Правописание существительных. Слово с суффиксом ик. Правописание слов с суффиксами ик Суффикс ок после шипящих правило

Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих

(урок открытия новых знаний)

I Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

К какому уроку надо было подготовиться? Верно.

Что у вас должно быть подготовлено к уроку русского языка? (Учебник, рабочая тетрадь, пенал).

Итак, начинаем урок русского языка.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

Как вы думаете, зачем мы просмотрели этот отрывок из мультфильма? (Вспомнили тему: «Правописание суффиксов -ек/-ик в именах существительных»)

Давайте еще раз вспомним правило правописания суффиксов существительных -ек/-ик

(слайд №1).

Посмотрите на слова (слайд №2). Что необходимо сделать? (Вставить пропущенные буквы).

Давайте выполним это задание. Итак, первое слово. Какая гласная пропущена?

Запишем это слово, выделим суффикс.

Хорошо. Молодцы.

Посмотрите, ребята, на данные слова (слайд №3). Что заметили? (Пропущены буквы).

Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.

Хорошо. Вчера это же задание выполнил другой ученик. Давайте посмотрим, как он это сделал (слайд №4).

Он верно выполнил задание?

III Постановка учебной задачи.

Можем ли мы сейчас с вами ответить на этот вопрос? (Затрудняемся).

Почему? Что мы не знаем?(Не знаем, как правильно написать эти слова. Не знаем, какую гласную необходимо написать).

В какой части слова неясное написание? (В суффиксе).

Какой частью речи являются эти слова (Это имена существительные).

Как бы вы хотели назвать тему нашего урока?(Правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных).

Какую цель мы поставим перед собой? Чему мы будем учиться? (Будем учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

Давайте откроем учебник и посмотрим, как назвал автор тему урока. Прочитаем.

IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие/алгоритм).

Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд №5).

У вас на столе лежат карточки (слайд №6). Возьмите карточку №1, прочитаем задание (запишите слова, обозначьте суффиксы, поставьте ударение).

Назовите звуки перед суффиксом –ок (ч, ш, ж).

Что общего у этих звуков? (Они согласные, шипящие).

Охарактеризуйте, дайте им характеристику по твердости/мягкости (ч – всегда мягкий, ж, ш - всегда твердые).

Какой вывод можем сделать? Какая гласная пишется в суффиксе имен существительных после шипящих? (В суффиксах им. сущ. после шипящих под ударением пишется буква о).

Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на с. 20 (читают правило) (слайд №7).

Составим алгоритм.

Шаг 1. Ставлю ударение.

Шаг 2. Нахожу суффикс.

Шаг 3. Если суффикс находится под ударением, пишу букву о.

Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке? (О суффиксе –ок в им. сущ.).

Как правильно звучит тема урока? (Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих).

Физминутка (слайд №8).

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Давайте еще раз проговорим, какая гласная пишется в суффиксах сущ. после шипящих под ударением.

Выполним задание, сделав которое вы узнаете часть пословицы, которую мы соберем, справившись со всеми заданиями.

Работаем с карточкой №2. Необходимо изменить слова по образцу (слайд №9).

(выполняют вместе, с комментированием, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем суффикс) после последнего слова слайд №10.

Что произошло в словах? (Чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]).

(Получают карточку – с мешок).

VI Самопроверка по эталону.

1)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №3.

Что необходимо сделать? (Добавить суффиксы –ек, -ок).

Проверяем.

Хорошо. Молодцы. Вы получаете следующую часть пословицы (а слов).

2) Работа по рядам.

Переходим к работе с карточкой № 4. 1-ому ряду необходимо выписать в тетрадь слова, состоящие из корня и окончания; 2-ому – слова, состоящие из корня, суффикса и окончания и 3-ему ряду выписать слова, состоящие из корня двух суффиксов и окончания. Окончания могут быть и нулевыми. Помните об этом.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

снег
снежок
снежочек

вечер
вечерок
вечерочек

свист
свисток
свисточек

звон
звонок
звоночек

шаг
шажок
шажочек

Молодцы, справились с заданием. Вы получаете последнюю часть пословицы.

3)Давайте попробуем теперь составить пословицу (Дел на вершок, а слов с мешок).

Запишите пословицу в тетрадь.

Как вы ее понимаете?

Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни).

4)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №5. В этом тексте необходимо исправить допущенные ошибки.

Ребята пришли на лужОк и стали играть в мячИк. С ними был верный пес ДружОк. Вдруг пошел дождИк.

(слайд №11).

Вернемся к началу урока. Какие же буквы мы должны здесь вставить? (слайд №12).

VIII Рефлексия.

Какую цель мы ставили в начале урока? (Учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

Достигли ли мы данной цели? Каким образом? (Выполняя задания).

Что нового вы сегодня узнали на уроке русского языка? (В суф. Им. сущ., корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением).

Какие задания вам понравились больше?

(Слайд №13).

Поднимите кружок соответствующего цвета:

Зеленый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями

Желтый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями, но некоторые из них вызвали затруднения

Красный: ничего нового не узнал, не справился с заданиями

Оценки за урок.

(Слайд №14) Домашнее задание: выучить правило стр. 98, упр.№59, 60 (ТПО).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать.

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад, м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

ЦЕЛЬ: Научиться правильно писать суффикс –ок в существительных после шипящих.

1 группа Сапог Сапож ок Бык Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок

2 группа Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пух Пуш ок

Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Р.Т. с. 54 №59.

Р.Т. с. 54 №59 ХОМ Я Ч О К Ж и л-был на свете один Хом я ч о к. Спать он ложился на левый б о ч о к. А просыпался – на правом б о ку. Это не нравилось Хом я ку. (С. Козлов)

снег снежок снежочек вечер вечерок вечерочек свист свисток свисточек голубь голубок голубочек сад садик садочек звон звонок звоночек шаг шажок шажочек

«С малой удачи начинается успех!»

Домашнее задание У.с 99 № 111

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Конспект урока

  1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих. »
  2. Предмет – русский язык

3. Класс - 3 «б»

5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

6. Калачинский район

7. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

8. Тип урока - комбинированный

9. Форма организации - урок

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: продолжить формировать

Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

Навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

Устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты:

Правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

11. Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

- Сегодня мы с вами будем работать по группам.
– В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

Какое ключевое слово в этом высказывании?

Что необходимо для успешной работы на уроке?

Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Успех.

Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

Слайд 1

Организовано рабочее место

Самооценка готовности к уроку.

Установлен контакт с одноклассниками

Слайд 2

Слайд 3

Актуализация знаний.

Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Итак, приступаем к словарной работе.

Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

Что вы знаете о них?

Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?

Пропишите это соединение у себя в тетради.

Ребята, для того, чтобы продолжить урок нам нужно вспомнить основное правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

Каждая группа получает карточку 1 со словами:

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

Правильно ответившие группы получают жетон.

Дети пишут под диктовку слова.

Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160

окикек



Это суффиксы.

Работа в группах

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

Устные ответы, работа в группе.

Слайд 4

Слайд 5

Актуализированные знания о суффиксе –ок.

Формулирование собственного мнения и аргументирование его.

Слайд 6

Постановка учебной задачи

Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом - ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

– Будем работать в группах.

Слайд 7

Формирование учебной мотивации

Сознательная формулировка темы и цели урока.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Организовать практическую самостоятельную работу по правильному написанию суффикса –ок.

Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания

Сейчас каждая группа получит задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

(карточка 2)

Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

1 группа:

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

Правильно ответившие группы получают жетон.

С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.

Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам

Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.

Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)

Дети учатся работать в разноуровневых группах, оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Проверка по слайду 8, 9

Корректируют работу и переживают ситуацию успеха.

Слайд 10

Маленький паучок.

Динамическая пауза

Снять мышечное напряжение, переключить внимание

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

(Дети выполняют упражнение)

Слайд 12

Дети отдохнули

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Рефлексия деятельности

Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Организовать ситуацию рефлексии

Оценивание работы ребят

Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.

С этим заданием все справились! Молодцы!

Предлагаю вам следующее задание

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

Как вы думаете, мы её достигли?

А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд - На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.

Кто хочет пояснить свою оценку?

А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
- Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.

Читают задание, затем работают в группах.

Самый быстрый проверяет у своей группы

Учащиеся выполняют задания по карточке 3.

Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.

- «С малой удачи начинается успех!»

Слайд 13

стр.54, №59

Слайд 14

Проверка по слайду

текста.

Слайд 15 проверка задания

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе)

Слайд 16

Проверка по слайду

Мотивируют свою позицию

Переживание ситуации успеха.

Слайд 17

Анализируют свою работу на уроке

Переживание ситуации успеха.

Домашнее задание

Спасибо, ребята за работу!

Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

Запись д/з.

Слайд 18

Слайд 19

Приложения к уроку

Карточка 1

В чём особенности суффикса –ок?

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

Карточка 2

Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

1 группа: Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.


Суффикс – ок- всегда под ударением.

а) сверчок , жучок

37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.

1) В именах существительных мужского рода пишется суффикс – ец -.

а) братец , красавец

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2) В именах существительных женского рода пишется суффикс иц -.

а) девиц а, красавиц а

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на – ица.

а) сестрица – сестричк а, лисица - лисичк а

б) запиши проверочное слово

4) В остальных случаях пишется сочетание –ечк-.

а) дочка- дочечк а, чашка – чашечк а

б) запиши проверочное слово

38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.

1) Сочетание – инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.

а) вершин а – вершинк а, трещин а - трещинк а

б) запиши проверочное слово

2) Сочетание – енк- пишется в словах, образованных от слов на – на, -ня .

а) вишня- вишенк а, сосна -сосенк а

б) запиши проверочное слово

39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением

пишется буква о , а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е .

а) свечо"й ту"ч ей, карандаш о"м -ду"ш ем

б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

40. Перенос слов.

1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.

3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.

4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.

6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.

9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных

10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,

например: СССР, КЗоТ, ТУ-104.

11) Многие слова можно переносить различными способами; при этом

шу-мный, шум-ный; дет-ский, детс-кий;

лов-кий, ло-вкий;

класс-ный, клас-сный; дерз-кий, дер-зкий, дерзкий; бит-ва, би-тва;

род-ство, родст-во, родс-тво;

скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий

кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.

12) Некоторые слова не подлежат переносу, например:

Азия, узнаю, фойе.

13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:

и т.п., и пр., т.е. ж.д., о-во.

14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме ти-

ре, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью

прерванной прямой речи.

15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открываю-

щие кавычки.

Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.

Анализируем слово как часть речи

1. Название части речи; на какой вопрос слово отвечает; что обозначает(при затруднении выясняй, как оно может изменяться).

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

2. Начальная форма:

им. п., ед. ч.

кто? что?

им. п., ед. ч., м. р.

неопр. ф. гл.

что (с)делать?

3. Постоянные признаки:

склонение

спряжение

4. Форма, в которой слово употреблено:

число

падеж

число

падеж

(Узнай их по слову-

командиру: ×)

время

число

(для прош. вр. ед. ч.)

лицо

(для наст.и буд. вр.)

5. Роль в предложении: каким членом является; если второстепенным, выпиши словосочетание, в

которое оно входит как зависимый член, покажи

Правописание слов

с суффиксами -ок, -ек.

Черничкина Галина Валентиновна



Четвёртое апреля

Классная работа


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад , м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

Проверь и оцени себя!


о к ко ок

горошки окошки пушок

Какие сочетания букв могут являться суффиксами?

Спишите слова. Разберите слова по составу.

О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»? Почему?

Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать?


ТЕМА

«НАПИСАНИЕ СУФФИКСА –ОК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЦЕЛИ

Учиться…

Находить…

Различать…

Узнать…

Повторить…

Продолжить…

Употреблять…


  • Спишите слова.
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -ок, -ек.

Правило.

-ок : бережок, волчок, петушок, сапожок.

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.


  • Образуйте от слов снег, жук, паук, язык однокоренные слова при помощи суффикса –ок.
  • Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.

Поставьте ударение

Подчеркните согласную перед суффиксом

После шипящих под ударением пишется

суффикс –ок .

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение

бережок

волчок

петушок

сапожок

ножичек

орешек


Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.


Сапог

Сапож ок

Быч ок

Пирог

Пирож ок

Старик

Старич ок

Друг

Друж ок

Паук

Пауч ок

Снег

Снеж ок

Корень

Кореш ок


Чердак

Чердач ок

Кулак

Кулач ок

Башмак

Башмач ок

Судак

Судач ок

Стих

Стиш ок

Смех

Смеш ок

Пастух

Пастуш ок

Пуш ок


Составь словосочетания.

Разбери слова по составу.

маленький


Распределите слова на две группы

Мышонок, слонёнок, зайчонок, медвежонок, козлёнок, собачонок, котёнок.

  • Спишите слова в два столбика
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Подчеркните согласную перед суффиксом
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -онок, -ёнок.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Каких целей вы достигли?


  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как писать правильно слово «скачок» или «скачёк»? С буквой «о» или «ё»? Какое правило?

В словах с суффиксом -ок-/-ек- (а также -оньк-, -еньк-, -онок-) после шипящих и -ц- пишется -Ок-. (-о- под ударением)

В безударном варианте пишется -ек-.

В данном примере, скачок (так как буква -ч- является шипящей, ударение падает на букву -о-).

Дополнительные примеры: крючок, дружок, собачонка и доченька, горошек.

Правило следующее – в суффиксах имен существительных «ок/ек» после шипящих согласных под ударением пишется буква «о», в безударном слоге надо писать букву «е». Буква «ё» после шипящих в суффиксах существительных пишется, если это существительное образовано от глагола. Например, «ночёвка» от глагола «ночевать» или «тушёнка» от слова «тушить».

Рассмотрим слово «скачок». Образовано оно от существительного «скачка» и ударение в этом слове стоит на втором слоге. Значит, по вышеуказанному правилу, после шипящей согласной «ч» , в суффиксе слова надо писать букву «о».

Вывод – слово «скачок» пишется с буквой «о» в суффиксе.

www.bolshoyvopros.ru

Слово с суффиксом «ик». Правописание слов с суффиксами «ик»

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом –ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

§ 53. Суффиксы имён существительных. >

Суффиксы существительных делятся на две группы: 1) при помощи одних суффиксов от глаголов, прилагательных и существительных образуются слова с новым значением: писать – писатель, старый – старик, рыба – рыбак; 2) при помощи других суффиксов от существительных образуются новые существительные, обозначающие те же предметы, но с оттенком уменьшительности, увеличительности, ласкательности и пренебрежительности.

I. Суффиксы первой группы.

I. В русском языке имеется значительное количество суффиксов, образующих н а з в а н и я л и ц.
1. Название лица по характерному для него дейстзию образуется при помощи суффиксов:

П р и м е ч а н и е. Названия лиц женского пола от существительных на -чик, -щик, -ик образуются посредством замены к на ц : газетчик – газетчиц а, упаковщик – упаковщиц а, умник – умниц а .

II. Н а з в а н и е м е с т а или п о м е щ е н и я образуется при помощи суффиксов:
-(ль)-н-я : пекарн я, овчарн я, спальн я, красильн я:
-(л)-ищ-е : убежищ е, жилищ е, пожарищ е.

II. Суффиксы второй группы.

1. Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:

§ 54. Правописание суффиксов.

1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
Упражнения.
3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
Упражнение.
4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
Упражнения.
5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
Упражнения.
6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
Упражнения.
8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
Упражнения.
9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
Упражнения.
11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
Упражнения.

§ 55. Правописание частицы не с существительными.

Частица не пишется с существительными слитно:
1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
Упражнения.

stcreserv.narod.ru

Как правильно ДУРАЧОК или ДУРАЧЁК?

Выбор гласной во втором суффиксе в слове дурачок соответствует орфографическому правилу, которое, к сожалению, почти никто не вспомнил и которое называется так: «Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных» .

Основная часть правила , которая как раз и касается написания данного слова, гласит, что в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О, а в безударном положении – Е, например: речо? нка, девчо? нка (очень многие делают ошибку именно в этом слове!), бельчо? нок, медвежо? нок, творожо? к, дурачо? к, но: ре?че нька, до?че нька, то?че чка, поду?ше чка, горо?ше к.

ИВАНУШКА-ДУРАЧОК – ГЕРОЙ МНОГИХ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Кстати, в словах типа дружо? че к, снежо? че к – по два суффикса, и написание каждого из них подчиняется этой части правила: О пишем в суффиксе -ОК- под ударением, а Е – в суффиксе -ЕК- в безударном положении.

Можно, конечно, обратиться к орфографическому словарю, да и к любому толковому словарю ХХ века: Ушакова, Ожегова, Ожегова и Шведовой, Ефремовой, под редакцией Кузнецова, академическому, а вот словарь Даля не годится: создававшийся с конца 10-х годов века XIX в течение 53 лет (почти до самой смерти Даля), он зачастую отражает устаревшее написание – многое в орфографии изменилось за последние 150–200 лет, да, кстати, и ушаковский словарь иной раз отражает написание устаревшее, так как создавался до 1956 года, когда был сформирован основной свод орфографических и пунктуационных правил современного русского языка, и тем более до 2000 года, когда в этот свод были внесены изменения и дополнения.

Вторая часть правила гласит, что после шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква Ё в следующих случаях:

1) если слово образовано от глагола, например: ночёвка (от ночевать), корчёвка (от корчевать), тушёнка (от тушить) сгущёнка (от сгустить);

2) в иноязычных существительных с суффиксом -ЁР-, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, массажёр (но: мажор – в этом слове нет суффикса, корень – мажор).

Добавлю ещё несколько слов по поводу кофе : нет такого разрешения – употреблять данное слово как существительное среднего рода, да и не может быть, так как словоупотребление зависит не от разрешений, а от грамотности конкретных людей. Есть только констатация (кстати, далеко не во всех современных словарях), что для разговорной речи характерно употребление данного слова как существительного среднего рода.

Но напомню, что разговорная речь не является нормированной и что нормой в наши дни является употребление данного слова как существительного мужского рода .

А тот факт, что на протяжении последних десятилетий происходит постепенный переход данного слова из мужского рода в средний, был зафиксирован в словарях трудностей русского языка ещё в 70-е годы прошлого века, если не раньше. Причём это нормальный процесс, так как язык – явление развивающееся. Никто ведь в наше время не страдает от того, что слово лебедь относится к мужскому роду, а не к женскому, как во времена Пушкина, или в связи с тем, что слова постель , кровать нынче существительные 3-го склонения, а не 1-го (кроватя, постеля), как опять же в пушкинские времена.

Поделиться