Государственный деятель Владимир Крючков: биография, деятельность и интересные факты. Арест и амнистия

Первая Французская империя (1804-1815 гг.) была создана Наполеоном Бонапартом. К моменту его прихода к власти, Франция была опустошена десятилетием мятежей и восстаний. Печальная судьба, казалось, была предопределена. Однако, благодаря воле Наполеона, Франция в течение нескольких лет стала империей и ведущей державой Европы. И, тем не менее, именно роковые политические ошибки того же Бонапарта стали причиной ее падения.

В 1920-х годах ХХ века Россия, ставшая Союзом ССР, фактически не имела шансов на выживание в окружении враждебного капиталистического мира. Однако, благодаря уму, воле и дипломатии Сталина, она совершила индустриальный рывок, устояла в 1941 году против нашествия всей Европы и превратилась после Второй Мировой войны в мировую сверхдержаву. Цену, правда, за это пришлось заплатить изрядную. Но смог бы кто-либо другой совершить подобное тому, что удалось Сталину?

Горбачёв пытался повторить успех Наполеона в переустройстве Союза ССР. Но безуспешно. На нечто подобное сталинскому подходу он оказался вообще не способен. И масштаб не тот, и мышление ущербное. Все начинания Михаила Сергеевича носили деструктивный характер и как ржа разъедали государственный механизм. В итоге Горбачёв повторил судьбу римского императора Гонория (395-423 гг.), при котором распад Римской империи приобрел неудержимый характер.

Утверждают, что, когда Гонорию сообщили о гибели Рима, он очень расстроился, так как посчитал, что речь идет о смерти любимого петуха по кличке Рим. И весьма обрадовался, когда выяснилось, что тот жив. Судьба Рима, разграбленного вестготами Алариха, Гонория при этом никак не тронула…

Аналогично вел себя и Горбачёв, узнав о Беловежском сговоре, поставившем точку в истории СССР. Единственный вопрос, который он в телефонном разговоре задал заговорщикам, касался должности, которую те намеревались ему предложить. Он так и не понял, что у свергнутых политиков не бывает политического будущего.

В СССР был человек, который мог изменить ход истории — Председатель КГБ СССР Владимир Александрович Крючков. Известно, что в период 1989-1991 гг. он обладал достаточной информацией о предательской деятельности как Горбачёва, так и его ближайших соратников, а точнее подельников, — Яковлева и Шеварднадзе.

Владимир Александрович имел возможность остановить эту «тройку», но занял весьма странную позицию. Началось все с Александра Николаевича Яковлева. Напомню, что уже в 1989 году советским спецслужбам стало известно, что он занимал выгодные для Запада позиции, противостоял «консервативным силам» в СССР, и Запад мог твердо рассчитывать на него в любой ситуации.

Крючков доложил эту информацию Горбачёву. Но тот хоть и «задергался», но в итоге предложил главе КГБ лишь поговорить «по душам» с Яковлевым. Разговор окончился ничем. Яковлев только молчал и горестно вздыхал. Крючков доложил об итогах разговора Генсеку, но тот предпочел «замять» ситуацию.

Спустя некоторое время, Владимир Александрович вновь доложил Горбачёву о том, что по линии разведки и контрразведки поступили важные материалы о содержании его переговоров с президентом Бушем-старшим на Мальте в декабре 1989 года. Информаторы КГБ и ГРУ утверждали, что в ходе этих переговоров Генсек дал согласие изменить политический строй в СССР, коренным образом пересмотреть отношения СССР с западными странами, не препятствовать включению ГДР в состав ФРГ и выходу Прибалтики из Союза. Это подтверждали и статьи, появившиеся в западных СМИ.

Даже когда стало ясно, что Президент СССР «сдает» Западу позиции СССР, глава КГБ не сделал должных выводов. В этой связи возникает вопрос: а как в подобной ситуации действовал бы директор ФБР или глава ЦРУ? Несомненно, что они незамедлительно проинформировали бы Сенат и Конгресс США о явной нелояльности Президента.

Информацию о разговоре с Горбачёвым по поводу Мальты Крючков озвучил только в 2001 году в интервью корреспонденту «Литературной газеты» Дмитрию Беловецкому. При этом добавил, что «Горбачёв всегда был предателем партии и страны». Верная констатация, но, как говорят, дорога ложка к обеду.

ЗАЯВЛЕНИЕ СОТРУДНИКОВ КГБ

Странное поведение Крючкова в 1990-1991 гг. пытаются объяснить по-разному. В том числе и тем, что он безгранично верил Горбачёву. Однако этим оправдывать бездействие главы КГБ в период, когда стало очевидным явное предательство главы государства, невозможно…

Замечу, что тогда ситуация сложилась более чем странная. Подчиненные Председателя КГБ хорошо осознавали происходящее в стране, а их шеф пребывал в святом неведении. Об этом свидетельствует следующий факт. 23 февраля 1990 года собрание представителей подразделений Центрального аппарата КГБ СССР обратилось к Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю ВС СССР М. Горбачёву с заявлением: «…В чекистских коллективах выражается недоумение по поводу того, что руководящие органы страны, располагая упреждающей информацией о назревающих негативных явлениях, явно запаздывают с принятием жизненно важных политических решений, проявляют медлительность и нерешительность, не используют силу действующих ныне законодательных актов.

Затягивается принятие ряда важных для общества законов, в том числе по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью, о Комитете государственной безопасности СССР, о преступлениях против государства, о преступлениях против мира и безопасности человечества. Отсутствие этих законов лишает правовой основы борьбу с наиболее опасными формами организованной преступности, коррупцией, с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, не позволяет эффективно обеспечить безопасность государства и граждан…»

Заявление чекистов Горбачёв не удостоил ответом. Кстати, об этом заявлении было хорошо известно Крючкову, и молчание Генсека давало право ему публично поставить перед Горбачёвым вопросы, которые были изложены в заявлении. В КПСС такая практика была достаточно распространенной. Руководитель любого уровня всегда использовал возможность публично поддержать сбалансированную критику, высказанную его коллективом в адрес вышестоящих органов.

Это существенно повышало его авторитет и, в то же время, выводило из-под «удара», так как он лишь ретранслировал мнение коллектива. Напомню, что в период перестройки озвучивание мнения «снизу» представлялось важнейшим элементом «гласности». Поэтому имели место случаи, когда руководители сами инспирировали заявления от коллективов.

Следует также иметь в виду, что Крючков являлся членом Политбюро ЦК и депутатом Верховного Совета СССР, что предоставляло ему немало возможностей воздействовать на главу советского государства. Не вызывает сомнений, что если бы Владимир Александрович публично озвучил лишь некоторые факты предательской политики Генсека и Президента, то, возможно, история нашей Родины развивалась бы по-другому. А Горбачёв доживал жизнь не в роскошном баварском замке, а в тюремной камере.

«СПИСОК КРЮЧКОВА»

Несколько слов о публичных выступлениях Крючкова. Он с тревогой, но весьма обтекаемо выступил на XXVIII съезде КПСС (июль 1990 года), когда вопрос стоял о том, тем ли путем идет страна?

Выступал он и на знаменитом IV съезде народных депутатов СССР (декабрь 1990 года), когда стало ясно, что Горбачёв не только не справляется со своими обязанностями, но и противодействует выправлению положения в стране. На этом съезде Владимир Александрович не осмелился поддержать выступление Сажи Умалатовой, хотя потом расценил его как подвиг.

Выступал Крючков и на апрельском (1991 год) Пленуме ЦК, когда стоял вопрос об отстранении Горбачёва от должности. Но вновь обошел стороной вопрос об ответственности Генсека за происходящее в Союзе.

Наконец, 17 июня 1991 года Владимир Александрович на закрытом заседании Верховного Совета СССР вновь говорил о внешних силах, активно действующих по созданию бедственного положения в стране. Он констатировал, что «наше Отечество находится на грани катастрофы».

Подтверждая свое высказывание, Председатель КГБ озвучил секретную записку Юрия Владимировича Андропова «О планах ЦРУ по приобретению агентуры влияния среди советских граждан», датированную 1977 годом.

В записке говорилось о том, что «американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза. ЦРУ разработало программу индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающую приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку».

Также в записке подчеркивалось, что основное внимание ЦРУ будет обращено на советских граждан: «способных по своим личностным и деловым качествам в перспективе занять важные административные должности» в партийном и советском аппаратах.

Известно, что к моменту выступления Владимира Александровича на Верховном Совете «агенты влияния» были уже подготовлены, внедрены на соответствующие должности и вели «соответствующую» работу. Поэтому действовать надо было без промедления. Однако Крючков ограничился рассуждениями на общие темы.

Если бы за его выступлением последовали действия КГБ по обезвреживанию агентов влияния, то можно было бы понять позицию Владимира Александровича. Накануне операции по обезвреживанию врагов недопустимо разглашение их фамилий. Но и после выступления шефа КГБ на закрытом заседании Верховного Совета так ничего и не последовало.

Напрашивается вывод. Видимо, агенты влияния были слишком могущественными людьми. Об этом мне как-то намекнул один из бывших замов Председателя КГБ. Этот вывод косвенно подтвердил упомянутый в прошлой статье генерал КГБ Юрий Иванович Дроздов. Он, ссылаясь на американского разведчика, заявил корреспонденту «Российской газеты» (31августа 2007 года) о том, что ЦРУ и Госдепартамент США имели в СССР «агентуру на самом верху».

Но в таком случае единственным способом, которым эту агентуру следовало обезвредить, было оглашение их фамилий. Напомню, что в 1981 году в Италии таким образом удалось предотвратить правый государственный переворот, который готовили члены тайной масонской ложи «П-2». Для этого оказалось достаточным опубликовать список с фамилиями 962 членов этой ложи.

В «П-2» входили три министра тогдашнего правительства Италии, руководители всех трех итальянских спецслужб, политический секретарь социал-демократической партии, заместитель министра обороны, президент объединения итальянских промышленников «Конфиндустрия» и т. д.

Самую многочисленную часть ложи составляли военные. Например, начальник генерального штаба министерства обороны Италии, заместитель главнокомандующего военно-морскими силами НАТО в Южной Европе и другие. И, тем не менее, оглашение списка заговорщиков-масонов поставило крест на их планах. Этот скандал в Италии, несомненно, был известен Крючкову.

Не вызывает сомнений, что ему также было известно о международной встрече делегаций органов госбезопасности социалистических государств, состоявшейся в 1974 году в Гаване. На ней особый интерес вызвало выступление начальника контрразведки социалистической Чехословакии Мольнара. Цитату из его выступления привел в своей книге «Как готовили предателей: Начальник политической контрразведки свидетельствует…» первый заместитель Крючкова Филипп Денисович Бобков, участник встречи в Гаване.

Мольнар тогда заявил: «Хочу предупредить вас, что настоящая опасность наступит тогда, когда на сотрудничество с противником пойдут представители властных структур, лица, стоящие у власти. Мотивы их сближения с противником могут быть разными. Это может быть стремление найти гарантии укрепления личной власти, слабая убежденность в социалистическом мировоззрении, научная неподготовленность…

Говорю это на опыте моей Чехословакии. Мы пережили то, что творили руководители государства во времена Дубчека, то, что делал он сам. И органы государственной безопасности не могли препятствовать тому, что вело к гибели строя. Мы не могли выступить против власти, потому что народ верил власти, а не тем, кто выступает против нее. Тем более, что они прикрывались клятвами в верности идеям Маркса и Ленина, утверждали на словах социализм, борясь с изъянами прошлого. Стать «переворотчиками» мы не могли.

Хочу предупредить и призвать вас подумать, как поступать в таких случаях. Одно дело подпольная борьба отдельных лиц или групповых формирований, которые вступили в сотрудничество с противником. И совсем другое, когда происходит изменение позиций руководителей партии и государства в сторону от социалистического пути развития. Ревизионизм охватывает высшие эшелоны власти…»

Абсолютно ясно, что ситуацию в 1991 году можно было изменить только в случае, если бы Крючков назвал фамилии. Тем более, что Председатель КГБ СССР к тому времени уже располагал списком агентов влияния Запада. Это был так называемый «Список 2200» или «Список Крючкова». Именно столько в нем фигурировало агентов. Утверждают, что начинался он с фамилии А. Н. Яковлева. Обычно при упоминании этого списка у многих на лице отражается скептицизм. Однако сегодня существуют достоверные свидетельства того, что такой список существовал.

В марте 2011 года уже упомянутый Юрий Иванович Дроздов в интервью «Российской газете» (17 сентября 2010 года) сообщил, что «так называемый «Список Крючкова» с именами этих людей из американской агентуры не был высосан из пальца». На уточняющий вопрос корреспондента «РГ» Николая Долгополова Дроздов ответил: «Я не считаю, я уверен в этом. Подтверждение — наши агентурные материалы».

ГЛАС В ПУСТЫНЕ И СТРАННЫЙ ГКЧП

Почему же публичные выступления Крючкова не возымели должного эффекта? Почему они оказались гласом вопиющего в пустыне? Ведь они, казалось бы, были проникнуты озабоченностью судьбой Советского Союза. Прежде всего, потому, что проблемы преподносились им в общих чертах, без конкретных фактов и фамилий.

Я помню свою реакцию на выступления Крючкова, да и реакцию тех членов ЦК КПСС и народных депутатов ВС СССР, с которыми я общался. За годы советской власти мы привыкли, что советскую общественность периодически информировали о «коварных» планах Запада. Но тем дело и кончалось, происки врагов всегда успешно пресекались.

В 1990-1991 гг. всех успокаивало то, что Председатель КГБ выступал в присутствии Генсека. Следует иметь в виду, что 27 ноября 1990 года министр обороны Маршал Советского Союза Язов выступил по ЦТ с заявлением об угрозе ослабления обороноспособности страны. Выступал он, как известно, по указанию Президента СССР.

Какой из этого следовал вывод? «Наверху» ситуацию контролируют. Соответственно, все были уверены, что Горбачёв поручил главе госбезопасности проинформировать коммунистов и народных депутатов СССР о том, что КГБ не «дремлет» и контрмеры будут своевременно приняты.

В силу этого публичные выступления Крючкова о «происках врагов» воспринимались без обеспокоенности. Почему этого не осознавал сам Председатель КГБ СССР, до сих пор не ясно. В этом плане более чем странной выглядит инициатива создания Крючковым в августе 1991 года Государственного Комитета по Чрезвычайным Ситуациям — ГКЧП, который поставил роковую точку в судьбе СССР.

Причем поведение главы КГБ в период действия ГКЧП, а именно он был организатором и главной движущей пружиной этого Комитета, невозможно расценивать иначе, как граничащее с предательским.

…К июлю 1991 года Союз стал трещать по швам, несмотря на то, что большинство граждан СССР в марте того же года однозначно высказались за Союз. Достаточно сказать, что в октябре 1990 года даже Иркутская область заявила о суверенитете. Помимо этого фактически обрушилась экономика Союза.

В интервью газете «Комсомольская правда» (18 августа 2011 года) бывший министр печати и информации России Михаил Полторанин напомнил, что в этот период «людям нечего было есть, носить, обувать. Ни мыла, ни полотенец, простыней, носков. На складах все это лежало, но в магазины почему-то не попадало». Аналогичное положение было и с продовольствием.

По моим сведениям, Горбачёв и Крючков были осведомлены о том, что в стране специально создается дефицит. Но никаких мер по устранению такого положения не предпринималось. В итоге июль 1991 года стал месяцем беспрецедентных для КПСС мятежных пленумов и собраний. Тот же Полторанин утверждает, что комиссия по рассекречиванию документов КПСС, которую он возглавлял, обнаружила впоследствии в архивах более десяти тысяч гневных телеграмм с выражением недоверия Политбюро и лично Генеральному секретарю ЦК и требованием проведения внеочередного съезда КПСС.

Этот съезд стал бы последним для Горбачёва и его команды. Перспективы для него в этом случае вырисовывались весьма печальные. Простой отставкой Генсек не отделался бы. Для «горбачёвцев» стало ясно, что выход — только в ликвидации КПСС. Однако нужен был повод, масштабная провокация, такая, как силовая акция в Вильнюсе в январе 1991 года.

Вот так появился план явить на политическую арену ГКЧП, который якобы попытается спасти страну от развала. Ну, а после его фиаско рассчитаться с противниками Горбачёва, вплоть до запрета КПСС. Не случайно генерал Александр Лебедь в своих мемуарах «За державу обидно…» (1995 год) писал: «Путча как такового не было. Была гениально спланированная и блестяще осуществленная, не имеющая аналогов провокация, где роли были расписаны на умных и дураков. И все они, умные и дураки, сознательно и бессознательно свои роли выполнили».

Бывший премьер-министр СССР Валентин Павлов прямо обозначил главного организатора августовского путча названием своей книги «Август изнутри. Горбачёв путч». В этой книге Павлов привел ряд фактов, которые свидетельствуют о непосредственной причастности Президента к августовским событиям.

В 1996 году в интервью газете «Правда» (12 апреля 1996 года) Валентин Сергеевич сообщил, что само название ГКЧП предложил Михаил Сергеевич: «…персональный состав комитета своей рукой написал сам Горбачёв. Вроде как предположение, кто может в него войти. Того же А. Лукьянова предусмотрительно вписал в список под знаком вопроса».

Павлов утверждал, что Горбачёв был постоянно в курсе дела относительно подготовки к ГКЧП. По его словам, Президент знал, что будущие члены Комитета 17 августа собрались на «объекте АБЦ» (служебная дача КГБ) и позвонил туда Крючкову, чтобы дать последние наставления.

Валентин Сергеевич так описал эту ситуацию: «Собрались мы спонтанно, так сказать, экспромтом. Минут через пятнадцать после моего появления в садовой беседке Крючкова попросили к телефону. Уходя, он обронил странную фразу: «Это звонит Горбачёв из Фороса. Он знает, что мы уже собрались…»

Видимо, горбачёвские напутствия и объясняют странное поведение главы КГБ в период действия чрезвычайного положения. Ему прекрасно было известно, что главная опасность для ГКЧП исходила от президента России и его команды. Тем не менее, Крючков дал возможность Ельцину 19 августа утром выехать из Архангельского, где находилась его дача и беспрепятственно добраться до Белого Дома.

Окончание в следующем номере.

ШВЕД Владислав Николаевич, родился в Москве.

С 1947 года проживал в Литве. С 1990 года — второй секретарь ЦК Компартии Литвы / КПСС, член ЦК КПСС. Председатель Гражданского комитета Литовской ССР, защищавшего права русскоязычного населения. Депутат ВС Литвы.

В декабре 1991 г. отказался поменять гражданство, был лишен мандата депутата Сейма и арестован. По причине отсутствия улик и под воздействием общественного мнения выпущен на свободу.

В 1998‑2000 гг. — руководитель аппарата Комитета Госдумы по труду и социальной политике. Действительный государственный советник РФ 3‑го класса. В 1996‑2000 гг. был заместителем председателя ЛДПР. Автор книги «Катынь. Современная история вопроса» (2012 г.) .

КРЮЧКОВ Владимир Александрович

(29.02.1924). Член Политбюро ЦК КПСС с 20.09.1989 г. по 13.07.1990 г. Член ЦК КПСС с 1986 г. Член КПСС с 1944 г.

Родился в г. Царицыне (ныне Волгоград) в семье рабочего. День рождения отмечал, за исключением високосных лет, 28 февраля или 1 марта. Русский. Трудовой путь начал в 1941 г. разметчиком на заводе № 221 Наркомата обороны в Сталинграде. В 1942 - 1943 гг. разметчик на заводе № 92 Наркомата обороны в г. Горьком, затем снова на заводе № 221 в Сталинграде. С 1943 г. комсорг ЦК ВЛКСМ в Особой строительно-монтажной части № 25 Наркомата по строительству в Сталинграде. С 1944 г. первый секретарь Баррикадного райкома комсомола г. Сталинграда. В 1945 - 1946 гг. студент Саратовского юридического института. В 1946 г. второй секретарь Сталинградского горкома ВЛКСМ. В 1946 г. перешел в прокуратуру: был народным следователем прокуратуры Тракторозаводского района Сталинграда, в 1947 - 1950 гг. прокурором следственного отдела Сталинградской городской прокуратуры, в 1950 - 1951 гг. прокурором Кировского района Сталинграда. В 1949 г. окончил Всесоюзный заочный юридический институт. В 1951 г. по направлению Сталинградского обкома партии поступил в Высшую дипломатическую школу МИД СССР. Был единственным слушателем, изучавшим венгерский язык. С 1954 г. на дипломатической работе: третий секретарь отдела 4-го Европейского отдела МИД СССР, с 1955 г. третий секретарь посольства СССР в Венгерской Народной Республике, которое возглавлял Ю. В. Андропов, сыгравший ключевую роль в его судьбе. Вместе они пережили будапештское восстание 1956 г. По представлению Ю. В. Андропова за работу в боевых условиях был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В. А. Крючков одной из причин тех событий, помимо нерешительности венгерских коммунистов, считал действия «роковой фигуры» - Имре Надя, которого вытащил на политическую арену А. И. Микоян. В 1959 г. Ю. В. Андропов, двумя годами раньше покинувший Венгрию и работавший заведующим Отделом ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран, предложил ему место референта в секторе Венгрии и Румынии. В 1963 - 1965 гг. заведующий этим сектором. В 1965 - 1967 гг. помощник секретаря ЦК КПСС. Уходя в 1967 г. со Старой площади на Лубянку, Ю. В. Андропов забрал его с собой своим помощником. С 1967 г. начальник секретариата КГБ при Совете Министров СССР. У Ю. В. Андропова и В. А. Крючкова была общая приемная, кабинеты находились напротив, В. А. Крючков всегда был под рукой - надежный, исполнительный, послушный. С 1971 г. первый заместитель начальника 1-го Главного управления КГБ СССР (внешняя разведка), исполняющий обязанности начальника управления, начальник управления КГБ при Совете Министров СССР. Самостоятельных решений не принимал, по любому поводу, даже незначительному, советовался с Ю. В. Андроповым - сказывалась многолетняя аппаратная привычка. Переход в новый, далекий от председательского, кабинет совпал с невиданным по размаху провалом советской разведки в Англии. В начале сентября 1971 г. на сторону англичан перебежал офицер лондонской резидентуры советской разведки О. Лялин. Несмотря на скромную должность рядового оперативного работника, действовавшего под прикрытием старшего инженера торгпредства, он знал немало. Англия выслала из страны 105 советских граждан, заподозренных в шпионаже и объявленных персонами нон грата. В истории разведок мира не было акции подобного масштаба. С ноября 1978 г. В. А. Крючков - начальник 1-го Главного управления, одновременно заместитель председателя КГБ при Совете Министров СССР. По мнению бывшего начальника разведки ГДР Маркуса Вольфа, это назначение было логичным, но не очень мудрым, потому что В. А. Крючков по натуре не был лидером и без указаний своего наставника грамотный и разумный «номер два» терялся. Провел несколько успешных операций в Афганистане. Очень много читал лично: газеты, журналы, специальную информацию, - интересное отмечал галочками, закладками, секретарь потом перепечатывала. 20 лет вел картотеку по разным проблемам. Аккуратист. Жил только работой. Не имел записной книжки, держал в памяти имена, фамилии, номера телефонов. Жил на даче в поселке 1-го Главного управления, вставал без четверти шесть и в течение часа делал зарядку на улице - в любую погоду, независимо от времени, когда накануне лег спать. Трезвенник, практически не употреблял спиртного. На официальных обедах набивал льдом стакан, наливал содовую воду, сдабривая глотком виски. В нерабочей обстановке - компанейский, веселый человек, с близкими ему людьми устраивал забавные розыгрыши, обладая тонким и добрым юмором. С 01.11.1988 г. председатель КГБ СССР, сменил на этом посту В. М. Чебрикова. М. С. Горбачев, принимая решение о назначении, исходил из того, что он был безраздельно предан хозяину и не стремился вести свою собственную линию в политике. Одновременно с назначением получил воинское звание генерала армии. В октябре 1989 г. стал членом Политбюро ЦК КПСС. С марта 1990 г. входил в состав Президентского совета, с марта 1991 г. в Совет безопасности СССР. Был членом Совета обороны СССР. В выступлении на последнем, ХХVIII съезде КПСС (июль 1990 г.), сказал: «Нередко задают вопрос: куда, мол, смотрит КГБ? Вообще-то говоря, смотрим куда надо. (Смех. Аплодисменты.)». Провел через Верховный Совет подготовленный на Лубянке первый в истории советских чекистов Закон об органах государственной безопасности, вступивший в силу в мае 1991 г. Депутат Верховного Совета СССР 11-го созыва. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета». 07.02.1991 г. направил М. С. Горбачеву записку «О политической обстановке в стране», в которой предложил программу действий союзного руководства на 1991 г. Предупреждал, что из-за острого политического кризиса возникла угроза развала СССР, демонтажа общественно-политической и экономической системы. Главным политическим противником объявлял «Демократическую Россию» и руководство Верховного Совета РСФСР. Учитывая глубину кризиса и вероятность осложнения обстановки, не исключал возможность образования в соответствующий момент временных структур в рамках осуществления мер, предоставленных президенту Верховным Советом СССР. Это была идея, через полгода воплощенная в ГКЧП. 17.06.1991 г. на закрытом заседании Верховного Совета СССР произнес знаменитую речь об «агентах влияния», но не назвал ни одного имени; обнародовал записку в ЦК КПСС своего предшественника Ю. В. Андропова на эту тему от 24.01.1977 г., предупреждал об опасности осуществления линии на изменение общественно-политического строя. Поддержал премьер-министра В. С. Павлова, просившего у Верховного Совета чрезвычайных полномочий в связи с угрозой распада СССР. Выступление было фактически направлено против перестройки, реформ М. С. Горбачева. На конфиденциальной встрече М. С. Горбачева с Б. Н. Ельциным и Н. А. Назарбаевым в Ново-Огарево 29.07.1991 г. была достигнута договоренность об удалении В. А. Крючкова из руководства нового Союза. Разговор был записан техническими службами КГБ и стал известен его руководителю. 06.08.1991 г. В. А. Крючков поручил группе своих близких сотрудников спрогнозировать последствия введения чрезвычайного положения. 14.08.1991 г. заявил им, что М. С. Горбачев не в состоянии адекватно оценить обстановку, у него психическое расстройство и будет вводиться чрезвычайное положение. 17.08.1991 г. на закрытом объекте КГБ провел секретное совещание с Д. Т. Язовым, О. С. Шениным и руководителем аппарата президента СССР В. И. Болдиным, на котором была достигнута договоренность о введении в стране чрезвычайного положения и направлении в Форос, где отдыхал М. С. Горбачев, делегации с предложением президенту согласиться с этой мерой. 18.08.1991 г. делегация прибыла в Форос, но М. С. Горбачев согласия не дал. В. А. Крючков входил в состав Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В ночь на 19.08.1991 г. в 3 часа 30 минут у себя в кабинете на Лубянке провел совещание руководителей центрального аппарата, где сообщил, что М. С. Горбачев отказался подписать указ о введении чрезвычайного положения и потому изолирован: «Перестройка, как она задумывалась, кончилась». Был приглашен Б. Н. Ельциным выступить на заседании Верховного Совета РСФСР, но получил достоверные сведения, что там его собирались арестовать, поэтому не поехал. 21.08.1991 г. после провала выступления в Москве вместе с другими членами ГКЧП полетел в Форос к М. С. Горбачеву. В Москву возвращался на его самолете - единственный из членов ГКЧП, которого взяли с собой, чтобы самолет не сбили заговорщики. В президентском отсеке пили шампанское, произносили здравицы в честь освобождения форосского узника, а председатель КГБ понуро сидел в хвосте под присмотром офицеров милиции с автоматами в руках. После приземления в аэропорту «Внуково» был арестован, обыскан и доставлен в правительственный санаторий «Сенеж», где некоторое время до перевода в следственный изолятор «Матросская тишина» содержался под стражей. Обескуражил следователей неординарной просьбой: «Я, знаете ли, привык снимать стресс небольшим количеством виски - граммов 50 с добавлением воды. Нельзя ли в отношении этой малости пойти мне навстречу?» (Степанков В. Г., Лисов Е. К. Кремлевский заговор. М., 1992. С. 227). 22.08.1991 г. написал покаянное письмо М. С. Горбачеву, признавался, что ему стыдно, что не следует держать его в тюрьме, а лучше заменить меру пресечения на строгий домашний арест. 23.08.1991 г. постановлением Бюро Президиума ЦКК КПСС исключен из партии «за организацию государственного переворота». В постановлении отмечено, что он и другие «входившие в состав антиконституционного ГКЧП коммунисты-руководители... грубо нарушили принципиальное требование Устава КПСС, согласно которому все организации партии, каждый коммунист обязаны действовать в рамках Конституции и советских законов. Они насильственно отстранили М. С. Горбачева от руководства страной и партией, попрали решения ХХVIII съезда КПСС». В период следствия 17 месяцев находился в изоляторе «Матросская тишина», тяжело болел. В декабре 1992 г. по состоянию здоровья изменена мера пресечения на подписку о невыезде. С апреля 1993 г. проходил в качестве подсудимого на процессе по делу ГКЧП. Обвинялся по статьям 64 (измена родине) и 260 (злоупотребление властью) Уголовного кодекса РСФСР. 06.05.1994 г. на основании постановления Государственной думы Российской Федерации «Об объявлении политической и экономической амнистии» уголовное дело прекращено. 04.10.1994 г. уволен из органов госбезопасности на пенсию. Автор мемуаров «Личное дело» в 2-х томах (М., 1996). Выступает по телевидению, дает интервью прессе. По мнению руководителя МГБ ГДР М. Вольфа, августовские события 1991 г. инсценировал В. А. Крючков - ставленник М. С. Горбачева (Вольф М. Игра на чужом поле. Тридцать лет во главе разведки. М., 1998. С. 348). Аналитики обращают внимание на разницу в формулировках освобождения от должности В. А. Крючкова и других членов ГКЧП. В отношении В. А. Крючкова сказано: «Крючков Владимир Александрович освобожден от обязанностей председателя Комитета государственной безопасности». В отношении В. С. Павлова: «В связи с возбуждением Прокуратурой СССР уголовного дела в отношении Павлова В. С. за участие в антиконституционном заговоре Павлов Валентин Сергеевич освобожден от обязанностей премьер-министра СССР».

Владимир Александрович Крючков (29 февраля 1924 года, Волгоград - 23 ноября 2007 года, Москва) - советский государственный деятель, в 1988-1991 годах председатель КГБ СССР.

Генерал армии (27.01.1988). Член ВКП(б) с 1944 г., член ЦК (избирался 1986, 1990), член Политбюро ЦК (20.09.1989 - 13.07.1990).

Член ГКЧП СССР - член преступной группировки, совершивших государственный переворот.

Владимир Александрович Крючков

Предшественник: Виктор Михайлович Чебриков

Преемник: Леонид Владимирович Шебаршин (и. о.) Вадим Викторович Бакатин

Член Политбюро ЦК КПСС 20.09.1989 - 13.07.1990 Партия: ВКП(б) с 1944 года Образование: ВЮЗИ (1949), ВДШ (1954)

Похоронен: Троекуровское кладбище

Отец: Крючков Александр Ефимович (1889-1951)

Мать: Крючкова Мария Федоровна (1896-1987)

Супруга: Крючкова Екатерина Петровна

Военная служба Принадлежность:

КГБ СССР Звание:

Награды:

В 1941-1942 годах работал на артиллерийском заводе № 221 в Сталинграде размётчиком, а в 1942-1943 годах был размётчиком на артиллерийском заводе № 92 в Горьком. C 1943 года - на комсомольской работе.

В 1943-1944 годах комсорг ЦК ВЛКСМ в Особой строительно-монтажной части 25 Министерства по строительству СССР в Сталинграде.

В 1944-1945 годах первый секретарь райкома ВЛКСМ Баррикадного района (Сталинград).

В 1945-1946 годах учился на очном отделении в Саратовском юридическом институте, затем перевёлся во Всесоюзный заочный юридический институт. В 1946 году стал вторым секретарём Сталинградского горкома ВЛКСМ.

В 1946-1947 годах народный следователь прокуратуры Тракторозаводского района Сталинграда.

В 1947-1950 годах был прокурором следственного отдела Сталинградской прокуратуры. В 1949 году закончил Всесоюзный заочный юридический институт по специальности «юрист».

В 1950-1951 годах прокурор Кировского района Сталинграда. В 1951 году отправлен по разнарядке на учёбу в ВДШ.

Окончил Высшую дипломатическую школу МИД СССР, где учился в 1951-1954 годах, затем был по распределению направлен в IV Европейский отдел Министерства иностранных дел.

В 1955-1959 годах третий секретарь посольства СССР в Венгерской Народной Республике. Участвовал в подавлении Венгерского восстания 1956 года. В это время послом СССР в Венгрии был Юрий Андропов. С этого времени Владимир Крючков стал подопечным Андропова и дальнейшая карьера была тесно связана.

В 1959-1963 годах был референтом в секторе Венгрии и Румынии Отдела ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран. В 1963-1965 годах - заведующий сектором Отдела ЦК КПСС.

В 1965-1967 годах помощник секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова.

В 1967-1971 годах начальник Секретариата КГБ.

C 1971 года первый заместитель, в 1974-1988 годах начальник Первого главного управления КГБ СССР (внешняя разведка).

В 1978-1988 годах заместитель председателя КГБ СССР.

Во время войны в Афганистане участвовал в организации ввода советских войск в Афганистан, формировании представительства КГБ в Кабуле и в подготовке штурма дворца Амина спецподразделениями КГБ «Гром» и «Зенит».

В 1988 году стал председателем КГБ СССР. С 20 сентября 1989 г. член Политбюро ЦК КПСС, с марта 1990 г. член Президентского Совета СССР, с марта 1991 г. член Совета Безопасности СССР.

По инициативе Крючкова в мае 1991 года был принят Закон «Об органах государственной безопасности в СССР». В июне 1991 года на сессии Верховного Совета СССР присоединился к требованию премьера Валентина Павлова о предоставлении Кабинету Министров СССР чрезвычайных полномочий.

Член ГКЧП СССР . С 5 по 17 августа 1991 года организовывал встречи и совещания будущих членов ГКЧП с целью организации политического переворота в СССР.. В ночь с 18 на 19 августа 1991 года подписал документ об отстранении Михаила Горбачёва от власти и введении в стране чрезвычайного положения.

В связи с августовскими событиями 1991 года был 22.08.1991 арестован по статье «измена Родине» и 17 месяцев находился в тюрьме «Матросская тишина», декабре 1992 г. освобождён под подписку о невыезде, был амнистирован Государственной думой РФ в 1994 году. Адвокаты Крючкова по делу ГКЧП - Юрий Иванов и Юрий Пилипенко.

3 июля 1992 года Крючков выступил с обращением к Президенту Б. Н. Ельцину, в котором, в частности, обвинил Бориса Ельцина в перекладывании вины в развале СССР на членов ГКЧП.

Являлся председателем Совета директоров АО «Регион», входящего в финансовую корпорацию «Система», был советником директора ФСБ РФ В. В. Путина.

Входил в оргкомитет Движения в поддержку армии.

Жена Екатерина Петровна, два сына, внуки. Владел немецким и венгерским языками.

Скончался 23 ноября 2007 года в Москве на 84-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Жизненный путь генерала армии В. Крючкова является примером беззаветного служения своему Отечеству и народу. Он всегда пользовался заслуженным авторитетом и глубоким уважением не только как профессионал высочайшего класса, но и как человек, отличавшийся доброжелательностью, душевной теплотой и внимательным отношением к окружающим.

Из сообщения ЦОС ФСБ России

Последние годы работал над мемуарами, написал книги «Личное дело» (1996); «На краю пропасти» (2003); «Личность и власть» (2004); «Без срока давности» (2006).

  • Генерал-майор (17.05.1968)
  • Генерал-лейтенант (17.12.1973)
  • Генерал-полковник (16.12.1982)
  • Генерал армии (27.01.1988)

**************************

Владимир Александрович Крючков советский офицер и политический деятель, бывший председатель КГБ СССР (1988-1991), одна из главных фигур в попытке государственного переворота, так называемого "Августовского путча" 1991 года.

Родился Владимир Крючков в 1924 году в Царицыне (ныне Волгоград). С 1941 по 1944 год работал на на артиллерийском заводе "221" в Сталинграде. С 1944 г. Владимир Крючков начал работать комсомольским активистом. В 1944-1945 годах был первым секретарем РК ВЛКСМ Баррикадного района (Волгоград). В 1945 - 1946 годах Владимир Крючков учился в Саратовском юридическом институте. В 1946 года был назначен вторым секретарем Сталинградского горкома ВЛКСМ, член КПСС с 1944 г.

Работал в качестве следователя прокуратуры в Тракторозаводском районе Волгограда (1946-1947 гг.) В 1947-1950 годах он прокурор следственного отдела Волгоградской прокуратуры. В 1950-1951 годах прокурор Кировского района Волгограда

В 1949 году Владимир Крючков заочно закончил Всесоюзный заочный юридический институт по специальности юриста, в 1954 году Высшую дипломатическую школу МИД СССР. С 1954 по1959 годы находился на дипломатической работе в посольстве МИД СССР в Венгрии. С 1955 по 1959 годах он занимает должность третьего секретаря посольства СССР в Венгерской Народной Республике. В 1954 году Владимир Крючков закончил Высшую школу КГБ и был назначен третим секретарем в Европейский отдел. В Венгрии его начальником был Юрий Андропов. Владимир Крючков принимал участие в событиях в Венгрии. В 1965-1967 годах он был помощником секретаря ЦК КПСС. В системе безопасности Владимир Крючков начал работать в 1967 году. В 1978 году он был назначен заместителем председателя КГБ. Личный номер Е-104577. В 1978-1988 он глава внешней разведки.

На этой должности он проявил себя как хороший организатор. Под его руководством внешнеяя разведка стала всеобъемлющей, но высокие темпы роста кадров привели к снижению требований принимаемого рядового состава, который в большинстве случаев был взят на работу с партийной линии.

Под руководством Владимира Крючкова советская разведка добилась ряда огромных успехов, среди которых самым значительным в 1985 году явилась вербовка высокопоставленного офицера ЦРУ Эймса Олдрича. Он отвечал за противодействие операциям разведки СССР. С его помощью КГБ располагал важнейшими документами ЦРУ и разоблачил многих своих сотрудников завербованных американской разведкой. Эймс был случайно раскрыт лишь в 1994 году.

Во время войны в Афганистане он участвует в подготовке спецподразделениями КГБ "Гром" и "Зенит" штурма дворца Амина и позже ведет переговоры по созданию в Афганистане представительства КГБ. Главой КГБ Владимир Крючков являлся с 1988 по август 1991 года, Членом Политбюро ЦК КПСС с 1989 по 1990 год.

Августовский путч - 1991года.

Владимир Крючков член Государственного комитета по чрезвычайному положению, совершивший неудачный путч 19-21 августа 1991 года. С 5 по 17 августа проводились встречи членов комитета. В ночь с 17 августа на 18 августа члены комиссии ГКЧП подписали документ о болезни Михаила Горбачева и введении чрезвычайного положения в стране. С 17 по 19 августа в боевой готовности находились Целевая группа спецназа КГБ и внешней разведки (учебный полка отдела "С"). 20 августа, спецназ "Альфа" должен был атаковать, "Белый дом". Однако путч провалился и этого не случилось.

"Заключение по материалам расследования роли и участия должностных лиц КГБ СССР в событиях 19-21 августа 1991 года" …в декабре 1990 года председатель КГБ СССР Крючков В.А. поручил бывшему заместителю начальника ПГУ КГБ СССР Жижину В.И. и помощнику бывшего первого заместителя председателя КГБ СССР Грушко В.Ф. - Егорову А. Г. осуществить проработку возможных первичных мер по стабилизации обстановки в стране на случай введения чрезвычайного положения. С конца 1990 года до начала августа 1991 года Крючков В.А. совместно с другими будущими членами ГКЧП предпринимали возможные политические и иные меры по введению в СССР чрезвычайного положения конституционным путем. Не получив поддержки президента СССР и Верховного Совета СССР, с начала августа 1991 года они начали осуществлять конкретные меры по подготовке введения чрезвычайного положения незаконным путем.

Свое участие в путче члены ГКЧП оправдывали попыткой противостоять развалу СССР. В связи с этим, наряду с другими его участниками, Владимир Крючков был отстранен от должности и привлечен к суду. Его арестовали и отправили в тюрьму "Матросская тишина". В 1994 году Государственной Думой России Владимир Крючков был амнистирован.

После провала переворота в 1991 году при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине Крючков оставался в изоляции от общественной жизни. При своем преемнике, Владимире Путине, он снова стал участвовать в общественных событиях.

В окрытом письме, опубликованном газетой "Завтра" Николай Крючков призвал доселе воюющие группировки Федеральной службы безопасности (ФСБ), во главе с Николаем Патрушевым и службу борьбы с наркотиками, во главе с Виктором Черкесовым примириться, потому что это может привести к развалу России. "В противном случае - и вы можете доверять нашему опыту! - Возникнут большие проблемы, что не должно быть допущено",предупредил в своем письме Крючков.

Владимир Крючков был заядлым театралом и любителем скоростного чтения. Он обладают личной картотекой с более чем 300 000 вырезками содержащими цитаты из книг, статей и информационных сообщений, которые ему понравились в течение его жизни.

" Архив, который я начал вести с 1967 года, т. е. с момента перехода на работу в КГБ, представляет собой специально разработанную мной картотеку примерно на 150 позиций по внутренним и международным проблемам по странам и регионам. Я и сегодня продолжаю вносить в него краткие, емкие сведения из средств массовой информации, отражающие изменения, ежедневно происходящие в мире. И поскольку все это находится в системе, благодаря такой картотеке сразу видно, так сказать, движение политических, экономических, военных и других сил... подобно тому, как сразу видно движение денежных средств в бухгалтерском балансе: что откуда берется, куда направляется и зачем туда идет!

Такой архив понадобился мне, чтобы в океане мировых проблем чувствовать себя как рыба в воде. Без подобного архива не обойтись, если хочешь, чтобы твоя разведдеятельность чего-нибудь стоила, а не была романтической болтовней."

Владимир Крючков награжден орденом Ленина, двумя орденами "Красного знамени", орденом "Октябрьской революции", «Трудового Красного Знамени" и многими другими советскими и зарубежными наградами.

Владимир Крючков являлся членом оргкомитета Движения в поддержку армии. По данным газеты Аргументы и Факты, Крючков находился в тесном сотрудничестве с правительственными структурами. Владел немецким и венгерским языками. Автор пяти книг, в последние годы писал мемуары.

Сергей МАСЛОВ. ПОСЛЕДНИЙ ИЗ КГБ

(интервью с Владимиром КРЮЧКОВЫМ). Трибуна, Москва, 16.12.2005 г.

Владимир Александрович, в свое время с вами в разведку ходил Владимир Путин. Скажите, сегодня вы были бы готовы отправиться "в разведку" вместе с ним?

Мы работали в одной организации, но на разных уровнях. Я - в числе руководителей разведки, он за рубежом как оперативник. В Дрездене. Помню, во время одной из поездок была у меня встреча с личным составом. Я там Путина видел. Но это было лишь визуальное знакомство. Узнал же я Владимира Путина как Владимира Путина в 1991 году, когда бывший мэр города на Неве Анатолий Собчак позвонил мне и попросил отпустить Путина с нашей работы на "гражданку". Собчак хотел взять Путина к себе. Помню, как этот уход происходил. Я, как обычно в таких ситуациях, навел справки, но личного контакта у нас не было. Познакомился с Путиным я уже после того, как он стал главой ФСБ. Он пригласил меня в день моего рождения. Вручил приветственный адрес, букет цветов. Следующая наша встреча состоялась, когда он уже был президентом. Я вам скажу, что порасспрашивал товарищей, которые непосредственно знали его по службе. Ни одного критического отзыва, и все отмечали его надежность.

Конечно, он даже внешне выгодно отличался от своего предшественника, для которого были характерны непредсказуемость характера, бескультурье. А тут вдруг - и это было уже немало, к примеру, после пьяных эскапад Ельцина с дирижерской палочкой в Берлине - нормальный человек во главе государства.

Путин получил очень тяжелое наследство: взрывоопасную политическую ситуацию, катастрофическое экономическое положение, общество, переживающее состояние брожения. Я понимаю, исправить все будет не просто. Это ведь только разрушать легко. Страна оказалась отброшенной далеко назад. На сей счет проводились даже попытки калькуляций. Согласно им, если разрушать страну в течение года, то на восстановление уйдет пять лет. А мы при Ельцине разрушали десять! Я на многие вещи смотрю иначе, чем Путин. Я ведь полагал, что реформы в нашей стране будут проходить в рамках социалистического общества. Я, кстати, до сих пор считаю, что в будущем это могло бы принести нам большие дивиденды. А что касается рыночных отношений, политического плюрализма, то ведь наша партия пошла по этому пути еще в 1990 году, отказавшись от своей руководящей роли в обществе. Только ведь действовать нужно было постепенно. Мы не должны были спешить к будущему кувырком. Переход от одного качества к другому требует времени. Мы еще долго будем расплачиваться за то, что натворили.

В моей книге "Личность и власть" я написал, что Путин - президент надежд. В том плане, что люди отнеслись к нему с доверием. Оправдает он или нет эти надежды, зависит главным образом от него. Я бы хотел, чтобы он в оставшиеся два года его президентства окончательно вылез из той колеи, которую предложило ему прежнее руководство страны. Вы только посмотрите, что происходит сейчас и что имеет глубоко укрепившиеся в прошлом корни - они прорастают сейчас повсеместно. Взять хотя бы Стабилизационный фонд. Мы вкладываем эти деньги в процветание американской экономики вместо того, чтобы инвестировать в собственную экономику, которая задыхается от безденежья. Мы держим деньги на Западе, получая мизерный процент - какие-нибудь 1-2 процента в год. И в то же время берем кредиты под 14 процентов и больше в год. Это же невозможные вещи! В последнее время Путин, по моему мнению, встал на путь исправления создавшегося положения. Это заметно даже на примере промелькнувших недель осени и начала зимы. В этой связи, мне кажется, есть смысл его поддержать. При этом я все-таки хотел бы исправить неточность, допущенную уважаемой газетой, опубликовавшей на прошлой неделе мое интервью: это неправда, что я работаю в Межрегиональном фонде президентских программ.

Насколько, по вашему, правы те ученые мужи, которые - особенно в середине 90-х - предрекали, что в будущем значение разведки будет падать?

Я работал в разведке в общей сложности два десятка лет. И скажу вам, что разведка - это инструмент, без которого не может обойтись ни одно уважающее себя государство мира. Ну я при этом никак не хочу обидеть те государства, которые по тем или иным причинам сами ищут плечо другого в вопросах обеспечения собственной безопасности.

Без разведки можно в одно прекрасное утро оказаться перед ситуацией, к которой мы будем просто не готовы и у нас не найдется каких-либо заранее заготовленных - на крайний случай - рецептов для ее разрешения в нашу пользу. Не знаю, через сколько поколений отпадет необходимость в разведке. Но думаю, что этих поколений будет не один десяток.

Интересы разных государств не совпадают либо вообще не совместимы. Существует разница экономических и политических интересов, этнические, расовые, региональные проблемы. Их куча. И разом их не решишь. Ответ на все вопросы даст будущее историческое развитие. Но один совершенно определенный вывод я могу сделать уже сейчас. Так уж сложилось исторически, что Россия может обеспечивать свою жизнеспособность, только будучи сильной. Судьба у нас такая - быть только сильным государством. Без разведки это государство окажется в положении беспомощного слепого.

Вы сторонник воссоздания многоцелевой структуры наподобие КГБ из 7-8 самостоятельных спецслужб, возникших на его обломках. Далеко не все их сотрудники разделяют вашу точку зрения. И, насколько я могу понять, больше всего у вас оппонентов как раз в рядах сотрудников внешней разведки.

Во времена существования Комитета у нас была централизация сил для решения проблем безопасности как внутри Советского Союза, так и за его пределами. В 1991 году произошел раздел. Решение было сугубо политическим, продиктованным волей тех, кто боролся против советской власти. Я тогда говорил о том, что это нанесет вред. Ведь к руководству КГБ пришли люди с определенной им сверху задачей: не созидать, а разрушать. Бакатин в своей книге так и писал: он-де пришел в КГБ, чтобы разрушить его.

В итоге Комитет распался на 9 организаций. Кто от этого выиграл? Это было абсолютно невыгодно экономически. Потому что вместо одного человека в ранге или на положении министра потребовалось 9. Соответственно в девять раз возросло количество заместителей, коллегий и т. д. Бедная Россия! Я, кстати, не сторонник того, чтобы сейчас все взять и вернуть вспять в одночасье. Для этого должны быть созданы соответствующие условия, должны быть в наличии - и в достатке! - кадры, средства, законодательная база. Осторожность требуется и аккуратность. Кстати, вопрос об отпочковании разведки, о предоставлении ей самостоятельности поднимался еще во времена существования КГБ. Я возражал. Потому что понимал, что в этом случае нарушится взаимодействие разведки и контрразведки. Вот в 80-е годы мы разоблачили очень много агентуры противника - десятки агентов. Нашли их не только с помощью Эймса. Некоторые из резидентов работали десятки лет. И не потому, что ленилась наша контрразведка - просто не в состоянии была пресечь их деятельность. А вышли мы на агентуру противника благодаря тем позициям, т. е. тем источникам, которые обрела разведка. И это неотразимый аргумент в пользу того, что разведку и контрразведку нельзя разрывать.

В последнее время в плане объединения кое-что сделано. Вот пограничники влились в ФСБ. Некоторые технические службы вошли в состав Федеральной службы безопасности. Это естественный процесс. Надо посмотреть, как он пойдет дальше. Но лично я полагаю, что этот вопрос сейчас не следует искусственно заострять. Нужно ли сталкивать лбами спецслужбы, когда опасность развала России велика как никогда. Представьте себе, что развал пойдет по национально-этническим линиям и появятся некие государства в самом сердце нашей страны - что останется от России?

Я вот говорил некоторым собеседникам, что не очень-то настроен жить в Московском удельном княжестве. На что получал в ответ нечто довольно злобненькое: а что, разве люди в Лихтенштейне плохо живут?

Да нам просто не дадут жить, как в Лихтенштейне. Представьте себе, что их на нашей территории возникнет, скажем, пара десятков. Лихтенштейны будут, а нас нет. Нас разорвут, растопчут, а потом и вовсе переименуют. Практически у каждого государства по периметру российских границ есть к нашей стране те или иные претензии. Одни звучат откровенно и несколько навязчиво, о других до поры до времени предпочитают не говорить. Финляндия сейчас не поднимает территориальный вопрос, но мы тем не менее знаем, какие у нее виды на Карелию. В Польше время от времени появляются публикации с указаниями на то, что некоторые российские территории, мол, исконно польские. О стремлении Эстонии застолбить за собой право на тот или иной кусок российской земли и говорить нечего. Кто-то выдвигает финансовые претензии, безосновательные требования каких-то компенсаций. Да мало ли среди наших соседей охотников поживиться за наш счет. Распадется Россия - увидите массу проблем, которые немедленно всплывут, когда созреет ситуация.

С ЦРУ в финансовом плане советской разведке всегда было трудно тягаться. Но у нас была идея. Она приводила в ряды вашей агентуры "инициативников", которых и вербовать-то не надо было - требовалось лишь убедиться, что это не "подстава". А что осталось сейчас? Подкуп или шантаж каких-нибудь гомосексуалистов или, не дай Бог, педофилов? С их помощью вершить благородное дело защиты интересов Родины? Как вы к этому относитесь?

Агенты на нас работали и на материальной основе, и на идейной. Точные пропорции я вам сейчас не назову, но приблизительно половина на половину. Причем наиболее ценными приобретениями были те люди, кем действительно двигала идея. Мы ими особенно дорожили. Эти люди, как правило, были не очень богаты, но они никогда не позволяли себе брать какие-то деньги от нас, когда мы пытались им как-то помочь в материальном плане. А были и такие, кто работал за деньги. Но вот какие странные метаморфозы происходили с ними. Через пару лет работы на советскую разведку некоторые из них вдруг отказывались от оплаты своих услуг. Они тоже становились, так сказать, идейными. Потому что мы к агентуре с особым вниманием относились, с ней считались, они начинали понимать, что мы видим в них не просто агентов, а помощников, друзей - наших людей, одним словом.

Сейчас, конечно, иная ситуация. Мы встали на тот путь, который некоторые люди на Западе не приемлют. Естественно, их отношение к нам изменилось, и нашим разведчикам стало значительно труднее. Но вместе с тем симпатии к России все-таки есть. Мы ведь не поддержали американскую агрессию в Ираке. Мы не поддержали войну против Югославии, хотя мало что могли сделать в поддержку этой страны. Мы не поддерживаем агрессивные устремления США в отношении Сирии, Ирана. Мне кажется, если мы в нашей политике опять выведем на передний план борьбу за мир, справедливость, за честные экономические отношения, то опять обретем поддержку тех сил, которые симпатизировали нам прежде.

Вы говорите о разведке как о деле рентабельном, о том, что рубль, вложенный в разведку, окупается многократно. Но ведь в свое время компетентнейшие люди то же самое говорили о космической отрасли. Кончилось тем, что сегодня наша космонавтика сидит на голодном пайке. С другой стороны, наши бывшие разведчики в своих мемуарах (Максимов. "Операция "Турнир") с горечью отмечают, что добытые ими с великим трудом ценнейшие иностранные научно-технические секреты так и остались никому не нужными.

А я готов подтвердить свое утверждение о высочайшей степени рентабельности разведки. Прежде всего, разведки научно-технической. Все элементарно. Мы же не покупаем какие-то ценнейшие новые технологии, образцы и т.д. Но, тем не менее, получаем их. Конечно, это тоже чего-то стоит. Но затраты в данном случае несопоставимы с реальными ценами. Нашими разведчиками добываются вещи, которые стоят даже не миллионы, а миллиарды. А некоторым вещам просто нет цены. Классический пример - похищение у американцев атомных секретов. Думаю, что Сталин, как бы ни старался, не смог бы найти денег на самостоятельную разработку и производство Советским Союзом атомного оружия. А что было бы с нами, если бы американцы оказались его единоличными обладателями? Полагаю, не надо объяснять.

Вот почему я утверждаю: разведка - рентабельное дело. Но тут есть очень серьезная проблема. Информацию, полученную научно-технической разведкой, еще надо реализовать. То есть по сути дела легализовать, перекрыть возможности для обвинений нас в воровстве, плагиате и т. д. В советское время над проблемами реализации информации работала специальная организация при Совмине. Была целая система, позволявшая максимально выгодно и безопасно использовать плоды труда разведчиков.

В последние годы НТР стала одним из важнейших направлений деятельности разведки. Кстати, не только у нас, но и у американцев. Они у нас тоже здорово воровали секреты. Вот, допустим, был такой Толкачев, агент американской разведки. Он передал американцам техническую документацию нашей системы опознания воздушных целей по принципу "свой - чужой". Это ж какой колоссальный ущерб был нанесен обороноспособности страны! Ведь эту систему нам пришлось менять, устанавливать, отлаживать заново в масштабах всех Вооруженных сил. Мы можем, конечно, попытаться изобретать все сами. Только не дороговато ли это нам обойдется? Мир взаимозависим. И утыкаться при этом в научную всеядность... К примеру, у Японии есть то, чего нет у Америки. А у Америки есть то, чего нет у Японии. Они тоже друг у друга воруют.

Вы первым, насколько я понимаю, познакомили широкую советскую общественность с проблемой "агентов влияния". Но не все в эту проблему верят. В том числе и потому, что никакой очевидной борьбы с такими агентами не ведется. А возможно ли, на ваш взгляд, бороться с ними вообще - так, чтобы это не выглядело "охотой на ведьм"? Кстати, вы никогда и никого прямо не обвиняли...

Правильно. Но всем всегда становилось ясно, о ком идет речь. Из уст председателя КГБ прямые обвинения не должны были исходить. Я ведь не суд. Но, тем не менее, ошибок тут не было.

Я думаю, действия, утверждения отдельных лиц, которые идут вразрез с нашими национальными интересами и приносят пользу исключительно другому государству, должны верно оцениваться теми, кто стоит во власти. Люди очень легко познаются по их делам, их позиция в той или иной форме может прослеживаться в средствах массовой информации.

Возьмите Козырева. В 91-м году он с чувством сожаления заявил о том, что, покончив с московским тоталитарным режимом, мы не покончили с тоталитарным режимом в Кабуле. Это было чудовищное заявление. Оно ясно давало понять всем, что Москва может пожертвовать Наджибулой. Так и произошло. Он был зверски убит. И мы лишились искреннего друга. Козырев последовательно занимал проамериканскую позицию. А сейчас преспокойно живет в Америке.

Как-то в одном из интервью вы зацепили академика Арбатова...

Помню. Арбатов работал при разных руководителях страны. Им были довольны, относились с уважением. Но после серии его выступлений я понял, что это не тот человек, который может принести пользу нашему государству, который укрепляет наши отношения с Америкой не на паритетных, что называется, началах, а путем сдачи наших позиций. Кстати, он активно выступал против нашей армии.

О чем он, кстати, подробно рассказал в своей книге "Человек системы"...

И военные его терпеть не могли. Вот сейчас он может торжествовать: мы стали страной со слабой армией, а НАТО выдвинулось вплотную к нашим границам. Наших позиций это, как вы понимаете, не усилило. К счастью, наше руководство пытается как-то поправить положение. Но это пока первые шаги. Я понимаю министра Иванова, который выражает радость по поводу приобретения для нашей армии 31 современного танка. Но это же батальон. Что он сможет сделать?

Прогнозировала ли советская разведка в 80-е годы тот всплеск терроризма, который захлестнул сегодня мир?

Прогнозировала. В 1987 году я выступал на совещании в МИДе. Говорил о том, что терроризм -" это проблема, которой нам пренебрегать ни в коем случае нельзя. Уже тогда сказал о появлении примыкающих к террористическому движению некоторых групп, которые могут пойти на использование ядерного оружия. Потому что наступило время, когда создание такого оружия - пусть и в виде так называемой "грязной" бомбы, - с технической точки зрения, не представляет собой невыполнимую задачу для террористов. Какая бы бомба ни была, но ей они смогут шантажировать целые государства и даже регионы. Тогда некоторые участники совещания отнеслись к моему выступлению скептически. Но руководство МИДа, тем не менее, посчитало, что мое заявление заслуживает внимания.

Долгое время терроризм нас непосредственно не затрагивал. И это естественно. Мы не стремились обрести позиции в ущерб тем государствам, выходцами из которых были террористы. Но затем, после распада Советского Союза, эскалации внутренних конфликтов, ситуация стала меняться. Самый показательный пример - Чечня. Это не сугубо внутренний конфликт. У чеченского терроризма международные корни. Аль-Каида против нас пока не идет. Но уже помогает. Я думаю, мы должны проводить очень осторожную, гибкую политику, чтобы не вызвать огонь на себя. Зачем?

К террористам можно подбираться разными путями. Один из них - оперативный, который позволит нам получать достоверную информацию об их намерениях. Чтобы избежать открытого столкновения с международным терроризмом, существует и другой путь - политический. Надо делать все, чтобы ослабить базу, на которой зиждется агрессивное отношение террористов к нашей стране. Тот факт, что мы избежали какого-то нашего участия в американской авантюре в Ираке, позволяет надеяться на то, что мы заняли очень выгодную для нас позицию. Не уподобляться же американцам, которые действуют наскоком, не просчитывая ситуацию на много лет вперед.

Вы многократно развенчивали как мифы всякие пересуды в СМИ по поводу существования "золота партии" и его исчезновения. Но не бывает же дыма без огня?

Вы знаете, бывает. Я не понимаю позицию Горбачева. Ну как ему не стыдно! Он тоже должен был бы сказать, что никакого "золота партии" не было. Все это миф, настоящий миф. Когда КГБ и ЦК партии были ликвидированы, обнаружились документы, из которых следует, что мы передали братским партиям в течение 10 лет 200 миллионов долларов - на содержание аппарата, зарплату, отдых, лечение. Раньше такие вещи были тайной за семью печатями, а теперь вот документы попали в печать. И началась возня. Кому она была выгодна? Из публикаций я знаю, что новой властью были выделены огромные суммы - по некоторым данным, около 220 миллионов долларов, - чтобы найти... 200 миллионов. Выделенные деньги истратили, а "золота партии" не нашли. А его и не было.

США, кстати, всю эту крикливую кампанию не поддержали. Потому что им это было не выгодно. Потому что сами они тратят на поддержку нужных им партий и движений в разных странах миллиарды. Американцы просто не захотели привлекать к себе лишнего внимания. Я бы очень хотел, чтобы те показания, которые я добровольно дал в тюрьме, были опубликованы. А ведь они должны где-то быть. Я от руки написал тогда почти 30 страниц.

Горбачев знает, что никакого "золота партии" не было. Думаю: ну, скажи ты об этом. Нет, молчит.

Владимир Александрович, что вы считаете своим самым большим успехом за время руководства внешней разведкой?

Когда Андропов был на посту председателя КГБ, нам удалось укрепить разведку и в организационном, и в кадровом отношении, упрочить ее позиции за рубежом. Огромна роль разведки в разоблачении агентуры противника в нашей стране. Ведь за 80-е годы нам удалось вскрыть в нашей стране столько агентуры, сколько не было вскрыто за все годы советской власти. Я считаю это очень большим успехом. Мы обезвредили агентуру противника в ВПК, в Министерстве обороны, в ряде других организаций. И у себя в КГБ, в том числе и в разведке. Думаю, скоро придет пора, когда может быть обеспечена широкая гласность в отношении всего этого.

Родился в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны в 1941-1942 годах работал на артиллерийском заводе № 221 в Сталинграде размётчиком, а в 1942-1943 годах был размётчиком на артиллерийском заводе № 92 в Горьком. В 1943-1944 годах пошёл по партийной линии, был назначен комсоргом ЦК ВЛКСМ в Особой строительно-монтажной части 25 Министерства по строительству СССР в Волгограде. Член КПСС с 1944 года.

В 1944-1945 годах был первым секретарем РК ВЛКСМ Баррикадного района (Волгоград). В 1945-1946 годах учился в Саратовском юридическом институте. В 1946 году стал вторым секретарем Сталинградского горкома ВЛКСМ. В 1946-1947 годах работал следователем прокуратуры Тракторозаводского района Волгограда. В 1947-1950 годах был прокурором следственного отдела Волгоградской прокуратуры. В 1950-1951 годах был прокурором Кировского района Волгограда.

В 1949 году закончил Всесоюзный заочный юридический институт по специальности юриста, в 1954 году (поступил в 1951) - Высшую дипломатическую школу МИД СССР. В 1954-1959 годах находился на дипломатической работе в посольстве МИД СССР в Венгрии. В 1955-1959 годах - третий секретарь посольства СССР в Венгерской Народной Республике. Во время Венгерского восстания 1956 года работал в Венгрии под руководством Юрия Андропова.

1959-1991

В 1959-1963 годах был референтом отдела ЦК КПСС, куда был переведён вслед за Андроповым. В 1963-1965 годах - заведующий сектором Отдела ЦК КПСС. В 1965-1967 годах - помощник секретаря ЦК КПСС.

С 1967 года стал помощником председателя КГБ при Совете Министров СССР Юрия Андропова. В 1967-1971 годах - начальник Секретариата КГБ при Совете Министров СССР. В 1971-1978 годах - первый заместитель начальника, затем начальник Управления КГБ при Совете министров СССР.

С 1978 года по 1988 год - заместитель председателя КГБ СССР. В 1978-1988 годах - начальник 1-го Главного Управления КГБ СССР (внешняя разведка) в звании генерала.

Во время войны в Афганистане участвовал в организации ввода советских войск в Афганистан, формировании представительства КГБ в Кабуле и в подготовке штурма дворца Амина спецподразделениями КГБ "Гром" и "Зенит".

В 1988 году стал председателем КГБ СССР. В 1989 избран в члены Политбюро ЦК КПСС.

1991-2007

По инициативе Крючкова в мае 1991 года был принят Закон «Об органах государственной безопасности в СССР».

Член ГКЧП. С 5 по 17 августа 1991 года организовывал встречи и совещания членов ГКЧП. В ночь с 18 на 19 августа 1991 года подписал документ об отстранении Михаила Горбачёва от власти и введении в стране чрезвычайного положения.

В связи с августовскими событиями 1991 года был арестован по статье «Измена Родине» и 18 месяцев находился в тюрьме "Матросская тишина", впоследствии был амнистирован Государственной думой в 1994 году. Адвокаты Крючкова по делу ГКЧП - Юрий Иванов и Юрий Пилипенко.

3 июля 1992 года Крючков выступил с обращением к Президенту Б. Н. Ельцину, в котором, в частности, обвинил Бориса Ельцина в перекладывании вины в развале СССР на членов ГКЧП.

Последние годы работал над мемуарами, написал книги "Личное дело" (1996); "На краю пропасти" (2003); "Личность и власть" (2004); "Без срока давности" (2006). Был женат, два сына, внуки.

Входил в оргкомитет Движения в поддержку армии. Владел немецким и венгерским языками.

Cкончался 23 ноября 2007 года в Москве на 84-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награды

В Викицитатнике есть страница по теме

Крючков, Владимир Александрович

Два ордена Ленина

Орден Октябрьской Революции

Орден Красного Знамени

Два ордена Трудового Красного Знамени

Орден «Знак Почёта»

Медали и другие знаки отличия

Поделиться