Мордовские народные игры котел круговой. Учебный роект "мордовские игры". Цель и задачи: Упражнять в умении действовать в команде, согласуя свои действия с действиями остальных участников; развивать целеустремленность, выдержку, честность

Ещё по теме

Игры Тюшти

Мир сегодня стремится к глобализации, в финансовом экстазе сливаются экономические системы, размываются границы между странами. И процесс этот неумолим. Но главная задача любого народа - в этой интернациональной плавильне не потерять своего лица, сохранить язык и богатство традиций, обычаев и обрядов, систему ценностей и социальных связей и передать следующему поколению все великолепие национальной культуры. Ведь мир прекрасен, когда он раскрашен разными красками.

~~~~~~~~~~~



Директор клуба «Возрождение финно-угорских воинских игрищ «Тюштя» Павел МИГУНОВ рассказал журналисту «ВС», почему так важно сегодня заниматься реконструкцией мордовской национальной борьбы и финно-угорских состязательных традиций.

Возродить мордовские игрища

Тюштя - герой мордовского эпоса, чем-то напоминающий древнегреческого Геракла, - рассказывает Павел Мигунов. - Тюштя научил мордву многим ремеслам, основал государство. Когда настала пора защищаться от врагов, он собрал людей и научил их воинскому искусству. Для всех мужчин он провел первые испытания: те, кто забежит за ним на высокую гору, станут ушманами, то есть воинами. Среди воинов устраивались состязания, и те, кто выигрывал их, назначались ушмандеями - военачальниками. После победы над врагом устраивались игры (по-мордовски «налхксемат»), на которых молодые парни соревновались в борьбе и мастерстве владения оружием, мерились силой и готовили себя к будущим сражениям. Это и были «Тюштянь налхксемат» - игры Тюшти.

Раньше мордовские игрища проходили через неделю после Троицы. Женщины водили хороводы, мужчины состязались. Внутри праздника проходил кулачный бой, борьба или бой стенка на стенку, то есть все навыки периодически отрабатывались, и каждый человек параллельно своей основной специальности был воином. И сейчас надо так же. Если мы не будем это пропагандировать, нация потихонечку затухнет. Вот именно такие игрища я стараюсь устраивать в мордовских сёлах во время каких-нибудь праздников. Ведь раньше на праздниках не было зрителей, все участвовали в мероприятии. Сейчас же наоборот: артист выступает, люди стоят и смотрят. В народном празднике главное - эмоционально себя проявить, неважно, насколько хорошо ты поёшь или танцуешь. При этом взрослый человек получит массу впечатлений. В памяти ребёнка понятие о народных традициях отложится как светлый образ. Вот это, я считаю, и есть самый оптимальный путь сохранения народных традиций. Даже изучение родного языка, которое порой проходит из-под палки, по-моему, не играет такой роли, как соблюдение традиций. Люди должны получать удовольствие от народных праздников, прикосновения к традициям, тогда всё будет хорошо.


Нужен единый национальный праздник

У каждого народа есть свой традиционный набор состязаний. Например, бег с коромыслами входит в татарский «Сабантуй», но это не значит, что у других народов не было таких состязаний, просто у татар это вошло в традицию, а у других народов - нет. Кстати, «Сабантуй» - общероссийский праздник. А вот у мордвы, которая по всей России рассеяна, единого национального праздника нет. Надо сделать единый мордовский национальный праздник. Если он войдёт в жизнь людей и будет как-то рекламироваться, то, скорее всего, и люди будут приезжать сюда из разных регионов, может, внесут в одежду что-то национальное. Нужно начинать с камерных мероприятий, но чтобы они были в каждом районе. Например, в Ардатовском районе, где Урусово, сделать, например День валенка. Пусть люди бегают, борются в валенках и т.д. С одной стороны - это поддержит ремесло, с другой - станет изюминкой района, привлечёт гостей, будет социальной рекламой. Главное - всё правильно организовать.

Был бы единый национальный праздник - к нам приезжали бы гости, проводились соревнования, мероприятия. Это стало бы двигать вперёд национальную культуру, не дало бы ей угаснуть. Вообще чем больше проводится мероприятий, тем больше у людей интереса. Приведу такой пример. В этом году у нас очень плодотворной получилась работа с Мордовским обществом глухих. Оказалось, они очень организованные люди, слушают своих кураторов. Летом, когда был чемпионат по плаванию среди глухих, спортсмены из разных стран приняли участие в мордовских национальных играх. Они стреляли из лука, метали нож, топор, копьё, тянули палку, поднимали бревно… Всё проходило в Подлесной Тавле, где дом-музей Ромашкина. Там очень красиво, тем более можно отведать блюда национальной кухни. Все остались очень довольны. Это и есть продвижение бренда Мордовии.

Павел Мигунов


Уроки физкультуры - в этностиле

Сейчас при каждом общеобразовательном учреждении есть так называемая малышкина школа, где детей готовят к 1 классу, учат писать, читать, считать. Думаю, можно было бы при каждой малышкиной школе сделать еще занятие по физкультуре, основанное на национальных традициях. Это была бы хорошая, полноценная подготовка к школе. К тому же это и для здоровья полезно. Раньше все дети играли на улице, бегали, домой заходили лишь с наступлением вечера, когда темнело. А сейчас дети больше сидят за компьютером. Это же неправильно. Дети должны двигаться, тогда не будет лишнего веса, да и проблем со здоровьем станет гораздо меньше.

На данный момент разработана и методика преподавания. Хорошее направление - урок физкультуры в этностиле. Пока, например, в 19-й гимназии я провожу мастер-классы. Все видят, что инвентарь для занятий самый простой: доска, палка, верёвочка. Больших вложений не требуется. Дети очень хорошо реагируют на такие занятия, позже руководство школы решит, нужны ли им такие уроки.


Выработать привычку к спорту

Сейчас я занимаюсь с маленькими детками - у меня группа дошкольников и группа, состоящая из младших школьников, 1-2 классы. Мы даём возможность сильным ребятам себя реализовать, а слабеньким - лучше подготовиться к школе. Занятия проходят на Химмаше, в ФОКе. Прийти к нам может каждый, сначала посмотреть, что это, а потом решить, стоит ли этим заниматься. Дошкольники занимаются два раза в неделю, школьники - три. Изучая народные принципы, я пришел к выводу: присутствие родителей на занятиях снимает излишнее напряжение. Обычно родителей изгоняют - в школе, детском саду, спортзале, а я их, наоборот, привожу. Мы проводим тренировки семьей. В результате дети становятся и физически, и психологически крепкими.

Любой ребёнок может включиться в деятельность, понятно, что кто-то сильнее, кто-то слабее. Это жизнь. Допустим, приходит ко мне группа маленьких детей, с 3 до 6 лет. Один выиграл пару поединков - радуется, потом проиграл - и тут такие слёзы! Горе! Но ведь это нормально, что в поединке человек может и выиграть, и проиграть. Это школа жизни. Из каждого события надо извлечь пользу. Выиграл - порадуйся, проиграл - задумайся, что нужно сделать, чтобы выиграть в следующий раз. Так что в итоге получается, что в проигрыше никого нет. Ведь мы подготавливаем таким образом ребёнка к школе, к жизни. Проигрыш - это повод для размышлений и дальнейших действий. Подобным образом нужно относиться к любому отрицательному событию.

К тому же потом ребёнок может заниматься любым видом спорта - баскетболом, волейболом, футболом или единоборствами. Наша методика позволяет заниматься с дошкольниками, развивать их, и уже к 1-2 классам для большинства детей можно выбрать специализацию. Другие могут просто приходить заниматься. Главное - выработать привычку к занятиям спортом. На мой взгляд, каждый ребёнок, особенно младшего возраста, должен проводить в спортзале 1-2 часа в день. Дети привыкнут заниматься спортом и получать удовольствие от движения. В более взрослом возрасте трудно начинать заниматься спортом, дети уже привыкают к сидячему образу жизни, и особенно к компьютеру.


Комплекс состязаний для народных праздников

Для праздников есть определённый комплекс состязаний. Все они доступны и не оставляют никого равнодушным.

1. Метание в мишень ножа, топора, копья на точность.

2. Стрельба из лука на точность.

Данные состязания являются реконструкцией. Нож, топор, копье и лук являлись основным набором вооружения финно-угорских воинов и охотников. Состязание на меткость позволяет привить интерес молодого поколения к истории.

3. Перетягивание палки.

4. Перетягивание хватом за кисть или палец, стоя на пеньках.

Состязания ввиду простоты и азартности позволяют проводить их на любой площадке и в любое время без подготовки для любых возрастных групп.


5. Поднимание бревна на количество.

6. Бросание деревянного шара или гири на дальность.

7. Бросание бревна на дальность.

Данные состязания проводились между сильными мужчинами и являлись популярными, так как позволяли мужчинам проявить свою силу и достойно выглядеть среди своих сверстников и односельчан.

8. Бег в гору на скорость.

Этот вид состязания взят из мордовского национального эпоса «Масторава». Эпический князь Тюштя набирал воинов, заставляя мужчин забегать на высокую гору.

9. Бой мешками.

Такие бои проводились среди самых маленьких и являлись предварительным этапом для последующего участия в поединках в более старшем возрасте.


10. Мордовская национальная борьба «Тюштянь тюрема».

Этот вид борьбы является объединением традиционных видов поединков в различных областях проживания мордвы. За основу создания объединенного единоборства послужили такие традиционные состязания, как кулачные бои в Белинском районе Пензенской области, борьба на поясах на празднике «Акша келу» в Зубово-Полянском районе, вольная борьба на празднике «Игрища» в Большеигнатовском районе, традиции рукопашных поединков в Дубенском районе Мордовии.

Мордовская борьба - это борьба в мордовской рубахе. Сейчас она, конечно, стилизованная, но приспособлена для борьбы, из крепкого материала. Это захват, он предполагает определенный набор приемов. Захват позволяет сделать рывок, то есть применять приемы самбо и дзюдо. Но отличие в том, что народная борьба никогда не велась в положении лежа: как только произошли бросок или сваливание - борьба останавливается. Победитель определяется так: кто сверху, тот и победил - в этом особенность. Неважно - в каком положении человек внизу - на спине, на боку, на животе. Надо хорошо положить противника и сделать это два раза.

11. Игра в мяч.

Командная игра. Состав команды от 5 до 10 человек. Мордовская игра в мяч напоминает «ручной мяч» или «регби». Цель игры: забить мяч в ворота (высота 1 метр, ширина 1,5 метра). Особенность игры - силовая борьба всех участников.

Дописточник фото: Мордовский культурный центр

Цель: приобщение детей к культуре народов России.

Задачи:

  1. Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.
  2. Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.
  3. Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения.

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и т.д.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:

  • Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
  • Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
  • Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Педагогам предлагаются следующие игры:

1. Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Цель игры: упражнять детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать, помогать друг другу.

«Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком».

Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

2. Мордовская народная игра «Круговой»

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, игроки меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. «Осаленные» выходят из круга. Ребенок, поймавший мячи попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

3. Татарская народная игра «Хлопушки»

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

4. Чувашская народная игра «Расходитесь»

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.

В заключении воспитателям предлагается воспользоваться в своем работе мини - сборником «Народные игры в работе с детьми дошкольного возраста» (

Оксана Мальцева

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа , но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят, конечно, подвижные игры и , предлагая им игры различных народов , мы тем самым и развиваем интерес к людям разных национальностей.

Я живу в прекрасной Республике Мордовии . Коренные жители моего края - мордва (эрзяне и мокшане) У мордвы , как и у других народов , есть свои национальные игры , которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.

Предлагаю Вам коллеги описания нескольких мордовских национальных игр . Возможно, Вы заинтересуетесь ими и предложите их для игр детям в детском саду. Данные игры рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём »

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса» - мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает :

Дядя (тётя, у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа :

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует :

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры . Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отхо-дит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

«В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, об-разуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры . Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином бу-дет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

«Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры . Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

«Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят :

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела) . Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой во-рот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры : Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

«В ключи»
(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
Дядя(тётя), у тебя ключи?
Тот отвечает, указывая на соседа:
Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:
Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
«В курочек»
(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
«Круговой»
(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.
«Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Котел
(Котелсо налксема. Котелсо налхсема)В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять - двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50 - 60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2 - 3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.
Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.
Правила игры:
- играющие должны выбивать мяч, не сходя с места;
- переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.
Салки
(Варенец понгома. Варяняс повома)Ямки-салки роют по размеру мяча (3 - 4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 - 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.
Правила игры: бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.
.Игра «Горшочек»
(«Чакшкинесэ»)
Содержание и правила игры.
Сажают детей по кругу, остальные дети встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок», убегает от продавца. Добежавший первым становится за спиной «горшочка».
Считалочки
Вейке, кавто, колмо, ниле, Один, два, три,
четыре.Мон сэвинь саразонь пиле. Я съел куриное
ухо.Кавто, колмо, ниле, ветесь, Два, три,
четыре, пять,Кинень понги псакань пекесь? Кому
достанется
кошкин живот? Нармонць ярхцай сурода, Птичка клюет
зерно,Мон кундайне пулода, Я поймал ее за
хвост.Нармонць ярхцай чакшста, Птичка клюет
из горшка,Мон кундайне пакшта. Я поймал ее за
горло.
Игра «Бабушка»
(«Бабасо» - эрз., «Баба» - мокш.)
Содержание и правила игры.
Игроки образуют круг. Считалкой выбирается «бабушка», которая стоит в центре круга. Она наклоняется вперёд, как будто что-то собирает на земле. Остальные берутся за руки, ходят по кругу зазывают в баню:
«Бабушка, а бабушка, что ты делаешь?
- Грошики собираю.
- Грошики тебе для чего?
- Мешочек куплю. Мешочек для чего?
- Камешки наберу. Камешки для чего?
- Пироги ими начиню. Пироги! Зачем?
- Ваших деток накормлю.
После этих слов «бабушка» убегает. Играющие устремляются за ней со словами:
- Тьфу, на твою голову!
Если «бабушку» не поймают, то игра начинается вновь. Если же поймают, то выбирается другая «бабушка». «Бабушка» убегает только после произнесения последних слов.
Игра «В круги» («Кирькссэ»).
Содержание и правила игры.
Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становится в кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись!
После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
Игра «Салки»
Веселая народная подвижная игра для детей. Выбирается водящий – он должен догонять игроков и «салить». Осаленный становится «водой» и должен бегать за остальными участниками, держать при этом за ту часть тела, за которую дотронулся только что бывший ведущий.
Если такого цвета никто не загадывал, продавец отвечает: «Иди по синей дорожке, отыщи синие сапожки, поноси и назад принеси». Монах начинает игру заново. Если синяя краска кем-то загадана, игрок старается сбежать от монаха, а тот догоняет его. Если догнать и осалить удается, то монах становится «краской», а осаленный игрок – монахом. Если нет – игра начинается заново с тем же водящим.
«Ветер - ветерки»
«Варма-варминеть» (с бубном)
Содержание и правила игры.
Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза
Подвижная игра «В ворона»
Действующие лица: Ворон. Клушка. Цыплята.
Клушка гуляет со своими Цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит Ворон.
Ворон: Клушка, а клушка, дай тейне лефксцень! (Клушка, а клушка, дай мне цыпленка!)
Клушка: Аф максса, варси, аф максса! (Не дам, ворон, не дам!)
Ворон: Мон тонь шабатнень саласайне! (Я всех твоих деток украду!)
И начинает цыплят по одному вылавливать.
Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!
Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!
Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.
Игра «Карусель»
Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:
Еле - еле, еле – еле закружились карусели, А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите
Раз-два, раз-два… Вот и кончилась игра.
1.Савор, савор, саворне,Шары, шары, шоромнесь. Меле, меле, сиденяста,
Шары, шары, шаромнесь 2.Сате, сете ласькозня,
Лоткак, лоткак, шаромня.
Фкя-кафта, фкя-кафта,
Лоткась шаромсь шарома.
Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру

Игра «Поймай мяч»
(«Кундык осканть»)
Содержание и правила игры.
Дети стоят по кругу, после считалки начинают бросать мяч и ловить его.


Урок №1 Тема: Введение
Урок №1 Тема: Введение
Тема: Мордовская народная игра «Котел», «Круговой».

Цели : Формировать знания и представления, учащихся о правилах

Подвижных игр;

Познакомить с особенностями Мордовских народных игр;

Развивать быстроту реакции, скорости, воспитывать внимательность,

Умение уважать мнение товарищей.

Оборудование: гладкая палка длиной 50-60 см. и диаметром 2,5 см.,

Маленькие мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.







III. Разучивание игр.


  1. Вступительное слово учителя.
- Мордовия расположена в центре Восточно-Европейской равнины. Коренное население – мордва (эрзя и мокша). Культура мордвы связана непосредственно с крестьянским трудом. Игры мордвы, как составная часть ее культуры, явились своеобразной формой отражения этого труда с помощью специального изобразительного языка. Сюда входили пантомима, ритмические песни, драматический диалог. Детская игра проста. Ребенок в игровой форме изображал труд взрослых. Большое место в играх занимали образы птиц и зверей («В курочек», «В журавлей», «В белочек» и т.д.)

2. Игра «Котел»(Котелсо налксема)

Описание: В земле роется яма (диаметр-50 см.) . Вокруг нее роют небольшие ямочки 10-12 штук, которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50-60 см., диаметром 2.5 см. Ведущий с расстояния 2-3 метра кидает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие мешают палками попаданию мяча в яму. Если мяч попал в котел, то играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий старается занять ямку. Кому не досталось ямки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры: играющие выбивают мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно лишь тогда, когда мяч попал в котел.

Дети повторяют игру 3-4 раза.


  1. Игра «Круговой» (Мячень кунсема)
Описание: играющие чертят большой круг, делятся на 2 команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удалось, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры: Мяч можно ловить лишь с воздуха. Осаленные мячом дети выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Дети играют 3-5 раз.

IV. Подведение итогов.

Упражнения на восстановление дыхания. Повторение понравившихся малоподвижных игр.

Урок № 18

Тема урока : Северо-Осетинская народная игра «Борьба за флажки».

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами игры, разучить игру «Борьба за флажки», развивать быстроту, ловкость. Воспитывать командных игроков.

Оборудование: флажки.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Выход на площадку.

III. Разминка.

Вспомним, как тикают часики. (Дети делают наклоны в стороны, приговаривая: тик – так, тик- так).

А теперь мы лесорубы. (Дети сцепливают кисти рук в замок, делают наклоны, приговаривая: ух, ух).

Мы - лётчики. (Учащиеся ставят руки в стороны и, делая вращательные движения, приговаривают у-у-у-у).

IV. Разучивание игры «Борьба за флажки».

А. Вступительная беседа.

Сегодня мы познакомимся с играми замечательного народа: сильного, гордого, трудолюбивого. Это народ Северной Осетии. Осетины живут в горах и занимаются скотоводством. Они отличные чабаны. (Чабан - овечий пастух). Чабаны очень много ходят, т.к. им нужно передвигаться за отарой овец. Им нужны очень сильные и крепкие ноги. Наша игра поможет укрепить ноги.

Б. Сообщение темы урока.

Сегодня мы разучим игру « Борьба за флажки».

В.Знакомство с правилами игры.

В игре участвуют две команды. Количество игроков может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.

Правила игры. Начинать игру надо по сигналу, в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

Г. Повторение правил игры. Разучивание игры, корректирование, исправление ошибок.

Д. Проигрывание игры 2-3 раза.

V. Подвижные игры на воздухе по выбору детей.

VI. Итоги урока . Домашнее задание: выучить правила игры «Борьба за флажки».

Урок № 19

Тема урока : Чувашская народная игра «Рыбаки».

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами игры, повторить игру «Борьба за флажки», развивать быстроту, ловкость, меткость. Воспитывать дружбу.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Выход на площадку.

III. Разминка с хлопками в ладоши.

1). 1-2 .Поднимаясь на носках, руки дугами наружу, хлопок над головой

3-4- Исходное положение.

2).1- наклон влево, руки вверх, хлопок правой рукой по левой ноге,

2- исходное положение.

3).1. Наклон вперёд, руки назад, хлопок под коленом

2. Исходное положение.

4). Подскоки с хлопками ладонями спереди и сзади.

IV. Разучивание игры «Рыбаки».

А. Сообщение темы урока.

Какое сейчас время года? (Зима) Сегодня мы поиграем в игру, в которую желательно играть зимой, когда много снега. Это игра « Рыбаки». Чувашии её называют «Пула».

Б. Вступительная беседа.

Чем занимаются рыбаки? Какими они должны быть? Какую рыбу ловят в северных морях?

На площадке вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10-15 метров друг от друга. По считалки выбирается водящий- акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие перебегают с одной стороны на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные не выбывают из игры.

Г. Повторение правил игры. Проигрывание игры 2-3 раза. Исправление ошибок, корректирование правил игры.

V. Повторение Северо - Осетинской народной игры «Рыбаки».

VI. Итоги урока . Понравилась ли вам игра? Что развивает эта игра? Чему она нас учит?

VII. Домашнее задание: рассказать правила игры знакомым, разучить игру.

Урок № 20

Тема урока : Игры народов Сибири и Дальнего Востока. «Льдинки, ветер и мороз».

Цель урока : Познакомить учащихся с играми народов Сибири и Дальнего Востока, разучить игру «Льдинки, ветер и мороз», развивать быстроту реакции, ловкость. Воспитывать коллективизм.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Выход на площадку.

III. Разминка.

Комплекс № 1.

Первое упражнение «Потягушки».

И. п. – ноги на ширине плеч, ладони за голову, локти вперёд.

1-2 – Отвести локти назад, туловище выпрямить. 3- 4- Вернуться в исходное положение.

Второе упражнение – «Бантики».

И. п.- ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1- Повернуть туловище налево.2- То же направо не останавливаясь в и. п.

Третье упражнение- «Кукла».

И. п.- основная стойка. 1-4 повернуться на360 градусов через левое плечо, переступая прямыми ногами. 5-8- То же через левое плечо.

Четвёртое упражнение- «Ветер елочки качает».

И. п.- ноги на ширине плеч. Руки в стороны. 1-2 –Наклоны влево. 3-4- То же вправо, не останавливаясь в и. п.

Пятое упражнение – «Большие птицы летят».

И. п. – основная стойка. 1- Руки вверх, подняться на носках. 2 – Вернуться в исходное положение.

Шестое упражнение – «Попрыгунчики- воробушки».

И. п. – руки на пояс. Прыжки на месте на двух ногах с переходом на ходьбу.

IV. Разучивание игры «Льдинки, ветер и мороз».

А. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с играми народов Сибири и Дальнего Востока. Разучим игру «Льдинки, ветер и мороз»,

Б. Вступительная беседа.

Сибирь и Дальний Восток, северные районы нашей страны. Климат в тех местах суровый, зимы холодные. Поэтому в названии игры есть зимние слова.

В. Знакомство с правилами игры.

Играющие встают лицом друг к другу в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладони, затем в ладони с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто и с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий бег, боковой галоп.

Г. Проигрывание игры 2-3 раза. Уточнение правил игры.

V. Свободные игры на воздухе.

VI. Итоги урока . Домашнее задание: повторить правила игры «Льдинки, ветер и мороз».

Урок №30

Тема: Эстафета «Вызов номеров»

Цели: научить ведению мяча, быстро реагировать на сигналы, воспитание

Ответственности перед командой.

Инвентарь: кегли, мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.






III. Эстафета «Вызов номеров»

Содержание: участники делятся на 2 команды. Каждая команда рассчитывается по очереди и становится в колонну. Перед колонной расставляются 5-6 кеглей на расстоянии 1м. одна от другой. Водящий выборочно называет номера, и вызванные игроки начинают ведение мяча, обводя кеглю зигзагом. Последнюю кеглю следует обежать кругом и таким же образом возвратиться обратно.

Правила: выигрывает команда, которая уронит меньше кеглей.

ОМУ : ведение мяча возможно правой и левой рукой.

Эстафета проводится 2-3 раза, используя все номера.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Передача мяча над головой

  • Передача мяча под ногами




V. Подведение итогов.

Урок № 31

Тема: Эстафета по кругу.

Цели:

Инвентарь : гимнастические обручи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №3 (с обручем)


  • И.п. – основная стойка в центре лежащего на полу обруча. 1 – присесть, развести руки, взять обруч; 2 – встать, поднять обруч вверх, потянуться; 3 – присесть и положить обруч на пол; 4 – вернуться в И.п. приседая делать выдох, вставая – вдох.

  • И.п. – стойка ноги вместе, обруч над головой. 1 – отставляя правую ногу на носок в сторону, наклон вправо; 2 – вернуться в И.п.; 3-4 – то же в левую сторону.

  • И.п. – стойка ноги врозь, обруч вертикально за спиной. 1 – поворот туловища налево; 2 – вернуться в И.п.; 3-4 – то же направо. Ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.

  • И.п. – сед ноги врозь, зацепив обруч носками ног и держа его прямыми руками в наклонном положении. Перекат на спину и перекат в И.п.

  • И.п. – стойка ноги вместе. Прыжки с ноги на ногу через обруч, вращая его вперед и назад.
III. Эстафета по кругу «Туннель с зигзагами»

Содержание : участники каждой команды за исключением первых номеров держат свой обруч одной рукой, а обруч соседа – другой рукой, образуя большой круг. Первые номера, стоя рядом со вторыми, начинают зигзагообразно пролезать через все обручи (снаружи – изнутри). Пройдя круг, они становятся на место вторых номеров. Которые повторяют то же, заменяя затем третьего игрока и т. д.

Правила: выигрывает команда, первой выполнившая задание.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Передача мяча над головой

  • Передача мяча под ногами

  • Ведение мяча до финиша и обратно руками

  • Прыжки с мячом, зажатым между ног

  • Ведение мяча до финиша и обратно ногами.

  • Переброс мяча друг другу в беге.
V. Подведение итогов

Урок № 32

Тема: Эстафета по кругу.

Цели: развитие ловкости, быстроты реакции, выносливости, умения согласованно действовать в коллективе.

Инвентарь : гимнастические обручи, мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1(без предметов).


  • И.п. – основная стойка. 1-2 – руки вверх, подняться на носки и потянуться(вдох); 3-4 – вернуться в исходное положение(выдох).

  • И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повороты туловища направо, правую руку в сторону; 2 - вернуться в И.п.; 3-4 – тоже в другую сторону. Ноги с места не сдвигать, дыхание равномерное.

  • И.п. – стойка с сомкнутыми носками. 1-2 – глубокий присед, колени вместе, руки вперед (выдох); 3-4 – встать руки вниз (вдох). Приседание выполняется на всей ступне.

  • И.п. – основная стойка. 1 – руки вверх, хлопок над головой (вдох); 2 – руки вниз и наклон вперед хлопок за ногами (выдох). Ноги прямые.

  • И.п. – упор, стоя на коленях. 1 – правая рука в сторону-вверх, поворачивая туловище и голову (вдох); 2 – вернуться в И.п. (выдох); то же в левую сторону. Колени от пола не отрывать.

  • И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе.1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе. Прыгать мягко, на носках, сохраняя равновесие.

III. Эстафета по кругу « Не урони мяч»

Правила: выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Передача мяча над головой

  • Передача мяча под ногами

  • Ведение мяча до финиша и обратно руками

  • Прыжки с мячом, зажатым между ног

  • Ведение мяча до финиша и обратно ногами.

  • Переброс мяча друг другу в беге.

V. Подведение итогов.

Игра на внимание «Что лишнее?». Награждение победителей.

Урок № 33

Тема: Эстафета с обручем.

Цели: развитие ловкости, быстроты и точности движений; совершенствовать

Технику пользования обручем; воспитывать чувство

Инвентарь: гимнастические обручи, баскетбольные мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №2(с большим мячом)


  • И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках внизу. 1-2 – поднимая мяч вверх, подняться на носки и потянуться (вдох); 3-4 – вернуться в И.п. (выдох). Движения выполняются прямыми руками, смотреть на мяч.

  • И.п. - стойка ноги врозь, мяч в руках внизу. Поднимая мяч вперед и поворачивая туловище направо, ударить мячом о пол за правой пяткой (выдох) и, поймав его, вернуться в И.п. (вдох); то же в другую сторону. Упражнение выполняется поочередно направо и налево.

  • И.п. – сед на пятках с небольшим наклоном вперед, мяч за головой. 1- выпрямляясь правую ногу в сторону на носок, руки вверх и наклон вправо (вдох); 2 – вернуться в И.п.(выдох); 3-4 – то же в левую сторону.

  • И.п. – стойка ноги вместе, мяч на груди. Бросить мяч вверх и поймать его. Бросок выполняется строго вертикально, полностью разгибая руки.

  • И.п. – руки на поясе, мяч между стопами. Прыжки на месте, удерживая мяч между ногами. Прыгать на носках. Закончить ходьбой.

III. Эстафета с обручем «Переправа в обручах»

Содержание: каждая команда строится в 2 колонны по одному за стартовой линией. В руках у ведущих – гимнастические обручи. По сигналу учителя первые участники каждой команды надевают обруч и бегут 15-20 метров до линии финиша. Первый игрок остается за линией финиша, а второй, не снимая обруч, возвращается и повторяет задание с третьим игроком. Второй игрок также остается за линией финиша, а переправу выполняет третий участник.

Правила: побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

ОМУ: обруч в момент игры должен находиться на талии.

IV. Игра «Веселые старты»



  • Бег парами в обруче



V. Подведение итогов

Упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов эстафеты и игры.

Урок №34

Тема: Эстафета с обручем.

Цели: развитие ловкости, прыгучести быстроты и точности движений;

Совершенствовать технику пользования обручем; воспитывать чувство

Коллективизма, ответственности за себя и команду.

Инвентарь: гимнастические обручи, набивные мячи, баскетбольные мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1(без предметов).


  • И.п. – основная стойка. 1-2 – руки вверх, подняться на носки и потянуться(вдох); 3-4 – вернуться в исходное положение(выдох).

  • И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повороты туловища направо, правую руку в сторону; 2 - вернуться в И.п.; 3-4 – тоже в другую сторону. Ноги с места не сдвигать, дыхание равномерное.

  • И.п. – стойка с сомкнутыми носками. 1-2 – глубокий присед, колени вместе, руки вперед (выдох); 3-4 – встать руки вниз (вдох). Приседание выполняется на всей ступне.

  • И.п. – основная стойка. 1 – руки вверх, хлопок над головой (вдох); 2 – руки вниз и наклон вперед хлопок за ногами (выдох). Ноги прямые.

  • И.п. – упор, стоя на коленях. 1 – правая рука в сторону-вверх, поворачивая туловище и голову (вдох); 2 – вернуться в И.п. (выдох); то же в левую сторону. Колени от пола не отрывать.

  • И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе.1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе. Прыгать мягко, на носках, сохраняя равновесие.

III. Эстафета с обручем «Стрекоза и муравей»

Содержание : каждая команда построена в колонну по одному, в руках у ведущего – гимнастический обруч. В противоположной стороне площадки в начерченном мелом круге лежат 3-5 набивных мяча. Дистанция от стартовой линии до мячей 15-20 метров. По сигналу учителя первый участник прыжками через вращающийся обруч направляется к мячам, кладет обруч на круг, забирает мячи и бегом возвращается назад, передавая их следующему игроку. Второй участник бегом относит мячи в круг, берет обруч и прыжками через него возвращается назад, передавая обруч третьему участнику и т. Д.

Правила : выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

ОМУ: количество прыжков через обруч оговаривается с учетом дистанции.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Прыжки через обруч до финиша и обратно

  • Бег парами в обруче

  • Пробегание через катящийся обруч

  • Верчение обруча на талии в беге

  • Обегание лежащего обруча с мячом, ударяя мячом о землю

V. Подведение итогов

Упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов эстафеты и игры.

Поделиться