История России XVIII век. История России (кратко) И краткая в 18 веке

18 век в России можно считать веком переворотов, которые, безусловно, проходили не просто. Это время правления великого Петра I, который пытался изменить Россию в маленький промежуток времени. Рассмотрим, как повлияла на Россию в этот период Европа. XVIII век изменил взгляд Петра I на правление государством, что повлекло за собой ряд реформ, которые в дальнейшем способствовали развитию России.

Реформы Великого Петра I

  • Петр первый принял решение о расформировании стрелецкого войска, для того времени это было дикостью, ведь на смену войску он создал наёмную армию, которая не только была одета в форму европейского стандарта, но и была под командованием офицеров иностранцев.
  • Также Петр I перевел державу на новое летоисчисление. Старое тогда велось со времен сотворения мира, а новое стало вестись с Рождества Христова, именно тогда русский народ начал праздновать Новый год.
  • Петр первый был очень мудр, он знал, что Российская держава нуждается во флоте, и принял решение, обязать каждые 10 тысяч дворов построить по одному кораблю, в результате Российская империя стала обладательницей большого флота.
  • Также Петр I провел городскую реформу, под которой подразумевалось введение самоуправления в города Российской империи. Во главе каждого города император поставил бурмистров.

XVIII: какой это век

Также в 18 веке Российской державой правила Екатерина Великая, во время правления которой произошло усиление крепостного право, и было пролито немало крови во время крестьянских войн. Екатерина Великая усиленно занималась проведением дворянской политики, поэтому 18 век, а точнее сказать 34 года правления Екатерины II вошли в историю, как "золотой век дворянства".

Существует немало мнений о том, каким был 18 век. Кто-то из историков называет этот век беспощадным и это вполне естественно в связи с вышеописанными фактами, а кто-то считает 18 век временем просвещения, ведь именно в это время открылась масса учебных заведений, в число которых входит Академия художеств и Московский университет.

Также, особо отличилось искусство XVIII века, ведь именно в это время появился первый театр. Стоит отметить, что именно вторую половину XVIII века можно назвать периодом расцвета русской живописи. Тогда особенно была популярна портретная живопись, возможно, это было связанно с тем, что многие авторитетные личности стремились увековечить свой лик на полотнах художников.

Художники 18 века

  • Ф. С. Рокотов один из знаменитых художников 18 века, он увековечил на холстах немало портретов влиятельных людей того времени.
  • Д. Г. Левицкий тоже был художником портретистом.
  • В. Л. Боровиковский знаменитый художник того времени, который писал портреты, пейзажи и жанровые сцены.

Также достойное место в истории этого промежутка времени заняла русская литература XVIII века, основным направление которой был классицизм. Самое важное место в литературе тогда занимали такие жанры как: сатиры, комедии, драматические трагедии и поэтические оды. Книги XVIII века отличались особой иронией, которой наделяли их авторы. В них отражалась жизнь того времени, ее особенности.

Важное место в истории заняла также архитектура XVIII века, которую характеризует стиль барокко в середине 18 века и классицизм во второй половине 18 века. Было возведено немало исторических архитектурных сооружений, таких как: Зимний дворец, Большой Екатеринский дворец и Большой дворец в Петергофе.

Архитекторы 18 века

Рассмотри выдающихся и талантливых архитекторов того далекого времени. От них нам в наследие осталось немало пямятников культуры.

  • Бартоломео Растрелли – выходец из Италии, который возвел множество зданий в стиле барокко.
  • В. И. Баженов – крупнейший архитектор того времени, который отдавал предпочтение в своих творениях классицизму.
  • М.Ф. Казаков знаменитый архитектор второй половины 18 века, который тоже предпочитал придерживаться классицизма в своих проектах.

Обо всём, что было в 18 веке рассказать невозможно, но с уверенностью можно утверждать то, что именно это время в истории оставило огромный отпечаток не только в прошлом, но и в будущем России.

Итак, теперь вы знаете, какую важную роль, сыграл 18 век в истории России. Также, прочитав эту статью, вы узнали об особенностях изобразительного искусства, архитектуры того времени, и о влиянии 18 века на современный Мир. Это поможет вам быть образованнее и лучше разбираться в истории нашей Родины. Желаем вам удачи!

Для истории России 17 век имеет переломное значение. Он ознаменовал начало планомерного перехода к Государство менялось как в политическом, так и культурном плане. начинали обращать свой взор на Запад. Далее рассмотрим, что собой представляла культура России в 18 веке. Краткое содержание особенностей ее интенсивного роста будет также представлено в статье.

Общие сведения

Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями.

Основные проявления

Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.

Основные особенности развития

Культура России 17-18 века - это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Особенности приобщения к Европе

Чем примечательна культура России 18 века? развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке (картинки будут представлены ниже) дала "мирскому" искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот.

Общие оценки

Культура России в 18 веке переживала значимые сдвиги. Об этом ярко свидетельствует то, что впервые в стране нецерковная (светская) музыка вышла из областей устных традиций. Она стала высокопрофессиональным искусством. Культура России в 18 веке (таблица, представленная в статье, содержит информацию о некоторых, наиболее ярких событиях того времени) достигла своего пика благодаря крупным преобразованиям всех сфер жизни общества. Речь идет о реформах, которые были проведены в эпоху Петра I. Данные преобразования коренным образом изменили весь общественный и культурный строй страны. "Домостроевские" обычаи церковно-схоластического мировоззрения времен Средневековья начали рушиться. Многих сфер коснулась развивающаяся культура 18 века России. Быт народа, традиции, устои - все и вся претерпевало изменения. Благодаря политическим достижениям в людях укреплялось чувство национальной гордости, а также сознание мощи и величия государства. Чем ознаменовались 19, 18 века? Культура России получила неоценимый вклад, внесенный русскими музыкантами. Речь идет об оперных артистах, исполнителях и композиторах, которые в большинстве своем вышли из народа. Им нужно было решить крайне трудную задачу. Они вынуждены были быстро осваивать то, что западноевропейские исполнители накапливали веками.

Основные периоды развития

Культура России в 18 веке кратко делится на три главных этапа:

  1. Первая четверть столетия (реформы Петра).
  2. 30-60-е гг. Они ознаменовались ростом национальной культуры, а также большими прорывами в области искусства, литературы, науки. Вместе с тем существенно усилился сословный гнет.
  3. Последняя треть века. Она характеризуется ростом правительства, существенной демократизацией русской культуры, обострением социальных противоречий и крупными общественными сдвигами.

Особенности просвещения

Этот период характеризуется общим ростом грамотности в России. если проводить параллели с Западной Европой, то уровень образованности у нас заметно отставал. Что касается социального состава учащихся, то он был весьма пестрым. То же самое можно сказать и о возрасте. Немалый вклад в прогрессирование просвещения внесли солдатские школы.

Особенности развития науки

Многими великими событиями пополнилась история России (18 век). Культура способствовала развитию русского общества. Наука начинала освобождаться от пут средневековой схоластики. Для нее это было своеобразное Возрождение. Меткую характеристику тому времени дал Ф. Энгельс. Он считал, что это эпоха, которая нуждалась в титанах и породила таковых по учености, многосторонности, характеру, страсти и силе мысли. В то же время и науке нужны были "творцы". Таким образом, открытия мирового значения были совершены в Российской академии наук математиками Бернулли и Эйлером, а также химиком и физиком Ломоносовым.

Основные вклады

Исследования, проводимые учеными-иностранцами, которые приглашались в Петербургскую академию, также оказывали влияние на развитие мировой и российской науки. Однако последняя была создана не их усилиями. То же самое можно сказать и о "просвещенной" монархии. Отечественная наука была создана русским народом. Речь идет о людях "разного чина и звания", среди которых можно выделить следующих:

  1. И. И. Ползунов (солдатский сын).
  2. М. И. Сердюков (калмыкский строитель и гидротехник) - создал "огнедействующую" машину, является первым русским теплотехником.
  3. А. К. Нартов (токарь).
  4. И. И. Лепехин, В. Ф. Зуев, С. П. Крашенников (солдатские дети) - входили в число первых отечественных академиков.
  5. М. Е. Головин (солдатский сын) - математик.

Это и есть подлинные творцы науки в крепостной России.

Вклад Ломоносова

Его открытия и гениальные догадки сильно выделяются среди всех достижений русской научной мысли. Он опирался на опыт, живую практику и материалистически оценивал окружающий мир. М. Ломоносов стремился к глубокому творческому обобщению. Он хотел познать тайны природы. Этот ученый является родоначальником физической химии и атомистики.

Дополнительные сведения

Основы научной биологии были заложены во второй половине XVIII столетия. В это время ыходит первый российский медицинский журнал. Речь идет о "Санкт-Петербургских врачебных ведомостях".

Историческая наука: главные особенности

Вторая четверть века - время становления истории как науки. Собираются и публикуются определенные издания. Многие дворяне-историки пытались заниматься подобной деятельностью. Большой интерес для общества представляет сегодня история России (18 век). Культура империи продолжала стремительно развиваться. В. Н. Татищев является крупнейшим исследователем прошлого. Он начал работать над "Историей Российской". Это была его попытка связно изложить события с дворянской точки зрения. Заметим, что данная работа стала основой для многих ученых. В частности, это относится к М. В. Ломоносову и его "Древней Российской истории". Также не стоит забывать М. М. Щербатова и его труд "История Российская от древнейших времен", в котором прослеживается стремление возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и привилегии "высшего" сословия. Автор был напуган Крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Он понимал, что народные восстания и движения неизбежны, но вместо с тем осуждал их. И. И. Болтин - еще один историк из дворян. Критик, проницательный, вдумчивый ученый, он также занимался историей не только дворянства, но и прочих слоев общества - ремесленников, духовенства и купечества. Но и его труды возвеличивали самодержавную власть царя и крепостнический строй.

Основные достижения

Российская наука развивалась в качестве части мировой. При этом русские ученые воспринимали достижения своих западноевропейских коллег с творческой точки зрения. Кроме того, они сами начинали существенно влиять на мировую научную мысль. Что касается общего уровня ее развития, то он был несколько ниже западноевропейского. В связи с этим, каждое новое достижение приобретает гораздо большее значение. Ученые из других стран были прекрасно осведомлены об изданиях Российской академии наук. Стоит также отметить, что данные успехи не превратились в достояние трудовых масс. Они были оторваны от этого. Интересы масс были далеки от науки и просвещения. Что касается самодержавия, то власть имущие боялись распространения знаний. Народ выражал свои художественные представления и общественно-политические взгляды иначе. Речь идет о прикладном искусстве и устном творчестве.

Особенности зодчества

Новшества начали вноситься в сферу строительства еще в Как и вся культура России в 18 веке, архитектура переживает значительные изменения. Архитектурные сооружения призваны выражать величие и мощь империи. Благодаря страны меняется и гражданское строительство. Арсенал в Кремле, Большой Каменный мост - наиболее знаменитые сооружения того периода.

Развитие архитектуры

Первая Архитектурная школа была организована в Москве Ухтомским. М. Ф. Казаков и В. П. Баженов учились под его руководством. Петровскую эпоху знаменует строительство новой столицы. Для этого приглашаются иноземные зодчие. Речь идет о Растрелли и Трезини. Новая столица задумывалась в качестве регулярного города. При этом она должна была иметь длинные лучевые проспекты и ансамбли кварталов, площадей и улиц. Трезини стал автором жилых строений для нескольких категорий населения:

  1. "Простых" людей.
  2. "Зажиточных" горожан.
  3. "Именитых" граждан.

Данные общественные сооружения отличала простота стиля. К значительным объектам можно причислить Петропавловский Собор. Среди общественных зданий выделяются следующие:

  1. Адмиралтейство.
  2. Биржа.
  3. Гостиный двор.

Вместе с Петербургом возводились многие другие объекты. В частности, это относится к загородным дворцам со знаменитыми парковыми ассамблеями. Речь идет, в первую очередь, о Петергофе. Что касается стиля русского барокко, то огромный вклад в его развитие внесло творчество отца и сына Растрелли. Первый являлся итальянским скульптором. Он принимал участие в декоративной проработке Петергофа. Его сын является уже русским архитектором. Он - автор множества значимых сооружений, среди которых можно выделить следующие:

  1. Дворцы: Екатерининский, Большой, Зимний.

Развитие зодчества во второй половине столетия

В зодчестве русский классицизм сменил барокко. На рубеже 19-18 века культура России увидела расцвет этого направления. Также были и представители классицизма. К ним можно отнести архитекторов И. Е. Старова, М. Ф. Казакова и В. П. Баженова. Последние работали в Петербурге и Москве. Они сделали весомые вклады в возведение таких сооружений, как:

  1. Михайловский замок.
  2. Дворянское Собрание.
  3. Сенат в Московском Кремле.
  4. Дворцово-парковый ансамбль (подразумевается Царицыно).
  1. Прямые ряды колонн.
  2. Соблюдение строгой симметрии.
  3. Прямые линии.

Дворцовая площадь (архитектор К. И. Росси) является ярким примером данного направления. Сохранившиеся здания того периода в настоящее время являются не только украшением городов - это шедевры, имеющие мировое значение.

Изобразительное искусство: особенности развития

России 18 века также претерпевала изменения. Этот период ознаменовался расцветом портретной живописи. К наиболее известным художникам петровского времени можно отнести следующих:

  1. Ивана Никитина.
  2. Андрея Матвеева.

Они считаются основоположниками русской светской живописи. Перелом наметился в конце 20-х годов. Стало преобладать придворное направление живописи. Лучшими портретистами того периода считаются:

  1. В. Л. Боровиковский.
  2. Д. Т. Левицкий.
  3. Ф. С. Рокотов.
  4. А. П. Антропов.

Классическое направление в скульптуре представлено следующими деятелями:

  1. Михаилом Козловским.
  2. Федором Шубиным.

Эрмитаж (богатейшая художественная коллекция мира) также был сформирован в XVIII ст. Его основой служит частное собрание картин императрицы Елизаветы Петровны.

Особенности образа жизни столичных горожан

В нем происходили разительные изменения. Это было особенно легко заметить в Москве и Петербурге. Также выделялись некоторые другие большие города страны. Вельможи начали строить для себя роскошные дворцы. Популярными местами для этого стали Невский проспект и Дворцовая набережная. Сооружения возводились прямо вдоль каналов, впадавших в реку. На стали красоваться гранитные набережные. Вся эта работа закипела после соответствующего указа императрицы. Также стоит отметить, что небезызвестная решетка Летнего сада установлена именно благодаря ей. К концу столетия мода в Петербурге несколько изменилась. Здесь многие увлеклись содержанием аристократических салонов. Тут можно было услышать французскую речь или принять участие в спорах об искусстве, литературе или политике. В подобных салонах начинали блистать многие личности. В частности, это относится к российским литературным знаменитостям. Щегольские экипажи проезжали мимо роскошных особняков, расположенных на Невском проспекте. Здесь частенько прогуливались нарядно одетые обыватели и гвардейские офицеры.

Москва тоже претерпевала значительные изменения. Стоит отметить, что петербургского блеска и богатства тут не было. Тем не менее, московская знать не собиралась отставать от новых веяний времени. Хаотичная застройка города прекращалась, улочки начали выравниваться. Стоит отметить, что эти новшества не захватили все государство. Скорее, даже наоборот. Они еще сильнее подчеркивали бедность российской жизни, традиционность и общую застойность. Огромная область народного быта осталась вне городской цивилизации. Это, прежде всего, относится к деревне и селу. Как и в городах, тут явственно ощущались существенные перепады в особенностях уклада и условиях жизни. Дворянство продолжало оставаться частью сельского населения. После выхода соответствующих указов (Жалованной грамоты и вольности) представители данного сословия освободились от обязательной военной и государственной службы. Таким образом, значительная часть дворянства начала устраивать сельскую жизнь, поселилась в своих поместьях и стала заниматься домашним хозяйством.

Что касается основной части этого класса, то она была представлена помещиками "средней руки" и владельцами деревенских усадеб. В связи с этим можно смело сделать вывод: дворяне не были отделены от крестьянского быта чем-то непреодолимым. В их усадьбах проживала прислуга, а также дворовые люди, с которыми они могли общаться. Представители двух разных сословий много лет находились бок о бок. Таким образом, происходило соприкосновение с одной и той же народной культурой, поверьями, обычаями и традициями. Дворяне могли лечиться у знахарей, париться в бане и пить те же настои, что и крестьяне. Также стоит отметить, что значительная часть данного сословия была мало- или безграмотной вовсе. Тут весьма уместно вспомнить госпожу Простакову Фонвизина. Усадьбы дворян были неотъемлемой частью российской сельской жизни. Что касается крестьян, то последние новшества не коснулись их вовсе. Лишь малая часть из них смогла выбиться в "люди". В селах они начали строить добротные и чистые избы. Также крестьяне использовали новые предметы быта (мебель и посуду). Они смогли разнообразить свою пищу и приобретать более качественную обувь и одежду.

В заключение

В представленной ниже таблице можно увидеть наиболее яркие события и явления, характерные для первой половины 18 века.

Образование Театр Наука Зодчество Живопись Литература Быт

1."Арифметика" Магницкого.

2. "Букварь" Поликарпова.

3. "Грамматика" Смотрицкого.

4. "Первое учение отрокам" Прокоповича.

Реформа алфавита, введение гражданского шрифта.

Указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

Создание школ:

1. Цифирных.

2. Навигацкой.

3. Морской.

4. Инженерной.

5. Медицинской.

6. Артилерийской.

Издан Указ о формировании Академии художеств и наук.

Создан общедоступный театр, начато сооружение "Комедиальной хламины"

1. Создание Нартовым токарно-копировального станка.

2. Аптекарский огород стал основой ботанического сада.

3. Сформирован первый госпиталь. Появились хирургические инструменты.

4.Создана Кунсткамера - первый естественно-научный музей.

6. В Сухаревской башне Я. Брюсом открыта обсерватория.

7. Состоялись Камчатские экспедиции Чирикова и Беринга.

Преобладает барокко. Особенности стиля:

Монументальность;

Изогнутость линий фасада;

Пышность;

Обилие колонн, статуй.

Памятники:

Собор Петропавловской крепости;

Здание 12 коллегий;

Кунсткамера;

Адмиралтейство;

Смольный собор, Зимний дворец.

Никитиным создано полотно "Пётр на смертном ложе".

Матвеев написал "Автопортрет с женой".

1.Тредиаковский создал первую оду.

2. Начала выпускаться газета "Ведомости".

3. Создана библиотека.

Появление ассамблеи - бала, устраиваемого в домах знати. С 1700 используется новое летоисчисление.

XVIII ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Раздел 4.2. XVIII век в мировой истории:

Мишина И.А., Жарова Л.Н. Европа на пути модернизации

общественной и духовной жизни. Характерные черты

эпохи Просвещения………………………………………….1

Запад и Восток в XVIII веке……………………………………9

Мишина И.А., Жарова Л.Н. «Золотой век» европейского

абсолютизма ………………………………………………….15

И.А.Мишина

Л.Н.Жарова

Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируется мировоззрение гуманизма как основы нового ceкулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке.

XVIII век в жизни народов Европы и Америки - это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, проте­кавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация озна­чала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбаниза­цией - небывалым ростом городов, который привел к преобладаю­щему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию по­литических структур, закладывание предпосылок для формирова­ния гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы измени­ли эмоционально-психологические установки человека, его ментали­тет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабиль­ности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божествен­ным законам. Человек Нового времени считает возможным познать за­коны природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время - это эпоха социальных революций, созна­тельных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового че­ловека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к измене­ниям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также назы­вают Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и полити­ке. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепос­тить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и по­требности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на coциальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф.Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.16).

Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.

Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе состарой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами.

Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побы­вал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Воль­тер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей кни­ги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавлива­лось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 гг.

Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность - прин­цип монархизма.

Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689 - 1755). Изучая причины возникновения того или иного госу­дарственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объ­ективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, рели­гией, численностью населения, формами хозяйственной деятель­ности и др.

Конфликты французских просветителей с католической цер­ковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматиз­мом, и это исключало возможность компромисса.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественно­го деятеля - ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало на­звание целому идейному течению европейского масштаба - вольте­рьянству»).

Большое место в творчестве Вольтера занимают историче­ские труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера по­литическим антагонистом Карла XII выступает Петр Ш - монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднял­ся над ним.

Часть французских просветителей надеялась на сотрудниче­ство с властями в решении конкретных проблем управления стра­ной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» - природа и «кратос» - власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эво­люционными путями побудило многих из них примкнуть к неприми­римой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой кри­тики религии и церкви, характерных для философов-материалис­тов - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) в трактате «Об общественному говоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно, недействителен. Если Английский народ считает себя свободньм, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. В древних республиках и даже монархиях народ никогда не представителей, само это слово было неизвестно.

18 век в Российской истории стал эпохой наиболее существенных преобразований, как политических и экономических, так и социально-культурных.
XVIII век в России прежде всего ассоциируется с царствованием Петра I, прозванного «Великим». Его путь начинается с попытки его сестры Софьи сохранить положение правительницы, для чего она организовала стрелецкий бунт, который был подавлен, а Софья была пострижена в монахини.

Петр организовывает несколько успешных походов, но терпит поражения в сражениях с Турцией. Это, а так же сильные впечатления Петра от положения дел в Западной Европе, подталкивают его к осуществлению реформаторской деятельности, призванной за короткое время сделать из отсталой России современную Европейскую державу.
Царь расформировывает регулярную армию стрельцов и создаёт наёмные войска, куда призывает европейских специалистов, вводит новое летоисчесление, а так же активно борется с традиционализмом своих подчинённых.
Петр I начинает войну со Швецией, которая продлится больше 20 лет.

При этом, в одном из первых же сражений, под Нарвой, войска Петра оказываются разгромлены, в следствии чего царю приходит мысль о необходимости модернизации вооружения. Из-за крайне затруднительного экономического положения в стране, Петр приказывает отливать пушки из церковных колоколов, что вызывало массовые недовольства, а также активно развивает производство оружия и металлургии, судовое, стекольное, полотняное и канатное производство.

Царь вводит обязательную воинскую повинность и отправляет офицеров учиться в Европу. Петр развивает крепостнический труд, вводит крайне жёсткие антикоррупционные законы, всячески способствует развитию торговли в стране.
В итоге, Россия одерживает победу в войне со Швецией, а Петр I нарекает себя императором Российской Империи, в каком виде она и просуществует до своего конца.

Поскольку Пётр Великий не оставил наследника, после его смерти, дальнейшая политическая жизнь страны превращается в постоянную чехарду, что входит в историю как «Эпоха дворцовых переворотов».
В результате этого, в 1762 году, после смерти императора Петра III, на престол восходит его жена — Екатерина II, так же известная как «Великая».

Екатерина Великая запомнилась многочисленными реформами в интересах дворянства, максимальным усилением крепостного права и особым подходом к просвящению — полагая, что прогресс должен касаться исключительно высших слоёв общества. Императрица активно развивает образовательный процесс дворянства в стране, при ней расширяются производственные отрасли, постоянно растёт экономика. Екатерина рационально использует землю: часть завоёванной земли раздаёт дворянам, часть — иностранцам, для освоения.

Одним из самых значимых инцидента за историю правления Екатерины II становится «Пугачевский бунт» — крупномасштабное восстание Российского казачества (яицкого) и крестьянства под предводительством Емельяна Пугачёва. Бунт был успешно подавлен, а его организаторы казнены. После этого яицкое казачество было упразднено.
Екатерина усиливала армию и флот, вела личную переписку с лучшими европейскими умами, привлекала инвестиции в страну. Широкими шагами развивалась наука и культура страны. Во время её правления основывается черноморский флот.
При правлении Екатерины Великой происходило многократное расширение территорий страны. В ходе турецких войн России уходят части территорий на Керчи, Крыма, территории современной Украины. После разделов Речи Посполитой — территории Великого Княжества Литовского.
Конец века ознаменовывается царствованием Павла — сына Екатерины, который упраздняет ряд реформ Екатерины, а на международной арене активно участвует в антинаполеоновских войнах.
В 1801 году император Павел был убит в ходе очередного переворота.

1) Русская литература XVIII века была верным зеркалом русской общественной жизни: все изменения в характере этой жизни полно и точно отразились в литературе. По литературным произведениям этой эпохи можно проследить, как зародилось русское общество, еще отсутствовавшее при Петре Великом, как оно воспиталось под влиянием «просвещенного абсолютизма », как доросло, наконец, до такой степени самосознания, что, при императрице Екатерине II , рискнуло бороться с этим «просвещенным абсолютизмом» во имя самостоятельности своего развития (Новиков , Радищев).

Русская литература 18 века

2) В связи с этим пробуждением самосознания, проснулись в русском обществе и националистические стремления, – вражда к чрезмерному и нелепому преклонению перед иностранным (Фонвизин , Новиков и др.), интерес к русской старине и к простому народу, его быту и творчеству (Екатерина, Чулков , Новиков). Это привело к прояснению в русском обществе двух противоположных мировоззрений – консервативных и либеральных. Вне этих политических стремлений сложились у нас, под влиянием Запада, стремления – 1) масонством обновить христианство, якобы затуманенное «обрядностью», – 2) найти счастье в идеализме чистого сердца и в своей «прекрасной душе» (Карамзин).

3) Все главные моменты в развитии русской жизни XVIII в. носили, по преимуществу, общественный характер. Этот общественный характер впервые в эту эпоху окрасил собою русскую литературу, и с этих пор сделался её отличительной чертой.

4) С развитием общественной жизни в России быстро начали складываться литературные направления, стали созидаться литературные школы. Это указывает на то, как быстро наши литературные вкусы достигли высокой степени развития: в один век мы сравнялись с литературным развитием западной литературы, – в течение одного XVIII века мы покончили с схоластицизмом средних веков, с классицизмом Возрождения , с сентиментализмом и подошла к романтизму и реализму .

5) Таким образом, русская литература отразила на себе последовательно влияния немецкие (при Петре и его преемниках), французские (при Елизавете и Екатерине), англо-немецкие (вторая половина царствования Екатерины) и подошла к попыткам создать национальную русскую литературу – путем скрещения творчества литературного с народной поэзией и древней письменностью (Чулков, Новиков).

6) Интересы к живой действительности, проснувшиеся националистические тенденции, стремление к реализму, определившееся в русской литературе еще с XVII в., – привели к тому, что ложный классицизм выразился у нас слабее, чем в других европейских странах: даже самые яркие псевдоклассики (Ломоносов , Сумароков и др.) сознательно шли в своем литературном развитии к поэзии действительности.

7) С развитием общественной и политической жизни интересы русского общества расширяются. И литература тоже захватывает все более широкие области, – она теперь делается художественным творчеством, поэзией в широком смысле слова, – родной сестрой живописи, музыки и других изобразительных искусств. С этого века она впервые приобретает титул, «изящной», – титул, указывающий на характер её, – или чаще титул «новой», свидетельствующий о том, что она отвечала потребностям не древнерусской жизни, а жизни новой, обновленной быстрым культурным порывом вперед.

8) Понятно поэтому, что «церковный» характер русского миросозерцания, ослабленный уже XVII веком и при Петре, теперь, к концу XVIII века, окончательно уступает место «светскому».

9) Литература освобождается от служения церкви, хотя долго еще не достигает самостоятельности, – на первых порах она переменяет лишь «хозяина»: теперь она служит не церковному благочестию, а той морали, которая была занесена к нам с Запада вместе с камзолами и париками. Весь XVIII век представит нам поучительную картину, как эта мораль будет входить в плоть и кровь русского общества, как от зубрения прописных правил, переведенных с немецкого, русский человек дойдет до глубокого и ясного идеализма сердца.

10) Древняя Русь расправлялась с язычеством, Московская уже хлопотала об исправлении нравов. Россия XVIII века принесла проповедь всечеловеческой нравственности, проповедь служения добру, истине и красоте. Этот век был у нас «эпохой великих открытий»: русские люди и в одах, и в романах, и в драме повторяли на разные лады, что государь – «человек», что он должен служить государству, что он должен подчиняться законам... Такая точка зрения указывала, как далеко отошло русское общество XVIII в. от взглядов Московской Руси на своих державных владык. В этот же век сделали мы другое, не менее важное «открытие» – «и крестьяне чувствовать умеют». Как ни наивно звучат эти слова в наше время, культурное значение их огромно. Они свидетельствуют о том, что в XVIII в. стало определяться в нашей литературе то гуманное отношение к «униженным и оскорбленным» (Чулков, Новиков), которое делается характернейшей чертой многих великих писателей XIX столетия (Гоголь , Достоевский и др.).

11) Постепенно освобождаясь от полубессознательного «служения» идеалам чужой, заимствованной морали, от тенденций отвлеченной нравоучительности, наша литература во вторую половину XVIII века делается вполне сознательной, так как отражает не взятые напрокат настроения и идеалы, но истинные убеждения иной, улучшенной, акклиматизированной у нас, породы людей. Благодаря деятельности Карамзина, русская литература делается «идеалистической», по мировоззрению, – делается свободными изящным искусством («belles lettres»), которое широко захватывает действительность. Она становится зеркалом души писателя (интимная лирика сердца), – в литературу вводится глубокий и тонкий психологический анализ, новая манера письма (Kleinmalerei), поэзия природы, поэзия интимной жизни.

Поделиться