Средства языковой выразительности в публицистическом стиле. Выразительные средства в публицистическом тексте. Какой тип речи представлен в этом тексте

Публицистический стиль - это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.

Основные функции публицистического стиля - информационная и воздействующая ; основные формы речи - устная и письмена, типичный вид речи - монолог.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие «неоднородности его задач и условий общения и в целом особенностей экстралингвистической основы» .

Подстили и жанры. п Характерные особенности этого стиля - актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения - обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто - массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Основные подстили данного стиля:

    газетно-публицистический (язык газеты);

    агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.д.);

    официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.);

    массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.).

Жанрами публицистического стиля являются: передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др.

__________________________________________________________________________

Публицистика (от лат. publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, публицистика играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества.

Публицистика содержит огромный документальный материал о самых разных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения публицистики выступают как летопись общественно-политической борьбы, исторический источник, содержащий обширные данные, характеристики позиций различных социальных систем, образные зарисовки событий, характеров, быта, све­дения о культуре и т.д.

Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности: Демосфен, Цицерон, Аристофан, Ювенал, Лукиан, Геродот, Плутарх, Ораторские формы публицистики получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии.

Русская публицистика ведет начало от «Слова о законе и благодати» (XI в.), проповедей Кирилла Туровского (XII в.), обличительных произведений Максима Грека (XVI в.), Ивана Пересветова (XVI в.). Остропублицистический характер носит переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В XVIII в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М.В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.

Публицистические выступления Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко оказали сильное влияние на духовную русского общества.

___________________________________________________________________________

Наиболее полно и широко по всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетной полосе - это постановления и приказы, политические доклады и речи и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

В газете весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния. Так, постановления и приказы, где бы они ни были опубликованы, относятся к официально-деловому стилю. В аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного, научно-публицистического) стиля. Стихотворение или рассказ, опубликованные в газете, тем не менее относятся к художественному стилю.

Тенденция к экспрессивности и стандарту. Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций - к экспрессивности и к стандарту .

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт.

Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то публицист в явной форме выражает свое отношение к сообщаемому (при этом отношение к высказываемому не является сугубо индивидуальным; оно выражает мнение определенной социальной группы, партии и т.д.). В этом случае преобладает экспрессия. Это наблюдается в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и - шире - в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического под стиля относятся: трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога.

Приведем фрагмент статьи «Фирмы-однодневки уйдут в прошлое» из газеты «Комсомольская правда»:

1 января 2003 года МНС закончило перерегистрацию фирм, созданных до 1 июля 2002 года. Те из них, которые так и не подали признаков жизни, будут ликвидированы через суд. Перепись фирм налоговики объявили не для того, чтобы осложнить предпринимателям жизнь. А чтобы составить Единый госреестр и отсечь фирмы- однодневки, химичащие с обналичкой и прячущие деньги в офшорах. Результат получился удивительным. Официальных сведений пока нет, но, по оценкам экспертов, «за бортом» оказалось более миллиона фирм. Причем в это число попали и «случайные жертвы» - те, кто просто не успел переоформиться...» (Комсомольская правда. № 5 от 14.01.2003 г.).

В этом фрагменте использованы стандартные для газетно-публицистического стиля выражения: официальные сведения, по оценкам экспертов, фирмы-однодневки, случайные жертвы, а также языковые стандарты официально-делового стиля: перерегистрация фирм, будут ликвидированы через суд, офшоры. Но встречаются разговорные и даже просторечные слова и выражения: налоговики, отсечь, химичащие, обналичка. Экспрессивность создается также образными средствами выражения: не подали признаков жизни, случайные жертвы, за бортом.

Таким образом, публицистический стиль обладает одновременно экспресивностью и подвижностью. Как отмечал известный французский лингвист Ш. Балли, «язык газет переполнен штампами - да иначе и не может быть: трудно писать быстро и правильно, не прибегая к газетным выражениям» . С другой стороны, воздействующая функция публицистического стиля требует все новых изобразительно-выразительных средств, которые извлекаются из художественной и разговорной речи.

Публицистический стиль имеет свои специфические особенности в лексике, фразеологии, морфологии, синтаксисе.

Особенности лексики. Публицистический стиль отражает социальную многоплановость современного русского литературного языка. В нем используются книжная, разговорная, просторечная и диалектная лексика и фразеология. Публицистика тяготеет к применению языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной (коннотативной) семантикой. Именно они составляют лексический и фразеологический запас тех стандартизированных единиц, употребление которых в языке массовой коммуникации позволяет экономными средствами и быстро достичь понимания авторской мысли массовым адресатом.

Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика - именно с ней связано само формирование публицистического стиля: общество, свобода, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, департамент, консенсус, легитимный. Наряду с нейтральными среди лексических средств публицистического стиля отмечаются слова, имеющие стилистическую окраску и дающие социальную оценку: авангард, созидание, свершения, дерзать, вещать, труженик, инициатор, коррупция, терроризм, военщина, насаждать. Многие слова приобретают окраску публицистического стиля, когда они употребляются не в прямом, а в переносном значении: атмосфера (дружеская атмосфера), уровень (переговоры на уровне глав государств), вахта (трудовая вахта), платформа (политиче­ская платформа), негатив (в ряде статей отражен негатив...), пакет (пакет предложений).

В последние годы публицистический стиль активно обогащается научной терминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления: Интернет, сканер, принтер, инвестиция, холдинг, маркетинг, мониторинг, бренд.

Среди стилистически окрашенной лексики особое место в публицистическом стиле принадлежит книжным пластам, откуда заимствуются эмоционально-экспрессивные слова, имеющие торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую ок­раску: самопожертвование, благотворительность, милосердие, держава, отчизна, отечество, служение, восторжествовать, воздвигать, низвергать, помышлять.

Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика . Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, мужик, коммунальщики, дармовщина, натолкнуть.

Иногда на газетной полосе встречаются просторечные слова и жаргонизмы, например: денежки, одичать, забегаловка, небось, запросто, круто.

В качестве оценочного средства в публицистике могут выступать слова пассивного лексического запаса, прежде всего архаизмы: воинство, кончина, страж, ниспадать, воззвать, вояж, зиждется, ратный.

Для усиления достоверности описания, создания местного колорита в публицистическом стиле могут использоваться варваризмы (иноязычные слова, не до конца освоенные заимствующим языком), например: авеню, денди, миссис, тайм-аут и экзотизмы (слова и выражения, заимствованные из других, часто малоизвестных, языков и подчеркивающие национальную или социальную принадлежность): аул, чум, фазенда, чайхана, гяур.

Публицистический стиль рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, инаугурация президента, ответный визит, выйти на орбиту, вклад в борьбу. Фразеологизмы могут нести в себе позитивную или негативную оценку: сокращение вооружений, гарант безопасности, мирное сосуществование, радикальные перемены, новые русские, с позиций силы, международный экстремизм, гонка вооружений, желтая пресса.

В публицистическом стиле используются речевые стандарты: гуманитарная помощь, коммерческие структуры, информационные источники, служба занятости населения, работники бюджетной сферы, встать на трудовую вахту, подхватить почин.

Речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, следует отличать от речевых штампов.

Стандарт - это «устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает четкой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации» .

Штамп - это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение: на данном этапе, на сегодняшний день, со всей остротой, в деле оказания помощи, в целях распространения, неустанные поиски, добиваться улучшения использования и др.

Первоначально речевой штамп мог быть свежим, выразительным языковым средством, которое в силу частого и однообразного повторения без учета контекста потеряло оригинальность и стало давать при воспроизведении негативный эффект.

Особенности словообразования. В области словообразования публицистический стиль характеризуется продуктивностью иноязычных приставок а-, анти-, архи-, нео-, про-, контр-, пост-, транс-, гипер-, ультра-: антивоенный, неонацисты, контрмеры, постсоветский, трансконтинентальный, ультралевый.

Распространены суффиксальные образования существительных с отвлеченным значением на -ость, -ение, -ство, -щина, - енчество, -ыня: солидарность, освобождение, братство, штурмовщина, иждивенчество, твердыня. Частотны в употреблении суще­ствительные с заимствованными суффиксами -изм, -ация: капитализм, героизм, агитация, нормализация, активизация.

В публицистическом стиле лицо чаще всего обозначается либо по принадлежности к партии, либо по профессии, роду занятий. Используются суффиксальные образования на -ист, -ец, -щик, -ник, -анин: коммунист, реваншист, борец, аппаратчик, застрельщик, заочник, гражданин.

Распространены слова, образованные сложением основ либо сложносуффиксальным способом: мировоззрение, благосклонность, автомобилестроение, слаборазвитый, широкомасштабный, животновод, тепловоз.

В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры: ООН, СНГ, ОАО, ТЭЦ, ЖЭК, ОМОН, ЛДПР и сложносокращенные слова: партстроительство, госконтроль, профсоюз, корпункт, спецназ и др.

Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно - в заголовках: «Лучшее - детям»; «Достойных - в народные избранники»; «Несгибаемые».

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

3) Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

20) Жанры публицистического стиля.

1)Информационный публицистический стиль

Информационный жанр ставит перед собой единственную цель: осведомить читателя о каком-либо событии. Его функция – вызывание какой-либо реакции людей на определенную информацию.

Наиболее характерные примеры публицистического стиля с информационной направленностью таковы:

Заметка;

Репортаж;

Интервью;

Зарисовка;

В основном, современными представителями публицистического стиля используется заметка. Заметка – это короткое сообщение о фактах, событиях, предположениях, новостях.

Интервью – это небольшая зарисовка, текст в газете, журнале, интернет-ресурсе или на телевидении, созданный с целью сообщить читателям мнение какого-либо лица об определенном факте, объекте, событии.

2)Аналитический публицистический стиль речи

Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.

Жанры аналитического информационного стиля таковы:

Корреспонденция;

Рецензия.

Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации.

3)Художественно-публицистический стиль

Жанры публицистического стиля речи особенно сложны, если им необходимо придать художественную окраску. Именно поэтому художественно-публицистический стиль является самым трудным из перечисленных. Наиболее распространенные разновидности этого жанра:

Фельетон;

Памфлет;

Пародия.

21) Официально-деловой стиль и его стилеобразующие черты.


Официально-деловой стиль – один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу письменных официально-деловых отношений. Официально-деловой стиль – это стиль документов: государственных актов, юридических законов, постановлений, инструкций, уставов, служебной переписки, частных деловых бумаг и т.п. Характер деловых текстов обусловливает высокий уровень стандартизации языковых средств. Наличие в них многочисленных речевых стандартов - клише - в большинстве своем воспринимается как вполне естественная необходимость. Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала, что, несомненно, облегчает и упрощает пользование ими. Не случайно в деловой практике используются готовые бланки, которые нужно только заполнять. Даже конверты принято подписывать в определенном порядке, и это имеет свое преимущество и для пишущих, и для почтовых работников. Однако неуместное, неоправданное применение их вне рамок делового стиля рассматривается как нарушение стилистических норм.

Каждый из подвидов официально-делового стиля своеобразен. Так, например, язык дипломатии имеет свою систему терминов, насыщенную международными терминами (коммюнике, атташе, дуайен); в нем употребляются этикетные слова (король, королева, принц, шахиншах, Его Высочества, Его Превосходительство и т.п.); синтаксис языка дипломатии характеризуется длинными предложениями, развернутыми периодами с разветвленной союзной связью, с причастными и деепричастными оборотами, инфинитивными конструкциями, вводными и обособленными выражениями.

22) Языковые особенности и жанровые разновидности официально–делового стиля.

Язык служебных документов имеет следующие особенности:

1) включает готовые языковые формулы-клише типа:

В связи с началом …

Согласно вашему распоряжению …

В порядке оказания помощи …;

2) не допускает использования просторечных и диалектных слов, эмоционально-оценочных слов;

3) может включать:

Распространенные предложения с повествовательным подчинением однотипных форм (обычно родительного падежа), например: избрание на должность доцента кафедры русского языка Казахского национального университета;

Предложения с однородными членами;

4) широко использует отыменные предлоги: в целях, в отношении, в счет и т.п.;

5) активно применяет страдательные конструкции типа: представляется возможность…, комиссией было обнаружено… и т.п.;

6) активно использует отглагольные существительные: заключение, подписание, предоставление, назначение и т.д.

Под основными жанрами документации понимаются формы официально-делового письма, сюда относятся следующие виды документов:

23) Художественный стиль как функциональный стиль языка и речи.

Литературно-худо́жественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Тема урока: «Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле».

Цели: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль», «Выразительные средства языка»; совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля, систематизировать знания обучающихся о средствах эмоциональной выразительности; формировать умение определять роль средств эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля; развивать познавательные, коммуникативные и социальные возможности учащихся, сформированность общеучебных навыков и умений и самообразования, прививать любовь к родному языку. повторить характерные признаки книжных стилей.

Образовательные

Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;

Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста;

Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств языковой выразительности.

Развивающие:

Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

Формирование позитивной Я - концепции;

Совершенствование речемыслительной деятельности;

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

Развитие умения логически верно излагать мысли;

Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Тип урока : урок - практикум

I. Вступительное слово учителя. Учитель: На прошлом уроке вы показали свои знания по теме «Публицистический стиль и его особенности». Назовите признаки публицистического стиля.

Цель стиля

Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения

Информирование - воздействие - убеждение - побуждение

Приметы стиля

Логичность Образность Эмоциональность Оценочность Призывность Общедоступность Достоверность

Точность Конкретность обоснованность

Сфера употребления

Общественно-экономические Политические Культурные отношения

Проблемы

Политические Философские Нравственные Бытовые Социальные …

Жанры

Статья Очерк (путевой, портретный, проблемный) Репортаж Интервью Фельетон Ораторская речь

Судебная речь Выступление по радио, ТВ, на собрании … Доклад

Композиция

1.Напоминает научное рассуждение: А) выдвигается важная общественная проблема; Б) анализируются и оцениваются пути ее решения; В) делаются выводы.

Лексические

особенности

Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, торжественно приподнятые слова,

просторечные и разговорные слова лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;

слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека;

эмоциональные средства выразительности: - эпитеты- сравнения - метафоры - риторические вопросы

Риторические обращения - лексические повторы - градации - фразеологизмы - пословицы и поговорки - использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов - языковых средств юмора, сатиры, иронии

Синтаксические особенности

Вопросительные предложения Восклицательные предложения Вводные слова и предложения Обратный порядок слов в предложении (инверсия) Синтаксический параллелизм предложений Построение предложений по законам градации (с однородными членами) Использование причастных и деепричастных предложений Существительные в Р.П. в роли несогласованных определений (голос мира) Глаголы-сказуемые в повелительном наклонении, возвратные глаголы

Ряды однородных членов Сложные синтаксические конструкции

II. Определение целей урока. Учитель: Сегодня нам предстоит стать участниками урока-исследования. Цель исследования - определение роли средств эмоциональной выразительности в текстах публицистического стиля. Предмет исследования - публицистический текст.

Работа с классом

1.Тезаурусный (творческий) диктант

1.«хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль…» (Г.Гейне). -метафора.

2. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом - люди согреваются. (В.М. Шукшин) МЕТОНИМИЯ - разновидность метафоры. Греческое слово «метонимия» означает переименование, то есть передача одному предмету имени другого.

3. Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной . Мёртвые души , живой труп , горячий снег, «…радостная печаль, ненавидящая любовь». И.Б.Голуб). Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов, называются ОКСЮМОРОНАМИ.

4. Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) СРАВНЕНИЕ - троп, при котором характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Сравнение - это троп, состоящий в сопоставлении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным.

5. Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ

6. Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) ГИПЕРБОЛА - одно из выразительных средств речи, означает «преувеличение». Гипербола - это фигура со значением чрезмерного преувеличения того, о чем говорится.

7. (Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А.Некрасов).

Литота - фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится.

8. Аллегория Прекрасен царскосельский сад, Где льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад. (лев - Швеция)
А.С.Пушкин

9. Антитеза "Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

10. Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. (Н.Заболоцкий) Градация- расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.

11. Но люблю я, весна золотая , Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов) Эпитет.

12.Парцеляция - намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

13. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы… Анафора- Повтор частей в начале строк (единоначатие)

14. Эпифора (лексический повтор) Я всю жизнь шел к тебе . Я всю жизнь верил в тебя . Я всю жизнь любил тебя .

Ключ:

1 ) Метафора. 2. МЕТОНИМИЯ -3. ОКСЮМОРОН. 4. СРАВНЕНИЕ 5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - 6. ГИПЕРБОЛА 7. Литота 8. Аллегория 9. Антитеза 10 Градация- 11. Эпитет. 12.Парцеляция 13. Анафора- 14. Эпифора

Учитель - в каком случае нам данные знания могут пригодиться, если говорить об экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ?

(при написании сочинения, когда нужно выразить авторскую позиции., критерий №3). В комментарии (критерий №2) Средства выразительности помогают автору оказать более глубокое воздействие на читателя, убедить в правоте своей позиции).

ЗВУКОПИСЬ - это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.
АССОНАНС - французское слово, означающее созвучие. Это повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков для создания звукового образа. Ассонанс способствует выразительности речи. Ассонанс используют поэты в рифме, в ритмике стихотворений.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - слово греческого происхождения от существительного буква. Повторение в художественном тексте согласных для создания звукового образа, усиления выразительности поэтической речи.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.

2. Работа с текстом (на листочках) Следующий этап нашего урока - определение изобразительно-выразительных средств языка.

4) Творческое использование нового материала. Проба пера.

Текст Ю. Макаренко

(1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?

(3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.

(5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.

(9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать. (По Ю. Макаренко)

Ю. Макаренко -

1. Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1) Лучший отдых - это ничего не делать.

2) Занятие в спортивной секции - лучший способ избавиться от усталости.

3) Современный человек устает от общения и от городского шума.

4) Общение с природой поможет справиться с усталостью.

2. Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

3. Рецензия:

«Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают_______ (предложение 7).

Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует_____ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску». (2,7,9,3)

Список терминов:

1) сравнение 2) переносное значение слова (эпитет) 3) контекстный синоним 4) гипербола 5) метонимия 6) инверсия 7) однородные члены 8) риторические вопросы 9) метафора

Ответы для самопроверки: 1. - 2 2. - 3 3. - 2, 7, 9, 3

Какие проблемы нашли своё отражение в тексте? (Проблема характера отдыха людей, проблема интеллектуального отдыха, проблема необходимости/значимости пассивного отдыха/ «ничегонеделания»….)

(Эпитеты: интеллектуальный век, нормального отдыха, городского шума, внутренним капризом, легкий журнал, пассивный отдых…)

(«Характер отдыха…значительно изменился» - метафора Автор заставляет нас задуматьсяся над проблемой текста, ведёт к размышлению. А это один из основ. признаков публ. стиля).

(«лежать спокойно, словно в полусне» - сравнение. Автор считает, что это один из видов отдыха)

(СРАВНЕНИЕ: «Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения , совершенно необходим» МНЕНИЕ автора!!!

3. Запись предложений под диктовку

1) Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. (И.Северянин)

2) Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Ф.Тютчев)

3) И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М.Волошин);

4) Пустых небес прозрачное стекло (А. А. Ахматова);

5) И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу (А. А. Блок).

6) Горячий воздух дик и глух» (А.Блок). Эпитеты.

7) «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…» (С. Есенин). Метафора.

8) «В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин). Метафора

Учитель: Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений.

9) Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома (Д. Мамин-Сибиряк).(метафора, олицетворение)

10) « Вешних дней минутны грозы, Воздух чист, свежей листы... И роняют тихо слезы Ароматные цветы» (А.А.Фет). ( олицетворение)

Учитель : Олицетворения служат целям создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

11)«Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль» (М.Ю.Лермонтов) Оксюморон

12). «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.Есенин). Градация.

- В чём основное отличие художественного стиля речи от публицистического? (В публицистике - проблема, в худ. тексте-ОБРАЗ)

Домашнее задание - Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?» - Написать сочинение по данному тексту

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. -Что полезного вы извлекли для себя с сегодняшнего урока?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Белореченск

«ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА».

Учитель первой категории

Бирюкова Марина Наполеоновна

2014 г.

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА».

Цели урока: - формировать у учащихся умение определять - публицистический стиль;

Находить в тексте средства изобразительности речи;

Производить комплексный анализ

Публицистического стиля.

Оборудование урока: таблицы на доске, напечатанные тексты для учащихся.

ХОД УРОКА.

Учащимся розданы напечатанные тексты публицистического стиля.

    Чтение текста.

(первый раз учитель читает вслух, второй раз дети читают самостоятельно).

(1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3) Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона.(4) Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7) Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их тоски зрения, положение.(8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10) Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменение в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

    Орфографическая работа.

Задание: выписать из текста слова, вызывающие сомнения при написании.

(учащиеся выполняют работу, затем несколько учащихся озвучивают слова с орфограммами, которые вызвали у них затруднения, комментируя их).

Дискуссия, полемика, по-разному, не прибегая, оппонент, позиция, непозволительные уловки, наголову разбить, горе-спорщики.

    Работа над определением стиля текста.

Пользуясь памяткой, написанной на доске, учащиеся доказывают, соотнося с каждым пунктом таблицы, что это именно публицистический стиль.

Таблица – памятка

(краткая характеристика публицистического стиля).

Публицистический стиль.

Цель

Сфера общения

Адресат

Возможные жанры

Языковые стилистические особенности.

Лексические

Морфоло-гические

Синтакси-ческие

Информировать

и вызвать к высказанной мысли эмоциональное отношение.

Политика, идеология; обсуждение общественно-значимых нравственных проблем.

Массовый читатель или слушатель, интересующийся указанными проблемами.

Журнальная и газетная статья, хроника, очерк (путевой, проблемный, портретный). Эссе, рецензия, диспут, дискуссия, ораторское выступление

и т. д.

Общественно-политическая лексика, термины науки, политики, социальной сферы. Абстрактная и оценочная лексика, лексика различной стилистической окраски (книжная наряду с разговорной), устойчивые словосочетания и выражения. Обязательны выразительные средства языка: метафоры, эпитеты, сравнения.

Активные причастия и деепричастия.

Самые разнообразные: разная длина предложений, все виды предложений. Характерны риторические фигуры: антитеза, инверсия, повтор, риторические вопросы, восклицания, обращения. Часто имитируется диалог.

    Определение типа речи.

Рассуждение (учащиеся доказывают почему).

1. В рассуждении обязательно имеется тезис (основная мысль, которая требует доказательства или рассуждения).

2. Доводы (суждения, которые обосновывают тезис).

3. Рассуждение завершается выводом, который формулирует проблему и идею тезиса.

А что такое основная мысль текста, как её определить?

А) Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым. Подлежащее в формулировке называет тему текста (о чём), а сказуемое то (новое), что по этой теме будет говориться.

Б) Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его новое.

В) Основная мысль не просто предъявляется в тексте, а получает своё развитие и обосновывается.

Г) В рассуждении использованы доводы, при анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются в виде простых предложений.

Д) В тексте – рассуждении наряду с ясной и конкретной основной мыслью, как правило, есть формулировка широкой нравственной проблемы. Её формулировка часто содержит образные и оценочные слова.

Таблица.

Обобщим сказанное и составим таблицу по логическому разворачиванию основной мысли (тезиса) нашего текста.

Основная мысль текста.

О чём говорится в тексте (тема). Ч О чём говорится что говорится об этом предмете

(новое). предмете. в тексте (тема). (новое).

Так как Так как Так как

1-й довод

2-й довод

3-й довод

примеры

примеры

примеры

П о э т о м у

Текст разбирается в соответствии с таблицей.

Определить, в каком предложении выражена основная мысль:

А) 8

Б) 2

В) 11

Г) 4

Люди ведут себя в споре по-разному.

Например например например

Одни держатся

уважительно. Другие чувствуют Горе-спорщики

себя на войне ведут себя самым

непозволительным

образом.

Как именно как именно как именно

пример пример пример

т а к и м о б р а з о м

Поведение полемистов влияет на успех обсуждения, понимания особенностей манеры спорить помогает определить тактику в споре.

Определить, какое утверждение противоречит позиции автора:

А) Поведение участников спора влияет на успех обсуждения проблемы.

Б) Чтобы лучше определить тактику поведения в споре, нужно учитывать поведение оппонента.

В) Плодотворным бывает только спор, в котором оппоненты проявляют внимание и уважительное отношение друг к другу.

Г) Главное в дискуссии – одержать верх над противником, используя любые способы.

Как вывод с основной мыслью? Согласны ли вы с тем, что вывод становится основным тезисом, ради которого создавался текст?

Сопоставьте содержание текста с вашим жизненным опытом. Какие выводы для себя лично вы можете сделать на основе полученной информации?

    Работа с ИВС.

Текст по первому впечатлению не кажется богатым, так как автор хочет выразить мысль ясно и прямо. Автор текста Л. Павлова не стремится к оригинальным выразительным средствам, ей важна ясность мысли. Но, тем не менее, эти средства есть.

(обратить внимание учащихся: разграничивать тропы и стилистические фигуры).

Тропы.

Метафоры, с помощью которых автор характеризует каждую манеру ведения спора, поддерживает авторское отношение к предмету разговора: не прибегая к уловкам, вступив в спор, испытывают удовлетворение, наголову разбить, резкий тон, боевая готовность, обрывает собеседника.

Риторические фигуры.

Синтаксический параллелизм, усиленный наличием однородных членов, что подчёркивает авторскую симпатию к уважительной манере спора.

Инверсия в 9-ом предложении (учащиеся находят, комментируют).

Особенности композиции: пять абзацев, 1-ый - вступление, последний – заключение; 2-й, 3-й абзацы - контрастные друг другу (фигура антитезы).

    Подведение итогов урока:

Вопросы к учащимся:

    1. В чём своеобразие и особенности публицистического стиля?

      Виды ИВС в публицистическом стиле?

      Роль ИВС в публицистическом стиле?

(учащиеся дают связный рассказ).

VII . Домашнее задание: создать небольшое рассуждение (письменное или устное) на основе предыдущих заданий.

Определение понятий «тропы» и «стилистические фигуры». Тропы и их разновидности. Стилистические фигуры и их разновидности. Примеры использования изобразительно- выразительных средств языка в прессе.

Троп - семантическое преобразование, позволяющее языковой единице в определенном контексте развивать новое, образное значение в целях экспрессии. Разновидности:

  • - метафора - перенос наименования с одного предмета на другой на основе сходства, скрытое сравнение. Цель в публицистике - в объективной и всесторонней инфе, которая должна быть доведена до массового читателя в специфических условиях газетного процесса. Метафоризация способствует расширению лексической сочетаемости слов и пополнению газетной фразеологии: король поп-музыки, град пуль, предвыборная гонка (широко распространены в публиц, образность и экспрессия почти стерлись). Яркие: насилие хлещет с экранов вашего любимого ТВ.
  • - сравнение - образное выражение, в котором изображаемый предмет уподобляется другому. М/быть выражено оборотом со сравнительным союзом, формой Т. падежаили формой сравнительной степени прилагательного: Пятясь каракатицей, Черномырдин исчез.
  • - метонимия - перенос наименования предмета с одного на другой на основе смежности, сопредельности: Мск готовится ко дню города, Мир следит за событиями (тут на основе «место - люди в этом месте»). Разновидность метонимии - синекдоха - перенос наименования с частного на целое и наоборот: Первая ракетка в мире (вместо теннисист). Часто синекдоха, в которой используется ед.ч. вместо мн.ч, что придает сущ собирательное значение (Что знать в нынешнем году пенсионеру?) Часто - отвлеченное понятие в значении конкретного (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя).
  • - антономазия - особый вид метонимии, использование собственного имени в значении нарицательного: Березовские, Чубайсы.
  • - олицетворение - перенос на неживой предмет функции живых существ: рубль падает, холод наступает.
  • - оксюморон - семантическое преобразование, образный потенциал которого основан на действии антонимичных признаков: худосочный богатырь.
  • - перифраза - троп, состоящий в замене названия лица или предмета описанием его существенных признаков: туманный Альбион (Великобритания), однорукие бандиты, пишущий эти строки (вместо я).
  • - эвфемизм - мягкое обозначение предмета или явления, точное, прямое название которого представляется говорящему грубым или неприличным: ночные бабочки, портить лицо (бить морду). В совр СМИ используются часто как средства манипулирования: регулировать тарифы (= повышать их), борьба США с терроризмом в Ираке (=война)
  • - гипербола - троп, в основе которого лежит несоразмерность выведенного на первый план качества, преувеличение до неправдоподобия: ОМОН ломал кости мирным демонстрантам.
  • - эпитет - художественное определение, которое выделяет в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки: пластилиновый человек, податливый и пустой - это и есть настоящий бич постсоветской сцены и жизни.
  • - ирония - такое использование слова или выражения, при котором они приобретают смысл, обратный буквальному. Обычно содержит в себе отрицание под маской одобрения и согласия: Отколе, умная, бредешь ты голова? (Крылов) Много в совр публицистике, формирует ее двуплановость: Президент вновь взялся за спиртное (о введении штрих-кода на спирт напитках)

Все тропы в публицистике являются средством выражения оценочности.

Стилистические фигуры (фигуры речи) - выразительно-изобразит средства, основанные на созвучии или на особом синтаксическом построении высказывания.

СФ, основанные на созвучии:

  • - парономазия - игра близкими по звуковому облику словами, в ходе которой возникают ассоциативные связи: Кровь за кров
  • - аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных в целях экспрессии: Под прессом стресса
  • - ассонанс - посторенние одинаковых гласных (чаще ударных) звуков в целях экспрессии: Нервные неверные.
  • - рифма - повтор определенных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания 2 и более строк: Пока не выпали снега - на огород давить врага. Душа в душу, как Путин с Бушем.

СФ, основанные на особом построении высказывания:

  • - лексический повтор - употребление одних и тех же или однокоренных слов в небольшом отрывке текста: Поиск работы - это тоже работа.
  • - антитеза - оборот речи, в котором для подчеркивания контраста, для усиления выразительности используются противоположные понятия: Новый режим - старые кадры.
  • - сегментированные конструкции - фразы, разделенные на части: первая интонационно обособленная часть называет реалию, о которой речь идет в последующей части высказывания. Чаще «именительные темы»: Морская вода. Что мы о ней знаем?
  • - парцелляция - разделение единого высказывания на части, в результате чего оно изобилует разного рода присоединительными конструкциями, как бы «вдогонку» следующими за основным высказыванием. Чаще всего парцеллируются второстепенные члены: При встречах они долго разговаривали. О прошлом. Редко - о будущем.
  • - анафора - повтор начальных слов или словосочетаний, в соотносительных отрезках текста: Возродим село - возродим Россию.
  • - синтаксический параллелизм - разновидность синтаксического повтора, который основывается на том, что соседние высказывания имеют одинаковое синтаксическое строение: Далеко на болотах деловито курлычут журавли. Возле берега суетятся заботливые трясогузки.
  • - хиазм - зеркальное расположение частей высказывания: Сердечная недостаточность и недостаток сердечности.
  • - риторический вопрос - утверждение или отрицание, которое оформляется в виде вопроса в целях экспрессии: Кто не знает этих вещей?
  • - градация - выстраивание однородных членов предложения по принципу усиления (восходящая градация) или ослабления (нисходящая) признака или действия.

Эллипсис - пропуск части высказывания в неполном предложении, которая легко восстанавливается адресатом: Компьютеры - в классы!

Все изобр-выразит средства надо использовать мотивированно.

Поделиться