Почему фет поэт импрессионист. Сочинения. · Очень скоро сложился так называемый «импрессионистический стиль», стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и ни в чем не

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема: «Трепет жизни».

(импрессионизм в лирике А.Фета)

Цели урока :

  1. Формировать понятие о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира.
  2. Учить выявлять общие черты импрессионизма в

Произведениях живописи, музыки, литературы.

3. Развивать навыки стилистического анализа текста.

4. Учить «чувству поэзии», восприятию и постижению

Прекрасного.

Оборудование :

1.Компьютерная презентация.

2. Записи музыкальных произведений К.Дебюсси.

Эпиграфы к уроку:

Не я, мой друг, а божий мир богат.

А.Фет.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала.

А.Фет

(В скобках даются предполагаемые ответы учащихся)

Ход урока:

I. На фоне музыки Дебюсси звучат стихотворения А. Фета.

«Только встречу улыбку твою…»

«Сияла ночь. Луной был полон сад…»

«На стоге сена ночью южной…»

«Ещё люблю, ещё томлюсь…».

Вот так, из рук в руки, лирик Фет передаёт читателю своё сердце, «трепет жизни».

Природа, любовь, красота – тематика стихотворений Фета. Причём эту красоту поэт находил не в мечтах и грёзах, как романтики, а на земле, в реальном мире.

(1 слайд) (запись в тетрадях)

Обращаемся к первому эпиграфу урока:

«Не я, мой друг, а божий мир богат».

Но ведь о любви и природе писали поэты всех времён и народов.

Что же сделало Фета неповторимым поэтом со своеобразным голосом? Почему его стихи восхищали Толстого и Тургенева?

II. Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, т. е. в чём заключается своеобразие его стиля.

Обратимся к самому известному фетовскому шедевру «Шепот, робкое дыханье»: (2-3 слайды)

О чём это стихотворение?

(сцена ночного свидания)

Но ведь слова «свидание» в нём нет, по каким приметам мы узнаём, о чём идёт речь.

(В тетрадях: Шепот, дыхание, милое лицо, лобзание, слёзы (чувства не названы, а слова, передающие чувства, расположены в определённом порядке: мы видим нарастание страсти)).

Как бы вы описали настроение этого стихотворения?

(Светлое, радостное, взволнованное.)

Давайте проанализируем звуковой состав этого стихотворения и попробуем проследить, как звуки создают такое настроение. Сделайте транскрипцию первых двух строчек.

([ ШОПОТ, РОПКОЙЭ ДЫХАН`ЙЭ, ТР`ЭЛ`И СОЛОВ`ЙА ])

Учитель: Какие гласные звуки преобладают?

(О,Э,А.)

Какие ассоциации вызывают эти звуки? Попробуйте соотнести звук и цвет.

(Работа в тетради)

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете . Целое направление в искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков музыки.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные , тоже могут восприниматься в цвете . А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:

А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый;
О – синий: тайну их скажу я в свой черед…

Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета : он считал И – синим, У – ярко-желтым, А – красным . Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И – небесно-голубой, А – красным, О – пурпурный . А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е – желто-зелёным, И – синим, У – чёрным, О – ярко-оранжевым . Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг .

Какому настроению человека соответствуют эти цвета?

Вывод: Итак цвета светлые, радостные, в то же время желтый цвет привносит какую-то изменчивость, непостоянность.

Сделайте транскрипцию последней строчки.

([ И ЗАР`А, ЗАР`А! ])

- Какой гласный звук преобладает?

("А").

- Какому цвету он соответствует и какое настроение привносит?

(Звук "А" соответствует красному цвету, он будоражащий, соответствует и цвету зари, и настроению восторга при виде нее.)

Как называется литературный троп, в котором используется повтор гласных звуков? (Ассонанс)

Проанализируйте согласные звуки. (4 слайд ) Как называется этот троп? (Аллитерация)

- Итак, мы увидели, что при помощи звукового ряда уже создается настроение: светлое, неяркое, в то же время в нем есть какая-то изменчивость, непостоянство

Выпишите слова, несущие значение цвета.

(Серебро белый

Свет ночной голубоватый

Тени цветные

Пурпур красный

Янтарь желтый

Заря алый) (5 слайд)

- Что помогает передать использование такой цветовой гаммы?

(Изменение цветовой гаммы от холодной к теплой помогает передать не только изменчивость мира, но и чувств)

Что ещё помогает ощутить это возрастающее напряжение?

(повторяющийся союз, повторение слова заря )

В любом поэтическом тексте любое слово значимо, и всё же какие строчки кажутся главными?

(и лобзания, и слёзы…)

Почему слёзы? По каким приметам можно догадаться, что это слёзы счастья?

(серебро ручья, тучки, милое лицо, пурпур)

Сам подбор лексики несёт в себе свет радости и счастья.

Обратите внимание на строчку

Ряд волшебных изменений милого лица.

Почему произошли эти изменения?

(Меняется состояние влюблённого, но происходят изменения и в природе, постепенно наступает рассвет: серебро ручья сменяется пурпуром тучек и янтарной зарёй. Природа как бы подыграла влюблённым).

(6 слайд)

На наших глазах произошло движение.

В связи с этим какую особенность стихотворения мы замечаем (обратите внимание на части речи)?

(в стихотворении нет глаголов, но поэт сумел передать движение).

За счет чего возникает движение?

- Выпишите из текста отглагольные имена существительные

(Дыханье

колыханье

изменение

отблеск

шепот)

Обратите внимание на строение предложений (они назывные, их особенность – зафиксировать какой-то миг жизни).

(7-8 слайды) Выводы: В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе. Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.

Фет сумел зафиксировать каждый миг.

«Каждое выражение – картина.»

Л. Толстой.

Какой вид искусства обладает способностью остановить миг? (живопись)

Это стремление передать жизнь во всём богатстве тонких, сложных, быстролётных видоизменений роднит лирику А. Фета с удивительным явлением в мировом искусстве – импрессионизмом.

(показ репродукций картин художников – импрессионистов).

III. Импрессионизм (9-11 слайды) :

Всё началось в 60-е годы 19 века в Париже. В Салоне (знаменитой выставке) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, а французская пресса « бандой сумасшедших» : Клода Моне, Эдуарда Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара.

Кажущаяся неуравновешенность, неожиданные ракурсы, раздельные мазки - создаётся трепетная, светлая, воздушная живопись, передающая динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.

Долго не приходило название новому направлению (критика: «Мазня»), но вот в Салоне была показана картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца», и всем вдруг стало понятно, что работы этих художников стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от неё.

Импрессионизм – впечатление.

Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Наша задача сегодня – понять и доказать это на конкретных примерах.

Картина К. Моне была написана в 1874г.,

А фетовское «Шёпот…» - в 1850г.

Так чутко уловил Фет новое веяние в жизни и в своих стихах предвосхитил 20-ый век, начав удивительную игру со словом, которой ещё не знала поэзия.

IV. Итак, первая особенность, к оторая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета, - стремление зафиксировать впечатление от мига , в котором отразилось движение жизни, переливы настроений, «трепет жизни».

Вторая общая примета – предмет изображения.

Тематика стихов Фета – Природа, Любовь, Красота.

(12-14 слайды)

О чём рассказывают картины импрессионистов? (о радости жизни, о красоте природы, о мимолётных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. Импрессионизм был светлой сказкой. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен).

(15 слайд)

- Стихотворение «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым сияньем

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

(Складывается ощущение, что все происходящее в мире сосредоточилось на этой бабочке, в данный момент она - центр Вселенной, это мгновение очень важно для поэта.)

- Почему именно бабочка привлекла внимание автора?

(Бабочка - воплощение красоты и изменчивости мира, она живет очень недолго, но в эти мгновения жизни она прекрасна .)

- Почему неважными становятся вопросы о том, где, куда, откуда появилась эта бабочка?

(Поэт уловил один миг существования ее красоты, неважны ее истоки, самое главное - ухватить этот миг.)

Вывод: Итак, для Фета важен лишь миг, когда прекрасная бабочка опустилась на цветок - в это время красота мира в его глазах сосредоточилась на ней, мир достиг гармонии на миг, но он так важен, этот миг.

Почему же Фет, битый жизнью, обиженный людьми, огрубелый практик, был вдохновенным и неутомимым певцом красоты и любви? (понимал, что в этом смысл жизни. Красота спасёт мир. Погружаясь в свою душу, он спасал своё «Я» от несовершенства мира).

V. Второй эпиграф к уроку:

«Целый мир от красоты…»

Какое название получила в русском литературоведении теория, которая объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства?

(« чистое искусство » - стремление воссоздать мир красоты помимо и

Вопреки действительности.)

Среди приверженцев данной теории имя Фета стоит на самой высокой вершине поэтического Олимпа. Даже Белинский, возглавлявший борьбу с «чистым искусством», признавал поэтичность стихов Фета, правда, добавлял: «Оно хорошо, но как же не стыдно тратить время и чернил на такие вздоры.»

Импрессионизм в живописи любят не все.

У художников особая манера письма.

Поэзия же Фета привлекает всех.

Он внёс в поэзию новые находки, своё самоценное слово.

Поиск новых способов художественной выразительности – одна из важных сторон импрессионизма. (16-18 слайды)

Но у поэзии и живописи свои приёмы.

Лев Толстой высоко ценил творчество Фета («Фетинька»), но и он говорил о «непонятной лирической дерзости» стихов Фета.

VI. Какое время суток чаще всего изображает Фет?

(ночь, сумерки.)

У Фета очень много ночных стихотворений. Прочтем некоторые из них.

Ноктюрны (слайд 19)

(Ученики читают стихи, выделяют основные черты)

Учитель: Какого цвета ночь у Фета? (20 слайд)

Есть ли там чёрный цвет? Почему? Чёрный – гибель оттенка чувства

Звёзды – излюбленный образ у Фета. Они то поют, то шепчутся, то молятся.

Вывод (21 слайд): Для поэта характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь у него не несёт в себе ничего страшного или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь прекрасна .

Художникам – импрессионистам нужен был день, чтобы передать всё буйство красочной природы, но и ночь часто встречается на их полотнах.

Но у художников – импрессионистов и у Фета ночь не тёмная, тем более не чёрная (Импрессионисты чёрный цвет не любили, Левитан называл его «трупом краски»).

VII. Музыка импрессионистов:

1. природа и живопись, природа и поэтическое слово. Они как бы созданы друг для друга. Но есть ещё и третье составляющее этого треугольника – музыка.

2. «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».

Клод Дебюсси.

3. К. Дебюсси – основатель импрессионизма в музыке.

Музыкальные пьесы: «Облака», «Снег идёт», «Отражение в воде», «Лунный свет».

4. На фоне музыке Дебюсси звучат стихотворения Фета:

«В лунном сиянии»

«Ночь и я, мы оба дышим»

«Устало всё кругом…»

VIII. Подведём итог уроку (22 слайд) :

Чему служит лира А. Фета? Или прав Белинский: всё это «такой вздор»?

Лирика Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает

Наш мир, учит любить жизнь, ценить каждое мгновение, видеть свет и радость.

Это и есть импрессионизм в поэзии.

Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чём его и признак, и венец!

(22 слайд) – обобщение

  1. Домашнее задание:

1) выучить стихотворение Фета наизусть (по выбору);

2) анализ стихотворения «Это утро, радость эта…»


Цели:

  • Образовательные :
    • рассмотреть отличительные особенности поэтического таланта Фета;
    • выявить выразительные средства, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;
    • познакомить учащихся с художниками-импрессионистами;
    • научить обучающихся использовать художественно-языковые средства, позволяющие создать импрессионистский образ природы в лирике Фета.
  • Развивающие :
    • развивать логическое и аналитическое мышление;
    • продолжать работу со словарём;
    • развивать навыки выразительного чтения, память;
    • развивать образную речь;
    • развивать умение работать в группах;
    • развивать умение видеть цветовое единство изображения.
  • Воспитательные :
    • приобщать детей к чтению лирических произведений;
    • прививать чувства прекрасного путём воздействия на эмоции;
    • воспитывать на примере произведений Фета любовь к Родине.
  • Здоровьесберегающие :
    • использовать разные формы работы, исключающие утомляемость детей;
    • следить за осанкой обучающихся;
    • создавать комфортные условия для работы.

Оборудование:

  • портрет А.А. Фета;
  • пейзажные работы художников-импрессионистов (Моне, Мане, Сислей, Ренуар,…)
  • словарь литературоведческих терминов;
  • альбомные листы, цветные карандаши.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Постановка целей.
  4. Актуализация.
  5. Ход урока.
  6. Закрепление.
  7. Итоги.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Учитель литературы. Ребята, сегодня к нам на урок пришёл удивительный человек, Афанасий Афанасьевич Фет. С собой он принёс много своих стихотворений.
Фету очень хотелось бы, чтобы мы общались с ним через его произведение, как раньше общались с ним его современники.

Шепнуть о том, о чём язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец,
Вот чем поэт лишь, избранный, владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

– Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы учеников)
– Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращается за помощью к звуку, цвету. Фет считал, что слово не в силах передать всю глубину переживаний и чувств человека, и когда слово «немеет», на помощь приходит звук, краски, которыми так богата жизнь. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.
Поэт называл себя «соглядатаем природы». «Мир во всех своих частях равно прекрасен, – считал поэт. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые её не сознают…»
Стихи Фета – это мир неопределённых мечтаний и неясных ощущений, мир, в котором нет прямого и страстного чувства… нет ясной и положительно сформулированной мысли, а есть робкий, довольно тёмный намёк на неё, нет живых и вполне определившихся образов… И, наверно, поэтому многим казалось, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце. Многих восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности в фетовском стихе.

– Ребята, какие стихи вы знаете? Можете назвать?
– Какие стихи знаете наизусть?

Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение «Шёпот, робкое дыхание». Давайте поговорим о нём.

Чтение стихотворения.

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

– Как вы воспринимаете это стихотворение? Почему?
– Можно ли его пересказать?
– С какой интонацией надо его читать?
– Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический?
– Можно ли разделить это стихотворение на строфы? Что это даст?
– В данном стихотворении нет ни одного глагола. Что движет стихотворением?
– Благодаря каким художественно-языковым средствам удалось поэту показать дыхание природы?
– Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?
– Как вы думаете, стихотворение закончено? Почему?
– Какие краски вы использовали бы, описывая эту природную зарисовку?

Вывод: в этом стихотворении нет чёткости, нет завершённого образа, он размыт. Стихотворение построено на сиюминутном всплеске чувств поэта.

– Ребята, я вам хочу предложить ещё одно не менее интересное стихотворение поэта «Я тебе ничего не скажу». Чтение стихотворения».

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной…я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

– А как вы воспринимаете это стихотворение?
– Чем оно вам кажется необычным? (можно положить на музыку).
– Почему Фет разделили стихотворение на строфы?
– Какая интонация присуща данному стихотворению?
– Какую рифму использовал поэт? Почему?
– Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения? Какую они играют роль?
– О чём говорят повторы в начале и в конце стихотворения?
– Можно ли определить композицию стихотворения?

Вывод:

– Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворению? (Ритм, звукопись, аллитерация, ассонанс, повторы; рифма определяет ритм стихотворения.)

Физминутка

Учитель:

19 век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон
Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.
В России – Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Фёдор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

Художники второй половины 19 века всё чаще стали склоняться к тому, что писать пейзажи надо с натуры, не подгоняя изображение к музейным образцам. Практика живописи под открытым небом получила название «пленэр».

Клоду Моне однажды довелось наблюдать восход солнца. Перед ним в подвижной массе воды, которая вдали незаметно переправляется в небо, проплывали лодки рыбаков-тружеников. Вода и небо причудливо играли сочетаниями нежнейших красок, сверкали, плавились, меняя очертания и теряя контрастность контуров в половодье света.
Свою картину художник назвал «Впечатление-восход солнца». Он предложил её на выставку своему другу. Зрители были оскорблены6 что же это такое? Почему над нами издеваются? Ведь они «хорошо знали», какой должна быть картина. Но Моне был не одинок. Нечто подобное по характеру отношения к действительности представили на ту же выставку Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдгар Дега… Репортёр журнала «Шаривари» Леруа охарактеризовал выступления художников как «выставку импрессионистов».
Импрессионизм обосновался в мире искусства как самостоятельное направление живописи. Импрессионизм «восстал» против белого и чёрного цвета как таковых. Ибо где в природе бывает чёрный и белый цвет, не изменённый под влиянием голубого неба, зелени лесного массива, золота солнечных лучей, серебристости пасмурного дня? Даже чёрные платья, зонтики и шейки дам в картинах Ренуара написаны отнюдь не чёрной краской.
Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутости в пределах холста, сочинённой композиции. Движение и время, красота уходящего момента стали предметом внимания живописцев.

Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Особенность творческой манеры Фета – его умения по-особому видеть мир и вместе с тем художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия. Он подобно импрессионистам «воевал» против житейского «чёрного и белого». Он пытался передать действительность во всех её проявлениях, как и импрессионисты «восстал» против традиционных правил замкнутости, поэт как бы расширил пространство.
Живописное начало поэта Фета отмечают в основном современные исследователи его творчества. Е.А. Майлин в работе «А.А.Фет» говорит об импрессионистской поэтической манере Фета, которая связана с индивидуальным, субъективным взглядом на мир, фрагментарностью, а не с целью в восприятии и подаче поэтического материала. Все это можно отнести не только к произведениям живописи, но и к поэтическому творчеству, а конкретно – к лирике Фета.

Обучающиеся с помощью учителя пытаются определить основные черты, присущие импрессионизму, а вместе с тем и творческой манере поэта.

– Подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений.
– Фрагментарность композиции.
– Индивидуальная точка зрения на мир.
– Создание ощущения беспредельности и глубины изображаемого.
– Богатство красок в изображении природы, сверкающего солнечного света.
– Растворение объёмных форм в движении света и воздуха, что придаёт изображению неуловимый, таинственный, размытый характер.
– Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности.

Заочная экскурсия по выставочному залу (рассматриваем картины художников – импрессионистов Моне, Мане, Дега, Ренуара, Писсаро,…)

Экспресс-анализ (работа в группах).

1 группа: анализирует стихотворение «Чудная картина…»
2 группа: при помощи красок рисует изображаемую картину.
3 группа: анализирует стихотворение «Печальная берёза».
4 группа: при помощи красок пытается передать данный образ.

(Затем следует выступления учащихся).

Вывод:

Фет – поэт, художник.
Импрессионистическое письмо свойственно поэзии Фета. Он так воспринимал природу, жизнь. Его стихи говорят о том, что он любит землю и всё, что живёт на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть… Черты, способствующие созданию напевного музыкального стиха Фета:
– ритм, рифма;
– повтор слов;
– вопросительные и восклицательные предложения;
– построение (композиция).

Фет воспринимал, как мы уже отметили, окружающий мир субъективно. Для него главное не точное воспроизведение реалий, а передать свои чувства, ощущения, что приближает его творчество к приёмам создания импрессионистического письма.

Итоги. Рефлексия

– Что необычного мы увидели в поэзии Фета?
– Что сближает поэзию Фета с манерой письма художников – импрессионистов?

Домашнее задание:

– Подобрать любое стихотворение о природе, проанализировать, сделать иллюстрации.

Импрессионизм – особое направление в искус­стве XIX века, сложившееся во французской жи­вописи в 70-е годы. Импрессионизм означает впе­чатление, то есть изображение не предмета как та­кового, а того впечатления, которое этот предмет производит, фиксация художником своих

Субъ­ективных наблюдений и впечатлений от действительности,

Изменчивых ощущений и переживаний. Особым признаком этого стиля было “стрем­ление передать предмет в отрывочных, мгновен­но фиксирующих каждое ощущение штрихах”.

Стремление Фета показать явление во всем мно­гообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Зорко вглядываясь во внешний мир и показы­вая его таким, каким он предстает в данный мо­мент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистиче­ского стиля.

Его интересует не столько предмет, сколько впечатление. произведенное предметом. Фет изображает

Внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта. При всей правдивости и конк­ретности описания природы прежде всего служат средством выражения лирического чувства.

Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современники не понимали его стихов. При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удиви­тельную поэзию, которая дарит нам радость уз­навания мира, познания его гармонии и совершен­ства.

“Для всех прикасающихся к лирике Фета через столетие после ее создания важна. прежде всего. ее одухотворенность, душевная пристальность, нерастраченность молодых сил жизни, трепет весны и прозрачная мудрость осени, – писал Л. Озеров. – Читаешь Фета – и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Сто­ит жить! Таков Фет.

Сочинения по темам:

  1. Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в основном темы любви, природы, личностные переживания – темы, которые присущи практически...
  2. В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы(цикл “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”,...
  3. Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга,...

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию мороза...

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна...

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении «Ива» столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...


Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Всех в нем цветов благовонья слышны...

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело.

………………………………………..

Я говорить хотел - и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

С какой мы робостью любви

Свое дыханье затаили!

Казалось мне, глаза твои

Не улетать ее молили.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник - смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

У Афанасия Фета была необычная, сложная, во многом весьма драматическая судьба. Незаконнорожденный сын богатого помещика Шеншина, он всю жизнь стремился укрепить свой социальный статус, вернуть утраченные им в отроческие годы потомственное дворянство и фамилию. Старательный офицер и деятельный помещик, Фет стал для русской литературы первооткрывателем утонченной воздушности природной лирики, в идеале воплотившейся в стихотворениях символистов и отчасти акмеистов.

Древние говорили: поэтами рождаются. Фет действительно родился поэтом. «Замечательная художественная одаренность, - писал академик Д. Д. Благой, - составляла суть его сути, душу его души». Чувствительность, задушевность, утонченное восприятие всего происходящего вокруг в мире и в душе человека сделали Фета первым настоящим импрессионистом не только русской литературы, но и всего русского искусства.

Основное свойство импрессиониста - явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере Фет обладал им. Звуки, шорохи, мимолетные впечатления - не мотивы, а темы фетовского творчества:

Шепот, робкое дыханье,»

Трели соловья,»

Серебро и колыханье»

Сонного ручья.

Каждая мелочь, каждая - даже невзрачная - деталь природы прекрасна, потому что они составляют наш мир, а он-то и есть истинный предмет поэзии.

Фет-лирик, в противоположность Фету - трезвому хозяйственному помещику, идеалист, почти романтик. В этом он схож с Жуковским. Однако, в отличие от Жуковского, в стихах Фета нет ничего потустороннего, нереального, фантастического. Фетовская красота - это красота природы, объективно существующей, постигаемой зрением, слухом, обонянием. Гениальность Фета заключается в том, что он сумел отыскать в реальной повседневности, которая никогда не вдохновляла стихотворцев, поэтическое. Это обескураживало большинство его современников. Наверное, поэтому некоторые стихотворения Фета вызвали поток всевозможного рода пародий и стихотворных издевок. А Фет продолжал писать по-своему, оставался верен себе, своему дарованию, поэтому он большой поэт, а его оппонентов теперь никто, кроме исследователей фетовского творчества, не знает.

Стихи Фета несут в себе гармонию драматического человеческого бытия и рожденную этой гармонией волшебную музыку, удивительную внутреннюю мелодию. Они стали основой для многих популярных романсов. Вспомним:

На заре ты ее не буди,»

На заре она сладко так спит,»

Утро дышит у ней на груди,»

Ярко пышет на ямках ланит.

Сияла ночь.»

Луной был полон сад.

Лучи у наших ног в гостиной без огней.»

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,»

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Не случайно Фет был широко известен прежде всего как автор задушевных песен. Как правило, популярность приходила к импрессионистам поздно. Наверное, потому, что их творения, в том числе произведения Фета, нельзя рассматривать с близкого расстояния, в упор, нужна дистанция - и, конечно, не столько пространственная, сколько временная. Чтобы Россия по-настоящему открыла Фета для себя и для мира, понадобилось несколько десятилетий. Тогда был осознан подлинный масштаб его поэтических достижений. В сущности, Фета нам «подарили» Анненский и Брюсов. Именно они своими стихами помогли понять суть фетовского творчества, подсказали, что она - в импрессионизме.

Казалось бы, что импрессионизм Фета не соответствовал современной поэту социально-политической обстановке. Народникам и социалистам, задававшим тон в общественной жизни, более близко было иное литературное направление - реализм, прямая гражданственность, социальная проблематика. То, что не требовало времени и духовных усилий на всматривание, вслушивание. Импрессионизм не может работать на злобу дня, служить сиюминутным прагматическим задачам. И поэзия Фета - это искусство ради искусства, если не понимать эту формулу примитивно. Ведь подлинное искусство создается без стремления угодить читателю, зрителю, слушателю. Так писал свои стихи Фет, воплощая пушкинское понимание творческой свободы, не желая «зависеть от царя, зависеть от народа». Когда многие поэты, в том числе и крупные, были поглощены злобой дня, Фет размышлял о другом:

Не слышно городского шума,»

В небесах звезда - и от нее,»

Будто искра, заронилась дума»

Тайно в сердце грустное мое.

Эти думы о мире, о природе, о жизни, о человеке, о Боге раздражали многих современников Фета, казались им никчемными, праздными. Но ими живет человек во все времена, и поэзия, рожденная ими, долговечна.

Фет умер в забвении, среди «робкого дыханья» тишины. Его голос зазвучал в полную силу позднее, в «серебряный век». Дистанция, отделявшая его от современников, была пройдена, на первый взгляд хаотично разбросанные по холсту текста мазки слов и образов были наконец собраны в единую замечательную картину великого художника. Так Россия узнала Фета.

Поделиться