Школы дополнительного образования для школьников. Как получить дополнительно образование в школе? Программа дополнительного образования в школе. Направления дополнительного образования

В школе - это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей - это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Особенности ДО

Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

  1. Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
  2. Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
  3. Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
  4. Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Виды дополнительного образования

Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:

  1. Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
  2. Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
  3. Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
  4. Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.

Программы

Программа - официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Требования к программе

Программа дополнительного образования в школе должна быть:

  1. Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
  2. Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
  3. Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
  4. Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
  5. Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.

Организация

Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.

Этапы организации

Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:

  1. Изучение потребностей и желаний учащихся. Данные можно собрать путем письменного тестирования, устных опросов учеников и родителей, анкетирования, проведения мониторинга качества образованности детей на этапах завершения младшей, средней и старшей школы.
  2. Объединение учеников в группы по интересам, создание секций, факультативов, кружков. Модель системы и программы дополнительного образования в школе можно сформировать по результатам анкетирования. На этом этапе нужно выделить основные направления внеклассного обучения. Мероприятия следует разрабатывать исходя из количества потенциальных участников и тех, кто нуждается в знаниях по определенной тематике.
  3. Помощь учителям и детям в определении области обучения. Учащимся нужно дать свободный выбор программ дополнительного образования, перед началом занятий школьникам дается вступительное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основными.
  4. Текущий контроль и регулярная коррекция работы. Нужно определить отчетный период, по окончании которого собирать данные об учениках, посещаемости кружков и секций, успеваемости школьников. Все собранные данные анализируются и систематизируются. По этой информации в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия.
  5. Анализ деятельности и определение перспектив работы. Нужно вести постоянный мониторинг. Это позволит выявить результативность введения системы дополнительного обучения учащихся по интересующим их направлениям. Также можно определить перспективы развития системы в отдельном образовательном учреждении.

Материальная база

Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.

Источники финансирования

Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.

27 октября 2019 года в 12.00 по местному времени в России и за рубежом в пятый раз пройдёт Географический диктант РГО. Масштабная международная просветительская акция, инициатором которой является Председатель Попечительского Совета Общества, Президент Российской Федерации Владимир Путин, давно стала традиционным событием для всех людей, неравнодушных к романтике географических открытий, исследований и путешествий. Людей, примером для которых служат героические личности первооткрывателей, чей неподдельный интерес вызывают удивительные закономерности и взаимосвязи в природе, кто серьезно задумывается над решением вызовов и задач, поставленных перед современным обществом.По традиции Диктант будет проходить очно на специально организованных площадках, а также онлайн на сайте проекта: dictant.rgo.ru.В нашей школе географический диктант будет проходить в воскресенье, 27 октября, на базе ШК-11 в кабинетах №№ 401; 402; 404.Начало в 12.00. Приглашаем всех желающих к участию.

Способы оплаты

Памятка для родителей

Каждый километр жизни школьника должен быть насыщен образованием

Прошли уже те времена, когда школы отличались друг от друга лишь порядковыми номерами. Теперь само время диктует новые правила и требования, а в выигрыше оказывается та школа, которая с этим считается. Есть ли в Южном Бутово такие современные школы, готовность которых идти в ногу со временем определяется не будущем временем, а настоящим? Почему так важно, чтобы основное и дополнительное образование в школе были равноправными и взаимодополняющими друг друга элементами? Какая риторика дополнительного образования сегодня? На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора ГБОУ Школы № 2009 по дополнительному образованию Трошина Ольга Анатольевна.

О дополнительном образовании

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 год, гл.1, ст.2).
Дополнительное образование включено в систему непрерывного образования, объединяющего все уровни образования.


Скачать бесплатно в.pdf

Одним из главных средств обеспечения непрерывного обучения детей является дополнительное образование в школе , которое часто ошибочно отождествляется с внеурочной деятельностью. Но если последняя представляет собой совокупность кружковой и экскурсионной работы, то дополнительное образование - это целостная система, способствующая:

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
  • удовлетворению познавательных потребностей, всестороннему развитию интересов школьников;
  • последовательному развитию талантов учащихся;
  • обеспечению психологического комфорта в детском коллективе;
  • формированию навыков ведения самостоятельной работы, обучению самоорганизации и самодисциплине.

Организация дополнительного образования

В последние годы приобретает все большую значимость, что объясняется значительными изменениями в социально-экономической жизни нашей страны и общим техническим прогрессом. Объем учебного материала, усваиваемого школьниками в ходе урочной деятельности, является недостаточным для самостоятельного определения профессиональной ориентации, выбора жизненного пути, решения бытовых вопросов.

Организация и реализация дополнительного образования позволяет:

  1. Обеспечить поступательную подготовку детей к самостоятельной деятельности. Не все школьники способны организовать активность по различным направлениям без сторонней помощи, а система мотивированного обучения позволяет скорректировать ситуацию.
  2. Сформировать стойкую привязанность учащихся к творческой активности.
  3. Выработать ответственное отношение к знаниям, получаемым на уроках .
  4. Способствовать выработке положительных черт личности: целеустремленности, настойчивости, уверенности в собственных силах и успехе.

Одной из тенденций современной образовательной системы в РФ является стремление детей школьного возраста к знаниям, не представленным в рамках школьных дисциплин. Работа с приоритетными направлениями позволяет заинтересовать школьников разных возрастов, привести к раскрытию творческого потенциала, занятости в мероприятиях, проводимых по альтернативным программам.

Скачать таблицу приоритетных направлений дополнительного образования
Скачать в.docx

Приоритетные направления дополнительного образования Виды деятельности Планируемые результаты
Информационные технологии и робототехника Расширение знаний об информационно-коммуникативных технологиях, знакомство с основами программирования, сборка простых технических схем. Развитие пространственного мышления, освоение практических навыков применения ИКТ.
Естествознание , подготовка и проведение опытов. Воспитание здоровой любознательности, пытливости, развитие глобального мышления, умения делать выводы, основываясь на практическом опыте.
Экология Проведение экскурсий, природоохранных акций, круглых столов и семинаров, посвященных актуальным вопросам экологии. Осознание детьми взаимосвязи природы и человека, важности соблюдение норм сохранения экосистемы.
Культурология Знакомство с разными пластами мирового культурного наследия, традициями и обычаями разных национальностей. Выработка толерантного отношения к представителям разных национальностей, развитие поликультурности, приобщение к мировым культурным тенденциям.
Физическая культура и спорт Групповые занятия разными видами физической активности, подготовка к спортивным соревнованиям, проведение спортивных праздников, Малых Олимпийских игр. Формирование навыков занятий спортом, развитие силы воли и выносливости, приобщение к здоровому образу жизни.

Требования к организации дополнительного образования

Создание системы мотивированного образования, которое проводится за рамками стандартного учебного процесса, невозможно без тесного взаимодействия школьной администрации, педагогов, учащихся и их родителей.

Действующие требования к организации школьного дополнительного образования предусматривают реализацию таких мер:

  1. Изучение интересов и пожеланий учащихся. Административный состав школы инициирует проведение анкетирования школьников, опрос членов семей детей во время родительских собраний с целью получения информации об актуальных образовательных потребностях.
  2. Организация кружков и секций, направления деятельности которых признаны наиболее востребованными по результатам проведенных тестов и опросов.
  3. Обеспечение консультативной помощи учащимся, которые не могут самостоятельно определиться с областью обучения. В рамках данного направления организовывается проведение профильных тестов, позволяющих выявить уровень мышления и предпочтительное направление будущего профобучения.
  4. Осуществление коррекционной работы, выполняемой в конце отчетного периода. По результатам выделенного промежутка времени педагоги, ответственные за ведение дополнительных секций, собирают данные о посещаемости кружков, оценивают уровень заинтересованности учащихся. Полученные данные систематизируются, на их основании разрабатываются коррекционные меры. Текущий контроль следует проводить систематически - это позволит обеспечить стабильный интерес школьников к различным сферам альтернативного обучения.
  5. Выявление перспективных направлений ведения образовательной работы. Сфера школьного воспитания последовательно модернизируется, и кружковая деятельность не должна оставаться в стороне от последних тенденций времени. Организация обмена педагогическим опытом с учителями из других школ, педагогами узких специализаций, обновление материальной базой ОУ должны обеспечивать периодическое выявление новых интересных сфер воспитания детей.

Ведение процесса альтернативного обучения школьников следует выполнять в соответствии с актуальными нормами СанПин, регламентирующими длительность занятий, требования к состоянию здоровья педагогов.

Нормы дополнительных занятий

Скачать таблицу норм дополнительных занятий
Скачать в.docx

В соответствии с последними изменениями законодательной базы в сфере образования педагоги, ответственные за ведение кружковой и секционной работы, имеют право самостоятельно определять длительность занятости школьников, исходя из программного материала, возрастных и индивидуальных особенностей коллектива.

Это уточнение особенно важно для учителей, ответственных за творческую работу и спорт, поскольку стандартной длительности занятий для достижения серьезных результатов часто бывает недостаточно.

Организации дополнительного образования детей

С целью обеспечения максимальной вовлеченности школьников в процесс всестороннего обучения современное ОУ должно привлекать к взаимодействию организации дополнительного образования и воспитания детей . К числу последних относят организации, реализующие программы дополнительного образования или профессиональной подготовки выпускников.

Занятость школьников в деятельности организаций такого типа способствует:

  1. Удовлетворению индивидуальных интеллектуальных, творческих, художественно-эстетических потребностей.
  2. Создание оптимальных условий для личностного роста, привитию самостоятельности, ответственности, умения мыслить широко.
  3. Укреплению здоровья, сознательному отказу от вредных привычек.
  4. Выявлению детей с выдающимися способностями, одаренностью, развитие их потенциала.
  5. Формированию общей культуры поведения, осознанию важности норм взаимопомощи и взаимоподдержки.
  6. Обеспечению будущей адаптации и социализации в обществе.

Развитие системы дополнительного образования в современной школе не является универсальным. Необходимость обеспечения должного уровня обучения и воспитания сразу по нескольким направлениям не позволяют гарантировать значительный уровень углубленности программного содержания, отслеживание вовлеченности в предмет каждого отдельного учащегося.

Синхронизация содержания образовательных программ школы и специализированных организаций позволяет повысить качественные показатели учебного материала, обеспечить легкий переход детей с выдающимися способностями к обучению в городских и региональных учреждениях системы дополнительного образования.

Организация дополнительного профессионального образования

В свете активного развития дополнительных образовательных инициатив особо важным становится переосмысление роли предметной подготовки и функций педагога в частности. Организация дополнительного последовательного профессионального образования учителей способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, развитию передовых инициатив в рамках освоения предметных курсов, обеспечению кадрового резерва для реализации дополнительных практик обучения.

Проводится по двум направлениям:

  • программы повышения квалификации, срок освоения которых не превышает 16 академических часов;
  • курсы профессиональной переподготовки педагогов, длительность которых может достигать 250 академических часов.

Обогащение профессионального опыта учителей может проводиться очно или дистанционно. Последняя форма организации процесса кадровой переподготовки является особо значимой благодаря возможности изучения новых методик ведения педагогической практики без отрыва от основной деятельности.

Дополнительное образование - это учебный процесс, направленный на удовлетворение потребности человека в совершенствовании основных интеллектуальных, профессиональных и специальных умений. Базируется методика на развитии уже имеющихся навыков и обретении новых знаний.

В чём особенность внешкольных детских образовательных учреждений?

Школьная образовательная программа ориентирована в первую очередь на усвоение ребёнком фундаментальных знаний. Несмотря на это, многие необходимые для успешного построения жизненной карьеры практические навыки остаются вне школьного курса. Поэтому большинство родителей стараются сделать так, чтобы их чада посещали различные специализированные кружки и секции дополнительно.

Образование в школе также может обеспечивать такие цели за счёт внедрения специальных курсов и лекций. Среди учреждений, в которых реализуются программы дополнительного образования, выделяют такие: общеобразовательные (дворцы детского и юношеского творчества, станции юного натуралиста), профессиональные (школы искусств), спортивные, технические, научные, социальные организации, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Но здесь эти программы являются уже основными и фундаментальными. Вот чем школа отличается от обычного учебного заведения.

Основные задачи секций и кружков

Для младших учеников занятия зачастую проводятся в форме игр. За счёт таких занятий ученики ещё в раннем возрасте ориентируются на успех, учатся решать нестандартные задачи. Для них самих программы дополнительного образования выглядят как увлекательное проведение собственного досуга в кругу единомышленников. Занятость школьников во внеурочное время способствует укреплению самоорганизованности, стойкости к влиянию негативных факторов окружающей среды, формирует понятие здорового образа жизни.

Планирование времени учащихся

Детские школы дополнительного образования позволяют решить проблему целесообразного проведения досуга учеников, снижая вероятность влияния «плохих компаний». Часто в учреждениях такого типа группы разделяются не по возрасту, а по степени овладения предметом, стимулируя общение между всевозможными возрастными категориями, обладающими различной степенью жизненного опыта. Это даёт позитивные результаты: у детей развиваются социальные навыки общения с единомышленниками всех возрастных групп, стимулируется процесс быстрого взросления.

Нужна ли программа дополнительного образования в школе?

Кружки и различные секции в школе позволяют увеличить учебное пространство за счёт включения учащегося в социальную жизнь, наполненную интересными задачами и проблемами, требующими индивидуального подхода в решении. Активизируется самовыражение и самоутверждение школьников, происходит всестороннее развитие их личностей.

Учреждения дополнительного образования и школа, взаимодействуя, обеспечивают всестороннее интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие ребёнка. Кроме того, малыш начинает понимать, каким образом можно заниматься самосовершенствованием личности. За счёт интеграции основного и дополнительного образования ученики участвуют в различных видах деятельности, обеспечивая взаимосвязь познавательной и творческой сфер.

Дополнительные образовательные программы для детей следует вводить ещё в детском саду, таким образом прививая ребёнку привычку постоянного обогащения своих знаний и умений.

Отсутствие мотивации как основная проблема образовательного процесса

Зачастую с подобными трудностями сталкиваются педагоги общеобразовательных заведений. В учреждениях дополнительного типа ученики обычно делают осознанный выбор. Они сами решают, в какое русло будет направлено их обучение. Если только этот выбор не был навязан им излишне заботливыми родителями. Поэтому мамам и папам следует поинтересоваться: почему у, казалось бы, не имеющих «взрослых проблем» беззаботных школьников часто возникают перегрузки?

Стоит соблюдать золотую середину - у ребёнка обязательно должно оставаться время на игру и прогулки. Ведь если личного пространства будет недостаточно, ученик задействует для отдыха дополнительные занятия. Последствия информационной перегрузки могут быть весьма плачевны: от апатии до яростного протеста.

Перспективы

Жизнь в современном обществе предполагает высокий уровень стресса. По мнению многих учёных, именно творческая деятельность является эффективным средством выведением человека из стрессового состояния. Дети ещё более восприимчивы к внешним воздействиям, поэтому психологи часто рекомендуют им заниматься творчеством дополнительно. Образование в школе, сосредотачиваясь на базовых предметах, на этом этапе не позволяет ученикам получить достаточный уровень творческого роста, который тесно связан с личностным ростом. Поэтому напрашивается вывод: дополнительные и базовые компоненты должны составлять единое образовательное пространство.

К тому же в последнее время многие выпускники сталкиваются с тем, что для поступления в некоторые учебные заведения обычного школьного обучения недостаточно. Поэтому образовательная программа дополнительного образования в школе часто предполагает итоговую аттестацию, по результатам которой обучавшемуся выдаётся документ, свидетельствующий о получении новых знаний и умений. Это позволяет расширить свои возможности при выборе будущей профессии.

Лепка из глины, конструирование кораблей, углубленное изучение английского, - на сегодняшний день сложно представить детское развитие без различных кружков и секций. Некоторые родители стараются найти репетитора для ребенка, однако с этим может справиться дополнительное образование школьников. Оно проводится как на базе самих школ, так и в различных образовательных центрах.

Ни для кого не секрет, что шахматист Анатолий Каспаров, актер Сергей Никоненко, режиссер Ролан Быков и многие другие талантливые люди были выходцами учреждений дополнительного образования. В отличие от школьных уроков, которые каждый ученик вынужден посещать, независимо от собственных стремлений, желаний и способностей, курсы дополнительного образования ребенок может выбрать самостоятельно. Они помогут ему найти и развить свои таланты.

На сегодняшний день все больше элитных образовательных учреждений, будь то школы или ВУЗы, требуют внушительное портфолио, которое невозможно составить без прохождения курсов для школьников. Может быть, ваш ребенок имеет отличный музыкальный слух и неплохо поет? Или же он любит собирать модели самолетов? Или хочет стать экологом? Дополнительное образование поможет определить и развить таланты вашего ребенка, а также найти друзей по интересам.

Зачем нужно дополнительное образование школьникам?


В кружках и секциях
дети учатся общаться
и нередко находят себе
друзей по интересам

Умение красиво рисовать, выигрывать на шахматных турнирах, играть на скрипке, быстро бегать, - эти и многие другие способности ваш ребенок сможет получить в заведениях дополнительного образования школьников. К тому же различные кружки и секции также могут стать отличным подспорьем для изучения многих школьных дисциплин. Дополнительное образование может многое дать ребенку в вопросе воспитания, социализации и развития.

  • Выявление и развитие способностей. Ваша дочь проводит много времени за рисованием, а сын постоянно пропадает на футбольном поле? А может быть, школьник не знает, чем занять свое время? Кружки помогут вашему ребенку найти себя и развить собственный талант. , школы искусств, научные курсы, - благодаря широкому спектру предлагаемых сегодня учреждений дополнительного образования школьник сможет подобрать кружок практически любого направления.
  • Социализация. Что может быть веселей и интересней, чем делать что-то в компании единомышленников?! Кружки - это не только любимое занятие, но и общение с детьми, которые увлечены тем же самым. Обсуждать фильмы в клубе кинолюбителей, играть в баскетбол и болеть за свою команду, петь в хоре, - курсы дополнительного образования помогут ребенку завязать новые знакомства, завести друзей и взаимодействовать в обществе. Нередко именно в учреждениях дополнительного образования школьники находят себе друзей по интересам, с которыми дружат всю последующую жизнь.
  • Самодисциплина. В клубах, кружках и на курсах для школьников нет строгого контроля, ребенок выбирает их, ориентируясь на свои способности и стремления. Так школьник сам заинтересован в своих успехах и достижениях, поэтому дополнительное образование развивает самоконтроль, самодисциплину и саморазвитие, которые пригодятся ему и на обычных уроках в школе, и в других областях жизни.
  • Профориентация. Играет ли ваш ребенок в теннис или же любит мастерить из глины, любое хобби может перерасти в профессию. Занятия в школе, как правило, ограничены спектром определенных дисциплин, которые не дают всем и каждому раскрыть свои таланты в полной мере. Зато это позволяет школьникам дополнительное образование. Ваш ребенок всерьез увлекается скульптурой или игрой в шахматы? Возможно, это будущий скульптор или шахматист.
  • Углубление и расширение знаний по основным и факультативным дисциплинам. Курсы дополнительного образования помогают не только проявить себя и свои таланты, но и улучшить знания по тем предметам, которые значатся у учащихся в основной школьной программе. К примеру, занятия в кружке права и экономики помогут на уроках обществознания, а кружок робототехники станет отличным помощником в изучении физики. С этой же задачей справится репетитор для ребенка. Некоторые курсы занимаются .

Направления дополнительного образования

Направления и программы дополнительного образования бывают совершенно различными, и каждый ребенок сможет найти что-то по душе. По своей специфике все кружки и курсы дополнительного образования делятся на несколько групп:

  • Художественно-эстетическое направление (творческие студии, музыкальные и художественные школы, танцевальные, литературные, театральные кружки и т.д.);
  • Культурологическое направление (книжные клубы, музееведческие, искусствоведческие и библиотековедческие кружки, историко-культурологические центры и т.д.);
  • Научно-техническое направление (компьютерные курсы, станции юных техников, кружки робототехники, конструирования самолетов, кораблей и т.д.);
  • Естественнонаучное направление (географические , физические, химические кружки, курсы астрономии, медицины и т.д.);
  • Эколого-биологическое направление (станции юных натуралистов, курсы экологии и краеведения и т.д.);
  • Военно-патриотическое направление (военно -спортивные секции, историко-патриотические кружки, поисковые работы и т.д.);
  • Физкультурно-спортивное направление (спортивные секции, лечебная физкультура, кружки спортивного ориентирования и туризма, занятия в спортивных залах и т.д.);
  • Социально-педагогическое направление (кружки , посвященные здоровому образу жизни, благотворительные организации, социальные молодежные движения и т.д.);
  • Экономико-правовое направление (курсы экономики, политологии и права).


Кружки делают ребенка
самостоятельнее и прививают
дисциплину

Организации дополнительного образования и репетиторы

Курсы дополнительного образования могут проводиться в школе, где учится ребенок, так и в других образовательных организациях. При этом посещать курсы в школе после уроков будет значительно удобнее и самому ребенку. Но, к сожалению, в школах выбор кружков бывает ограничен, и в них может не оказаться нужного курса.

Удачным вариантом станет образовательный центр с различными кружками, которые имеют общую направленность. К примеру, ваш ребенок увлекается естественными науками. Разве не здорово, если кружок химии и биологии будет находиться в одном и том же месте?! Это же касается различных школ искусств, где ребенок сможет учиться играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать.

Особую роль в дополнительном образовании школьников играет репетиторство. Особенно это актуально в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Также репетиторство может помочь отстающим ученикам. При выборе репетитора, обратите внимание на послужной список педагога и его рекомендации. Нередко школьные учителя также занимаются репетиторством. Как найти хорошего читайте на нашем сайте.

Осторожно, время!


При выборе репетитора
необходимо обратить внимание
на его опыт работы
и манеру общения

Конечно, кружки и секции - это здорово: в них ребенок сможет заниматься интересным для него делом, развивать полезные навыки и находить новых друзей. Поэтому стремление многих родителей отправить своего ребенка в кружок вполне оправдано. Однако на сегодняшний день различные курсы для школьников превратились в модную тенденцию, а потому некоторые родители стараются направить свое чадо в как можно большее количество кружков.

При всех своих преимуществах множество кружков вовсе не пойдет ребенку на пользу, ведь у него совсем не останется свободного времени. Занятия в большинстве кружков проводится два раза в неделю, тогда как дети, серьезно занимающиеся спортом, тренируются почти каждый день. И не стоит забывать, что ребенку необходимо уделять время домашней работе, прогулкам и отдыху.

Если вы хотите отдать своего ребенка в кружок, обязательно обратите внимание на правильное распределение времени. У школьника не должна быть загружена вся неделя! Лучше ограничиться одним-двумя кружками или секциями. Если ваш ребенок очень активен, для всестороннего развития педагоги рекомендуют выбрать три разных курса: научный, творческий и спортивный. Большее количество кружков чревато переутомлением.

Также необходимо иметь в виду, что направление дополнительного образования ребенок должен выбрать самостоятельно, иначе он быстро забросит свое начинание.

Дополнительное образование школьников

Курсы дополнительного образования станут местом, где ваш ребенок обязательно встретит новых друзей и единомышленников. Такое обучение будет личностно значимым, повысит мотивацию и самоорганизацию школьника. Интересный кружок может стать не только местом труда, но и отдыха, ведь от любимых занятий устать невозможно.

Конструирование самолетов, игра на флейте или фигурное катание, - дополнительное образование школьников станет не только интересным времяпрепровождением, но и возможностью реализовать свои таланты и мечты. Возможно, ваш ребенок превратит детское увлечение фотографией или резьбой по дереву в профессию, в которой добьется больших успехов.



Поделиться