Высшие и средние специальные учебные заведения россии. Типы высших учебных заведений. Специализация высшего образования

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт.

(в ред. Федерального закона от 10.02.2009 N 18-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Федеральный университет - высшее учебное заведение, которое:

реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

является ведущим научным и методическим центром.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ)

2. Университет - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

2.1. В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория "национальный исследовательский университет". Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством Российской Федерации категории "национальный исследовательский университет".

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ)

3. Академия - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

4. Институт - высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

здесь: три вида высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям: 1. Педагогические высшие учебные заведения; 2. Университеты и институты, осуществляющие (в том числе) подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям; 3. Негосударственные вузы, имеющие лицензию и аккредитацию. См. также Негосударственные ВУЗы, Педагогические высшие учебные заведения, Университеты

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

вузы, осуществляют высшее образование и предоставляют обучающимся программы разного уровня для удовлетворения образоват. потребностей личности и проф. подготовки в разл. отраслях культуры, экономики, здравоохранения, науки; ведут исследоват. работу, переподготовку и повышение квалификации специалистов.

К В. у. з. относятся ун-ты (в т. ч. техн., мед., с.-х., пед.), ин-ты разл. профиля (инж., с.-х., худож. и т. п.), академии, консерватории. В нек-рых странах к вузам относят колледжи. Во мн. странах помимо светских существуют духовные В. у. з.

Понятия В. у. з. не были равнозначными в разл. эпохи и в разных странах. Значит. разница в уровнях высш. образования, в методах и сроках подготовки специалистов существует и в совр. В. у. з.

Прообразом В. у. з. были высшие для своего времени филос. школы периода античности, в к-рых преподавание ориентировалось на осмысление все известной совокупности теоретич. знаний, а формами занятий были лекции, беседы, диспуты. Такую организацию обучения унаследовали средневековые университеты, распространившиеся в зап.-евр. городах гл. обр. с 13 в. В нек-рых из ун-тов была известна и уч. практика высших мусульманских уч. заведений (см. в ст. Мусульманская культура). С развитием городов формировались проф. школы, отдельные из к-рых накапливали Значит. метод. опыт преподавания и становились широко известными: юридические в Бейруте (8 в.), Константинополе (8 в.) и Болонье (10 в.), медицинские в Салерно (10 в.), Монпелье (10 в.). Социальная значимость высшей школы обусловливала внимание к ней со стороны церк. и светских властей, наделявших ун-ты и нек-рые проф. школы особыми привилегиями.

Ун-ты наложили Значит. отпечаток на оформление высшего образования и облика В. у. з. утверждением принципов т. н. академич. свобод - свободы студента самостоятельно строить программу изучения предмета, свободы преподавателя самостоятельно вести исследования и излагать их результаты студентам, выборности руководящих органов, участия студентов в самоуправлении и т. п. Становление светской науки (16-17 вв.) и связанное с запросами обществ. произ-ва укрепление «реального» направления в преподавании обусловили расширение специализации в высшей школе. В ун-тах (даже в рамках традиционных мед. и юрид. ф-тов) и помимо них стали возникать относительно самостоят. науч. и практич. школы.

В 18 в. отраслевые В. у. з. во мн. европ. странах стали органичной частью гос. системы образования. Значит. влияние на содержание преподавания в В. у. з. и его методы оказали идеи В. Гумбольдта, реализованные в практике Берлинского ун-та. Факультетская организация В. у. з., связь с наукой и практикой определяли деятельность и мн. техн. заведений, как гос., так и частных. Для европ. стран 19 в. характерно развитие гл. обр. государственных мед., с.-х. и техн. вузов. Эта тенденция отразилась и в создании высшей школы в России и США.

В кон. 19 в. стали возникать Н.-и. подразделения не только в ун-тах, но и в мед., техн., с.-х. и др. ин-тах и т. п. Н.-и. деятельность В. у. з. часто приходила в противоречие с прагматич. требованиями производств. и др. компаний к специалистам. В ун-тах науч. работа часто сосредоточивалась в спец. лабораториях, отделах, НИИ, отдаляясь от уч. задач. Одной из важных проблем В. у. з. стало сохранение единства науч. работы и преподавания. Усилиями мн. ученых и преподавателей оформился специфич. науч. сектор высшей школы, звенья к-рого стали осн. Н.-и. центрами во мн. странах.

В условиях научно-техн. революции со 2-й пол. 20 в. разнообразились типы ун-тов и вузов университетского статуса, выявилась тенденция к увеличению числа многопрофильных вузов, объединяющих в единое организац. и адм. целое неск. относительно самостоятельных направлений подготовки, что дало возможность рационально распределить изучение разл. дисциплин студентами близких специализаций, избежать, дублирования уч. курсов. К многопрофильным близки по принципам работы и характеру преподавания разл. творческие В. у. з., лишь по предмету обучения выделяемые в особую группу. Большинство отраслевых В. у. з. сосредоточивает усилия на передаче прочных знаний и навыков проф. деятельности и не ставит спец. задачей проведение науч. исследований студентами, хотя сами программы и уч. курсы этих В. у. з. регулярно обновляются с учетом новейших науч. данных и запросов практики.

В. у. з. мн. стран обычно распределяются по категориям гос., муниципальных, частных (к этой группе относятся и духовные В. у. з.). Практикуется как платное, так и бесплатное обучение. В 60-70-х гг. 20 в. определилась тенденция к усилению роли гос-ва в определении содержания образования, его профилирования. С этой целью разработаны разл. системы гос. аккредитации В. у. з. и управления системой вузов в интересах единой научно-техн. и образоват. политики. Создаются спец. гос. органы по координации науки и высшего образования.

Уч. планы и организация уч. процесса в высшей школе каждой страны имеют свои особенности. Общей тенденцией стало усиление общекультурной и общенауч. подготовки и повышение удельного веса самостоят. работы студентов. Большое внимание уделяется организации практич. обучения. Развиты вечернее и заочное обучение. Важное значение придается т. н. последипломному образованию, повышению квалификации специалистов, идет постоянный поиск путей совершенствования уч., науч. и проф.-практической деятельности В. у. з. и обеспечения непрерывности образоват. процесса.

В условиях непрерывного образования работа В. у. з., возможности их влияния на науку, произ-во, культурную жизнь зависят от содержания и уровня общего среднего образования. Во мн. странах законодательно закреплена возможность поступления в В. у. з. после завершения полного ср. образования с общей продолжительностью шк. обучения 12- 13 лет. Распространение получила концепция, согласно к-рой к высшему образованию относится вся подготовка, получаемая после окончания полной ср. школы (в США, напр., соответствующие уч. заведения отнесены к категории после-средних). В этих условиях большинство В. у. з. ведет активную работу по комплектованию контингентов своих студентов, в т. ч. предъявляя высокие требования к знаниям абитуриентов. Нек-рые исследоват. вузы предусматривают высокую селективность по отношению к поступающим, отсеивая в ходе предварит. тестов, собеседований и экзаменов от 20 до 70% изъявивших желание получать высш. образование в данном вузе. Вместе с тем имеются ун-ты и ин-ты, к-рые принимают всех желающих. Однако дипломы таких В. у. з., как правило, не пользуются высокой репутацией. Перспективным представляется повышение эффективности В. у. з. при углублении общеобразоват. и общенауч. подготовки абитуриентов на заключит. этапе общего среднего образования. В ряде стран нек-рые

В. у з. перешли также к разл. вариантам поэтапного приобретения студентами высшего образования на базе среднего профессионального или среднего специального (напр., начиная с младшего колледжа с двухлетним сроком обучения).

Сложившаяся в 18-19 вв. факультетская система построения В. у. з. приобрела в 20 в. более свободный характер. В связи с расширением профиля подготовки специалиста, ун-ты и др. вузы перешли к организации многопрофильных отделений и кафедр, в т. ч. межотраслевых. Большинство ведущих совр. В. у. з. - это крупные учебно-научно-производств. комплексы, обеспечивающие не только образоват. интересы студента, но и широкие возможности индивид, и коллективной науч. работы, рациональное использование уч. времени не только для теоретич., но и для практич. занятий по избранной специальности. Во мн. странах ун-ты и нек-рые др. В. у. з. - осн. исследоват. центры общенац. значения. Ядром таких центров может выступать кафедра, проблемный или специализи-ров. совет, объединяющий ученых, руководителей предприятий и др. В большинстве стран мира решающее влияние на систему высшей школы оказывают ун-ты и В. у. з. университетского статуса. Это касается как численности, так и качества подготовки специалистов.

Значит. влияние на структуру и направление деятельности совр. В. у. з. оказала американская модель ун-та, сложившаяся в кон. 19-1-й пол. 20 вв. и использовавшая мн. достижения В. у. з. разл. стран, в т. ч. России. Эту модель переняли ун-ты Японии и мн. др. стран. Осн. часть общеобразоват. и общенауч. подготовки студенты получают в академич. колледжах ун-тов (с преимущественно теоретич. обучением в течение 3-5 лет). После первого этапа они продолжают образование в проф. или исследоват. (аспирантских) школах того же или др. ун-та. По окончании академич. колледжа студенты получают первую ученую степень - бакалавра, к-рая дает право на занятия проф. деятельностью и на дальнейшее обучение в высш. школе (в ун-тах - до получения степеней магистра и доктора). Если же профиль обучения в вузе носит не собственно науч., а практич. характер, то по окончании второй ступени выпускнику выдается диплом о специализации. В Великобритании в самостоят. отраслевых колледжах срок обучения составляет 3-4 года. По окончании их выпускники должны отработать определенный срок (до 2 лет) по избранной специальности и пройти аттестацию в проф. обществе или ассоциации. Подготовка к соисканию ученых степеней осуществляется в системе т. н. последующего образования (магистр - 2 г.). Широко применяется чередование периодов (от 3 до 6 мес.) занятий и практич. работы. Выпускникам вузов выдаются гос. диплом об окончании двухгодичного очного курса и высший гос. диплом о завершении трехгодичного курса, а заочникам - соответствующие гос. аттестаты. Выпускники отраслевых колледжей получают высший гос. аттестат.

Распространена и франц. система высшей школы, сочетающая ун-ты и специа-лизиров. вузы, среди к-рых выделяется группа т. н. больших школ (см. в ст. Франция). В вузы принимаются выпускники общеобразоват. ср. школ, имеющие диплом бакалавра. Курс обучения в вузах 4-6 лет, делится на 3 цикла: подготовит, (до 2 лет), общий (с зачислением по конкурсу; обучение длится 3-4 г. и заканчивается присуждением ученой степени лиценциата с получением соответствующего сертификата и гос. диплома «общих научных знаний») и специальный (продолжается 1-2 г. и заканчивается итоговым экзаменом и получением диплома «высшего научного образования», к-рый дает право продолжать образование до получения в дальнейшем диплома «углубленных знаний» по определенной специальности, а также степени доктора по специальности и доктора «третьего цикла»). В специализиров. ин-тах полный курс подготовки 5-7 лет (диплом приравнивается к университетскому, т.е. на уровне первого этапа третьего цикла; врачам выдается диплом доктора третьего цикла).

В вузах большинства испано- и порту-галоязычных стран ступенчатая структура обучения выражена в меньшей степени (кроме Бразилии). Осн. цикл обучения связан с присвоением степени лиценциата (4-6 лет в зависимости от специальности). По ряду специальностей вместо присуждения степени выдаются проф. дипломы с присвоением соответствующего проф. звания. Лица со степенью или университетским дипломом могут продолжить образование до получения степени доктора (с дополнит, обучением в течение 2-3 лет). В Аргентине и Колумбии второй ученой степенью является магистр. В Бразилии степени бакалавра, лиценциата (в зависимости от специальности - магистра) и доктора могут быть получены студентами после окончания соответствующего цикла обучения

В ФРГ в системе высшей школы значительна доля ун-тов и В. у. з. с университетским статусом (горная и мед. академии, высшие техн. школы). В отличие от др. стран нет конфессиональных ун-тов. Конкурсное зачисление практикуется только на мед., вет. и нек-рые др. специальности, по к-рым введены ограничения по приему. Система образования двухступенчатая. Обучение продолжается 4-6 лет и завершается защитой дипломной работы и итоговым экзаменом. Приобретение ученых степеней отнесено гл. обр. к после-дипломному образованию.

Сложившаяся в СССР система была генетически связана с приоритетным развитием в России (с 18 в.) проф. школ - в отличие от европейских, по преимуществу университетских, нац. систем высш. образования - и сохранила эти свои особенности. В СССР ун-ты составляли ок. 10% от общего числа вузов. Система сов. В. у. з. формировалась гл. сбр. в кон. 20-х и в 30-х гг. 20 в., в период индустриализации, что сыграло свою роль в обеспечении пром-сти и транспорта и др. отраслей нар. х-ва квалифицированными специалистами. В условиях адм.-командной системы высшая школа столкнулась со мн. трудностями; развитие В. у. з. шло по экстенсивному пути, рост выпуска специалистов не сопровождался должным повышением качества их подготовки. Систематически отставала от требований науки и практики материальная база В. у. з. Глубокая реформа системы высшей шкс-лы, начавшаяся в кон. 80-х гг., продолжается с нач. 90-х гг. в суверенных гос-вах, ранее входивших в СССР (см. также статьи об этих гос-вах). Во многих из них начала осуществляться структурная перестройка В. у. з., к-рая превысший дусматривает многоуровневую систему образования: первый уровень высшего образования (4 г. обучения) обеспечивает базовое высшее образование и заканчивается присвоением степени бакалавра в одном из направлений подготовки; 2-й уровень (1,5-2 г. обучения в зависимости от специальности) обеспечивает проф. подготовку в этой специальности и заканчивается присвоением степени магистра; 3-й и 4-й уровни (продолжительностью 3 и 2 г. соответственно) обеспечивают научно-пед. подготовку и завершаются выполнением и защитой диссертационной работы с присуждением степени кандидата или доктора наук. В В. у. з. восстанавливаются принципы автономии (в т. ч. в выборе метод. системы, очередности прохождения уч. курсов и т. п., правил комплектования студенч. контингентов и др.) и внутр. самоуправления. Предусматривается гос. аккредитация В. у. з. См. также в ст. Россия.

Лит. см. при ст. Высшее образование. А. Я. Савельев.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Введение………………………………………… …………………….…2

    Система высшего профессионального образования в России…….2

    1. Виды высших учебных заведений в России………………………..3

      Система высшего профессионального образования в России….…5

    Научный потенциал высших учебных заведений России…………8

    1. Проблема научного потенциала ВУЗов России……………………8

      Научный потенциал разных видов ВУЗов в России……………….9

Заключение………….……………………………………………......…11

Список литературы………………………………………...….………..12

Введение

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы госу­дарства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессио­нальной деятельности. Система образования – сложнейший социально-экономический и научно-технический комплекс народного хозяйства.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, совершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Кроме того, в информационную эпоху отчетливо проявляется социальная роль образования как интегральной ценности духовной культуры. При этом к образованию относятся принципиально новые социально-экономические, духовно-нравственные, культурологическое требования.

Целью этой работы является рассмотрение видов высших учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации, и их научного потенциала.

Задачи работы: дать определение высшего учебного заведения в целом и видов высших учебных заведений в частности; обозначить сходства и различия видов ВУЗов России; сравнить две системы высшего профессионального образования; определить научный потенциал высшей школы России, проблемы реализации научного потенциала, а также разницу в реализации научного потенциала в разных видах ВУЗов.

Объектом исследования выступает высшее образование в целом как необходимое явление любого общества и некоторые аспекты ее реформирования в частности.

Предметом данной работы являются собственно виды высших учебных заведений России и нормативные акты, которые регулируют положение высшего образования на сегодняшнем этапе.

    Система высшего профессионального образования в России.

      Виды высших учебных заведений в России.

Для начала определим, что же такое высшее учебное заведение.

Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ определяет высшее учебное заведение как «образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования».

Основными задачами ВУЗа, согласно ст. 8 ФЗ-125, являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации и др.

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений:

1). Федеральный университет - ведущее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования, фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям. Федеральный университет решает следующие задачи:

    реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

    обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

    осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

    выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

На сегодняшний день число федеральных университетов равно 8-ми. Это: Дальневосточный, Казанский, Северный, Северо-Восточный, Сибирский, Уральский, Южный и Балтийский федеральные университеты.

2). Университет- многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания (не менее 7-ми специальностей). Университет осуществляет следующие задачи:

    реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

    осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

    выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

    является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Традиционно университет подразделяется на факультеты, факультеты – на кафедры. В состав университета также может входить институт или даже несколько институтов.

Отдельно нужно выделить Национальный исследовательский университет – высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Сегодня этот статус присужден 29 ВУЗам нашей страны.

3). Академия – высшее учебное заведение, целью которого является подготовка специалистов какого-либо одного направления человеческой деятельности (финансы, искусство, сельское хозяйство и т.д.). В цели и задачи академии входит:

    реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

    подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

    выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в выбранной области науки или культуры;

    ведущий научный и методический центр в области своей деятельности.

Академия, как и университет, может подразделяться на институты, факультеты и кафедры. В состав академии должна входить аспирантура и возможно докторантура. Как и университет академия может открывать свои филиалы и представительства в других городах.

4). Институт– высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности (одно направление профессиональной деятельности). В его задачи входит:

    реализация образовательных программ высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

    подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

    проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований.

Институт, таким образом, является базовой единицей в системе высшего образования. Институт может быть самостоятельным лицом, а может входить в состав университета или академии как их структурное подразделение. Требования к учебным программам в институте такие же, как и в университетах и в академиях. Но по другим параметрам они отличаются в сторону упрощения.

Как мы видим научно-исследовательские работы проводятся во всех видах высших учебных заведений, но в университетах они, как правило, носят более фундаментальных характер.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

      Система высшего профессионального образования в России.

В сентябре 2003 г. в Берлине Россия присоединилась к членам Болонского клуба. Тем самым Россия, как и другие государства – члены, обязалась до 2010г. выполнить следующие 6 задач:

1) согласовать структурное построение систем высшего образования переходом к двухцикловому обучению: дипломов бакалавра (4 года) и магистра (еще 2 года);

2) измерять объем учебной работы студента в кредитах (в европейской системе их трансфера – ЕСТ), обеспечить накопление кредитов и их применимость для обучения на протяжении всей жизни;

3) обеспечить контроль качества всех видов высшего образования на основе измерений достижений выпускников;

4) ликвидировать все барьеры для расширения мобильности студентов и преподавателей, изменить законодательство в сфере трудоустройства иностранцев;

5) применять приложение к диплому европейского образца и обеспечить трудоустройство выпускников;

6) повысить конкурентоспособность европейского образования и ее привлекательность для молодежи из других стран и континентов.

На данный момент на территории Российской Федерации действуют 2-е системы высшего профессионального образования:

1). Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" - специалиста. Срок обучения 5 лет.

2). Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" или квалификации (степени) "магистр" – бакалавриат или магистратура. Сроки обучения 4 или 2 года соответственно.

На данном этапе развития системы образования в России вторая система уже почти полностью заменила собой первую.

Советская однолинейная структура обучения в вузах предусматривала обучение в течение 5-ти лет (6 - для медицинских специальностей) без промежуточных стадий, государственные экзамены, написание и защита дипломной работы с получением документа с названием «диплом специалиста», который давал право поступления на докторские стадии и право выполнять определенную квалифицированную работу. Пятилетние программы подготовки специалистов на данном этапе остаются переходной формой организации обучения в вузе, но прием на эти отделения уже не проводится.

В настоящее время можно сказать, что Россия полностью перешла на новую западную систему образования, в которой такая форма обучения, как специалитет, уже не практикуется.

Новая структура предполагает двухступенчатое базовое высшее образование (30% времени на естественные дисциплины и математику, 25% - на гуманитарные) с получением промежуточного сертификата о неполном высшем образовании и возможностью частичного изменения направления обучения на втором цикле продолжительностью 2 года и получением квалификации «бакалавр», программы которой содержат среднее количество дисциплин специализации.

Лучшие студенты могут продолжить обучение и стать магистрами, при этом продолжительность высшего образования – не менее 6-ти лет, который откроет им путь к докторским степеням, или получить квалификацию «специалиста с расширенным образованием» (продолжительность обучения 5 и более лет).

Заключительный этап российского образования (аспирантура) длится 2-3 года под наблюдением научного руководителя и включает выполнение самостоятельных исследований, написание и защиту диссертационной работы определенного уровня и объема.

Продолжается дискуссия о целесообразности сохранения старого звание «кандидат наук» или перехода на международное – «доктор философии» (PhD). Длительная научная работа и обобщение ее последствий в большой по объему диссертации со сложной процедурой защиты приводит к получению высшего научного звания «доктор наук» с широкими правами на личную автономию в исследованиях и получению высших должностей в научной иерархии.

Таким образом, сегодня в Российской Федерации существует несколько образовательно-квалификационных уровней:

1). Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания по обобщенному объекту труда (деятельности), достаточные для выполнения задач и обязанностей определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

2). Специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотреные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

3). Магистр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получила полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Помимо участия в Болонском процессе Россия также подписала основные конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о взаимном принятии дипломов. Отношение к зарубежным аттестатам о высшем образовании достаточно толерантное, к тому же в большинстве других стран они действуют более длительное время, чем в России.

    Научный потенциал высших учебных заведений России.

2.1 Проблема научного потенциала ВУЗов России.

Вузовская наука, являющаяся ключевым элементом научного потенциала страны, в значительной мере определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшей школы. Поэтому неудивительно, что в последнее время все большее внимание уделяется проблеме развития научного потенциала вуза, подразумевающего потенциальные возможности научно-педагогических кадров, научно-технических ресурсов вузов, сложившихся научных школ в выполнении научных исследований наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов и научных кадров; а также наличие и сбалансированность ресурсов для научной деятельности и достаточность уровня их развития для осуществления эффективной научной деятельности.

В частности, проблемы, затронувшие все компоненты научного потенциала российских вузов:

1) «старение» кадров; загруженность преподавателей работами по обучению студентов; низкая востребованность научного потенциала преподавателей, по их собственным оценкам; падение престижности научного труда, в особенности для молодых и энергичных людей;

2) низкий материально-технический уровень обеспечения, недостаточное финансирование научного труда;

3) слабое информационное взаимодействие вузовского сектора с предприятиями;

4) недостатки и упущения в нормативно-правовой базе, отсутствие системы контроля;

5) недостаточность условий для эффективного использования результатов научных исследований, вовлечения их в хозяйственный оборот и др.

Мировая практика последнего десятилетия демонстрирует усиление вклада университетов в развитие инноваций и экономический рост. Государственное финансирование исследований вузов индустриально – технологически развитых стран все активнее ориентируется на конкретные социально-экономические цели, проекты и программы и ставится в зависимость от конечных результатов; возрастает роль контрактного финансирования.

В российских вузах в последние годы отмечается некоторый рост патентной активности (за период 2002 – 2007 гг. – в 1,4 раза); на их долю приходится почти 5-ая часть патентных заявок, подаваемых в России. В вузах создается 35% принципиально новых производственных технологий.

Почти 3-ья часть передовых промышленных технологий создается в вузовском секторе. Но вместе с тем вузовский сектор слабо ориентирован на коммерциализацию своей продукции, кроме того, сама промышленность не всегда готова принять новые технологии.

Инновационная ориентация деятельности университетов обеспечивается также за счет подготовки квалифицированных ученых и инженеров, растущего участия преподавателей и аспирантов в выполнении исследований и разработок, передаче их результатов в промышленность.

2.2 Научный потенциал разных видов ВУЗов в России.

Научный потенциал любого высшего учебного заведения реализуется самым различным образом:

а) создание разнообразных внедренческих структур в сфере трансферта результатов научных исследований;

б) выход научных продуктов вуза;

в) выпуск научно-педагогических кадров и формы признания вуза в профессиональном сообществе;

г) накопление оформленных в установленном порядке результатов интеллектуальной деятельности;

д) накопление стоимостных результатов научно-исследовательской деятельности.

Все виды ВУЗов также формируют так называемый кадровый потенциал, и это относится в первую очередь к специалистам, работающим в самом ВУЗе, а не только к выпускникам учреждения.

Как мы уже отметили в первой главе, научно-исследовательские работы проводятся во всех видах высших учебных заведений, но в университетах они, как правило, носят более фундаментальных характер.

Федеральные университеты проводят фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным научным направлениям. Кроме того, именно на них возложена задача по интеграции науки, образования и производства. И в первую очередь решается она путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

Таким образом, именно федеральные университеты создают передовую образовательную, научно-исследовательскую и инновационную инфраструктуру, которая в свою очередь должна способствовать внедрению новых знаний для решения социально-экономических задач региона.

Университеты также проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, представленных в данном учреждении. Научные исследования в университете должны проводиться не менее чем по 5-и отраслям науки. Объем финансирования этих исследований должен составлять не менее 10.000.000 рублей за последние 5 лет.

Отдельно нужно отметить возможность открытия при университете малых инновационныхпредприятий, научно-образовательных центров и других структур, ориентированных на внедрение результатов научных исследований, их трансфер в учебный процесс.

Академия является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Таким образом, на неё возложена задача проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в выбранной области науки или культуры.

Научно-исследовательские работы в академии по объему финансирования должны составляет от 5-и до 10-и миллионов рублей за промежуток в 5 лет. По этому параметру академия занимает промежуточное положение между университетом и институтом.

Так как институт занимается подготовкой специалистов для работы только в одной области профессиональной деятельности, научные исследования в данном виде ВУЗов должны проводиться по заявленному профилю. Объем финансирования этих исследований должен составлять от 1,5 до 5-и миллионов рублей за последние 5 лет.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что задачи модернизации системы высшего образования, повышения в нем эффективности интеграционных процессов в научно-образовательном комплексе России предполагают разрешение проблем вузовской науки, являющейся основной частью национального научного потенциала. Наука высшей школы России, как и в других ведущих странах, должна стать мощным инновационным ресурсом развития страны. Она призвана обеспечить:

    взаимосвязь ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого реагирования на потребности в кадрах важнейшим научным направлениям, наукоемким технологиям и производствам;

    воспроизводство научных школ;

    опережающий конкурентоспособный уровень производства;

    инновационные идеи и проекты.

И важную роль в решении этих задач играют абсолютно все виды высших учебных заведений в России, каждый на своем уровне: федеральные университеты – на уровне федеративных округов, институты – на уровне конкретных направлений профессиональной дуятельности.

В данной работе нами были рассмотрены виды высших учебных заведений России, системы высшего образования, реализуемые на территории Российской Федерации, а также научный потенциал различных ВУЗов и проблемы реализации этого потенциала. Таким образом, мы можем сказать, что цель и задачи, поставленные в начале работы, были нами полностью достигнуты.

Список литературы:

    Алифанова А.Ю., Чепыжова А.С. Научный потенциал высшей школы. http://www.mami.ru/science/autotr2009/methodical/articles/m04/m04_26.pdf

    Владыка М.В. Инновационный потенциал вузов как актор конкурентности экономического развития // Научные ведомости, 2009, №7 (62).

    Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода - М., 1994.

    Егорова Ю.А. Проблема развития научного потенциала высшей школы // Успехи современного естествознания, 2008, № 3.

    Емелин Н.М., Шведова Е.А. Научная деятельность и научный потенциал. М., 2006.

    Каплюк М. А. Проблемы определения понятия и видов высших учебных заведений // Юридическое образование и наука, 2006, № 3.

    Письмо Министерства образования и науки РФ О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования от 1 февраля 2007г. № ПК-1.

    Поберезская Г.Г. Россия: участие в Болонском процессе и повышения качества высшего образования // Проблемы образования: Науч.-метод. сб. /НМЦВО МОН Украины.- Киев, 2005.

    Сычев А.В. Формы реализации научного потенциала негосударственного вуза: содержательные и методические аспекты. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/11/ekonomika/sychev.pdf

    Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ // Российская газета, 1996, 14 февр.

Высшие учебные заведения

вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов; осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы и специалистов, занятых в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, культуры и др.

Некоторые вузы называются академиями (С.-х. академия им. К. А. Тимирязева, военные академии), высшими училищами (Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, высшие инженерные морские училища и др.), Консерватория ми, школами (Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького), в ряде стран - Колледж ами и др.

Университеты готовят преимущественно специалистов по гуманитарным и естественнонаучным специальностям, а некоторые - также инженерные и медицинские кадры; в политехнических институтах и других технических вузах сосредоточена подготовка инженерных кадров различного профиля; в отраслевых институтах готовятся специалисты для определённой отрасли народного хозяйства, науки, культуры - агрономы, экономисты, юристы, врачи, учителя, художники, актёры и др.

Понятия «высшая школа», «В. у. з.» были не равнозначными в различные эпохи и в разных странах. Значительная разница в уровнях высшего образования, в целях и методах подготовки специалистов, в сроках их обучения существует и в настоящее время, так как развитие высшей школы в каждой стране тесно связано с её экономическим и социально-политическим строем.

Исторический очерк. Высшие для своего времени (философские) школы возникли в 3-5 вв. до н. э. в Афинах и Риме. Первой высшей школой, получившей название университета (в кодексе Феодосия, 438), была философская школа, открытая в 425 в Константинополе. Как тип высшего учебного заведения университеты появились значительно позже: в 11-12 вв. в Италии (Салерно и Болонья), во Франции (Париж, начало 12 в.), в конце 12 - начале 13 вв. в Испании (Саламанка) и Англии (Оксфорд).

Первыми высшими школами на территории СССР были Колхидская - 4 в., Икалтойская, Гермская и Гелатская академии в Грузии - 11-12 вв. В 13-14 вв. возникли университеты в Англии (Кембридж, 1209), Италии (Неаполь, 1224, Рим, 1303), Португалии (Коимбра и Лисабон, 1290), Испании (Вальядолид, 1346), Чехии (Прага, 1348), Польше (Краков, 1364), Австрии (Вена, 1365), Германии (Гейдельберг, 1386, Кёльн, 1388) и др. В эпоху Возрождения университеты были созданы во многих крупнейших городах Западной и Центральной Европы - в Барселоне (1450), Фрейбурге (1457), Базеле (1460), Мюнхене (1472), Упсале (1477), Мадриде (1508), Йене (1558), Женеве (1559), Эдинбурге (1583), Дублине (1591), Любляне (1595) и др.

В 1579 была открыта Вильнюсская академия, наделённая университетскими правами и привилегиями (реорганизованная впоследствии в университет).

В 1-й половине 17 в. создаются университеты в Кордове (1613), Амстердаме (1632), Будапеште (1635), Кембридже - Гарвардский колледж (1636). В 1632 основана Киево-Могилянская академия , в 1661 - Львовский и в 1669 Загребский университеты, в 1687 - Славяно-греко-латинская академия в Москве.

В конце 17 - начале 18 вв. общий прогресс знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли, мореплавания, раскрепощение науки от власти религии, становление естественных наук, достижения математики, физики, астрономии, бурный рост промышленности и культуры способствовали развитию университетов (Йельский, 1701, Каракасский, 1725, Гаванский, 1728, Гёттингенский, 1737, Пенсильванский, 1740, Колумбийский в Нью-Йорке, 1754, Боннский, 1786, и др.) и обусловили организацию высших для того времени специализированных школ: Школа математических и навигацких наук в Москве (1701), Морская академия в Петербурге (1715), Высшая горная школа в Остраве (1716), Национальная школа мостов и дорог в Париже (1747), Фрейбергская горная академия (1766), Горное училище в Петербурге (1773, ныне Ленинградский горный институт), Землемерное училище в Москве (1779, от него ведут свою историю Московский институт геодезии, картографии и аэрофотосъёмки и институт инженеров землеустройства), Медико-хирургическая академия в Петербурге (1798). В 1725 был основан первый русский университет при Академии наук в Петербурге - Академический университет и в 1755 по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет .

С развитием капитализма и крупной машинной индустрии в 19 - начале 20 вв. университеты, инженерные и другие отраслевые вузы были созданы во многих странах мира, например, университеты: в Буэнос-Айресе (1821), Торонто (1827), Афинах (1837), Сантьяго (основан в 1738, реорганизован в 1843), Монтевидео (1849), Сиднее (1850), Цюрихе (1855), Бомбее и Калькутте (1857), Бухаресте (1864), Калифорнии (1868), Токио и Стокгольме (1877), Алжире (1879), Пекине (1898), Каире (1908) и др.; политехнические институты в Афинах (1836), Делфте (1842), Будапеште (1856), технологический институт в Массачусетсе (1861) и др.

В России в начале 19 в. были основаны: Дерптский (Тартуский) университет (1802), Лесной институт в Петербурге (1803), университеты в Казани (1804), Харькове (1805), Лазаревский институт восточных языков в Москве (1815). В Петербурге открылись: Институт инженеров путей сообщения (ныне Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) - в 1809, - в 1816, университет - в 1819 (ныне Ленинградский университет им. А. А. Жданова), Технологический институт (1828). В 1830 основано Московское высшее техническое училище. В годы наступившей после разгрома восстания декабристов (1825) политической реакции была отменена автономия, которой пользовались университеты с начала 19 в.; в 1832 закрыт Вильнюсский университет. В последующие два десятилетия было основано всего несколько вузов: Институт гражданских инженеров в Петербурге (1832, ныне Ленинградский инженерно-строительный институт), Киевский университет (1834), ветеринарные институты в Дерпте (1849), Харькове (1851).

Революционно-демократическое движение 60-х гг. 19 в., отмена крепостного права, развитие промышленности способствовали организации новых вузов: Рижский политехнический институт (1862), Петровская земледельческая и лесная академия в Москве (1865, ныне С.-х. академия им. К. А. Тимирязева), Новороссийский университет в Одессе (1865), Историко-филологический институт в Петербурге (1867) и др. По уставу 1863 университетам была возвращена автономия. В 70-80-х гг., несмотря на реакцию, приостановившую развитие высшей школы (по уставу 1884 вновь была отменена университетская автономия), открылось ещё несколько вузов: Харьковский технологический институт (1885), Томский университет (1888), Екатеринославский горный институт (1889) и др., а также Высшие женские курсы . Революционное движение конца 19 - начала 20 вв. оживило деятельность высшей школы. Царское правительство было вынуждено разрешить студенческие организации, ввести выборность ректора и деканов. Были основаны: политехнические институты в Киеве (1898), Петербурге (1902), Донской (1909, в Новочеркасске), технологический институт в Томске (1900), университет в Саратове (1909), около 30 высших женских курсов (среди которых преобладали курсы университетского типа), Женский педагогический институт (1903) и Педагогическая академия (1908) в Петербурге, в Москве (1911). В 1908 в Москве на частные и общественные средства был открыт Народный университет Шанявского (см. Шанявского университет). Однако вузы по-прежнему не удовлетворяли потребностей страны в специалистах и оставались недоступными для народа. В 1914/15 учебном году в России насчитывалось всего 105 вузов (127,4 тыс. студентов), которые были расположены главным образом в Петрограде, Москве, Киеве, Харькове.

Вузы в СССР. Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила систему высшей школы, классовый и национальный состав студенчества. Советское правительство поставило перед вузами задачу подготовки высококвалифицированных специалистов из трудового народа для работы в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917, подписанным В. И. Лениным, все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса. Чтобы помочь рабочей и крестьянской молодёжи завершить общее среднее образование и подготовиться к поступлению в вузы, были открыты Рабочие факультеты , сыгравшие значительную роль в изменении классового состава студенчества (например, в 1925-26 выпускники рабфаков составляли 40% всех принятых в вузы).

Особое внимание уделялось университетам как научным, учебным и культурно-просветительным центрам. В 1918 были открыты университеты в Нижнем Новгороде (ныне Горький), Днепропетровске, Воронеже, Иркутске, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Ереване, Свердловске, Минске и др. Одновременно стали создаваться и специализированные вузы разного профиля. Уже в 1922/23 учебном году в стране насчитывалось 248 вузов (216,7 тыс. студентов). Для подготовки научно-педагогических и научных кадров в 1925 в вузах организована Аспирантура . В 1928 при ВСНХ СССР создано Главное управление высших и средних технических учебных заведений (Главвтуз). В 1928-30 в целях приближения вузов к народному хозяйству они были переданы в ведение соответствующих наркоматов. К концу первой пятилетки, в 1931/32 учебному году, количество вузов в СССР достигло 701 (405,9 тыс. студентов). На базе крупных многофакультетных вузов в начале 30-х гг. созданы отраслевые институты, например, на базе Московской горной академии (основанной в 1918 по инициативе В. И. Ленина) - горный, геологоразведочный, нефтяной и торфяной институты, институт стали и институт цветных металлов и золота; на базе Московского высшего технического училища - механико-машиностроительный, аэромеханический, энергетический и другие институты. Открылись горные и металлургические институты и факультеты в Сибири, Донбассе и других районах страны; авиационные, станко-инструментальные, транспорта и связи, химико-технологические институты в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Горьком, Ростове-на-Дону, Днепропетровске и других городах. Наряду с отраслевыми стали создаваться и политехнические институты, например, в Куйбышеве и Ереване. В 1930 организуются строительные вузы. В 1932 для общего руководства втузами при ЦИК СССР создан Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию (ВКВТО). На базе университетов в начале 30-х гг. основано свыше 40 педагогических, медицинских, экономических и других институтов, при вузах (преимущественно гуманитарных) стали создаваться вечерние и заочные факультеты и отделения, открылись первые самостоятельные вечерние и заочные институты. В 20-30-е гг. деятельность вузов регламентировалась Положением о высших учебных заведениях РСФСР, утверждённым Совнаркомом РСФСР 3 июля 1922. В 1936 в связи с широким развитием всех отраслей высшего образования вместо ВКВТО учреждён Всесоюзный комитет по делам высшей школы. В 1938 утверждён типовой устав вуза, определивший его структуру и содержание работы.

Становление советской высшей школы неразрывно связано с именем В. И. Ленина, её развитие в 20-40-е гг. - с именами А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, Г. М. Кржижановского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, И. И. Межлаука, Ф. Н. Петрова и других видных государственных деятелей и деятелей народного образования и культуры.

В 1940/41 учебном году в вузах СССР обучалось 811,7 тыс. студентов, из них на дневных отделениях - 558,1 тыс., на вечерних - 26,9 тыс. и на заочных - 226,7 тыс. чел. Выпуск специалистов в 1940 составил 126,1 тыс. чел.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительный ущерб советской высшей школе нанесла немецко-фашистская оккупация. Многие вузы были разрушены, часть вузов перебазирована в восточные районы страны. Чтобы не допустить снижения подготовки специалистов с высшим образованием, уже в 1943/44 учебном году в восточных районах СССР открылось более 50 вузов.

В 50-е гг. в целях повышения качества подготовки специалистов некоторые институты, не располагавшие материально-технической и учебно-научной базой, соответствующей новому этапу развития советской высшей школы, были объединены с крупными вузами (например, некоторые юридические и педагогические институты - с университетами, учительские институты с педагогическими), в то же время были основаны новые университеты, политехнические и отраслевые институты. Научно-технический прогресс, автоматизация производства, бурное развитие промышленности и сельского хозяйства в 50-60-е гг. обусловили организацию вузов, факультетов, специальностей новых профилей - по радиоэлектронике и электронной технике, автоматике и вычислительной технике, биофизике, биохимии и др. В Москве, Томске, Харькове, Минске, Новосибирске, Таганроге и других городах открылись специализированные институты - радиотехнические, электротехнический., инженерно-физический, физико-технический, электронной техники; на базе крупных промышленных предприятий были организованы заводы-втузы (См. Завод-втуз). Расширилась подготовка кадров с высшим инженерно-строительным, экономическим, химико-технологическим образованием, специалистов для сферы обслуживания населения и др. Новые вузы соответствующего профиля, как правило, создаются в промышленно-экономических центрах страны.

В 1970 в СССР было 805 вузов (4580 тыс. студентов), в том числе в РСФСР - 457 (2671 тыс.), УССР - 138 (806,6 тыс.), БССР - 28 (140,1 тыс.), Узбекской ССР - 38 (232,9 тыс.), Казахской ССР - 44 (198,9 тыс.), Грузинской ССР - 18 (89,3 тыс.), Азербайджанской ССР - 13 (100,1 тыс.), Литовской ССР - 12 (57,0 тыс.), Молдавской ССР - 8 (44,8 тыс.), Латвийской ССР - 10 (40,8 тыс.), Киргизской ССР - 9 (48,4 тыс.), Таджикской ССР - 7 (44,5 тыс.), Армянской ССР - 12 (54,4 тыс.), Туркменской ССР - 5 (29,1 тыс.), Эстонской ССР - 6 (22,1 тыс.). Сеть вузов включала: 51 университет, 201 отраслевой вуз промышленности и строительства, 37 - транспорта и связи, 98 - сельского хозяйства, 50 - экономики и права, 99 - здравоохранения и физической культуры, 216 - просвещения и культуры, 53 - искусства и кинематографии.

В 1969/70 учебному году на дневных отделениях вузов обучалось 2139 тыс. студентов, на вечерних - 668 тыс. и 1742 тыс. - заочно: по отраслевым группам вузов студенты распределялись следующим образом: в институтах промышленности и строительства - 1805,4 тыс., транспорта, радиотехники и связи - 251,9 тыс., сельского хозяйства - 432,6 тыс., экономики и права - 334,2 тыс., здравоохранения и физической культуры - 309,2 тыс., просвещения - 1374,4 тыс. (в том числе в университетах - 489,5 тыс.), искусства и кинематографии - 41,8 тыс.

В 1970 вузы выпустили 630,6 тыс. специалистов и приняли 911,3 тыс. чел. (в том числе на дневные отделения - 500,7 тыс. чел.); в аспирантуре вузов обучалось свыше 57 тыс. чел. (в том числе около 20,5 тыс. без отрыва от производства), в том же году аспирантуру окончило около 15,2 тыс. чел. За 1918-69 высшая школа подготовила 8,5 млн. специалистов.

На январь 1970 в народном хозяйстве работало св. 7,5 млн. чел. с высшим образованием. За успехи в подготовке специалистов и в развитии науки, техники, культуры 93 вуза награждены орденами СССР (1971).

Право на обучение в вузах гарантируется Конституцией СССР всем гражданам независимо от расы, национальности, пола, имущественного и социального положения и вероисповедания и обеспечивается широким развитием сети вузов, бесплатностью образования (включая все виды учебных занятий), системой государственных стипендий (их получает подавляющее большинство студентов - свыше 70%), назначаемых за отличную и хорошую успеваемость. Иногородние студенты, как правило, обеспечиваются общежитием. В СССР действуют единые правила приёма. В вузы принимаются лица в возрасте до 35 лет (в вечерние и заочные вузы и факультеты - без ограничения возраста), имеющие законченное среднее образование. Все поступающие в вузы держат вступительные конкурсные экзамены по предметам, наиболее близким к избранной специальности, родному языку и литературе, а также одному из иностранных языков (при поступлении на филологические и некоторые другие гуманитарные специальности). В консерваториях, вузах искусств и физкультурных институтах, кроме того, сдаётся экзамен по специальности. В помощь поступающим в вузы ежегодно издаются массовым тиражом различного типа справочники и учебные пособия, организуются многочисленные подготовительные отделения и курсы при вузах, на предприятиях, стройках и т.п. Вступительные экзамены в вузы обычно проводятся в августе, а в заочные и вечерние вузы с сезонным характером работы - в разные сроки с октября по февраль. Некоторыми преимуществами при зачислении в вуз пользуются лица, имеющие стаж практической работы не менее 2 лет, демобилизованные из Советской Армии, направленные на дневное обучение предприятиями, организациями, колхозами, совхозами и др., а также окончившие среднюю школу с золотой медалью или средние специальные учебные заведения с отличием. Без вступительных экзаменов зачисляются лица, успешно выдержавшие выпускные экзамены на подготовительных отделениях, созданных при вузах (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969) для молодёжи из рабочих, колхозников и демобилизованных военнослужащих (к началу 1970/71 учебного года работало около 500 подготовительных отделений, на которые было принято свыше 60 тыс. чел.). Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории СССР, поступают в вузы на общих основаниях. Приём иностранных граждан производится также и на основе соответствующих договоров и соглашений.

Структура и содержание работы вузов определены Положением о высших учебных заведениях СССР, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969, № 64. Во главе вуза стоит Ректор . Учебной и научной работой вуза руководят Проректор ы. Вузы состоят из Факультет ов, которые осуществляют подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов соответствующей отрасли народного хозяйства и культуры, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр (См. Кафедра), ведущих учебно-методическую и научно-исследовательскую работу по одной или смежным дисциплинам. В ряде вузов имеются общетехнические факультеты - для общеинженерной подготовки студентов, факультет возглавляется Декан ом. Структурными подразделениями вузов являются также их филиалы и учебно-консультационные пункты (См. Учебно-консультационный пункт), организуемые для оказания учебной помощи студентам-заочникам по месту их работы и жительства. Для рассмотрения основных вопросов деятельности вуза (факультета) при ректоре (декане) организуется совет вуза, факультета (см. Совет вуза и научного учреждения). В вузах, которым Высшей аттестационной комиссией (См. Высшая аттестационная комиссия) предоставлено право принимать к защите кандидатские или докторские диссертации, созданы советы по присуждению учёных степеней.

Для профессорско-преподавательского состава вузов установлены должности: заведующего кафедрой, Профессор а (а также профессора-консультанта), Доцент а, старшего преподавателя, преподавателя (См. Преподаватель), Ассистент а, которые (кроме должности профессора-консультанта) замещаются по конкурсу через каждые 5 лет (все решения по конкурсу принимаются советом вуза тайным голосованием). В 1970 в вузах, научно-исследовательских и других учреждениях СССР работало 883,4 тыс. профессоров и преподавателей, в том числе 21,8 тыс. докторов наук и 205,4 тыс. кандидатов наук.

Вузы организуют учебный процесс по учебным планам и программам, которые разрабатываются ведущими учёными, обсуждаются советами вузов и утверждаются министерством высшего и среднего специального образования СССР. Некоторые крупнейшие вузы страны работают по индивидуальным планам, позволяющим осуществлять подготовку специалистов на основе передового опыта сложившихся в этих вузах научных школ.

Посещение занятий в вузах обязательное. Учебный год (42 учебные недели) состоит из двух семестров, заканчивающихся экзаменационными сессиями. Недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями (лекциями, практикумами, семинарами) ограничена 24-34 ч . Курс обучения в вузах (рассчитанный на 4-6, преимущественно 5 лет) заканчивается сдачей государственных экзаменов или защитой дипломных проектов (работ), в университетах и некоторых отраслевых вузах наряду с государственными экзаменами защищаются и дипломные работы. (О содержании обучения и организации учебного процесса в вузах см. Высшее образование и статьи об отраслях специального образования, например, Архитектурное образование , Геодезическое образование .)

Окончившим вуз присваивается квалификация, соответствующая полученной специальности: физик, радиофизик, математик, химик, физик и преподаватель физики, филолог и преподаватель русского языка и литературы (в университете), учитель по определённому предмету (в педагогических институтах), врач, учёный агроном, радиоинженер, инженер-механик (-технолог, -энергетик, -физик, -геолог, -металлург, -экономист, -строитель), архитектор, актёр, режиссёр и т.д.; в 1971 насчитывалось свыше 400 вузовских специальностей. По научному уровню эта квалификация, как правило, эквивалентна академической степени магистра наук (или другой соответствующей ей), присваиваемой выпускникам зарубежных вузов. Выпускники вузов (независимо от формы обучения - дневной, вечерней, заочной) получают диплом единого образца, дающий одинаковые права специалистам.

Вузы осуществляют повышение квалификации специалистов. На 120 факультетах и в 6 институтах (1971), созданных при вузах, ведётся повышение квалификации преподавателей высшей школы. Кроме того, действует 70 факультетов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В вузах имеются научно-исследовательские отделы, проблемные (в 1971 - свыше 400) и отраслевые (в 1971 - свыше 500) лаборатории для решения важнейших задач науки и техники. В составе крупнейших вузов работают научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (в 1971 было 48 таких научно-исследовательских институтов). Значительное развитие получила научно-исследовательская и проектно-конструкторская работа студентов. Почти в каждом вузе имеется научное студенческое общество, где студенты под руководством профессоров и преподавателей занимаются экспериментальными и научными исследованиями, реферируют новые научные работы и т.д. Во многих вузах организованы студенческие конструкторские и технологические бюро. В 1971 в научных обществах, бюро и кружках работало свыше 600 тыс. студентов. Научные и другие студенческие общества являются эффективной формой участия студенчества в научно-исследовательской и практической работе кафедр. Они действуют под руководством партийных, профсоюзных и комсомольских организаций на основе самоуправления, развития инициативы и активности студенчества; деятельность их координируется Всесоюзным, республиканскими и городскими советами по научной работе студентов.

Студенты привлекаются к управлению вузами - представители студенческих организаций входят в состав советов вузов (факультетов), являются членами студенческих комиссий по распределению стипендий. Во многих вузах получили широкое развитие студенческие строительные отряды и студенческие клубы, театры, ансамбли, спортивные общества (в 1971 свыше 1 млн. студентов являлись членами общества «Буревестник»). Ежегодно проводятся всесоюзные студенческие спартакиады и различные конкурсы. Общественные и научные организации, объединяющие студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский состав и других работников, действуют на основе своих уставов. Советские студенты активно участвуют в международном молодёжном и студенческом движении. Координационным органом советских студенческих объединений СССР, представляющим советское студенчество в Международном союзе студентов, является Студенческий совет СССР.

Деятельность вузов направляется и координируется республиканскими министерствами высшего и среднего специального (народного) образования, а также соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами с учётом особенностей и потребностей народного хозяйства республики или отрасли хозяйства страны в специалистах. Общее руководство высшей школой осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР. Научные труды и опыт работы вузов освещаются в журналах «Известия высших учебных заведений», «Научные доклады высшей школы» и «Вестник высшей школы», в «Учёных записках» и «Трудах» университетов и институтов. В 1971 издавалось 426 вузовских многотиражных газет. Учебники и учебные пособия для вузов выпускают издательства «Высшая школа », «Просвещение » и другие отраслевые издательства.

В вузах СССР в 1971 обучалось около 30 тыс. студентов, аспирантов и стажёров из 126 стран. Обмен студентами осуществляется с США, Великобританией, Францией, Италией, ФРГ и другими странами Европы, Азии, Америки и Африки. В 1960 для подготовки национальных кадров стран Азии, Африки и Латинской Америки в Москве был открыт Университет Дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В ряде вузов для студентов-иностранцев открыты специальные подготовительные факультеты для овладения русским языком и знаниями в объёме средней школы.

Развиваются дружеские связи советской высшей школы с вузами многих стран мира. Выдающиеся зарубежные учёные, прогрессивные и общественные деятели состоят почётными профессорами и докторами советских вузов. Советские учёные избраны почётными профессорами и докторами вузов многих зарубежных стран. Некоторые крупнейшие советские университеты являются членами Международной ассоциации университетов (МАУ). Советская высшая школа представлена в Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). С помощью СССР в 50-е-60-е гг. построены Бомбейский технологический институт в Индии, Рангунский технологический институт в Бирме, Политехнический институт в Конакри (Гвинейская Республика) и др.

Большое развитие вузы получили и в других социалистических странах, где они, как и в СССР, находятся в ведении государства. Открыты новые университеты и отраслевые институты, позволяющие готовить специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства и культуры. Изменился классовый состав студенчества; женщины обучаются наравне с мужчинами; обучение бесплатное, студенты обеспечиваются государственной стипендией, общежитием.

В капиталистических странах обычно высшим считается учебное заведение, готовящее специалистов на базе общего среднего образования; чёткой границы между высшими и средними специальными учебными заведениями, как правило, нет. Наряду с государственными во многих странах имеются вузы, принадлежащие частным лицам, крупным монополиям, религиозным и другим общинам. См. Высшее образование , Среднее специальное образование .

С. И. Зиновьев, В. Г. Панов, А. Н. Горшенев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Рассмотрим некоторые учебные заведения, в которых можно получить среднее специальное и высшее образование.

Особенности средних учебных заведений

В колледжах, педагогических и медицинских училищах, юридических и ветеринарных техникумах, могут обучаться выпускники основной школы. Появились они в нашей стране благодаря революционной реформе Луначарского. В тридцатые годы в советской республике были созданы техникумы, которые стали средним звеном между высшими заведениями и школами.

В то время средние специальные учебные заведения стали инструментом для массовой подготовки работников фабрик, сельского хозяйства. Параллельно происходило развитие заводских училищ, которые именовались профессиональными техническими училищами.

Сроки обучения в ссузах

Учебные заведения среднего звена рассчитаны на двух-трех летнее обучение. Продолжительность учебы зависит от направления, первоначального уровня абитуриента. После реформирования российского образования, во многих средних учебных заведениях изменились правила приема, обучают только выпускников средних школ.

Состав системы среднего образования

Учебные заведения подобного направления функционируют в Санкт-Петербурге, Москве.

Педагогические колледжи

Несмотря на то что в последнее время существенно снизился интерес к педагогическим специальностям, в каждом российском регионе существуют учебные заведения подобной направленности. Помимо традиционных специальностей, связанных с подготовкой учителей начальных классов, такие специальные учебные заведения занимаются обучением будущих преподавателей иностранного языка, воспитателей. Например, архангельский педагогический колледж предлагает абитуриентам дополнительные курсы по английскому языку, обучение компьютерной грамотности.

Зачисление в колледж осуществляется на базе среднего образования. Результаты ЕГЭ не учитывают, но обязательно проводится дополнительный конкурс аттестатов. Дополнительные балы можно получить за предоставление портфолио личных достижений.

Практически все учебные заведения после завершения обучения помогают выпускникам в трудоустройстве.

Документы для поступления в колледжи и техникумы

Независимо от направления деятельности, существуют общие требования к документам, предоставляемым абитуриентом в приемную комиссию. Помимо подлинника аттестата, первой страницы гражданского паспорта (копии), четырех фотографий размерами 30 на 40 мм, предоставляется медицинская справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний к обучению.

Заведения высшего звена

Выясним, какие учебные заведения считаются востребованными у современных выпускников. За последние годы существенно выросло количество школьников, выбирающих для обучения медицинские университеты и академии. В чем причина востребованности таких вузов? Какие специальности в них можно получить? Медицина стали привлекательным направлением после тех преобразований, которые были проведены в нашей стране в данной отрасли.

Повышение заработной платы, возможность трудоустройства, сделали медицинское образование востребованным и престижным. Независимо от географического расположения медицинского университета (института), обучение осуществляется по следующим направлениям:

  • стоматология;
  • общая практика (терапия);
  • педиатрия;
  • фармацевтика.

При подаче документов в приемную комиссию абитуриент предоставляет результаты прохождения единого государственного экзамена по химии, биологии, русскому языку. Средний балл зависит от факультета, региона, количества набора.

На протяжении нескольких лет конкурс в высшие заведения юридического и экономического профиля. Несмотря на то что далеко не все выпускники потом трудоустраиваются, поступить в такие вузы на бюджетную основу достаточно сложно.

Заключение

После подписания нашей страной в 2003 году Болонской декларации, система высшего образования подверглась существенным преобразованиям. Среди позитивных новшеств можно отметить возможность беспрепятственного передвижения студентов между странами - участниками Болонского договора.

Появились многочисленные международные проекты, стажировки, шанс на трудоустройство в любых странах. Помимо специалитета, в российском высшем образовании появилась магистратура и бакалавриат, что является нормой для европейской системы. Выпускники крупных отечественных вузов теперь являются обладателями двух дипломов: отечественного и европейского образца.

В 1992 году законодательством РФ в систему высшего образования были введены образовательные стандарты. Это позитивно отразилось на качестве подготовки квалифицированных кадров. В настоящее время в качестве отдельного уровня высшего образования выделяют аспирантуру.

Некоторые отечественные учебные заведения, например, МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, получили право на самостоятельную разработку образовательных стандартов, а также на введение дополнительных вступительных испытаний для абитуриентов. Какое именно учебное заведение выбрать для получения профессионального образования, должен выбирать сам выпускник российских школ. В настоящее время для учеников девятых и одиннадцатых классов организуются специальные курсы, направленные на помощь им в выборе профессии.

Поделиться