Что интересного на авроре. Крейсер «Аврора»: Мифы и Факты. От Цусимского сражения до обороны Кронштадта

Строительство крейсера «Аврора» началось в Петербурге ровно 107 лет назад - 4 июня 1897 года - на верфи «Новое Адмиралтейство». Тремя годами позже судно было спущено на воду в присутствии императора Николая II, а еще через три года, в 1903 году, введено в эксплуатацию. Сейчас на «Авроре» открыт музей, а моряки продолжают проходить службу на судне..

От Цусимского сражения до обороны Кронштадта

Крейсер «Аврора» не отличался боевыми качествами. Орудий главного калибра было всего восемь, судно развивало скорость 19 узлов (миль) в час, а двигатель достигал мощности 11 тыс. лошадиных сил. Для сравнения - мощность «Титаника» была в пять раз больше. Тогда невозможно было предположить, что «Аврора» станет настоящей легендой. Крейсер совершил свое первое плавание в 1903 году, из Кронштадта на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Экипаж судна составлял шестьсот человек.

Боевое крещение состоялось 14 мая 1905 года в Цусимском сражении. Во время боя «Аврора» получил десять ударов из вражеских орудий. Несколько отсеков были полностью затоплены, пушки вышли из строя, на судне полыхал огонь. Несмотря на это, крейсер выдержал бой.

Эту пушку хотели получить китайцы. Фото: АиФ / Яна Хватова

Однако известен крейсер больше не как боевой корабль, а как символ Октябрьской революции 1917 года. 25 октября 1917 года холостой выстрел с судна послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца.

Срок службы военных крейсеров - 25 лет. «Аврора» прослужила почти в два раза дольше - 45 лет. Корабль успел принять участие в обороне Кронштадта от фашистских артобстрелов. В 1948 году крейсер был отправлен на вечную стоянку, а в его помещениях открыли музей. За эти годы на крейсере побывали Юрий Гагарин, Маргарет Тэтчер и принцесса Монако. В 80-е годы на судне прошел капитальный ремонт. Подводную часть пришлось заменить полностью - она не подлежала реконструкции.

Спуск в сердце «Авроры»

Музей состоит из шести залов от 10-го до 68-го шпангоута крейсера. На борту «Авроры» хранятся более 500 экспонатов, среди которых уникальные фотографии, настоящие боевые снаряды и различные корабельные предметы. Кают-компания крейсера имеет точно такой же вид, как и сто лет назад. Столы в помещении не стоят на ножках, а подвешены к полку с помощью прутьев, подобно качелям. Так сделано специально: когда на море будет шторм, еда со стола не упадет, а будет раскачиваться вместе со столешницей. Рядом висят кровати-гамаки. Они служили морякам не только для сна. Если крейсер пробивало снарядом, кровать сворачивали и затыкали ей течь.

На кроватях можно не только спать, но и затыкать ими течь. Фото: АиФ / Яна Хватова

Среди черно-белых фотографий выделяется портрет второго командира крейсера, капитана первого ранга Евгения Егорьева, погибшего при Цусимском сражении. Рама для фотографии сделана из досок палубы «Авроры», а паспарту - из обшивки крейсера, пробитой снарядом. Эту фотографию принес в музей сын погибшего капитана, морской офицер Всеволод Егорьев.

Командир судна Евгений Егорьев погиб в Цусимском сражении. Фото: АиФ / Яна Хватова

Посетителям крейсера разрешено не только гулять по палубе и помещениям «Авроры», но и спускаться в самое сердце судна - машинное и котельное отделение, которые находятся глубоко под уровнем воды за кормой.

В ожидании новой жизни

Первое десятилетие XXI века выдалось для корабля непростым. Летом 2009 года во время Петербургского экономического форума на борту крейсера прошла вечеринка с участием VIP-персон, что вызвало возмущение общественности. А полтора года спустя «Аврору» вывели из боевого состава ВМФ. Это возмутило как моряков, так и некоторых представителей городской власти. В 2012 году депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания обратились к президенту с просьбой вернуть крейсеру статус корабля № 1 в составе ВМФ с сохранением военного экипажа.

Крейсер открыт для посещения пять дней в неделю. Фото: АиФ / Яна Хватова

В январе 2013 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован и приведен в рабочее состояние. Планируется, что судно будет оборудовано современными средствами связи и радиотехническим вооружением. Таким образом, не исключено, что через несколько лет у крейсера начнется вторая жизнь.

Крейсер находится на вечной стоянке на Петроградской набережной. Фото: АиФ / Яна Хватова

Музей на крейсере «Аврора» ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10.30 до 16.00 по адресу Петроградская наб., 2. Стоимость взрослого билета - 200 руб., льготного билета для студентов и школьников - 100 руб.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга Балтийского флота «Аврора» в Санкт-Петербурге. Корабль участвовал в нескольких морских сражениях XX века и считается одним из главных символов революции 1917 года. С 1957 года филиал Центрального военно-морского музея.

Головное учреждение:

Расписание работы

ВТ, СР, ЧТ, СБ, ВС — с 11.00 до 17.15
ПН, ПТ — не рабочий день

«Аврора» относится к бронепалубным крейсерам типа «Диана», строившимся в Российской империи в конце XIX — начале XX веков. Всего было построено три таких корабля: «Диана», «Паллада» и «Аврора». Последний крейсер получил свое имя в честь греческой богини зари и в память о парусном фрегате «Аврора», получившем известность при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Название лично выбрал император Николай II из одиннадцати предложенных вариантов.

Крейсер «Аврора» был заложен на верфи Нового Адмиралтейства в 1896 году и торжественно спущен на воду в 1900 году в присутствии императора Николая II и 78-летнего матроса, когда-то служившего на одноименном на фрегате.

В 1903 году крейсер «Аврора» вошел в состав Российского императорского флота. Первую службу корабль проходил на Дальнем Востоке, а затем был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. В 1905 году крейсер участвовал в Цусимском сражении, где получил существенные повреждения, после чего отправился на ремонт в филиппинскую Манилу. В 1906 году «Аврора» вернулась в Балтийское море. В 1909-1912 годах корабль принимал участие в учебном походе по Средиземному морю, а с 1913 года крейсер стал флагманским кораблем учебного отряда.

В годы Первой Мировой войны крейсер «Аврора» участвовал в оборонительных мероприятиях и продолжал учебные походы.

Во время революционных событий 1917 года власть на судне перешла к матросам, управление осуществлял избранный судовой комитет. Во время Октябрьского большевистского восстания «Аврора» произвела знаменитый холостой выстрел по Зимнему дворцу, ставший сигналом к началу штурма.

После революции корабль вновь вошел в состав учебного флота, совершив несколько международных походов. В годы Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады крейсер стал частью противовоздушной обороны Кронштадта.

В 1944 году было принято решение установить «Аврору» у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и базы Нахимовского училища. В 1957 году крейсер стал частью экспозиции Центрального военно-морского музея. Экспозиция располагается в шести помещениях корабля, открыты для посещения боевая рубка, машинное и котельное отделения.

Крейсер часто упоминается в различных художественных произведениях — песнях и стихах, а также он снялся в кино в роли крейсера «Варяг».

Водоизмещение крейсера «Аврора» — 6731 тонн, длина судна — 126,8 метра, ширина — 16,8 метра. Экипаж — 20 офицеров и 550 матросов.

Крейсер включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение крейсера «Аврора» будет интересно всем туристам, а в особенности, интересующимся морской историей. Кроме того, рядом с кораблем расположены и другие городские достопримечательности — и набережные, памятник 300-летию российского флота, дом «Дворянское гнездо», дом Балтфлота.

Будущий год пройдет под знаком большого и неоднозначного юбилея - 100-летия октябрьской революции. В преддверии этой даты "Родина" будет публиковать неизвестные документы и воспоминания, аналитические статьи и стенограммы дискуссий, фотографии и словесные портреты действующих лиц 1917 года. А открывает юбилейную рубрику "ВЕКторы революции" ее главный символ.

Этот текст я услышал 30 марта 2003 года на борту крейсера "Аврора", где поминали писателя-моряка Виктора Конецкого. Он очень любил этот корабль. А те, кто пришел сюда, очень любили Конецкого.

В кают-компании накрыли столы. Говорили негромко и не только о грустном. Когда друг Конецкого еще с военно-морского училища, питерский актер Иван Краско начал читать это письмо, адмиралы и офицеры тоже заулыбались. Но потом вдруг потянулись за платками...

_Игорь Коц, шеф-редактор "Родины"

"Получив в бою 18 снарядов..."

Посмотрим статью лихого марсофлота Л. Я его так панибратски называю, ибо он очень художественные образы любит. Начнем с названия его статьи - "Пиратский крейсер".

"Корабль сомнительной славы, - пишет он, - участвовал в печально закончившемся походе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского на Дальний Восток и даже сумел избежать гибели на дне Цусимского пролива - крейсер прорвался в Манилу".

Здесь самое интересное слово "даже" и еще "на дне Цусимского пролива".

Корабли гибнут не "на дне", а в волнах океана. До дна еще дойти надо. И надо суметь избежать гибели в бою и прорваться сквозь окружение вражеских кораблей, получив в бою 18 снарядов, с убитыми командиром и 14 матросами, имея на борту 8 раненых офицеров и 75 раненых матросов...

Вы, господин Л., попробуйте-ка представить себе, что значит экипажу остаться в бою без командира. Умение маневрировать, умение стрелять, умение заделывать пробоины, умение уклоняться от торпед и снарядов, умение работать за всех убитых и раненых, и, главное, не спустить флаг, а прорваться сквозь окружение противника, который в десятки раз сильнее тебя и по количеству, и по качеству, и еще дойти от Цусимы до Манилы на изрешеченном снарядами корабле.

"Что тебе снится, крейсер "Аврора", в час, когда утро встает над Невой?"

Эффектная концовка для начинающего сочинителя в литкружке. Много чего снится "Авроре", очень много. Возьмем сборник статей "Русское военно-морское искусство", том 2й, стр. 364. Пишет участник Цусимского боя офицер крейсера "Аврора":

"Наши команды держались в бою выше всякой похвалы. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они заботились не столько о себе, сколько о своих командирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров. Покрытые ранами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. Даже не шли на перевязки! Посылаешь, а они: "Успеется, после, теперь некогда!" Только благодаря самоотвержению команды мы заставили японские крейсера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя, с большим креном".

Вы пишете: "Аврора" - памятник русскому бунту, бессмысленному и беспощадному".

Л. пишет: "Революционная свирепость русских матросов, их садистская ненависть к морским офицерам до сих пор не объяснена историками. Были ли они ответной реакцией на специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса или сформировались стрессом службы в замкнутом помещении кают и кубриков?"

Какой к едрене фене может быть стресс, ежели тысячу лет моряки жили "в замкнутом помещении"? Ясное дело, это Вам не люкс в гостинице "Астория". А на нок-фор-бом-брам рей по пертам ходили на высоте повыше Александрийского столпа? Хорошенькое замкнутое пространство!

Теперь о свирепости и садистской ненависти к офицерам, которую наши историки до сих пор объяснить не могут.

Вы, господин Л., когда-нибудь линьков пробовали? Линь - это тонкая веревка белой пряжи, не толще полутора дюймов в окружности.

"Специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса", ясное дело, было. Но Вы Бориса Лавренева почитайте или Сергея Колбасьева. А Нахимов, Лазарев, Ушаков и сотни других, которыми Россия гордится, не Морской корпус заканчивали?

Чего это Вы, господин Л., так на матросов окрысились? Матросов офицеры и адмиралы воспитывают и в бой ведут. Да за одно плавание "Авроры" в Сиам (осень - зима 1911 - 1912 гг.) с Великим князем Борисом Владимировичем на борту матросы должны были озвереть. Столько самодурства, хамства Борис Владимирович успел выказать в походе, ничуть не смущаясь ни матросских, ни офицерских глаз. Трех поваров с собой привез и 500 бутылок шампанского.

Вы пишете дальше: "...моряки "Авроры" вместе с "буревестниками революции" из Кронштадта пытались захватить Петроград в июле 1917го, а в октябре, обстреляв город, окончательно заслужили свою пресловутую славу "крейсера революции..."

Да не стреляла (у Вас "обстреливала") "Аврора" по Питеру, кроме одного холостого хлопка в сторону Зимнего.

Капитан-лейтенант Виктор Конецкий

ТОЛЬКО ФАКТЫ

А еще орудия крейсера громили гитлеровцев

  • 11 мая 1900 года крейсер был торжественно спущен на воду на питерской судостроительной верфи "Новое Адмиралтейство". Получил имя "Аврора" - в память об одноименном парусном фрегате, который героически сражался во время Восточной войны 1854 года у Петропавловска-на-Камчатке.
  • В 1903 году вошел в состав Русского военно-морского флота.
  • Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах.
  • 25 октября 1917 года дал холостой выстрел из бакового орудия, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца. С "Авроры" было передано написанное В.И. Лениным воззвание "К гражданам России!"
  • С 1923 года стал учебным судном.
  • В годы Великой Отечественной войны из орудий главного калибра, снятых с корабля, моряки-авроровцы громили гитлеровцев в районе Вороньей горы и Пулковских высот.
  • 17 ноября 1948 года бросил якорь на месте вечной стоянки у Петроградской набережной Большой Невки.
  • В 1956 году на корабле открыт филиал Центрального военно-морского музея.

В истории крейсера «Аврора» было много памятных событий. Корабль участвовал в Цусимском сражении, спасал итальянцев во время землетрясения и сражался с немцами в Первой мировой войне. Однако многим крейсер известен благодаря холостому выстрелу, давшему сигнал на штурм Зимнего дворца.

Из трёх военных кораблей-близнецов вся слава досталась именно ему - крейсеру «Авроре». Сошедший со стапелей судоверфи в 1900 году, он не имел ничего выдающегося для своего времени. Это было рядовое военное судно. Но события, в которых ему довелось поучаствовать, вознесли корабль на Олимп славы. История крейсера Аврора богата опасными инцидентами, но он уцелел и сохранился до наших дней.

Строительство корабля

К постройке крейсера «Авроры» приступили в 1896 году. Он был последним кораблём, из серии трёх бронепалубных крейсеров для Тихого океана. Первый корабль назывался «Паллада», а второй - «Диана». Примечательно, что проект был назван не в честь первого судна, как это принято, а в честь второго - «Диана». Оно более звучное и лаконичное. Обустройство верфей началось в 1985 году:

  • Галерный островок оборудовался для корпусов кораблей «Паллады» и «Дианы».
  • Новое Адмиралтейство подготовило площадку для «Авроры».

Все корпуса были торжественно заложены одним днём, 23 мая 1987 года. Обострение отношений с Германией на Балтике внесло коррективы в программу, и сроки изготовления судов были максимально сжаты. 11 мая 1900 года корпус «Авроры» последним был спущен на воду под аплодисменты царской семьи. Далее на крейсере производились надстройки и установка силовой машины. А спустя три года, 17 июля, корабль введён в эксплуатацию.

Целый год третий крейсер не имел названия. В документации он упоминался как «Крейсер водоизмещением 6 630 т, типа «Диана». Лишь в 1987 году Николаю II предоставили перечень названий: «Аскольд», «Аврора», «Богатырь», «Боярин», «Варяг», «Гелиона», «Наяда», «Нептун», «Психея», «Полкан» и «Юнона». Больше всего царю понравилось «Аврора», имя древнеримской богини.

Технические характеристики крейсера

Корпус «Авроры», как и двух других крейсеров этого типа - трёхпалубный. Он набирался из мягкой стали для судостроения. Броневая (карапасная) палуба имела защиту от навесного огня артиллерии врага. Каждый трюм делился 13 переборками для наибольшей живучести судна после повреждения миной. Главная силовая установка включала в себя 3 вертикально установленные машины и 24 паровых котла. Вырабатываемая энергия передавалась на валы 3 винтов. В качестве топлива использовался уголь, запасы которого достигали 1 000 тонн.

Таблица 1. ТТХ крейсера I ранга «Аврора»
Автор проекта К. К. Ратник, директор Балтийского завода
Команда (матросы, старшины), чел. 550
Офицеры, чел. 20
Водоизмещение, т 6731,3
Длина, м 126,8
Ширина, м 16,8
Осадка, м 6,4
Максимальная скорость, уз. 19,2
Предельная дальность похода, миль 4 000 (при скорости 10 узлов)
Мощность энергетической установки, л/с 11 610
Гидроакустика Станция звукоподводной связи “Фессенден” (с 1916 г.)
Средства связи Радиостанция системы А. С. Попова
Радиостанция системы T.S.F
75-мм прожекторы системы Манжена (6 шт.)
Приборы управления стрельбой ПУАО системы Н. К. Гейслера
1,4-метровые дальномеры системы Барра-Струда (2 шт.)
Вооружение Артиллерийское
Минное
Противоминное (сети)
Торпедное

Впервые на кораблях типа «Диана» была установлена система автоматической откачки воды. Она состояла из 8 электронасосов. Изначально новшество доставило немало проблем экипажам из-за несовершенства. Проблемы удалось устранить лишь на «Авроре», перед самым походом на Тихий океан.

Бой при Цусиме

Накалившаяся военно-политическая ситуация на дальнем Востоке требовала незамедлительного укрепления Тихоокеанского флота. Из балтийских кораблей образовали отряд, куда включили «Аврору», урезав сроки её испытания. 25 сентября 1903 года крейсер снялся с якорей Большого Кронштадтского рейда. На протяжении всего пути постоянно проявлялись недочёты корабля, которые команда устраняла на ходу.

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра выступила от берегов Вьетнама в направлении Владивостока. «Авроре» досталось второе место в порядке построения кораблей и надлежало идти по кильватерному следу крейсера «Олега». Спустя две недели далеко за полночь 14 мая российская эскадра вошла в воды Корейского пролива. Там их уже поджидали японские корабли, которые были обнаружены в 6:30. С 10:30 завязался бой с головными военными судами.

«Аврора» вступила в сражение в 11:14. Сначала молодой корабль поддерживал огнём крейсер «Владимир Мономах», который доминировал в перестрелке с японским бронепалубным крейсером «Идзуми». На протяжении часа японцы усилились подкреплением, и вся мощь вражеского огня досталась «Авроре». Особенно тяжко пришлось к 15:00.


Кораблю удавалось лавировать от вражеских торпед. Но не удалось избежать множественных повреждений от вражеских артиллерийских залпов. Один снаряд угодил в рубку, где осколками посекло всех находившихся. Смертельно ранило в голову капитана. Носовой отсек затопило. Мачта с флагом сбивалась и поднималась 6 раз.

К 19:00 уцелевшие российские суда отряда адмирала Энквиста: «Олег», «Жемчуг» и «Аврора», отступали в хаотичном порядке на юго-запад, покидая Корейский пролив. Поражение стало очевидным. Путь на Владивосток был закрыт. Японцы планировали добить остатки эскадры в ночи. Но российским судам удалось оторваться. На «Авроре» погибли: 1 офицер (командир судна капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев) и 8 членов команды. Отремонтированный в Маниле крейсер возвратился на Балтийское море в 1906 году.

Итальянские апельсины

В 1910-м «Аврора» находилась неподалёку от Апеннинского полуострова и зашла в порт Мессина за наградой. Крейсер ожидала золотая медаль, так как двумя годами ранее команда спасала итальянцев при землетрясении. В первую ночь швартования город начал мерцать от языков пламени. Русские моряки кинулись спасать местных жителей, опередив прибытие местных пожарных. Помимо золотой медали, ожидавшей команду 2 года, население отблагодарило экипаж за спасение при пожаре, завалив трюмы лимонами и апельсинами.

Гулльский инцидент

Во время похода на Тихий океан экипажи русских кораблей находились в напряжении и ожидали встречи с японцами в любом месте. Орудия эскадры были на постоянной изготовке. В ночь с 8 на 9 октября в 100 км от берегов Британии на отмели Банка Доггер появилось неизвестное трёхмачтовое судно в сопровождении флотилии, двигавшееся пересекающим курсом. Транспорт «Камчатка» запросил помощи, так как ему показалось, что их атакуют.

«Аврора», «Дмитрий Донской» и другие корабли включили прожекторы и начали обстреливать неизвестные суда. Когда две флотилии перемешались, «Авроре» досталось 5 снарядов от своих, так как в темноте крейсер был принят за японский корабль. В дальнейшем оказалось, что русские суда столкнулись с английскими рыболовными кораблями. В результате инцидента двое людей погибло. Произошедший случай осложнил дипотношения между Британией и Россией.


Участие корабля в Первой мировой войне

Крейсер «Аврора», как боевой корабль, не мог не принять участия в Первой мировой войне. Однако показать свою боевую мощь удалось лишь в середине военного конфликта в 1916 году. 75 мм корабельные орудия были модернизированы для эффективного поражения низколетящих самолётов. Несением боевого дежурства «Авроры» был определён квадрат в Рижском заливе, где крейсер успешно пресекал налёты авиации на боевые и гражданские суда.

Февральская революция

После перемещения фронта «Аврору» отправили на техническое обслуживание. 27 февраля 1917 года на ремонтных заводах Адмиралтейский и Франко-Русский произошла стачка рабочих. Команда крейсера захотела присоединиться к бастующим, но командир корабля М. И. Никольский решил успокоить взбунтовавшийся экипаж, стреляя по уходящим матросам из револьвера. Моряки арестовали командира и расстреляли его. После бунта командиров на «Авроре» назначал судовой комитет.

Октябрьская революция: исторический залп

После Февральской революции крейсер подчинялся Временному революционному комитету. 24 октября 1917 г. командиру корабля была поставлена задача подняться по Неве к Николаевскому мосту, который развели юнкера. Механикам-энергетикам «Авроры» удалось свести мост, воссоединив Васильевский остров и центр города. К вечеру готовился штурм Зимнего дворца. В качестве сигнала для взятия решили применить пушечный выстрел. В 21:54 «Аврора» произвела холостой залп из носового орудия, который прославил военный корабль.

Съемки в фильме о “Варяге”

Летом 1944 года действующая в блокаду администрация Ленинграда распорядилась установить «Аврору» у Петроградской набережной с последующим оборудованием на крейсере музея. Но решение было отложено на 2 года, так как осенью 1945-го начались съёмки о легендарном крейсере «Варяг». Образ «Варяга» достался «Авроре». Для этого судно восстановили после обстрелов германской авиацией, возвели 4-ю дымоходную трубу и надстроили рубки.

Крейсер «Аврора» должен был кануть в лету осенью 1941 года. Нарком ВМФ подписал указ о присвоении этого имени новому строящемуся кораблю. Два судна с одинаковыми именами запрещены на флоте. Но уничтожить крейсер помешало начало Второй мировой войны.


База Нахимовского училища

В 1948 году «Аврору» пришвартовали у Петроградской набережной, через дорогу от Нахимовского училища. Учебное заведение взяло шефство над крейсером. На палубах судна были организованы учебный корпус для курсантов и филиал Центрального военно-морского музея. В 1960 году советское правительство присвоило крейсеру статус памятника и перевело его на содержание государства.

Ремонт и новая жизнь корабля-музея

21 сентября 2014 года в 10:00 крейсер «Аврору» отшвартовали от набережной и отбуксировали на ремонт. Кораблю-музею предстояло проделать путь до Кронштадтского пароходного завода. В 14:50 судно заняло место в сухом доке им. П. И. Велещинского. 16 июля 2016 года «Аврору» вернули к Петроградской набережной. Корпус судна полностью обновили. Создали обновлённую экспозицию музея. В день открытия «Аврору» посетило 1 500 человек.

Поделиться