Значение слова «благо. Какие блага необходимые человеку? В чем благо человеческое

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Благо (Good ) - это какой-либо предмет, который может быть материальным и нематериальным, способный удовлетворить существующие потребности, свойственные потребителям или же может быть использованным для определенных целей производителем.

В процессе производства происходит приспособление исходных ресурсов (труд, капитал, земля) к человеческим потребностям, а также создание тех благ, которые удовлетворяют различные потребности людей. Все эти потребности удовлетворяются не только теми продуктами, которые были созданы в процессе производства. Карл Менгер в работе "Основание политической экономии" рассматривал условия превращения вещи в благо:

  • наличие потребностей;
  • способность вещи удовлетворить потребность;
  • познание человеком причинно-следственной связи;
  • возможность распоряжаться вещью для удовлетворения потребностей.

Если выполняются все эти четыре условия, то вещь становится благом.

Некоторые блага имеются почти в неограниченном количестве и масштабах (например, воздух), другие же лишь в ограниченном размере. Эти ограниченные блага называются экономическими благами.

Все блага можно разделить на два таких типа, как производственные ресурсы и производимые на основе этих ресурсов потребительские блага .

Потребительские блага в свою очередь делятся на долговременные , которые предполагают многоразовое их использование (например, автомобиль, книга, бытовая техника и пр.) и недолговременные , которые исчезают в процессе их разового потребления (например, хлеб, сок и пр.). Среди благ выделяются также взаимозаменяемые, или субституты (например, чай и кофе, шариковая ручка и гелевая ручка и т.д.) и взаимодополняемые, или комплементарные (например, чай и сахар, автомобиль и бензин и т.д.).

Экономическое благо обладает тремя главными свойствами:

  • ограниченность;
  • полезность;
  • ценность.

Как писал в своей работе "Основание политической экономии" Карл Менгер: "Ценность благ более высокого порядка регулируются ожидаемой ценностью благ более низкого для производства которых их предназначили или предназначают участники экономического процесса". Например, зерно имеет ценность лишь в том случае, если из него в конечном счете будет испечен хлеб. В данном примере благо является благом 3-го порядка, мука - 2-го порядка, хлеб - 1-го порядка. Блага более низкого порядка идут на удовлетворение человеческих потребностей. Таким образом, блага 1-го порядка сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны для удовлетворения человеческих потребностей. В этой идее заключается теория вменения. Ценность вменяется производственным благам в силу их необходимости для создания потребительских благ.

Соотношение между потребностью и количеством данного блага определяет ценность этого блага. Ценность - это то, что люди предписывают благам в зависимости от соотношения между количеством блага и степенью удовлетворения потребностей. Поэтому каждая дополнительная единица данного блага получает все меньшую и меньшую ценность. Следовательно, полезность, получаемая от каждой дополнительной единицы блага, по мере насыщения данным благом будет снижаться. Предельная полезность любого блага представляет собой прирост общей полезности, получаемой в результате потребления дополнительной единицы блага. Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности) гласит: величина удовлетворения потребности от потребления каждой дополнительной единицы блага данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения .

Экономические блага, готовые к продаже, безотносительно к их материальности, мобильности, их свойствам как продуктов труда и независимо от того, кто их выставляет на продажу, называются товарами.

БЛАГО (греческий αγαθ?ν, латинский bonum), в философии - конечный предмет стремления, а также всё способствующее его достижению; в богословии - одно из имён Бога. В обыденной речи слова «благо», «благой», «хороший» употребляются как в абсолютном, так и в относительном смысле. Некоторая вещь может быть названа «благой» сама по себе, безотносительно к чему бы то ни было, если она в полной мере является тем, чем может быть. Сущее понимается в этом случае как становящееся чем-то, а его «благость» - как реализация всех заложенных в нём возможностей. При таком словоупотреблении «благой» приближается по значению к «совершенный». В ином смысле вещь может быть названа «благой», если она хороша для чего-то другого. Так, страдание, хотя и не является благо само по себе, может быть признано таковым ввиду его способности служить выявлению характера. Богатство и другие, так называемые материальные блага считаются благами, поскольку за ними признаётся способность обеспечить человеку счастливую жизнь. При таком словоупотреблении «благое» приравнивается к «полезному», то есть способствующему успешному достижению поставленной цели. Это ведёт к иерархизации понятия благо: нечто признаётся благом потому, что является средством достижения определённой цели, цель почитается благой, поскольку служит ещё более высокой цели, и так далее. В результате выстраивается цепочка благ, каждое из которых является таковым благодаря вышестоящему члену, а все они вместе зависят в своём существовании от некоего высшего, или абсолютного, благо, которое мыслится желанным ради себя самого и, т.о., венчает собой всю иерархию.

В античной философии вопрос о благе в безотносительном смысле впервые поднимается Платоном, для которого понять ту или иную вещь означало выяснить её идею, выступающую по отношению к самой вещи как причина её существования и познания. Согласно такому подходу, любая вещь может быть признана благой лишь в той мере, в какой приобщается к идее благо. Знание этой идеи есть самое важное и необходимое из знаний, однако достичь его так же трудно, как и увидеть Солнце, поскольку, в отличие от других идей, благо не является умопостигаемым предметом, но скорее представляет собой источник познаваемости идей. Подобно тому, как глаз видит чувственные вещи в свете Солнца, так ум видит идеи в свете идеи блага. Развивая аналогию с Солнцем, Платон утверждает, что идея блага является не только началом познания, но и началом бытия вещей, так как «быть» для него означает быть чем-то определённым, осмысленным. Как источник бытия и познания благо по необходимости оказывается за пределами и того, и другого, так что в известном смысле оно непознаваемо и не существует: «само благо не есть бытие, оно за пределами бытия, превосходя его по старшинству и силе» («Государство», VI, 509Ь). Это позволяет Платону отождествить благо с Единым, поскольку единство также является необходимым условием бытия сущего и также, взятое само по себе, не может рассматриваться как существующее. Неоплатоники (Плотин, Прокл), объединив разработку понятия благо в «Государстве» с диалектическим рассмотрением единого и многого в платоновском диалоге «Парменид», развили самостоятельную науку о благе как едином - генологию.

Хотя Аристотель и ограничивает рассмотрение блага рамками практической философии (этики и политики), тем не менее, благо выступает у него центральным для всего его учения в целом, включая физику и метафизику. Аристотель, в отличие от Платона, отказывается сводить все хорошие и благие вещи к одной-единственной идее, полагая, что благо по-разному определяется в разных категориях и «имеет столько же значений, сколько и бытие» («Никомахова этика», I, 4, 1096а 20). Так, в категории сущности благо зовётся Бог или Ум, в категории качества - добродетели, в категории количества - мера, в категории времени - удобный момент и так далее. И, поскольку знание блага самого по себе невозможно, Аристотель выясняет, в чём состоит высшее благо человека. Если это цель, избираемая сама по себе, то обычно такой целью считают счастье как жизнь самодостаточную и ни в чём не нуждающуюся. Аристотель определяет счастье как «деятельность души сообразно... наилучшей и наиболее совершенной добродетели» (там же, I, 6, 1098а 16-18), каковой является добродетель ума - мудрость; поэтому высшее благо человека составляют созерцание и мышление. Однако мышление является не только высшей, но и божественной частью человеческой души, поэтому сообразная ему жизнь и деятельность будет не столько человеческой, сколько божественной. Отсюда конечной целью человека, а значит и человеческого общества в целом, является достижение жизни, подобной Богу. Но ту же цель преследует, согласно Аристотелю, и космос в целом, поскольку он приводится в движение божественным Умом, выступающим как предмет желания и цель, то есть как благо.

Понятие блага в христианскую эпоху продолжает сохранять своё унаследованное от античности онтологическое значение. Оно по-прежнему отождествляется с бытием и совершенством, понимаемым как полное осуществление вещью своей природы. Согласно Августину и Боэцию, бытие есть благо; по словам Боэция, все вещи благи, поскольку они существуют, не будучи, однако, благими по своей сущности и своим акциденциям. Согласно средневековым латинским богословам, всякая вещь является благой, поскольку она совершенна, и совершенство любой вещи есть её благость (Фома Аквинский, «Сумма теологии», 5, 1-5). Отсюда известная средневековая формула «бытие и благо обратимы» (ens et bonum convertuntur). Однако теперь совершенство вещи мыслится по отношению к Богу-Творцу, который представляет собой высшее совершенство, а значит и высшее благо. В Библии благость тварного бытия утверждается в силу его соответствия замыслу Творца: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Человек как одно из созданий Бога благ, поскольку его природа вполне соответствует его назначению, состоящему в познании Бога и прямом общении с Ним. Однако вследствие грехопадения природа человека, а вместе с ней и природа всего мира подверглись искажению, так что ни человек, ни какая-либо сотворённая вещь уже не в состоянии осуществить своё предназначение собственными силами и нуждаются для этого в помощи свыше: без божественной помощи - благодати, восстанавливающей природу в соответствии с её исходным замыслом, ни человек, ни мир не могут достигнуть конечной цели своего существования.

Уже в средневековой философии единое понятие блага обнаруживает тенденцию к расчленению: блага делятся на объективные и субъективные, на имеющие утилитарного значения и желанные сами по себе, причём объективные разделяются на благо божественное и благо тварных вещей, а субъективные - на духовные, душевные и материальные. В Новое время каждое из этих частных благ начинает претендовать на роль блага как такового, в результате чего это понятие постепенно теряет свой универсальный онтологический статус, становясь отчасти термином этики, понимаемой как специальная дисциплина, отчасти же делаясь достоянием обиходной и поэтической речи. Утрата благом своего прежнего значения приводит к тому, что на его место становится заимствованное из экономического лексикона понятие ценности (смотри Аксиология). Ценность - это благо, лишённое связи с бытием, не только не сверхсущее, как в платонизме и традиционном богословии, но и практически несущее и всего лишь приписываемое бытию субъектом. Превращение блага в ценность прослеживается начиная с Р. Декарта, который в противоположность схоластической традиции уже не встраивает человека в тварный космос в качестве его вершины и венца творения, но противопоставляет его природе как субстанцию мыслящую - субстанции протяжённой. Оказавшись перед лицом бытия, сведённого к чистой предметности, человек вынужден самостоятельно наполнять его смыслом и содержанием, чтобы иметь возможность так или иначе ориентироваться в этом чуждом и никак не связанном с ним мире. В роли этого извне вносимого в бытие содержания, наделяющего смыслом то, что как таковое им не обладает, и выступают ценности.

Если философами 17-18 века (благо Спиноза, Т. Гоббс, Г. В. Лейбниц, Д. Юм) ещё активно обсуждался вопрос о том, является ли благо объективным свойством сущего или субъективным отношением к нему человека, то уже у И. Канта это понятие решительным образом переносится внутрь субъекта, правда, субъекта трансцендентального, а не эмпирического: «Невозможно представить себе ничего ни в мире, ни даже за его пределами, что без ограничений можно было бы рассматривать как благо, за исключением одной лишь благой воли» («Основные идеи к метафизике нравов», I). Ограниченное, таким образом, сферой человеческой деятельности, благо становится категорией морали и окончательно изгоняется из окружающего мира. По замечанию Г. В. Ф. Гегеля, мир при этом мыслится как находящийся вне меня, оставленный Богом и ожидающий, «чтобы я внёс в него цель и добро». Впоследствии, когда человек начинает рассматриваться как продукт естественной эволюции, а традиционная мораль - как проявление «воли к власти» (Ф. Ницше), постулируемый Кантом принцип автономии этики приводит к тому, что благо либо получает натуралистическое истолкование, как, например, в дарвинизме, где им признаётся самосохранение и эволюционное процветание человека как вида, либо же отдаётся на откуп индивидуальному произволу, который по собственному желанию устанавливает, переоценивает и ниспровергает блага для себя и других.

Важные последствия для понятия блага имела предпринятая Гегелем попытка найти замену старой метафизической системе координат, приведшая в конечном итоге к превращению человеческого блага в благо общественное. Для Гегеля мировая история есть история развития абсолютного Духа, конечная цель которой, отождествляемая с высшим благом, состоит в полном и окончательном осознании Духом самого себя в свободе абсолютного знания. Однако отдельный человек, живущий в конкретную историческую эпоху, как правило, не осознаёт этой цели и не делает её предметом своих стремлений. Благом для него будет считаться то, что в данный исторический момент предписывает ему его эпоха, иными словами - соответствие духу времени. Так традиционная практическая философия, нацеленная на благо каждого индивида, поглощается у Гегеля спекулятивной философией истории. Гегелевский историзм, нашедший своё продолжение в марксизме и позитивизме, оказал огромное влияние на массовое сознание (отождествление «благого» с «прогрессивным» и тому подобное). И поскольку историческая наука как таковая не может ответить на вопрос, какое из множества предлагаемых толкований цели всемирно-исторического процесса является верным, то выбор этого толкования оказывается отданным на откуп частным интересам различных лиц или групп.

Лит.: Ewing А. С. The definition of the Good. N. Y., 1948; Kuhn Н. Das Sein und das Gute. Мünch., 1962.

Всякое средство, удовлетворяющее человеческую потребность, есть благо . Для выполнения этой функции блага должны обладать полезностью. Полезность - это годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей. Незнание полезных свойств вещей исключает их из состава благ. Например, каменный уголь до XVIII века практически не исполь­зовался в экономике и, следовательно, не был благом.

Полезность благ может проявляться как в материальной, так и нематериальной форме. Так, картошка на нашем обеденном столе - вещь сугубо материальная, в то же время книги, газеты, телеви­зор приносят нам блага нематериального характера.

Блага, используемые человеком, делятся на экономические и неэкономические. К экономическим относятся блага, возможнос­ти получения которых по отношению к человеческим запросам ог­раничены. Иными словами, экономические блага редки.

Неэкономические блага наличествуют в окружающем нас мире в неограниченном количестве. Поэтому потребности в них удовлет­воряются полностью. К ним относятся свободно воспроизводимые природные блага: воздух, свет, вода.

Неэкономические блага переходят в разряд экономических, если происходит или увеличение потребности в них, или сокра­щаются источники их поступления. Например, вода, бегущая из источника в лесу, является неэкономическим благом. Вода же, поступающая к нам в квартиру по водопроводу, - это экономичес­кое благо, так как ее количество по отношению к нашим потреб­ностям ограничено.

Применительно к экономическим благам принципиальное значение имеет проблема определения их ценности. В свое время А. Смит сформулировал известный парадокс об алмазе и воде. « Нет ничего полезнее воды, - отмечал Смит, - но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество товаров». Разрешение парадокса было дано в рамках австрийской экономической школы. По их мнению, ценность благ напрямую зависти от их редкости по отношению к человеческим потребностям.

Экономические блага подразделяются на материальные и нема­териальные. В свою очередь материальные блага делятся на предметы потребления (прямые блага), средства производства (косвенные или производственные блага) и услуги.

Прямые блага поступают конечному потребителю (населению) непосредственно в виде продуктов питания, одежды, обуви и т.д. Различают потребительские блага краткосрочного пользования, срок службы которых менее года (например, пища, лекарства, сюда же относят одежду) и блага длительного пользования (ме­бель, автомобили, телевизоры и т.д.).

Косвенные блага опосредуют процесс получения предметов по­требления. Они необходимы не ради самих себя, а ради потреби­тельских благ, которые производятся с их помощью. По способу участия в процессе производства они подразделяются на двегруппы:

1. Средства труда, используемые в производ­ственном процессе многократно и не становящиеся частью гото­вой продукции. Сюда относятся здания, машины, оборудование.

2. Сырье и материалы, полностью использу­емые в одном производственном акте и становящиеся частью го­тового продукта (железная руда при производстве чугуна и ста­ли, материалы при изготовлении одежды и т.д.).

Между производством и потреблением существует сфера мате­риальных услуг. Она обеспечивает, например, транспортировку производимых благ от производителей к потребителям, хранение, упаковку, продажу продукции и т.д.

Нематериальные блага связаны с удовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним нематериальным благам относится вся со­вокупность физических, нравственных, культурных, деловых и профессиональных данных человека. Иными словами, внутренние нематериальные блага - это, в первую очередь, тот духовный багаж, которым располагает каждый человек.

К внешним нематериальным благам относятся блага, которые оказывают данному человеку другие люди в нематериальной фор­ме (услуги адвоката, преподавателя, священника и т.п.).

Кроме того, экономические блага могут классифицироваться по формам потребления на индивидуальные и клубные (общественные).

Какие блага необходимы человеку?

Как перейдешь границу, так приятное становится отвратительным. Демокрит, древнегреческий ученый

Прочитав, ты узнаешь:

  • ? Чем удовлетворяются потребности человека.
  • ? Какова роль природы в удовлетворении твоих нужд.
  • ? Каким образом общественное производство предоставляет тебе все необходимое.
  • ? В чем заключаются отличия во благах, которые удовлетворяют твои нужды в пище и образовании.
  • ? можно ли одну и ту же потребность удовлетворить по-разному.
  • ? Существует ли определенная связь между вещами, которые удовлетворяют твои нужды.

Из прошлой темы ты уже знаешь, что для своей жизни человек должен удовлетворять разнообразнейшие нужды. Что ей для этого необходимое?

Что такое блага и какие из них удовлетворяют наши нужды. Ощутив жажду, ты пьешь чай, кофе, воду. Замерзши, ты одеваешь теплую одежду. Экономисты говорят: "Все, что удовлетворяет наши нужды, - это блага". Часть необходимых для жизни человека благ он берет от природы. Этот воздух и солнечные лучи, источники воды и водоема, лесные ягоды и орехи, грибы и рыба, цветы и врачебные растения. Все это - бесплатные блага.

Бесплатные блага люди не создают, а находят в природе в готовом для использования виде. Бесплатность таких благ относительна. Она означает только то, что эти блага не являются продуктом человеческой работы, а получены от природы. В определенных неблагоприятных условиях в обществе возрастает количество так называемых бесплатных благ, они становятся платными для пользователя (питьевая вода, врачебные растения, земля, чистый воздух и т.п.).

Тем не менее, человеку надо значительно больше благ, чем природа способна дать. Поэтому люди научились добывать и создавать необходимые им блага. Так вот, те блага, которые человек специально создает, вырабатывают с целью удовлетворения своих нужд, называют экономическими. Взглянув на вещи, которыми ты пользуешься в жизни, ты согласишься, что все они произведены на разных заводах и фабриках ради удовлетворения твоих нужд. Это - экономические блага, необходимые тебе в жизни. Примерами экономических благ могут служить , автомобиль, телевизор, лыжи, авторучка, велосипед.

Экономические блага отличаются от бесплатных тем, что является результатом сознательной человеческой работы, ориентированной на производство определенных благ для удовлетворения определенных нужд. Поэтому экономические блага всегда количественно ограничены. Создание экономических благ осуществляется осознанно, т.е. соответственно предыдущему замыслу или плану. Процесс создания человеком благ отличается от инстинктивных действий пчел, которые создают ячейки из воска, или бобров, которые строят запруды, тем, что действия человека направлены на реализацию заранее поставленной цели.

И в конце концов, для создания экономических благ, человек должен использовать другие блага. Ведь твой свитер связан из шерсти, а ботинки изготовлены из кожи.

Ныне человечество вырабатывает десятки миллионов экономических благ, и все они, так же, как и бесплатные блага, назначаются для удовлетворения нужд человека.

Экономические блага, которыми пользуются люди, весьма разнообразны. Одними из них можно пользоваться много лет (мебель, холодильник, автомобиль). Такие экономические блага называют долгодействующими, т.е. вещами продолжительного пользования.

Другие экономические блага человек применяет лишь один раз. Это непродолжительные экономические блага (например, хлеб, сахар, ветчина, мороженое). Известный персонаж мультфильма Винни-Пух утверждал, что мед - это такая вещь, которая вот она есть, и сразу же ее нет.

Таким образом, критерием деления экономических благ на долгодействующие и непродолжительные, есть срок их использования человеком. Взаимозаменяемыми являются также ряд услуг. Например, транспортировка грузов и пассажиров можно осуществлять с помощью локомотивов, поездов или автомобилей. Кроме того, существуют товары, способные удовлетворять потребности человека лишь в комплексе. Это автомобиль и бензин, лыжи и лыжные ботинки, фотоаппарат и фотопленка. Такие товары называют взаимодополняемыми ими (или комплементарными).

Итак, чтобы жить, человек должен удовлетворять свои нужды разнообразными благами. Часть необходимых благ человек берет от природы, а большую их часть он вырабатывает сознательно. А что нужно человеку для создания этих благ? Об этом ты узнаешь из следующей темы.

Давай повторим

  • Блага - это все то, что удовлетворяет наши нужды. Различают блага:
  • Бесплатные блага - это блага, которые люди не создают сами, а берут от природы.
  • Экономические блага - это блага, которые человек специально создает, вырабатывает для удовлетворения своих нужд.

Экономические блага в зависимости от срока использования делятся на долгодействующие и непродолжительные.

  • Долгодействующие экономические блага - это блага, на которых человек вырос и чем пользуется продолжительное время.
  • Непродолжительные экономические блага - это блага, которые человек вырабатывает и использует сразу.

Экономические блага разделяют на товары и услуги.

  • Товары - это экономические блага, которые принимают овеществленную форму
  • Услуги - это экономические блага, которые предоставляются в форме полезных действий или обслуживания.

Товары и услуги могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.

  • Взаимозаменяемыми (субституты) товары - это товары и услуги, способные удовлетворять одну и ту же потребность человека.
  • Взаимодополняемыми (комплементарные) товары - это товары и услуги, способные удовлетворить определенную потребность человека в комплексе.

Проверь себя

1. В каком перечне приведены лишь бесплатные блага:

  • а) кока-кола, платье, лыжи;
  • б) пиво, магнитофон, посуда;
  • в) хворост, минералы, солнце;
  • г) бумага, резина, автомобиль.
  • В каком перечне точно приведены экономические блага:
  • а) услуги врача, дрова, воздух;
  • б) компьютер, орехи, макароны;
  • в) папиросы, тепло, книжки;
  • г) масло, станок, кока-кола.
  • Что отличает услуги от товара:
  • а) редкость;
  • б) способность удовлетворять потребности человека;
  • в) неощутимость;
  • г) польза.

Дай ответ на вопрос

1. Какая существует связь между нуждами и благами?

2. Как можно определить понятие "блага"?

3. Какие блага всегда количественно ограничены?

4. Что общего между товаром и услугой?

5. В чем отличие между товаром и услугой?

6. Какие товары можно назвать комплементарными?

1. Способны ли бесплатные блага превратиться в экономические?

2. Одна и та же потребность человека может удовлетворяться разнообразными экономическими благами. А способно ли любое экономическое благо удовлетворять разнообразные нужды людей? Если так, приведи примеры. Если ни - аргументируй свой ответ.

3. С каким свойством нужд связано то, что товары могут быть взаимозаменяемыми?

Вопрос для обсуждения

1. Существуют ли определенные границы в использовании человеком экономических благ?

2. Человек не может сразу одеть несколько пар обуви или костюмов. Почему же тогда все страны стремятся увеличивать производство товаров и гордятся тем, что в расчете на одного жителя своей страны вырабатывается больше благ чем у других?

Советы деловому человеку

  • Возобновляйте ассортименты продукции, которая производится. Помните, что следует не только вырабатывать нужный товар, а и создавать новый, способный удовлетворить одну и ту же потребность, но на высшем уровне.
  • Изучайте товары конкурентов, ведь они удовлетворяют одну и ту же потребность человека, что и ваши.
  • Изучайте товары-субституты, которые, попав на рынок, способны "забрать" вашего потребителя.
Поделиться