Патриотизм в повести Тарас Бульба (7 класс, Гоголь) сочинение. «Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба») Патриотическое чувство в позднем творчестве Н.В.Гоголя

Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя – историческое произведение, повествующее о процветании казачества Запорожской Сечи. Автор восхищается казаками – и смелостью и удальством, юмором и верностью родине.

Центральная тема повести


Патриотизм, пожалуй, центральная тема повести. И главным патриотом выступает знатный казак Тарас Бульба. Он воспитывает двоих сыновей в лучших традициях казачества, с молоком матери они впитывают любовь к родной земле. До последней капельки крови Бульба предан товариществу и ждет того же от своих детей. Жизнь казаков в постоянных переездах, битвах и удалом веселье кажется для него идеальной.

Остап и Андрий – радость и гордость стареющего героя. Едва отучив сыновей в гимназии, Бульба тут же бросает их в омут «настоящей жизни» — везет в Запорожскую Сечь. Во время сражений с поляками сыновья проявляют себя как настоящие воины и Бульба гордится ими.

Предательство Андрия и смерть Остапа

Но судьба поворачивает так, что Андрий влюбляется в полячку и переходит на сторону врага. Этот факт больно ранит Бульбу, но он не показывает вида – сражается еще яростнее и рьянее. Много думает он о поступках сына, пытается хоть как-то оправдать его поступок, но не может.

У него не укладывается в голове, ка можно предать своих, как можно покинуть родину и семью ради плотского увлечения. Андрий отныне – позор для отца, некто без имени и без прошлого, продавший товарищество и землю, которая взрастила его. За столь величайший грех может быть лишь одно наказание – смерть.

Без тени сомнения Тарас своими же руками убивает Андрия – патриотизм одерживает верх над простыми человеческими чувствами. Можно представить, как сильна его любовь к Родине.

Вскоре отец лишается и второго сына – Остапа, обреченного на мучительную гибель на городской площади на глазах зевак. Утратив все, чем он жил, Бульба продолжает сражаться ради мести, борясь с врагами не на жизнь, а насмерть.

Сила духа Тараса Бульбы

Оказавшись в плену у поляков, Тарас под угрозой смерти продолжает помогать казакам. Последние слова Бульбы о величии православной русской веры, о необъятной силе родины восхищают и заставляют содрогнуться. Образ Тараса Бульбы напоминает нам о долге перед родиной, о нашей любви к родной земле, о патриотизме.

Историческая повесть Гоголя «Тарас Бульба» рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков — смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей.

В центре произведения — образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли крови предан казачьему товариществу. Именно жизнь в Запорожской Сечи — отчаянные битвы во славу земли русской и бесшабашное веселье в мирное время — для героя является идеалом жизни.

И именно такой жизни он желает своим сыновьям. Тарас гордится Остапом и Андрием, предрекает им большое военное будущее. Как только юноши вернулись из бурсы, герой тут же повез их в Запорожскую Сечь — чтобы они «отведали настоящей жизни».

Но наступает час, когда и Тарасу приходится проявить всю свою доблесть. Он становится атаманом той части казаков, что решили отвоевывать плененных поляками товарищей. И Бульба бьется, как в лучшие годы своей жизни. Мало кто догадывается в этот момент, что на душе у него огромный камень — Андрий оказался предателем, из-за любви перешедшим на сторону поляков.

Герой не мог и никогда бы не смог простить сына. «- Так продать? продать веру? продать своих?» — Бульба не может понять, как такое возможно. Андрий становится для него позором — его сын предал казачье товарищество, родную землю. Для героя это самый страшный грех, наказанием за который может быть только смерть. И Тарас собственноручно убивает младшего сына — патриот побеждает в этом человеке отца. Этот факт показывает, насколько огромна любовь героя к своей родине.

Но на этом повесть не заканчивается. Не заканчиваются и муки Тараса. Ему суждено потерять и второго сына — Остапа, казненного врагами. После этого герой посвятил свою жизнь одному — мести врагам, борьбе с ними до последней капли крови.

Тарас принял руководство одним из казачьих полков в огромной армии, сражающейся с поляками. И во всех битвах казаки героя были в числе лучших. А затем, когда генералы согласились на мир с «проклятыми ляхами», Тарас один «гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова». Это продолжалось до тех пор, пока герой не попал в плен. Но и под угрозой смерти, связанный, он продолжал помогать своим.

Последними словами Бульбы были слова о силе и могуществе его родине: «…узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Сам же автор восхищается своим героем — истинным сыном земли русской: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Восхищаемся Тарасом и мы, читатели. Этот герой помогает нам любить и уважать свою родину еще больше. Это ли не самое лучшее доказательство патриотизма самого Бульбы?

Иллюстрация Народного Художника СССР А.М.Герасимова. К повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Что значит быть героем? Как часто мы задаемся этим вопросом в своей жизни. Готов ли я пожертвовать собой ради спасения других людей, ради защиты своей родины. Как люди совершающие подвиги решаются на это, решаются расстаться со своей жизнью? Откуда они берут силу и мужество? Ответы на эти вопросы нам дают авторы многих произведений русской литературы. Одним из них является повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

На примере жизни казачьего народа мы находим ответы на свои вопросы. «Вы слышали от отцов и дедов своих, в какой чести у всех была русская земля наша: грекам дала себя знать, у Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья!» Автор показывает нам, что любовь к родине закладывается с детства. Воспитание опиралось на православные обычаи, уважение к старшим, силе духа человеческого, любви и благодарности к родной земле, своему дому. При таком воспитании с детства, человек становится патриотом своей отчизны, готовым отдать за неё жизнь.

Главный герой повести – казак Тарас Бульба. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава … Он любил простую жизнь казаков… Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Именно эти качества характеризуют Тараса, как сильного духом и отважного человека, но в тоже время любящего и заботливого отца. Встретив своих детей после долгой разлуки Тарас оставляет родную деревню и отправляется в Сечь, чтобы вспомнить былые годы своей службы и провести время с сыновьями. Целью его поездки было показать настоящую казацкую жизнь и пробудить истинный патриотизм к родине в своих детях. «А вот, лучше, я вас на той недели отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Тарас отводил особое место в своей жизни Сечи, потому что это был город, из которого выходили настоящие герои. На первый взгляд может показаться, что казаки ведут там праздную жизнь. Но это не так. Наряду с постоянными пиршествами, которые объединяют и делают посторонних людей друзьями, казаки учатся ратному делу и закаляют боевой дух в многочисленных драках. Драки эти носят товарищеский характер, и споры лишь объединят людей. Именно здесь казак чувствует гордость за своё происхождение и ответственность за свою родину. Тут рождается чувство братства, которое вытесняет все страхи из души человека и толкает его на подвиги. «Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит дитя своё, мать любит дитя своё, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей … Так любить, как русская душа,- любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а … Нет, так любить никто не может … Пусть же знают они все, что такое есть в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их». Данные слова жили в каждом казачьем сердце. Их объединенный дух представлял огромную силу для любого врага. А враг был очень близко.

События, которые лишают Тараса жены и родного дома поднимают казаков на войну. Идут они воевать за угнетённых братьев своих, оскорбленную веру свою и защищать родину от польских набегов. «Тревожный слух прокатился по Польше: «Они идут!»». По началу, казаки терпели поражение у одного из городов Польши. Но казацкий дух не сломить. Несмотря на потери в рядах, казаки осаждают крепость и начинают морить недругов голодом. К этому времени приходит сообщение, что запорожская Сечь была разгромлена, и половина войска уходит спасать родной дом. Остальные остаются на осаде города. Казаки понимали, что оставшись в меньшинстве, победа невозможна. Но, ни один из них не повернул назад, не бросил товарища на поле боя. Отважно и смело шли казаки на смерть. Потому что за родину, за погибших друзей, за веру и братство сражались. В это же время в польскую крепость прибыло подкрепление. В первом бою казаки храбро выстояли, но со второй волной, войско Тараса было разбито. Умирая казаки, не просили о пощаде, не сдавались, не отступали назад. Смело шли за своим атаманом. «А что, паны? – сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. – Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли казаки? – Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся козаки!» Каждый казак на прощание говорил о родной своей земле: «Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Эта битва показывает истинный героизм казацкого народа, смелость и отважность, преданность и верность товарищам и родине.

Особое место в повести Н.В. Гоголь отводит судьбе атамана — Тараса Бульбы, на долю которого выпало страшное испытание. Предательство сына на поле боя. Это большая трагедия, но и она не смогла сломить волю казака. «Остановился старый Тарас и глядел на то, как Андрий чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары на право и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: «Как?.. Своих?..Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий не различал, кто перед ним был, свои или другие какие; ничего не видел он…» . Свобода отчизны и казацкая честь для Тараса - главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.

Героической оказалась и смерть Тараса. Он попадает в плен во время казни старшего сына. Страшная смерть на костре ожидала его. Поляки рассчитывали, что такая казнь привлечёт соратников Тараса. И оказались правы. Но смелый атаман, уже сгорая в огне, предупредил своих товарищей о засаде. Как героически прожил Тарас свою жизнь, так же и умер. Не предал свою честь и совесть, не сдался боли и отчаянию. Даже умирая, он оставался верен своей отчизне и товарищескому братству.

Эта повесть рассказывает нам о великих людях. О тех кто не жалея собственной жизни защищали родную землю, свой дом, свою веру, своих друзей. Я уверен, если бы в наше время люди имели такой же дух, как герои данной повести, ни один враг не осмелился нам угрожать.

«Тара́с Бу́льба» - повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород» События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века

Основные этапы сюжета : экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, - всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, - подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, - проверяется весь характер народа.
Описание героев:

Образ Тараса Бульбы: тяжелый характер, об этом свидетельствует: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. После приезда сыновей Остапа и Андрия он решает отвести их в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса - исполнение долга отца. Тарас Бульба - один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба предстает как старый казачий полковник.

Образ Остапа.
Внешность, портрет:
«...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
Образ Андрия.
Внешность, портрет:
«. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».

Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.

Особенности жанра - повесть. Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н. В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня» , «зелено-золотой океан» , «серебряно-розовый свет» . При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью» , «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями» . Показывая смерть Остапа, Н. В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин» , «ужасный хряск» , «ветхие лохмотья».

Чтение наизусть стихотворения о родной природе одного из поэтов XX века (на выбор). Особенности стихотворной речи. Стих Бориса Пастернака «июль».

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике , было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль.Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши ) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа ). У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати» , громко разговаривает,«мешается во все дела» . Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Билет №6

1.Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в цикле рассказов И.С.Тургенева « Записки охотника» (на примере одного произведения: « Бирюк», « Бежин луг» и др.).

В рассказе «Бежин луг» Тургенев одним из первых русских писателей реалистически нарисовал крестьянских детей.

Всей совокупностью своих крестьянских образов Тургенев утверждал, что в его стране существуют не только «мертвые души» помещичье-крепостнической России, но и «живые души» простого русского народа.

В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, жизнь помещиков и духовный мир образованного сословия.

В рассказе «Бирюк» больше затрагивается тема не помещиков и крестьян,а проблема крестьян и крестьян,их отношение к друг другу.

Главного героя все боятся, опасаются, недолюбливают.А он ведь просто выполняет свою работу и как раз это его стремление, добросовестно сделать работу не нравится людям.Бирюк такой же крепостной крестьянин, как и все,и ему так же не легко,ведь у него есть дочка и маленький сынок,а его жена сбежала оставив их одних.Не смотря на кажущуюся черствость и жестокость,Бирюк на самом деле добрый и справедливый.

Этот текст выделяет несколько проблем:

1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка. Пожалеет Бирюк крестьян, вырубающих деревья.

2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу.

3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой.

4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.

2.Чтение наизусть стихотворения поэта-песенника (на выбор). Личное восприятие произведения. Булат Окуджава советский поэт, литератор, прозаик и автор более 200 авторских песен и эстрадных написанных на собственные стихи. Он один из ярких представителей авторских песен 80-х 50-х годов
«по смоленской дороге»

История создания: однажды Булат О. вместе с М. отправились в поход по смоленской дороги, ехали в машине зимой. У них была гитара и пока они ехали тогда и сочинили, но стихи появились позже. Тема: дорога разлука с любимым человеком, общая интонация грустная печальная. Встречаются песенные особенности: повторы слов, художественно выразительные средства сравнение +пример

По Смоленской дороге - леса, леса, леса.По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, -Две вечерних звезды, голубых моих судьбы. По Смоленской дороге - метель в лицо, в лицо.Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.Может, будь понадёжнее рук твоих кольцо -Покороче б, наверно, дорога мне легла. По Смоленской дороге - леса, леса, леса.По Смоленской дороге - столбы гудят, гудят.На дорогу Смоленскую, как твои глаза,Две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы.

Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа. С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры. Тарас Бульба - главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за осмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу. Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей однавеликая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.

Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

    «Тарас Бульба» - это повесть, посвященная страницам истории народа. Главный ее герой, Тарас Клубень, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты казачества. Тарас Бульба -...

    Кто из героев повести Гоголя “Тарас Бульба” понравился мне больше? Повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о героических подвигах запорожских козаков, защищающих русскую землю от врагов. Эта повесть мне очень понравилась. Больше всех в повести...

    Повесть Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба", знакомая многим со школьных уроков литературы трагичная и поучительная история, была экранизирована известным кинорежиссером Владимиром Бортко. И, как и всегда при экранизации того или иного...

    Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем...

    ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (перв. ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв.: Наливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остраница....

Поделиться