Дидактическая игра времена года подготовительная группа. Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Времена года». Дидактическая игра "Какое время года?"

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Цель - развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Материал: мяч.
Ход игры:

Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Игра «Повтори, не ошибись»

Цель - закреплять названия месяцев (по временам года).

Ход игры:

Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни»

Цель - учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Ход игры:

Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

Игра с мячом «Продолжай»

Цель - закреплять умение называть признаки времён года.
Материал: мяч

Ход игры:

Дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Игра «Четвертый лишний»

Цель - учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Материал: картинки «Времена года»

Ход игры:

Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Игра «Назови времена года, месяцы»

Цель - закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.
Материал: картинки из пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)

Ход игры:

Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра «Когда это бывает?»

Цель - уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Ход игры:

Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года. Например: желтый — осень, голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.
Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:
1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);
2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;
3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель - формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Ход игры:

Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.
Материал: 4 домика разного цвета (красный - лето, желтый - осень, голубой - зима, зелёный - весна). Картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.
Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Работа с часами «Времена года»

Цель - уточнение представлений о временах года, закрепление названий времён года, их последовательности.
Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень - желтый, зима - голубой, весна - зелёный, лето - красный).

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)
Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.
Обращаем внимание на цвета секторов.
Затем педагог спрашивает у детей:
- Что вы сейчас называли? (Времена года) - Сколько всего времен года? («4 времени года»).
Задания для детей:
Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: - Когда идет снег?
- Когда снег тает? и т.д.

Игра с мячом «Что за чем?»

Цель - закрепление последовательности времён года.
Материал: мяч.

Ход игры:
Дети встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задаёт вопрос, ребенок, отвечая, бросает мяч обратно.
Варианты вопросов:
- Зима, а за нею?
- Весна, а за нею?
- Лето, а за ним?
- Осень, а за ней?
- Сколько времён года?
- Назови первый месяц осени и т.д.
Игра «Что сначала, что потом?»

Цель - уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: конверт с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Ход игры:

По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Елена Воинова

Дидактическая игра-макет «Дерево . Времена года » .

Хочу предложить вашему вниманию пособие по изучению времен года "Дерево . Времена года ". Главной целью является - закрепление у детей знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года .

Основой для макета послужила картонная коробка. Силуэт дерева позаимствовала из интернета, картинки для дерева собирались из всех источников : книги, раскраски, предметные картинки из интернета. Каждое время года делится на 3 месяца . В результате получилось интересное пособие, которое может реализовать следующие цели и задачи :

1. Формировать представление детей о чередовании времен года , их характерных особенностей;

2. Учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;

3. Расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года » ;

4. Развивать кругозор, внимание и память;

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Дерево можно так же использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.

Дидактическая игра-макет , основанная на использовании данного дерева , может включать в себя :

Ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;

Расширение и обогащение словаря детей : названия птиц,цветов,бабочек и т. д.

- ориентирование в пространстве : вверху – внизу, справа – слева;

Ознакомление детей с цветом, формой, величиной;

Формирование элементарных математических представлений - различение понятий много, один, по одному, ни одного; сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.

Игра -макет может обновляться новыми экспонатами : куклами в сезонных одеждах, фигурками животных, а так же сезонными атрибутами для использовании в сюжетно-ролевых играх , сделанными детьми, например, зимой можно сделать с детьми горку, санки, каток из бросового материала.

Благодаря этому макет может использоваться детьми не один год.

Дидактическая игра «Времена года» для детей 3-4 лет Автор – составитель воспитатель Насрулаева Л. В (В игре участвует подгруппа детей) Цели:.

Представляю вашему вниманию разработанные мною дидактические игры по мнемотехнике. Как я говорила, работаю в этом направлении второй год.

Дидактическая игра «Времена года» для средней группы

У многих из нас возникает вопрос, как можно познакомить детей со всеми временами года за короткий промежуток времени? И так как детки у.

Дидактическая игра «Турнир знатоков времен года» В игре используются карточки (52 штуки, на которых представлены следующие сюжеты: ЗИМА.

Благодаря макету можно: -формировать представление детей о временах года, их характерных особенностях; -расширять и обогащать словарный.

Дидактическая игра «Времена года» прекрасно подходит как для одного ребенка, так и для небольшой группы деток в возрасте от 5 до 7 лет. В нее можно играть и на коррекционных занятиях, и дома в свободное время.

При помощи такой игры можно приобщить малыша и культуре. Еще одним ее плюсом является то, что в зависимости от дефектов речи ребенка можно варьировать при подборе материла.

Целью дидактической игры «Времена года» является обучение детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Описание игры для детей «Времена года»

Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие времени года.

Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками.

Материал: как вариант, в домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Плещеев)


Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (Осень).


Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)


Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (Зима).


Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. С. Маршак

В дети могут угадывать какое время года, помогая друг другу.

Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет. Еще, как вариант, можно сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.

Алексеева Ольга Александровна.

Воспитатель МБДОУ №122"Солнечный лучик", г.Чебоксары

Дидактическая игра "Времена года"

СКАЧАТЬ (с фото)

Дерево «Времена года».

«Игра для дошкольников - способ познания окружающего,

игры имеют большую педагогическую ценность -

они развивают у детей смекалку, выдержку,

самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская

Дидактические игры для дошкольников позволяют применить полученные знания на практике и узнать что-то новое. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных качеств: любознательность, активность; отзывчивость; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Прежде всего, дидактические игры осуществляют познавательное развитие детей. Игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

Дидактические игры способствуют возникновению у детей потребности к установлению определённых социальных отношений со сверстниками и взрослыми, изменяется поведение детей.

Дидактическая игра

«Времена года»

(вторая младшая группа)

Цель

  • Развивать у детей умений выделять характерные признаки времён года;
  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную речь и находчивость;
  • Упражнять в отгадывании загадок;
  • Воспитывать любовь к природе, доставить детям радость от игр.

Материал: дерево, картинки с признаками времен года, зайчик игрушка.

Словарная работа: листопад, таит снег, берлога, снегопад.

Ход игры:

1.Ребята заходят в группу и видят печального зайку (рядом с ним картинки времена года). Воспитатель:- Зайчик ты, что такой грустный? Ребята Зайка не знает, какое сейчас время года. Мы тебе поможем, расскажем о каждом времени года.

2. Загадывание загадок.

Воспитатель:- Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)

Соответствующую картинку дети находят и относят к дереву «времена года».

3.Упражнение «Подбери пару»

Дети берут по одной картинки. Называют признак времени года (таит снег, солнце припекает, листья опадают и т.д.). По сигналу находят такую же картинку.

Воспитатель:- Ребята молодцы, правильно подобрали пары. Зайка хочет с вами поиграть.

4. «Зайки и лиса»

По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную)

Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки «роют» землю)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

Воспитатель:

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! («лисичка» бегает между зайцами)

Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («зайчики» разбегаются, лисичка их

догоняет)
Воспитатель: - Ребята вы такие молодцы, помогли зайке.

А ты зайка больше не грусти, ребята тебе помогли.

Все признаки времен года нашли.

Что нам осень принесла.

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь.

Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень».

Ход игры

Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

Зимние развлечения.

Цель: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года.

Материал: сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения».

Ход игры

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

Весна.

Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое?

Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

Времена года.

Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание.

Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей.

Ход игры

На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

Когда это бывает?

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Отгадать по описанию.

Цель: учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Ход игры

Воспитатель описывает время года, а дети его отгадывают.

Воспитатель. В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

Что похоже на солнышко?

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление.

Материал: солнышко, предметные картинки.

Ход игры

На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин).

Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко».)

День-ночь.

Цель: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью, днем; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель называет действия людей днем ​​или ночью. Дети, если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» - приседают, закрывают глаза, кладут ручки под щечку.

Что изменилось?

Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Материал: весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Дети открывают глаза и называют, что изменилось.

Поделиться