Ответ оставил Гость
Стихотворение “Зимнее утро” было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении друзей А. С. Пушкина.
Действительно, это стихотворение представляет собой зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.
Мы живо ощущаем бодрое, жизнерадостное настроение Пушкина, которому по-настоящему хорошо, для которого впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой.
В доме поэт явно не один. Но это стихотворение – монолог. Нет слов героини.
Человеку, который так хорошо умеет уговаривать, увлечь приятным разговором, вряд ли можно отказать.
Пушкин в разговоре со своей любимой и интонацию выбирал особенную. (с паузами, с чувством радостного удивления.)
Для описания А. С. Пушкин использует ёмкие эпитеты. Лес прозрачный. Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными.
Комната озарена блеском. Для характеристики блеска автор использует эпитет "янтарный"
Лучи и огонь озаряют комнату. Но янтарный отблеск огня мы не только можем увидеть, но и можем услышать. Пушкин и слова подбирает созвучные треску сухих поленьев.
Стихотворение “Зимнее утро” было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении друзей А. С. Пушкина.
Действительно, это стихотворение представляет собой зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.
Мы живо ощущаем бодрое, жизнерадостное настроение Пушкина, которому по-настоящему хорошо, для которого впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой.
В доме поэт явно не один. Но это стихотворение – монолог. Нет слов героини.
Человеку, который так хорошо умеет уговаривать, увлечь приятным разговором, вряд ли можно отказать.
Пушкин в разговоре со своей любимой и интонацию выбирал особенную. (с паузами, с чувством радостного удивления.)
Для описания А. С. Пушкин использует ёмкие эпитеты. Лес прозрачный. Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными.
Комната озарена блеском. Для характеристики блеска автор использует эпитет "янтарный"
Лучи и огонь озаряют комнату. Но янтарный отблеск огня мы не только можем увидеть, но и можем услышать. Пушкин и слова подбирает созвучные треску сухих поленьев.
Стихотворение Зимний вечер было написано в 1825 году, когда Пушкин находился под строгим надзором государства. Он только что вернулся со ссылки, ему был закрыт доступ к Москве и Петербургу. Поэту пришлось жить в родительском имении под тотальным контролем.
Само стихотворение Зимний вечер было написано в год, когда вся семья поэта и многие их соседи переехали в Москву. Тогда Пушкину приходилось безвыездно сидеть в семейном поместье вместе со своей няней.
Размер стиха Зимний вечер – это 4-стопный хорей. Рифмовка перекрестная. Композиция сложена из четырех восьмистиший. Первая часть стиха говорит о непогоде во время зимы. Вторая и третья части посвящены няне поэта. Описан уютный дом, где можно спрятаться от ненастья. Четвертая часть снова обращена к зиме.
Такой кольцевой сюжет наводит на мысль, что поэт хотел показать нам своим сложные обстоятельства. Все вокруг него давало повод к войне. Противостояние уюта и бури говорит о романтическом характере, которому Пушкин отдает предпочтение во многих своих работах.
Для передачи своих эмоций автор использует образы, как звуковые, так и зрительные. Поэтому во время чтения так легко представить себе самого поэта, который заточен в своей уютной тюрьме. Вокруг него буря, которая мешает двигаться дальше, но поэт не отчаивается. Он ждет своего слова.
Конечно, нельзя обойти стороной то, как нежно относится автор к няне Арине Родионовне. Эта женщина вырастила его. Поэтому они всегда понимали друг друга.
Обновлено: 2017-07-18
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
Стихотворения «Зимний вечер» А.Пушкина (1825) и «Зимний вечер» Д.Мережковского (1895) - это литературный диалог между эпохами. Художественная перекличка отражена в одинаковых заглавиях - но каждый поэт создаёт свой зимний вечер и своё видение этого таинственного времени.
Нас часто спрашивают о том, почему мы не печатаем ученические работы. Некогда в нашей газете существовала даже специальная рубрика «Учимся у учеников», где регулярно появлялись детские сочинения на литературные темы. Нет, мы не отказались от идеи учиться у своих учеников и всё так же радуемся их успехам. Просто в последнее время постоянно звучат жалобы на то, что работы списываются, что Интернет убивает идею сочинения, поскольку всё уже написано, и достаточно только нажать кнопку, чтобы поисковая система выдала тебе нужный текст. Списанные работы регулярно получаем и мы в своей почте.
Нам кажется, что есть выход из такой ситуации: нужно менять подход к темам. Написано и исследовано далеко не всё. Задача учителя - предложить такой литературный материал, такой поворот темы, чтобы ученику волей-неволей пришлось торить дорогу самому. Так поступает Владислава Валериевна НИКОЛАЕВА из лицея № 39 г. Озёрска Челябинской области. Работа её ученицы, десятиклассницы Дарьи ТЕПЛЯКОВОЙ - лучшее тому подтверждение.
Сравнительный анализ стихотворений (одного - почти зачитанного, другого - практически неизвестного) поможет нам, учителям, освежить традиционный урок, предложить нестандартное задание (в том числе и для олимпиады). Причём использовать его можно и при изучении творчества Пушкина, и при знакомстве с поэзией Серебряного века: в одном и в другом случае предметом разговора станет литературная традиция, её сохранение и развитие.
В 1824 году Пушкин, приехав в Михайловское, переживает острое, гнетущее чувство одиночества. После шумного, живого юга деревня кажется ему настоящей ссылкой. Пережив серьёзную ссору с отцом (осень 1824), Пушкин остаётся в имении со старой няней - и спасением от душевной пустоты для него становится творчество. Поэт переосмысляет ценности человека вообще и определяет свой идеал - обретение Дома, защищённости и внутреннего равновесия. Эта проблематика отражается в цикле стихотворений 1825–1826 («Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Зимняя дорога») и позже - в «Бесах» (1830).
Стихотворение «Зимний вечер» открывается строкой, похожей на завывание вьюги: Буря мглою небо кроет… В тексте появляется Тьма, точнее - мгла, столкновение Света и Тьмы. За окном “ветхой лачужки” торжествует Хаос - в нём слышен и плач (“то заплачет, как дитя”), и стук (“к нам в окошко постучит”), и завывание (“то, как зверь, она завоет”), и шорох (“вдруг соломой зашумит”). Стихия в стихотворении Пушкина характеризуется звуковыми глаголами - создаётся ощущение постоянного движения. Поэтому очень важной становится ритмическая и звуковая организация текста.
Стихотворение написано четырёхстопным хореем, “нисходящим” размером, в котором есть “пляска… торжественная или буйная” (К.Бальмонт), - ритмический рисунок подчёркивает хаотическую природу бури, её принадлежность миру Тьмы.
Столкновение Света и Тьмы происходит и в фонике стихотворения: “теме” бури словно “принадлежат” мутные, тоскливые звуки “у”, “ш”, “т” и медленные, протяжные “о”, “л”, “н”. Такое звучание создаёт ощущение тревоги, беспокойства и пустой, безысходной тоски. Но “лейтмотив” стихотворения изменяется в третьей строфе - Тьма на мгновение исчезает, и “звуками” Света становятся твёрдые звонкие “б”, “д”, “р”.
Песня няни также становится символом Дома и творчества, которые защищают лирического героя от Хаоса стихии. Она построена как русская фольклорная лирика (анафора, синтаксический параллелизм) и звучит нежно и мелодично (звуки “э”, сонорные “м”, “н”).
В четвёртой строфе мгла вновь возвращается в художественный мир стихотворения - поэтому происходит соединение “звуков” стихии и Дома, “ветхой лачужки”. Тьма и смятение преодолеваются человеком - несмотря на то, что сердцу только “будет веселей”.
Звуковой состав определяет композицию текста: стихотворение делится на четыре части (построфно). Открывается оно “общим” планом: в тексте появляются сквозные образы бури, метели, зверя, путника. Они наполняют тот мир Хаоса, который окружает “ветхую лачужку”. Буря и метель в творчестве Пушкина связаны с силой судьбы (повесть «Метель»), которая становится сильнее человека. Но стихия - это не только рок, но и бездомье (“путник”), вечное скитание. И страх “надрывает сердце” («Бесы»), оборачиваясь жалостью (“заплачет, как дитя”).
Стихия в стихотворении “активна” (Ю.М. Лотман) - неслучайно главной частью речи в первой строфе становится глагол. И лирический герой невольно покоряется завыванию вьюги - в “ветхой лачужке” - печаль и темнота. Поэт сосредотачивает внимание на конкретных, предметных образах (“кровля обветшалая”, “жужжанье веретена”) - они наполняют хрупкий (“ветхая лачужка”), бережно хранимый мир Дома. Но персонажи стихотворения печальны: зимний вечер - это и внезапное молчание (“приумолкла у окна”), и дремота (“дремлешь под жужжанье”), и утомление от жизни (“ты, мой друг, утомлена…”). Эти образы сближают «Зимний вечер» с художественным миром стихотворения «Зимняя дорога» (1826).
Грустно, Нина: путь мой скучен
Дремля смолкнул мой ямщик…
Жизнь лирического героя медленна - буря навевает не ужас перед стихией, а скуку, которая оказывается тяжелее, чем страх.
Но в «Зимней дороге» Света почти не остаётся - “отуманен лунный лик”. В «Зимнем вечере» тоска преодолевается - желание эмоционально ярко жить, сохранить Дом становится сильнее торжества Тьмы. Мотив пира (“выпьем с горя…”) отсылает читателя к стихотворению «Вакхическая песня» (1825).
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте…
Но центральным символом Света и Дома и в «Вакхической песне», и в «Зимнем вечере» становится поэзия (“песня”).
Да здравствуют музы, да здравствует разум! («Вакхическая песня»);
Спой мне песню… («Зимний вечер»).
Пушкин наполняет третью строфу фольклорными мотивами, придаёт ей звучание народной песни. В стихотворение вновь вплетается биографический контекст: именно в Михайловском Пушкин впервые обращается к фольклору, “исправляет недостатки своего проклятого воспитания” (письмо к Л.Пушкину), слушая сказки Арины Родионовны. Творчество остаётся для поэта главной “защитой” от мглы, стихии, неравновесия.
В последней строфе буря вновь возвращается в мир стихотворения - первые четыре стиха повторяют начало текста. Но Дом становится сильнее Хаоса, Свет - сильнее Тьмы: стихотворение завершается мотивом пира, образом домашнего очага. Вера в торжество Света, внутренняя стойкость человека, “самостоянье” позволяют поэту преодолеть утомление и одиночество, несмотря на то, что это преодоление для лирического героя тяжело (“выпьем с горя ”).
И ная картина мира складывается в стихотворении Д.С. Мережковского «Зимний вечер» (1895). Заглавие отсылает читателя к стихотворению Пушкина - и возникает литературная перекличка между поэтами разных эпох и направлений.
Мир стихотворения Пушкина, несмотря на бушевание стихии в нём, - гармоничный и целостный. В «Зимнем вечере» Мережковского он, напротив, словно “раздроблен” - взгляд лирического героя не задерживается на “планах”, как в тексте Пушкина, точка зрения постоянно меняется. Это отражается прежде всего на форме стихотворения - оно астрофическое и неделимое на композиционные части, хотя внутри текста есть чёткая логика.
В отличие от «Зимнего вечера» Пушкина, где конец восьмистишия совпадает с концом предложения, у Мережковского стих “обрывается” - главным синтаксическим приёмом становится фигура умолчания (многоточие). В предложениях часто встречаются эллиптические конструкции (“Какая тишина - над зимними полями!”) - в мире стихотворения появляется ощущение дисгармонии, разрушения.
Пейзаж в стихотворении Мережковского статичен - мир взят словно на фотографии. В двадцати двух строках глагол встречается только два раза (“поник”) - у Пушкина главным становится движение и сила. Асимметричный стих текста Мережковского - трёхстопный ямб, слишком короткий для русской поэзии, создаёт ощущение пустоты и тишины: эти состояния определяют основную интонацию - таинственность и страх.
Стихотворение открывается риторическим обращением: “О бледная луна…” - в нём звучат боль и мука. В отличие от стихотворения Пушкина, где образы конкретны (“ветхая лачужка”, веретено), пейзаж у Мережковского складывается из символов - и луна становится центром мира.
Луна появилась в поэзии ещё в эпоху романтизма как “спутница” мистических сил (например, в балладах Жуковского): поэты-романтики сочетали обыденное и ирреальное, создавая страшный, таинственный пейзаж. В лирике Пушкина («Зимняя дорога», «Бесы») луна - символ печали, жалобной тоски и присутствия потустороннего мира - эта интонация сближает стихотворение Мережковского с циклом Пушкина. Но Мережковский же выделяет образ луны композиционно - он находится в самом центре текста, и весь мир стихотворения словно концентрируется вокруг него.
Луна приобретает злые, дьявольские черты: бледная - тусклая - недобрые очи - луны проклятый лик - преступная . В конце текста автор пишет существительное “луна” с заглавной буквы (ранее - со строчной), как имя божества, - и ощущение ужаса усиливается. Луна становится действительно живым, мистическим существом перед которым “к земле тростник поник, // Нагой, сухой и тощий...”
Нарушая зимний пейзаж, в стихотворении появляется символ не только лирического героя, но и человечества вообще - тростник. Этот образ, возможно, заимствован из поэзии Тютчева (“Душа не то поёт, что море, // и ропщет мыслящий тростник”) - это человек над Бездной, “человек без времени”, лишённый всех опор.
Строки повторяются дважды, как рефрен - лирический герой не может противостоять мистической силе. “Нагой” тростник становится “больным” - в душе поэта пустота и бездомье.
Стихотворение всё больше наполняется символами (например, “вороны хриплый крик” - предвестник смерти, знак, заимствованный из фольклора). Мир в стихотворении Мережковского пришёл в упадок - во Вселенной царствует мёртвая тишина (“А в небе - тишина, // Как в осквернённом храме...”), человек остался без защиты Бога. Страдания не ведут к спасению - лирический герой “замкнут” в них. Зимний вечер - это смерть для человека и торжество потустороннего мира.
С тихотворения Пушкина и Мережковского объединены одной темой - но для каждого поэта она имеет своё толкование. Между двумя «Зимними вечерами» - почти век, смена литературных взглядов и мировоззрений.
В стихотворении Пушкина - мудрость и простота. Человек преодолевает боль и утомление от жизни, потому что чувствует опоры: ощущение истории, прошлого, дружбу и вдохновение. Он защищён от торжества Хаоса - поэт обрёл Дом, и горе не властно над ним.
Зимний вечер Мережковского зеркально противоположен вечеру Пушкина. В стихотворении отражается умонастроение эпохи - предчувствие катастрофы, вымирания Вселенной. Поэт, находящийся на грани между Бытием и Небытием, обречён на вечное одиночество и богооставленность - с неба смотрит только “преступная Луна” - новое божество. Тема, затронутая Пушкиным, переосмыслена в традициях символизма: лирический герой умирает в мистическом мире, который стал сильнее его.
Дмитрий Мережковский
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
О, бледная луна
Над бледными полями!
Какая тишина -
Над зимними полями!
О, тусклая луна
С недобрыми очами...
Кругом - покой велик.
К земле тростник поник,
Нагой, сухой и тощий...
Луны проклятый лик
Исполнен злобной мощи...
К земле поник тростник,
Большой, сухой и тощий...
Вороны хриплый крик
Из голой слышен рощи.
А в небе тишина -
Как в осквернённом храме...
Какая тишина -
Над зимними полями!
Преступная Луна,
Ты ужасом полна -
Над яркими снегами!..
1895
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Цели:
Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;
Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;
Уметь анализировать лирическое произведение.
Задачи:
Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения
«Зимний вечер» по методам А.П. Журавлева и Б. Ярхо.
Оборудования: мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал, видеоролик на стих А.С.Пушкина, романс О. Погудина, композитор М. Яковлев.
Форма урока: урок-исследование стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».
Ход урока
I . Организационный момент. (Класс разделен на2 группы)
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.
II . Проверка домашнего задания.
1. Чтение наизусть стихотворения «Зимний вечер». (Читают 1-2 ученика)
Учитель ставит оценки за чтение стихов наизусть в журнал.
III . Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание: «Ребята, прослушайте пожалуйста видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихотворения, какие чувства, ассоциации у вас возникли?)
IV . Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика. (Отвечают по группам: сначала первая группа, потом вторая).
Примерный ответ учеников : «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель - ни зги не видно. В комнатушке тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».
V . Объяснение нового материала.
1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».
Слово учителя.
Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).
А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? (Стихотворение - лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).
Работа по группам.
Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?
(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечение няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)
2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?
(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)
3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?
(Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)
4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)
5 вопрос. Определить природу поэтического высказывания в этом стихотворении. (Показ конкретной картины - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своем настроении.)
6 вопрос. Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?
(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близких и друзей.
Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).
7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?
(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)
8 вопрос. Что такое композиция? (В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, микротемы, их последовательность и система)
Что представляет собой композиция этого стихотворения?
(Можно выделить три части : В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).
9 вопрос. Каким предстает перед нами лирический герой этого стихотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).
(Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)
10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворение? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» написан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей ).
11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?
А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?
(Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).
-Найдем эпитеты. («вихри снежные», «ветхая лачужка», «путник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)
Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной ).
-Найдем сравнения. ( Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком, то со спутником).
А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?
(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).
-Найдем олицетворения. ( буря кроет, завоет, заплачет)
Для чего они нужны в стихотворении? (Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)
А теперь найдем метафоры : жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры? (Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)
2. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу А.П. Журавлева.
Слово учителя.
- А теперь, ребята, я вас научу, как проводить анализ стихотворения другими методами. Вот, например, существует метод характеристики гласных звуков по их цвету. Автор этой методики - Журавлев. С помощью этого анализа мы сможем увидеть красоту произведения, его тайный смысл, научимся понимать и чувствовать настоящее произведение искусства.
Записываем в тетрадь. Например, гласный а – обозначает красный цвет, е – темно-зеленый, и – голубой, о – желтый, у - черно-синий, ы – черный, ю – фиолетовый, я – розовый, э – бледно-зеленый.
(Чтобы сократить время, можно самому посчитать и показать классу, какие получились данные):
О – 33
Е – 30
А – 28
И – 15
У – 14
Ы – 4
Я – 4
В данном стихотворении 81 светлых и 18 темных гласных звуков.
Это говорит о том, что стихотворение несет положительное настроение, оно наполнено добром, светлым смыслом, хотя есть и темные цвета, но это только из-за того, что автор тревожится, печалится и тоскует, а за окном еще и буря.
Преобладание звука «О» свидетельствует о том, что в стихотворении заложен глубокий смысл. Это подтверждается тем, что лирический герой, Пушкин, верит, надеется, что он сможет все преодолеть.
3. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу Б.Ярхо.
Для этого мы должны с вамипосчитать количество существительных, глаголов, прилагательных, т.е., ребята, в этом методе вы должны проявить знания в нахождении частей речи, которые вы изучаете на уроках русского языка. Как видите, русская литература очень тесно взаимосвязана с русским языком.
-Выписываем существительные: буря, мгла, небо, вихри, зверь, кровля, солома, путник, окошко, лачужка, старушка, окно, буря, жужжанье, веретено, подружка, юность, горе, кружка, сердце – всего 21 существительное;
глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит, приумолкла, дремлешь, выпьем, выпьем – всего 10 глаголов;
прилагательные: снежные, обветшалой, запоздалый, ветхая, печальна, темна, добрая, бедная, утомлена, веселей, – всего 10 прилагательных.
Вывод: Таким образом, все эти части речи, которые мы нашли, характеризуют:
Внешний мир (в данном случае зимний вечер во время бури).
Дом (здесь ветхую лачужку).
Няню поэта Арину Родионовну.
Полученные данные показывают, что в стихотворении много существительных . Они…… Но глаголов по сравнению с ними в 10 раз меньше, действия есть, но не так уж много. Ведь автор находится в ссылке, и он ничего не может сделать, он ждет… И к тому же большинство глаголов совершенного вида. Это говорит о том, что действия непродолжительны, все обязательно закончится, придет время (в нашем стихотворении буря закончится, автор обязательно вернется из ссылки).
Прилагательных , как и глаголов 10, их наличие нам говорит о том, что в стихотворении есть описание, а именно описание бури, лачужки, старушки (няни).
Вывод: Таким образом, проанализировав стихотворение методом Ярхо, мы подтверждаем идею поэтического произведения : лирический герой, окруженный холодом, тоской, мечтает о светлом будущем, надеется и верит в него.
Итак, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя.
VI. Домашнее задание.
Проанализировать стихотворение по методам А.П. Журавлева, Б. Ярхо в тетрадь.
VI . Подведение итогов урока.
1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.
2. Учитель подводит итоги работы групп.
VII . Выставление оценок учащимся за работу на уроке.