Дипломная работа на тему “Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах”. Система работы над правописанием словарных слов Проблемы правописания словарных слов статьи

Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, составление настенных таблиц трудных слов. С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден.


Орфографические различия дают основания разделить слова на: 1. Слова с безударными гласными: Собака Помидор 2. Слова с двойными согласными: Суббота Рассказ Класс 3. Слова со звонкими и глухими согласными: Вокзал Вдруг 4. Слова с непроизносимыми согласными: Лестница


В настоящее время основной приём - механическое запоминание графического облика слова. Недостаток этого приёма - не активизирует мыслительную деятельность учащихся. Существует проблема обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать.


Приёмы запоминания словарных слов, которые активизируют мыслительную деятельность и память учащихся: 1. Опора на комплекс анализаторов (орфографическое проговаривание) 2. Мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика «трудных» слов путём образования ассоциаций. 3. Подбор однокоренных сложносокращённых слов. 4. Этимологический анализ. Приёмы 1, 2, 3 – опора на механическое запоминание А приём 4 – опора на сознание






Памятка для учащихся для запоминания непроверяемых слов. 1. Внимательно прочитай слово про себя и вслух. 2. Узнай значение слова (словари). 3. Прочитай слово по слогам и запиши его. 4. Подчеркни ту часть слова, которую стараешься запомнить. 5. Проверь по словарю, правильно ли записал слово, произнеся его по слогам. 6. Подбери несколько родственных слов и напиши слово 2-3 раза…






Б) Словарно-орфографическую работу можно построить с опорой на ассоциативную память ребёнка. Требования к ассоциативному образу: 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом общим признаком: цвет, форма, действие, материал, количество… 2. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.




Этимологический анализ при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение на научную основу. Он должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей. Задачи этимологического анализа: 1. Определение исконно или заимствованного характера слова (с данным значением и структурой) 2. Выяснение образа (представления), положенного в основу слова как названия предмета действительности. 3. Установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло. 4. Реконструкция его праформы и старого значения.


При этимологическом анализе ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова. Привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к орфографически трудным местам в слове и их внимательность при выполнении любой письменной работы. Слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.


В чём различие в написании слов обаяние и обоняние? (различия в происхождении и историческом морфемном строении) Обаяние – очарование, притягательная сила. Этимологический корень -ба-, который был в древнем глаголе -баять-. Обаять – околдовать словами. От него произошли слова: басня, байка, бай-бай. Обоняние – способность к восприятию запахов. Образовано от глагола воняти (пахнуть). При написании слова сохраняет графический облик корня вонь (запах).


Задания для работы над словами с непроверяемыми написаниями. 1. Работа со словарём. - выписать 5 слов, начинающихся на определённую букву - выписать слова с «ь» в середине слова 2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. (запись слов по алфавиту, по группам в соответствии с орфографическими особенностями) 3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи. (правильное ударение в словах, составление предложений с данными словами) 4. Выборочный диктант. (учитель вслух читает текст, учащиеся записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами)


5. Диктант по картинке (карточкам) 6. Диктант по памяти. (запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и нужно воспроизвести их по памяти) 7. Диктант с комментарием. (ученики комментируют правописание слов) 8. Диктант с использованием загадок. (учитель зачитывает загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова) 9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся. (подобрать однокоренные слова к словам «трактор», «вокзал») 10. Творческие задания. (составление творческого словарика, в котором к словарным словам надо подобрать картинки, загадки, пословицы, скороговорки, отрывки из детских книг или самим сочинить загадки, стишки)


Этимологический анализ слова повышает орфографическую грамотность учащихся, обогащается словарь с опорой на этимологию. Формируется представление о языке как о развивающем явлении, о связи языка с историей страны, народа. Закладывается основа лингвистического мышления. У учащихся развивается логическое мышление, активизируются познавательные процессы, воспитывается интерес к языку.

Правильное написание словарного слова "проблема", которое содержит иностранный корень, с сомнительными буквами:

про блема

Следует запомнить, что словарное слово "про блема" пишется с буквой "о ".

Слова-образы для запоминания:

сло жность - про блема
вопро с - про блема
загво здка - про блема

В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "проблема", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "про блема", необходимо вспомнить слово-образ "сло жность" и другие подобные слова-образы.

Словосочетания и предложения с другими словами:

При про верке документов у него могли возникнуть про блемы.
Про сто та дела еще не означала отсутствия про блем.
На про сторах Родины у него начались серьезные про блемы.

Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:

Нет неразрешимых проблем , но уже есть успехи в их создании! (Афоризм,

Вы никогда не решите проблему , пока не признаете, что она у вас есть. (Афоризм,

Каждая решенная проблема порождает новую неразрешимую проблему . (Закон, сформулированный сотрудниками Министерства труда США)

Фразеологизмы и цитаты со словом "проблема" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Как хочется порой забыть о всех проблемах .
Как хочется забыть о суете людской.
Как хочется не знать о злобе и корысти
И о «ножах» что каждый прячет за спиной.

(Стихотворение Ирины Каменевой)

Рожаем идеи, детей и проблемы ,
И терпим всю боль, расставанья, измены…
Ждем чуда, погоды и авиарейсы,
Глядим в небеса, в уходящие рельсы…

(Стихотворение Марины Бойковой)

Пусть немного чокнутые все мы,
Этот грех нам, Господи, прости.
Как я буду жить - мои проблемы ,
Но ЕГО всегда храни в пути.

(Стихотворение Натальи Непетровой)

Чтение стихотворений с использованием словарного слова с иностранным корнем – увлекательный способ запоминить правописание слова.



Смотрите также в орфографическом словаре:

Проблема - как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова "Проблема"

Смотрите также в толковом словаре:

Проблема - что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Проблема, -ы, женский род 1. Сложный вопрос, задача, тр...

Другие словарные слова по теме "состояние".

Учитель-логопед Надежда Александровна Баландина

МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой.Пуровского района

Ямало-Ненецкого автономного округа

Консультация для родителей и педагогов.

Проблема: ребёнок не может запомнить словарные слова.

На протяжении многих лет основные методические принципы обучения правописанию оставались неизменными и предполагали в первую очередь четкое и ясное усвоение правил, исключений из них, запоминание трудных и неподдающихся проверке слов и упорную многочасовую отработку практических навыков (упражнений, диктантов).

Все эти традиционные методики положительно влияли на грамотное написание слов потому, что ребенок не только писал, но и много читал, запоминая зрительно трудное слово. Не секрет, что современные дети мало читают (книгу вытеснили телевизор, компьютер). Их лексический запас ограничен. В последние годы проблема бесчисленных ошибок, имеющихся в школьных тетрадях, на так называемые словарные слова, приобрела особую остроту.

С учетом этой необходимости для таких слов в школе заводятся специальные словари. Даже если эти слова и заучиваются ребенком, то, как показывает опыт, сама цель заучивания при этом как бы смещается. Ребенок помнит, что это словарное слово, но не может вспомнить букву, которая должна быть в нем написана. А ведь только из-за этой буквы заучивалось слово! Следовательно, вольно или невольно, но цель заучивания здесь сводится к отделению словарных слов от всех прочих, а не к запоминанию правил написания тех букв, которые являются в этих словах сомнительными.

Как же преодолеть эти трудности?

С целью улучшения запоминания слов, целесообразно проводить занятия в игровой, занимательной форме, чтобы этот механический процесс прописывания не являлся насилием над ребенком, а развивал любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

Словарный диктант – один из самых сложных видов работ. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать. Прежде всего, следует сказать, что запоминание словарных слов – это работа и ребёнка, и взрослого.

Начиная работать над заучиванием словарных слов, следует вспомнить первое правило педагогики, на котором основаны все методики: системность и ещё раз системность. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое слова – лёгкое или трудное, короткое или длинное, независимо от того, какого возраста и роста ваше чадо. Этот алгоритм действует всегда!

Алгоритм запоминания словарных слов (информация для взрослых).

  • Объяснить значение слова. Это необходимо! Не пренебрегайте этим пунктом алгоритма. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить написание. Например, кто уверен в том, что ваш ребёнок знает, что такое апелляция, эпатаж или валеология? А это – школьные словарные слова! Объяснять значения трудных слов лучше всего в несколько этапов. Сначала ввести общее понятие, например, валеология – это наука (предложить сравнить со строением слова био лог ия, гео лог ия и т.д.) После того как ребёнок усвоил это слово в общем, дополняем определение яркими запоминающимися деталями: валеология – это наука, рассказывающая, как жить в гармонии с природой. И где здесь детали? Надо дополнить.
  • Орфографическое чтение вслух. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Не к а рабль , не кораб о ль, а именно к О ра БЛ ь.
  • Одновременно писать и произносить словарное слово (дома на бумаге, желательно цветным карандашом или фломастером). Так мы постепенно реализуем звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух).
  • Записать по памяти.
  • Проверить по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно

Исправить их, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом ещё

Раз прописать слово, проговаривая его.

Способы, облегчающие запоминание словарных слов.

Образное представление словарного слова: картинка, картинка в графическом оформлении слова, семантическая карта.

Сначала надо объяснить ребёнку, как надо рисовать картинку и на что обращать внимание. Вот после этого ребёнок пусть сам фантазирует! Следует оговорить, что легко дети рисуют слова с конкретным значением (берёза, фонтан, лимон), сложнее даются слова с абстрактным значением (мороз, народ).

ТЕАТР ФОНТАН КОЛОННА БЕРЕЗА

Одновременно подробное рисование является хорошим способом введения новых

Слов в активный словарный запас ребёнка (дельфин, маршрут, коллектив, интеллигент).

Конечно, не всегда и не все слова можно нарисовать. В таком случае можно привлечь аудиальную «подсказку», то есть связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изучаемой единице надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звучание со словарным словом.

Например, Кост я в кост юме. Ко стя в ко ричневом костюме. Ко стя в коричневом костюме идёт по ко ридору. Ка тя у ка литки. На Ка тином платье ка рман. Пе ссимист Пе тя. Ди летант Ди ма. Ка тя на ка ртине. О ля на п о ртрете. Бе лая бе рёза.

Г О Р И ЗОНТ

Г о ры и звести на г о р и зонте.

Если слово русское по происхождению, то проще всего обратиться у его этимологии. Происхождение слова объясняет его написание. Вот несколько примеров.

Рябина. Круглый год украшают рябины наши леса, сёла, города. В любом сквере красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому?

Вишня, яблоня и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые» - говорили в народе.

По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.

Платье. Платок. Что общего между этими словами и почему они стоят у нас рядом? Дело в том, что в основе этих двух слов лежит древнерусское слово «плать», что означает «кусок материи»

Обоняние и обаяние. Мы знаем, что обоняние – это способность человека различать запахи, а обаяние – способность человека нравиться. Такие разные слова и так похожи в написании! Но если мы будем помнить, что в древнерусском языке слово «вонь» обозначало «запах», «обоняние» - умение различать запахи, то оно уже никогда не спутается со словом «обаяние», которое образовалось от слова «баять», что означает «красиво говорить».

Облегчает и вносит разнообразие в запоминание словарных слов их тематическая группировка. Например, можно предложить такие темы:

Деревья: берёза, рябина, каштан, сирень, осина, тополь, яблоня.

Животные и птицы: корова, собака, баран, щенок, цыплёнок, заяц; ворона, жаворонок, воробей, синица, дятел, ласточка, соловей.

Квартира: квартира, адрес, лестница, коридор, комната, кровать, диван, кресло, табурет, мебель, предмет, порядок, шифоньер, стеллаж, картина, портрет, коллекция.

Кухня, овощи, фрукты, ягоды: кастрюля, сковорода, посуда, тарелка, стакан, молоко, сахар, салат, арбуз, абрикос, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, овощи, капуста, морковь, горох, огурец, картофель, помидоры, редиска, орех, ягода, малина, земляника, смородина.

Магазин: магазин, витрина, касса, чемодан, рисунок, фломастер, карандаш, альбом, пенал.

Одежда: одежда, пальто, варежки, свитер, карман, ботинки, сапоги, валенки, платок, комбинезон, костюм.

Офис: холл, вестибюль, кабинет, компьютер, директор, коллектив.

Транспорт: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус,

Улица: улица, аллея, фонтан, здание, завод, фабрика, аптека, библиотека, метро, памятник, канава, песок, овраг.

квартира, поход, океан, магазин, школа, офис, огород, улица, экскурсия. Затем составляем рассказы по уже изученным словам.

В этом упражнении дети могут составлять рассказы самостоятельно или родитель составляет рассказ и читает, а дети должны выписать только те слова, которые учили.

Для примера можно привести текст, составленный по теме:

«Офис».

«Мы подходим к зданию и входим. Поднимаемся по лестнице и проходим по вестибюлю. Перед нами кабинет директора . Директор сидит за столом перед компьютером и мечтает сегодня сделать миллион дел: подавить восстание, нанести визит и купить одиннадцать килограммов яблок . За окном поёт жаворонок, но директор его не слышит, потому что был включен магнитофон и журчал декоративный серебристый фонтан».

В силах взрослого помочь ребёнку запомнить словарные слова, распределив их по схожести орфограмм: удвоенные согласные, слова, в корне которых нужно запомнить букву «о», «а», «е», «и»; слова, которые пишутся слитно и т. д.

Способы запоминания и проверки словарных слов.

Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене.

Кроме того, существует несколько игр и упражнений, разработанных специально для запоминания словарных слов. При запоминании словарного слова рассматривается картинка, обозначающая само слово, и обыгрывается в нём запоминаемая буква, выделенная на картинке. При этом методе графической ассоциации картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Разные игры, использующие образно-графические и звуковые ассоциации, помогают детям без напряжения и многократного прописывания освоить грамотное написание словарных слов.

«Отгадай, какая буква спряталась на картинке».

Б е г е мот

В о р о на С о р о ка Кр о к о дил

К о лбаса

К о л о к о л Хр и з а нтема Мешок

В дополнение к изложенной методике для лучшего запоминания ребенком зрительно-ассоциативным образом, к словарному слову можно подбирать стихи-загадки. Отгадкой является запоминаемое словарное слово, а слово-образ обязательно звучит в контексте самой загадки, поэтому его легко запомнить, а также в кроссвордах, где словарное слово объединяется со словом, обозначающим ассоциативный образ, путем пересечения данных слов через сомнительную орфограмму.

Стихотворные загадки создают ребенку положительный настрой, процесс запоминания проходит в полезной, развивающей, творческой игровой форме.

С о бака

С хозяином – дружит, Живёт под крылечком,

Сторожем служит, Свернувшись колечком.

К о ра бл ь

Волны носом разрезаю, Из одной страны в другую

Все дороги в море знаю, Без колёс людей везу я.

Повар зовет всех на обед.

Чтоб до вечера трудиться, ПОЛДЕНЬ
Нужно в полдень подкрепиться,
Б
Целый час работы нет -
Е

Все собрались на....(обед). Д

Сердце Родины стучит Р

В этом древнем городе, МОСКВА

Его знают малыши в Воронеже и Вологде. Д Каждый день здесь новый дом, И Этажей с десяток в нем. Н
В длинный ряд дома стоят - десять, двадцать, сто подряд,
А
И квадратными глазами друг на друга все глядят.

Дети читают слова, показывая буквы. Затем опускают головы на сложенные руки, вспоминают с закрытыми глазами, только что прочитанные слова. Картинки переворачиваются.

Ребёнок или несколько детей записывают слова в тетрадь или на листочек. Проверку осуществляют самостоятельно, если есть ошибки, исправляют.

Запоминание слов по сетке.

Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву.

В О К З А Л

Через некоторое время стереть буквы. Задача ребёнка назвать буквы, можно вразброс.

«Устный кроссворд».

Предложите ребёнку узнать слова. Вы называете определение, а ребёнок называет слово и записывает его. Но не следует давать определения, представленные в академических словарях. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъёма или спуска пешком. Что это? (Лестница).

При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.

«Древнерусское письмо».

Если вы уже распределили слова по схожести орфограмм, то следующее упражнение позволит вам в игровой форме проверить то, как ребёнок их запомнил. Предложите написать письмо под диктовку, но только согласными (вы диктуете слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными. Например, еоие – велосипед, аоаоия – лаборатория, оио – горизонт, еуаы – мемуары; прфсср – профессор, трртр – территория, ссцц – ассоциация.

Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется.

Составьте словосочетания, чтобы слова в них начинались на одинаковую букву. Задание имеет смысл, когда используется несколько словарных слов на разные буквы. Например:

Шофёр; шустрый;

Салют; сияет;

Жонглёр; Жора;

Футбол; французский.

Затем закройте левый столбик и попросите, чтобы ребёнок вспомнил словарные слова, опираясь на слова правого столбика и воспроизводя тот образ, который был им создан.

Часто в качестве домашнего задания ребёнку предлагается выучить словарные слова целым списком, и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объёма. В этом случае можно воспользоваться известным «методом Цицерона». После того, как ребёнок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите расставить слова по комнате. Например, в углу комнаты – концерт, на диване – гости в костюмах, посреди – озеро, на полке стакан, под столом – берлога и т. д. Через некоторое время (1 – 1,5 часа) пройдите по комнате вместе с ребёнком и «соберите» слова, проговаривая их орфографически.

Для запоминания словарных слов можно использовать игры, которые требуют хоть и небольшой, но дополнительной подготовки. Со стороны взрослого. Если вы не пожалеете времени, то приготовленные вами игры превратят семейный досуг в полезное времяпровождение, станут доброй традицией. Кроме того, мы, взрослые, знаем, что любая игра позволяет легко развивать внимание, умение концентрироваться, отрабатывает механизм переключения с одного действия на другое и даже воспитывает характер.

Словарное лото.

Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере, скопировав слова). В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Правила игры такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками.

«Парочки».

Это известная игра, которую используют для развития памяти и внимания. Материал: несколько пар (парочка – 2 карточки с одинаковыми словами) карточек небольшого размера. В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Карточки раскладываются на столе написанными словами вниз рядами по 6 – 8 штук или в беспорядке. Если на них написано одно и то же слово, играющий берёт их себе и открывает другую пару карточек. Если же 2 карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберёт больше парочек.

«Трудные слова».

Попробуйте изготовить некоторое количество карточек с написанными на них словарными словами, в которых выделены проблемные буквы, чем больше их выделено, тем лучше. Количество карточек может от игры к игре увеличиваться, на первом этапе их может быть 10, а затем и 100. Если в игре будут находиться уже выученные слова, вреда это никому не принесёт. В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек.

Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами. Затем любым способом определяется, кто будет первым. Делая ход, игрок выкладывает карточку, чётко проговаривая написанное на ней слово, особенно выделяя голосом проблемные буквы. Противник должен найти у тебя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, и положить её сверху, также чётко проговорив слово. Затем ход делает следующий игрок. Если у игрока нет слова с нужными буквами, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по одному смешному предложению с оставшимися у него словами.

Ещё раз хочется напомнить: чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребёнка в непомерно тяжёлый труд, ему нужен не только наставник, но и партнёр по игре.


Савёнышева Ирина Владимировна

Несмотря на то, что программа по русскому языку, как в начальной, так и в средней школе, уделяет достаточно внимания изучению слов с непроверяемыми написаниями,процент ошибок в их написании достаточно велик и, сталкиваясь с выученными словами в условиях написания однокоренных слов,диктантов, в изложениях и сочиненияхи т.д., многие дети не узнают их, не вспоминают их написание. Почему так происходит? В чем причина трудностей при усвоении слов данной группы?

Отталкиваясь от представления «Каждое нарушение правила - это ошибка» , попробуем определить, какие ошибки могут быть допущены детьми. Для этого, определим состав предложенных для запоминания слов с орфографической точки зрения. Условно их можно разделить на 3 группы.

1.слова с непроверяемыми написаниями: безударными гласными, с двойными согласными, со звонкими и глухими согласными, с непроизносимыми согласными.

2.слова, подчиняющиеся правилам, но написание которых младшие школьникидолжны запомнить, так как эти правила изучаются только в средней школе.

К ним относятся:

Слова с чередованием гласных в корне

Сложные слова с соединительными гласными

Слова с гласными после шипящих в корне черный

Некоторые наречия (слитное написание; с приставками с и на; с суффиксами а - о на конце)

3.слова, являющиеся проверяемыми, но подбор проверочного слова может быть трудным для данной возрастной группы.

Исходя из этих орфографических различий слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, можно определить два варианта ошибок:

Ошибки в обозначении фонем буквами

Каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв

Учителю необходимо четко знать, к какой группе относится изучаемое слово как для формирования навыка дифференцировать и обозначать графически орфограмму, так и для выбора пути в организации работы по исправлению и предупреждению ошибок, которая строится на основе анализа письменных работ и обобщений. Работа над ошибками должна быть разработана индивидуально, так как каждаяошибка находится в зависимости от конкретной проблемы конкретного ребенка.

Обозначим возможные причины возникновения ошибок со стороны ученика и определим возможные варианты их исправления.

причины ошибок

возможные пути исправления

непонимание или неточное пониманиезначения слова

Объяснение или уточнение лексического значения слова

Предъявление этимологической справки

неумениенайти опознавательный признак, дифференцировать проверяемые и непроверяемые написания

Развитие орфографическую зоркость

Упражнения на определение позиции фонемы в слова (сильная/слабая)

Работа над морфемным составом слова

«ошибки памяти» [ 3]

Определение доминантного типа памяти (зрительная, слуховая, моторная, речедвигательная)

Развитие всех видов памяти

невысокий уровнем общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря

Работа со словарями, справочниками и т.д. Развитие речи

невнимание, выраженное случайными заменами, описками

Развитие внимания

пассивной ролью мыслительных навыков,вследствие отсутствия обучения приемам умственной работы на практике.«…мы требуем от ученика активной мыслительной работы… и в то же время ничего не предпринимается для того, чтобы обучать учащегося тем способам умственной работы, которые наикратчайшим путем приводят к цели» - писал Д.Н.Богоявленский

На различных этапах работы со словами данной группы при подборе упражнений руководствоваться принципомактивизации познавательных процессов ребенка

«неправильной догадкой, переоценкой своего языкового чутья»

Развивать навыки самоконтроля, критичности

неразвитостью мелкой моторики руки (каллиграфические ошибки)

Развивать мелкую моторику (лепка, вырезание, штриховка)

Упражнения для развития навыков каллиграфического письма

проблемами логопедического характера

Можно выделить ряд причин, вызывающих ошибки, возникающих и со стороны педагога.

Одной из причин, затрудняющих усвоение слов с непроверяемыми написаниями, является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными часто ведется изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Для решения этой проблемы необходимо «проводить» такие слова через весь урок, включая их в упражнения разного характера и систематически закреплять их написания на последующих уроках.

К другой причине можно отнести однообразие приемов и отведение ребенку пассивную роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем, учащемуся предлагают списать и механически выучить его написание. Использованиекартинных и выборочных диктантов, разгадывание кроссвордов и ребусов, дидактические игры, задания творческого характера и многое другое не оставят ученика равнодушным, а трудные слова неусвоенными.

Еще одну причину Н.Н.Алгазина определяет как неудачный подбор дидактического материала для упражнений, не соответствующий возрасту и принципу доступности. Подбор дидактического материала с учетом возрастных особенностей, программных требований и вариантности (то есть с учетом типичных трудностей) является важным условием формирования навыка грамотного письма, поэтому ответственность за выполнение данных требований и за ошибкуложится только на учителя.

Согласно традиционному положению все ошибки должны быть исправлены. В связи с этим положением работу над ошибками можно проводить:

· Индивидуальную - учитель и ученик вместе находят, анализируют и исправляют ошибку;

· Частично-самостоятельную - учитель ограничивается условным знаком на полях, ученик сам находит, анализирует и исправляет ошибку;

· Фронтальную - устное комментирование общего текста при самостоятельном поиске и исправлении ошибки каждым учеником.

При исправлении ошибок в словах с непроверяемыми написаниями полезна работа с орфографическим словарем. Учителю целесообразно заносить ошибки детей в специальный журнал, который поможет проанализировать результаты работ и динамику каждого ученика. Детям эффективно вести индивидуальные словарики трудных слов.

При грамотной организации работы над ошибками, в которой учитываются ошибки и причины их появления, включена предупредительная работа и определены эффективные пути их исправления, уровень орфографической грамотности,безусловно,повысится.

Литература
1. Агафонов В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. Ассоциативный орфографический словарик. - Изд. 2-е., перераб., доп.- М: Ювента, 2004. - 64 с.
2. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов: Пособие для учителя.- 3 изд.- М.:Просвещение, 2001.- 280 с.
3. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. Уч.пос. Учебное пособие для психолог.вузов. монография. Серия: Классическая учебная книга. - Академия, 2002. - 352с.
4. Канакина В.П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
5. Гафитулина М.С. Слово о словарном слове / Гафитулина М.С.,
6. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с. 55-60
7. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка // Начальная школа. - 1990. - № 3. - с. 37-39.
8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 256 с

Поделиться