Значение образов в поэме 12. Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант). Возможно это вас заинтересует

Революционные волнения начала ХХ века в России вызвали отклики многих литераторов. События 1917 года и Гражданской войны побуждали к созданию произведений как современников, так и писателей поздних периодов, вплоть до сегодняшнего дня. Среди поэтов, вдохновившихся этим периодом отечественной истории, был и А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» отобразила неоднозначное авторское восприятие переворота, о смысле которого гадают до сих пор. Богатая символика произведения имеет большое количество интерпретаций.

Символы: роль и их значение

Что значит символ для поэта? Это всё равно, что термин для ученого, то есть при помощи него можно более ёмко, без лишних слов, выразить мысль. И Блок в своём творчестве активно пользовался такой возможностью.

  • Цвета. Первое, чем встречает поэма читателя, – антитеза цветов – чёрного и белого. В мировой культуре у этих оттенков существуют десятки значений, но именно для этой поэмы белый – обновление, стремление к будущему, чёрный – мрак старого мира, страдание души, вызванное грехом. Кроме того, в тексте присутствует красный, выражающий сопротивление, желание перемен.
  • Ветер – знак бури и революции. Он пытается взвихрить снег, чтобы занести всё старое, пережитое.
  • 12 – число, наделённое особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с множеством апостолов на Тайной вечере. Существует масса гипотез, какая авторская позиция скрывается за евангельской символикой. Возможно, для Блока события 17-го года сопоставимы по значимости в истории человечества со Страстной неделей.

Образы

  1. Важно подчеркнуть роль и образ автора в «Двенадцати». Блок осознавал, что присутствует при эпохальном событии, он интуитивно ощущал грядущие в стране перемены, потому в этом произведении «Писатель – вития», а сама поэма ассоциируется скорее с летописью. Здесь поэт выступает в роли Пимена или Нестора, цель которого – запечатлеть происходящее.
  2. Обратимся к образу двенадцати красногвардейцев. По именам названы не все, но названные в поэме герои не случайно совпадают с апостолами. Такое упоминание позволяет закрепить за героями наибольшее число ассоциаций, вызываемых у читателя. Иван, Андрей, Петр – эти имена и сакральны, и социальны одновременно.
  3. Например, Петруха раскаивается в убийстве из ревности, но этот герой не был бы столь значимым для поэмы, не вызывай его имя аллюзию на Петра, что отрёкся от Христа. Преступление в обоих случаях не является поводом сойти с пути, но стимулирует с ещё большим рвением двигаться дальше. И для Петра блоковского, и для евангельского не было времени сожалеть о содеянном: нужно двигаться вперед, для воплощения общей идеи.
  4. Самым обсуждаемым образом в поэме является Христос (сочинение о его роли в произведении доступно ). Интересно проследить, как он возникает в поэме. В начале поэмы присутствует ветер, в 12-й главе у этой стихии появляется красный флаг, этот же атрибут и в руках Христа. Можно предположить, что Спаситель присутствует в поэме с первых строк, но в виде духа, дуновения, а находит своё воплощение лишь в конце произведения. Что значит этот образ для поэмы? Несправедливо считать, что это знак авторского одобрения событиям 1917 года. Блок осознавал неизбежность революции, невозможность вернуться к старому порядку. Мир стал другим, старый свет остался в прошлом, страна на пороге новой эры. Предыдущая – началась с Христа и апостолов. И они никуда не исчезли: сменились декорации, но главные герои остались.

Символические образы и их смысл в поэме А. Блока "Двенадцать» По определению, символ - это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных при­емов - метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему это нра­вится, и так, как он их лично понимает. Точно так же и в худо­жественном тексте символы появляются не столько благодаря сознательному расчету автора на то, что читатель увидит в них что-то конкретное, сколько по причинам подсознательным, за­частую они связаны с весьма абстрактными ассоциациями пи­сателя по отношению к разным словам, предметам и действи­ям. В какой-то мере символы могут послужить при раскрытии авторской позиции, но из-за неоднозначности их восприятия никаких точных выводов, как правило, сделать нельзя. Поэма Александра Блока "Двенадцать» достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему. Ритм первой главы "Двенадцати» выдержан в стиле на­родном, которым обычно сопровождались выступления ма­леньких кукольных театров - вертепов или разные скоморо­шьи представления. Такой прием сразу дает ощущение нере­альности. Тут же добавлен такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными контрастами "черное - белое», со­здает впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или вы­ступление того же самого вертепа, и это впечатление не исче­зает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки графичен: белый снег - черное небо - ветер - огни.

Эти легко представимые детали отнюдь не придают реальности картинам, зато легко ассоциируются с кадрами из фильма "Термина­тор», который, в свою очередь, сюжетно связан с Апокалип­сисом. Черно небо, снег и огонь - вполне подходящие сим­волы для земли, над которой навис гнев Божий. Для продолжения темы Страшного суда можно взять глав­ную песнь исландской "Старшей Эдды» - "Прорицание Вёльви». Согласно скандинавской мифологии, концу света предшествует трехлетняя зима, называемая "Фимбульветр», которая начинается с того, что волк поедает солнце. Во время этой зимы происходят братоубийственные войны, так про нее и говорится - "...время волков и троллей - великий блуд». На это прямо указывают некоторые детали "Двенадцати» - все тот же черно-белый пейзаж, сход проституток, даже волк имеется, - правда, в виде облезлого пса! По "Эдде», после этой зимы произойдет Последняя Битва, когда "хорошие» бо­жества - асы и герои выйдут против нехороших троллей, ве­ликанов, волка, Феприза и змеи Мидгард - "мировой змеи». Вспомним эпизод из последней главы, когда "двенадцать» гро­зят именно штыком псу, то есть волку, и снежным сугробам, в которых, как известно, справляют свадьбы ведьмы, тролли и прочая нечисть.

Однако роль "двенадцати» в этой системе четко не определена - то ли это "хорошие» асы, то ли крова­вые тролли, пожиратели трупов, разжигатели мирового адско­го пожара, вместе с которыми - волк. Двенадцать - ключевое число поэмы, и множество ассо­циаций можно связать именно с ним. Прежде всего это две­надцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Получается какое-то "пограничное» число, так как конец старого дня (или года), а также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Не­ясно, что впереди. Наверное, "мировой пожар» вскоре пере­кинется на все сущее. Но это вселяет и некоторую надежду, ведь гибель старого мира обещает рождение чего-то нового. Так в христианстве, где избранные обретут рай, так у скан­динавов, где во время Последней Битвы рухнет мировой ясень Иидрасиль, обрушатся и небеса, и преисподняя (кста­ти, созданные из трупа некоего великана).

Но спасутся неко­торые асы, и мужчина с женщиной, которые Будут питаться Росой по утрам И людей породят. Другая числовая ассоциация - это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды от­рекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает.

К тому же он - убийца своей бывшей воз­любленной. Замотал платок на шее - Не оправиться никак. Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька (Иоанн). И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы, Ничего не жаль... Их винтовочки стальные На незримого врага... А чуть раньше: "Эх, эх, без креста!» Получаются какие-то антиапостолы - с винтовками вместо креста, уголовники, грабители, убийцы, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в собаку, хоть во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа. И вдруг А. Блок неожиданно разрушает кон­цепцию антиапостолов - тем, что возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым флагом! Еще одна важная деталь связана с этими "двенадцатью»: "На спину б надо бубновый туз!» Здесь можно подобрать разные объяснения. Во-первых, "двенадцать» - это каторжники, а туз - знак отличия от мирных граждан.

Во-вторых, это кра­сочно наряженное языческое шествие, святочные колядки, например. В-третьих - крестный ход, тогда и Иисус Христос на месте. Далее, "туз» по-английски "асе», и снова вспомина­ются скандинавские асы, которых, кстати, было тоже двенад­цать. А может быть, это просто революционный патруль и красные тузы - опять-таки для отличия. Сложная система символики Александра Блока не дает возможности сказать, кто такие эти "двенадцать».

Но это не столь и важно. Благодаря символике поэма получилась весь­ма емкой. Здесь и история греха с последующей расплатой, и убийства с раскаянием и забвением, но самое главное - это идея гибели и поругания старого мира. Был ли он хорош или плох, уже не имеет значения. Падение свершилось, и можно только надеяться, что впереди будет нечто лучшее.

Поэму Блока ” Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не предавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Александр Александрович использовал символы для того, чтобы с их помощью предать глубокий смысл самым обычным, казалось бы, ничего не значащим сцену. Блок употреблял в своей поэме множество символов: это и имена, и числа, и цвета.

Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении “белого” и “черного”. Два противоположных цвета, я думаю, могут означать только раскол, разделение. Черный цвет – цвет смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего. В поэме встречаются словосочетания: чёрное небо, чёрная злоба, белые роза. Я думаю, что “черное небо”, нависшее над городом, сродни “черной злобе”, скопившейся в сердцах “двенадцати”. Здесь угадывается давняя обида, боль, ненависть, по отношению к “старому” миру.

Злоба, грустная злоба.

Кипит в груди

Чёрная злоба, святая злоба…

В поэме также фигурирует красный цвет. Он символизирует кровь, огонь. Блок размышляет о возможности перерождения человека в очистительном огне революции. Революция для автора – рождение гармонии из хаоса. Символично также число двенадцать. Двенадцать – число апостолов Христа, число присяжных заседателей в суде, число человек в отрядах, которые патрулировали Петроград. Главные герои поэмы немыслимы в не данной эпохи, эпохи революции. Двенадцать идущих, зачатки нового сознания, противопоставлены воплощению ” старого” мира – “буржую на перекрёстке” , “барыня в каракуле”, “писателю – витие”. “Двенадцать” символизируют, я думаю, саму революцию стремящуюся избавиться от прошлого, идущую стремительно вперёд, уничтожая всех своих врагов.

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Революция 1917 года оставила неизгладимый след в истории нашего государства. После нее многое поменялось, многое переосмыслялось. В поэме « » Блок дает свою оценку и анализ произошедшим событиям.

Анализируя данное произведение нужно отметить, что автор создал систему образов-символов, которые показывают нам весь масштаб революционных событий.

Одним из первых образов-символов, с которым мы встречаемся на страницах поэмы, становится ветер. Будучи стихийным природным явлением, ветер становится символом стихийного и разрушающего характера революции. Революция, словно ветер, сметает все на своем пути и ни кто не может от этого скрыться.

Следующим символом в поэме «Двенадцать» является «мировой пожар», который отражает глобальный масштаб революционных событий. Блок сравнивал революцию со «снежным бураном». Автор говорил о том, что революция способна распространиться на весь мир, то есть превратиться в «мировой циклон».

Движущей силой этого «мирового циклона» должны были стать двенадцать. Двенадцать – это простые русские солдаты, которые шагали по улицам революционного Петрограда. Они – двенадцать апостолов революции, которые прокладывают путь и доносят революционные идеи в массы. Их дорога пропитана кровью и болью, двенадцать готовы убить и расправиться с каждым. Блок не осуждал поступки двенадцати, ведь верил, что путь к светлому будущему лежит через кровь и разруху.

Символами старого буржуазного общества становится старуха, которой не понятны революционные лозунги. Поп и буржуй теперь должны опасаться за свою жизнь, ведь они знают, что в «новом мире» им не будет места.

Старый «безродный» пес становится символом «старого мира». Он плетется за двенадцатью в надежде на помилование и снисхождение.

Немаловажное место в поэме «Двенадцать» занимает образ Христа. Христос здесь становится символом гармоничного и светлого будущего. Он идет впереди двенадцати, словно указывая им дорогу в «новый мир». С другой стороны Блок хотел показать нам, что Христос, как и много веков назад вновь сошел на землю, чтобы помочь человечеству побороть грязь и разруху.

Революционный город становится символов огромной страны, которую охватила революционная борьба. Вообще, борьба «старого» и «нового» мира становятся главной темой произведения. Эту борьбу Блок показывает через борьбу цвета. Так, «черное небо» противостоит «белому снегу»; красный флаг с одной стороны становится символом победы, а с другой – символом кровавого настоящего.

С помощью поэмы «Двенадцать» Блок хотел показать нам, как в грязи и в крови рождается новый человек. Именно в этом автор и видел основное предназначение революции.

Поэма “Двенадцать” является одним из лучших произведений А. Блока. В основу поэмы Блок положил события русской революции 1917 года. Автор показывает нам крах старого и наступление нового мира. Вся поэма насквозь проникнута символикой, и, хотя, символику А. Блок использовал во многих своих произведениях, перед нами предстает совсем новый тип художественного произведения. Принцип диссонанса присутствует непосредственно во всей поэме. Образы поэмы сложны и противоречивы. Революцию А. Блок изображает в виде неуправляемой стихии.

Например, образы метели, ветра: Черный вечер, Теплый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете! В поэме Блок противопоставляет старому миру новый, черному – белое. На смену обломкам старого мира: буржую, товарищу попу, барыне в каракуле – приходит коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей мира нового.

Двенадцать – ключевое число поэмы. С этим числом можно связать много ассоциаций. Прежде всего, это двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года. В итоге получается какое-то пограничное число, так как конец старого года, или дня, и начало нового – это предопределение своеобразного рубежа. У Блока таким рубежом стало падение старого мира.

Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи. В революции А. Блок видел не только положительные, но и отрицательные черты. Революционеры шли на все, даже на грабежи и убийства: Зажигайте этажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба! Единственное событие поэмы – убийство Катьки – говорит о том же. Все происходит как стихийный акт. В финале поэмы сквозь метель идут двенадцать красногвардейцев. Позади них плетется “голодный пес”, олицетворяющий старый мир, а впереди – Иисус Христос с “кровавым флагом”.

“Кровавый флаг” ассоциируется не только со цветом революционных знамен, но и с пролитой в поэме кровью Катьки. Очень сложным является образ Иисуса Христа. Этот образ практически невозможно раскрыть. Даже сам Блок не смог объяснить, почему он поместил в конце поэмы этот образ. Благодаря символике, небольшая поэма получилась весьма емкой.

Блок уместил сущность революции в своей поэме и сделал это с большим мастерством. Он тонко изобразил революционную эпоху. Я не могу сказать однозначно, поддерживал ли Блок революцию, но считаю, что критики, которые говорили о том, что Блок прославлял революцию, были не правы.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Тема поэмы – восприятие Блоком революции, он считает, что революция это обновление, очищение мира. Ветер сопутствует красноармейскому патрулю, защищающему революцию, это символ очищения, но...

  2. Загрузка... И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи...

  3. Загрузка... По определению, символ - это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных приемов - метафор, гипербол и прочих, символы многозначны,...

  4. Загрузка... Каждый из нас знает о событиях октября 1917 года. В учебниках истории эта дата обозначается не иначе как "Великая Октябрьская социалистическая революция". Нам, живущим...

  5. Загрузка... Более восьмидесяти лет назад услышал А. Блок "музыку революции". Что чувствовал Блок, что испытывал в те непростые и тяжелые для страны времена? Считается, что...

Поделиться