж. Боккачо Т. Мором

ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

Тема: Философия Нового времени

Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию …

детерминизма волюнтаризма индетерминизма либерализма

Решение:Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи и причинной обусловленности явлений и процессов реальности. Механистический детерминизм Спинозы отождествляет причинность с необходимостью и исключает случайность. Случайность, с точки зрения философа, только иллюзия. Универсальная детерминация всего сущего распространяется и на человека. Свобода воли – иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие. Истинная свобода – «свободная необходимость» – возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Функции философии

Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется …

интерпретаторской

формационной

редуцирующей

аксиологической

Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется интерпретаторской. При интерпретации устанавливается мировоззренческое значение имеющейся информации.

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Тема: Структура философии

Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …

монизмом дуализмом позитивизмом плюрализмом

Решение:Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется монизмом. Согласно монизму в мире можно найти единую основу всего сущего. Так, материалистическая философия усматривает эту основу в материи. Монизм противостоит плюрализму и дуализму.

ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …

противоречие количество и качество взаимодействие атомов и элементарных частиц первотолчок

Движущей силой, источником всякого развития, как природного, так и социального, является противоречие. Рассмотрение объектов во всеобщей взаимосвязи и движении обнаруживает объективную противоречивость, то есть взаимодействие взаимоисключающих, но при этом находящихся во внутреннем единстве сторон действительности (например, положительного и отрицательно заряженных частиц, биологической наследственности и изменчивости, производительных сил и производственных отношений, культурных традиций и новаций и т.д.). Противоречие «есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно» (Гегель Г. В. Ф. Наука логики. – Т.2. – М., 1971. – С.65). Взаимодействие противоположностей образует в объектах внутреннее «напряжение», «противоборство», которое предопределяет тенденцию к развитию объекта.

ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке

Тема: Движение, пространство, время

С позиций креационизма источником движения является …

развитие

С позиций креационизма источником движения является Бог. Он сотворил весь мир, и в том числе движение.

ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке

Тема: Системность бытия

Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется …

детерминизмом

индетерминизмом

кумулятивизмом

интернализмом

Решение:Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется детерминизмом. Причинная обусловленность всех явлений с позиций данного учения универсальна, выражает закономерные взаимосвязи и взаимозависимости.

ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке

Тема: Научное и ненаучное познание

Основными подходами к проблеме развития научного знания являются …

кумулятивистский

антикумулятивистский

метафизический

теоретический

Решение:Основными подходами к проблеме развития научного знания являются кумулятивистский и антикумулятивистский. Согласно кумулятивистскому взгляду, развитие науки представляется поступательным, последовательным возрастанием твердо установленных, то есть доказанных, эмпирически обоснованных истин.

Напротив, антикумулятивизм утверждает принцип несоизмеримости научных теорий и идеализирует моменты cкачкообразности в перехода от старых концепций к новым.

ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке

Тема: Наука и техника

Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется …

инженерной промышленной аксиологической производной

Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется инженерной. В конце XVIII–начале XX вв. формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Тема: Методы и формы научного познания

П. Фейерабенд Т. Кун К. Поппер О. Конт

Решение:Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд – американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма. По мнению П. Фейерабенда, наука иррациональна и ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии. Отсюда Фейерабенд выдвигает идею «методологического анархизма» – «anything goes» («все допустимо», «все сгодится»), изложенную в произведении «Против метода. Очерк анархисткой теории в познании» (1975 г).

ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке

Тема: Структура общества

Установите соответствие между событиями и типами социальной мобильности.

1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными.

2. Учитель был назначен директором школы.

3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество.

1 нисходящая вертикальная

2 восходящая вертикальная

3 горизонтальная

межпоколенная

Решение:Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же социальном уровне. Вертикальная мобильность – переход из одного социального пласта в другой. П. А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности – восходящую (социальный подъем) и нисходящую (социальный спуск). Кроме этого, существует классификация, согласно которой социальная мобильность может подразделяться на внутрипоколенную (один человек в течение своей жизни меняет статусы) и межпоколенную (дети занимают более высокую или более низкую ступень по отношению к свои родителям).

ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

Тема: Общество и история

Центральным понятием философии В. И. Вернадского является …

§ 3. Законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель.

В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамическую систему (процесс), которая в своем развитии проходит три этапа: 1) возникновение, 2) собственно развитие, 3) разрешение.

Первый этап - возникновение противоречия. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий: тождество, различие, противоположность. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

Тождество - это понятие, в содержании которого запечатлены, если речь идет о разных предметах - их совпадение, равенство; если речь идет об одном предмете - его тождественность самому себе. Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность, под которой подразумевается все, выходящее за рамки схожести предметов.

Разность предметов, рассматриваемая в динамике их отношений как изменяющаяся величина, отражается в категории “различие”. Категорией “различие” характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития.

При подобном понимании различий можно выделить две их группы: 1) различия еще несущественные для возникновения противоречия, (эти различия отражают начальную стадию появления тенденции к нарастанию разности предметов, ее пока ещё несущественность); 2) различия, уже существенные для появления противоречия. Данные различия отражают такую степень развития тенденции к увеличению разности предметов, что они приобретают статус противоположностей.

Противоположности - это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (сторону явления, элемент системы, часть целого), который “принуждает” своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях.

Противоречие - это взаимодействие противоположностей. (Развернутое определение противоречия приведено при рассмотрении принципов диалектики).

Для иллюстрации сказанного относительно этапа возникновения противоречия рассмотрим следующий пример. Самолет как технически овеществленная человеческая мысль предназначен определенным образом преодолевать силу притяжения Земли. Но когда он находится на стоянке, потенциальность его назначения несущественна для его положения, а существенно то, что он так же, как и другие материальные объекты, находящиеся на земле, испытывает на себе господствующее действие силы притяжения Земли и в этом отношении тождествен с ними. Но в данном тождестве есть разность, которая при эксплуатации самолета может сначала перерасти в несущественное различие (прогрев двигателя), а затем и в существенное различие (когда при разбеге самолета сила тяги двигателя приводит к увеличению скорости относительно набегающего потока воздуха и к возникновению подъемной силы, противоположной по направленности силе притяжения Земли). Таким образом, возникает противоречие, которое со стороны физических сил, действующих в системе “самолёт - земля”, может быть охарактеризовано как противоречие между подъемной силой и силой притяжения Земли.

На примере, связанным летательным аппаратом в полете, рассмотрим второй этап действия противоречия - его развитие.

Для характеристики развития противоречия обычно используется два ряда понятий: 1) “единство противоположностей” и “борьба противоположностей” (данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия); 2) ”гармония”, “дисгармония”, “конфликт” (эти понятия обозначают как то, в какой форме может происходить развитие противоречия, так и состояния этого развития).

Единство и борьба - это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко. Во-первых так, что две противоположности (самолет и Земля) находятся в единой системе. Особенностью существования данной системы является то, что, будучи искусственно созданной людьми, она предполагает преобладание одной противоположности (силы тяги, поддерживающей самолет в полете) над другой (силой притяжения Земли). Это целенаправленная система, в которой экипаж посредством управления силовым противодействием осуществляет задачу безопасного полета. Во-вторых так, что единство противоположностей - это их взаимодополняемость и взаимопроникновение в функционировании системы. При полете на самолет не перестает действовать сила земного притяжения, он не выходит из-под ее влияния; каждый его элемент, экипаж, пассажиры подвержены этому воздействию внутри самолета, то есть эта сила “проникла” в самолет и действует внутри него. В-третьих, единство противоположностей может быть понято и как результат “снятия” их борьбы, происходящей в процессе развития противоречия. (С одной стороны, люди преодолели притяжение Земли, поскольку они находятся в летящем самолете, с другой, - сила земного притяжения не перестает на них действовать и при полете самолета). Борьба противоположностей - это их постоянное противодействие (в данном примере - противодействие вышеназванных сил).

Важной характеристикой развития противоречия являются состояния, в которых оно протекает. Как правило, выделяют три таких состояния - гармонию, дисгармонию, конфликт. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их чередованием чаще всего либо в сторону конфликта (гармония a дисгармония a конфликт), либо в сторону гармонии (конфликт a дисгармония a гармония).

Гармония - это такое состояние развития противоречия, при котором существует (обеспечивается) порядок взаимодействия противоположностей, основанный на существенной связи между ними и позволяющий системам развиваться: а) естественным образом (естественная гармония природы); б) в соответствии с установленными закономерностями и целями (благополучный полет самолета). Гармония есть характеристика того, что система нормально функционирует и развивается в соответствии с естественным ходом вещей и/или их культурным назначением.

Дисгармония отражает наличие определенных деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы, но не затрагивают основ ее развития в соответствии с назначением. Дисгармония как состояние в развитии противоречия имеет две противоположные тенденции изменений: к уменьшению деформаций существующего порядка взаимодействия противоположностей - тогда она стремится к переходу в состояние гармонии; к увеличению данных деформаций - тогда она выступает в качестве основы коллизии в развитии системы и подготавливает конфликт.

Конфликт - это такое состояние развития противоречия, когда столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и соответственно - сокрушение системы путем отрицания, как правило, одной из противоположностей. (Конфликтное развитие противоречия в системе “самолет - Земля” может привести к катастрофе самолета, если не удается перевести конфликт в дисгармонию).

Третий этап - процесс разрешения противоречия. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде (например, переход из состояния дисгармонии в состояние гармонии при сохранении противоположностей); б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей, их уничтожение, сопровождающееся коренным преобразованием системы (примером может служить всеобщее социальное разрушение как предполагаемый итог глобальной ядерной войны).

Такова сущность диалектического противоречия и закона единства и борьбы противоположностей.

Основываясь на содержании данного закона, можно определить ряд методологических умений, которые целесообразно сформировать у субъекта управления любым конкретным процессом развития.

• Умение осознавать противоречия в развитии соответствующей предметной области. Это умение тождественно умению видения проблем, поскольку любая проблема - это осознанное и требующее решения противоречие. Сколь многообразна область, нуждающаяся в управлении, столь она и противоречива. В связи с этим субъекту управления следует уметь выделять: а) основное противоречие, которое определяет все другие противоречия данной области; б) главные противоречия, отличающиеся от постоянно существующего в своем статусе основного противоречия тем, что выходят на первый план лишь на определенных этапах развития и требуют первоочередного решения; внутренние противоречия (между компонентами, составляющими данную область) и внешние,- вытекающие из ее отношений с внешней средой.

• Умение адекватно определять этапы развития противоречия, то есть то, в какой стадии своего существования оно находится. Здесь важно точное определение противоположностей, составляющих структуру противоречия, а также то, на каком уровне сформировалась их противоположность (на уровне противоположных потребностей, на уровне противоположности интересов, и т.д.). Это позволяет прогнозировать возможные состояния, которые будут преобладающими при развитии противоречия (гармония, дисгармония, конфликт).

• Умение определить, какая из противоположных сторон полнее выражает в тенденции своего развития существо дела, ради которого создана данная система.

• Умение разрешать противоречие, сообразуясь с этапом его развития, с состоянием, в котором оно пребывает, а главное - с целью, ради которой данная система создана.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью категорий “качество”, “количество”, “свойство”, “количественное изменение”, “качественное изменение”, “мера”, “скачок” и посредством выяснения отношений между ними.

Прежде чем ответить на вопрос, что такое качество, отметим, что, выделяя из окружающего мира какой-либо предмет, мы основываемся на знании его определенности. Каждый предмет имеет свою определенность, которая в свою очередь имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю.

Качество - это внутренняя определенность предмета, в которой выражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов. Изменяя качество предмета, мы получаем другой предмет, у которого уже будет иная внутренняя определенность, иное качество. Как правило, качество представляется через свойства. Качество - это совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие (или общность) с другими предметами. В данном отношении качество предмета сближается с его сущностью, но в отличие от последней характеризует предмет с точки зрения того, что он представляет собой в отличие от других предметов, указывает на то, чем он является. В выполнении этой функции качеству “помогает” свойство.

Предмет однокачественен и многосвойственен. Предмет можно считать однокачественным, поскольку «основное его качество, связанное с сущностью, выражается совокупностью свойств, присущих предмету от возникновения до гибели» (См.: Сабуров Э.А. Взаимосвязь категорий диалектики. - М., 1987. – С. 64). Свойства, характеризующие предметы не со стороны их сущностного отличия (сходства), а со стороны общности (различия) стадий, состояний в их развитии, называются несущественными, поскольку они в процессе существования предмета могут как появляться, так и исчезать. Известно, что есть и другая точка зрения, согласно которой предмет многокачественен и многосвойственен. Как бы ни относиться к оценкам этих различных позиций, принципиально важным для анализа рассматриваемого закона является то, что в обоих случаях признается связь качества со свойством, проявление качества через свойства.

Количество , определяя степень развития свойств предмета, становится внешней, более доступной восприятию, характеристикой его качества, определенностью пространственно-временных границ предмета и возможностей его изменений.

Характеристика предмета в его качественной и количественной определенности выражается мерой. Мера определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета. Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета. Они происходят в форме скачка. Скачок - это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству. В окружающем нас мире существуют различные скачки: скоротечные и длительные, прогрессивные и регрессивные и т.д. Скачок, о котором идет речь в данном законе, может быть и “взрывным”, и постепенным, и прогрессивным, и регрессивным. Однако при всех своих видоизменениях он обязательно должен коренным образом преобразовать существенные свойства предмета.

Итак, в процессе развития качественные изменения обусловлены количественными и наоборот. Единство количественно-качественной определенности предмета, рассматриваемого в развитии, выражает категория меры. Необходимость знания мерной определенности предмета является важнейшим методологическим требованием к управлению развитием, вытекающим из содержания данного закона. Хотя это требование было осмыслено еще в античности (в виде призывов древних мудрецов “знай меру”, “блюди меру”, “ничего сверх меры” и даже “мерного подхода” к определению человека: ”человек - мера всех вещей”), однако лишь только с открытием рассматриваемого закона мера получила осмысление в виде системного свойства развития, проявляющегося посредством взаимосвязи качества и количества.

• умение оценивать качественное состояние управляемой системы;

• умение поддерживать систему в необходимом качественном состоянии;

• умение преобразовывать систему, переводя ее в новое качество, то есть создавать новую систему.

Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона - отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

По глубине преобразования объекта выделяются два вида отрицаний: отрицание-снятие и отрицание-трансформация. Они отличаются главным образом тем, что при отрицании-снятии коренному преобразованию подвергается интегрирующая основа, благодаря которой объект существует в данном качественном состоянии. Старая основа устраняется в качестве определяющей бытие объекта, а в процессе созидания появляется новая основа. В то время как при отрицании-трансформации прежняя основа сохраняется. Примером социального отрицания-снятия является социальная революция, в ходе которой происходит существенное преобразование социально-экономического основания бытия общества и создание принципиально новой формы данного основания.

Итак, исходным условием действия данного закона является представление развития как отрицания. Давая характеристику этой стороне развития, К. Маркс писал: “Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих форм существования” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.4. - С.297.).

Однако следует иметь в виду, что действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) результат.

Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: 1) исходное состояние объекта; 2) его превращение в свою противоположность путем отрицания-снятия; 3) превращение этой противоположности в свою противоположность.

Исторически отрицанию-снятию может предшествовать ряд отрицаний-трансформаций, которые как бы подготавливают отрицание-снятие, но цикл развития завершается только со вторым отрицанием-снятием, то есть когда происходит отрицание отрицания.

В состоянии объекта после двух отрицаний-снятия появляются черты, которые в известной мере можно оценить как повторяющиеся, т.е. имевшиеся в исходном состоянии объекта, с которого начинался данный цикл. Так возникает определенная преемственность в развитии. (В обществе, возникшем после двух отрицаний-снятий, то есть находящемся уже на другом уровне развития, в известном смысле повторяются черты исходного состояния, и тем самым наблюдается преемственность социального развития).

Таким образом, при втором отрицании-снятии завершается цикл развития, который по форме напоминает виток спирали. Продолжение цикличного развития адекватно передается образом спирали, символизирующим в диалектике не только направление развития, но и его поступательный характер. Закон действует при поступательном развитии.

Завершая характеристику закона, еще раз отметим, что условием его действия является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания-снятия.

Современная отечественная общественная практика с особой остротой выявила проблему подготовки субъекта управления к проведению диалектического социального отрицания. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что степень диалектичности отрицания определяется: 1) наличием в отрицающем действии всех четырех процессов, имеющихся в структуре диалектического отрицания (устранение, преобразование, сохранение, создание нового); 2) правильным выбором того, что в отрицаемом объекте необходимо устранить, что преобразовать, что сохранить, что создать нового и в зависимости от этого; 3) правильным определением необходимого вида отрицания (отрицания-снятия или отрицания-трансформации); 4) своевременностью отрицающего действия; 5) соответствием характера отрицающего действия, средств, используемых в акте отрицания, природе отрицаемого объекта.

Могут быть индуктивными и дедуктивными. Умозаключения

Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода …патристики, схоластики

Агностицизм характерен для философии: конвенционализма; позитивизма; субъективного идеализма

Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как избирательность.

Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма

Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя Фому Аквинского.

Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов

Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа

Базовым понятием материалистического подхода к истории является … общественно-экономическая формация

Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется …бесконечностью

Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется …жизнью

В высказывании Б. Рассела «...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена социальная функция философии.

В дуализме Р. Декарта субстанциями являются … протяженная и мыслящая

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан … Т. Кампанеллой

В качестве официальной идеологии Китайской Империи были приняты философские идеи школы …конфуцианства

В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …Диалектика

В мышлении выделяются следующие уровни: разум, рассудок

В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия …субстанция

В основе классической концепции истины лежит принцип …соответствия

В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции

В основе современной научной картины мира лежит … теория относительности

В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия

В отличие от вненаучного знания научное характеризуется …системностью, доказательностью

В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как … субъективный образ объективной реальности

В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название … плюрализма

В современной гносеологии существуют различные концепции истины:классическая (корреспондентская); конвенционалистская.

В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимается любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей.

В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) … Бог

В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан … по образу и подобию Бога

В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют …Волю и эмоции

В творчестве Канта выделяются два периода: докритический; критический.

В традиции немецкой классической философии система субъективного идеализма была создана …И. Фихте

В утопических сочинениях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы представлены следующие черты идеального государства: обязательный труд\просвещение\общая собственность

В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала

В философии Просвещения высшей исторической ценностью человечества считается …прогресс

В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …разум

В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином …историцизм

В философии ХХ века идею конца истории развивает американский философ … Ф. Фукуяма

В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … абсолютная идея

В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином …«биполярный мир»

В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для которой характерны следующие черты: пантеизм; идея тождества микро- и макромира, а также … гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия\идея самодеятельности материи

В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название … категорического императива

Важнейшей социальной ценностью является … человек

Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает … абсурд

Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является … труд

Важной характеристикой развития является … необратимость изменений

Ведущей гносеологической проблемой Нового времени является проблема взаимоотношения субъекта и объективной реальности.

Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для _ познания. Религиозного

Весь мир есть текст», – утверждает философская школа … герменевтики

Взаимообусловленное, взаимостимулирующе науки и техники называется техническим прогрессом

Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … неопозитивизма

Вид материи, существующий исключительно на Земле, называется …социально-организованной материей

Витальные ценности связаны с идеалами … здоровой жизни

Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, называется … смыслом

Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется …сущностью

Внутренняя расчлененность материального бытия называется … структурностью

Воздерживаться от суждений призывала античная школа … скептицизма

Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как интуиция.

Возникновение инженерной деятельности связанно с появлением мануфактурного и машинного производства.

Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф.Энгельсом.

Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. Гносеологическим

Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии. Онтологическим

Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии. Этическим

Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии. Антропологическим

Воспитание и образование относятся к __________ культуре. духовной

Восприятие представляет собой форму отражения действительности на _ ступени познания. Чувственной

Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется …вечностью

Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между … универсализмом и идивидуализмом

Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон …энтропии

Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического … плюрализма

Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует … систему определенных ценностей

Выражение «Человек человеку волк» принадлежит … Т. Гоббсу

Высказывание «Она(техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был раннее» принадлежит Н.А.Бердяеву

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Протагору

Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется …идеалом

Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … сознанием

Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является …Мышление

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является … удовольствие, счастье

Г.В.Плеханов является представителем марксизма.

Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …абсолютной идеи

Главная опасность технического прогресса состоит в том, что развитие техники: способствует быстрому загрязнению окруж.среды; грозит стать самоцелью.

Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в … отчуждении человеческой сущности

Главным отличием веры от знания является … субъективная значимость

Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название …экологических

Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название …демографических

Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью называется агностицизмом.

Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется … скептицизмом

Гносеология изучает: познавательные способности человека; структуру процесса познания; проблему познаваемости мира.

Гуманистическая функция философии включает в себя … формирование ценностей и идеалов\ помощь человеку в периоды нестабильного развития общества

Движение - это любое изменение.

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является … противоречие

Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители ___подхода…теологического

Двумя логически возможными альтернативными трактовками научного познания являются: неклассическая фиолософия науки, классическая философия науки.

Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем … Сократа

Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется конструированием

Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется …Познанием

Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как … антиклерикализм

Диалектика появилась как оппозиция … метафизике

Диалектикой называется методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи.

Диалектико-материалистическая онтология отказывается от понятия « ______ бытие »… чистое

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет …практическую деятельность

Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется …временем

Процесс воспитания диалектичен. Слово "диалектика" в пере­воде с греч. означает "процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости". Характеризуя процесс воспитания, А. С. Макаренко подчеркивал, что со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это обстоятельство нельзя не учитывать в реальном воспитательном процессе. Оно сообщает ему гибкость, подвижность, динамичность, изменчивость. Никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребенок, вступая в новые системы общественных связей и отношений, возрастают и усложняются социальные функции воспитательного процесса, требования к подрастающему поколению. Диалектичность воспитательного процесса обусловлена тем, что воспитанник выступает в этом процессе не только объектом, но нередко и его субъектом. Вообще понятия "субъект" и "объект" в процессе воспитания относительны, взаимопроникаемы и взаимообусловлены.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречивости. В сущности, он направлен на разрешение противоречий между требованиями, которые предъявляются воспитанникам, и их подготовленностью, уровнем их развития. Согласно диалектике движущей силой всякого развития являются внутренние факторы. Однако они только тогда определяют содержание и направление развития, когда для их проявления созданы благоприятные внешние условия. Складываясь и изменяясь под воздействием внешних обстоятельств, внутренние силы ребенка сами обусловливают переход личности на более высокий этап ее развития.

Противоречия, составляющие движущую силу воспитательного процесса, могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние противоречия проявляются в несоответствии, расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей. Нередки случаи, когда школьник оказывается свидетелем таких поступков сверстников и взрослых, которые идут вразрез с общественными нормами. Одним из внешних противоречий воспитательного процесса является противоречие между внешними требованиями и поведением самого учащегося.

Характерная особенность ребенка как объекта воспитательного процесса состоит в наличии противоречия между его реальными данными и требованиями общества к его поведению и деятельности, между позицией воспитанника и его стремлением к самостоятельности.

К числу внутренних противоречий относится противоречие между притязаниями школьника и его возможностями. Одним из основных источников развития человека как личности является противоречие между потребностями и способами (условиями) их удовлетворения. Если потребность школьника удовлетворяется соответствующим предметом или действием и в необходимом размере, то противоречие снимается на ранних стадиях. Практически же бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу и не в полной мере. В этой ситуации возникает противоречие, которое, в свою очередь, порождает напряжение.

Всякое противоречие так или иначе должно быть разрешено, или же оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя. Преодолевая противоречие, (личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество, готовность решать более сложные задачи, овладевать более совершенными способами деятельности и поведения.

Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с воспитанием культуры поведения.

Культура поведения проявляется в соблюдении человеком общепринятых норм общественного порядка, личной гигиены, организации своего труда, норм отношений к окружающим людям, а также в уровне эстетической культуры, помогающей соблюдать чувство меры в своем поведении (речь, жесты, мимика, внешний вид и др.).

Культура поведения не может воспитываться обособленно при помощи каких-то специальных средств, ее воспитание является частью всей деятельности школы. Проводя работу по воспитанию дисциплинированности учащихся, учителю необходимо направлять свои усилия на развитие у детей стремления вести себя культурно, прививать им навыки и привычки культурного поведения.

Важнейшее значение в этом имеет организация всей жизни школы:

Четкость учебного распорядка,

Чистота и порядок помещений,

Культура поведения и внешнего вида детей и школьного персонала,

Культура взаимоотношений.

Все это дополняется систематической разъяснительной работой, привлечением семьи к воспитанию культуры поведения у детей.

В формировании навыков и привычек поведения крайне необходимы разнообразные упражнения. Установление твердого режима поведения детей, единство режимных требований семьи и школы также обеспечивают воспитание навыков и привычек культурного поведения. Перед школой и семьей возникает задача не только привить детям положительные навыки, но и преодолеть дурные привычки.

Поделиться